Перейти к:
Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3829
EDN: VIBRRT
Аннотация
Цель. Изучить мнение обучающихся старших курсов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) о готовности к самостоятельной практической деятельности в медицинских организациях (МО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП).
Материал и методы. В 2023г проведено сплошное социологическое исследование поперечного типа среди обучающихся 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), из них 137 — обучающихся педиатрического факультета (5 курс — 70, 6 курс — 65), 266 — лечебного факультета (5 курс — 140, 6 курс — 126).
Результаты. Выявлен недостаточный уровень готовности выпускников медицинского ВУЗа к самостоятельной практической деятельности в МО, оказывающих ПМСП. Только 19,0% после прохождения первичной аккредитации нацелены сразу работать в качестве врача-педиатра участкового и врача-терапевта участкового, 44,2% не готовы начать самостоятельную практическую деятельность. Основным направлением работы участкового врача правильно считают именно профилактическую деятельность 67,2% старшекурсников педиатрического и только 28,6% лечебного факультетов. Самостоятельно работать в медицинской информационной системе готовы >75% выпускников, однако не уверены в том, что смогут самостоятельно сформировать электронный лист нетрудоспособности 15,1% респондентов, оформить направление на медико-социальную экспертизу — 41%, заполнить статистический талон в электронном виде — около трети выпускников.
Заключение. Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов медицинского ВУЗа и внедрения системы наставничества в МО, оказывающих ПМСП.
Ключевые слова
Для цитирования:
Варакина Ж.Л., Шкерская Н.Ю., Лосев В.Р., Зимина Э.В., Меньшикова Л.И. Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3829. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN: VIBRRT
For citation:
Varakina Zh.L., Shkerskaya N.Yu., Losev V.R., Zimina E.V., Menshikova L.I. Readiness of medical graduates to self-guided work in primary health care organizations. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3829. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN: VIBRRT
Введение
Ликвидация дефицита кадров в медицинских организациях (МО), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), является одной из важнейших задач здравоохранения. Внедрение системы аккредитации специалистов позволяет выпускнику высшего учебного заведения (ВУЗ) после прохождения первичной аккредитации приступить к самостоятельной работе в качестве участкового врача. По результатам исследований, проведенных в 2022г в МО Нижегородской и Иркутской областей, выявлено, что, по мнению заведующих отделениями и администраций МО, существующая система образования в медицинских ВУЗах, ориентированная на обязательное постдипломное образование (интернатуру), не успела адаптироваться к изменившейся ситуации, и молодые специалисты не готовы к самостоятельной практической деятельности. В целом руководители учреждений довольны их теоретическими знаниями, однако считают, что нужно повысить уровень практической подготовки1 [1][2].
Высокие требования к качеству оказания медицинской помощи [3], пациентоориентированность в оказании медицинских услуг, необходимость наличия у медицинских специалистов широкого набора цифровых компетенций и навыков [4] усложняют задачу закрепления и удержания медицинских кадров, особенно в МО, оказывающих ПМСП [3].
На XIII Общероссийской конференции с международным участием "Неделя медицинского образования — 2022" Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Альбертович Мурашко отметил рост числа участковых терапевтов и педиатров в стране2, в учреждениях, оказывающих ПМСП. Однако сохраняется и отток врачей из поликлиник, во многом связанный со сложностями профессиональной адаптации и недостаточной готовностью выпускников медицинских ВУЗов к профессиональной деятельности [5-8].
Целью исследования явилось изучение мнения обучающихся старших курсов медицинского ВУЗа о готовности к самостоятельной практической деятельности в МО, оказывающих ПМСП.
Материал и методы
В апреле-мае 2023г проведено сплошное социологическое исследование поперечного типа среди обучающихся 5 и 6 курсов лечебного и педиатрического факультетов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Участвовали в анкетировании 403 человека, из них 137 — обучающиеся педиатрического факультета (5 курс — 70, 6 курс — 65), 266 — лечебного факультета (5 курс — 140, 6 курс — 126). Средний возраст респондентов составил 23,1±1,5 года, 76,2% — лица женского пола (n=307).
База данных сформирована в программе Microsoft Excel. Статистический анализ проводился с использованием программы STATAversion 17. Сравнение качественных признаков проводилось с помощью критерия χ² Пирсона.
Легитимность исследования подтверждена решением этического комитета Северного государственного медицинского университета от 15.02.2023.
Результаты
Большинство обучающихся старших курсов планирует поступать в ординатуру (44,2%), при этом треть (33,0%) — планируют работать врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым с одновременным обучением в ординатуре. Только 19,0% после прохождения первичной аккредитации нацелены сразу работать в МО, оказывающих ПМСП (таблица 1).
Таблица 1
Распределение обучающихся по направлению деятельности
после окончания специалитета медицинского ВУЗа (абс., %)
Лечебный факультет |
Педиатрический факультет |
|||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Поступление в ординатуру |
119 |
44,7 |
59 |
43,1 |
Отсутствие планов работать в системе здравоохранения |
8 |
3,0 |
4 |
2,9 |
Работа врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым |
37 |
13,9 |
40 |
29,2 |
Поступление в ординатуру и работа врачом-педиатром участковым и врачом-терапевтом участковым |
101 |
38,0 |
32 |
23,4 |
Работа врачом выездной бригады скорой медицинской помощи |
1 |
0,4 |
2 |
1,4 |
Итого |
266 |
100,0 |
137 |
100,0 |
Примечание: р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона
(χ²=18,3975, р=0,001).
Практически половина выпускников (44,2%) не готовы начать самостоятельную практическую деятельность. При этом к 6 курсу доля таких обучающихся снижается до 34,9% (χ²=13,2087, р=0,001). Готовность самостоятельно лечить пациентов продемонстрировали лишь 14,1% выпускников, к 6 курсу готовность незначительно выше (5 курс — 12,3%, 6 курс — 16,2%, χ²=6,2544, р=0,044). Между факультетами отсутствует статистически значимая дифференциация по данному вопросу (χ²=2,8149, р=0,245). Основным направлением работы врача-педиатра участкового правильно считают именно профилактическое 67,2% обучающихся. Приоритет профилактического направления в своей работе обучающиеся лечебного факультета недооценивают и лишь чуть больше четверти считают его основным (28,6%).
Исследование показало, что у большинства выпускников сформирована готовность самостоятельно работать в медицинской информационной системе, однако полностью уверены в своих силах лишь 20,4% обучающихся педиатрического и 21,8% лечебного факультета. Часть выпускников педиатрического (21,9%) и лечебного (15,4%) факультетов считают, что не готовы самостоятельно работать в медицинской информационной системе. Так, по самооценке респондентов не смогут самостоятельно оформить направление на медико-социальную экспертизу — 41%, заполнить статистический талон в электронном виде — около трети выпускников, электронный лист нетрудоспособности не сможет оформить каждый шестой (15,1%). В самостоятельной выписке направления на медико-социальную экспертизу и заполнения статистического талона в медицинской информационной системе более уверены выпускники лечебного факультета (таблица 2).
Таблица 2
Распределение обучающихся по уровню практических навыков работы
в медицинской информационной системе (абс., %)
Практическая деятельность |
Лечебный факультет |
Педиатрический факультет |
р-уровень |
|||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|||
Готовность самостоятельно заполнить статистический талон в медицинской информационной системе |
Да Возможно Нет |
77 116 73 |
29,0 43,6 27,4 |
30 54 53 |
21,9 39,4 38,7 |
р=0,057 |
Готовность самостоятельно заполнить направление на медико-социальную экспертизу |
Да Возможно Нет |
64 133 69 |
24,1 50,0 25,9 |
12 48 77 |
8,8 35,0 56,2 |
р<0,001 |
Готовность самостоятельно сформировать электронный лист нетрудоспособности |
Да Возможно Нет |
98 136 32 |
36,9 51,1 12,0 |
45 63 29 |
32,9 46,0 21,1 |
р=0,053 |
Готовность начать работу в медицинской информационной системе |
Да Возможно Нет |
58 167 41 |
21,8 62,8 15,4 |
28 79 30 |
20,4 57,7 21,9 |
р=0,269 |
Примечание: р рассчитывалось с помощью Хи-квадрат Пирсона.
Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации по профилактическим осмотрам несовершеннолетних, по условиям и порядку формирования листков нетрудоспособности знают 88,3% и 87,6% выпускников педиатрического факультета, однако приказ по диспансерному наблюдению несовершеннолетних известен лишь 54,0% опрошенных (рисунок 1). Исходя из ответов на вопросы анкеты, знаниями по работе врачебной комиссии по временной нетрудоспособности владеют лишь 5,8%.
Рис. 1 Распределение выпускников педиатрического факультета по знанию приказов, %.
Знание приказов у выпускников лечебного факультета оказалось ниже, приказ по диспансерному наблюдению за взрослыми знают лишь чуть более половины студентов (54,0%), лучше всего респонденты знают приказ по условиям и порядку формирования листков нетрудоспособности (85,7%) (рисунок 2). Ориентируются в работе врачебной комиссии более трети обучающихся на лечебном факультете, что значительно больше, по сравнению с педиатрическим факультетом (5,8%).
Рис. 2 Распределение выпускников лечебного факультета по знанию приказов, %.
Также в исследовании анализировался аспект необходимости помощи молодым специалистам со стороны наставника. Все обучающиеся педиатрического и 98,1% лечебного факультета отметили важность помощи наставника. В большей степени будущим молодым специалистам от наставника требуется помощь информационного характера (работа в медицинской информационной системе), а также практического (советы по выбору тактики обследования и лечения) и организационного характера (маршрутизация пациентов). При этом в меньшей степени выпускникам от наставника необходима психологическая помощь.
Обсуждение
Результаты исследования показали, что лишь каждый седьмой выпускник ВУЗа мотивирован после прохождения первичной аккредитации работать на должностях участковых врачей-терапевтов и педиатров в МО, оказывающих ПМСП. Известно, что мотивация к работе по профессии обратно пропорциональна вероятности возникновения у работника намерения её сменить [9][10]. Следует отметить более высокую долю выпускников-педиатров (на 15,3%) непосредственно готовых после первичной аккредитации выйти на работу на участок по сравнению с выпускниками лечебного факультета. При этом треть старшекурсников планирует работать врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми и одновременно учиться в ординатуре. Возможность совмещения очного обучения в ординатуре и одновременной работы в качестве участкового врача представляется сомнительной, что, безусловно, требует дополнительной разъяснительной работы как среди выпускников ВУЗа, так и среди работодателей. Совмещение обучения и практической трудовой деятельности возможно только на условиях неполной занятости по должности врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового, что потенциально может привести к снижению доступности медицинской помощи, неполной удовлетворенности пациентов и нарушению участкового принципа оказания ПМСП.
Повышение уровня знаний в области нормативно-правовой документации требует особого внимания со стороны клинических кафедр университета. Без знаний основополагающих документов, регламентирующих деятельность МО, оказывающих ПМСП, трудно себе представить деятельность участкового врача. Вместе с тем необходимо констатировать, что респонденты признают недостаточную информированность по этим вопросам.
Сами обучающиеся признают достаточность объема получаемой теоретической информации в ВУЗе, вместе с тем имеется потребность в отработке именно практических навыков, что отмечается и в других исследованиях [1][2].
Проведенные немногочисленные социологические исследования среди выпускников медицинских ВУЗов выявили следующие общие характеристики: отсутствие уверенности в начале трудовой деятельности, сложности коммуникации с пациентами, коллегами [1][2][8]. Одним из способов облегчения адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности является институт наставничества.
Наставничество необходимо внедрять в МО для содействия молодым специалистам в обретении практических навыков. Наставничество является одной из перспективных практик профессионального развития врачей, поскольку медицина требует от врача наличия практического опыта и высокого мастерства, обеспечения безопасности пациента в процессе медицинской деятельности [11]. В настоящее время изданы Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения3 и Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения4 [12], но единая эффективная модель наставничества отсутствует [11]. Её создание требует не только разработки методик и направлений, но и предварительного изучения потребности выпускников в наставничестве.
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о недостаточной готовности выпускников медицинского ВУЗа к самостоятельной практической деятельности в качестве участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, что подтверждает необходимость усиления практической составляющей в подготовке студентов медицинского ВУЗа и внедрения системы наставничества в МО, оказывающих ПМСП.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Романова Т. Е. Наставничество как инструмент подготовки студентов медицинских вузов к самостоятельной работе в практическом здравоохранении Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия Тип: статья в сборнике трудов конференции Язык: русский Год издания: 2022 Страницы: 254-256.
2. http://pravo-med.ru/community/blogs/panov/_1926.php?ysclid=lo0ew68a9h40079092.
3. Атлас лучших московских практик наставничества в сфере здравоохранения. Под ред. Ю.В. Бурдастовой. М.: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"; 2021. 35 с.
4. Александрова О. А., Аликперова Н. В., Бурдастова Ю. В. и др. Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения. М.: ГБУ "НИИОЗММ ДЗМ"; 2020. 40 с.
Список литературы
1. Макаров С. В., Гайдаров Г. М., Маевская И. В. и др. Анализ готовности молодых специалистов к самостоятельной работе в первичном звене здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023;31(2):278-83. doi:10. 32687/0869-866X-2023-31-2-278-283.
2. Алексеева М. В., Николаев А. И., Шашмурина В. Р. Анализ готовности выпускников медицинского университета к трудовой деятельности. Российский стоматологический журнал. 2020;24(3):180-5. doi:10.17816/1728-2802-2020-24-3-180-185.
3. Бурдастова Ю. В. Проблемы формализации института наставничества в здравоохранении и пути их решения. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(5):461-6. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-461-466.
4. Присяжная Н. В., Вяткина Н. Ю. Готовность будущих выпускников медицинского вуза к профессиональной деятельности. Саратовский научно- медицинский журнал. 2022;18(4):590-5. EDN: GJEKAU.
5. Кром И. Л., Еругина М. В., Еремина М. Г. и др. Современные трансформации пространства медицины от медицинской помощи к медицинской услуге. Биоэтика. 2019;12(1):27-9. doi:10.19163/2070-1586-2019-1(23)-27-29.
6. Романова Т. Е., Родина А. А., Романов С. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников вузов в период пандемии COVID-19 для будущей работы в практическом здравоохранении. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022;8(1):75-81. doi:10.33029/2411-8621-2022-8-1-75-81.
7. Сидорова А. А. Взаимосвязь учебной активности и психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности студентов- психологов. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2021;(2): 53-66. doi:10.35231/18186653_2021_2_53.
8. Бурдастова Ю. В. Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? Народонаселение. 2020;(1):148-54. doi:10.19181/population.2020.23.1.12.
9. Bhat S, D’Souza L, Fernandez J. Factors influencing the career choices of medical graduates. J. Clin. Diagn. Res. 2012;6(1):61-4. ID: JCDR/2012/3652:1887/1.
10. Vandenberghe C. Organizational commitments. In: Commitment in Organizations: Accumulated Wisdom and New Directions; ed. by H. J. Klein, T. E. Becker, J. P. Meyer. NY: Taylor & Francis, 2009:99-136.
11. Шестак Н. В., Крутий И. А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача. Педагогика профессионального медицинского образования. 2019;(2):6-24.
12. Бурдастова Ю. В., Ненахова Ю. С., Аликперова Н. В. и др. Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):69-79. doi:10.26794/1999-849X 2022-15-3-69-7.
Об авторах
Ж. Л. ВаракинаРоссия
д.м.н., доцент, декан лечебного факультета, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.
Архангельск
Н. Ю. Шкерская
Россия
ассистент кафедры семейной медицины и внутренних болезней, заведующая поликлиникой.
Архангельск
В. Р. Лосев
Россия
к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.
Архангельск
Э. В. Зимина
Россия
д.м.н., профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Москва
Л. И. Меньшикова
Россия
Профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, д.м.н., профессор кафедры организации здравоохранения, общественного здоровья с курсом оценки технологий.
Архангельск, Москва
Рецензия
Для цитирования:
Варакина Ж.Л., Шкерская Н.Ю., Лосев В.Р., Зимина Э.В., Меньшикова Л.И. Готовность выпускников медицинского высшего учебного заведения к самостоятельной работе в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3829. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN: VIBRRT
For citation:
Varakina Zh.L., Shkerskaya N.Yu., Losev V.R., Zimina E.V., Menshikova L.I. Readiness of medical graduates to self-guided work in primary health care organizations. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3829. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3829. EDN: VIBRRT