Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3142
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы подготовки будущих специалистов для системы практического здравоохранения на разных этапах профессионализации. Особое внимание уделяется этапу обучения в ординатуре, когда осуществляется не только формирование и развитие профессионализма деятельности, но и профессионализма личности будущего врача.
Важное знание на этапе обучения в ординатуре и аспирантуре приобретает вопрос развития в структуре профессионализма личности потребности в самоактуализации и ценностных ориентаций обучаемых. В работе подчеркивается, что при подготовке будущих врачей разрешение обозначенной проблемы может успешно происходить не только под влиянием дисциплин медицинского профиля основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации. Сегодня внимание многих исследователей акцентируется на роли дисциплин гуманитарного блока, которые оказывают существенное влияние на личностнопрофессиональное становление субъекта познания и деятельности. В данном случае речь идет об освоении смежной дисциплины программы подготовки ординаторов “Педагогика” и дисциплины по выбору — “Педагогическая психология”.
В результате проведенного исследования установлено, что участие ординаторов в обучении по двум образовательным программам гуманитарного направления обеспечивает позитивную динамику в трансформации ценностных ориентаций, отражающих потребность в самоактуализации, принятии ценностей врачебной деятельности, ценностного отношения к профессионализму врача, в сознательном утверждении своей позиции в избранной профессии. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного использования знаний педагогики и психологии для совершенствования профессионализма личности будущих врачей на этапе подготовки к профессиональной деятельности.
Об авторах
М. И. ПлугинаСтавропольский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия
Плугина Мария Ивановна — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин.
Ставрополь.
Т. А. Майборода
Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия
Майборода Татьяна Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин.
Ставрополь.
Список литературы
1. Цай А. В. Психологические особенности развития профессионализма. Профессиональная ориентация. Электронный научный журнал. 2017;11824.
2. Дружилов С. А. Психология профессионализма. 2-е изд., испр., доп. Харьков: Гуманитарный центр, 2017. с. 360. ISBN: 978-617-7022-82-3.
3. Леонтьев Д. А. Ценности и ценностные представления. Психологическое обозрение. 2015;1:34.
4. Загорная Е. В. Дуализм ценностно-смысловой направленности самоактуализирующейся личности. Царскосельские чтения. 2017;313-5.
5. Фитьмова А. А. Типологизация профессиональной мотивации будущих врачей на основе кластерного анализа. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011;(129):87-93.
6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. с. 574. ISBN: 978-5-93878-723-0.
7. Десненко С. И., Кобзарь А. Н. Диагностика мотивационно-ценностного элемента подготовки к решению задач профессиональной деятельности врача студентов медицинского вуза. Преподаватель XXI в. 2019;2 (ч. 1):6679.
Рецензия
Для цитирования:
Плугина М.И., Майборода Т.А. Роль педагогики и психологии в развитии самоактуализации и ценностных ориентаций ординаторов медицинских вузов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3142. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3142
For citation:
Plugina M.I., Maiboroda T.A. Role of pedagogy and psychology in the development of self-actualization and value orientations of medical residents. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(1S):3142. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3142
ISSN 2619-0125 (Online)