Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Студенческий научный кружок – важное звено в структуре высшего медицинского образования

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3412

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Изучение мотивации студентов к участию в работе студенческих научных кружков (СНК) и определение наиболее привлекательных для студентов форм работы.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 28 аспирантов и 129 студентов III-VI курса педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Было проведено одномоментное анкетирование с последующим анализом и статистической обработкой полученных данных.

Результаты. 45% из числа опрошенных студентов являются активными участниками СНК. Наиболее интересными для студентов являются клинические дисциплины (педиатрия, терапия, хирургия). Основные причины посещения кружка: стремление расширить и углубить свои знания по специальности, приобрести практические навыки, желание принимать участие в научно-исследовательской работе. 95% опрошенных аспирантов были активными участниками СНК по профилю выбранной в последующем специальности. Наиболее привлекательными формами работы являются клинические разборы, совместные дежурства с руководителем СНК в клинике и участие в научно-исследовательской работе.

Заключение. Активное участие в СНК дает углубленное изучение интересующей области медицины и опыт научно-исследовательской работы, мотивирует студентов на продолжение научно-исследовательской работы по окончанию ВУЗа, поступлению в аспирантуру и формирует кадровый резерв педагогического состава учебного учреждения. Итоги проведенного анализа позволяют говорить о высокой востребованности среди студентов медиков опыта научно-исследовательской работы, расширения и углубления знаний по специальности, а также о положительном влиянии участия в СНК на дальнейшее формирование будущих клиницистов.

Для цитирования:


Ильенко Л.И., Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Пинчук Т.В., Спирякина Я.Г. Студенческий научный кружок – важное звено в структуре высшего медицинского образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3412. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3412

For citation:


Ilyenko L.I., Fedulaev Yu.N., Orlova N.V., Pinchuk T.V., Spiryakina Ya.G. Student science club — an important link in the structure of higher medical education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3412. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3412

Введение

История студенческого научного движения в России берет свое начало с конца XVIIIв. В 1781г при Московском университете было организовано первое студенческое научно-просветительское общество "Собрание Российских питомцев". Более широкое распространение научное студенческое движение приобрело в XIXв, когда стали создаваться литературные, географические, исторические и другие студенческие кружки. На границе XIX-XXвв только в Санкт-Петербургском университете было 88 научных кружков. Одним из первых медицинских студенческих научных кружков (СНК) в России был "Кружок для научно-медицинских сообщений" при Харьковском университете [1]. СНК в первую очередь создавались с целью вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. СНК также предоставляет студентам возможность заниматься интересующей их специальностью, выходя за рамки программы обучения [2]. Занятия в СНК способствуют более широкому знакомству с различными медицинскими специальностями во время учебы в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗе) и увлечению определенной областью медицины, что в дальнейшем содействует более осознанному выбору узкой специальности [3].

Активное участие в СНК может быть интересно и полезно не только студентам, планирующим связать свою профессиональную карьеру с выбранной областью медицины, но и будущим специалистам смежных областей. Участие в СНК позволяет студентам ближе общаться с практикующими врачами по выбранной специальности, перенимая опыт у работников практического здравоохранения [4].

Научная работа студентов медицинских университетов является важным звеном в структуре медицинского образования, позволяющим развивать у обучающихся навыки работы с научной литературой, ее обобщения, способности критической оценки новой информации, умение структурировать полученную информацию, а также позволяющим обучать подготовке презентаций, тезисов, практике публичных научных выступлений. СНК помогают развить исследовательские способности обучающихся, которые в дальнейшем пригодятся не только в научной деятельности, но и в практическом здравоохранении, позволят лучше разбираться во множестве современных клинических исследований, обзоров, научат систематизировать и обрабатывать научную информацию, а также помогут развить навыки критической оценки публикуемых исследований в соответствии с практикой доказательной медицины [5]. Современная медицина подразумевает вовлеченность практикующих врачей в научную деятельность — врач должен критически оценивать большой поток новой информации и ее источники, а также способствовать созданию, распространению и применению на практике новых медицинских знаний. Для врачей-исследователей и будущих работников высшей медицинской школы СНК может стать первым шагом в выборе карьеры в сфере науки и образования. Совместная работа со студентами в СНК, в свою очередь, позволяет профессорско-преподавательскому составу выделять студентов, которых в дальнейшем целесообразно рекомендовать для поступления в аспирантуру и ординатуру [6].

В ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова многие годы активно работает студенческое научное общество. В настоящее время в Университете зарегистрированы 90 СНК по различным направлениям. Кружковцы принимают участие в научных мероприятиях (конференциях, конгрессах, олимпиадах) не только в г. Москве, но также в Российской Федерации и за рубежом. Ежегодно в Университете проводится Международная Всероссийская Пироговская научная медицинская конференция. Студенты-кружковцы Университета являются активными участниками и призерами конференции, выступая с докладами по результатам своих исследовательских работ.

Практически на всех кафедрах педиатрического факультета активно работают СНК, где студенты углубленно изучают различные аспекты педиатрии, терапии, хирургии и других специальностей, знакомятся с редкими заболеваниями, участвуют в разборах тяжелых больных, выступают с докладами. В рамках кружка студенты по желанию могут заниматься исследовательской работой под руководством сотрудников кафедры.

На заседаниях СНК студенты прицельно изучают различные аспекты специальности, знакомятся с редкими заболеваниями, участвуют в клинических разборах больных, выступают с докладами.

Для студентов педиатрического факультета, активно занимающихся научной деятельностью, учреждены именные стипендии в отдельных областях: стипендия имени академика Ю. Ф. Исакова (детская хирургия), стипендия имени Н. С. Кисляк (гематология), стипендия имени академика В. А. Таболина (неонатология), стипендия имени А. В. Мазурина (детская гастроэнтерология), стипендия имени академика Н. И. Нисевича (детские инфекционные болезни), стипендия имени Л. О. Бадаляна (детская неврология). Это, безусловно, стимулирует и поощряет студентов активнее проявлять себя в рамках обучения в СНК.

Целью проведенного исследования явилось изучение мотивации студентов к участию в работе СНК и определение наиболее привлекательных для студентов форм работы.

Материал и методы

Исследование включало анкетирование аспирантов и студентов III-VI курса педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова. В исследовании приняли участие 129 студентов и 28 аспирантов. Специально для исследования нами была разработана анкета для студентов, включающая 5 вопросов: как активно они посещают СНК, какие СНК посещают, планируемая специальность по окончанию ВУЗа, цель посещения СНК, мотивация участия в научных конференциях. Вопросы к аспирантам включали: посещали ли они СНК и сколько кружков, посещали ли СНК по профилю аспирантуры, повлияло ли участие в СНК на решение об учебе в аспирантуре и если да, то каким образом. Обработка результатов опроса осуществлялась с помощью программы Microsoft Office Excel с последующим графическим выражением (круговые, столбчатые и линейные диаграммы). Работа выполнена без задействования грантов и финансовой поддержки от общественных, некоммерческих и коммерческих организаций.

Результаты и обсуждение

Результаты проведенного исследования показали, что почти половина студентов из числа опрошенных являются активными участниками СНК и при этом выбирают 1 кружок, >20% опрошенных студентов являются активными участниками нескольких кружков. От 5% до 11% опрошенных выразили более пассивное отношение к СНК, ответив, что посещают кружок только в случае, если тема заседания им интересна, или посещают отдельные заседания, но не являются активными участниками, либо не посещают (рисунок 1).

Опрос закономерно выявил, что студенты педиатрического факультета преимущественно посещают СНК педиатрического профиля. Также в приоритете были другие клинические специальности терапевтического и хирургического профиля. Студенты 3-4 курса в меньшей степени интересуются фундаментальными науками (рисунок 2).

Мы также сопоставили планируемую будущую специальность и профиль выбранного для посещения СНК. Первую четверку специальностей, по профилю которых студенты планируют продолжать обучение и работу по окончании ВУЗа, составили хирургия, педиатрия, анестезиология и реаниматология, дерматовенерология. Остальные специальности составили <10% (рисунок 3).

При оценке основных целей посещения кружка на первом месте (>90%) оказалось стремление углубить знания в интересующей области медицины, получить практические навыки. Более 35% опрошенных студентов выразили желание участвовать в олимпиадах и научных конференциях, а также в научных публикациях (рисунок 4). Такие цели, как получение дополнительных баллов при поступлении в ординатуру и более глубокая подготовка к экзаменам, занимали последние позиции.

Ранее проведенный опрос студентов в 1999г среди мотивирующих факторов посещения СНК выявил стремление лучше узнать коллектив кафедры и лучше подготовиться к экзаменам по дисциплине; получить дополнительные знания; получить характеристику от руководителя кружка; научиться выступать с докладами; быть в студенческом коллективе во внеучебное время. Очевидно, что среди приоритетов СНК остается в первую очередь стремление получить знания и умения, которые пригодятся в будущей специальности.

Студенты отметили, что участие в научных конференциях расширяет кругозор, помогает наладить коммуникативные связи, формирует организаторские умения и позволяет приобрести опыт публичных выступлений.

95% опрошенных аспирантов во время учебы в ВУЗе посещали СНК, 25% посещали 2-3 кружка разного направления на разных курсах. Более 80% аспирантов, принявших участие в исследовании, на 6 курсе активно занимались в СНК по профилю будущей специальности, участвовали в научных конференциях и к концу обучения имели научные публикации в виде научных статей или тезисов конференций. Аспиранты отметили, что опыт и умения, полученные в СНК, такие как работа с научной литературой, систематизация научной информации, работа с иностранными источниками, обобщение материала, использование статистических методов обработки, пригодились во время учебы в аспирантуре. Также было отмечено, что занятия в СНК позволяют глубже познакомиться с будущей специальностью. Среди студентов и аспирантов при оценке работы СНК менее популярными формами проведения заседаний были рефераты и доклады по заданным темам. Более привлекательными считаются клинические разборы сложных случаев, совместные дежурства с руководителем кружка в клинике и участие в научно-исследовательской работе.

Студенты, посещающие СНК, к окончанию обучения в медицинском ВУЗе получают возможность развивать и тренировать важное умение анализировать и обобщать полученные знания, что позволяет им более уверенно овладеть профессиональными компетенциями [7]. Немалое значение имеет участие обучающихся в СНК для последующей специализации выпускников, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и осознания ценности своей профессии [8]. В процессе обучения студенты-кружковцы приобретают умения в сфере научной работы, получают опыт в овладении современными медицинскими технологиями, а также получают возможность для самообразования [9][10]. Участие в СНК мотивирует студентов на продолжение научно-исследовательской работы по окончанию ВУЗа, поступлению в аспирантуру и формирует кадровый резерв педагогического состава учебного учреждения (рисунок 5) [11].

Рис. 1  Активность посещения СНК.

Примечание: СНК — студенческий научный кружок.

Рис. 2 Посещение различных направлений СНК.

Рис. 3 Предполагаемая специальность по окончанию ВУЗа.

Рис. 4 Цель посещения СНК.

Рис. 5 Мотивация участия в научных конференциях.

Заключение

Итоги проведенного анализа позволяют говорить о высокой востребованности среди студентов-медиков участия в СНК с целью получения опыта научно-исследовательской работы, расширения и углубления знаний по специальности, а также о положительном влиянии участия в СНК на дальнейшее формирование будущих клиницистов. Наиболее привлекательными для студентов формами работы СНК являются те, где студент и преподаватель работают в тесной взаимосвязи и контакте друг с другом — клинические разборы, совместные дежурства в клинике, участие в научно-исследовательской работе.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Кузёма Т. Б., Вишнякова А. В. Специфика деятельности научных студенческих кружков в высших учебных заведениях Российской Империи в конце XIX — начале ХХ века. E-Scio. 2019;12(39):21-6. EDN: UDDBVG.

2. Колодезникова С. И., Гуляев П. Д. К проблеме организации деятельности студенческого научного кружка в современных условиях. Ученые записки университета Лесгафта. 2018;11(165):146-9. EDN: YPSEGD.

3. Мохов Е. М., Морозов А. М., Кадыков В. А. и др. Влияние студенческого научного общества на формирование компетентного специалиста. Современные проблемы науки и образования. 2019;1:112. EDN: YYHSEX.

4. Федулаев Ю. Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д. и др. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;2(38):26-39. doi:10.24411/2220-8453-2020-12002.

5. Любин А.В., Степанов А.В., Малежик М. С. и др. Опыт привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2015;1:113-7. EDN: TUWPVH.

6. Сокольникова Ф.М. Студенческий научный кружок в формировании будущей профессиональной стратегии. Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015;26:206-10. EDN: UNTDCR.

7. Бурлуцкая А.В., Шадрин С.А., Сутовская Д.В. и др. Формирование научного потенциала у студентов-медиков. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016;4(1):71-3. EDN: VPVYXZ.

8. Аппакова Э.Г., Федоров О.С. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности (социально-философский анализ). Вестник Казанского технологического университета. 2013;12:342-6. EDN: QCWQAD.

9. Сунцова Н. А., Окулова И. И., Жданова О. Б. и др. Студенческие научные конференции как метод познавательной деятельности студентов. Научное обозрение. Педагогические науки. 2018;4:41-6. EDN: XYQCAH.

10. Braha J. Science communication at scientific societies. Semin Cell Dev Biol. 2017;70:85-9. doi:10.1016/j.semcdb.2017.05.010.

11. Кузнецов А.В., Горячева В.Р. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов как основа формирования кадрового отделения. Инновации и инвестиции. 2017;7:52-61. EDN: VKZPQV.


Об авторах

Л. И. Ильенко
ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России
Россия

Ильенко Лидия Ивановна — доктор медицинских наук, профессор, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии № 2 педиатрического факультета

Москва

 



Ю. Н. Федулаев
ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России
Россия

Федулаев Юрий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой факультетской терапии педиатрического факультета

Москва



Н. В. Орлова
ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России
Россия

Орлова Наталья Васильевна — доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры факультетской терапии педиатрического факультета

Москва



Т. В. Пинчук
ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России
Россия

Пинчук Татьяна Витальевна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры факультетской терапии педиатрического факультета

Москва



Я. Г. Спирякина
ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава России
Россия

Спирякина Яна Геннадьевна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры факультетской терапии педиатрического факультета

Москва



Дополнительные файлы

  • Основной мотивацией студентов к посещению студенческого научного кружка (СНК) является стремление получить новую информацию и практические умения, желание принимать участие в научно-исследовательской работе.
  • Наиболее привлекательными формами работы СНК являются клинические разборы, совместные дежурства с руководителем кружка в клинике и участие в научно-исследовательской работе.
  • Посещение СНК позволяет студентам получить опыт научно-исследовательской работы, мотивирует к поступлению в аспирантуру и формирует кадровый резерв педагогического состава учебного учреждения.

Рецензия

Для цитирования:


Ильенко Л.И., Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Пинчук Т.В., Спирякина Я.Г. Студенческий научный кружок – важное звено в структуре высшего медицинского образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3412. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3412

For citation:


Ilyenko L.I., Fedulaev Yu.N., Orlova N.V., Pinchuk T.V., Spiryakina Ya.G. Student science club — an important link in the structure of higher medical education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3412. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3412

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)