Перейти к:
Методы исследования по оценке реализации политики охраны здоровья населения от табака и никотина в субъектах Российской Федерации: ЭПОХА-РФ 2
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3962
Аннотация
Цель. Описать методы исследования по изучению реализации новых мер государственной политики, направленной на противодействие потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в субъектах РФ — ЭПОХА-РФ 2 (Оценка Эффективности Политики Охраны здоровья граждан от тАбака в регионах Российской Федерации, второе исследование).
Материал и методы. Сформированная для проведения интернет-опроса выборка, состоящая из минимум 1000 респондентов в каждом регионе, включала: 1) курильщиков и/или потребителей электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и 2) бывших курящих и/или потребителей ЭСДН, бросивших курить не >3 лет назад, в соотношении 8ОО:200, в возрасте ≥15 лет в 12 субъектах РФ. Выборка формировалась по методу "river sampling" и квотировалась по полу, возрасту, типу населенного пункта в соответствии с составом населения по данным Росстата 2022г для обеспечения максимальной репрезентативности. Весовые коэффициенты были откалиброваны по контрольным показателям национальных репрезентативных опросов Росстата. Сбор данных проводился в 2023г с помощью анкеты-опросника, включающего 74 измеряемых параметра, в соответствии со статьями антитабачного закона, запрограммированного на онлайн-платформе для самостоятельного заполнения респондентами.
Результаты. Размер выборки по 12 регионам составил 12 662 человек: в Москве — 1094, в Санкт-Петербурге — 1041, в Чувашской Республике — 1046, в Краснодарском крае — 1047, в Приморском крае — 1062, в Архангельской области — 1042, в Астраханской области — 1077, Белгородской области — 1048, в Новосибирской области — 1030, в Оренбургской области — 1042, в Самарской области — 1071, в Тюменской области — 1062. Распределение респондентов в каждом регионе соответствовало половозрастному распределению курильщиков/потребителей ЭСДН городов и сел на основе данных Росстата. К собранному по итогам опроса массиву была применена процедура взвешивания. Сформирована база данных из ответов респондентов в формате MS Excel.
Заключение. Структура и методы сбора данных по изучению осуществления мер государственной политики по противодействию потреблению табака в 12 субъектах РФ позволяют получить результаты, максимально способные характеризовать мнение настоящих и бывших курильщиков и потребителей ЭСДН всех половозрастных групп населения городов и сел относительно реализации политики охраны здоровья граждан от табака и никотина в РФ.
Ключевые слова
Для цитирования:
Гамбарян М.Г., Концевая А.В., Старовойтов М.Л., Драпкина О.М. Методы исследования по оценке реализации политики охраны здоровья населения от табака и никотина в субъектах Российской Федерации: ЭПОХА-РФ 2. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(4):3962. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3962
For citation:
Gambaryan M.G., Kontsevaya A.V., Starovoytov M.I., Drapkina O.M. Tobacco and nicotine control policy implementation survey in the Russian regions: EPOHA-RF 2. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(4):3962. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3962
Введение
Изучение реализации политических мер по противодействию потреблению табака как на международном, так и национальном уровнях в разных странах проводится при помощи социологических опросов с использованием различных методов сбора данных и методологических подходов [1-4].
История вопроса
Исследование по изучению эффективности политики охраны здоровья граждан от табака (ЭПОХА-РФ) проводилось нами ранее для оценки реализации мер Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Исследование включало опрос взрослого населения Российской Федерации (РФ) на основе многоступенчатой территориальной репрезентативной выборки населения ≥18 лет в 10 субъектах РФ, представляющих 7 федеральных округов России, в 2017-2018гг и повторно в 2019г в 5 субъектах РФ. Выборка была стратифицирована по статусу курения и включала 11625 респондентов: 6569 курящих, 2377 бывших курящих и 2679 никогда не куривших. Вопросник был составлен в соответствии с нормами Федерального закона № 15-ФЗ и мер антитабачной политики в РФ. Опрос проводился методом личных интервью силами подготовленных нами интервьюеров, в основном из личного состава центров/отделений медицинской профилактики и центров здоровья в регионах. Результаты этого опроса легли в основу изучения эффективности реализации законодательных мер об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака в отношении снижения распространенности курения за 5-летний период действия закона с 2013 по 2018гг и оценки динамики госпитальной заболеваемости отдельными коронарными и респираторными заболеваниями [5-7], а также создания системы мониторинга и оценки реализации законодательных мер по охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака [8]. Начало пандемии не позволило продолжить исследования с использованием личных интервью в 2020г, а дальнейшее развитие событий заставило искать новые методы проведения второго исследования по изучению реализации новых мер политики охраны здоровья граждан от табака и никотина в субъектах РФ (ЭПОХА-РФ 2 — Оценка Эффективности Политики Охраны здоровья граждан от тАбака в регионах Российской Федерации, второе исследование), в частности с использованием онлайн-технологий.
Актуальность исследования ЭПОХА-РФ 2
Необходимость проведения второго исследования по оценке реализации политики охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции (НСП) возникла, в первую очередь, в связи с широким распространением новой НСП, продвигаемой табачными компаниями, и принятием новых законодательных норм, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении НСП, сокращение потребления табака или потребления НСП. Кроме того, серьезным вызовом в отношении подрыва реализации политики противодействия потреблению табака стала пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19, COrona VIrus Disease 2019) и последующие перемены, связанные с эпидемиологической, но также политической и экономической ситуацией, представляющие угрозу для соблюдения антитабачных законодательных норм населением и подрыва достижений антитабачной политики в стране. И наконец, за годы пандемии COVID-19 наблюдался рост заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, для которых курение и потребление электронных систем доставки никотина (ЭСДН) являются первостепенным фактором риска, а значит информация о реализации законодательных антитабачных мер и полноты их исполнения в субъектах РФ необходима для разработки дополнительных мер профилактики этих заболеваний.
Предмет исследования ЭПОХА-РФ 2
Так же, как и в первом исследовании, опрос ЭПОХА-РФ 2 направлен на изучение реализации мер государственной политики противодействия потреблению табака и иной НСП, охраны здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака и иной НСП. В основном, это изучение исполнения запрета курения и потребления ЭСДН в общественных местах, налоговой и ценовой политики, запрета рекламы и продвижения табачных изделий и ЭСДН, в т.ч. в пунктах их продаж, ограничений розничной торговли табачных изделий и ЭСДН, осуществления информирования населения о вреде табака и ЭСДН, потребность и объем оказываемой медицинской помощи, направленной на преодоление потребления табака и ЭСДН и лечения табачной/никотиновой зависимости в медицинских учреждениях.
Методология исследования
Выбор методологии исследования и ее обоснование
В последние годы, а особенно в период распространения COVID-19, использование онлайн-технологий при проведении опросов и интервью закрепилось в практике организации сбора данных. Этому способствовал ряд рациональных причин, связанных как с практическими преимуществами онлайн-опросов (удобство, скорость, достижимость респондентов), так и с новыми методами обеспечения качества данных, полученных в режиме онлайн.
В контексте изучения полноты реализации законодательных мер по противодействию потреблению табака онлайн-опрос имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами сбора информации.
Широкий охват целевой аудитории. Онлайн-методы опроса обеспечивают высокую доступность и удобство для респондентов. Они могут участвовать в исследовании из любого места, где есть доступ к Интернету, без необходимости личного присутствия или визита интервьюера. Такой подход также позволяет привлечь бóльшую аудиторию, включая тех, кто живет в отдаленных регионах или имеет проблемы со здоровьем.
Высокий уровень анонимности и конфиденциальности. Онлайн-формат позволяет респондентам сохранить анонимность и минимизировать фактор социальной желательности, что особенно важно при изучении чувствительных тем, таких как потребление табака.
Сокращение времени и трудозатрат, гибкость. Онлайн-опросы обычно требуют меньше времени для сбора данных, чем традиционные методы, такие как личное интервью. Это помогает сократить затраты на организацию сбора и обработку данных, что актуально для больших выборок. При наличии сложной объемной анкеты длинный сценарий личного или телефонного интервью приводит к многочисленным отказам и пропускам данных, тогда как возможность дозаполнения анкеты в онлайн-опросе позволяет респонденту самостоятельно управлять временем заполнения и повышает шансы на результативность. Эффективность применения онлайн-опроса для длительных анкетных сценариев также объясняется простотой интерпретации текста по сравнению с живой речью интервьюеров, в которой интонации и манера произношения могут усложнить понимание сути и даже исказить смысл.
Метод формирования выборки
В настоящем исследовании для опроса взрослого населения, сбора первичной информации и формирования баз данных мы избрали методологию массового онлайн-опроса с онлайн-рекрутом респондентов. Для формирования выборки с максимальной репрезентацией курящего населения РФ был избран метод "river sampling" (поточная выборка), как наиболее подходящий для целей нашего исследования. Особенностью метода является отбор респондентов не из готовых баз данных (онлайн-панелей), а посредством отбора респондентов из интернет-пространства с равной вероятностью для каждого элемента потока попасть в выборку без предварительного знания структуры этого потока. Использование данного метода позволяет снизить вероятность искажений выборки, таких как самоотбор (self-selection bias) и выборочное искажение (sampling bias). Поскольку элементы выбираются из потока данных случайным образом, это уменьшает возможность систематических ошибок. Для привлечения респондентов использовались сайты общей тематики, социальные сети, приложения, поисковые системы и тематические сайты. Метод "river sampling" обеспечивает равные шансы для всех членов аудитории быть отобранными для участия в опросе. А по данным официальной статистики, доля аудитории активных пользователей сети Интернет в России в 2022г составила ~90% населения.
Для верификации респондентов и обеспечения качества данных используются такие технологии, как прескринер на роутере, сверка ответов респондентов с данными его IP, cookie, профилей в социальных сетях, проверка на прокликивание анкеты и заполнение паттернами и др. Эти же технологии обеспечивают качество собранной информации.
Выборка
Для достижения целей исследования, а именно: изучения полноты реализации законодательных норм по противодействию потреблению табака, выборка была сформирована с учетом включения в наибольшей степени представителей курящего населения и потребителей ЭСДН. Таким образом, выборка данного исследования, состоящая из населения РФ ≥15 лет, включает: 1) курильщиков в настоящее время и/или потребителей ЭСДН и 2) бывших курящих и/или потребителей ЭСДН, бросивших курить/парить не >3 лет назад.
Формирование баз данных с количественными показателями оценки реализации законодательных мер по противодействию потреблению табака и никотинсодержащей продукции в РФ на основе восприятия целевых групп населения включает в себя формирование оценок на основе ответов не <1000 представителей указанных выше целевых групп по каждому субъекту РФ в соотношении 800 курящих/потребителей ЭСДН и 200 бывших курящих/потребителей ЭСДН в каждом регионе. Учитывая невысокую распространенность курения и низкую распространенность потребления ЭСДН среди населения, данный состав — это тот минимальный объем, при котором ответы представителей выборки будут выражать мнение всего курящего населения региона с точностью в 95% и с погрешностью не >4%.
Вопросник и база данных
Сбор данных проводился по вопроснику, содержащему вопросы, соответствующие нормам нового антитабачного законодательства. Новый инструмент для сбора данных в режиме онлайн был разработан на основе вопросника, который применялся в исследовании ЭПОХА-РФ. Разработка нового инструмента для онлайн-опроса предполагала введение новых разделов, например, скринера, позволяющего проводить отбор респондентов без участия интервьюера, сокращение и адаптацию вопросов, позволяющих программировать их в онлайн-анкете, дополнение разделов вопросами в соответствии с новыми законодательными документами, регулирующими оборот и потребление табака и ЭСДН, сокращение самой анкеты без потери нужного содержания для сокращения времени онлайн-заполнения.
Инструмент, в соответствии с которым проводился сбор данных, включающий в себя 74 измеряемых параметра и разработанный в виде анкеты-опросника, предназначенной для 20-минутного самостоятельного заполнения респондентами, состоял из разделов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Структура анкеты опроса ЭПОХА-РФ 2
№ |
Раздел |
Вопросы |
1. |
Информация о респонденте (часть 1) |
1-5 |
2. |
Отборочные вопросы |
id5.1-id5.6 |
3. |
Потребление табака |
6-9 |
4. |
Потребление электронных сигарет |
10-16 |
5. |
Попытки отказаться от курения/потребления ЭСДН |
17-20 |
6. |
Меры по предотвращению незаконной торговли табака и ЭСДН, ценовые меры |
21-30 |
7. |
Текстовые и графические предупреждения на пачках сигарет |
31-35 |
8. |
Готовность бросить курить (для курящих/потребителей ЭСДН) |
36-43 |
9. |
Медицинская помощь в отказе от потребления табака и ЭСДН (для курящих/потребителей ЭСДН) |
44 (8 подвопросов) |
10. |
Информированность о вреде табака/ЭСДН |
45-46 |
11. |
Защита от вторичного табачного дыма/аэрозолей ЭСДН |
47-62 |
12. |
Запрет рекламы и продвижения табачных изделий и электронных сигарет, информирование об их вредности, ограничение торговли |
63-70 |
13. |
Информация о респонденте (часть 2) |
71-74 |
Примечание: ЭСДН — электронные системы доставки никотина, ЭПОХА-РФ 2 — Оценка Эффективности Политики Охраны здоровья граждан от тАбака в регионах Российской Федерации, второе исследование.
В рамках разработки методологии было проведено тестирование анкеты на респондентах-курильщиках и бросивших курить, что позволило оперативно исправить ряд недочетов, внести нужные коррективы в опросник. Опросник был запрограммирован на специальной онлайн-платформе для заполнения респондентами. База данных, которая формируется на основе ответов респондентов, представляет собой таблицу в формате MS Excel.
Результаты
Структура и объем выборки
Исследование ЭПОХА-РФ 2 проводилось в 12 субъектах РФ, 10 из которых были участниками первого исследования ЭПОХА-РФ. Дополнительно в исследование включены города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, учитывая потенциальные различия в реализации антитабачных законодательных норм в этих городах по сравнению с другими регионами. Объем выборки в 12 субъектах РФ должен был составить минимум 12 тыс. представителей курящего населения и бывших курящих (потребителей ЭСДН). Количество представителей, на основе ответов которых формируются базы данных, квотировались в каждом регионе. В таблице 2 представлены основные характеристики 12 субъектов РФ — участников исследования и фактический объем выборки.
Репрезентативность выборки
Для обеспечения максимальной репрезентативности выборки на начальном этапе сбора данных проводилось квотирование по полу, возрасту, типу населенного пункта, статусу курения/вейпинга. Респонденты отбирались в возрасте ≥15 лет, учитывая высокую распространенность потребления ЭСДН в молодой возрастной группе и для сопоставимости с выборкой исследований Росстата. В таблице 3 представлены квоты по регионам, рассчитанные на основе данных о половозрастном составе курильщиков, предоставленных в исследованиях Росстата в 2022г.
В таблице 4 представлено распределение курильщиков по полу, возрастным группам и типу населенного пункта по 10 субъектам РФ без г. Москвы и г. Санкт-Петербург.
Таблица 2
Субъекты РФ и объем выборки исследования
Субъект РФ |
ФО |
Территория, тыс. км2 |
Численность населения (тыс. чел.) на 01.01.2023г |
Удельный вес населения региона в ФО, % |
Доля городского населения, % |
Доля сельского населения, % |
Распространенность курения Росстат, 2023 (%) |
Актуальная выборка опроса, n |
г. Москва |
ЦФО |
2,6 |
13104,2 |
32,6 |
100 |
- |
16,1 |
11094 |
г. Санкт-Петербург |
СЗФО |
1,4 |
5600,0 |
40,3 |
100 |
- |
14,5 |
1041 |
Чувашская Республика |
ПВФО |
18,2 |
1173,2 |
4,1 |
64,3 |
35,7 |
16,9 |
1046 |
Краснодарский край |
ЮФО |
75,5 |
5819,3 |
35 |
57,1 |
42,9 |
6,2 |
1047 |
Приморский край |
ДФО |
164,7 |
1820,1 |
23 |
78,4 |
21,6 |
22,6 |
1062 |
Архангельская обл. |
СЗФО |
589,9 |
1005,7 |
7,3 |
77,7 |
22,3 |
25,9 |
1042 |
Астраханская обл. |
ЮФО |
49,0 |
950,6 |
5,7 |
64,1 |
35,9 |
18,1 |
1077 |
Белгородская обл. |
ЦФО |
27,1 |
1514,5 |
3,8 |
65,4 |
34,6 |
21,1 |
1048 |
Новосибирская обл. |
СФО |
177,8 |
2794,3 |
16,8 |
79,7 |
20,3 |
23,6 |
1030 |
Оренбургская обл. |
ПВФО |
123,7 |
1841,4 |
6,4 |
59,9 |
40,1 |
18,1 |
1042 |
Самарская обл. |
ПВФО |
53,6 |
3142,7 |
11 |
79,5 |
20,5 |
18,3 |
1071 |
Тюменская обл. |
УФО |
160,1 |
1608,5 |
13,1 |
67,7 |
32,3 |
17,8 |
1062 |
Всего |
12662 |
Примечание: ЦФО — Центральный федеральный округ, СЗФО — Северо-Западный федеральный округ, ПВФО — Приволжский федеральный округ, ЮФО — Южный федеральный округ, ДФО — Дальневосточный федеральный округ, СФО — Сибирский федеральный округ, УФО — Уральский федеральный округ.
Таблица 3
Распределение курильщиков по полу, возрастным группам и типу населенного пункта (Росстат, 2022г)
Возрастные группы, годы |
Субъекты РФ |
||||||||||||
Краснодарский край |
Приморский край |
Архангельская обл. |
Астраханская обл. |
Белгородская обл. |
Самарская обл. |
Новосибирская обл. |
Оренбургская обл. |
Тюменская обл. |
Чувашская Республика |
Санкт-Петербург |
Москва |
Всего |
|
Город, мужчины (% в субъекте РФ) |
|||||||||||||
15-19 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
0,2 |
1,4 |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
|||
20-24 |
0,6 |
1,2 |
0,7 |
1,3 |
2,5 |
2,2 |
0,7 |
1,8 |
3,1 |
3,2 |
3,2 |
2,3 |
|
25-29 |
1,8 |
2,7 |
3,2 |
2,0 |
3,2 |
3,0 |
2,4 |
1,1 |
2,7 |
1,3 |
4,2 |
5,9 |
3,8 |
30-39 |
6,6 |
10,7 |
9,6 |
8,5 |
8,1 |
8,3 |
13,4 |
7,7 |
9,0 |
11,8 |
15,7 |
14,7 |
11,9 |
40-49 |
8,8 |
8,3 |
12,9 |
7,5 |
13,9 |
12,4 |
12,8 |
8,6 |
10,5 |
11,4 |
14,0 |
15,8 |
12,8 |
50-59 |
6,7 |
9,0 |
5,4 |
6,9 |
7,8 |
11,0 |
7,1 |
8,4 |
6,3 |
10,1 |
10,4 |
10,4 |
9,1 |
60+ |
15,4 |
12,9 |
13,2 |
12,5 |
21,0 |
18,9 |
17,8 |
18,9 |
15,6 |
15,4 |
21,0 |
16,7 |
17,1 |
Город, женщины (% в субъекте РФ) |
|||||||||||||
15-19 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,3 |
||||||
20-24 |
0,3 |
1,2 |
0,4 |
0,7 |
1,0 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
1,2 |
2,1 |
2,7 |
1,5 |
|
25-29 |
0,8 |
3,6 |
2,5 |
1,0 |
1,6 |
0,5 |
1,2 |
0,9 |
1,2 |
0,4 |
3,1 |
3,8 |
2,4 |
30-39 |
3,8 |
8,0 |
9,6 |
2,0 |
1,6 |
2,7 |
5,1 |
1,4 |
3,9 |
1,8 |
8,8 |
8,1 |
6,0 |
40-49 |
3,6 |
6,8 |
8,9 |
3,0 |
1,9 |
3,5 |
4,5 |
2,7 |
3,0 |
0,4 |
6,5 |
8,6 |
5,9 |
50-59 |
1,5 |
5,8 |
2,5 |
0,7 |
0,3 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,8 |
4,2 |
4,7 |
3,2 |
60+ |
1,4 |
6,3 |
2,5 |
1,3 |
1,9 |
1,2 |
4,5 |
1,1 |
2,4 |
1,3 |
6,0 |
4,2 |
3,5 |
Село, мужчины (% в субъекте РФ) |
|||||||||||||
15-19 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,9 |
0,1 |
||||||||
20-24 |
1,0 |
0,5 |
0,4 |
3,0 |
0,3 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
||
25-29 |
1,8 |
0,2 |
0,4 |
5,2 |
1,0 |
1,3 |
0,2 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
0,7 |
||
30-39 |
6,0 |
2,9 |
3,2 |
9,8 |
3,2 |
4,7 |
2,4 |
5,9 |
4,8 |
2,2 |
2,4 |
||
40-49 |
7,4 |
4,1 |
1,4 |
7,2 |
6,5 |
4,2 |
4,2 |
5,9 |
5,1 |
9,6 |
2,9 |
||
50-59 |
7,5 |
2,4 |
3,2 |
3,9 |
4,9 |
7,5 |
4,5 |
9,3 |
6,0 |
10,5 |
3,2 |
||
60+ |
14,2 |
6,6 |
9,6 |
11,8 |
16,2 |
8,8 |
7,9 |
14,3 |
16,8 |
16,2 |
6,2 |
||
Село, женщины (% в субъекте РФ) |
|||||||||||||
15-19 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
|||||||||
20-24 |
0,6 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,1 |
||||||
25-29 |
0,8 |
2,6 |
0,3 |
0,7 |
0,4 |
0,2 |
0,6 |
0,3 |
|||||
30-39 |
2,3 |
1,7 |
1,8 |
3,9 |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
2,5 |
1,5 |
0,4 |
1,0 |
||
40-49 |
3,0 |
1,2 |
2,5 |
4,3 |
0,6 |
1,7 |
1,8 |
2,3 |
1,5 |
1,1 |
|||
50-59 |
2,1 |
1,0 |
2,1 |
2,0 |
1,3 |
1,3 |
0,8 |
1,6 |
1,5 |
0,8 |
|||
60+ |
1,1 |
1,2 |
2,5 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
0,2 |
1,2 |
0,4 |
0,5 |
|||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таблица 4
Распределение курильщиков по полу, возрастным группам и типу населенного пункта в 10 субъектах РФ (Росстат, 2022г)
Возрастные группы, годы |
Город |
Село |
Всего |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
||
15-19 |
0,7% |
0,2% |
0,4% |
0,2% |
1,5% |
20-24 |
1,5% |
0,7% |
0,7% |
0,4% |
3,3% |
25-29 |
2,3% |
1,4% |
1,4% |
0,8% |
5,8% |
30-39 |
9,2% |
3,9% |
4,4% |
1,8% |
19,4% |
40-49 |
10,5% |
3,8% |
5,5% |
2,1% |
21,8% |
50-59 |
7,7% |
1,9% |
5,9% |
1,5% |
16,9% |
60+ |
15,9% |
2,4% |
12,0% |
1,0% |
31,3% |
Всего |
47,8% |
14,1% |
30,3% |
7,7% |
100,0% |
Взвешивание
Чтобы полученные данные можно было экстраполировать на целевую группу курящего населения и бросивших курить в целевых регионах РФ, нивелируя особенности выбранного метода сбора данных (онлайн-опроса), к собранному по итогам опроса массиву была применена процедура взвешивания. Взвешивание проводилось на основе данных Росстата относительно половозрастного профиля потребителей обычных и электронных сигарет в регионах РФ, а также тех, кто бросил курить (источник: База микроданных Выборочного наблюдения состояния здоровья населения Росстата, 2022г)1.
Процедура взвешивания проводилась следующим образом:
1) Выбор в массиве данных Росстата подвыборки потребителей обычных и электронных сигарет, а также тех, кто бросил курить в течение 3-х последних лет;
2) Расчет плановых параметров на основе проведенной подвыборки:
— Регион (в разрезе 12 регионов исследования),
— Тип населенного пункта (город-село),
— Половозрастная структура.
3) Расчет коэффициентов взвешивания путем сопоставления параметров подвыборки Росстата и выборки, полученной в ходе исследования;
4) Взвешивание массива на основе полученных коэффициентов.
Важно подчеркнуть, что в структуре выборки исследования в ходе опроса специально была завышена доля возрастной группы от 15 до 24 лет, чтобы получить возможность анализировать данные по ней.
Таким образом, полученные результаты будут максимально представлять мнение курильщиков и потребителей ЭСДН, а также тех, кто бросил курить/потреблять ЭСДН среди всех половозрастных групп населения городов и сел.
Обсуждение
По данным ESOMAR (European Society of Marketing Research Professionals), в России онлайн-методы сбора данных входят в тройку лидирующих, используемых в социологических исследованиях. Методы интернет-опросов и онлайн-рекрут респондентов широко используются в социологических исследованиях [9], в т.ч. в исследованиях по изучению реализации и эффективности норм Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака и национальных антитабачных законов во всем мире и, в частности, в международных исследованиях по оценке политик борьбы против табака [1-4, 9]. Эти исследования похожи по предмету изучения — мер антитабачных национальных законов, а Международный опрос EUREST-PLUS (European Regulatory Science on Tobacco: Policy implementation to reduce lung diseases) направлен на изучение действия Директивы Европейского союза о табачных изделиях 2014г [10]. Все эти исследования для онлайн-рекрута респондентов используют онлайн-панели коммерческих исследовательских фирм. В нашем же исследовании мы предпочли применить метод "river sampling", особенностью которого является отбор респондентов не из готовых баз данных (онлайн-панелей), а посредством отбора респондентов из интернет-пространства с равной вероятностью для каждого потенциального респондента потока быть отобранным для опроса.
Преимущества поточной выборки по сравнению с панельной описаны в разделе методологии и подтверждаются исследованиями разных авторов [11][12]. Преимуществом этого метода является также тот факт, что при изучении определенного явления, частота которого не очень высока в популяции, как, например, потребления ЭСДН, нахождение лиц в готовых панелях с этими признаками, в нужных регионах, да еще с распределением в половозрастных группах как в населении, становится крайне проблематично. В таких случаях, выборка, используемая для опроса, не может ограничиваться членами одной панели, иногда приходится воспользоваться несколькими панелями, или, что предпочтительнее в таких ситуациях, формированием выборки методом "river sampling" [13].
Ограничением метода обычно служит тот факт, что выборка, состоящая только из интернет-пользователей, может быть репрезентативной лишь относительно генеральной совокупности интернет-пользователей, но не всего населения. Однако по данным Росстата, доля населения, являющегося активными пользователями сети интернет, в общей численности населения России в 2022г составила 89,8%, при этом охват городского населения составил 91,4%, сельского — 84,7%. Другие потенциальные ограничения, такие как возможность попыток одним и тем же респондентом участвовать в опросе несколько раз с разных устройств, возможность подключения ботов преодолеваются технологиями, позволяющими снизить вероятность таких ошибок. К этим технологиям относятся прескринер на роутере, позволяющий верифицировать респондентов, сверка ответов респондентов с данными его IP, cookie, профилей в социальных сетях, проверка на "прокликивание" анкеты и заполнение паттернами и др.
Таким образом, методология массового онлайн-опроса с рекрутом респондентов путем river sampling" была избрана как наиболее подходящая для целей нашего исследования: опроса взрослого населения, сбора первичной информации для формирования баз данных в рамках изучения реализации новых законодательных мер по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и веществ ЭСДН и последствий потребления табака и никотина.
Заключение
Методология изучения реализации новых мер государственной политики, направленной на противодействие потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в субъектах РФ, позволяет обеспечить максимальную репрезентативность выборки интернет-опроса, приближенной к случайной выборке, максимальную объективность ответов респондентов и позволяет минимизировать вероятность искажений в выборке. Таким образом, результаты, полученные путем опроса, позволяют максимально характеризовать мнение курильщиков и потребителей ЭСДН, а также тех, кто бросил курить/потреблять ЭСДН всех половозрастных групп населения городов и сел относительно реализации государственной политики охраны здоровья населения от воздействия табачного дыма и никотинсодержащей продукции и последствий потребления табака и никотина.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Федеральная служба государственной статистики. Итоги выборочного наблюдения о состоянии здоровья населения в 2022г.
Список литературы
1. Thompson ME, Boudreau C, Quah ACK, et al. Survey Methods of the 2018 International Tobacco Control (ITC) Japan Survey. Int J Environ Res Public Health. 2020;10;17(7):2598. doi:10.3390/IJERPH17072598.
2. Thompson ME, Driezen P, Boudreau C, et al. Methods of the International Tobacco Control (ITC) EUREST-PLUS ITC Europe Surveys. Eur J Public Health. 2020;1;30(Suppl_3):iii4-9. doi:10.1093/eurpub/ckz212.
3. Thompson ME, Fong GT, Boudreau C. Methods of the ITC Four Country Smoking and Vaping Survey, wave 1 (2016). Addiction. 2019;114 Suppl 1(Suppl 1):6-14. doi:10.1111/add.14528.
4. Quah ACK, Lee S, Seo HG, et al. Methods of the 2020 (Wave 1) International Tobacco Control (ITC) Korea Survey. Tob Prev Cessat. 2022;8:13. doi:10.18332/tpc/146685.
5. Гамбарян М.Г., Драпкина О. М. Эффективность реализации антитабачных законодательных мер в отношении распространенности курения в 10 субъектах Российской Федерации с 2013 по 2018 г. Профилактическая медицина. 2021;24(2):44-51. doi:10.17116/profmed20232606122.
6. Гамбарян М.Г., Концевая А. В., Агишина Т.А. и др. Оценка эффективности законодательных мер по борьбе с табаком в отношении снижения госпитальной заболеваемости стенокардией и инфарктом миокарда в Российской Федерации и ее 10 субъектах. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(6):2911. doi:10.15829/1728-8800-2021-2911.
7. Gambaryan M, Kontsevaya A, Drapkina O. Impact of National Tobacco Control Policy on Rates of Hospital Admission for Pneumonia: When Compliance Matters. Int J Environ Res Public Health. 2023;20:5893. doi:10.3390/ijerph20105893.
8. Гамбарян М. Г., Драпкина О. М., Концевая А. В. и др. Мониторинг и оценка реализации законодательных мер по охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака. Методические рекомендации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5):3194. doi:10.15829/1728-8800-2022-3194.
9. Nordin ASA, Mohamad AS, Quah ACK, et al. Methods of the 2020 (Wave 1) International Tobacco Control (ITC) Malaysia survey. Tob Induc Dis. 2022;31;20:31. doi:10.18332/tid/146568.
10. Fong GT, Thompson ME, Boudreau C, et al. The Conceptual Model and Methods of Wave 1 (2016) of the EUREST-PLUS ITC 6 European Countries Survey. Tob Induc Dis. 2018;12;16:A3. doi:10.18332/tid/99881.
11. Lavrakas P, Pennay D, Neiger D, et al. Comparing ProbabilityBased Surveys and Nonprobability Online Panel Surveys in Australia: A Total Survey Error Perspective. Surv Res Methods. 2022;16:241-66. doi:10.18148/srm/2022.v16i2.7907.
12. Einarsson H, Sakshaug JW, Cernat A, et al. Measurement equivalence in probability and nonprobability online panels. International J Mark Res. 2022;64(4):484-505. doi:10.1177/14707853221085206.
13. Cornesse C, Blom AG, Dutwin D, et al. A Review of Conceptual Approaches and Empirical Evidence on Probability and Nonprobability Sample Survey Research. J Surv Stat Methodol. 2020;8(1):4-36. doi:10.1093/jssam/smz041.
Об авторах
М. Г. ГамбарянФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия
Гамбарян Маринэ Генриевна — руководитель отдела Центр профилактики и контроля потребления табака, д.м.н..
Москва
А. В. Концевая
Россия
Концевая Анна Васильевна — д.м.н., заместитель директора по научной и аналитической работе.
Москва
М. Л. Старовойтов
Россия
Старовойтов Михаил Леонидович — м.н.с. лаборатории интегрированных программ профилактики отдела укрепления общественного здоровья.
Москва
О. М. Драпкина
Россия
Драпкина Оксана Михайловна — д.м.н., профессор, академик РАН, главный внештатный специалист по терапии и общемедицинской практике Минздрава России, директор.
Москва
Что известно о предмете исследования?
- Методы интернет-опросов используются в исследованиях для изучения реализации законодательных мер по противодействию потреблению табака в разных странах.
- Изучение полноты реализации законодательных норм, направленных на противодействие потреблению табака, позволяет оценить эффективность законов в отношении снижения распространенности курения и заболеваемости от болезней, связанных с потреблением табака.
Что добавляют результаты исследования?
- В контексте изучения реализации законодательных мер, направленных на противодействие потреблению табака, сформированная методология онлайн-опроса дает возможность получить информацию, сопоставимую с информацией, собранной традиционными методами.
- Метод интернет-опроса с использованием "поточной" выборки (river sampling) позволяет формировать максимально репрезентативную выборку, соответствующую составу населения.
- Разработанные структура и методы сбора данных по изучению осуществления мер государственной политики, направленной на противодействие потреблению табака, позволяют получить результаты, максимально способные характеризовать мнение целевой аудитории.
Рецензия
Для цитирования:
Гамбарян М.Г., Концевая А.В., Старовойтов М.Л., Драпкина О.М. Методы исследования по оценке реализации политики охраны здоровья населения от табака и никотина в субъектах Российской Федерации: ЭПОХА-РФ 2. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(4):3962. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3962
For citation:
Gambaryan M.G., Kontsevaya A.V., Starovoytov M.I., Drapkina O.M. Tobacco and nicotine control policy implementation survey in the Russian regions: EPOHA-RF 2. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(4):3962. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3962