ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Вашему вниманию предлагается первый выпуск журнала “Кардиоваскулярная терапия и профилактика”, посвященный педагогическим проблемам в подготовке ординаторов и аспирантов.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель. Статья посвящена анализу опыта разработки и апробации системы педагогической подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и ординатуре, основанной на технологии персонализированного обучения. Цель заключается в обобщении педагогического опыта преподавателей курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования Института общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета по персонализированной профессиональнопедагогической подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре и ординатуре.
Материал и методы. Применение методов системного анализа и оценки информации, полученной в процессе теоретического анализа, сравнения, группировки данных, обобщения позволило обозначить комплекс направлений обучения педагогике, структурированных в систему персонализированного профессиональнопедагогического образования аспирантов и ординаторов медицинского университета. В исследовании участвовали 106 ординаторов и 166 аспирантов очной и заочной формы обучения.
Результаты. Представленная система педагогической подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре основывается на психологопедагогической диагностике обучающихся, обеспечивает преемственность профессиональнопедагогического развития, интегрирует характеристики, присущие персонализированному обучению: мотивацию, совместное созидание, самопознание и социальное строительство. Экспертная оценка, самооценка результатов педагогического опыта, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования ординаторов и аспирантов, свидетельствуют, что разработанная система успешно прошла апробацию.
Заключение. Разработан персонализированный подход к обучению педагогике в ординатуре и аспирантуре, при котором индивидуальная траектория освоения профессиональнопедагогических компетенций обуславливается результатами первичной диагностики, комплексом заданий, организацией учебного процесса, может рассматриваться как основа для совершенствования подготовки кадров высшей квалификации в медицинском вузе.
Цель. Провести анализ, пересмотр, дополнение к оценке профессиональноважных качеств (ПВК) будущего врача в контексте цифровизации человеческой деятельности.
Материал и методы. В исследовании участвовали 74 студента 1 курса лечебного факультета КрасГМУ. Использован бланк самооценки врача, включающий список ПВК врача по трем блокам. Методом ранжирования измерена значимость ПВК врача с учетом предпочтений обучающихся. Произведена оценка ПВК будущих специалистов с помощью эвристического метода самооценки на основе самооценок, оценок одногруппников и экспертных оценок. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью Excel.
Результаты. 82,14% будущих специалистов определили первый ранг блока ПВК, способствующих формированию профессиональной культуры врачей. Второй ранг 67,86% присвоили блоку ПВК, способствующих социальной отзывчивости врачей, 75% обучающихся поставили третий ранг блоку ПВК, связанных с информационной компетентностью. Согласно среднему значению эвристических самооценок оптимально сформированы ПВК, способствующие социальной отзывчивости врача (5,72), недостаточно сформированы ПВК для работы с информацией (4,27) и ПВК, способствующие развитию профессиональной культуры врача (3,50).
Заключение. Невзирая на цифровизацию медицины, социальная роль врача остается прежней. Проведенное исследование выявило следующие тенденции. Будущие специалисты понимают востребованность ПВК, способствующих социальной отзывчивости врачей.
Студенты осознают, что обладают ПВК, необходимыми для взаимодействия с пациентами на оптимальном уровне. Они оценивают как недостаточно сформированные ПВК, необходимые для работы с информацией, отмечают недостаток уверенности, знаний цифрового этикета и практического опыта работы в цифровом пространстве. В процессе диагностики было выявлено, что ПВК, способствующие формированию профессиональной культуры врачей, сформированы недостаточно. Кроме того, пересмотрен и дополнен список ПВК врача новыми компетентностями, связанными с цифровым взаимодействием.
ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье описана специфика преподавания педагогически ориентированных курсов обучения на этапе последипломной подготовки в медицинском вузе (в ординатуре и аспирантуре). Анализ нормативно-правовой документации и научной литературы позволил раскрыть сущность педагогической деятельности врача и обосновать необходимость ее изучения в ординатуре. Анализ векторов педагогической подготовки ординаторов в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова показал, что программа подготовки включает: формирование педагогически-ориентированных компетенций для работы в школе пациента и психолого-педагогического сопровождения в процессе диагностики, лечения, реабилитации; обеспечение сохранения достоинства пациента; содействие реализации пациент-центрированного подхода. Также описана специфика педагогической подготовки аспиранта, связанная с деятельностью преподавателя высшей школы: в ходе этого этапа подготовки формируются компетенции, ориентированные на педагогическую деятельность, преподавание в медицинском вузе. В рамках подготовки аспирантов в медицинском вузе происходит формирование знаний, навыков и умений в области планирования и реализации педагогического процесса в высшем учебном заведении медицинского профиля. В то же время для практикующего врача-педагога сохраняется значимость всех компетенций, которые включены в программу по педагогике для ординаторов. Таким образом реализуется принцип преемственности в организации последипломной педагогической подготовки.
Казанский государственный медицинский университет (КГМУ), один из старейших медицинских ВУЗов в России, имеет большой опыт работы на международном рынке образования. В публикации идёт речь об особенностях последипломной подготовки специалистов в программах резидентуры, впервые реализуемых на базе КГМУ в сотрудничестве с Королевским колледжем врачей и хирургов Канады. Описан опыт внедрения компетентностного образовательного подхода в программу резидентуры по системе CanMEDS. Детально рассмотрена каждая компетенция, лежащая в основе принципов CanMEDS.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки будущих специалистов для системы практического здравоохранения на разных этапах профессионализации. Особое внимание уделяется этапу обучения в ординатуре, когда осуществляется не только формирование и развитие профессионализма деятельности, но и профессионализма личности будущего врача.
Важное знание на этапе обучения в ординатуре и аспирантуре приобретает вопрос развития в структуре профессионализма личности потребности в самоактуализации и ценностных ориентаций обучаемых. В работе подчеркивается, что при подготовке будущих врачей разрешение обозначенной проблемы может успешно происходить не только под влиянием дисциплин медицинского профиля основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации. Сегодня внимание многих исследователей акцентируется на роли дисциплин гуманитарного блока, которые оказывают существенное влияние на личностнопрофессиональное становление субъекта познания и деятельности. В данном случае речь идет об освоении смежной дисциплины программы подготовки ординаторов “Педагогика” и дисциплины по выбору — “Педагогическая психология”.
В результате проведенного исследования установлено, что участие ординаторов в обучении по двум образовательным программам гуманитарного направления обеспечивает позитивную динамику в трансформации ценностных ориентаций, отражающих потребность в самоактуализации, принятии ценностей врачебной деятельности, ценностного отношения к профессионализму врача, в сознательном утверждении своей позиции в избранной профессии. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного использования знаний педагогики и психологии для совершенствования профессионализма личности будущих врачей на этапе подготовки к профессиональной деятельности.
ИНФОРМАЦИЯ
В рамках VI Съезда молодых терапевтов Российского национального конгресса “Человек и лекарство” объявляется проведение Всероссийской олимпиады врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и интернистов.
ISSN 2619-0125 (Online)