Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Концепция преподавания терапевтических дисциплин

https://doi.org/10.15829/1728-88002023-3912

EDN: JIJZNU

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Бурное развитие медицинской науки, из года в год возрастающий объем научно-технической информации, значительные успехи практического здравоохранения, все более широкое оснащение лечебно- профилактических учреждений сложной современной аппаратурой и оборудованием требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки врачебных кадров.

Для цитирования:


Онучина Е.В., Голубчикова М.Г. Концепция преподавания терапевтических дисциплин. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(4S):3912. https://doi.org/10.15829/1728-88002023-3912. EDN: JIJZNU

For citation:


Onuchina E.V., Golubchikova M.G. The concept of teaching internal medicine subjects. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(4S):3912. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-88002023-3912. EDN: JIJZNU

Введение

Бурное развитие медицинской науки, из года в год возрастающий объем научно-технической информации, значительные успехи практического здравоохранения, все более широкое оснащение лечебно-профилактических учреждений сложной современной аппаратурой и оборудованием требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки врачебных кадров. Это определяет новые функции врача-преподавателя, заставляет его по-другому выстраивать свою педагогическую траекторию. Обучающиеся, с которыми приходится работать педагогам в дополнительном образовании, очень часто достаточно хорошо подготовлены, обладают высоким уровнем информационной компетентности и могут сами осваивать новые знания. Это также говорит о необходимости изменения функции преподавателя, отправной точкой для которого должен стать анализ собственных педагогических возможностей, сильных и слабых сторон.

Современный образовательный процесс представляет собой совместную работу его субъектов (преподавателя и обучающегося), находящихся в постоянном поиске, что и обеспечивает необходимость опоры на актуальные методологические подходы в работе с обучающимися.

Реализуя программы дополнительного образования на кафедре терапии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования — филиала ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования", мы опираемся на два ключевых подхода — андрагогический и компетентностно-деятельностный.

Построение процесса профессиональной подготовки, отвечающей "вызовам" времени, становится возможным посредством внедрения в практику профессионального образования компетентностного подхода, согласно которому целью профессиональной подготовки специалиста становится становление его профессиональной компетентности.

Компетентностно-деятельностный подход ориентирует на четкую формулировку результатов образования на языке деятельности, нацеливает на использование понятия "компетенция", как четкую характеристику конечного результата обучения по данной программе, который проектирует преподаватель. В процессе освоения программы данный подход способствует формированию у обучающихся понимания конечных результатов и своей роли в их достижении.

Андрагогический подход актуализирует поисковый характер деятельности взрослого обучающегося, формирует у него мотивацию к освоению новой информации, потребность в самообразовании, изучении передового опыта, повышении своего мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию.

Преподавателю, следовательно, необходимо создавать условия для подготовки учащегося нового типа — учащегося-исследователя. Такое обучение может осуществляться совместно с другими людьми, в большой группе, но все изменения в каждом человеке в процессе обучения глубоко индивидуальны. Поскольку обучение может быть эффективным, только если оно внутренне мотивировано для слушателя, то сам обучающийся должен быть активным "элементом" процесса обучения, нацеленным на субъективное "открытие" новых для себя знаний и навыков.

Таким образом, в реализации дополнительной образовательной программы повышения квалификации врачей "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике врача-терапевта" имеет место интеграция медицинского и педагогического знания, которая происходит в направлении обеспечения грамотного использования достижений педагогической науки в реальном процессе взаимодействия с обучающимися.

Основные категории, используемые в концепции

В 1976г специалистами UNESCO было дано следующее определение взрослого человека: "Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит". В современном мире, как правило, взрослым называют человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в т.ч. экономическую и моральную) и поведение.

В рамках реализации программ дополнительного образования для повышения квалификации врачей, для нас актуальным является понятие "образование взрослых", которое можно трактовать как совокупность непрерывных процессов обучения (от формального до полного набора всех его неофициальных форм и видов, с помощью которых взрослые люди удовлетворяют свои образовательные интересы и потребности).

В данном контексте профессиональное обучение — это все действия, которые выполняются людьми с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими для того, чтобы адекватно и в полной мере выполнять профессиональные задачи.

Существуют отличия процесса обучения взрослых от обучения детей, юношей и молодежи, что позволило выделить особый раздел дидактики "андрагогика" и андрагогическую модель организации обучения. Андрагогика (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж, ago — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.

Андрагогическая модель обучения — технология организации деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: а) обучающийся в силу объективных факторов (сформированность личности, независимое экономическое, юридическое, социальное и психологическое положение, большой жизненный опыт, наличие серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться, ориентация на немедленное использование полученных в процессе обучения компетенций) играет ведущую роль в организации процесса своего обучения, определяя совместно с обучающим все его параметры: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения; б) обучающий выступает в роли консультанта, эксперта по технологии обучения, оказывая обучающемуся помощь в организации процесса обучения.

Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. Соответствие лица занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Это то, чего достиг из желаемого конкретный человек, состоявшееся личностное качество (характеристика) обучающегося.

Профессиональная компетентность — готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы — это его способность и готовность выполнить деятельность, которая обеспечивает достижение каждым обучаемым образовательных результатов востребованного им и социумом уровня качества. Эта деятельность опосредована психическим образом компетенции, который выступает в ориентировочной функции к процессу решения преподавателем профессиональных задач.

Ведущие идеи и их обоснование

Преподавание дополнительной образовательной программы повышения квалификации врачей "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике врача-терапевта" основывается на принципах обучения взрослых, которые не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними. Однако их действие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.

Во взаимодействии со слушателями мы берем за основу следующие андрагогические принципы обучения.

  1. Приоритет самостоятельного обучения.Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый). Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Поскольку программы повышения квалификации, как правило, краткосрочны, в период их реализации важно показать слушателям возможности их дальнейшего профессионального развития, как в период обучения, так и после его окончания.
  2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу, профессиональный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег.
  4. Индивидуализация обучения. Взрослый человек обучается для решения важной профессиональной проблемы и достижения конкретной цели. В соответствии с этим принципом, каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях, и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности слушателя.
  5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
  6. Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом, обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности. А с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
  7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
  8. Принцип элективности обучения. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. Данный принцип означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
  9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
  10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения1.

Психолого-педагогические условия реализации Концепции

Исследования психологов и педагогов показали, что обучение знаниям и умениям идет гораздо эффективнее, если система "учащийся — педагог" включает не только передачу собственно учебной информации — прямую связь, но обратную связь, т.е. сигналы о качестве усвоения этой информации. Чем сложнее область обучения, тем настоятельнее возникает необходимость эффективно управлять мыслительными операциями обучающихся. Это возможно с помощью механизмов, раскрытых в компетентностно-деятельностном подходе.

Среди психолого-педагогических условий реализации концепции можно выделить следующие2.

  1. Работая со взрослыми обучающимися, важно находить эффективные способы психологического включения их в деятельность, для этого необходимо организовывать этапы мотивации и целеполагания, в процессе которых актуализируются мотивы участия слушателей в данном цикле обучения и совместно формулируется цель в виде прообраза конечного результата обучения.
  2. В процессе изложения нового материала преподаватель не просто передает нужную информацию, а организует учебно-исследовательскую деятельность слушателей, через проработку нормативных документов и построение сначала в совместной деятельности, а затем в индивидуальной самостоятельной деятельности построение схем ориентировочной основы деятельности (схемы ориентировки), как системы условий, вынуждающих действовать правильно, без ошибок.
  3. Разрабатываемые схемы ориентировки должны быть полными, обобщенными, системно-структурными, построенными самими обучающимися, следовательно, ими понимаемы, осознаваемы, легко применимыми и предупреждающими ошибки.
  4. "Переход" схем ориентировочной основы деятельности в умственный план возможен через решение ситуационных, клинических, управленческих задач, тестов, кейсов и других заданий, а также через включение слушателей в разные формы деятельности: совместную, полуиндивидуальную, индивидуальную. В процессе обсуждения слушатели используют громкую речь, речь про себя, внутреннюю речь, что в совокупности работает на создание психического образа изучаемой деятельности и его усвоение.
  5. Наибольшая эффективность усвоения образа предстоящей деятельности происходит, если на этапе контроля и оценки деятельности, преподаватель организует самоконтроль с помощью разработанных заранее эталонов и ключей; самооценку, предлагая слушателям критерии оценки собственной деятельности и самокоррекцию в случае выявления ошибок.
  6. Важным заключительным этапом деятельности является рефлексия, как обращение назад и обсуждение здесь-и-сейчас, что получил слушатель в процессе освоения нового материала. Вопросы рефлексивного этапа могут быть связаны с полученным продуктом по отношению к поставленной цели, и результатом по отношению к исходным мотивам включения в обучение. А также анализируется конечный результат через понятия деятельности, системы, логики, предметного содержания.

Таким образом, свою практическую деятельность в изучаемой области врачи будут реализовывать с опорой на сформированный нормативный образ данной деятельности, который должен быть усвоен в процессе цикла повышения квалификации.

Результативность

Результаты применения компетентностно-деятельностного подхода на уровне преподавателя — это повышение компетентности самих преподавателей через разработку учебно-методических материалов, учебных пособий, позволяющих преподавать новые курсы, обучать врачей актуальным знаниям и умениям. На уровне слушателей результаты обучения проявляются в формировании новых и развитии имеющихся компетенций, связанных с актуальными проблемами в области здравоохранения, которые будут применяться в непосредственной профессиональной деятельности специалистов.

Результатом применения андрагогического подхода является не только создание правильных условий взаимодействия со слушателями, но и в перспективе перенос андрагогической модели на взаимодействие врача и пациента, поскольку врач во взаимодействии с пациентом удовлетворяет его образовательные потребности относительно здоровья, поведения во время болезни, правильной профилактики заболеваний и поддержания здорового образа жизни.

Педагогический опыт реализации положений Концепции преподавания терапевтических дисциплин

Основные идеи и положения Концепции нашли отражение в дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации врачей "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями" (срок освоения 36 академических часов).

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей

"Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями"3

(срок обучения 36 академических часов)

  1. Общая часть

1.1. Цель программы — совершенствование компетенций врача, необходимых для организации и проведения диспансерного наблюдения пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), в т.ч. в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включая лиц, перенесших COVID-19.

1.2. Решаемые задачи:

Формирование знаний:

– нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих организацию и проведение диспансерного наблюдения;

– особенностей проведения лечебно-диагностических мероприятий и профилактики осложнений у пациентов с ХНИЗ;

– особенностей организации и проведения диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ;

– особенностей организации и проведения диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ в период пандемии COVID-19;

– особенностей организации и проведения диспансерного наблюдения лиц, перенесших COVID-19.

Формирование умений:

– проводить лечебно-диагностические мероприятия у пациентов с ХНИЗ;

– проводить профилактику осложнений у пациентов с ХНИЗ;

– проводить диспансерное наблюдение пациентов с ХНИЗ;

– проводить диспансерное наблюдение пациентов с ХНИЗ в период пандемии COVID-19;

– проводить диспансерное наблюдение лиц, перенесших COVID-19;

– оформления медицинской документации при организации диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ, включая период пандемии.

Сформирование навыков:

– организации диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ;

– ведения медицинской документации при организации и проведении диспансерного наблюдения.

Обеспечить приобретение опыта деятельности:

– осуществления профессиональной деятельности по организации и проведению диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ, в т.ч. в период пандемии, включая лиц, перенесших COVID-19.

1.3. Актуальность программы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональных компетенций в целях подготовки врачей к организации и проведению диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ. Организация диспансерного наблюдения ХНИЗ, в т.ч. в условиях пандемии COVID-19, включая лиц, перенесших COVID-19, позволяет снизить заболеваемость и смертность населения Российской Федерации, а также сохранить трудоспособность и увеличить продолжительность жизни пациентов.

1.4. Программа является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения врачей по теме "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями" в дополнительном профессиональном образовании и разработана на основе действующих нормативно-правовых и методических документов, современных научно обоснованных данных по проблеме первичной профилактики.

1.5. Преподавание дополнительной образовательной программы повышения квалификации врачей "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями" основывается на принципах обучения взрослых, которые не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Частично они их развивают, частично коррелируют с ними. Однако их действие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточно четкой спецификой.

Во взаимодействии со слушателями используются андрагогические принципы обучения:

1) Приоритет самостоятельного обучения. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый). Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Поскольку программы повышения квалификации, как правило, краткосрочны, в период их реализации важно показать слушателям возможности их дальнейшего профессионального развития, как в период обучения, так и после его окончания.

2) Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3) Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу, профессиональный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег.

4) Индивидуализация обучения. Взрослый человек обучается для решения важной профессиональной проблемы и достижения конкретной цели. В соответствии с этим принципом, каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях, и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности слушателя.

5) Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6) Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом, обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности. А с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

7) Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.

8) Принцип элективности обучения. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. Данный принцип означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.

9) Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10) Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения1.

1.6. Компетенции врачей, подлежащие совершенствованию в результате освоения программы:

универсальные компетенции (далее — УК):

– готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

профессиональные компетенции (далее — ПК):

в профилактической деятельности:

– готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

в диагностической деятельности:

– готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

в лечебной деятельности:

– готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании терапевтической медицинской помощи (ПК-6);

– готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11).

1.7. Контингент обучающихся:

– по основной специальности: врач-терапевт;

– по смежным специальностям: врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-гериатр, врач-кардиолог, врач-пульмонолог, врач-гастроэнтеролог, врач-эндокринолог, врач отделения (кабинета) медицинской профилактики.

1.8. Паспорт компетенций, обеспечивающих выполнение трудовой функции4

Индекс компетенции

Знания, умения, навыки, опыт деятельности

Форма контроля

Совершенствуемые компетенции

УК-1

Знания:

– сущности методов системного анализа, системного синтеза для создания клинико-диагностической и лечебной, профилактической, реабилитационной концепции.

Т/К

Умения:

– выделять и систематизировать существенные свойства и связи предметов, отделять их от частных свойств; анализировать и систематизировать любую поступающую информацию;

– выявлять основные закономерности изучаемых объектов с целью определения тактики ведения пациента.

Т/К

Навыки:

– сбора, обработки информации по профессиональным проблемам;

– выбора методов и средств решения профессиональных задач.

Т/К

Опыт деятельности:

– решение профессиональных задач.

ИА

ПК-2

Знания:

– законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья, санитарных правил и норм;

– нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих порядки проведения диспансерного наблюдения;

– принципов диспансерного наблюдения за пациентами с неинфекционными заболеваниями и факторами риска в соответствии нормативными правовыми актами и иными документами.

Т/К

Умения:

– проводить диспансерное наблюдение в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами.

Т/К

Индекс компетенции

Знания, умения, навыки, опыт деятельности

Форма контроля

 

Навыки:

– работать с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандарта медицинской помощи.

Т/К

Т/К

Опыт деятельности:

– проведение профилактической деятельности;

– осуществление диагностической деятельности.

ИА

ПК-5

Знания:

– порядков, стандартов, клинических рекомендаций (протоколов) оказания медицинской помощи;

– методов лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинских показаний к проведению исследований, правил интерпретации их результатов.

Т/К

Умения:

– обосновать необходимость и объем клинического, инструментального и лабораторного обследования пациента;

– анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований;

– интерпретировать результаты лабораторных, функциональных, эндоскопических методов обследования пациентов, морфологических, ультразвуковых, лучевых методов исследования пациентов.

Т/К

Навыки:

– составление заключений по данным лабораторных, функциональных, эндоскопических методов обследования пациентов, морфологических, ультразвуковых, лучевых методов исследования пациентов.

Т/К

Опыт деятельности:

– осуществление диагностической деятельности;

– осуществление организационно-управленческой деятельности.

ИА

ПК-6

Знания:

– порядков, стандартов, клинических рекомендаций (протоколов) оказания медицинской помощи;

– принципов и методов применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания при заболеваниях органов пищеварения в соответствии с действующими порядками, стандартами, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Т/К

Умения:

– осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию;

– проводить полное физикальное обследование пациента и интерпретировать его результаты,

– анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований;

– осуществлять раннюю диагностику заболеваний;

– проводить дифференциальную диагностику с другой патологией;

– применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками, стандартами, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;

– составлять план лечения заболевания пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками, стандартами, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;

– назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками, стандартами, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;

– оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания.

Т/К

Навыки:

– консультирования пациентов при различных состояниях и заболеваниях;

– оценки данных дополнительных методов обследования для создания клинической концепции при различных патологических состояниях и заболеваниях;

– выбора индивидуальных методов и тактики ведения и лечения пациентов при различных заболеваниях органов пищеварения;

– обучения пациентов и членов их семей контролю за течением заболеваний.

Т/К

Опыт деятельности:

– осуществление диагностической деятельности;

– осуществление лечебной деятельности;

– осуществление организационно-управленческой деятельности.

ИА

ПК-11

Знания:

– действующих порядков, стандартов, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Т/К

Индекс компетенции

Знания, умения, навыки, опыт деятельности

Форма контроля

 

Умения:

– обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах должностных обязанностей;

– оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания.

Т/К

Навыки:

– использования стандартов оказания медицинских услуг;

– применения принципов доказательной медицины для оценки качества выполненной работы;

– оценки эффективности мероприятий по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

– уметь выполнять аудитный проект;

– уметь выявлять недостатки своей работы.

Т/К

Опыт деятельности:

– осуществление диагностической деятельности;

– осуществление организационно-управленческой деятельности.

ИА

Примечание: ИА – итоговая аттестация, Т/К – текущий контроль.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей

"Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями"

Контингент обучающихся:

— по основной специальности: врач-терапевт;

— по смежным специальностям: врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-гериатр, врач-кардиолог, врач-пульмонолог, врач-гастроэнтеролог, врач-эндокринолог, врач отделения (кабинета) медицинской профилактики.

Общая трудоемкость: 36 академических часов.

Форма обучения: очная, с применением дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ).

Наименование дисциплин (модулей) и разделов

Трудоёмкость (акад. час)

Формы обучения

Формируемые компетенции

Форма контроля

Лекции5

СЗ/ПЗ

ОСК

Стажировка

ДО

1.

Учебный модуль 1 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике врача-терапевта"

1.1.

Нормативные документы, регламентирующие диспансерное наблюдение. Ведение медицинской документации при организации диспансерного наблюдения. Оценка эффективности диспансерного наблюдения

2

2

УК-1, ПК-2, ПК-11

Т/К

1.2.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями системы кровообращения в практике врача-терапевта

7

7

ПК-2, ПК-5, ПК-6

Т/К

1.3.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов дыхания в практике врача-терапевта

4

       

4

ПК-2, ПК-5, ПК-6

Т/К

1.4.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов пищеварения в практике врача-терапевта

15

       

15

ПК-2, ПК-5, ПК-6

Т/К

1.5.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями других систем органов в практике врача-терапевта

2

       

2

ПК-2, ПК-5, ПК-6

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 1

30

30

УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-11

 

Наименование дисциплин (модулей) и разделов

Трудоёмкость (акад. час)

Формы обучения

Формируемые компетенции

Форма контроля

Лекции5

СЗ/ПЗ

ОСК

Стажировка

ДО

2.

Учебный модуль 2 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, систем органов дыхания и пищеварения в практике врача-терапевта в условиях пандемии COVID-19. Диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19"

2.1.

Нормативные документы, регламентирующие диспансерное наблюдение в период пандемии COVID-19

1

1

УК-1, ПК-2, ПК-11

Т/К

2.2.

Особенности диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ в практике врача-терапевта в условиях пандемии COVID-19

1

1

ПК-2

Т/К

2.3.

Диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19

2

       

2

ПК-2

Т/К

Трудоемкость учебного модуля 2

4

4

УК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-11

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

2

2

УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-11

С/Т

Общая трудоемкость освоения программы

36

36

Примечание: ДО — дистанционное обучение, ОСК — обучающий симуляционный курс, С/Т — тестирование, СЗ/ПЗ — семинарские и практические занятия, Т/К — текущий контроль.

  1. Учебно-тематический план

Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей

"Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями"

Наименование дисциплин (модулей) и разделов

Трудоемкость (акад. час.)

Формируемые компетенции

В том числе

Обучение с использованием ДОТ

Обучение с отрывом от работы

Слайд-лекции

Форма и вид контроля

Лекции

СЗ/ПЗ

Форма и вид контроля

1.

Учебный модуль 1 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике врача-терапевта"

30

УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-11

30

Т/К

1.1.

Нормативные документы, регламентирующие диспансерное наблюдение. Ведение медицинской документации при организации диспансерного наблюдения. Оценка эффективности диспансерного наблюдения

2

УК-1, ПК-2, ПК-11

2

Т/К Интерактивный опрос

1.2.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями системы кровообращения в практике врача-терапевта

7

ПК-2, ПК-5, ПК-6

7

Т/К Представление контрольных заданий

1.3.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов дыхания в практике врача-терапевта

4

ПК-2, ПК-5, ПК-6

4

Т/К Представление контрольных заданий

1.4.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов пищеварения в практике врача-терапевта

15

ПК-2, ПК-5, ПК-6

15

Т/К Представление контрольных заданий

1.5.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями других систем органов в практике врача-терапевта

2

ПК-2, ПК-5, ПК-6

2

Т/К Представление контрольных заданий

2.

Учебный модуль 2 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, систем органов дыхания и пищеварения в практике врача-терапевта в условиях пандемии COVID-19. Диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19"

4

УК-1, ПК-2, ПК-11

4

Т/К

Наименование дисциплин (модулей) и разделов

Трудоемкость (акад. час.)

Формируемые компетенции

В том числе

Обучение с использованием ДОТ

Обучение с отрывом от работы

Слайд-лекции

Форма и вид контроля

Лекции

СЗ/ПЗ

Форма и вид контроля

2.1.

Нормативные документы, регламентирующие диспансерное наблюдение в период пандемии COVID-19

1

УК-1, ПК-2, ПК-11

1

Т/К Интерактивный опрос

2.2.

Особенности диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ в практике врача-терапевта в условиях пандемии COVID-19

1

ПК-2

1

Т/К Групповая дискуссия

2.3.

Диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19

2

ПК-2

2

Т/К Деловая игра

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

2

2

С/Т

Итого

36

УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-11

36

Примечание: С/Т — тестирование, Т/К — текущий контроль.

  1. Календарный учебный график

Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей

"Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями"

Сроки обучения: согласно Учебно-производственного плану.

Наименование дисциплин (модулей)

1Неделя

Трудоемкость освоения (акад. час)

Учебный модуль 1 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в практике врача-терапевта"

30

Учебный модуль 2 "Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, систем органов дыхания и пищеварения в практике врача-терапевта в условиях пандемии COVID-19. Диспансерное наблюдение пациентов, перенесших COVID-19"

4

Итоговая аттестация

2

Общая трудоемкость программы

36

  1. Рабочие программы учебных модулей

Рабочая программа учебного модуля 1

"Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями"

Трудоемкость освоения: 30 академических часов.

Трудовые функции:

А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза;

А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;

А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

А/06.7 Ведение медицинской документации.

Содержание рабочей программы учебного модуля

Код

Наименование разделов и тем

1.1.

Нормативные документы, регламентирующие диспансерное наблюдение. Ведение медицинской документации при организации диспансерного наблюдения. Оценка эффективности диспансерного наблюдения

1.2.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями системы кровообращения в практике врача-терапевта

1.2.1.

Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением

1.2.2.

Ишемическая болезнь сердца. Наличие аортокоронарного шунтового трансплантанта. Наличие коронарного ангиопластического имплантанта и трансплантанта

1.2.3.

Предсердно-желудочковая блокада и блокада ЛНПГ; другие нарушения проводимости; остановка сердца; пароксизмальная тахикардия; фибрилляция и трепетание предсердий; другие нарушения сердечного ритма. Наличие искусственного водителя сердечного ритма

1.2.4.

Сердечная недостаточность

1.2.5.

Закупорка и стеноз сонной артерии

1.2.6.

Нарушение обмена липопротеинов и другие липидемии

Код

Наименование разделов и тем

1.2.7.

Последствия субарахноидального, внутричерепного, другого нетравматического кровоизлияния, последствия инфаркта мозга и инсульта, не уточненные как кровоизлияния или инфаркт мозга. Другие уточненные поражения сосудов мозга

1.3.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов дыхания в практике врача-терапевта

1.3.1.

Рецидивирующий и хронические бронхиты

1.3.2.

ХОБЛ с острой респираторной инфекцией нижних дыхательных путей. Другая уточненная ХОБЛ. ХОБЛ неуточненная

1.3.3.

Астма с преобладанием аллергического компонента. Неаллергическая астма. Смешанная астма. Астма неуточненная

1.3.4.

Состояние после перенесенной пневмонии

1.3.5.

Интерстициальные заболевания легких

1.4.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями органов пищеварения в практике врача-терапевта

1.4.1.

Эзофагит

1.4.2.

Гастроэзофагеальный рефлюкс с эзофагитом

1.4.3.

Пищевод Барретта

1.4.4.

Ахалазия кардии. Непроходимость пищевода

1.4.5.

Язва желудка

1.4.6.

Язва двенадцатиперстной кишки

1.4.7.

Полип желудка

1.4.8.

Хронический атрофический гастрит. Хронический гастрит неуточненный

1.4.9.

Семейный полипоз толстой кишки, синдром Гартнера, синдром Пейца-Егерса, синдром Турко

1.4.10.

Полипы желудка и ДПК

1.4.11.

Полип прямой кишки

1.4.12.

Болезнь Крона (регионарный энтерит). Язвенный колит

1.4.13.

Хронический панкреатит с внешнесекреторной недостаточностью

1.4.14.

Алкогольный цирроз печени. Первичный билиарный цирроз, вторичный билиарный цирроз, билиарный цирроз неуточненный, другой и неуточненный цирроз печени

1.4.15.

Гепатоцеллюлярная аденома

1.4.16.

Полип желчного пузыря

1.5.

Диспансерное наблюдение пациентов с болезнями других систем органов в практике врача-терапевта

1.5.1.

Предиабет

1.5.2.

Инсулинонезависимый сахарный диабет

1.5.3.

ХБП неуточненная

1.5.4.

Идиопатический остеопороз

Учебно-методическое сопровождение программы учебного модуля

Примерная тематика учебных занятий

Форма занятия

Тема

Формируемые компетенции (индекс)

1.

Онлайн лекция

1. Артериальная гипертензия (1 час)

2. Ишемическая болезнь сердца. Наличие аортокоронарного шунтового трансплантанта. Наличие коронарного ангиопластического имплантанта и трансплантанта (1 час)

3. Сердечная недостаточность (1 час)

4. ХОБЛ (1 час)

5. БА (1 час)

6. ГЭРБ (1 час)

7. Циррозы печени (1 час)

8. Предиабет (1 час)

9. ХБП (1 час)

УК-1

ПК-2

ПК-5

ПК-6

ПК-11

Примечание: БА — бронхиальная астма, ГЭРБ — гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, ХБП — хроническая болезнь почек, ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь легких.

Примерная тематика самостоятельной работы обучающихся

  1. Написание реферата на тему "Нарушение обмена липопротеинов и другие липидемии".
  2. Написание реферата на тему "Диспансерное наблюдение при пищеводе Барретта".
  3. Написание реферата на тему "Диспансерное наблюдение при полипах желудка".
  4. Написание реферата на тему "Диспансерное наблюдение при СД 2 типа".
  5. Написание реферата на тему "Диспансерное наблюдение при ХБП".
  6. Выполнение контрольных заданий по теме модуля (в соответствии с фондом оценочных средств, УК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-11).

Содержание программы, реализуемой с использованием ДОТ, определяется с учетом предложений организаций.

Виды деятельности обучающихся:

— самостоятельную работу с учебными изданиями;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работу с технической, нормативной и другой документацией;

— участие в совещаниях и врачебных комиссиях.

По результатам прохождения текущего контроля успеваемости обучающихся слушателю предлагаются дополнительные материалы и дальнейшее обучение по реализуемой дополнительной профессиональной программе.

В соответствии с методическим обеспечением программы разработаны учебно-методические пособия по каждому классу ХНИЗ. Всего 6 наименований.

Фонд оценочных средств включает тестовые задания, вопросы для собеседования, ситуационные задачи.

Программа реализуется профессорско-преподавательским составом кафедры терапии ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Обучение по представленной программе прошли 362 врача.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

2. Коломиец О. М. Концепция преподавательской деятельности педагога высшей школы в контексте компетентностно-деятельностного подхода. М.: Издательский дом "Развитие образования", 2018. 157 с.

3. Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н. Алгоритм разработки дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов "врач-терапевт", "врач общей практики (семейный врач)", "врач-лечебник (врач-терапевт участковый)". Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. 64 с. EDN LIMWCE.

4. Курс лекций к программе цикла "Особенности педагогического процесса и современные технологии преподавания терапии". Компетентностный формат результатов обучения: учебно-методическое пособие. Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н. М.: Библиотека "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, 2020. 21 с.

5. Лекционные занятия.

Об авторах

Е. В. Онучина
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО "Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования" Минздрава России
Россия

Онучина Елена Владимировна - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры терапии ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии Иркутской области Минздрава России.

Иркутск



М. Г. Голубчикова
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования — филиал ФГБОУ ДПО "Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования" Минздрава России
Россия

Голубчикова Марина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических и информационных технологий ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Иркутск



Рецензия

Для цитирования:


Онучина Е.В., Голубчикова М.Г. Концепция преподавания терапевтических дисциплин. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(4S):3912. https://doi.org/10.15829/1728-88002023-3912. EDN: JIJZNU

For citation:


Onuchina E.V., Golubchikova M.G. The concept of teaching internal medicine subjects. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(4S):3912. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-88002023-3912. EDN: JIJZNU

Просмотров: 326


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)