Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3331

Аннотация

Цель. Проведение анализа научных источников, посвященных изучению влияния цифровой электронной среды (ЦЭС) на развитие когнитивных функций школьников и студентов.

Материал и методы. Для достижения поставленной цели были использованы методы педагогического теоретического исследования, к которым относятся работа с литературными материалами по заявленной теме, анализ их содержания, применялся метод логического обобщения, прием цитирования, составления библиографического списка, аннотирование. Важную роль играл метод обобщений и метод выявления закономерностей влияния ЦЭС на человека, присутствующего в ней в течение длительного времени.

Результаты. Анализ литературы показал, что влияние ЦЭС на развитие когнитивных функций школьников и студентов выступает предметом исследования многих авторов. Одна группа ученых считает ЦЭС нейтральным фактором по отношению к когнитивной деятельности подрастающего поколения. Но параллельно проводятся исследования, в которых деятели науки отстаивают противоположную позицию. В указанную группу входят отечественные и западные ученые из Гарвардского, Оксфордского, Манчестерского, Сиднейского университетов и Королевского колледжа Лондона. Ими проводились в течение последних двадцати лет, — с 1998 по 2018гг — серьезные исследования на предмет воздействия электронных устройств и Интернета на состояние когнитивных функций молодого поколения. Всего за время работы было опубликовано 139 работ, в которых авторы изучали влияние ЦЭС на изменение когнитивных функций с позиции психологии, психиатрии, нейробиологии и других наук. В процессе проведенных исследований было доказано, что ситуация погружения подрастающего поколения в ЦЭС влияет, прежде всего, на изменение мозга, выступающего в качестве биоплатформы для формирования когнитивных функций у школьников и студентов. А изменение познавательных функций не может не влиять на когнитивные процессы внимания, памяти, мышления, а также на навыки, необходимые для процесса познания (содержание мыследеятельности, умственную работоспособность, умение критически оценивать факты и потоки информации и пр.).

Заключение. Приведенные данные из исследований российских и зарубежных научных источников выявили факты, доказывающие, что ЦЭС представляет собой фактор, изменяющий развитие когнитивных функций у детей, подростков и студентов. Использование Интернета как сверхлёгкого способа получения информации приводит к тому, что человек стирает границы между своими собственными возможностями и возможностями электронных устройств, приписывая себе их сверхспособности.

Об авторах

Е. А. Авдеева
ФГБОУ ВО “Красноярский ГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого” Минздрава России
Россия

Елена Александровна Авдеева— доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО

Красноярск



О. А. Корнилова
ФГБОУ ВО “Красноярский ГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого” Минздрава России
Россия

Ольга Анатольевна Корнилова — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО

Красноярск



Список литературы

1. Лукша П. Образование 20.35. Человек. АСИ. Екатеринбург: Издательские решения [Электронный ресурс]. 2017, 7, 152 с. ISBN: 978-5-4485-88983, ISBN: 978-5-4485-8598-2.

2. KКозлова Н. С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность. Знание. Понимание. Умение. 2015;(3):274-7. doi:10.1780-5/zpu.215.3/23.

3. Медведев С. А., Мурашко Д. И., Ермолаева В. В. Информационные технологии и здоровье человека. Молодой ученый. 2018;22(208):55-7.

4. SШарапова И. А. Влияние интернет-зависимости на здоровье человека. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017;7(1): ID: 2017-01-27-T-107458.

5. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. Пер. с немецкого А. Г. Гришина. Москва: АСТ, 2014, 288 с. ISBN: 978-5-17-079721-9.

6. Гринфилд С. Изменение разума. Как цифровые технологии оставляют след в нашем мозге. М.: АТК, 2018, 201 с. ISBN: 367-6-561-00712-4.

7. Данкли В. Перезагрузить мозг своего ребенка. М.: Просвещение, 2016, 320 с. ISBN: 978-5-496-00914-0.

8. Draganski B, Gaser C, Busch V, et al. Neuroplasticity: changes in grey matter induced by training. Nature. 2004;427(6972);311-2. doi:10.1038/427311a.

9. Gindrat A‐D, Chytiris M, Balerna M, et al. Use‐dependent cortical processing from fingertips in touchscreen phone users. Currtnt Biology. 2015;25;109-16. doi:10.1016/j.cub.2014.11.026.

10. Zhou F, Montag C, Sariyska R, et al. Orbitofrontal gray matter deficits as marker of Internet gaming disorder: converging evidence from a cross‐sectional and prospective longitudinal design. Addict Biology. 2019;24(1):100-19. doi:10.1111/adb.12570.

11. Paus T. Mapping brain maturation and cognitive development during adolescence. Trends in Cognitivе Science. 2005;9(2):608. doi:10.1016/j.tics.2004.12.008.

12. Русская школа в XXI веке: стратегия развития российского образования в эпоху тотальной глобализации: коллективная монография. М.: Принт. 2017. 352 с. ISBN: 978-5-91791-223-3.

13. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие. Химия и жизнь. 2014;12:56-61. doi:10.3109/0142159X.2015.1044956.

14. Четверикова О. Н. Интеллектуальный регресс как оборотная сторона “цифровой школы”. Народное образование. 2020;1:31-44. doi:10.23888/humJ-20203338-348.

15. Wilcockson TD, Ellis DA, Shaw H. Determining typical smartphone usage: what data do we need? Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2018;21(6):395-8. doi:10.1089/cyber.2017.0652.

16. Firth J, Torous J, Stubbs B, et al. “Internet-brain”: how the Internet can change our perception. World Psychiatry. 2019;18(2):119-29. doi:10.1002/wps.20617.

17. McClure SM, Laibson DI, Loewenstein G, et al. Separate neural systems value immediate and delayed monetary rewards. Science. 2004;306(5695):503-7. doi:10.1126/science.1100907.

18. Ophir E, Nass C, Wagner AD. Cognitive control in media multitaskers. Proceedings of the National Academy of Sciences. PNAS. 2009;106(37):15581-7. doi:10.1073/pnas.0903620106.

19. Loh KK, Kanai R. How has the Internet reshaped human cognition? Neuroscientist. 2016;22;506-20. doi:10.1177/ 1073858415595005.

20. Uncapher MR, Wagner AD. Minds and brains of media multitaskers: current findings and future directions. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018;115(40):9889-96. doi:10.1073/pnas.1611612115.

21. Theiner G. Transactive Memory Systems: A Mechanistic Analysis of Emergent Group Memory. Review of Philosophy and Psychology. 2013;4(1). doi:10.1007/s13164-012-0128-x.

22. Peng M, Chen X, Zhao Q, et al. Attentional scope is reduced by Internet use: a behavior and ERP study. PLOS One. 2018;13(6):e0198543. doi:10.1371/journal.pone.0198543.

23. Purcell K, Rainie L, Heaps A, et al. How teens do research in the digital world. Pew Research Center. Journal Contribution posted. 2019;21:28. Corpus ID: 154336736.

24. Baumgartner SE, van der Schuur WA, Lemmens JS, et al. The relationship between media multitasking and attention problems in adolescents: results of two longitudinal studies. Human Communication Research. 2017;44(3):30. doi:10.1093/ HCRE.12111.

25. Altmann EM, Trafton JG, Hambrick DZ. Momentary interruptions can derail the train of thought. Journal of Experimental Psychology: General. 2014;143(1):215-26. doi:10.1037/a0030986.

26. Baird B, Smallwood J, Mrazek MD, et al. Inspired by distraction: mind wandering facilitates creative incubation. Psychology Science. 2012;23(10):1117-22. doi:10.1177/0956797612446024.

27. Der Schuur WA, Baumgartner SE, Sumter SR, et al. The consequences of media multitasking for youth: A review. Computers in Human Behavior. 2015;53:204-15. doi:10.1016/j.chb.2015.06.035.

28. Wagner DM, Ward AF. The internet has become the external hard drive for our memories. Scientific American. 2013;309:58-61.

29. Ward AF. Supernormal: how the Internet is changing our memories and our minds. Psychological Inquiry. 2013;24(4):3418. doi:10.1080/1047840X.2013.850148.

30. Hamilton KA, Yao MZ. Blurring boundaries: effects of device features on metacognitive evaluations. Computers in Human Behavior. 2018;89:213-20. doi:10.1016/j.chb.2018.07.044.

31. Fisher M, Goddu MK, Keil FC. Searching for explanations: how the Internet inflates estimates of internal knowledge. Journal of Experimental Psychology General. 2015;144(3):674-87. doi:10.1037/xge0000070.

32. Grabowicz PA, Ramasco JJ, Moro E, et al. Social features of online networks: the strength of intermediary ties in online social media. PLoS One. 2012;7(1):e29358. doi:10.1371/journal.pone.0029358.

33. Turkle S. Loneliness together. Moscow: Nauka, 2016,174 p. (In Russ.) Теркл Ш. Одиночество вместе. М.: Наука, 2016, 174 с. ISBN: 965-8-123-00509-0.

34. Михальчук В. Я., Стриева Л. Ю. Электронные гаджеты, их польза и вред здоровью. Scientific Cooperation Center “Interactive plus”. https:/interactive-plus. ru/ru/article/467671/discussion_platform (дата обращения: 21.06.2022).

35. Takeuchi H, Taki Y, Asano K, et al. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses. Psychology, Medicine. Human Brain Mapping. 2018;39:4471-9. doi:10.1002/hbm.24286.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Авдеева Е.А., Корнилова О.А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3331. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3331

For citation:


Avdeeva E.A., Kornilova O.A. Influence of digital environment on the cognitive function of schoolchildren and students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(3S):3331. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3331

Просмотров: 1144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)