Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии – программа НОКТЮРН

Полный текст:

Аннотация

Цель. Оценить результативность Школы здоровья для пациентов с АГ в программе НОКТЮРН. Материал и методы. Проведено открытое, многоцентровое, проспективное исследование в 14 регионах РФ с участием 140 врачей практического здравоохранения и 1195 больных мягкой и умеренной АГ. Изучена возможность влияния на суммарный сердечно-сосудистый риск в условиях реальной практики путем оптимизации режима лекарственной терапии – назначения комбинированного препарата Нолипрел® 1 раз в сутки, и коррекции основных факторов риска (ФР) – обучение пациентов в Школе здоровья. Общий период наблюдения составил 48 недель. Результаты. У 66,5% пациентов диагностирована АГ II степени, 32,5% – I степени; 78,3% имели избыточную массу тела (МТ); 21,2% курили; у 76,0% был повышенный уровень стресса; у 66,3% выявлена гиперхолестеринемия (ГХС). Полный период наблюдения завершили 83,4% (n=997). 85,1% пациентов продолжали принимать препарат в течение всего периода наблюдения (в среднем 39,4±12,1 недель). В результате лечения снизилась частота избыточной МТ с 79,0% до 70,2%, курения – с 21,6% до 14,6%, высокого уровня стресса с 81,0% до 71,0%, ГХС с 65,9% до 49,2%. Более чем у половины больных (53,9%) наблюдалось уменьшение степени суммарного сердечно-сосудистого риска по шкале SCORE. Суммарный риск по группе в целом снизился с 2,5% до 1,3%. Заключение. Получены доказательства возможности снижения суммарного риска фатальных сердечнососудистых заболеваний в реальной практике. Это оказалось возможным вследствие тактики сочетанного использования комплекса лечебно-профилактических мер: оптимальный режим медикаментозной терапии и немедикаментозная коррекция сопутствующих ФР при обучении пациентов в Школе здоровья.

Об авторах

А. М. Калинина
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росздрава. Москва
Россия


Р. Г. Оганов
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росздрава. Москва
Россия


Д. В. Небиеридзе
Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росздрава. Москва
Россия


Список литературы

1. Банщиков Г.Т. Опыт работы «Школы АГ». Здравоохранение 2002; 6(XVI): 13-5.

2. Голубев А.Д., Зиньковская Т.М., Завражных Л.А. Обучение больных пожилого и старческого возраста, как основной фактор коррекции сердечно сосудистых и обменных нарушений. Актуальные вопросы внутренней патологии. Нижний Новгород 2001; 101-3.

3. Калинина А.М. Влияние многофакторной профилактики ишемической болезни сердца на некоторые показатели здоровья и прогноз жизни (10-летнее наблюдение). Автореф дисс докт мед наук. Москва 1993.

4. Калинина А.М., Еганян Р.А., Стоногина В.П. и др. Оценка эффективности Школ здоровья для больных с артериальной гипертонией как профилактической медицинской услуги в первичном звене здравоохранения (пособие для врачей). МЗ РФ 2003; 18 с.

5. Классификатор сложных и комплексных медицинских услуг (приказ Минздрава России № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации» 2001.

6. Конради А. О., Соболева А. В., Максимова П.А. и др. Обучение больных гипертонической болезнью – бессмысленная трата времени или реальный инструмент повышения качества контроля заболевания. Артер гиперт 2002; 8(6): 217-20.

7. Концевая А.В. Клиническая эффективность и клиникоэкономическое обоснование обучения больных с артериальной гипертонией. Автореф дисс канд мед наук. Иваново 2005.

8. Лахман Е.Ю. Школа здоровья как метод вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с мягкой и умеренной артериальной гипертонией в первичном звене здравоохранения. Автореф дисс канд мед наук. Иваново 2005.

9. Михайлова Н.В., Калинина А.М., Олейников В.Г. и др. Школа здоровья для пациента – важнейший фактор качества медицинской помощи. Профил забол укреп здор 2004; 2: 3-10.

10. Оганов Р.Г., Небиеридзе Д.В. от имени группы исследователей. Клиническая эффективность нолипрела при лечении артериальной гипертонии. Основные результаты исследования ЭТАЛОН. Кардиология 2004; 44(3): 66-9.

11. Ощепкова Е.В. О федеральной целевой программе “Профилактика и лечение АГ в Российской Федерации”. Профил забол укреп здор 2002; 1: 3-7.

12. Петричко Т.А. Эффективность структурированной обучающей программы в профилактике осложнений АГ путем модификации факторов риска. Автореф дисс канд мед наук. Хабаровск 2002.

13. Приказ МЗ РФ № 4 от 24.01.2003г. «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации».

14. Профилактика, диагностика и лечение первичной АГ в Российской Федерации. (Первый Доклад экспертов ВОЗ, МОГ, ВНОК). Клин фармак тер 2000; 9(3): 5-30.

15. Суркова Е.В., Анциферов М.Б. Роль программы обучения больных сахарным диабетом 2 типа. Пробл эндокрин 1995; 5: 4-6.

16. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний. Основные термины и понятия. Под ред. член-корр. РАМН Вялкова А.И., академика РАМН Оганова Р.Г. Москва 2001.

17. Ушакова С. Е., Концевая А. В., Княжевская О. В. и др. Эффект терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией на приверженность к лечению. Кардиоваск тер профил 2005; 4(1): 32-6.

18. Шальнова С.А. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и показатели ожидаемой продолжительности жизни населения России (по результатам обследования национальной представительной выборки). Автореф дисс докт мед наук. Москва 1999.

19. Шапиро И.А., Калинина А.М. Профилактическая медицинская помощь больным артериальной гипертонией в амбулаторно-поликлинических учреждениях Хабаровского края: состояние и перспективы. Кардиоваск тер профил 2002; 1: 16-22.

20. Щекотов В.В., Зиньковская Т.М., Голубев А.Д. и др. Обучение больных гипертонической болезнью, сахарным диабетом и бронхиальной астмой (теория, методика, результаты). Пермь 2003.

21. Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Информационно-методическое пособие для врачей. Под ред. Р.Г. Оганова. Москва 2002.

22. Cleemut I, Kesteloot K, DeGeest S. A review of the literature on the economics of noncompliance. Room for methodological improvement. Health Policy 2002; 59: 65-94.

23. European guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice. Eur Heart J 2003; 24: 1601-10.

24. Magometschnigg D. Patient compliance of hypertensive patients in the physician’s practice Wien Med Wochenschr 1995; 145: 360-4.

25. Marquez CE, Casado Martinez JJ, Celotti GB, еt al. Treatment compliance in arterial hypertension. A 2-year intervention trial through health education. Aten Primaria 2000; 26(5): 10.

26. Metry JM. Measuring compliance in clinical trials and ambulatory care. In: Drug regimen compliance: issues in clinical trials and patients management. Chichester: Wiley 1999; 1-21.

27. Morisky DE, Levine DM, Green LW, еt al. Five-year blood pressure control and mortality following health education for hypertensive patients. Am J Public Health 1983; 73: 153-62.

28. Nuesch R, Schroeder K, Dieterle T, et al. Relation between insufficient response to antihypertensive treatment and poor compliance with treatment: a prospective case-control study. BMJ 2001; 323: 142-6.

29. www. escardio.org 30. Zernike W, Henderson A. Evaluating the effectiveness of two teaching strategies for patients hypertension. J Clin Nyrs 1998; 7: 37-44.


Для цитирования:


Калинина А.М., Оганов Р.Г., Небиеридзе Д.В. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии – программа НОКТЮРН. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2006;5(3):5-14.

For citation:


Kalinina A.M., Oganov R.G., Nebieridze D.V. Patients’ education as a factor for arterial hypertension effective control – NOCTURNE Program. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2006;5(3):5-14. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)