Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Как меняется востребованность профессионально-важных качеств будущего врача в условиях цифровизации?

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3133

Аннотация

Цель. Провести анализ, пересмотр, дополнение к оценке профессионально­важных качеств (ПВК) будущего врача в контексте цифровизации человеческой деятельности.

Материал и методы. В исследовании участвовали 74 студента 1 курса лечебного факультета КрасГМУ. Использован бланк самооценки врача, включающий список ПВК врача по трем блокам. Методом ранжирования измерена значимость ПВК врача с учетом предпочтений обучающихся. Произведена оценка ПВК будущих специалистов с помощью эвристического метода самооценки на основе самооценок, оценок одногруппников и экспертных оценок. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью Excel.

Результаты. 82,14% будущих специалистов определили первый ранг блока ПВК, способствующих формированию профессиональной культуры врачей. Второй ранг 67,86% присвоили блоку ПВК, способствующих социальной отзывчивости врачей, 75% обучающихся поставили третий ранг блоку ПВК, связанных с информационной компетентностью. Согласно среднему значению эвристических самооценок оптимально сформированы ПВК, способствующие социальной отзывчивости врача (5,72), недостаточно сформированы ПВК для работы с информацией (4,27) и ПВК, способствующие развитию профессиональной культуры врача (3,50).

Заключение. Невзирая на цифровизацию медицины, социальная роль врача остается прежней. Проведенное исследование выявило следующие тенденции. Будущие специалисты понимают востребованность ПВК, способствующих социальной отзывчивости врачей.

Студенты осознают, что обладают ПВК, необходимыми для взаимодействия с пациентами на оптимальном уровне. Они оценивают как недостаточно сформированные ПВК, необходимые для работы с информацией, отмечают недостаток уверенности, знаний цифрового этикета и практического опыта работы в цифровом пространстве. В процессе диагностики было выявлено, что ПВК, способствующие формированию профессиональной культуры врачей, сформированы недостаточно. Кроме того, пересмотрен и дополнен список ПВК врача новыми компетентностями, связанными с цифровым взаимодействием.

Об авторах

О. А. Корнилова
Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО.

Красноярск.

Тел.: 8 (923) 276­-60-06



Е. А. Авдеева
Красноярский ГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Россия

Авдеева Елена Александровна — доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ПО.

Красноярск.



Список литературы

1. Уваров А. Ю., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. с. 343. ISBN: 978­-5­-7598­-2012-­3 (e­book). doi:10.17323/978­5­-7598-­1990-­5.

2. Колыхматов В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования. СПб.: ГАОУ ДПО “ЛОИРО”, 2020. с. 135. ISBN: 978­-5­-91143-­787-­9.

3. Ellaway RH, Coral J, Topps D, et al. Exploring digital professionalism. Med Teach. 2015;37(9):844-­9. doi:10.3109/0142159X.2015.1044956.

4. Ольховик Н. Г., Липатова Е. Г. Развитие коммуникативных навыков студентов медицинских вузов в условиях цифрового формата общения “врач-пациент”. Евразийское Научное Объединение. 2018;11­4(45):28-4­6.

5. Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Иванова О. Г. и др. Исследование профессионально важных личностных качеств у студентов психологов образования и студентов-­педиатров. Сетевой научный журнал “Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие”. 2020;8(3):388-­48. doi:10.23888/humJ20203338­-348.

6. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Формирование профессионально важных качеств Челябинск: Изд-­во Юж.­-Урал. гос.-гуман.-­пед. ун­-та, 2017 C. 133. ISBN: 978-­5­-906908-­82-­7.

7. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018;(3):46­-51. doi:10.25588/CSPU.2018.03.05.

8. Alpert J, Frishman W. The Most Important Qualities for the Good Doctor. The American Journal of Medicine. 2021;(134):825­-6. doi:10.1016/j.amjmed.2020.11.002.

9. Taylor RT, Vitale Th, Tapoler C, Whaley K. Desirable qualities of modern doctorate advisors in the USA: a view through the lenses of candidates, graduates, and academic advisors. Studies in Higher Education. 2018;43:5. doi:10.1080/03075079. 2018.1438104.

10. Корнилова О. А., Белых И. Н. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста эвристическим методом самооценки. Современные проблемы науки и образования. 2021;(2). doi:10.17513/spno.30651.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Корнилова О.А., Авдеева Е.А. Как меняется востребованность профессионально-важных качеств будущего врача в условиях цифровизации? Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3133. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3133

For citation:


Kornilova O.A., Avdeeva E.A. How is the demand for important professional qualities of a future doctor changing in the context of digitalization? Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1S):3133. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3133

Просмотров: 676


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)