Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Опыт реализации программы наставничества в Нижегородской области

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4031

EDN: PEDIWT

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Сохранение медицинских кадров в сфере здравоохранения посредством реализации медицинского наставничества, направленного на адаптацию будущих специалистов здравоохранения на этапе обучения в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗ), формирование профессиональной вовлеченности и компетенций корпоративного взаимодействия явилось основной задачей для коллектива ФГОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России. Проект "Медицинское наставничество" разработан и реализуется совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области. Реализация проекта направлена на повышение уровня профессиональной адаптации студентов медицинского ВУЗа и сохранение медицинских кадров в системе здравоохранения области, реализацию в медицинских и фармацевтических организациях программы наставничества в формате "врач-наставник — студент". Кроме того, интеграция системы медицинского наставничества в образовательный процесс посредством формирования индивидуальной образовательной траектории позволила усовершенствовать профессиональные компетенции, влияющие на достижение показателей, необходимых при осуществлении трудовой деятельности. Проект позволяет студенту адаптироваться в будущем коллективе, почувствовать свою значимость, а также развивать не только профессиональные, но и надпрофессиональные навыки, воспитывать и учить будущего врача "у постели больного".

Для цитирования:


Романова Т.Е., Карпова С.С., Дощанникова О.А. Опыт реализации программы наставничества в Нижегородской области. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4031. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN: PEDIWT

For citation:


Romanova T.E., Karpova S.S., Doshchannikova O.A. Experience in implementing a mentorship program in the Nizhny Novgorod Oblast. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4031. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN: PEDIWT

В последнее время потенциал наставничества неоспоримо признается и получил развитие во многих отраслях Российской Федерации (РФ). Различные государственные и общественные организации запускают разнообразные инициативы в сфере наставничества. Особенно много разработано и уже эффективно работают программы в сфере государственной службы, в образовании и некоторых направлениях здравоохранения [1-4]. Наставничество представляется как способ передачи знаний, умений, навыков молодому врачу от более опытного и знающего специалиста, оказание необходимой поддержки при обретении профессиональной идентичности и становлении в качестве профессионала в медицинской организации, и фундаментом отношений наставника и наставляемого, безусловно, является их взаимоуважение. С одной стороны, должен быть молодой специалист, заинтересованный в становлении своей профессиональной карьеры и саморазвитии, а с другой стороны — опытный врач, обладающий необходимым профессионализмом, сформированной профессиональной и личностной идентичностью [1]. В современных исследованиях, касающихся вопроса наставничества, оно представляется авторами как технология интенсивного развития личности [1, 2]. При создании программ наставничества важно учесть имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками, и разрабатывать новые, инновационные модели с учетом особенностей кадрового обеспечения региона. На сегодня одним из приоритетов в деятельности Минздрава России является формирование молодых специалистов первичного звена как уникальных специалистов, их профессиональная адаптация и интеграция на рабочем месте, особенно в медицинских организациях малодоступных и сельских территорий. В связи с этим ведутся активные поиски различных форм поддержки и наставничества в медицинских организациях и медицинских высших учебных заведениях (ВУЗ) страны в этом направлении [3-5].

Кроме того, обеспечение пациентоориентированности в оказании медицинских услуг является одним из основных приоритетов в организации процесса оказания медицинской помощи в РФ. Это обуславливает необходимость повышения требований к медицинским работникам, которые должны быть высокопрофессиональными специалистами, способными быстро адаптироваться к изменениям окружающей обстановки, постоянно совершенствовать свои знания и умения. Для этого, соответственно, должны быть созданы комфортные условия для их работы, чтобы можно было решать задачи снижения текучести кадров и обеспечения повышения квалификации медицинских работников. Эти и другие задачи в полной мере могут решаться посредством наставничества как инструмента заинтересованности и адаптации медицинских кадров к сложившейся системе здравоохранения. Известно, что конечной целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации через создание в медицинском учреждении условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации медицинских работников.

Рынок наставничества в медицинском образовании уже имеет опыт и проекты в разных странах, но в РФ, на наш взгляд, требуется развитие и системная поддержка данного направления. С целью адаптации будущих врачебных кадров в системе здравоохранения, повышения качества подготовки будущих специалистов, в Нижегородской области впервые формализован и масштабирован традиционный формат наставничества по отношению к будущим молодым специалистам здравоохранения.

Во исполнение перечня поручений Президента РФ В. В. Путина по итогам заседания Государственного Совета РФ по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023г, предлагаем к рассмотрению опыт ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России в реализации регионального проекта "Медицинское наставничество", направленного на формирование профессиональной идентичности и корпоративной адаптации обучающихся медицинского ВУЗа под руководством врача-наставника.

Проект "Медицинское наставничество" реализуется Приволжским исследовательским медицинским университетом совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области. Идея проекта появилась в связи с учащающимися случаями отказа выпускника целевого обучения от исполнения обязательств по трудоустройству или неполная отработка трудового срока, предусмотренного договором о целевом обучении. Как следствие, практическое здравоохранение несет кадровые потери, у выпускников, не исполнивших указанных обязательств, возникает новое обязательство — выплата штрафа, а образовательная организация обретает высокую нагрузку в виде проведения претензионно-исковой работы.

Суть проекта "Медицинское наставничество" заключается в том, что каждый студент-целевик закрепляется за врачом-наставником в той медицинской организации, в которой в последующем ему предстоит работать. Врач-наставник помогает студенту погрузиться в профессиональную среду медицинской организации, знакомит его с особенностями работы, совместно обсуждает с ним клинические и организационные вопросы. Врач и студент встречаются не реже раза в месяц, и каждая встреча становится своего рода проводником в мир будущей профессии. Проект "Медицинское наставничество" позволяет будущему молодому врачу, а ныне ещё студенту, адаптироваться в медицинском коллективе, почувствовать свою значимость, активно развивать и совершенствовать профессиональные и надпрофессиональные навыки и все это под руководством опытного врача-наставника.

"Медицинское наставничество" — это первый совместный проект образовательной организации высшего образования и регионального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, в котором ВУЗ является координатором процесса профессиональной адаптации будущих специалистов здравоохранения. Для реализации проекта в договор о целевом обучении внесено дополнение в части организации наставничества в отношении обучающегося, поступающего в рамках квот целевого приема. Также впервые разработана и реализуется ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России программа дополнительного профессионального образования для подготовки врачей-наставников по актуальным вопросам реализации наставничества.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования комплексного восприятия профессии врача обучающимися медицинского ВУЗа, расширения практики персонифицированного образования и индивидуальных образовательных траекторий, формирования у студентов необходимых для будущей работы soft skills (ориентация на результат, стрессоустойчивость, сотрудничество, саморазвитие, пациентоцентричность, адаптивность), необходимостью подготовки медицинских кадров под меняющиеся условия социально-экономической сферы и потребности рынка труда. Актуальность проекта также определена высокой долей "потерянных" целевиков (>35%) за счет неисполнения лицами, обучавшимися в переделах квот целевого приема, обязательств по трудоустройству и трудовой деятельности, что обуславливает необходимость обеспечения эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку врачебных кадров, обучающихся в рамках квот целевого приема.

Целью проекта является сохранение медицинских кадров в сфере здравоохранения посредством реализации медицинского наставничества, направленного на профессиональную адаптацию будущих специалистов здравоохранения уже на этапе обучения в медицинском ВУЗе, а также формирование и поддержка высокого уровня профессиональной вовлеченности обучающегося и компетенций корпоративного взаимодействия под руководством врача-наставника.

Важно, что активными партнерами проекта выступают Министерство здравоохранения Нижегородской области и Министерство здравоохранения Владимирской области. Проект реализуется с октября 2022г по настоящее время и далее бессрочно, на основании действующих соглашений с региональными органами исполнительной власти (РОИВ). На сегодняшний день проект реализуется в 73 государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Нижегородской области. Участниками программы наставничества являются более 1000 обучающихся целевого обучения и 370 врачей-наставников. В 2024г запланировано включение в проект 200 врачей из Владимирской и Нижегородской областей и около 500 обучающихся-целевиков указанных регионов.

Ответственные исполнители проекта выполняют конкретные закрепленные за ними функции:

  1. ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России — разработка и реализация программы медицинского наставничества, продвижение проекта, координация функций участников, формирование базы наставников и наставляемых, организационное и документационное сопровождение наставничества, оценка эффективности, подготовка врачей наставников, индивидуализация программы подготовки специалистов здравоохранения с учетом реальных потребностей рынка труда, создание перечня элективных дисциплин, направленных на формирование профессиональной вовлеченности студентов и базирующихся на элементах наставничества;
  2. РОИВ (Министерство здравоохранения Нижегородской области) — осуществление организационно-технического, экспертно-аналитического и информационного сопровождения медицинского наставничества, привлечение для реализации процесса наставничества кадрового, интеллектуального и финансового потенциала, утверждение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации наставничества в подведомственных организациях;
  3. Государственные бюджетные учреждения здравоохранения Нижегородской области — предоставление базы для реализации медицинского наставничества, утверждение перечня врачей-наставников и закрепление наставляемых (студентов), формирование реестра врачей-наставников, в т.ч. потенциальных, локальное организационное и документацион-
    ное сопровождение наставничества, разработка системы поощрения и стимулирования врачей-наставников (рисунок 1).

Рис. 1 Схема управления проектом.

ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России разработана программа дополнительного профессионального образования — программа повышения квалификации врачей-наставников "Актуальные вопросы наставничества в подготовке обучающихся медицинского вуза", нормативным сроком освоения 36 ЗЕ. Программа финансируется за счет средств "Приоритет — 2030", реализуется в очно-заочном формате с проведением мастер-классов, семинаров и деловых игр (контактная работа не менее 18 часов). Программа повышения квалификации представлена двумя разделами: ресурсное обеспечение наставничества и технологическое сопровождение наставничества, содержащими тематические подразделы по изучению стандарта наставничества, нормативных и методологических основ наставничества, особенностей работы с молодым поколением и возрастных особенностей развития личности, педагогических, психологических и методических основ профессиональной мотивации и реализации наставничества, самоанализа и самопрезентации наставника, совместной проектно-процессной деятельности в реализации наставничества, стратегиям эффективной коммуникации. Целью настоящей программы повышения квалификации врачей-наставников является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Данный учебный курс предназначен для непрерывного медицинского образования врачей и направлен на формирование перечня необходимых компетенций, обеспечивающих возможность широко использовать и применять на практике профессиональные знания и умения, развивать психолого-педагогические и коммуникативные компетен-
ции, взаимодействовать в рамках модели "врач —
обучающийся — профессиональная среда".

Заключение

Таким образом, предложенная система медицинского наставничества в формате "врач-наставник — студент" направлена на адаптацию обучающегося медицинского ВУЗа к образовательной и профессиональной среде, формирование компетенций в области проектной и исследовательской деятельности, формирование и развитие soft skills у наставников, расширение и укрепление функционала самоуправления обучающихся, формирование когорт обучающихся и выпускников — носителей сильной профессиональной идентичности и корпоративной культуры.

Реализация в медицинских и фармацевтических организациях программы наставничества в формате "врач-наставник — студент" позволит уменьшить временные и ресурсные затраты на адаптацию молодого специалиста к условиям профессиональной среды, снизить отток врачебных кадров на этапе профессионального становления, повысить лояльность профессиональных коллективов к студентам и молодым специалистам. Интеграция системы медицинского наставничества в образовательный процесс посредством формирования индивидуальной образовательной траектории и применения технологий искусственного интеллекта приведет к целостному восприятию обучающимися процесса подготовки специалиста здравоохранения, повысит интерес к образовательному процессу и уровень вовлеченности в освоение выбранной профессии у студентов медицинских ВУЗов и пополнит их портфель профессиональных компетенций, необходимых для эффективной адаптации к условиям профессиональной среды. И, безусловно, создание узнаваемого и обладающего определенной профессиональной репутацией образа врача, строящегося на основе профессиональных навыков, личных качеств, транслируемых идей и ценностей, определит новые подходы к использованию собственных знаний, профессиональное совершенствование и личностный рост, формирование личного наследия, личного бренда врача-наставника.

Дополнительно представляем комплекс предложений по развитию практик наставничества в сфере здравоохранения и медицинского образования, способствующих реализации перечня поручений Президента РФ В. В. Путина по вопросам повышения роли и престижа педагога и наставника:

— предусмотреть возможность работодателям осуществлять материальное стимулирование работников, реализующих наставничество, с применением персональных повышающих коэффициентов в системе оплаты труда наставника (в зависимости от количества наставляемых, стажа работы в качестве наставника, результатов работы с наставляемым) за счет средств ФФОМС, а также средств от иной приносящей доход деятельности;

— организовать проведение обучающих курсов (семинаров) федерального уровня для наставников, в т.ч. курирующих деятельность врачей-стажеров, с особым акцентом на очный формат обучения, при непосредственном участии межвузовских образовательных кластеров, в т.ч. с использованием Цифровой образовательной платформы "Будущий врач", которая разработана нашим ВУЗом;

— сформировать на федеральном уровне профессиональное сообщество наставников в сфере здравоохранения и его представительство в каждом регионе РФ. Разработать перечень квалификационных требований, предъявляемых к наставникам, с учетом формата наставничества, а также обеспечить методологическое обеспечение наставничества на высоком организационно-методическом уровне. Размещать информацию о выдающихся личностях сферы здравоохранения и их опыте наставничества ("Школа профессора Х"), предоставив возможность выбора наставника целевой аудиторией и возможность непосредственного взаимодействия наставника и наставляемого на платформе "Будущий врач";

— проводить работу по повышению статуса наставника, тиражировать экспертное мнение, лучшие практики ВУЗов и регионов по реализации наставничества, в т.ч. посредством цифровой платформы "Будущий врач";

— разработать курсы по формированию навыков эффективного наставничества для специалистов здравоохранения, преподавателей и обучающихся медицинских ВУЗов, предусмотрев их включение в программы повышения квалификации руководителей и работников медицинских организаций, а также осуществить пересмотр профессиональных образовательных стандартов с включением в перечень профессиональных компетенций компетенции наставничества (нормативные и методологические основы наставничества, педагогические, психологические, коммуникативные и методические основы реализации наставничества, особенности совместной проектно-процессной деятельности в реализации наставничества).

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Синягина Н.Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Наставничество в системе образования России. М.: Рыбаков Фонд, 2016. с. 153.

2. Бурдастова Ю.В., Ненахова Ю. С., Аликперова Н.В. и др. Новые модели наставничества в здравоохранении как способ повышения профессиональных компетенций медицинских работников. Экономика. Налоги. Право. 2022;15(3):69-79. doi:10.26794/1999-849X2022-15-3-69-79.

3. Совцов С. А., Федоров А. В., Таривердиев М. Л. Наставничество в хирургии, как одна из форм непрерывного медицинского образования. Непрерывное медицинское образование и наука. 2018;(13)2:41-3.

4. Родоман Г.В., Сумеди И.Р., Власкина С.Г. Наставничество как эффективный механизм непрерывного медицинского образования. Хирург. 2017;1:44-9.

5. Романов С.В., Родина А.А., Абаева О.П. Обоснование необходимости создания системы мониторинга подготовки студентов, обучающихся по целевому направлению как составляющей кадрового планирования медицинской организации системы ФМБА России. Медицина экстремальных ситуаций. 2018;20(2):166-71.


Об авторах

Т. Е. Романова
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России
Россия

К.м.н., проректор по региональному взаимодействию, и.о. зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

Нижний Новгород



С. С. Карпова
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России
Россия

К.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

Нижний Новгород



О. А. Дощанникова
ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России
Россия

Ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, руководитель Центра карьеры и профессионального развития

Нижний Новгород



Рецензия

Для цитирования:


Романова Т.Е., Карпова С.С., Дощанникова О.А. Опыт реализации программы наставничества в Нижегородской области. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4031. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN: PEDIWT

For citation:


Romanova T.E., Karpova S.S., Doshchannikova O.A. Experience in implementing a mentorship program in the Nizhny Novgorod Oblast. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4031. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4031. EDN: PEDIWT

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)