Основные векторы в педагогической подготовке ординаторов и аспирантов медицинского вуза
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3155
Аннотация
В статье описана специфика преподавания педагогически ориентированных курсов обучения на этапе последипломной подготовки в медицинском вузе (в ординатуре и аспирантуре). Анализ нормативно-правовой документации и научной литературы позволил раскрыть сущность педагогической деятельности врача и обосновать необходимость ее изучения в ординатуре. Анализ векторов педагогической подготовки ординаторов в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова показал, что программа подготовки включает: формирование педагогически-ориентированных компетенций для работы в школе пациента и психолого-педагогического сопровождения в процессе диагностики, лечения, реабилитации; обеспечение сохранения достоинства пациента; содействие реализации пациент-центрированного подхода. Также описана специфика педагогической подготовки аспиранта, связанная с деятельностью преподавателя высшей школы: в ходе этого этапа подготовки формируются компетенции, ориентированные на педагогическую деятельность, преподавание в медицинском вузе. В рамках подготовки аспирантов в медицинском вузе происходит формирование знаний, навыков и умений в области планирования и реализации педагогического процесса в высшем учебном заведении медицинского профиля. В то же время для практикующего врача-педагога сохраняется значимость всех компетенций, которые включены в программу по педагогике для ординаторов. Таким образом реализуется принцип преемственности в организации последипломной педагогической подготовки.
Об авторах
Н. П. ВанчаковаРоссия
Ванчакова Нина Павловна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета последипломного образования.
Санкт-Петербург.
Е. А. Вацкель
Россия
Вацкель Елизавета Александровна — доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования.
Санкт-Петербург.
9627-1843
В. А. Денишенко
Россия
Денишенко Вероника Александровна — ассистент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования.
Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Аметов В. С., Балитов В. И., Черникова Н. А. Терапевтическое обучение больных: прошлое, настоящее, будущее. Сахарный диабет. 2012;1:71-7.
2. Andersson A, Svanstrom R, Ek K, et al. The challenge to take charge of life with long-term illness’: nurses’ experiences of supporting patients’ learning with the didactic model. Journal of clinical nursing. 2015;24:3409-16.
3. Kalantar-Zadeh K. Patient education for phosphorus management in chronic kidney disease. Journal of patient preference and adherence. 2013;7:379-90.
4. Paterick TE, Patel N, Tajik AJ, Chandrasekaran K. Improving health outcomes through patient education and partnerships with patients. Proceedings (Baylor University. Medical Center). 2017;30(1):112-3.
5. Therapeutic education of patients. Continuing education programs for health care workers in the prevention of chronic diseases. Working Group Report. Geneva. WHO. 1998. p. 77. ISBN: 9289012986.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации): Приказ минобрнауки России от 30.06.2021 № 563 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.63 “Сердечно-сосудистая хирургия” [Электронный ресурс] Режим доступа: www.fgosvo.ru.
7. Кудрявая Н. В., Зорин К. В., Смирнова Н. Б. и др. Психология и педагогика в медицинском образовании. Под ред. Н. В. Кудрявой. М.: Кнорус, 2016. c. 318. ISBN: 978-5-406-06258-6.
8. Педагогика: учебный курс для врачей-ординаторов. Под. ред. Ванчаковой Н. П., Худика В. А. СПб: Изд-во ПСПбГМУ им. И. П. Павлова, 2015. c. 88. ISBN: 978-5-88999-338-4.
9. Sharma D, Bhasker S. Addressing the COVID19 Burden on Medical Education and training: the role of telemedicine and teleeducation during and beyond the pandemic. Frontiers of public health. 2020;8:589669. doi:10.3389/fpubh.2020.589669.
10. Педагогика: учебный курс для аспирантов. Под. ред. Ванчаковой Н. П. СПб: Издательство СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2015. с. 172. ISBN:978-5-88999-336-0.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н “Об утверждении профессионального стандарта “Врачлечебник (врач-терапевт участковый)”.
Рецензия
Для цитирования:
Ванчакова Н.П., Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Основные векторы в педагогической подготовке ординаторов и аспирантов медицинского вуза. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3155. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3155
For citation:
Vanchakova N.P., Vatskel E.A., Denishenko V.A. Main vectors in the pedagogical training of residents and postgraduate students of a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1S):3155. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3155