Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Олимпиадное движение как метод формирования высокого уровня профессиональных компетенций

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3413

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В данной работе показано влияние участия студентов в олимпийском предметном движении по профилю "Терапия" на формирование у них компетенций ("знать", "уметь", "владеть"). На базе кафедры госпитальной терапии и эндокринологии ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия" Минздрава России проведена внутривузовская олимпиада по терапии для студентов шестого курса лечебного факультета с оценкой уровня эффективности компетентностного подхода в рамках активного внедрения предметного олимпиадного движения. В данной работе показано, что участие в олимпийском движении позволяет студентам освоить высокий уровень компетенций, сформировать более четкое представление о профессии, что в будущем дает возможность предотвращать развитие профессиональной некомпетентности у будущих врачей терапевтических специальностей.

Для цитирования:


Просяник В.И., Серебрякова О.В., Серкин Д.М., Богомолова И.К. Олимпиадное движение как метод формирования высокого уровня профессиональных компетенций. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3413. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3413

For citation:


Prosyanik V.I., Serebryakova O.V., Serkin D.M., Bogomolova I.K. Olympiad movement as a method of training high-level professional competencies. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3413. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3413

Высокий уровень профессиональных качеств, умений, навыков, а также развитие личностных качеств является основным требованием в подготовке высококвалифицированных кадров в медицинских высших учебных заведениях (ВУЗах), которые формируются в единое целое в результате сочетания различных видов обучения [1-3]. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен решать профессиональные задачи, направленные на выполнение задач медицинской деятельности, таких как предупреждение и профилактика различных заболеваний среди населения1 2.

В соответствии с законодательством Российской Федерации3 студенты образовательных медицинских учреждений ограничены в возможностях выполнения действий диагностического и лечебного характера на пациентах, что в первую очередь связано с отсутствием у них сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации врача, а также ограничительных мероприятий в условиях работы медицинских учреждений в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). С учетом вышесказанного, в настоящее время активно внедряется симуляционное обучение, для преодоления сложившихся негативных тенденций и необходимости осуществления образовательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций при подготовке врача лечебника [2][3]. Стоит отметить, что материально-техническая база Читинской государственной медицинской академии на сегодняшний день позволяет получить достаточное качество необходимых практических навыков на симуляторах, которые позволяют сопоставить роботизированного манекена и реального пациента, также предоставлена возможность профильного индивидуального обучения студентов в условиях ориентированности на подготовку врача лечебника [4-6]. Для профилактики некомпетентности будущих врачей-специалистов на этапе обучения в медицинском ВУЗе следует активно внедрять педагогические технологии инновационного характера, направленные на реализацию компетентностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов для выполнения задач медицинской деятельности [3].

Олимпиадное движение предметного характера является одной из форм внеаудиторной студенческой работы. Олимпиады позволяют выявить способных студентов, стимулируют углубленное изучение дисциплин и практик, развивают эрудицию, позволяют оценить знания и умения учащихся в решении проблемных ситуаций и задач повышенной сложности, делать правильные выводы [7-10].

Подготовка и проведение олимпиады позволяет выполнять важнейшие функции профессионального развития и социализации обучающихся [4][6][7]. Преподавание терапии относится к числу актуальных проблем подготовки врачей лечебного профиля для выполнения профессиональных задач после окончания медицинского ВУЗа, олимпиада по терапии позволяет оценить уровень формирования компетенций ("знать", "уметь", "владеть")1,2, возможность их успешного применения в стрессовой ситуации, которая потребует не только базовое логическое, но и клиническое мышление. Участники олимпиадного движения по терапии являются высокомотивированными к освоению специальности обучающимися, имеют высокий уровень не только общих медицинских, но и специальных знаний и умений. Олимпиадное движение помогает в профессиональном самоопределении, в дальнейшем способствует снижению частоты профессиональной неудовлетворенности [5]. Олимпиадная среда благоприятно сказывается на межличностных отношениях, способствует формированию внутренних и межвузовских связей [10].

Целью работы явилась оценка полученных знаний и умений в освоении профессиональных компетенций на примере проведения внутривузовской предметной олимпиады по терапии для студентов 6 курса лечебного факультета.

Для достижения поставленной цели решались задачи с разработкой заданий для разных этапов и туров олимпиады с целью развития у студентов интереса к дисциплине "терапия" с оценкой результатов проведения олимпиады на качество обучения студентов медицинского ВУЗа.

Материал и методы

На базе кафедр госпитальной терапии и эндокринологии, поликлинической терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия" Минздрава России в рамках активного внедрения олимпиадного движения была проведена внутривузовская олимпиада по терапии для студентов 6 курса лечебного факультета. Традиционно, в течении многих лет, проведение олимпиады по терапии проводится ежегодно в 12-ом семестре. Представленная в статье олимпиада по терапии была проведена в мае-апреле 2022г. В настоящее время в нашем ВУЗе активно внедряются методы симуляционного обучения студентов медицинских ВУЗов для преодоления негативных тенденций, связанных со строгими ограничительными мероприятиями работы медицинских учреждений в период пандемии COVID-19, с одной стороны, и с другой, необходимостью выполнения образовательного процесса для формирования профессиональных компетенций при подготовке врача лечебника1,2. В связи с этим был изменен формат проведения олимпиады по терапии. Первый этап включал отборочный тур — была подана 31 заявка студентов шестого курса лечебного факультета, из которых 80% (25/31) лиц женского пола и 20% (6/31) лиц мужского пола. В этом этапе оценивался уровень общих медицинских, а также специальных знаний и умений по результатам ранее сданных экзаменационных сессий: рассчитывался итоговый балл как сумма результатов экзаменов по дисциплинам "Пропедевтика внутренних болезней", "Факультетская терапия", средний балл зачетной книжки. По результатам отборочного тура были отобраны 22 (71%) высокомотивированных студента лечебного факультета для дальнейшего участия в внутривузовской олимпиаде по терапии. Для второго тура были сформированы тесты согласно темам рабочих программ, изучаемым на кафедре госпитальной терапии c курсом эндокринологии и кафедре поликлинической терапии за 9-12 семестры обучения. Студентам необходимо было ответить на 70 тестовых вопросов, предполагающих выбор одного ответа из пяти. База тестовых заданий включала 250 заданий, охватывающих изучаемые темы в рамках дисциплин по госпитальной и поликлинической терапии. Тестирование проводилось в Центре непрерывного тестирования ФГБОУ ВО ЧГМА. По результатам тестирования >70% правильных ответов набрали 6 участников (23%), 22% (4 человека) — <50%, остальные 12 человек (55%) — количество правильных ответов от 50 до 70%. К третьему туру были допущены 6 студентов с наибольшим количеством правильных ответов на тестовые задания. Третий тур проходил на базе кафедры Симуляционного обучения. На данном этапе предлагалось работать с экранным симулятором виртуального пациента "Боткин" с набором клинических задач по внутренним болезням с элементами геймификации и обратной связью4.

При проведении статистического анализа авторы руководствовались принципами Международного комитета редакторов медицинских журналов (ICMJE) и рекомендациями "Статистический анализ и методы в публикуемой литературе" (SAMPL) [11]. Статистическая обработка материала проводилась в программе Microsoft Excel. Использовали методы описательной статистики. Количественные признаки представлены в виде медианы (Ме), нижнего и верхнего квартилей [25; 75], качественные в виде доли (%) с указанием абсолютного числа наблюдений с признаком/общего числа наблюдений. Для количественных признаков проводили сравнение групп с помощью критерия Манна-Уитни. Значимыми считали различия при р<0,05.

Работа выполнена без задействования грантов и финансовой поддержки от общественных, некоммерческих и коммерческих организаций.

Результаты и обсуждение

Для участия в предметной олимпиаде по терапии подал заявку 31 человек, из которых лиц мужского пола было 20% (6/31), женского пола — 80% (25/31) человек. Средний возраст студентов составил 23,0 [ 22,79; 23,31]. Средний балл зачетной книжки студентов, подавших заявку на участие в олимпиаде, составил 4,4 [ 3,8; 5,0]. При дальнейшем анализе итогового балла были сформированы две группы студентов с итоговым баллом ≥13,5 (71% (22/31) учащихся со средним баллом зачетки 4,6 [ 4,0; 5,0]) и <13,5 (29% (9/31) — балл зачетной книжки 4,2 [ 3,8; 4,5], p<0,05). Для проведения второго этапа были допущены 22 студента (71%) с высоким итоговым баллом. Этап тестирования проводился в Центре непрерывного тестирования ФГБОУ ВО ЧГМА, с использованием заданий, охватывающих различные разделы дисциплин "Госпитальная терапия" и "Поликлиническая терапия". База предлагаемых тестовых заданий составила 250 вопросов, из которых предлагалось решить каждому участнику по 70 заданий, на выполнения которых отводилось 60 мин. Через указанное время доступ к тестовым заданиям ограничивается. По результатам тестирования >70% правильных ответов набрали 23% студентов (6/22), средний балл составил 75,5 [ 71; 83]. У 77% (17/22) средний балл по тестированию составил 53,6% [ 34; 69]. Обращает внимания тот факт, что средний балл зачетной книжки у 6 студентов, прошедших в третий этап, составил 4,7 [ 4,6; 5,0] балла, у 16 студентов, не прошедших этап тестирования, средний балл зачетной книжки составил 4,5 [ 4,0; 5,0], p<0,05. В третьем этапе предметной олимпиады по терапии студентам необходимо было работать с экранным симулятором виртуального пациента с набором клинических задач по внутренним болезням с элементами геймификации и обратной связью. На данный этап было допущено 6 студентов, из которых 83% лиц женского пола (5/6). В интерфейсе программы "Боткин" реализована симуляция сбора анамнеза и физикального обследования виртуальных пациентов, которые представлены были экранными 3D-персонажами разного пола и возраста и воспроизводили положение и движения больного на приеме врача [6]. Студент 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО ЧГМА должен был продемонстрировать навыки дифференциальной диагностики, установить предварительный и окончательный диагнозы, назначить обследование и лечение. Обследование пациента в полученном задании проводилось в условиях виртуального кабинета участкового терапевта. Диалог с персонажем в конкретной клинической ситуации реализован в виде текстового чата с возможностью добавления информации в электронную историю болезни. Обучающийся медицинской академии имел возможность указать на стандартные точки на теле пациента, в которых необходимо провести пальпацию или перкуссию с последующим отображением результата на экране. Этап аускультации сопровождался воспроизведением соответствующих аудиофайлов для каждой выбранной точки. По мере обследования пациента участник олимпиады формулировал предварительный диагноз, включая основное, сопутствующие заболевания и осложнения. Для проведения дифференциальной диагностики и уточнения диагноза имелась возможность выбора необходимых дополнительных методов обследования и консультаций. Результаты назначенных участником олимпиады лабораторных и инструментальных исследований, а также заключения других специалистов отображались в истории болезни. Для успешного завершения задания пользователю необходимо сформулировать и обосновать окончательный диагноз и верно назначить соответствующие методы лечения и рекомендации. Выбор лекарственных препаратов осуществляется вручную с указанием дозы, способа введения, кратности и продолжительности приема. По окончании формирования истории болезни финалист предметной олимпиады по терапии получал экранный отчёт с указанием итогового результата, который выражался в процентах. В протоколе указывались ошибочные, пропущенные и правильные записи выбранных диагнозов, классификаций, обоснований диагноза, назначений дополнительных исследований и консультаций, методов лечения и препаратов. Время решения пользователем клинической задачи также фиксировалось в отчёте. Полученные результаты были переведены из процентов в баллы, при этом средний балл составил 62 [ 53; 73]. Результаты третьего этапа были суммированы с баллами второго тура олимпиады. По результатам тура тестирования и работы в симуляционном центре были выбраны победители предметной олимпиады по терапии среди студентов 6 курса лечебного факультета с наивысшими баллами, полученными по итогам этапов олимпиады.

Данные задания позволили оценить уровень формирования компетенций ("знать", "уметь", "владеть") при освоении дисциплины "Терапия". Проведенное исследование свидетельствует о достаточно высоком уровне формирования компетенций у студентов, активно участвующих в олимпиадном движении по терапии.

Заключение

Олимпиадное движение по терапии позволяет успешно формировать компетенции в рамках конкретной дисциплины, что гипотетически позволит "олимпийцам" успешно поступить в клиническую ординатуру на специальность "Терапия". Результаты исследования показывают высокую значимость олимпиадного движения по терапии как метода профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей терапевтического профиля.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 9 февраля 2016г № 95 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело" (Уровень специалитета) URL: https://chitgma.ru/sveden/eduStandarts/file/7685/lechebnoe_delo_fgos3.pdf.

2 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020г № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 URL: https://chitgma.ru/sveden/eduStandarts/file/7688/lechebnoe_delo_fgos3_plus_plus.pdf.

3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015г № 707н об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" URL: https://chitgma.ru/poslediplomnoe/norm-docs/normativnye-dokumenty-fpk-i-pps/191/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%20707-%D0%BD%20%D0%BE%D1%82%2008%20%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F%202015%D0%B3.docx.

4 Электронный симулятор виртуального пациента "Боткин. Внутренние болезни" версия 1.2 руководство пользователя URL: https://www.asmu.ru/upload/medialibrary/587/Rukovodstvo-polzovatelya.pdf.

Список литературы

1. Махинова О.В., Семенихина Е. С., Лавриненко Е.В. Мотивационный компонент развития личности студента медицинского вуза. Вопросы педагогики. 2020;6(1):224-6.

2. Копылов Е. Д., Лопатин З. В., Богданова М. О. Самостоятельная практическая подготовка студентов медицинских вузов. Виртуальные технологии в медицине. 2020;2(22):32-3.

3. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий. Успехи современного естествознания. 2015;2:189-94.

4. Матрохина Г.В., Сидоров Н. С., Тинякова Л.В. Применение возможностей симуляционного образования в подготовке студентов к предметным олимпиадам в медицинском ВУЗе. Виртуальные технологии в медицине. 2019;2(22):32-3. doi:10.46594/2687-0037_2019_2_32_2.

5. Мочалова М.Н., Мудров В.А., Мироненко А.Ю. Олимпиадное движение как метод профилактики профессиональной некомпетентности будущих врачей акушеров-гинекологов. Современные проблемы науки и образования. 2020.2. doi:10.17513/spno.29767. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29767 (дата обращения: 15.02.2023).

6. Мудров В.А., Мочалова М.Н., Зиганшин А.М., Алексеева А.Ю. Акушерство и гинекология: оценка эффективности дистанционного формата обучения студентов. Виртуальные технологии в медицине. 2020;3(25):18-22. doi:10.46594/2687-0037_2020_3_1122.

7. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формирование профессиональных компетенций. Образование и воспитание. 2017;1(11):50-4.

8. Привалова Г. Ф., Ткаченко Л. А., Ткаченко А. В. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020;2(38):160-5.

9. Цапова Е.Н. Олимпиады как средство повышения качества образования. Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования. Сборник статей по материалам II Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2016:187-92. EDN XRVSIR.

10. Дядюнова П. В., Махинова О. В. Олимпиада по латинскому языку и основам медицинской терминологии — важная составляющая образования студентамедика. Вопросы педагогики. 2021;8:68-70.

11. Lang TA, Altman DG. Basic statistical reporting for articles published in Biomedical Journals: The "Statistical Analyses and Methods in the Published Literature" or the SAMPL Guidelines. International Journal of Nursing Studies. 2015;52(1):5-9. doi:10.1016/j.ijnurstu.2014.09.006.


Об авторах

В. И. Просяник
ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия"
Россия

Просяник Вера  Ивановна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии и  эндокринологии

Чита



О. В. Серебрякова
ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия"
Россия

Серебрякова Ольга Владимировна  — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой госпитальной терапии и эндокринологии

Чита



Д. М. Серкин
ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия"
Россия

Серкин Дмитрий Михайлович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии и эндокринологии

Чита



И. К. Богомолова
ФГБОУ ВО "Читинская государственная медицинская академия"
Россия

Богомолова Ирина Кимовна — доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебно-воспитательной работе

Чита



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Просяник В.И., Серебрякова О.В., Серкин Д.М., Богомолова И.К. Олимпиадное движение как метод формирования высокого уровня профессиональных компетенций. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3413. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3413

For citation:


Prosyanik V.I., Serebryakova O.V., Serkin D.M., Bogomolova I.K. Olympiad movement as a method of training high-level professional competencies. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3413. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3413

Просмотров: 472


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)