Перейти к:
Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041
EDN: ZZVXUD
Для цитирования:
Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD
For citation:
Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4041. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD
Современный образовательный процесс характеризуется неравномерностью, нестабильностью, многовариантностью и неопределенностью путей развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий. В реальной образовательной практике очевиден переход от линейного к нелинейному построению образовательного процесса, что соответствует нелинейности окружающего мира. Современные вызовы к новой организации образовательного процесса обозначили проблемы, требующие поиска их решения:
- содействие самоопределению человека в ситуациях неопределенности и кризисов;
- конструирование содержания образовательных (учебных) программ, ориентированного на самостоятельное построение обучающимся персонализированного обучения, нацеленного на формирование умения решать профессиональные задачи;
- усиление роли процедурных знаний, направленных на: освоение способов познания; оценку ценностных установок; формирование ценностей и критическую интерпретацию информации;
- конструирования содержания программ, электронных учебных курсов, онлайн курсов, реализуемых в условиях измененного временного режима занятий.
В этой связи произошли серьезные изменения в федеральном законодательстве. В конце 2023г в Федеральный закон (ФЗ) № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 1 — были внесены уточнения в понятие "образование" путем расширения этого по-
нятия за счет процесса воспитания. Так, в современном законодательстве — "Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения", являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Также произошли изменения в законодательстве и в уточнении понятия "воспитание". В действующем законодательстве "Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде" (ФЗ № 273-ФЗ (в ред. от 25.12.2023), гл. 2, ст. 2). Таким образом, на уровне федерального законодательства определена актуальность профессионально-трудового воспитания обучающихся — формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
С учетом современных тенденций развития образования и нормативных требований к образовательному процессу значительно усложняется подготовка врача-терапевта, включающая подготовку к оказанию разных видов медицинской помощи — 1) оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и 2) оказанию специализированной медицинской помощи населению по профилю "Терапия" в условиях стационара и дневного стационара.
В условиях нелинейной организации образовательного процесса, усиливающей функции воспитательного процесса, интенсивности подготовки врача-терапевта, решающую роль играет концептуализация стратегии изменений, которая понимается как средство формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений.
27 марта 2024г на видеоселекторном совещании профессорско-преподавательского состава терапевтических кафедр образовательных организаций был рассмотрен проект Концепции формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей прак-
тики (семейных врачей) (далее — Концепция). В процессе обсуждения были внесены дополнения в содержание Концепции и 18 апреля 2024г Концепция была принята на пленарном совещании образовательных организаций XXXI Российского национального конгресса "Человек и лекарство" (https://internist.ru/events/detail/799754/?lang=ru&confirm=1).
В совещании приняли участие:
— 189 участников (подключений);
— 8 федеральных округов, 2 республики (ЦФО; ЮФО; СЗФО; ДВФО; СФО; ПФО; УФО; СКФО; ЛНР; ДНР);
— 56 субъектов Российской Федерации;
— 75 организаций (образовательные и медицинские):
- ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (г. Москва);
- ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России (г. Москва);
- ФГАОУ ВО РУДН Минобрнауки России (г. Москва);
- Ассоциация врачей первичного звена (г. Москва);
- ММКЦ "Коммунарка" ДЗМ (г. Москва);
- ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (г. Москва);
- ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Педиатрический медицинский университет Минздрава России (г. Санкт-Петербург);
- ФГБОУ ВО СПбГУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России (г. Санкт-Петербург);
- ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России (г. Санкт-Петербург);
- ФГБОУ ВО ЛГМУ им. св. Луки Минздрава России (Луганская Народная Республика);
- ФГБОУ ВО Дон ГМУ им. М. Горького Минздрава России (Донецкая Народная Республика);
- КФУ Медицинский институт Минобрнауки России (Республика Крым);
- ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России (Алтайский край);
- Центр Общественного здоровья (Алтайский край);
- ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская область);
- ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Архангельская область);
- ФГБОУ ВО Астраханский ГМУ Минздрава России (Астраханская область);
- ФГОУ ВО НИУ БелГМУ Министерства науки и образования (Белгородская область);
- ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (Курская область);
- ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России (Волгоградская область);
- ФБГОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России (Воронежская область);
- ВОКПТД (Воронежская область);
- ФГБОУ ВО ЧГМА Минздрава России (Забайкальский край);
- ГУЗ Краевая клиническая больница (Забайкальский край);
- ФГБОУ ИвГМА Минздрава России (Ивановская область);
- ИГМАПО — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутская область);
- ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России (Иркутская область);
- ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России (Краснодарский край);
- ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (Красноярский край);
- ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России (Кировская область);
- ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (Нижегородская область);
- ФГБОУ ВО Новгородский ГУ им. Ярослава Мудрого Минобрнауки России (Новгородская область);
- ФИЦ ФТМ (Новосибирская область);
- ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирская область);
- ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России (Омская область);
- ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (Оренбургская область);
- ФГБОУ ВО Орловский ГУ им. И. С. Тургенева Минобрнауки России (Орловская область);
- ПИУВ — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пензенская область);
- ФГАОУ ПГНИУ Минобрнауки России (Пензенская область);
- ФГБОУ ВО ПГМУ им. акад. Е. А. Вагнера Минздрава России (Пермская область);
- ФГБОУ ВО Тихоокеанский ГМУ Минздрава России (Приморский край);
- ФГБОУ ВО Ростовский ГМУ Минздрава России (Ростовская область);
- ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (Рязанская область);
- ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (Самарская область);
- ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ Минздрава России (Саратовская область);
- ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России (Свердловская область);
- ГБУЗ "Центральная городская клиническая больница № 6" (Свердловская область);
- ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России (Смоленская область);
- ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России (Ставропольский край);
- ФГБОУ ВО Тамбовский ГУ им. Г. Р. Державина. Медицинский институт Минобрнауки России (Тамбовская область);
- ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России (Тверская область);
- ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (Томская область);
- ФГБОУ ВО ТулГУ Минобрнауки России (Тульская область);
- ГУЗ ТО "Тульская клиническая больница" (Тульская область);
- ФГБОУ ВО "Тюменский ГМУ" Минобрнауки России (Тюменская область);
- ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (Челябинская область);
- ФГБОУ ВО Дальневосточный ГМУ Минздрава России (Хабаровский край);
- ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России (Республика Татарстан);
- КГМА филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Республика Татарстан);
- ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России (Республика Башкортостан);
- ФГБОУ ВО ЧГУ им. А. Кадырова. Медицинский институт (Чеченская Республика);
- ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России (Республика Северная Осетия — Алания);
- ФГБОУ ВО МГУ им. Н. П. Огарева Минобрнауки России (Республика Мордовия);
- ФГБОУ ВО КБГУ Медицинский факультет Минобрнауки России (КБР);
- ФГБОУ ВО ДГМУ Минздрава России (Республика Дагестан);
- ФГБОУ ВО Хакасский ГУ им. Н. Ф. Катанова (Республика Хакасия);
- ФГБОУ ВО Сыктывкарский ГУ им. Питирима Сорокина (Республика Коми);
- ФГБОУ ВО МГТУ Минобрнауки России (Республика Адыгея);
- ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России (Удмуртская республика);
- ГАУ ДПО "Институт усовершенствования врачей Минздрава Чувашкой Республики (Чувашская республика);
- РКБ (Чувашская республика);
- ФГБОУ ВО ЧГУ им. И. Н. Ульянова Минобрнауки России (Чувашская республика);
- ФГАОУ ВО СВФУ Медицинский институт Минобрнауки России (Республика Саха (Якутия));
- ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России (г. Москва).
Приложение 1
КОНЦЕПЦИЯ формирования системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)
1. Общие положения
1.1. Цель настоящей Концепции — определение основных принципов, задач, мероприятий, механизмов и этапов формирования и развития системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — единое образовательное пространство).
1.2. Система единого образовательного пространства характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования кадров здравоохранения, согласованностью федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
1.3. Нормативным обоснованием Концепции выступают: ФЗ от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024г № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012г № 2580-р "Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации", распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022г № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года".
1.4. Формирование системы единого образовательного пространства является одним из приоритетных направлений повышения качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
1.5. Система единого образовательного пространства объединяет всех участников образовательного процесса, обеспечивающего подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
1.6. Взаимодействие участников системы единого образовательного пространства должно способствовать:
— свободному приобщению обучающихся к ценностям национальных культур народов Российской Федерации;
— сохранению исторически сложившихся традиций российских научно-педагогических школ терапии и общей врачебной практики (семейной медицины);
— созданию условий и возможностей для подготовки квалифицированных специалистов (врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)), в соответствии квалификационными требованиями в рамках каждой указанной специальности;
— расширению возможностей непрерывного профессионального развития для врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей врачебной практики (семейных врачей) вне зависимости от территориальной отдаленности и социального благополучия;
— расширению возможностей в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с актуальными запросами практического здравоохранения Российской Федерации.
- Основные задачи Концепции
2.1. Основными задачами Концепции являются:
— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), обеспечивающих концептуальные основы единого образовательного пространства;
— обеспечение единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации;
— разработка единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ для подготовки специалистов указанных специальностей на всех уровнях образования;
— совершенствование системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— развитие кадрового потенциала образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
- Основные принципы формирования и развития системы единого образовательного пространства
3.1. Основными принципами формирования системы единого образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) являются:
— приоритет равной доступности качественного образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;
— единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) при соблюдении автономии образовательных организаций путем дифференциации образовательных программ на базовую и вариативную части;
— открытость и независимость оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), общественно-профессиональных сообществ и работодателей практического здравоохранения с учетом актуальных задач и потребностей системы здравоохранения Российской Федерации;
— непрерывность и преемственность профессионального развития врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, профессионально-общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
- Основные мероприятия Концепции
4.1. Решение задач обеспечения единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), разработки единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), определения единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней предусматривает:
— определение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), содействующих формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;
— определение единых принципов и установок в воспитании и формировании профессиональной культуры врача врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач;
— ориентация на положения модульного подхода в проектировании и реализации образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей-общей практики (семейных врачей);
— определение единых требований к результатам освоения образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей-общей практики (семейных врачей), выраженным в компетенциях: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных;
— определение единых показателей (индикаторов) сформированности компетенций у врачей-лечебников, врачей-терапевтов и у врачей-общей практики (семейных врачей) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и соответствующих профессиональных стандартов;
— определение примерного1 (или рекомендуемого2) содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) в объеме обязательной ее части, обеспечивающей выполнение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;
— разработка и апробация механизма постоянного обновления учебных планов образовательных программ, обеспечивающего соответствие актуальным нормативным требованиям здравоохранения и клиническим рекомендациям;
— создание системы мониторинга качества программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) с активным включением в нее объективных данных и мнения работодателей;
— разработку и внедрение методических рекомендаций по подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— разработку и внедрение методических рекомендаций по реализации наставничества как формы внутрикорпоративной подготовки кадров;
— разработку и внедрение рекомендаций по повышению качества подготовки наставников в практическом здравоохранении;
— разработку и внедрение рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия клинических баз и кафедр;
— создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ;
— поддержку распространения сетевой формы реализации образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
4.2. Решение задачи обеспечения единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры и ответственности врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач предусматривает:
— педагогическое сопровождение подготовки специалистов на этапе освоения новой профессиональной деятельности;
— формирование профессионального мировоззрения врача;
— профессиональное развитие и саморазвитие личности врача;
— личностное развитие в профессиональном образовании;
— формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающих условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств личности, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения;
— разработку и внедрение в программы подготовки педагогических кадров (повышения квалификации) дисциплин (модулей), направленных на формирование профессиональной культуры и ответственности врача в решении профессиональных задач;
— увеличение количества обучающихся, привлекаемых к добровольческой (волонтерской) и социально значимой деятельности.
4.3. Решение задачи совершенствования системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:
— создание системы оценки сформированности компетенций выпускников в рамках итоговой аттестации;
— внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности обучающегося, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определения уровня соответствия обучающегося требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов;
— разработку механизмов учета результатов текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций при формировании индивидуального портфолио обучающегося;
— формирование системы профессионально-общественной экспертизы качества и условий подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— создание системы мониторинга результатов освоения обучающимися программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (в том числе в рамках промежуточной аттестации и учетом академических свобод образовательной организации), предполагающего сравнительный анализ результатов в его индивидуальном образовательном маршруте.
4.4. Решение задачи развития кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) предусматривает:
— повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по приоритетным направлениям развития науки и образования, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации образовательных программ, развитие академической мобильности преподавателей;
— реализация сетевых форматов повышения квалификации для молодых преподавателей, вовлеченных в реализацию образовательных программ подготовки педагогических кадров.
- Механизмы и этапы развития Концепции
5.1. Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с Российским обществом профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ).
5.2. Реализация Концепции осуществляется терапевтическими кафедрами образовательных организаций, ответственных за подготовку врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), Центр компетенций подготовки врачей-терапевтов ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с РОПНИЗ.
5.3. Основным механизмом реализации и развития Концепции является план ее реализации, разрабатываемый ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с РОПНИЗ, терапевтическими кафедрами образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), а также заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. План
реализации Концепции разрабатывается на каждый этап.
5.4. Создание системы мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции, включающая:
— проведение мониторинговых исследований качества подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— организацию деятельности по проведению сбора данных о достижении целевых показателей Концепции.
5.5. Реализация мероприятий Концепции осуществляется в 3 этапа:
— первый этап — 2024-2026гг;
— второй период — 2027-2029гг;
— третий период — 2030-2032гг.
- Ожидаемые результаты реализации Концепции к 2032 году
6.1. Ожидаемыми результатами реализации Концепции к 2032г являются:
— доступность качественного образования врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;
— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— ориентация на единые принципы и установки в формировании профессиональной культуры врача;
— внедрение единых методологических подходов к структуре и содержанию подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— разработка и внедрение образовательных программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), имеющих единое содержание обязательной части и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ всех уровней;
— разработка и внедрение образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере здравоохранения;
— внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), проводимой с участием работодателей;
— обеспечение повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— внедрение в систему подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации.
1 Примерные программы для системы дополнительного профессионального образования.
2 Рекомендуемые профессиональным сообществом для высшего образования (ординатура).
Об авторах
О. М. ДрапкинаРоссия
Д.м.н., профессор, академик РАН, директор
Москва
С. Ю. Астанина
Россия
К.пед.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования Института профессионального образования и аккредитации, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра
Москва
Р. Н. Шепель
Россия
К.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, в.н.с., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD
For citation:
Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. The concept of forming a system of unified educational space for medical practitioners, internists, general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):4041. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD