Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск
Том 23, № 1S (2024): Профессиональное образование
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-S1

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

4031 381
Аннотация

Сохранение медицинских кадров в сфере здравоохранения посредством реализации медицинского наставничества, направленного на адаптацию будущих специалистов здравоохранения на этапе обучения в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗ), формирование профессиональной вовлеченности и компетенций корпоративного взаимодействия явилось основной задачей для коллектива ФГОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России. Проект "Медицинское наставничество" разработан и реализуется совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области. Реализация проекта направлена на повышение уровня профессиональной адаптации студентов медицинского ВУЗа и сохранение медицинских кадров в системе здравоохранения области, реализацию в медицинских и фармацевтических организациях программы наставничества в формате "врач-наставник — студент". Кроме того, интеграция системы медицинского наставничества в образовательный процесс посредством формирования индивидуальной образовательной траектории позволила усовершенствовать профессиональные компетенции, влияющие на достижение показателей, необходимых при осуществлении трудовой деятельности. Проект позволяет студенту адаптироваться в будущем коллективе, почувствовать свою значимость, а также развивать не только профессиональные, но и надпрофессиональные навыки, воспитывать и учить будущего врача "у постели больного".

3961 345
Аннотация

Цель. Статья посвящена обобщению опыта применения технологии «пиртьюторинг»  в Волгоградском государственном медицинском университете в организации разных направлений  наставничества в вузе, а также  подготовке  преподавателей к владению данной образовательной технологией в процессе повышения педагогической квалификации на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования  Института общественного здоровья им. Н.П. Григоренко.

Материал и методы. В работе применяли методы исследования теоретические: анализ научных источников по проблеме исследования, анализ деятельности менторов ВолгГМУ, а также эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. Организацию пиртьюторинга анализировали согласно направлениям наставничества.  В адаптационном менторинге рассматривали пиртьюторинг в работе «Школы кураторов», «Школы наставников». Объектом анализа  в академическом  наставничестве стал пиртьюторинг   в деятельности школ мастерства.   В научном менторинге  обсуждали «Школу молодого исследователя»,  в социальном -  Проекториум (молодежный социально-образовательный форум социально-инновационного развития),  волонтерство.

Результаты. Обосновано, что наставничество целесообразно относить именно к педагогическим технологиям, поскольку отличительной особенностью является интеграция дидактического и воспитательного компонентов. Дана характеристика технологий наставничества, тьюторства, пиртьюторинга. В рамках федеральной инновационной площадки ВолгГМУ в процессе выполнения инновационного образовательного проекта ««Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении» проведен  обзор практик пиртьюторинга в адаптационном, научном, академическом, социальном направлениях. Технология пиртьюторинга во внеучебной образовательной работе имеет свои особенности в каждом направлении и общие преимущества, что способствует самоопределению студентов и включению в личностно-профессиональное развитие быстрее, чем традиционными способами.

Заключение. Разнообразие подходов к наставничеству позволяет студентам понять преимущество данного формата освоения новых профессиональных и социальных навыков в процессе внеучебной деятельности и при желании позволяет формировать у студентов качества наставников. Наставничество и такая его форма как пиртьюторинг в формате «от студента – до профессионала» реализует преемственность и способствует подготовке выпускников к сотрудничеству с коллегами в медицинской организации.

 

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

3937 812
Аннотация

Цель. Определение мотивационной составляющей психологопедагогического потенциала учителя, отличий потенциального и реального в психологическом портрете и профессиональной деятельности личности.

Материал и методы. Для изучения мотивации в рамках данного исследования был использован вопросник, при анализе ответов на вопросы, кроме необходимой для доказательной базы количественных данных, осуществлялась качественная обработка — каждый ответ рассматривался отдельно. Анализ количественных выражений социальных мотивов на этапе диагностики, формирования и развития их психолого-педагогического потенциала послужил основанием обсуждения результатов.

Результаты. Результаты исследования показывают, что до начала эксперимента средние значения мотива помощи людям в экспериментальной и контрольной группах испытуемых были практически одинаковыми. После окончания эксперимента произошло увеличение силы этого мотива в обеих группах. Однако в контрольной группе различия до и после эксперимента оказались незначительными. В экспериментальной группе произошли более заметные изменения, которые статистически значимы: t=2,10; р≤0,05. Это означает, что развитие психолого-педагогического потенциала у студентов, которые в будущем станут учителями начальных классов, положительно повлияло на силу их мотива помощи людям. Положительные результаты обоснованы определенной работой, которую преподаватели проводили с испытуемыми экспериментальной группы по составленной автором статьи программе. Особенно повлияло на результаты то, что в ходе эксперимента использовались групповые формы работы. Кроме того, со студентами проводилась работа, направленная на развитие у них мотива аффилиации, который положительно связан с мотивом помощи людям. Усиление мотива также может быть связано с приобретением позитивного опыта обучения и воспитания детей во время педагогической практики, что способствует формированию мотивации помощи другим.

Заключение. Разработанная модель психолого-педагогического потенциала будущего учителя начальных классов включает в себя структурные компоненты и направления развития. Формирование потенциала идет успешно при своевременной диагностике уровней развития и изменении содержания образования. Разработанные практика диагностики и концепция формирования потенциала являются эффективными.

3653 344
Аннотация

Цель. Анализ характерных особенностей различных ролевых моделей взаимодействия наставников с молодым педагогом.

Материал и методы. В процессе исследования использовался метод анализа в соответствии со следующими критериями: целеполагание, индивидуальный характер, план поэтапного включения молодых педагогов в педагогическую, методическую, научноисследовательскую и воспитательную деятельность.

Результаты. В процессе исследования были определены следующие ролевые модели взаимодействия наставников с молодым педагогом: модель "Наставник-методист — молодой педагог"; модель "Наставник-предметник — молодой педагог"; модель "Флэшнаставничество". Результатом правильной организации работы наставников выступает высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, методическую, воспитательную работу молодого специалиста, а также в культурную жизнь образовательной организации.

Заключение. В процессе исследования выявлено — внедрение индивидуального подхода наставничества для молодых педагогов способствует обеспечению не только увеличения личных достижений молодого специалиста, но и включению их в педагогическую деятельность, общественную жизнь образовательной организации, усилению уверенности в собственных силах, развитию самореализации и адаптации к профессии. Эта методика позволяет не только подготовить педагога к своей основной работе, но и реализовать его в качестве полноценного участника Федерального проекта "Молодые профессионалы".

НОВОСТИ С СОВЕЩАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ КАФЕДР СТРАНЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)