Постдипломное медицинское образование в современных условиях
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3403
Аннотация
В последние годы перед системой постдипломного образования в медицине стоят новые задачи и необходимость усовершенствования. Вместе с тем необходим поиск разумного сочетания различных видов образования с целью сохранения и повышения профессиональных знаний врачей.
Цель. Показать и оценить важность сочетания дистанционных образовательных технологий с традиционными методами обучения.
Материал и методы. В работе проведен анализ образовательного процесса на кафедре терапии ИПО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова в период с 2020г по июль 2022г. Данные базируются на результатах годового отчета кафедры, проведенного анкетирования слушателей, общения со слушателями с помощью электронных телекоммуникационных технологий (форум, чат, электронная почта). Данные были проанализированы с использованием статистического программного обеспечения SPSS Statistics 23.0.
Результаты. Кафедра терапии ИПО Первого МГМУ им. И. М. Сеченова в течение длительного времени проводит обучение врачей по программам повышения квалификации с использованием традиционной и дистанционной форм обучения. В 2020г в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции дистанционные образовательные технологии получили свое активное развитие. Онлайн-лекции и видео семинары стали важной составляющей программ повышения квалификации, на которых в 2020г было обучено 252 слушателя, в течение 2021г и первой половине 2022г — 376 человек из разных городов России.
В первый год пандемии были созданы две краткосрочные программы, посвященные вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и лечения пациентов с коронавирусной инфекцией. Они проводились с использованием онлайн семинаров, что позволило обучить 4156 врачей из более, чем 29 регионов России.
Большинство слушателей отметили высокий профессиональный уровень проводимых программ, важность использования компьютерных технологий в дополнение к традиционным методам.
Заключение. В современном мире для поддержания необходимого уровня профессиональной компетентности врача необходимо использовать сочетание традиционных образовательных мероприятий с дистанционными формами обучения.
Об авторах
С. Я. ТазинаРоссия
Доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры терапии ИПО.
Москва
Ч. С. Павлов
Россия
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии ИПО.
Москва
Т. А. Федорова
Россия
Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры терапии ИПО.
Москва
Н. А. Семененко
Россия
Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии ИПО.
Москва
Ю. В. Ильина
Россия
Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии ИПО.
Москва
А. В. Мамонов
Россия
Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии ИПО.
Москва
Т. И. Сотникова
Россия
Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапии ИПО.
Москва
Список литературы
1. Шадеркин И. А., Шадеркина В. А. Дистанционное образование в медицине: опыт урологов 2012-2019гг. Экспериментальная и клиническая урология. 2020;1:12-21. doi:10.29188/2222-8543-2020-121-12-21.
2. Medina LC. Blended learning: Deficits and prospects in higher education. Austr J Educ Technol. 2018;34(1):42-56. doi:10.14742/ajet.3100.
3. Коваленко Ю. В. Особенности российской высшей медицинской образовательной системы и ценностных ориентаций в подготовке специалистов на этапе постдипломного образования. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016;6(1):172-3.
4. Choules AP. The use of elearning in medical education: a review of the current situation. Postgrad Med J. 2007;(978):212-6. doi:10.1136/pgmj.2006.054189.
5. Драпкина О. М., Волкова Л. Ю., Шепель Р. Н. и др. Анализ качества образовательных мероприятий, проведенных с использованием телемедицинских технологий. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3324. doi:10.15829/1728-8800-2022-3324.
6. Мошетова Л. К., Сычев Д. А., Заплатников А. Л. и др. Непрерывное профессиональное развитие врачей: факторы мотивации и экономические аспекты. Русский медицинский журнал. Медицинское обозрение. 2019;3(8):3-6.
7. Астанина С. Ю. Инновации в медицинском образовании — преимущества и риски. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3359. doi:10.15829/1728-88002022-3359.
8. Wroclawski M, Heldwein FL. Editorial Comment: Digital Physician Burnout in the "New Normal" Workplace. J Endourol.2021;35(6):885-7. doi:10.1089/end.2020.0631.
9. Ismail II, Abdelkarim A, Al-Hashel JY. Physicians’ attitude towards webinars and online education amid COVID-19 pandemic: When less is more. PLoS One. 2021;16(4):e0250241. doi:10.1371/journal.pone.0250241.
10. Авдеева Е. А., Корнилова О. А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3S):3331. doi:10.15829/1728-8800-2022-3331.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Тазина С.Я., Павлов Ч.С., Федорова Т.А., Семененко Н.А., Ильина Ю.В., Мамонов А.В., Сотникова Т.И. Постдипломное медицинское образование в современных условиях. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3403. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3403
For citation:
Tazina S.Ya., Pavlov Ch.S., Fedorova T.A., Semenenko N.A., Ilina Yu.V., Mamonov A.V., Sotnikova T.I. Postgraduate medical education in the current context. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(4S):3403. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3403