Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Обучение биобанкированию в структуре современного медицинского образования

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3380

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Развитие биомедицинских исследований, основанных на принципах предиктивной, превентивной и  персонализированной медицины, послужило вызовом к  формированию и  стремительному развитию нового междисциплинарного направления науки — биобанкирования, основной целью которого является долгосрочное надлежащее хранение биологических образцов и  ассоциированных с  ними данных для использования в  научных и  клинических исследованиях. Квалифицированные специалисты наряду с  созданием и  развитием инфраструктуры биобанков обеспечивают получение высококачественных результатов, необходимых для биомедицины. Образование и  обучение должны отражать изменяющийся объем знаний и  адаптироваться под задачи в  области биобанкирования. В  связи с  этим возрастает потребность в  разработке и  внедрении образовательных программ для персонала, работающего в  биобанках и  управляющего ими, а  также исследователей, врачей и  студентов, которые не знакомы с  этой областью, но планируют исследования с  использованием биоресурсных коллекций. Цель настоящего обзора — представить анализ основных направлений и  программ обучения в  области биобанкирования в мире и России для оценки существующих проблем и потребностей.

Для цитирования:


Соколова Т.С., Каменских Е.М., Богута Д.В., Бахарева Ю.О., Федорова О.С. Обучение биобанкированию в структуре современного медицинского образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(11):3380. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3380

For citation:


Sokolova T.S., Kamenskikh E.M., Boguta D.V., Bahareva Yu.O., Fedorova O.S. Training in biobanking in the context of modern medical education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(11):3380. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3380

Введение

Развитие биомедицинских исследований, основанных на принципах предиктивной, превентивной и персонализированной медицины, послужило вызовом к формированию и стремительному развитию новой междисциплинарной науки — биобанкированию1. В настоящее время деятельность биобанков структурирована и регулируется нормативно-правовыми актами, особое внимание уделяется экономическим, юридическим и этическим аспектам в этой области [1]. В соответствии с современным определением экспертов Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию (НАСБИО) "биобанк" (биорепозиторий, биодатабанк) является организацией или подразделением организации, которая принимает, обрабатывает, хранит и распространяет биологические образцы и ассоциированные с ними данные для текущих и будущих исследований, диагностики и терапии в соответствии со стандартными операционными процедурами и включает в себя полный комплекс мероприятий, связанных с его функционированием [2]. Единые подходы к процедурам сбора, процессинга и хранения биообразцов позволяют решать проблему воспроизводимости результатов исследований и уменьшать влияние субъективных факторов [3].

Каждый этап работ в биобанке требует привлечения высокоспециализированного и квалифицированного персонала (врачей клинических специальностей, лабораторной диагностики, патологоанатомов, а также специалистов по информационным технологиям, этике и праву, менеджменту) [4]. Развитие биобанков в РФ и возрастающая потребность в биобанкировании обусловливают необходимость разработки комплексного обучения в этой области, а также повышения квалификации персонала. Необходимы новые образовательные программы (ОП), интегрированные в учебные планы университетов и курсы повышения квалификации не только для обеспечения биобанков квалифицированными сотрудниками, но и для исследователей, как потенциальных партнеров биобанков для их дальнейшего устойчивого развития.

Цель обзора — представить анализ основных направлений и программ обучения в области биобанкирования в мире и РФ для оценки существующих проблем и потребностей.

Материал и методы

При подготовке статьи были проанализированы источники из электронных баз данных MEDLINE/PubMed, eLIBRARY, Google Scholar, опубликованные за последние 5 лет. Также поиск образовательных программ проводился в ручном режиме на сайтах биомедицинских образовательных организаций и профессиональных сообществ по биобанкированию (НАСБИО, ISBER (International Society for Biological and Environmental Repositories) и др.). Ключевыми словами для поиска были выбраны: биобанкирование, образовательные программы, медицинское образование, biobanking education, training.

Результаты

Обзор международных программ обучения: история и современные действующие программы

Развитие направления биобанкирования началось с небольших репозиториев университетов, научных или клинических центров, которые были сформированы для конкретных исследовательских проектов [5]. Постепенно развивались коммерческие биорепозитории, популяционные и виртуальные биобанки [6]. Это привело к появлению различных информационных ресурсов по биобанкированию, учитывающих особенности той или иной области медицины.

Опыт биобанкирования в разных странах и научно-исследовательских организациях привел к пониманию необходимости систематизации методологии процессинга биообразцов и выработки единых рекомендаций для репозиториев. В настоящее время в мире существует ряд международных регулирующих организаций в биобанкировании:

  • Международное общество биологических и экологических репозиториев (ISBER)2;
  • European, Middle Eastern & African Society for Biopreservation and Biobanking (ESBB)3;
  • Европейское сообщество "Biobanking and Biomolecular Resources Research Infrastructure — European Research Infrastructure Consortium" (BBMRI-ERIC)4;
  • International Organization for Standardization (ISO)5.

Первыми разработчиками официальных ОП по биобанкированию были ISBER, Национальный институт рака (National Cancer Institute, NCI), Организация экономического сотрудничества и развития (Economic Co-operation and Development, OECD). Важным этапом к взаимодействию и стандартизации деятельности биобанков стала публикация передовых практик ISBER и NCI, которые к настоящему моменту регулярно обновляются. В 2007г OECD опубликован "Principles and Guidelines for Access to Research Data from Public Funding", а в 2009г "Guidelines for Human Biobanks and Genetic Research" [7][8].

ISBER организовано в 1999г и является ведущей международной организацией, целью которой является обмен успешными стратегиями, правилами и процедурами по предоставлению качественных образцов для проведения исследований. Основными элементами деятельности ISBER являются: создание возможностей для обучения и обмена информацией; распространение современных практик и результатов исследований; демонстрация инновационных технологий, продуктов и услуг6. В настоящее время ISBER предлагает несколько вариантов обучения: информационные видеоролики, образовательные вебинары, представленные членами-экспертами ISBER, лучшие практики и образовательные курсы. Одним из основных курсов является "Essentials of Biobanking", реализуемый ISBER совместно с Канадской сетью репозиториев тканей (CTRNet) в онлайн-формате. Курс представлен 9 модулями, в рамках которых рассматриваются следующие темы и вопросы: основы биобанкирования, проектирование и управление биобанком, процедуры, связанные со сбором, обработкой и хранением биообразцов, этика, конфиденциальность, информированное согласие в условиях биобанка, системы данных, используемые для хранения информации о биологических образцах [9].

Учитывая глобальный рост числа исследований в области биобанкирования и потребность в квалифицированных специалистах, ISBER и Совет по сертификации Американского общества клинической патологии (American Society for Clinical Pathology Board of Certification, ASCP BOC) в 2020г разработали квалификационный экзамен в области науки о биохранилищах (Qualification in Biorepository Science, QBRS). QBRS позволяет специалистам подтвердить знания и навыки в области биобанкирования. Экзамен представлен 50 тестовыми вопросами, на решение которых отводится 90 мин, и состоит из таких разделов, как обращение с образцами (сбор, обработка, хранение), управление данными и контроль качества, безопасность, инфекционный контроль, нормативно-правовые и этические вопросы7.

Деятельность основанного в 2010г ESBB охватывает три региона: Европу, Ближний Восток и Африку и направлена на выявление проблем, возникающих в области биобанкирования, и поиск их решений, обучение и междисциплинарное сотрудничество между биобанками, исследовательскими сообществами и другими ключевыми заинтересованными сторонами8. В области биобанкирования ESBB реализует такие форматы обучения, как вебинары, курсы, программы наставничества и обмена, направленные на аудиторию начинающих, в т.ч. студентов, и квалифицированных специалистов по биобанкированию9. Вебинары ESBB посвящены основам современного биобанкирования (Student Webinar, Educational Webinar), демонстрации инновационных технологий (Innovative Technologies), а также служат платформой для обмена опытом и представления лучших практик (Best Practice Webinar). Среди курсов ESBB следует отметить курс для аккредитации биобанка в соответствии со стандартом ISO. Кроме того, обучение проводится в формате летней школы — недельного очного курса, включающего обзор основных элементов и инструментов биобанкирования. Целевой аудиторией являются молодые специалисты. Предлагаемые ESBB программы наставничества и обмена студентами или научными сотрудниками с посещением современных биобанков и известных исследовательских центров способствуют обмену знаниями как на междисциплинарном, так и на межкультурном уровне.

BBMRI-ERIC является крупнейшей инфраструктурой биобанкирования в Европе с 2008г, в состав которой входят 24 биобанка и исследовательских центра, в основном, из стран Европейского Союза [10]. Образовательная деятельность BBMRI-ERIC заключается в организации тематических вебинаров с освещением этических, правовых и социальных аспектов биобанкирования, вопросов управления качеством; кроме того, BBMRI-ERIC предлагает серию видеороликов с научно-практических мероприятий.

На базе университетов и научно-исследовательских центров совместно с известными и всемирно признанными биобанками разрабатываются специализированные курсы и другие виды образования и профессиональной подготовки [9][11-13]. В настоящее время реализуется несколько магистерских программ, частично или полностью посвященных биобанкированию10 (таблица 1). По инициативе Лионского католического университета и Университета Ниццы (Франция) в 2010г разработана программа магистратуры "Менеджер биобанка"11. В рамках курса предлагается междисциплинарное обучение, включающее разделы по проектированию и инфраструктуре биобанков, пре- и постаналитической обработке биообразцов, разработке протоколов, этическим и нормативным аспектам, а также введению в эпидемиологию и трансляционные исследования. Также программа включает общую подготовку по менеджменту, бюджетному планированию, анализу и статистической обработке данных и 11 мес. практического обучения в биобанках, работающих с биообразцами человека, животных, растений или микроорганизмов. Медицинский университет в Граце и BioBank Graz (Австрия) предлагают смешанный (преимущественно дистанционный) курс магистратуры "Masters Science in Biobanking", который реализуется с 2016г. Длительность курса составляет два года, а учебная программа состоит из 12 модулей12. Другой курс "How to build a biobank" ориентирован на создание нового биобанка, а также тех, кто сталкивается с проблемами при управлении биобанком. Формат курса — сочетание презентаций и дискуссионных сессий, позволяющих участникам учиться на советах экспертов и опыте коллег. Несмотря на сравнительно малую продолжительность курса (2 дня), он включает в себя достаточно большой объем знаний и навыков. Также Международное агентство по изучению рака (International Agency for Research on Cancer, IARC) представляет ресурсы, которые могут представлять интерес для специалистов, занимающихся созданием нового биобанка13.

Таблица 1

Образовательные программы по биобанкированию

Примечание: ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения.

Внедрение различных программ и форм обучения биобанкированию получило широкое распространение не только в Европе, но и других регионах. Курсы по биобанкированию (как онлайн, так и очные) были разработаны университетами и биобанками в арабских странах, Австралии, Канаде и США [14-16]. За последнее десятилетие биобанкирование активно развивалось в Китае, где обучение персонала является приоритетным направлением. В 2017г оценка текущего состояния биобанков в Китае показала, что >70% биобанков имеют недостаточное количество сотрудников, а почти 50% биобанков заявили, что их персонал нуждается в дополнительной профессиональной подготовке [17]. В 2018г в Центральном Южном университете (Китай) при международном сотрудничестве с ведущими экспертами ISBER был разработан курс "Криобиология и биобанкология" [12]. Программа представляет собой комплексный факультативный курс с шестью учебными модулями, включающими лекции и практические занятия, продолжительностью 8 нед. Целевой аудиторией являются аспиранты и студенты, специализирующиеся в области фундаментальных медицинских наук, клинической медицины, наук о жизни, биомедицинской инженерии, которые хотели бы в будущем работать в области биобанкирования. Для студентов университета обучение на курсе бесплатное. Официальным языком обучения является английский, что позволило включить участников не только из Китая, но и Чешской Республики, Ганы, Мадагаскара, Танзании, Южного Судана и Израиля.

Таким образом, зарубежные ОП охватывают разнообразные аспекты биобанкирования и ориентированы как на студентов и аспирантов, так и на персонал биобанков. Однако в сообществе биобанков остается проблемой предоставление более широкому кругу обучающихся и исследователей образования в области биобанкирования [9]. По данным результатов качественного исследования, направленного на оценку существующих онлай-нкурсов, респонденты указывали на недостаточную адаптивность к конкретным потребностям и целям разных биобанков и высокую стоимость [18].

Обучение биобанкированию в РФ: развитие и современное состояние

В Комплексной программе развития биотехнологий в РФ на период до 2020г (утв. Правительством РФ 24.04.2012 № 1853п-П81) предусмотрено, что приоритетным направлением развития биотехнологий является биомедицина, а внутри этого сектора требуются организация и ведение банков биологических образцов и генетического материала человека, унификация протоколов сбора и хранения биоматериала. Развитие биобанков в РФ — закономерный процесс, происходящий вслед за прогрессом биомедицинских технологий. Появление биобанков в РФ основано на опыте советских, а затем и российских биомедицинских исследований, в ходе которых проводился сбор биоресурсных коллекций [19]. Частным примером может служить "Банк сывороток крови отдела эпидемиологии ФГБУ "НИЦЭМ им. почетного академика Н. Ф. Гамалеи" Минздрава России" (Россия, Москва), располагающий >30 тыс. образцов сывороток, собранных как от здоровых групп населения, так и от пациентов с хроническими неинфекционными и инфекционными заболеваниями на территории России и стран СНГ, начиная с 1986г14. Одним из крупнейших популяционных биорепозиториев является основанный в 1998г "Биобанк народонаселения Северной Евразии", в котором хранится >25,5 тыс. образцов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) из 273 популяций, представляющих >90 народов 17 стран — России, Абхазии, Армении, Азербайджана, Афганистана, Белоруссии, Грузии, Литвы, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Монголии, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Украины, Шри-Ланки [20]. Однако современные биобанки, созданные с учетом международных требований, возникли значительно позже. В 2003г на базе ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина" Минздрава России был создан "Гемабанк" — коммерческий персональный биобанк, специализирующийся на хранении клеток пуповинной крови, клеток и ткани пупочного канатика. В настоящее время в базе Гемабанка находится >36 тыс. биообразцов, в т.ч. образцы гемопоэтических стволовых клеток пуповинной крови, а также образцы мезенхимальных стволовых клеток и ткани пупочного канатика15. Среди некоммерческих биобанков одними из первых в РФ были организованы "Банк клеток крови" на базе ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая станция переливания крови"16 (Оренбург) в 2008г, "Лаборатория по сбору и хранению биоматериалов" на базе ФГБУ "НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова" Минздрава России17 (Москва) в 2010г и "Биобанк" на базе ФГБУ "НМИЦ им. В. А. Алмазова" Минздрава России18 (Санкт-Петербург) в 2012г.

Важным этапом развития биобанкирования в РФ стало присоединение в 2014г российских биобанков к международной организации ISBER, а в декабре 2018г при поддержке Минздрава России для решения задачи по созданию в стране полноценной сети биобанков, депозитариев и коллекций биоматериалов создана Национальная ассоциация биобанков и специалистов по биобанкированию19 (НАСБИО), которая в настоящий момент объединяет 27 биобанков в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Томск, Владивосток и др. [19]. Одной из целей НАСБИО является развитие сети биобанков в России, взаимодействующих между собой на различных уровнях, а также разработка и внедрение организационно-правовых инструментов регулирования сферы биобанкирования [21].

В настоящее время требования к персоналу биобанков в РФ регламентируются приказом "Об утверждении требований к организации и деятельности биобанков и правил хранения биологического материала, клеток для приготовления клеточных линий, клеточных линий, предназначенных для производства биомедицинских клеточных продуктов, биомедицинских клеточных продуктов" и заключаются в том, что персонал должен состоять из специалистов, имеющих высшее медицинское, фармацевтическое, ветеринарное, биологическое или химическое образование, а также инженерно-технический персонал и персонал по уборке и охране помещений (зон) для хранения биологических объектов и биомедицинских клеточных продуктов20. В стандарте ГОСТ Р ИСО 20387-2021 "Биотехнология. Биобанкинг. Общие требования" также отражены требования к компетентности персонала и необходимости специального обучения21. В соответствии со стандартом каждый сотрудник должен проходить соответствующее обучение/переквалификацию (внутреннее и/или внешнее) с регулярными обновлениями с целью получения и поддержания необходимого уровня компетентности.

В России на настоящий момент ОП по биобанкированию реализуются в рамках курсов повышения квалификации и обучающих семинаров, в т.ч. в дистанционном формате. Одной из таких программ является дополнительная профессиональная ОП повышения квалификации "Основы биобанкирования: теория и практика", проводимая на базе ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" при поддержке компании Qvadros-Bio22. В рамках курса рассматриваются принципы проектирования биобанков, правовые и этические аспекты биобанкирования, криобиология и правила хранения биологических образцов различных типов, последовательность этапов работы с биологическими образцами, IT-технологии в биобанкировании и управление данными, системы контроля качества биологических образцов, стандартизация и международные протоколы и рекомендации. НАСБИО совместно с ФГБУ "НМИЦ терапии и профилактической медицины" Минздрава России ежегодно проводит цикл тематического усовершенствования "Основы биобанкирования", который предназначен для широкого круга специалистов, осуществляющих или планирующих деятельность в сфере биобанкирования23. Обучение проводится в очном формате и включает цикл лекций ведущих российских специалистов в области биобанкирования, а также практические занятия, проводимые на базе биобанка НМИЦ терапии и профилактической медицины и криобанка института регенеративной медицины МНОЦ МГУ им. М. В. Ломоносова. Следует отметить, что отдельные темы, связанные с биобанкированием, например, криобиология, основы клеточных технологий и др., представлены в рамках программ профессиональной переподготовки или магистратуры. Примером внедрения биобанкирования как дисциплины является магистерская программа "Регенеративная биомедицина", реализуемая совместно факультетом фундаментальной медицины и биологическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова и компанией "Генериум" в качестве индустриального партнера24.

В 2022г специалистами ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России разработана программа повышения квалификации "Основы биобанкирования" в дистанционном формате для специалистов с высшим медицинским образованием. Программа направлена на изучение теоретических вопросов инициации создания и наполнения биоресурсных коллекций для планирования клинической деятельности и научных биомедицинских исследований, нормативного регулирования и стандартизации в биобанкировании, сбору, хранению и обработке биоматериалов25.

Обучение биобанкированию в структуре современного медицинского образования

Высокий спрос на подготовку специалистов в области биобанкирования создает потребность в хорошо структурированной системе последипломной подготовки и обучения [22]. По мнению ведущих специалистов, профессиональное образование по биобанкированию должно включать: работу с разными типами проб и условиями хранения (преаналитическая цепочка); криобиологию; практические навыки, например, в области молекулярной биологии, биохимии, гистологии и омиксных технологий; навыки поддержания рабочего процесса; управление качеством; информационные технологии и управление данными; этику и право; биостатистику; эпидемиологию и основы планирования клинических исследований; международное взаимодействие и др. [22]. Поскольку биобанки обеспечивают фундаментальную научную инфраструктуру для персонализированной медицины, в ОП должны быть включены принципы предиктивной, превентивной и персонализированной медицины [23]. В результате опроса о том, какие темы должны быть приоритетными при разработке программ, большинство экспертов в области биобанкирования указали управление качеством как важное направление будущего образования. На втором месте были этические и правовые вопросы, доступ к образцам и планирование биорепозитория, реже экспертами отмечен раздел сбора и обработки образцов [24].

Формат обучения в области биобанкирования может сочетать традиционное очное обучение и онлайн-обучение. Онлайн-обучение удобно, но очное обучение позволяет закрепить практические навыки, задавать вопросы и обсуждать, а также может способствовать налаживанию связей между биобанками и исследователями [25]. Оптимальным дополнением как очного, так и дистанционного обучения может стать организация стажировок в биобанки [23].

Обучение биобанкированию должно осуществляться в тесном сотрудничестве с фармацевтической индустрией и другими структурами, связанной с медицинскими исследованиями и здравоохранением, для своевременной оценки существующих вызовов [26].

Одной из основных проблем, препятствующих широкому развитию возможностей обучения, является финансовая поддержка [27]. Разработка качественных и трудоемких профессиональных программ требует значительных затрат. Например, общая стоимость разработки курса "Криобиология и биобанкология" (Китай) составила примерно 17 тыс. долларов США [12]. Общая стоимость создания 6-недельного онлайн-курса "Методы исследования биопрепаратов" (University of British Columbia, Канада) составила около 160 тыс. долларов США, а текущие расходы, связанные с проведением каждого курса, составляют около 2 тыс. долларов США [9]. В свою очередь, стоимость курсов должна быть приемлемой для обучающихся. Поэтому в международных сообществах сейчас обсуждаются новые идеи грантовой поддержки для развивающихся биобанков и их сотрудников из стран с низким и средним уровнем дохода [26]. Следует отметить, что в РФ уже имеется опыт грантовой поддержки разработки образовательной программы в сфере биобанкирования26.

Заключение

В настоящее время в мире существует различный спектр возможностей образования в области биобанкирования, но лишь небольшое количество образовательных организаций предлагают обучение, включающее углубленную практическую и теоретическую подготовку. Тренинги, семинары и краткосрочные курсы представляют возможности для дополнительного образования персонала биобанков и опытных исследователей. Однако такие формы обучения не могут заменить ОП высшего образования, включающие систематизированное изучение вопросов, необходимых для специалистов в области биобанкирования. В России активно развивается научно-исследовательская сфера биобанкирования: создаются новые и организуются на основе имеющихся коллекций биохранилища в соответствии с мировыми стандартами, реализуются крупномасштабные исследовательские проекты с использованием инфраструктуры биобанков, что, несомненно, требует высококвалифицированных специалистов. Таким образом, образовательные возможности должны включать как последипломную подготовку, освещающую все технические, научные, юридические и этические аспекты биобанкирования, так и семинары, и отдельные курсы повышения квалификации или тематического усовершенствования для обеспечения потребностей разных категорий обучающихся. Образование специалистов по биобанкированию должно отражать последние достижения широкого круга биомедицинских, а также смежных наук с возможностью обмена опытом с коллегами из других стран. Образование в области биобанкирования должно отвечать вызовам предиктивной, профилактической и персонализированной медицины, соответствуя национальным и международным этическим и правовым нормам.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. https://publications.iarc.fr/Book-And-Report-Series/Iarc-Scientific-Publications/Molecular-Epidemiology-Principles-And-Practices-2011/.

2. https://www.isber.org/.

3. https://esbb.org/.

4. http://www.bbmri-eric.eu/.

5. https://www.iso.org/.

6. https://www.isber.org/page/about/.

7. https://www.ascp.org/.

8. https://esbb.org/page/VisionMissionGoals/.

9. https://esbb.org/page/Education/.

10. http://nasbio.ru/obrazovatelnye-programmy-i-kursy.

11. https://wwwfr.uni.lu/studies/fstm/certificate_principles_of_biobanking.

12. https://postgraduate-school.medunigraz.at/en/universitaetslehrgaenge/masterlehrgaenge/master-of-science-biobanking/.

13. https://learning.iarc.fr/biobanking/starting-a-biobank/.

14. https://gamaleya.org/.

15. https://gemabank.ru/o-gemabanke/.

16. https://www.orenblood.ru/.

17. http://ncagp.ru/.

18. http://www.almazovcentre.ru/.

19. http://nasbio.ru/.

20. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 октября 2017 г. № 842н (ред. от 30.01.2019). https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravarossii-ot-20102017-n-842n-ob-utverzhdenii/.

21. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 октября 2021 г. № 1233-ст. https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/standarts/catalognational/.

22. https://researchpark.spbu.ru/research-park/2599-dop-bb-10-rus/.

23. http://nasbio.ru/obrazovanie/osnovy-biobankirovaniya.html/.

24. http://www.fbm.msu.ru/admissions/magistracy/.

25. https://online.ssmu.ru/.

26. https://researchpark.spbu.ru/research-park/2599-dop-bb-10-rus/.

Список литературы

1. Долудин Ю.В., Борисова А.Л., Покровская М.С. и др. Современные передовые практики и рекомендации по биобанкированию. Клиническая лабораторная диагностика. 2019;64(12):769-76. doi:10.18821/0869-2084-2019-64-12-769-776.

2. Михайлова А.А., Насыхова Ю.А., Муравьев А.И. и др. На пути к созданию общего глоссария биобанков Российской Федерации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020;19(6):2710. doi:10.15829/1728-8800-2020-2710.

3. Покровская М.С., Борисова А.Л., Метельская В.А. и др. Роль биобанкирования в организации крупномасштабных эпидемиологических исследований. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(5):2958. doi:10.15829/1728-8800-2021-2958.

4. Hofman P, Bréchot C, Zatloukal K, et al. Public-private relationships in biobanking: a still underestimated key component of open innovation. Virchows Arch. 2014;464(1):3-9. doi:10.1007/s00428-013-1524-z.

5. Coppola L, Cianflone A, Grimaldi AM, et al. Biobanking in health care: evolution and future directions. J Transl Med. 2019;17(1):172. doi:10.1186/s12967-019-1922-3.

6. De Souza YG, Greenspan JS. Biobanking Past, Present and Future: Responsibilities and Benefits. AIDS Lond Engl. 2013;27(3):303-12. doi:10.1097/QAD.0b013e32835c1244.

7. Pilat D, Fukasaku Y. OECD Principles and Guidelines for Access to Research Data from Public Funding. Data Sci J. 2007;6:OD4-11. doi:10.1787/9789264034020-en-fr.

8. Kaye J. OECD Guidelines on Human Biobanks and Genetic Research Databases. Eur J Health Law. 2010;17:191. doi:10.1163/157180910X12665776638821.

9. Matzke L, O’Donoghue S, Watson PH. UBCx "Biospecimen Re - search Methods Course". Biopreserv Biobank. 2020;18(1):4-6. doi:10.1089/bio.2019.0046.

10. Yuille M, van Ommen GJ, Bréchot C, et al. Biobanking for Europe. Brief Bioinform. 2008;9(1):14-24. doi:10.1093/bib/bbm050.

11. Castellanos-Uribe M, May ST, Betsou F. Integrated BioBank of Luxembourg-University of Luxembourg: University Biobanking Certificate. Biopreserv Biobank. 2020;18(1):7-9. doi:10.1089/bio.2019.0049.

12. Zhou H, Wu X, Zeng L, et al. The International Teaching and Practice of Cryobiology and Biobankology Course in China. Biopreserv Biobank. 2020;18(1):10-13. doi:10.1089/bio.2019.0104.

13. Kaminski A, Gut G, Uhrynowska-Tyszkiewicz I, et al. Tissue banking training courses: Polish experience. Cell Tissue Bank. 2013; 14(1):141-5. doi:10.1007/s10561-012-9294-4.

14. Abdelhafiz AS, Fouda MA, El-Jaafary SI, et al. Targeting Future Customers: An Introductory Biobanking Course for Undergraduate Students of Life Sciences. Biopreserv Biobank. 2017;15(4):350-9. doi:10.1089/bio.2016.0111.

15. O’Donoghue S, Matzke L, Watson P. ISBER Best Practice-Based Education: ISBER-Canadian Tissue Repository Network Introduction to Biobanking. Biopreserv Biobank. 2018;16(1):13-5. doi:10.1089/bio.2017.0116.

16. Gormally E, Hardy I, Caboux E, et al. Training the Next Generation of Biobankers: A Two-Year Master’s Course in the Management of Biobanks. Biopreserv Biobank. 2017;15(5):438-50. doi:10.1089/bio.2017.0002.

17. Li H, Ni M, Wang P, et al. A Survey of the Current Situation of Clinical Biobanks in China. Biopreserv Biobank. 2017;15(3):248-52. doi:10.1089/bio.2016.0095.

18. Singh S, Moodley K, Cadigan RJ. Online Training as a Means to Improve the Understanding of Ethical, Legal, and Social Aspects of Biobanking Research: Stakeholder Perspectives from South Africa. Biopreserv Biobank. 2022;20(3):283-90. doi:10.1089/bio.2021.0088.

19. Anisimov SV, Meshkov AN, Glotov AS, et al. National Association of Biobanks and Biobanking Specialists: New Community for Promoting Biobanking Ideas and Projects in Russia. Biopreserv Biobank. 2021;19(1):73-82. doi:10.1089/bio.2020.0049.

20. Балановская Е.В., Жабагин М.К., Агджоян А.Т. и др. Популяционные биобанки: принципы организации и перспективы применения в геногеографии и персонализированной медицине. Генетика. 2016;52(12):1371-87. doi:10.7868/S001667581612002X.

21. Драпкина О.М. Российская "Национальная ассоциация биобанков и специалистов по биобанкированию" — инструмент интеграции российских биобанков и повышения эффективности биомедицинских исследований. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020;19(6):2757. doi:10.15829/1728-8800-2020-2757.

22. Macheiner T, Huppertz B, Sargsyan K. Innovative ways for information transfer in biobanking. Campus-Wide Inf Syst. 2013;30(5):379-85. doi:10.1108/CWIS-08-2013-0039.

23. Liu A, Pollard K. Biobanking for Personalized Medicine. Adv Exp Med Biol. 2015;864:55-68. doi:10.1007/978-3-319-20579-3_5.

24. O’Donoghue S, Byrne JA, Green C, et al. The Experts Speak on Biobank Education. Biopreserv Biobank. 2020;18(1):14-7. doi:10.1089/bio.2020.29064.sod.

25. Castellanos-Uribe M, Gormally E, Zhou H, et al. Biobanking Education. Biopreserv Biobank. 2020;18(1):1-3. doi:10.1089/bio.2019.29062.mjc.

26. Kinkorová J. Education for future biobankers — The state-of-the-art and outlook. EPMA J. 2021;12(1):15-25. doi:10.1007/s13167-021-00234-5.

27. Afifi NM, Anisimov SV, Aguilar-Quesada R, et al. Biobanking Spotlight on Europe, Middle East, and Africa: Presenting the Collective Experience of the ISBER-EMEA Regional Ambassadors. Biopreserv Biobank. 2020;18(5):471-8. doi:10.1089/bio.2020.0013.


Об авторах

Т. С. Соколова
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Соколова Татьяна Сергеевна — кандидат медицинских наук, научно-образовательная лаборатория "Живая лаборатория популяционных исследований", ассистент

Томск

SPIN-код 7593-8101



Е. М. Каменских
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Каменских Екатерина Михайловна — научно-образовательная лаборатория "Живая лаборатория популяционных исследований", руководитель, ассистент

Томск



Д. В. Богута
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Богута Давид Валериевич — студент 5 курса педиатрического факультета

Томск



Ю. О. Бахарева
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Бахарева Юлия Олеговна — кандидат медицинских наук, научно-образовательная лаборатория "Живая лаборатория популяционных исследований", ассистент

Томск



О. С. Федорова
ФГБОУ ВО "Сибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Федорова Ольга Сергеевна — доктор медицинских наук, кафедра факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета, заведующая кафедрой

Томск



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Соколова Т.С., Каменских Е.М., Богута Д.В., Бахарева Ю.О., Федорова О.С. Обучение биобанкированию в структуре современного медицинского образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(11):3380. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3380

For citation:


Sokolova T.S., Kamenskikh E.M., Boguta D.V., Bahareva Yu.O., Fedorova O.S. Training in biobanking in the context of modern medical education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(11):3380. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3380

Просмотров: 760


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)