Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041

EDN: ZZVXUD

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4041. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD

Современный образовательный процесс харак­теризуется неравномерностью, нестабильностью, мно­го­вариантностью и неопределенностью путей раз­вития в зависимости от множества влияющих фак­торов и условий. В реальной образовательной прак­тике очевиден переход от линейного к нелинейному по­строению образовательного процесса, что соответствует нелинейности окружающего мира. Совре­мен­ные вызовы к новой организации образовательного процесса обозначили проблемы, требующие поиска их решения:

  • содействие самоопределению человека в ситуациях неопределенности и кризисов;
  • конструирование содержания образовательных (учебных) программ, ориентированного на самостоятельное построение обучающимся персонализированного обучения, нацеленного на формирование умения решать профессиональные задачи;
  • усиление роли процедурных знаний, направленных на: освоение способов познания; оценку ценностных установок; формирование ценностей и критическую интерпретацию информации;
  • конструирования содержания программ, элек­тронных учебных курсов, онлайн курсов, реализуемых в условиях измененного временного режима занятий.

В этой связи произошли серьезные изменения в федеральном законодательстве. В конце 2023г в Федеральный закон (ФЗ) № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 1 — были внесены уточнения в понятие "образование" путем расширения этого по-
нятия за счет процесса воспитания. Так, в современном законодательстве — "Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения", являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-­нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Также произошли изменения в законодательстве и в уточнении понятия "воспитание". В действующем законодательстве "Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-­нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде" (ФЗ № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 2). Таким образом, на уровне федерального законодательства определена актуальность профессионально-­трудового воспитания обучающихся — формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.

С учетом современных тенденций развития образования и нормативных требований к образовательному процессу значительно усложняется подготовка врача-­терапевта, включающая подготовку к оказанию разных видов медицинской помощи — 1) оказанию первичной медико-­санитарной помощи взрослому населению и 2) оказанию специализированной медицинской помощи населению по профилю "Терапия" в условиях стационара и дневного стационара.

В условиях нелинейной организации образовательного процесса, усиливающей функции воспитательного процесса, интенсивности подготовки врача-­терапевта, решающую роль играет концептуализация стратегии изменений, которая понимается как средство формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений.

27 марта 2024г на видеоселекторном совещании профессорско-­преподавательского состава терапевтических кафедр образовательных организаций был рассмотрен проект Концепции формирования системы единого образовательного пространства врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов, врачей общей прак-
ти­ки (семейных врачей) (далее — Концепция). В процессе обсуждения были внесены дополнения в содержание Концепции и 18 апреля 2024г Концеп­ция была принята на пленарном совещании образовательных организаций XXXI Российского национального конгресса "Человек и лекарство" (https://internist.ru/events/detail/799754/?lang=ru&confirm=1).

В совещании приняли участие:

— 189 участников (подключений);

— 8 федеральных округов, 2 республики (ЦФО; ЮФО; СЗФО; ДВФО; СФО; ПФО; УФО; СКФО; ЛНР; ДНР);

— 56 субъектов Российской Федерации;

— 75 организаций (образовательные и медицинские):

  1. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (г. Москва);
  2. ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Мин­здрава России (г. Москва);
  3. ФГАОУ ВО РУДН Минобрнауки России (г. Москва);
  4. Ассоциация врачей первичного звена (г. Мос­ква);
  5. ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ (г. Москва);
  6. ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (г. Москва);
  7. ФГБОУ ВО Санкт-­Петербургский Педиа­трический медицинский университет Минздрава России (г. Санкт-­Петербург);
  8. ФГБОУ ВО СПбГУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России (г. Санкт-­Петербург);
  9. ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России (г. Санкт-­Петербург);
  10. ФГБОУ ВО ЛГМУ им. св. Луки Минздрава России (Луганская Народная Республика);
  11. ФГБОУ ВО Дон ГМУ им. М. Горького Мин­здрава России (Донецкая Народная Республика);
  12. КФУ Медицинский институт Минобр­науки России (Республика Крым);
  13. ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России (Ал­тайский край);
  14. Центр Общественного здоровья (Алтай­ский край);
  15. ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава Рос­сии (Амурская область);
  16. ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Ар­хангельская область);
  17. ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России (Астраханская область);
  18. ФГОУ ВО НИУ БелГМУ Министерства науки и образования (Белгородская область);
  19. ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (Курская область);
  20. ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России (Волгоградская область);
  21. ФБГОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Мин­здрава России (Воронежская область);
  22. ВОКПТД (Воронежская область);
  23. ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России (За­байкальский край);
  24. ГУЗ Краевая клиническая больница (За­байкальский край);
  25. ФГБОУ ИвГМА Минздрава России (Ива­новская область);
  26. ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутская область);
  27. ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России (Ир­кутская область);
  28. ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России (Краснодарский край);
  29. ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-­Ясенецкого Минздрава России (Красноярский край);
  30. ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России (Кировская область);
  31. ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (Ниже­городская область);
  32. ФГБОУ ВО Новгородский ГУ им. Ярослава Мудрого Минобрнауки России (Новгородская область);
  33. ФИЦ ФТМ (Новосибирская область);
  34. ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Но­восибирская область);
  35. ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России (Омская область);
  36. ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (Оренбургская область);
  37. ФГБОУ ВО Орловский ГУ им. И. С. Тур­генева Минобрнауки России (Орлов­ская область);
  38. ПИУВ — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пензенская область);
  39. ФГАОУ ПГНИУ Минобрнауки России (Пен­зенская область);
  40. ФГБОУ ВО ПГМУ им. акад. Е. А. Вагнера Минздрава России (Пермская область);
  41. ФГБОУ ВО Тихоокеанский ГМУ Мин­здрава России (Приморский край);
  42. ФГБОУ ВО Ростовский ГМУ Минздрава России (Ростовская область);
  43. ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (Рязанская область);
  44. ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (Самарская область);
  45. ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ Минздрава России (Саратовская область);
  46. ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России (Свердловская область);
  47. ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница № 6" (Свердловская область);
  48. ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Смо­ленская область);
  49. ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России (Став­ропольский край);
  50. ФГБОУ ВО Тамбовский ГУ им. Г. Р. Дер­жавина. Медицинский институт Минобрнауки России (Тамбовская область);
  51. ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (Тверская область);
  52. ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (Томская область);
  53. ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России (Тульская область);
  54. ГУЗ ТО "Тульская клиническая больница" (Тульская область);
  55. ФГБОУ ВО "Тюменский ГМУ" Минобр­науки России (Тюменская область);
  56. ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (Челябинская область);
  57. ФГБОУ ВО Дальневосточный ГМУ Мин­здрава России (Хабаровский край);
  58. ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (Республика Татарстан);
  59. КГМА филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Республика Татарстан);
  60. ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России (Рес­публика Башкортостан);
  61. ФГБОУ ВО ЧГУ им. А. Кадырова. Меди­цинский институт (Чеченская Республика);
  62. ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (Республика Северная Осетия — Алания);
  63. ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарева Мин­обрнауки России (Республика Мордовия);
  64. ФГБОУ ВО КБГУ Медицинский факультет Минобрнауки России (КБР);
  65. ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России (Республика Дагестан);
  66. ФГБОУ ВО Хакасский ГУ им. Н. Ф. Ка­танова (Республика Хакасия);
  67. ФГБОУ ВО Сыктывкарский ГУ им. Пити­рима Сорокина (Республика Коми);
  68. ФГБОУ ВО МГТУ Минобрнауки России (Республика Адыгея);
  69. ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (Удмуртская республика);
  70. ГАУ ДПО "Институт усовершенствования врачей Минздрава Чувашкой Республики (Чуваш­ская республика);
  71. РКБ (Чувашская республика);
  72. ФГБОУ ВО ЧГУ им. И. Н. Ульянова Минобр­науки России (Чувашская республика);
  73. ФГАОУ ВО СВФУ Медицинский институт Минобрнауки России (Республика Саха (Якутия));
  74. ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России (г. Москва).

Приложение 1

КОНЦЕПЦИЯ формирования системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)

1. Общие положения

1.1. Цель настоящей Концепции — определение основных принципов, задач, мероприятий, механизмов и этапов формирования и развития системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — единое образовательное пространство).

1.2. Система единого образовательного пространства характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования кадров здравоохранения, согласованностью федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.3. Нормативным обоснованием Концепции выступают: ФЗ от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Пре­зидента Российской Федерации от 28 февраля 2024г № 145 "О Стратегии научно-­технологического развития Российской Федерации", распоряжение Пра­вительства Российской Федерации от 28 декабря 2012г № 2580-р "Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации", распоряжение Пра­вительства Российской Федерации от 24 июня 2022г № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года".

1.4. Формирование системы единого образовательного пространства является одним из прио­ритетных направлений повышения качества подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.5. Система единого образовательного пространства объединяет всех участников образовательного процесса, обеспечивающего подготовку врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

1.6. Взаимодействие участников системы единого образовательного пространства должно способствовать:

— свободному приобщению обучающихся к цен­ностям национальных культур народов Рос­сийской Федерации;

— сохранению исторически сложившихся традиций российских научно-­педагогических школ терапии и общей врачебной практики (семейной медицины);

— созданию условий и возможностей для под­готовки квалифицированных специалистов (вра­чей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)), в соответствии квалификационными требованиями в рамках каждой указанной специальности;

— расширению возможностей непрерывного профессионального развития для врачей-­лечеб­ников, врачей-­терапевтов, врачей общей врачебной практики (семейных врачей) вне зависимости от территориальной отдаленности и социального благополучия;

— расширению возможностей в подготовке и аттестации научных и научно-­педагогических кад­ров для обеспечения образовательного процесса подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с актуальными запросами практического здравоохранения Российской Федерации.

  1. Основные задачи Концепции

2.1. Основными задачами Концепции являются:

— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), обеспечивающих концептуальные основы единого образовательного пространства;

— обеспечение единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач в соответствии с федеральным законодательством Российской Фе­де­рации;

— разработка единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ для подготовки специалистов указанных специальностей на всех уровнях образования;

— совершенствование системы оценки качества подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— развитие кадрового потенциала образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­те­рапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

  1. Основные принципы формирования и развития системы единого образовательного пространства

3.1. Основными принципами формирования системы единого образовательного пространства подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) являются:

— приоритет равной доступности качественного образования врачей-­лечебников, врачей-­тера­певтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

— единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) при соблюдении автономии образовательных организаций путем дифференциации образовательных программ на базовую и вариативную части;

— открытость и независимость оценки качества подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапев­тов и врачей общей практики (семейных врачей), общественно-­профессиональных сообществ и работодателей практического здравоохранения с учетом актуальных задач и потребностей системы здравоохранения Российской Федерации;

— непрерывность и преемственность профессио­нального развития врачей-­лечебников, врачей-­тера­певтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образо­ва­тельных организаций, профессионально-­об­щест­венных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

  1. Основные мероприятия Концепции

4.1. Решение задач обеспечения единых методо­логических подходов к подготовке врачей-­лечеб­ни­ков, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), разработки единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), определения единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней предусматривает:

— определение единых методологических подходов к подготовке врачей-­лечебников, врачей-­тера­певтов и врачей общей практики (семейных врачей), содействующих формированию универсальных, об­ще­профессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;

— определение единых принципов и установок в воспитании и формировании профессиональной культуры врача врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач;

— ориентация на положения модульного подхода в проектировании и реализации образовательных программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей-­общей практики (семейных врачей);

— определение единых требований к результатам освоения образовательных программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей-­общей практики (семейных врачей), выраженным в компетенциях: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных;

— определение единых показателей (индикаторов) сформированности компетенций у врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и у врачей-­общей практики (семейных врачей) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;

— определение примерного1 (или рекомендуемого2) содержания программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов, врачей общей прак­тики (семейных врачей) в объеме обязательной ее части, обеспечивающей выполнение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;

— разработка и апробация механизма постоянного обновления учебных планов образовательных программ, обеспечивающего соответствие актуальным нормативным требованиям здравоохранения и клиническим рекомендациям;

— создание системы мониторинга качества про­грамм подготовки врачей-­лечебников, врачей-­тера­певтов и врачей общей практики (семейных врачей) с активным включением в нее объективных дан­ных и мнения работодателей;

— разработку и внедрение методических реко­мендаций по подготовке врачей-­лечебников, вра­чей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— разработку и внедрение методических рекомендаций по реализации наставничества как формы внутрикорпоративной подготовки кадров;

— разработку и внедрение рекомендаций по по­вышению качества подготовки наставников в прак­тическом здравоохранении;

— разработку и внедрение рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия клинических баз и кафедр;

— создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ;

— поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

4.2. Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры и ответственности врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей прак­тики (семейных врачей) в решении профессиональных задач предусматривает:

— педагогическое сопровождение подготовки специалистов на этапе освоения новой профессиональной деятельности;

— формирование профессионального мировоззрения врача;

— профессиональное развитие и саморазвитие личности врача;

— личностное развитие в профессиональном образовании;

— формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств личности, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения;

— разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров (повышения квалификации) дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональной культуры и ответственности врача в решении профессиональных задач;

— увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности.

4.3. Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки врачей-­лечеб­ников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:

— создание системы оценки сформированности компетенций выпускников в рамках итоговой аттестации;

— внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности обучающегося, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определения уровня соответствия обучающегося требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов;

— разработку механизмов учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций при формировании индивидуального портфолио обучающегося;

— формирование системы профессионально-­общественной экспертизы качества и условий подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— создание системы мониторинга результатов освоения обучающимися программ подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (в том числе в рамках промежуточной аттестации и учетом академических свобод образовательной организации), предполагающего сравнительный анализ результатов в его индивидуальном образовательном маршруте.

4.4. Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:

— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по приоритетным направлениям развития науки и об­разования, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации образовательных программ, развитие академической мобильности преподавателей;

— реализация сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.

  1. Механизмы и этапы развития Концепции

5.1. Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с Рос­сийским обществом профилактики неинфекцион­ных заболеваний (РОПНИЗ).

5.2. Реализация Концепции осуществляется терапевтическими кафедрами образовательных орга­низаций, ответственных за подготовку врачей-­те­ра­певтов и врачей общей практики (семейных врачей), Центр компетенций подготовки врачей-­те­ра­певтов ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава Рос­сии совместно с РОПНИЗ.

5.3. Основным механизмом реализации и раз­вития Концепции является план ее реализации, раз­рабатываемый ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Мин­здрава Рос­сии совместно с РОПНИЗ, терапевти­ческими кафедрами образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-­ле­чеб­ников, врачей-­терапевтов и врачей общей прак­тики (семейных врачей), а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. План
реализации Концепции разрабатывается на каждый этап.

5.4. Создание системы мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, включающая:

— проведение мониторинговых исследований качества подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— организацию деятельности по проведению сбора данных о достижении целевых показателей Концепции.

5.5. Реализация мероприятий Концепции осуществляется в 3 этапа:

— первый этап — 2024-2026гг;

— второй период — 2027-2029гг;

— третий период — 2030-2032гг.

  1. Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2032 году

6.1. Ожидаемыми результатами реализации Кон­цепции к 2032г являются:

— доступность качественного образования врачей-терапевтов и врачей общей практики (семей­ных врачей) во всех субъектах Российской Федера­ции, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;

— ориентация на единые принципы и установки в формировании профессиональной культуры врача;

— внедрение единых методологических подходов к структуре и содержанию подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;

— разработка и внедрение образовательных программ подготовки врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), имеющих единое содержание обязательной части и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;

— разработка и внедрение образовательных про­грамм (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере здравоохранения;

— внедрение системы профессионально-­об­щест­венной аккредитации программ подготовки врачей-­ле­чебников, врачей-­терапевтов и врачей об­щей практики (семейных врачей), проводимой с учас­тием работодателей;

— обеспечение повышения квалификации пе­да­гогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки вра­чей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);

— внедрение в систему подготовки врачей-­лечебников, врачей-­терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации.

1 Примерные программы для системы дополнительного профессионального образования.

2 Рекомендуемые профессиональным сообществом для высшего образования (ординатура).

Об авторах

О. М. Драпкина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

Д.м.н., профессор, академик РАН, директор

Москва



С. Ю. Астанина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

К.пед.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования Института профессионального образования и аккредитации, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра

Москва



Р. Н. Шепель
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

К.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, в.н.с., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4041. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)