Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Роль профессиональных сообществ в становлении молодого специалиста

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3446

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Иванова А.А., Макогон Н.В. Роль профессиональных сообществ в становлении молодого специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(10):3446. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3446

For citation:


Ivanova A.A., Makogon N.V. Role of professional associations in the development of a young specialist. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(10):3446. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3446

Профессиональные медицинские сообщества объединяют специалистов различных областей медицины, ведущих активную научную и практическую деятельность. Под эгидой всероссийских обществ и ассоциаций проводятся крупнейшие конгрессы, съезды и конференции, где специалисты имеют возможность представлять результаты своих исследований, обмениваться опытом, укреплять международное и межрегиональное взаимодействие. Подобные сообщества возглавляют эксперты и ведущие специалисты своих областей знаний. Среди важнейших функций профессиональных обществ можно выделить:

  • образовательную деятельность,
  • организацию тематических мероприятий,
  • формирование рабочих групп и секций, занимающихся узкоспециализированными проблемами,
  • разработку клинических рекомендаций,
  • выявление проблем системы здравоохранения и предложение их решений,
  • внедрение новых программ медицинской помощи,
  • координацию деятельности специалистов по всей стране [1].

Образовательная деятельность профессиональных ассоциаций является важнейшим звеном системы непрерывного профессионального образования, играет решающую роль в поддержании квалификации специалистов. Примером этому могут служить многочисленные программы, которые разрабатываются ведущими университетами страны совместно с профессиональными сообществами [2]. В большинстве случаев образовательные мероприятия носят односторонний характер: эксперты делятся своими знаниями, а менее опытные молодые специалисты выступают в роли слушателей. Очевидно, что для активной работы в составе профессионального сообщества необходимо обладать клиническим и научным опытом, быть экспертом в определенной области. У молодых специалистов также есть потребность в самореализации, представлении собственных научных данных, практике публичных выступлений, однако недостаток опыта, неуверенность в себе или отсутствие профессиональных связей со старшими коллегами могут препятствовать их развитию в профессиональных ассоциациях.

В настоящее время медицинское образование представляет собой непрерывный континуум, являясь частью которого будущий специалист получает доступ к неограниченным информационным ресурсам, а также имеет возможность воспользоваться поддержкой той организации, где он получает образование [3]. В большинстве ведущих медицинских университетов страны учреждены многочисленные студенческие организации с разнообразным функционалом. Студенческие научные общества занимаются организацией студенческих научных кружков, молодежных конференций, фестивалей и съездов, профкомы обучающихся координируют работу общественных, культурных и спортивных секций и сообществ, налаживают взаимодействие профессорско-преподавательского состава и учащихся [4]. Студенты имеют возможность обратиться за поддержкой к членам студенческих организаций или вступить в их состав и получить первый опыт научной деятельности, подготовить свои первые публичные выступления. Более того, во время обучения студенты могут присоединиться к работе клинических и научных подразделений своего высшего учебного заведения. В рамках внеучебной деятельности совершенствуются и так называемые "soft skills" — коммуникативные навыки, навыки презентации докладов, взаимодействие с коллегами и пациентами [5]. Во время обучения в ординатуре и аспирантуре молодым специалистам также оказывается помощь и содействие со стороны организации, в которой они получают образование [6].

По окончании программ профессионального медицинского образования молодой специалист приступает к трудовой деятельности на своем первом рабочем месте. Значительная часть выпускников программ специалитета становится врачами первичного звена здравоохранения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, где научные подразделения часто отсутствуют. Определенная часть выпускников становятся врачами частных медицинских учреждений, где в большинстве случаев также отсутствуют научные подразделения. На данном этапе у молодого специалиста формируется запрос на самореализацию, ответ на который способны дать профессиональные медицинские ассоциации, а именно, их молодежные подразделения [7].

В большинстве крупных профессиональных медицинских сообществ созданы рабочие группы, секции и общества, которые ведут активную деятельность, направленную на поддержку молодых специалистов. Например, в составе Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) функционирует секция "Специалисты нового поколения", основной целью которой является формирование комфортной рабочей и научной среды для молодых специалистов здравоохранения, обеспечение возможностей для самореализации молодежи со всей страны при помощи очного и дистанционного взаимодействия с использованием инновационных подходов [8]. Среди ключевых задач секции — содействие молодым специалистам в планировании, организации и проведении научных исследований и лечебной работы, организация образовательных мероприятий для обмена знаниями и опытом, обеспечение взаимодействия начинающих специалистов и экспертов в различных областях медицины. Работа в секции открывает возможности для взаимодействия с другими секциями РОПНИЗ, закладывает фундамент для построения личного бренда врача, что обеспечивает закономерный личностный и профессиональный рост [9]. В течение 2021 и 2022гг члены секции представляли РОПНИЗ на всероссийских конференциях и конгрессах, выступали организаторами ряда молодежных мероприятий и симпозиумов, активно взаимодействовали с молодежными ассоциациями других профессиональных сообществ, становились победителями и призерами всероссийских конкурсов и олимпиад. Члены секции "Специалисты нового поколения" отмечают, что членство в секции открывает возможности для реализации собственных идей, позволяет получить опыт публичных выступлений, уникальный организаторский, научный и клинический опыт.

Профессиональные компетенции, которые получают участники молодежных подразделений медицинских ассоциаций, способствуют более быстрому профессиональному росту и всестороннему развитию. Накопленный опыт и взаимодействие с ведущими специалистами интересующей области знаний обеспечивают эффективную интеграцию в профессиональную среду. Таким образом, молодежные секции и рабочие группы всероссийских медицинских обществ являются важнейшим звеном системы, которая направлена на повышение профессионального уровня молодых врачей и ученых.

Список литературы

1. Астанина С.Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1):3192. doi:10.15829/1728-8800-2022-3192.

2. Сироткина О.В., Ищук Т. Н., Пармон Е.В., Шляхто Е.В. Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование института независимых профессиональных экспертов. Российский кардиологический журнал. 2016;(9):41-5. doi:10.15829/1560-4071-2016-9-41-45.

3. Астанина С.Ю. Инновации в медицинском образовании — преимущества и риски. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3359. doi:10.15829/1728-8800-2022-3359.

4. Сироткина О. В., Ищук Т. Н., Пармон Е.В. и др. Совершенствование непрерывного медицинского развития специалистов лечебного дела. Российский кардиологический журнал. 2020;25(11):4176. doi:10.15829/29/1560-4071-2020-4176.

5. Кудинова М. А., Шайдюк О. Ю. Необходимость развития личностных компетенций врача-кардиолога. Российский кардиологический журнал. 2021;26(9):4680. doi:10.15829/1560-4071-2021-4680.

6. Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3160. doi:10.15829/1728-8800-2022-3160.

7. Верткин А. Л. Образование поликлинического врача — в центре треугольника проблем. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2017;16(2):4-7. doi:10.15829/1728-8800-2017-2-4-7.

8. Драпкина О.М. Информационные технологии в кардиологии. Перспективы развития. Российский кардиологический журнал. 2013;(4):23-7. doi:10.15829/1560-4071-2013-4-23-27.

9. Беззубенко О.И. Бренд-статус врача как основа профессионального и личностного роста медицинского специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(7):3349. doi:10.15829/1728-8800-2022-3349.


Об авторах

А. А. Иванова
ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России; Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ)
Россия

Врач-кардиолог, младший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения.

Москва



Н. В. Макогон
ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России; Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ)
Россия

Врач-кардиолог, младший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения.

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Иванова А.А., Макогон Н.В. Роль профессиональных сообществ в становлении молодого специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(10):3446. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3446

For citation:


Ivanova A.A., Makogon N.V. Role of professional associations in the development of a young specialist. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(10):3446. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3446

Просмотров: 446


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)