Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Цифровая медицинская грамотность в первичной медико-санитарной помощи: ключевой фактор удовлетворенности пациентов в эпоху цифровой трансформации медицинских услуг

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3865

EDN: RXVGTN

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Анализ цифровых технологий в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), а также изучение влияния цифровой медицинской грамотности на степень удовлетворенности пациентов предоставляемыми услугами.

Материал и методы. Исследование по оценке мнения пациентов о цифровизации ПМСП в России проведено с июня по сентябрь 2023г среди 1004 участников из 42 регионов. Использовалась анкета с 33 вопросами, из которых для статьи выбрали 8 наиболее релевантных, направленных на оценку удовлетворенности и личного опыта пациентов в использовании цифровых технологий. Данные собирались через "Яндекс. Формы". Анализ данных включал синтез результатов, классификацию и контент-анализ литературы.

Результаты. В ходе исследования проведено изучение влияния цифровизации на удовлетворенность пациентов ПМСП. Анализ цифровых технологий в системе ПМСП позволил установить, что целевая аудитория положительно относится к внедрению инноваций, а также нацелена на их использование и готова обращаться за новыми цифровыми медицинскими услугами. При этом для пациентов является важным повышение результативности личного взаимодействия с лечащим врачом и другими специалистами. В целях совершенствования цифровых инноваций полагаем необходимым осуществить разработку практических рекомендаций по актуализации и дальнейшему внедрению цифровых инструментов, представляющих интерес для пациентов.

Заключение. Исследование подтвердило, что цифровая медицинская грамотность играет важную роль в повышении удовлетворенности пациентов ПМСП. На основе полученных данных можно сделать вывод о необходимости разработки и внедрения образовательных программ для пациентов и медицинских работников, направленных на повышение уровня цифровой грамотности и оптимизацию использования цифровых инструментов в медицине.

Для цитирования:


Вошев Д.В., Сон И.М., Вошева Н.А., Орлов С.А., Межидов К.С., Шепель Р.Н., Драпкина О.М. Цифровая медицинская грамотность в первичной медико-санитарной помощи: ключевой фактор удовлетворенности пациентов в эпоху цифровой трансформации медицинских услуг. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3865. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3865. EDN: RXVGTN

For citation:


Voshev D.V., Son I.M., Vosheva N.A., Orlov S.A., Mezhidov K.S., Shepel R.N., Drapkina O.M. Digital health literacy in primary care: a key driver of patient satisfaction in the era of digital transformation in healthcare. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3865. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3865. EDN: RXVGTN

Введение

Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности, особенно заметно влияние на сектор здравоохранения, в т.ч. на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) [1]. Прогресс в области больших данных, Интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (AI), облачных решений и др. открывают новые горизонты для улучшения медицинских услуг, что приводит к повышению удовлетворенности пациентов [2]. Эти нововведения постепенно трансформируют подходы к оказанию ПМСП, делая ее более персонализированной, оперативной и эффективной [3][4].

Всемирная организация здравоохранения акцентирует внимание на значимости цифрового здравоохранения, подчеркивая его роль как "область знаний и практики, связанную с любым аспектом внедрения цифровых технологий для улучшения здоровья, от зарождения до эксплуатации". С учетом того, что сфера цифрового здравоохранения непрерывно расширяется, ключевое значение приобретают такие компоненты, как цифровая и медицинская грамотность. Они становятся решающими факторами, которые влияют на эффективность применения технологий в ПМСП [5][6]. Под цифровой грамотностью понимается "способность использовать информационные и коммуникационные технологии для поиска, оценки, создания и передачи информации, требующей как когнитивных, так и технических навыков" [7]. С другой стороны, медицинская грамотность, согласно ВОЗ1, это "когнитивные и социальные навыки, которые определяют мотивацию и способность людей получать доступ к информации, понимать ее и использовать способами, способствующими укреплению и поддержанию хорошего здоровья" [7][8].

В контексте нашего исследования акцентируется внимание на цифровой медицинской грамотности, от которой зависит успех цифровой трансформации медицинских услуг и удовлетворенность пациентов получаемой помощью. Эта компетенция рассматривается как глобальный детерминант здоровья, который основывается на трех фундаментальных столпах: гражданской, цифровой и медицинской грамотности1. Опираясь на академические источники, можно сказать, что цифровая медицинская грамотность включает в себя применение принципов медицинской грамотности в цифровой среде [3]. Таким образом, в рамках данного исследования цифровая медицинская грамотность определяется комплексными навыками и знаниями, позволяющими пациентам безопасно и эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии как возможность искать, находить, понимать и оценивать медицинскую информацию, а также применять цифровые решения для поддержания и улучшения своего здоровья [3][4][6].

Переходя к поставленным целям исследования, необходимо отметить, что цифровая медицинская грамотность становится неотъемлемым условием качественного обслуживания в системе ПМСП. В этой связи особенно актуальным становится изучение мнения пациентов, как цифровые инструменты и решения используются в ПМСП. Исследование направлено на выявление знаний и умений использования цифровых технологий медицинских организаций и степени вовлеченности и удовлетворенности пациентов, что, в свою очередь, может способствовать повышению общего уровня здоровья населения.

Цель исследования: анализ цифровых технологий в системе ПМСП, а также изучение влияния цифровой медицинской грамотности на степень удовлетворенности пациентов предоставляемыми услугами.

Материал и методы

Данный анализ осуществлялся в период с июня по сентябрь 2023г и охватывал 42 субъекта Российской Федерации. Разработана анкета-опросник для изучения мнения пациентов о цифровизации медицинских организаций ПМСП. В качестве основных респондентов выступали пациенты медицинских организаций, предоставляющих ПМСП. Для сбора первичных данных использовался онлайн-инструмент "Яндекс. Формы".

Общее количество участников исследования составило 1004 человека, что обеспечило статистическую значимость и репрезентативность выборки. Из полного набора вопросов анкеты (33 вопроса) для целей данной статьи было отобрано 8 ключевых вопросов. Критериями отбора выступали: релевантность вопросов целям исследования, их способность измерить удовлетворенность пациентов процессом предоставления медицинских услуг и оценку их личного опыта использования цифровых технологий в рамках получения ПМСП.

К числу основных методов, используемых в процессе написания научной статьи, следует отнести синтез и анализ полученных результатов, классификацию, контент-анализ отечественной и зарубежной научной литературы.

Результаты

Важнейшей целью внедрения цифровых технологий является удовлетворенность пациентов, оценку которой необходимо проводить в целях изучения возможностей совершенствования и повышения эффективности их функционирования. В этой связи нами проведено изучение влияния цифровизации на удовлетворенность пациентов ПМСП. В исследовании приняли участие 1004 респондента. На рисунке 1 представлено распределение респондентов по возрасту.

Рис. 1 Возрастное распределение респондентов, чел.

В группе до 25 лет находится 191 респондент, что составляет 19,0% от общего числа участников. Возрастная группа от 25 до 45 лет является наиболее многочисленной — 482 респондента, и составляет 48,0% от общего числа. 310 респондентов в возрасте от 46 до 60 лет составляют 30,9% от общего числа участников. Самая малочисленная группа из 21 респондента в возрасте от 61 года представляет 2,1% от общего числа опрошенных респондентов.

В соответствии с данными рисунка 1 большая часть респондентов относится к возрастным интервалам 26-45 лет (48,0%) и 46-60 лет (30,9%).

Представим на рисунке 2 ответ на вопрос: "Знаете ли Вы о современных тенденциях цифровизации здравоохранения?".

Рис. 2 Ответ респондентов на вопрос:
"Знаете ли Вы о современных тенденциях цифровизации здравоохранения?".

Рисунок содержит показатели с ответами опрошенных респондентов, большая часть которых дала положительный ответ (75,0%), однако 25,0% отметили, что не обладают достаточной информацией по этому поводу.

На рисунке 3 представлены ответы респондентов на вопрос: "Используете ли Вы электронную запись на прием?".

Рис. 3 Ответ респондентов на вопрос:
"Какую форму записи в медицинские организации первичного звена
Вы преимущественно используете?", чел.

Подавляющее большинство опрошенных (46,6%) отдают предпочтение непосредственному обращению в регистратуру медицинских организаций для доступа к услугам ПМСП. Среди иных популярных методов связи с медицинскими службами основные позиции занимают взаимодействие через портал Госуслуг (23,2%) и звонки в колл-центры (15,1%).

На рисунке 4 продемонстрирован ответ респондентов на вопрос: "Обращались ли Вы когда-то к сервисам телемедицины?".

Рис. 4 Ответ респондентов на вопрос:
"Обращались ли Вы когда-то к инструментам телемедицины?", чел.

Рисунок 4 экспонирует, что большая часть респондентов (70,8%) не пользовались инструментами телемедицины, 19,1% — на регулярной основе проводят консультации с лечащим врачом по телефону, 10,1% — при помощи переписки в мессенджерах.

Представим на рисунке 5 ответ респондентов на вопрос: "Какое отношение у Вас к телемедицине?".

Рис. 5 Ответ респондентов на вопрос:
"Какое отношение у Вас к телемедицине?", чел.

Большая часть респондентов положительно относятся к телемедицинским технологиям и удовлетворены их качеством (80,0%), о чем свидетельствуют данные рисунка 5. При этом 20,0% опрошенных респондентов считают необходимым формирование личного взаимодействия с медицинским персоналом.

На рисунке 6 представлен ответ респондентов на вопрос: "Какие цифровые технологии в рамках первичной медико-санитарной помощи для Вас наиболее привлекательны?".

Рис. 6 Ответ респондентов на вопрос:
"Какие цифровые технологии в рамках первичной медико-санитарной помощи
для Вас наиболее привлекательны?", чел.

В соответствии с данными рисунка 6 большая часть опрошенных заинтересована во внедрении возможности онлайн-взаимодействия с лечащим врачом (45,9%), получении консультаций от специалистов при помощи сервисов телемедицины (27,9%), а также продлении и отправки рецептов через онлайн-сервисы (12,2%), создании единого портала для пациентов с примерами решения различных проблем со здоровьем (14,0%).

На рисунке 7 представлены ответы респондентов на вопрос: "Что с Вашей точки зрения позволяет достичь цифровизация первичной медико-санитарной помощи?".

Рис. 7 Ответ респондентов на вопрос:
"Что с Вашей точки зрения позволяет достичь
цифровизация первичной медико-санитарной помощи?", чел.

Рисунок 7 демонстрирует ответы пациентов, где большая часть опрошенных респондентов отмечает, что цифровизация ПМСП способствует увеличению длительности общения врача с пациентом (42,2%), а также эффективности их взаимодействия с пациентом (44,5%). 1% опрошенных респондентов обозначил отсутствие влияния цифровизации.

Представим на рисунке 8 ответ на вопрос: "Каким образом изменилось качество первичной медико-санитарной помощи под влиянием цифровизации?".

Рис. 8 Ответ респондентов на вопрос:
"Каким образом изменилось качество первичной медико-санитарной помощи
под влиянием цифровизации?", чел.

В соответствии с данными рисунка 8 большая часть респондентов отмечают повышение качества медицинской помощи (23,8%), увеличение результативности диагностики (21,1%), удобство использования (22,0%), оперативность и снижение времени на обратную связь (22,7%).

Обсуждение

О современных тенденциях цифровизации здравоохранения знает значительная часть пациентов от общего числа участников опроса, однако при записи к врачу опрошенные респонденты предпочитают личное обращение в регистратуру медицинской организации. Популярным среди респондентов способом записи к специалисту также является использование возможностей портала Госуслуг. Большинство респондентов выразили положительное отношение к телемедицине и оказались удовлетворены качеством предоставляемых медицинских услуг, а ответы значительной доли опрошенных пациентов, предпочитающих традиционные методы взаимодействия с медицинскими работниками, могут указывать на необходимость совмещения телемедицинских и традиционных подходов при организации оказания медицинской помощи в целях удовлетворения потребностей различных групп пациентов.

Полученные данные, на наш взгляд, свидетельствуют о недостаточной распространенности обозначенных средств и необходимости развития данного направления, включая повышение цифровой грамотности населения и предоставление населению большей информации об особенностях и перспективах применения инновационных цифровых технологий, в т.ч. о преимуществах, которые несут в себе применение современных технологических решений в сфере оказания медицинской помощи.

Отвечая на вопрос о наиболее привлекательных цифровых технологиях в рамках ПМСП, большинство респондентов предпочли онлайн-взаимодействие с лечащим врачом, другая часть пациентов выбрали получение консультаций от специалистов при помощи телемедицины. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что при повышении качества программного обеспечения, устранении сбоев в программах, повышении информационной грамотности пациентов, пациенты с большей долей вероятности будут выбирать цифровые технологии ввиду их удобства. Также результаты анкетирования выявляют потребность пациентов в получении медицинской помощи с использованием цифровых технологий и определяют необходимость дальнейшего совершенствования внедрения цифровых технологий в части получения медицинских услуг посредством онлайн-сервисов.

Что касается мнения пациентов о возможностях цифровизации ПМСП, то ответы большей части опрошенных респондентов демонстрируют, что цифровизация ПМСП способствует увеличению длительности общения врача с пациентом и эффективности их взаимодействия с пациентом, что позволяет резюмировать положительное отношение большей части целевой аудитории к внедрению цифровых технологий в сферу здравоохранения.

В контексте обширного исследования, направленного на аспекты ПМСП, обращено внимание на восприятие пациентами процесса цифровизации медицинских организаций, предоставляющих ПМСП, с фокусом на оценку их цифровой медицинской грамотности. Закрепление и оценка цифровой медицинской грамотности пациентов еще не стали широко распространенной практикой2 [6-10]. В данном контексте было проведено исследование в этой важной области, направленное на понимание взаимодействия пациентов с цифровыми инструментами в медицине3. Хотя результаты нашего исследования нуждаются в дальнейшем анализе и обобщении, они уже указывают на значимость изучения цифровой медицинской грамотности как ключевого фактора, способного улучшить проникновение и эффективность использования цифровых информационных инструментов в здравоохранении4 [11-20]. Такие инструменты все чаще применяются для оптимизации коммуникации между медицинскими работниками, улучшения исходов лечения и минимизации затрат в системе здравоохранения [16-20].

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что целевая аудитория положительно относится к внедрению инноваций, нацелена на их использование и обращение за новыми цифровыми медицинскими услугами в рамках проведения ПМСП. Вместе с тем для них существуют приоритетные направления, к которым относятся повышение результативности личного взаимодействия с лечащим врачом и другими специалистами, получение и пролонгация рецептов, разработка и открытие специализированного портала искомой медицинской организации. В качестве практического применения можно предложить разработку практических рекомендаций по совершенствованию и внедрению тех цифровых инструментов, которые представляются наиболее привлекательными для пациентов. В качестве направлений будущих исследований можно предложить создание инновационной модели, предусматривающей трансформацию ПМСП и взаимодействия пациента и врача в целом с учетом внедрения цифровых технологий, нацеленных на рост удовлетворенности населения от них.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. World Health Organization. Geneva, Switzerland: 2020. [ 2022-06-26]. Global strategy on digital health 2020-2025. https://apps.who.int/iris/handle/10665/344249.

2. European Citizens' Digital Health Literacy. European Commission; 2015. https://data.europa.eu/doi/10.2759/86596, 26 June 2022.

3. Nutbeam D. Health promotion glossary. Health Promot Int.; 13(4):349-64. doi: 10.1093/heapro/13.4.349 (01 Jan 1998).

4. Eichner J, Dullabh P. Accessible Health Information Technology (IT) for Populations with Limited Literacy: A Guide for Developers and Purchasers of Health IT. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality; 2007.

Список литературы

1. Дятлов С. П. Использование цифровых технологий как одно из направлений решения проблемы качества российского здравоохранения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2023;(2):29-36.

2. Смышляев А. В., Мельников Ю. Ю., Садовская М. А. Распространение Интернета и электронных технологий среди медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в Российской Федерации. Главный врач Юга России. 2020;(1):7-11.

3. Черновицкая Ю. В. Цифровые технологии в медицине: специфика ответственности при их использовании. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020; 4(6): 89-101. doi:10.18413/2408-932X-2020-6-4-0-10.

4. Шишкин С. В., Алмазов А. А., Корнилов М. Н. и др. Организация первичной медико-санитарной помощи: тенденции и перспективы: аналитический доклад. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022, c. 143. ISBN: 978-5-7598-2589-0.

5. Николаев В. А., Николаев А. А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020;(2):35-42.

6. Черновицкая Ю. В. "Цифровые технологии в медицине: специфика ответственности при их использовании". Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020;(4):89-101.

7. Kickbusch I, Piselli D, Agrawal A, et al.; Secretariat of the Lancet and Financial Times Commission. The Lancet and Financial Times Commission on governing health futures 2030: growing up in a digital world. Lancet. 2021;398(10312):1727-76. doi:10.1016/S0140-6736(21)01824-9.

8. van Kessel R, Wong BLH, Clemens T, et al. Digital health literacy as a super determinant of health: More than simply the sum of its parts. Internet Interv. 2022;2;7;27:100500. doi:10.1016/j.invent.2022.100500.

9. Nutbeam D. Health promotion glossary. Health Promot Int. 1998;13(4):349-64. doi:10.1093/heapro/13.4.349.

10. Van der Vaart R, Drossaert C. Digital Health Literacy Instrument. J Med Internet Res. 2017;19(1):e27. doi:10.2196/jmir.6709.

11. Ивановский Б. Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения. Экономические и социальные проблемы России. 2021(2);143-60. doi:10.31249/espr/2021.02.09.

12. Conard S. Best practices in digital health literacy. Int J Cardiol. 2019;292:277-9. doi:10.1016/j.ijcard.2019.05.070.

13. Smith B, Magnani JW. New technologies, new disparities: The intersection of electronic health and digital health literacy. Int J Cardiol. 2019;292:280-2. doi:10.1016/j.ijcard.2019.05.066.

14. Choukou MA, Sanchez-Ramirez DC, Pol M, et al. COVID-19 infodemic and digital health literacy in vulnerable populations: A scoping review. Digit Health. 2022;8:20552076221076927. doi:10.1177/20552076221076927.

15. Wang X, Luan W. Research progress on digital health literacy of older adults: A scoping review. Front Public Health. 2022;10: 906089. doi:10.3389/fpubh.2022.906089.

16. Бельчик Т. А., Колесникова Е. В., Хворова Е. С. Цифровизация деятельности медицинских организаций как фактор повышения качества оказываемых услуг. Beneficium. 2021;(2):5-11. doi:10.34680/BENEFICIUM.2021.2(39).5-11.

17. Белолипецкая А. Е., Головина Т. А., Полянин А. В. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: компетентностный подход. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2020;(28):694-700. doi:10.32687/0869-866X-2020-28-s1-694-700.

18. Карцхия А. А. Информационно-правовое обеспечение цифровой экосистемы здравоохранения. Правовая информатика. 2021;(1):13-22. doi:10.21681/1994-1404-1-13-23.

19. Романец Е. А. Цифровая трансформация здравоохранения: государственная политика в аспекте цифровой повестки. Социально-гуманитарные знания. 2023;(7):86-92. 20.

20. Василенок А. В., Буянова Н. М., Мацнева И. А. и др. Проблемы взаимодействия врачей и среднего медицинского персонала. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(4):638-44. doi:10.32687/0869-866X-2020-28-4-638-644.


Об авторах

Д. В. Вошев
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

к.м.н., н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи.

Москва



И. М. Сон
ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России; Пензенский институт усовершенствования врачей — филиал ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, советник Ректора, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью.

Москва, Пенза



Н. А. Вошева
ООО "Центр хранения данных"
Россия

менеджер проектов Департамента корпоративного развития.

Москва



С. А. Орлов
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России; ФГБНУ  "Национальный научно- исследовательский институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко" Минздрава России
Россия

.м.н., с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи.

Москва



К. С. Межидов
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

к.м.н., с.н.с.

Москва



Р. Н. Шепель
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России; ФГБОУ ВО "Московский государственный медико- стоматологический университет им. А. И. Евдокимова" Минздрава России
Россия

к.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, в.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, доцент кафедры терапии и профилактической медицины, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения.

Москва



О. М. Драпкина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России; ФГБОУ ВО "Московский государственный медико- стоматологический университет им. А. И. Евдокимова" Минздрава России
Россия

академик РАН, профессор, директор, зав. кафедрой терапии и профилактической медицины.

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Вошев Д.В., Сон И.М., Вошева Н.А., Орлов С.А., Межидов К.С., Шепель Р.Н., Драпкина О.М. Цифровая медицинская грамотность в первичной медико-санитарной помощи: ключевой фактор удовлетворенности пациентов в эпоху цифровой трансформации медицинских услуг. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3865. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3865. EDN: RXVGTN

For citation:


Voshev D.V., Son I.M., Vosheva N.A., Orlov S.A., Mezhidov K.S., Shepel R.N., Drapkina O.M. Digital health literacy in primary care: a key driver of patient satisfaction in the era of digital transformation in healthcare. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3865. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3865. EDN: RXVGTN

Просмотров: 1390


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)