Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

УЗИ-ассистированные осмотры – компетенция, сформировавшаяся в процессе междисциплинарных взаимодействий в клинической практике

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3426

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Междисциплинарные взаимодействия в медицине – это способ практики, основанный на сотрудничестве врачей различных клинических специальностей. Развитие межпрофессиональной практики и продуктивных междисциплинарных взаимодействий требует приверженности к совместному обучению и диалогу. Диалог может способствовать коллегиальному взаимодействию, изменению мышления, поддержке новых профессиональных отношений и улучшению качества оказания медицинской помощи пациентам 

Для цитирования:


Джиоева О.Н. УЗИ-ассистированные осмотры – компетенция, сформировавшаяся в процессе междисциплинарных взаимодействий в клинической практике. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(9):3426. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3426

For citation:


Dzhioeva O.N. Ultrasound-assisted examinations are a competence formed in the process of interdisciplinary interactions in clinical practice. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(9):3426. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3426

Междисциплинарные взаимодействия в медицине — это способ практики, основанный на сотрудничестве врачей различных клинических специальностей. Развитие межпрофессиональной практики и продуктивных междисциплинарных взаимодействий требует приверженности к совместному обучению и диалогу. Диалог может способствовать коллегиальному взаимодействию, изменению мышления, поддержке новых профессиональных отношений и улучшению качества оказания медицинской помощи пациентам [1].

Очень важно понимать общую цель в контексте междисциплинарного сотрудничества, формирования общей стратегии ведения пациентов, поощрения совместного принятия решений, координации помощи и укрепления межпрофессиональных отношений [1][2]. Проблемы в достижении целей в междисциплинарном взаимодействии включают непостоянную посещаемость общебольничных конференций, обмен не относящейся к делу информацией, отсутствие стабильной команды и преемственности, а также непоследовательное руководство. Эффективные междисциплинарные взаимодействия — это процесс, посредством которого различные профессиональные группы работают вместе для улучшения качества здравоохранения [2][3]. Врачи разных специальностей, работающие в команде, быстрее достигают улучшения коммуникации, координации помощи и совместного принятия решений, ориентированных на пациента [3][4]. Учитывая появляющиеся данные о положительном влиянии эффективного междисциплинарного взаимодействия на результаты, рабочие процессы, интегрирующие модели в оказание медицинской помощи, этот вектор является чрезвычайно важным в развитии здравоохранения и обеспечении качественной и доступной медицинской помощи [5].

Факторы, способствующие координации помощи и командной работе в отделениях стационара и амбулатории, включают рутинные процедуры, такие как схемы лечения, а также лиц, выполняющих те или иные функции, и коллегиальные встречи [6]. Кроме того, совместные образовательные мероприятия имеют важное значение в обмене опытом, знакомстве с клиническими рекомендациями смежных профессиональных сообществ и обсуждении оптимальных подходов к диагностике и лечению.

Одной из профессиональных компетенций, которая сформировалась именно в ходе междисциплинарных взаимодействий, является осмотр пациента, ассистированный с помощью методики ультразвукового исследования (УЗИ). УЗИ-ассистированный осмотр — это дополнение к общему клиническому осмотру в виде быстрого ограниченного ультразвукового мониторинга для принятия решения или ассистированная манипуляция, выполняемая врачами различных клинических дисциплин с целью оценки основных изменений показателей внутрисердечной гемодинамики, структуры легочной ткани, состояния магистральных артерий и вен, органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Данное исследование не требует профессиональной и расширенной подготовки специалиста по инструментальной и лучевой диагностике, достаточно профильного курса обучения в рамках основной специальности. УЗИ-ассистированный осмотр не является самостоятельным полноценным методом. В ходе осмотра расчет ультразвуковых показателей не проводится, письменное заключение в виде протокола исследования не выдается, полученные данные отражаются в протоколе первичного осмотра, в дневнике наблюдения за больным. Классический физикальный осмотр включает: тщательный сбор анамнеза, осмотр, перкуссию, пальпацию и аускультацию. Это отличная модель, которой пользуются и по настоящее время, но в ней мало технологических достижений [7]. Прогресс был достигнут с изобретением стетоскопа Лаэннеком в 1816г, и он был усовершенствован в последующем Лейтоном, Керром, Боулзом, Раппапортом, Спрагом и Литтманном. По мере того, как новые стетоскопы улучшали диагностическую чувствительность и специфичность метода аускультации, они стали включаться в физикальное обследование [8]. В то же время, такой навык объективного осмотра пациента, как перкуссия, в настоящее время стал уходящим. Перкуссия состоит в постукивании определенных участков тела с целью получения звука, происхождение которого объясняется возникновением колебательных движений в органах и тканях, расположенных непосредственно под местом удара. Методы перкуссии, пальпации и аускультации основаны на субъективном восприятии результатов врачом, у которого задействованы слух, осязание, но отсутствует зрительный контроль. Возможность включения визуального компонента в общий осмотр дает как раз УЗИ. УЗИ-ассистированный осмотр — это дополнительный шаг, когда манипуляция с помощью ультразвукового сканирования является дополнением, расширяющим возможности клинического осмотра, результаты вносятся в историю болезни, в дневник наблюдения или в протокол обхода, как отражение объективного статуса. Важно понимать, что исследование, выполненное врачом-клиницистом, не может быть зафиксировано как отдельный протокол УЗИ, и данные УЗИ-ассистированного исследования вносятся в общий осмотр. Форма изложения описания в рамках общего осмотра не является регламентированной и подразумевает интерпретацию данных врачом, выполнявшим исследование. Интерес к широкому внедрению в клиническую практику УЗИ-ассистированных осмотров связан с широким распространением мобильного и карманного ультразвукового оборудования. Преимущества мобильных ультразвуковых устройств заключаются в их компактности и возможности немедленного использования при осмотре пациентов в отделениях интенсивной терапии, у постели больного. Эти ультразвуковые системы не имеют продвинутых опций в виде постоянно-волнового и импульсно-волнового допплеровских режимов, 3-мерной и 4-мерной эхокардиографии. В то же время качество серошкального изображения на мобильных приборах хорошее, что позволяет получить необходимую информацию о показателях структуры и функции органов и систем [9].

УЗИ-ассистированные осмотры — метод, который может быть использован в любой области медицины: терапии, хирургии, акушерстве, в плановой, неотложной помощи, а также в рамках телемедицинских консультаций. С одной стороны, медицинское сообщество поощряет прогресс, использование новых инструментов в медицине, а с другой — любая инновация требует подробного изучения рисков и преимуществ. В современной медицине изо всех сил пытаются сбалансировать стоимость новых технологий, временные ограничения, удовлетворенность пациентов и качественную медицинскую помощь. Обоснованный скептицизм и интерес к медицинским достижениям побуждают изучить возможности эффективного междисциплинарного взаимодействия посредством метода УЗИассистированных осмотров до того, как он будет в полной мере принят и реализован врачебным сообществом [10][11].

За прошедшие годы в различных областях медицины, включая неотложную медицину, общую врачебную практику, скорую медицинскую помощь, были приняты различные виды использования прикроватного ультразвука и УЗИ ассистированного осмотра. Несмотря на то, что преимущество метода бесспорно в клинической практике и является предпочтительным методом визуализации первой линии для оценки органов и систем, в Российской Федерации этот метод внедрен недостаточно. Поэтому специалистами НМИЦ ТПМ были разработаны программы дополнительного профессионального образования по обучению врачей различных специальностей УЗИ-ассистированным осмотрам. За период с мая 2021г по июль 2022г были обучены 162 курсанта из Сибирского, Южного и Центрального федеральных округов (рисунки 1, 2). Особенностью формируемых групп для обучения была междисциплинарность и активное взаимодействие специалистов друг с другом в процессе обучения. Среди курсантов 76% (n=123) составили кардиологи, 10% (n=17) — анестезиологиреаниматологи, 6% (n=10) — сердечно-сосудистые хирурги, по 2% (n=3 и n=4, соответственно) — специалисты функциональной диагностики и детские кардиохирурги, по 1% (по 1 человеку) — терапевт, эндокринолог и заместитель главного врача (рисунок 3). Медиана возраста курсантов составила 32 [ 25; 44] года.

Рис. 1. Цикл дополнительного профессионального образования по УЗИ-ассистированным осмотрам в НИИ кардиологии Томского НИМЦ.

Рис. 2. Цикл дополнительного профессионального образования по УЗИ-ассистированным осмотрам в НИИ КПССЗ, г. Кемерово.

Рис. 3. Специалисты, прошедшие обучение УЗИ-аcсистированным осмотрам в 2021-2022гг: 76% — кардиологи, 10% — анестезиологи-реаниматологи, 6% — сердечно-сосудистые хирурги, по 2% — специалисты функциональной диагностики и детские хирурги, по 1% — терапевты, эндокринологи, заместители главного врача.

Надеемся, что наша образовательная программа является дополнительным инструментом, позволяющим оптимизировать междисциплинарные взаимодействия в клинической практике. Считаем, что продемонстрировали целесообразность эффективного освоения метода врачами различных специальностей, и это отражает возможность внедрения УЗИ-ассистированных осмотров в амбулаторные и стационарные клинические условия. Понимаем, что пока этот метод недостаточно знаком специалистам, но члены секции междисциплинарных взаимодействий в клинической практике Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний работают над совершенствованием методических подходов, а также приглашают всех заинтересованных врачей присоединиться к этому сложному и важному проекту.

Отношения и деятельность: автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Zwarenstein M, Goldman J, Reeves S. Interprofessional collaboration: effects of practice-based interventions on professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database Syst Rev. 2009;3:CD000072. doi:10.1002/14651858.CD000072.pub2.

2. Kim MM, Barnato AE, Angus DC, et al. The effect of multidisciplinary care teams on intensive care unit mortality. Arch Intern Med. 2010;170(4):369-76. doi:10.1001/archinternmed.2009.521.

3. Reeves S, Zwarenstein M, Goldman J, et al. Interprofessional education: effects on professional practice and health care outcomes. Cochrane Database Syst Rev. 2008;1:CD002213. doi:10.1002/14651858.CD002213.pub2.

4. Paradis E, Reeves S. Key trends in interprofessional research: a macrosociological analysis from 1970 to 2010. J Interprof Care. 2013;27(2):113-22. doi:10.3109/13561820.2012.719943.

5. Kaboli PJ, Hoth AB, McClimon BJ, Schnipper JL. Clinical pharmacists and inpatient medical care: a systematic review. Arch Intern Med. 2006;166(9):955-64. doi:10.1001/archinte.166.9.955.

6. Gittell JH, Godfrey M, Thistlethwaite J. Interprofessional collaborative practice and relational coordination: improving healthcare through relationships. J Interprof Care. 2013;27(3):210-3. doi:10.3109/13561820.2012.730564.

7. Walker HK, Hall WD, Hurst JW, editors. Clinical Methods: The History, Physical, and Laboratory Examinations. 3rd ed. Boston: Butterworths; 1990. PMID: 21250045.

8. Ramsay J. Bock's Stethoscope as an aid to determining the efficiency of the myocardium. Br Med J. 1916;2:521. doi:10.1136/bmj.2.2911.521.

9. Siepel T, Clifford DS, James PA, et al. The ultrasound-assisted physical examination in the periodic health evaluation of the elderly. J Fam Pract. 2000;49(7):628-32.

10. Драпкина О.М., Джиоева О.Н. Основы УЗИ-ассистированного осмотра и оценки пациентов, госпитализированных с коронавирусной инфекцией в терапевтический стационар. Учебно-методическое пособие. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ», РОПНИЗ, 2021, 40 с.

11. Драпкина О.М., Джиоева О.Н., Кузуб А.А., Дадаев В.С. Опыт проведения ассистированных осмотров с помощью карманных ультразвуковых систем у пациентов с острой сердечной недостаточностью в отделении интенсивной терапии. Российский кардиологический журнал. 2020;25(12):4082. doi:10.15829/1560-4071-2020-4082.


Об авторе

О. Н Джиоева
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России; Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний
Россия

Доктор медицинских наук, руководитель лаборатории кардиовизуализации, вегетативной регуляции и сомнологии; руководитель секции «Междисциплинарные взаимодействия в клинической практике»



Рецензия

Для цитирования:


Джиоева О.Н. УЗИ-ассистированные осмотры – компетенция, сформировавшаяся в процессе междисциплинарных взаимодействий в клинической практике. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(9):3426. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3426

For citation:


Dzhioeva O.N. Ultrasound-assisted examinations are a competence formed in the process of interdisciplinary interactions in clinical practice. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(9):3426. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3426

Просмотров: 759


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)