Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Основные результаты оценки уровня грамотности в вопросах здоровья участниц проекта "Женщина — модель здоровья" в Ямало-Ненецком автономном округе

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4149

EDN: NVUPJQ

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Система укрепления общественного здоровья населения в Российской Федерации предусматривает ряд основных компонентов, одним из которых являются меры, направленные на повышение грамотности населения в вопросах здоровья (ГЗ), формирование культуры здорового образа жизни и ответственного отношения к здоровью. Важной социальной группой воздействия являются женщины. Грамотность женщин в вопросах здоровья обуславливает возможность их участия в мероприятиях, направленных на укрепление здоровья, и вовлечение ими своего окружения в здоровый образ жизни на уровне местных сообществ.

Цель. Изучить уровень ГЗ участниц проекта "Женщина — модель здоровья" в Ямало-Ненецком автономном округе.

Материал и методы. Проведен опрос женщин-участниц проекта "Женщина — модель здоровья" (Проект) в возрасте ≥18 лет в онлайн формате с помощью валидированного и адаптированного инструмента HLS19-RUS — международного опросника, разработанного в рамках сети действий Всемирной организации здравоохранения по измерению грамотности в вопросах здоровья на организационном и популяционном уровне (WHO Netwok on Measuring Population and Organizational Health Lilteracy, M-POHL). Уровни ГЗ изучались при помощи стандартизованных индексов по 4-м уровням: низкий, проблематичный, достаточный, отличный. Проводился частотный анализ и изучались ассоциации ГЗ с социально-демографическими характеристиками ямальских женщин. Кроме того, впервые изучалась навигационная ГЗ женщин. Статистическая обработка данных проведена с помощью программного обеспечения "SPSS 23.0 for Windows" и "MS Excel 2016".

Результаты. Из 2000 женщин-участниц Проекта, в опросе приняло участие 1445 женщин; отклик составил 72,25%. Согласно полученным результатам, 27,0% участниц имеют недостаточный уровень грамотности в вопросах профилактики заболеваний, оценки и использования информации в отношении здоровья. Были выявлены наиболее уязвимые группы, к которым относятся женщины в возрасте ≥65 лет, не имеющие высшего образования и безработные. С наибольшими сложностями женщины-участницы Проекта из Ямало-Ненецкого автономного округа сталкиваются в отношении навигационной ГЗ (53,3%) — способности ориентироваться в услугах, изменениях, нововведениях и специалистах системы здравоохранения.

Заключение. Полученные результаты позволили в дальнейшем адаптировать программу обучения участниц Проекта с учетом выявленного уровня ГЗ и сложностей, с которыми сталкиваются женщины в отношении информации о здоровье.

Для цитирования:


Усова Е.В., Лопатина М.В., Концевая А.В., Токарев С.А., Половодова Н.С., Драпкина О.М. Основные результаты оценки уровня грамотности в вопросах здоровья участниц проекта "Женщина — модель здоровья" в Ямало-Ненецком автономном округе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(12):4149. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4149. EDN: NVUPJQ

For citation:


Usova E.V., Lopatina M.V., Kontsevaya A.V., Tokarev S.A., Polovodova N.S., Drapkina O.M. Assessment of health literacy level in participants of the "Woman — Health Model" project in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(12):4149. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4149. EDN: NVUPJQ

Введение

Задача укрепления общественного здоровья населения в Российской Федерации (РФ) определяет необходимость реализации эффективных мер, направленных, прежде всего, на снижение распространенности поведенческих факторов риска (ФР) развития неинфекционных заболеваний (НИЗ) в российской популяции. Международный и отечественный опыт свидетельствуют о том, что эффективно проводить профилактические меры, воздействуя на население путем формирования навыков и культуры ответственного отношения к здоровью1.

Одним из важных путей эффективного профилактического вмешательства является повышение грамотности населения в вопросах здоровья (ГЗ). Реализация этой задачи требует консолидированных усилий различных секторов общества: здравоохранения, образования, работодателей, науки, средств массовой информации, торговли, технологий и пр.2.

Сформировать устойчивые межведомственные связи и эффективно интегрировать детерминанты здоровья в социальный контекст позволяет внедрение профилактических программ или проектов, в частности на муниципальном уровне, где люди живут, учатся, работают, ходят за покупками и т.д. [1].

В последние годы проблема низкой или недостаточной ГЗ приобрела особую актуальность, являясь признанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одной из важных детерминант здоровья и став одной из широко изучаемых как в медицинских исследованиях, так и в области общественного здоровья [2-4].

В современном понимании ГЗ подразумевает не просто знания населения и наличие информации об укреплении здоровья, профилактике и лечении заболеваний, но и мотивацию, а также навыки поиска, понимания, оценки и применения этой информации с целью улучшения качества жизни на всех ее этапах [2-4].

Первое международное исследование, которое проводилось в 2019-2021гг в 17 странах, включая РФ, с применением стандартизованного инструмента и методики оценки ГЗ, позволило выявить общие для всех стран тенденции3.

Уровень ГЗ во всех странах был ассоциирован с демографическими и социально-экономическими факторами, такими как возраст, уровень образования, положение в обществе и финансовые ограничения. Были выявлены уязвимые группы населения и социальный градиент в отношении ГЗ. Иными словами, наиболее социально и экономически уязвимые группы населения сталкиваются со сложностями в отношении доступности информации об укреплении здоровья, профилактике и лечении заболеваний, ее понимании, навыках ее оценки и использования в повседневной жизни.

Измерение и мониторинг уровня ГЗ с применением разработанной в рамках исследования системы комплексной оценки позволяет формировать меры политики по просвещению населения в отношении укрепления здоровья и профилактики заболеваний, с особым вниманием к уязвимым в этом отношении группам населения, а также проводить информационно-коммуникационные кампании с учетом уровня ГЗ населения и потребности в отдельных поло-возрастных группах, и оценивать эффективность предпринимаемых мер [5-7].

Социологи отмечают, что ГЗ женщин является важным элементом их участия в мероприятиях по укреплению здоровья как для себя, так и для своего окружения [8][9]. Женская модель поведения в отношении здоровья отличается большей гибкостью к изменению условий среды. Это позволяет женщинам замечать проблемы со здоровьем, своевременно обращаться за медицинской помощью. В частности, среди женщин в 1,4 раза больше, чем среди мужчин тех, кто следует рекомендациям профилактического характера [8].

Разработанный в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России (НМИЦ ТПМ) при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) и Евразийского Женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект "Женщина — модель здоровья" (далее — Проект) был впервые реализован как пилотный в 13 муниципалитетах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Подробное описание Проекта представлено в ранее опубликованной статье [10]. Данный Проект проводится для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения через повышение ГЗ женщин, а также для обучения женщин навыкам коммуникации с окружающими о здоровье и формирования навыков вовлечения в ЗОЖ своим примером.

Проект представляет собой устойчивую практику, направленную, в т.ч. на формирование культуры ответственного отношения к здоровью через активных и приверженных ЗОЖ женщин. Целевой аудиторией Проекта являются женщины в возрасте ≥18 лет.

Проект включает следующие основные компоненты:

  • Базовая оценка грамотности участниц Проекта в вопросах здоровья методом опроса (валидированный международный опросник исследования HLS19 (Health Literacy Survey-2019; международное исследование по оценке ГЗ), переведенный на русский язык в НМИЦ ТПМ в рамках сети действий ВОЗ по измерению ГЗ на популяционном и организационном уровнях)3;
  • Школа моделей здоровья — обучающий онлайн курс от ведущих экспертов НМИЦ ТПМ (комплекс вебинаров, практических и тестовых заданий), разработанный на основе данных, полученных в ходе опроса;
  • Конкурс моделей здоровья — презентация и отбор проектов участниц по применению полученных ими знаний и навыков в сфере ЗОЖ и вовлечения в ЗОЖ своего окружения.

Целью настоящего исследования было изучить уровень ГЗ участниц Проекта "Женщина — модель здоровья" в ЯНАО.

Материал и методы

Уровень ГЗ женщин оценивали методом онлайн опроса участниц Проекта, для чего использовали валидированный и адаптированный инструмент HLS19-RUS, разработанный в НМИЦ ТПМ на базе инструмента международного исследования HLS19 [6].

Опросник включал оценку навыков поиска, понимания, анализа и использования информации о здоровье в повседневной жизни, а также навигационной грамотности (ориентирования) в услугах и специалистах системы здравоохранения [6].

В качестве мотивации женщин к участию в опросе являлся доступ к следующему этапу Проекта — Школе моделей здоровья, которая проводилась для участниц бесплатно ведущими экспертами НМИЦ ТПМ. По результатам, полученным в ходе опроса, в частности, по уровню ГЗ женщин, сложностей и препятствий в отношении использования информации о здоровье, с которыми они сталкиваются, была разработана программа Школы моделей здоровья.

Уровни ГЗ изучались при помощи стандартизованных индексов с применением частотного анализа по 4-м уровням: недостаточный, проблематичный, достаточный, отличный. Кроме того изучались ассоциации ГЗ с социально-демографическими характеристиками ямальских женщин.

Впервые среди женщин применялся адаптированный для РФ инструмент для оценки навигационной ГЗ — способности ориентироваться в изменениях, нововведениях, услугах и специалистах системы здравоохранения. Этот инструмент был разработан и впервые использован в рамках международного исследования HLS19 [11].

Социально-демографические характеристики участниц

Из 2000 участниц Проекта в опросе приняли участие 1445 женщин; отклик составил 72,25%. Основные группы составили респондентки в возрасте 36-45 лет (42,7%), 46-55 лет (27,1%) и 25-36 лет (21,2%). Участие в опросе женщин от 18 до 25 лет, а также >56 лет суммарно составило 9%.

Подавляющее число участниц (1129 человек, 83,3%) имели законченное высшее образование; 13,4% — среднее специальное образование. Наибольшее число опрошенных — женщины, не имеющие медицинского образования (80,7%).

Большинство участниц Проекта были работающими (93,4%), включая самозанятых и военнослужащих, 3,4% являлись домохозяйками или находились в декретном отпуске (таблица 1).

Таблица 1

Социально-демографическая характеристика участниц проекта "Женщина — модель здоровья" в ЯНАО

Возрастные группы (%)

36-45 лет

46-55 лет

25-36 лет

От 18 до 25 лет, и > 56 лет всего

42,7

27,1

21,2

9,0

Национальный состав (%)

Русские

70,1

Коренные народы Севера

6,9

Другие национальности

23,0

Образование (%)

Законченное высшее

Незаконченное высшее

Среднее

Среднее специальное

Незаконченное среднее

83,3

1,5

1,2

13,4

0,6

Семейный статус (%)

Состоят в браке (официальном или гражданском), проживая совместно

Состоят в браке (официальном или гражданском), проживая раздельно

Не замужем

72, 9

3,4

23,7

Занятость (%)

Работающие

Домохозяйки

На пенсии

Лица, не определившиеся с ответом

93,4

3,4

1,5

1,7

Примечание: ЯНАО — Ямало-Ненецкий автономный округ.

По уровню самооценки участницами своего здоровья, более половины опрошенных (60,0%) оценили его как удовлетворительное. Примерно каждая третья (30,6%) женщина считает его хорошим и только 3,4% — очень хорошим, 5,4% респонденток оценили свое здоровье как плохое.

Кроме того, участницы Проекта оценивали свой социальный статус по 10-бальной шкале, где "1" балл соответствовал самому низкому социальному статусу, а "10" — самому высокому. Большинство (66,5%) опрошенных определило его как средний (от 5 до 7 баллов); выше среднего (8/9 баллов) — 20,8% опрошенных; абсолютно удовлетворены своим социальным положением 5,2% женщин; 6,5% опрошенных считают свой социальный статус ниже среднего (3/4 балла) и только 1% респонденток определяют его как крайне низкий.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программного обеспечения "SPSS 23.0 for Windows" и "MS Excel 2016".

Результаты и обсуждение

Оценка ГЗ

Важным аспектом при подготовке к проведению образовательного курса являлась оценка базового уровня ГЗ участниц Проекта. В результате опроса было выявлено, что более половины (51,7%) респонденток имеют отличный уровень ГЗ, а у 13,6% он оценен, как достаточный. При этом примерно у каждой шестой участницы Проекта уровень ГЗ был недостаточным (18,2%) или проблематичным (16,5%) (таблица 2).

Таблица 2

Уровень ГЗ участниц проекта "Женщина — модель здоровья" (в %)

Уровень ГЗ

Отличный

Достаточный

Проблематичный

Недостаточный

Общий уровень ГЗ

51,7

13,6

16,5

18,2

Вопросы укрепления здоровья

51,0

25,4

0

23,6

Вопросы профилактики заболеваний

48,5

24,3

0

27,2

Уровень навыков оценки информации о здоровье

46,6

0

30,8

22,6

Уровень навыков использования информации о здоровье

48,2

0

28,5

23,3

Навигационная ГЗ

30,5

5,2

11

53,3

Примечание: ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

Уровень ГЗ, как отличный и достаточный оценен у 51,0 и 25,4% респонденток, соответственно, однако примерно у четверти (23,6%) опрошенных он недостаточный. Также примерно каждая третья (27,2%) участница недостаточно грамотна в вопросах профилактики заболеваний (таблица 2).

Изучение ассоциаций уровня ГЗ и социально-демографических характеристик женщин позволило выявить наиболее уязвимые группы женщин в отношении ГЗ. Так, изучение ассоциации ГЗ с возрастом показало, что наименьший уровень грамотности среди женщин >65 лет (50%) (рисунок 1).

Рис. 1 Ассоциация уровня ГЗ и возраста респонденток.

Примечание: ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

Ассоциация уровня ГЗ с уровнем образования показала, что недостаточный и проблематичный уровень ГЗ у женщин без высшего образования (50%) (рисунок 2).

Рис. 2 Ассоциация уровня ГЗ и уровня образования респонденток.

Примечание: ГЗ – грамотность в вопросах здоровья.

Распределение уровня ГЗ в зависимости от статуса занятости респоненток показало, что наименьший уровень ГЗ у безработных женщин (рисунок 3).

Рис. 3 Ассоциация уровня ГЗ и статуса занятости.

Примечание: ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

Таким образом, проведенное исследование выявило социальный градиент ГЗ: с наибольшими сложностями в отношении информации о здоровье — доступе к ней, понимании, оценке и применении в жизни — сталкиваются женщины с социальными ограничениями, ассоциированными со старшим возрастом, отсутствием работы или низким уровнем образования.

Важным индикатором уровня ГЗ участниц Проекта, позволяющим им ориентироваться в информации о здоровье, служил комплекс вопросов, направленных на оценку и использование информации, так называемая навигационная ГЗ: способность ориентироваться в изменениях, нововведениях, услугах и специалистах системы здравоохранения, адаптированных для женщин на разных жизненных этапах и пр. [11].

Несмотря на то, что у значительной части опрошенных был выявлен отличный уровень ГЗ оценки и использования информации (46,6 и 48,2%, соответственно), у 30,8 и 28,5% респонденток эти показатели определены как проблематичные, соответственно. Примерно каждая пятая из опрошенных имела недостаточный уровень по этим показателям (22,6 и 23,3%) (таблица 2).

При анализе навигационной ГЗ участниц отмечено, что примерно у трети респонденток (30,5%) этот уровень оценивается как отличный, однако более половины (53,3%) из них обладают навыками ориентироваться в системе здравоохранения в недостаточной степени, а у каждой десятой из опрошенных уровень грамотности в этой сфере является проблематичным (рисунок 4).

Рис. 4 Уровень навигационной ГЗ участниц проекта "Женщина — модель здоровья".

Примечание: ГЗ — грамотность в вопросах здоровья.

После этого, согласно методологии Проекта, спустя год после завершения обучения проводится повторная оценка ГЗ для изучения изменений навыков и привычек образа жизни в отношении здоровья среди участниц Проекта.

По нашим данным, это первое исследование по изучению ГЗ населения, включая навигационную ГЗ, в женской популяции в РФ, проведенное на примере ЯНАО. Данные, полученные в рамках настоящего исследования, подтверждают результаты ряда международных исследований [5][7], в т.ч. данные первого популяционного исследования, проведенного в трех субъектах РФ: Новосибирской области, Республике Карелия и Республике Татарстан [12] о социальной роли ГЗ в связи с выявленным социальным градиентом и факторами, ассоциированными с уровнем ГЗ — возраст >65 лет и низкий уровень образования.

Ограничения исследования. Сравнить результаты ранее проведенного исследования в женской популяции трех субъектов РФ и в ЯНАО не представляется возможным в связи с разными подходами к набору респондентов и методами сбора данных. Кроме того, выборка, на основании которой сделаны выводы, не является репрезентативной для целевой группы населения ЯНАО. При этом представленное исследование показывает важность базовой оценки ГЗ конкретных участниц в начале Проекта с целью дальнейшего учета полученных результатов при формировании образовательного модуля.

Заключение

Проект "Женщина — модель здоровья" включает методологию, позволяющую в онлайн формате проводить обучение женщин навыкам сохранения и укрепления здоровья как среди самих женщин, так и их окружения, с применением научных подходов к оценке ГЗ участниц, а именно их знаний и навыков обработки и применения информации о здоровье в повседневной жизни до и после обучения.

Оценка ГЗ позволяет выявить различные проблемы и препятствия у участниц, сопряженные с вопросами здоровья и ведения ЗОЖ, социальную уязвимость отдельных групп, что, в свою очередь, определяет важность и необходимость их поддержки в муниципалитетах и местных сообществах.

По нашим данным, это первое исследование по изучению ГЗ населения, включая навигационную грамотность, сопряженную со способностью ориентироваться в услугах, изменениях, нововведениях и специалистах системы здравоохранения, в женской популяции в РФ.

Выявленные у участниц Проекта сложности по отдельным вопросам, или темам, определили целесообразность адаптации экспертами НМИЦ ТПМ и Ямальского центра общественного здоровья и медицинской профилактики образовательной программы, учитывающей потребности конкретной группы женщин-участниц Проекта. Сформирован портфель образовательных материалов, включающий записи лекций и семинаров, которые доступны для участниц и после завершения Проекта.

Проведение Проекта имеет важное социальное значение, как для женщин, непосредственно вовлеченных в Проект, так и для их окружения, соответствуя принципу доступности информации для всех. Проект представляет собой устойчивую практику и не заканчивается даже после его завершения — созданное женское сообщество продолжает развиваться и расширяться силами Центра общественного здоровья и медицинской профилактики. Проведение данного Проекта на регулярной основе позволит масштабировать его, а регулярная оценка ГЗ участниц позволит оценить его эффективность в дальнейшем.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. https://gnicpm.ru/articles/speczialistam-articles/strategiya-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-naseleniya-profilaktiki-i-kontrolya-neinfekczionnyh-zabolevanij-na-period-do-2025-goda.html (25 January, 2018).

2. World Health Organization. Policy Brief 4: Health Literacy, 9th Global Conference on Health Promotion. Shanghai, WHO, 2016. https://bsahely.com/2018/09/14/who-9th-global-conference-on-health-promotion-sustainable-development-goals-and-good-governance/ (14 September, 2018).

3. The HLS19 Consortium of the WHO Action Network M-POHL: International Report on the Methodology, Results, and Recommendations of the European Health Literacy Population Survey 2019-2021 (HLS19) of M-POHL. Vienna: Austrian National Public Health Institute; 2021. https://www.researchgate.net/publication/364700645_International_Report_on_the_Methodology_Results_and_Recommendations_of_the_European_Health_Literacy_Population_Survey_2019-2021_HLS19_of_M-POHL (10 December, 2021).

Список литературы

1. Лопатина М. В., Драпкина О. М. Грамотность в вопросах здоровья выходит на передовые позиции повестки дня в профилактике и контроле неинфекционных заболеваний. Профилактическая медицина. 2018;21(3):31-7. doi:10.17116/profmed201821331.

2. Лопатина М. В., Попович М. В., Концевая А. В., Драпкина О. М. Изучение зарубежного опыта по измерению грамотности в вопросах здоровья взрослого населения на популяционном уровне. Профилактическая медицина. 2019;22(6):106-13. doi:10.17116/profmed201922062106.

3. Marmot M, Friel S, Bell R, et al. Closing the gap in a generation: Health equity through action on the social determinants of health. Lancet. 2008;372,9650:1661-9. doi:10.1016/S0140-6736(08)61690-6.

4. Nutbeam D, Lloyd JE. Understanding and Responding to Health Literacy as a Social Determinant of Health. Ann Rev Public Health. 2021;42:3.1-3.15. doi:10.1146/annurev-publhealth-090419-102529.

5. Okan O, Bauer U, Levin-Zamir D, et al. International handbook of health literacy. Research, practice and policy across the lifespan. 2019. Policy Press Bristol. 764 р. ISBN: 978-1447344513.

6. Лопатина М. В., Попович М. В., Концевая А. В., Драпкина О. М. Адаптация европейского вопросника HLS19 по измерению грамотности в вопросах здоровья для России. Экология человека. 2021;(1):57-64. doi:10.33396/1728-0869-2021-1-57-64.

7. Pelikan JM, Straßmayr C, Ganahl K. Health Literacy Measurement in General and Other Populations: Further Initiatives and Lessons Learned in Europe (and Beyond). Stud Health Technol Inform. 2020;25(269):170-91. doi:10.3233/SHTI200031.

8. Каменева Т. Н., Лескова И. В., Чанкова Е. В. Гендерные различия в отношении к здоровью: региональный аспект. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022;13(1). doi:10.15862/53SCSK122. EDN OTIVXL.

9. Малаев Х. М., Коновалов О. Е., Филатова Е. В. Гендерные различия отношения к здоровью и медицинской активности пациентов с дорсопатиями "Наука молодых". 2018;6(1):39-52. doi:10.23888/HMJ2018139-52.

10. Лопатина М. В., Усова Е. В., Концевая А. В. и др. "Женщина — модель здоровья": федеральный проект по повышению грамотности населения в вопросах здоровья. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(5):3585. doi:10.15829/17288800-2023-3585.

11. Griese L, Berens EM, Nowak P, et al. Challenges in Navigating the Health Care System: Development of an Instrument Measuring Navigation Health Literacy. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(16):5731. doi:10.3390/ijerph17165731.

12. Лопатина М. В., Попович М. В., Концевая А. В., Драпкина О. М. Детерминанты грамотности в вопросах здоровья: результаты первого популяционного исследования в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2021;24(12):57-64. doi:10.17116/profmed20212412157.


Об авторах

Е. В. Усова
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

с.н.с. лаборатории интегрированных программ профилактики.

Москва



М. В. Лопатина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

к.м.н., руководитель лаборатории интегрированных программ профилактики.

Москва



А. В. Концевая
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, руководитель отдела укрепления общественного здоровья, зам. директора по научной и аналитической работе, доцент.

Москва



С. А. Токарев
ГБУЗ Ямало-Ненецкого АО "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
Россия

д.м.н., главный врач, главный внештатный специалист департамента здравоохранения ЯНАО по медицинской профилактике.

Надым



Н. С. Половодова
ГБУЗ Ямало-Ненецкого АО "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики"
Россия

зам. главного врача.

Надым



О. М. Драпкина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, академик РАН, директор, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России.

Москва



Дополнительные файлы

Что известно о предмете исследования?

  • Одним из важных путей эффективного профилактического вмешательства является повышение грамотности в вопросах здоровья (ГЗ) населения.
  • ГЗ женщин является важным элементом их учас­тия в мероприятиях по укреплению здоровья как для себя, так и для своего окружения.

Что добавляют результаты исследования?

  • Оценка ГЗ женщин и выявление среди них уязвимых групп позволяет разрабатывать таргетные образовательные программы и меры, направленные на эффективное повышение ГЗ на уровне местных сообществ.
  • Результаты исследования позволили выявить су­щественные ограничения и сложности у женщин в отношении навигационной ГЗ, т.е. их способностей и навыков ориентироваться в услугах, изменениях, нововведениях и специалистах системы здравоохранения и, таким образом, способствовать улучшению этих навыков через образовательную программу.

Рецензия

Для цитирования:


Усова Е.В., Лопатина М.В., Концевая А.В., Токарев С.А., Половодова Н.С., Драпкина О.М. Основные результаты оценки уровня грамотности в вопросах здоровья участниц проекта "Женщина — модель здоровья" в Ямало-Ненецком автономном округе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(12):4149. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4149. EDN: NVUPJQ

For citation:


Usova E.V., Lopatina M.V., Kontsevaya A.V., Tokarev S.A., Polovodova N.S., Drapkina O.M. Assessment of health literacy level in participants of the "Woman — Health Model" project in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(12):4149. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4149. EDN: NVUPJQ

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)