Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад наземного и подземного рельсового транспорта города Москвы

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Изучить особенности корригируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) среди работников рельсового транспорта в зависимости от места работы: ОАО "РЖД" и ГУП "Московский метрополитен".

Материал и методы. В исследовании приняли участие 2638 работников локомотивных бригад (РЛБ): 778 из них работали в ОАО "РЖД" и 1860 в ГУП "Московский метрополитен". Работникам была предложена анкета, оценивающая общие данные, особенности медицинской активности, образ жизни. Сбор и обработка полученных данных осуществлялись с помощью программ Microsoft Excel и Statistica.

Результаты. Изучаемые группы были сопоставимы по возрастной структуре. Чуть >40% респондентов обеих групп курили на момент исследования, ~70% употребляли недостаточное количество овощей. Работники ОАО "РЖД" в 2 раза чаще употребляли алкоголь ≥2 раз в нед. и в 1,2 раза чаще питались в ресторанах быстрого питания. Также ~40% участников в обеих группах часто или всегда досаливали пищу, почти 20% не занимались спортом. Сотрудники ОАО "РЖД" были менее физически активны. Работники ГУП "Московский метрополитен" питались менее регулярно и употребляли недостаточное количество фруктов. Средние значения индекса массы тела у РЛБ обеих групп соответствовали избыточной массе тела.

Заключение. Ведущими поведенческими факторами риска ССЗ у принявших участие в исследовании машинистов и их помощников являются недостаточное потребление овощей и фруктов, низкая физическая активность, курение. Полученные результаты позволят усовершенствовать рекомендации по модификации образа жизни РЛБ, разработать и уточнить корпоративные программы и про- граммы первичной профилактики ССЗ.

Для цитирования:


Жидкова Е.А., Гуревич К.Г., Гутор Е.М., Жельвис В.В., Джиоева О.Н., Орлова А.А., Драпкина О.М. Модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад наземного и подземного рельсового транспорта города Москвы. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2):3479. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479

For citation:


Zhidkova E.A., Gurevich K.G., Gutor E.M., Zhelvis V.V., Dzhioeva O.N., Orlova A.A., Drapkina O.M. Modifiable risk factors for cardiovascular diseases in staff of aboveground and underground rail transport in Moscow. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2):3479. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479

Введение

Железнодорожный транспорт является ключевым способом перевозки пассажиров и грузов в Российской Федерации. Его основными преимуществами являются доступность и безопасность, имеющие высокую цену в современном обществе.

Здоровье машинистов и их помощников — краеугольный камень безопасности перевозок на рельсовом транспорте. Психоэмоциональное напряжение, недостаток физической активности на рабочем месте, наличие переработок и сменный график работы — основные профессиональные факторы риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) у работников локомотивных бригад (РЛБ) [1-3]. Для работников метрополитена важным производственным фактором является также работа в условиях отсутствия естественного освещения [4].

Совокупное воздействие производственных факторов, поведенческих ФР ССЗ приводит к увеличению заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ). Они становятся основной причиной временной и стойкой утраты трудоспособности, а также обуславливают преждевременную смертность. Поэтому исследования последних лет свидетельствуют, что такие ФР, как курение, нерациональное питание и избыточное потребление соли, наносят значительный экономический ущерб [5-7].

Проведение масштабного анкетирования машинистов рельсового транспорта, оценивающего образ жизни и поведенческие ФР ХНИЗ, позволяет представить структуру ФР ССЗ, возможные причины и закономерности их развития и предложить меры по устранению влияния данных ФР [8].

Ранее авторами исследовались особенности труда и ведущие ФР ССЗ у РЛБ ОАО "РЖД" и АО "ЦППК", работающих в Московском регионе [9]. Интерес настоящего исследования ‒ в сравнении ФР ССЗ у РЛБ ОАО "РЖД" г. Москвы и ГУП "Московский метрополитен".

Цель настоящего исследования — изучить особенности корригируемых ФР среди работников рельсового транспорта в зависимости от места работы: ОАО "РЖД" г. Москвы и ГУП "Московский метрополитен".

Материал и методы

Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.

К участию в исследовании приглашались все РЛБ — машинисты и их помощники. Согласились принять участие 7% работников ОАО "РЖД" и 10% работников ГУП "Московский метрополитен". Таким образом, участниками исследования стали 2638 РЛБ: 778 из них работали в ОАО "РЖД" и 1860 в ГУП "Московский метрополитен". Исследование проведено путем удаленного анкетирования с помощью онлайн-формы. Машинистам и помощникам машинистов предлагалось заполнить анкету, которая уточняет возрастной диапазон и антропометрические данные респондентов, должность и место работы, семейный и социальный статус, особенности медицинской активности и образа жизни. Вопросы о корригируемых ФР ССЗ были разработаны с помощью инструментария STEPS (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаток физической активности). Подробно анкета описана ранее [10]. В исследовании в подавляющем большинстве участвовали мужчины, поскольку до конца 2021г женщины законодательно не могли работать на должностях машинист/помощник машиниста, и только 20 женщин в группе ГУП "Московский метрополитен" были включены в исследование. Сбор первичной информации продолжался с 19.03.2021г по 26.04.2021г в группе ОАО "РЖД" и с 26.01.2022г по 16.02.2022г в группе ГУП "Московский метрополитен". Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.

Сбор и обработка полученных данных осуществлены с использованием программ Microsoft Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью критерия χ2 Пирсона, сравнение средних величин — на основании U-критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Ответы респондентов отражали их субъективное мнение, поэтому при интерпретации ФР применялись единые критерии. Не ежедневное потребление овощей и фруктов считалось недостаточным, а нерегулярным считалось питание 1 или 2 раза в день. Питание в ресторанах быстрого питания ≥1 раз в нед. считалось значимым. Частое или постоянное досаливание пищи респондентами интерпретировалось как частое употребление соли. Низкую физическую активность на рабочем месте участники исследования оценивали самостоятельно. Показатели индекса массы тела (ИМТ) дополнительно рассчитывались по формуле на основе предоставленных данных о росте и весе.

Результаты

Исследуемые группы были сравнимы по возрасту и ряду социальных характеристик (таблица 1). Группа работников ОАО "РЖД" включала 778 респондентов мужского пола, 70,1% из которых — машинисты, а 29,9% — их помощники. Возрастная структура имеет следующую характеристику: до 18 лет — 0,1% (n=1), 18-24 года — 9,1% (n=71), 25-29 лет — 18,4% (n=143), 30-34 лет — 22,9% (n=178), 35-44 года — 29,3% (n=228), 45-54 года — 17,0% (n=132), лица старше 55+ лет — 3,2% (n=25) респондентов. В браке состояли 70,8% работников, у 89,7% была отдельная квартира или собственный дом.

Таблица 1

Характеристика включенных в исследование (%)

Место работы

Число машинистов

Состоят в официальном браке

Проживают в отдельной квартире/собственном доме

n

ОАО "РЖД"

70,1

70,8

89,7

778

2638

ГУП "Московский метрополитен"

93

63

85,4

1860

р

<0,001

<0,001

0,003

  

Исследуемая группа работников ГУП "Московский метрополитен" включала 1860 человек, 93% из которых являлись машинистами и 7% — их помощниками. Среди опрошенных было 20 (1,1%) женщин. Возраст принявших участие в исследовании: 18-24 года — 7,7% (n=143), 25-29 лет — 19,1% (n=356), 30-34 лет — 25,3% (n=471), 35-44 года — 33,3% (n=619), 45-54 года — 12,9% (n=240), 55+ лет — 1,7% (n=31). 63% работников Московского метрополитена состояли в браке, у 85,4% была отдельная квартира или собственный дом. Исследуемые группы были сопоставимы по возрасту (рисунок 1).

Рис. 1  Возрастная структура исследуемых групп.

В отличие от машинистов Московского метрополитена, осуществляющих исключительно пассажирские перевозки, только 37,3% опрошенных работников ОАО "РЖД" осуществляли пассажирские перевозки, 43,4% — грузовые, 19,3% выполняли маневровую работу.

Дорога до работы составляла >60 мин у четверти (25,4%) опрошенных в группе ОАО "РЖД" и у более половины (55,7%) опрошенных в группе Московского метрополитена. 43,6% работников ОАО "РЖД" добирались на работу на личном транспорте, 39,3% — на общественном, 15% — пешком. Подавляющее большинство (84,1%) работников Московского метрополитена при этом добирались на работу общественным транспортом и только 10,4% использовали личный транспорт для передвижения, 3,4% — ходили на работу пешком.

В случае недомогания выходили на работу 49% сотрудников ОАО "РЖД" и 52,4% сотрудников Московского метрополитена (таблица 2). Принимали лекарства, биологически активные добавки около половины респондентов в обеих группах (48,6 и 50,1%, соответственно), при этом работники метрополитена в 2 раза чаще не имели назначения врача. Обращались к врачу за последний год 64,3% работников ОАО "РЖД" и 66% работников ГУП "Московский метрополитен", вызывали бригаду скорой медицинской помощи (СМП) — 5,1 и 11,7%, соответственно. Необходимость предрейсовых осмотров признают 50,5% работников ОАО "РЖД" и 65,6% респондентов в группе ГУП "Московский метрополитен". 72,1% сотрудников ОАО "РЖД" и 40,6% сотрудников Московского метрополитена получили рекомендации по изменению образа жизни. Большинство из них касались снижения веса тела, отказа от курения и ограничения потребления жирной пищи.

Таблица 2

Сравнение групп по медицинской активности

Показатель (%)

ОАО "РЖД"

ГУП "Московский метрополитен"

р

Прием препаратов, включая витаминные и минеральные комплексы

48,6

50,1

0,492

Прием препаратов без назначения врача

10,8

20,3

<0,001

Обращение к врачу за последние 12 мес.

64,3

66

0,402

Вызов СМП за последние 12 мес.

5,1

11,7

<0,001

Выходили на работу, чувствуя недомогание

49

52,4

0,107

Считают, что предрейсовые осмотры нужны

50,5

65,6%

<0,001

Получали рекомендации по изменению образа жизни

72,1

40,6

<0,001

Примечание: СМП — скорая медицинская помощь.

Курили примерно равные части респондентов изучаемых групп — 41,5 и 42,5%, при этом 32,4% от общего числа работников ОАО "РЖД" и 26,5% работников Московского метрополитена хотели бы бросить курить (таблица 3). Чуть больше трети машинистов ОАО "РЖД" и их помощников не употребляли алкоголь, употребляли алкоголь ≥2 раз в нед. — 9,5% участников. В группе работников ГУП "Московский метрополитен" немногим более четверти воздерживались от алкоголя, 4,6% употребляли алкоголь ≥2 раз в нед.

Таблица 3

Сравнение групп по наличию поведенческих ФР (%)

Показатель (%)

ОАО "РЖД"

ГУП "Московский метрополитен"

р

Курение

41,5

42,5

0,632

Хотели бы бросить курить

32,4

26,5

0,003

Употребление алкоголя ≥2 раз в нед.

9,5

4,6

<0,001

Недостаточное потребление овощей

72,1

69,9

0,255

Недостаточное потребление фруктов

75,8

80,1

0,015

Нерегулярное питание

23,9

29,8

0,003

Питание в ресторанах быстрого питания

33,9

27,3

<0,001

Частое употребление соли

41,1

39,4

0,411

Субъективно низкая физическая активность на работе

57,6

50,2

<0,001

Не занимаются спортом/физкультурой

19,4

17

0,138

Отсутствие прогулок на свежем воздухе

14,8

10

<0,001

Статистически значимых различий не было получено по частоте употребления овощей: ~70% употребляли недостаточное количество порций. В обеих группах ~40% участников часто или всегда досаливали пищу, почти 20% не занимались спортом. При этом сотрудники ОАО "РЖД" были менее физически активны. Кроме того, машинисты ОАО "РЖД" и их помощники чаще питались в ресторанах быстрого питания. Работники ГУП "Московский метрополитен" питались менее регулярно и потребляли недостаточное количество фруктов.

Средние значения ИМТ в исследуемых группах статистически значимо не различаются и соответствуют избыточной массе тела согласно классификации ожирения, предложенной Всемирной организацией здравоохранения: 26,39 (24,34; 28,73) кг/м2 в группе ОАО "РЖД" и 26,23 (23,99; 29,00) кг/м2 в группе ГУП "Московский метрополитен".

Обсуждение

В результате проведенного анализа были выявлены сходства и различия в образе жизни и ФР РЛБ ОАО "РЖД" г. Москвы и ГУП "Московский метрополитен". Следует отметить, что машинисты метрополитена имеют более короткую смену — до 8,5 ч, при максимальной длительности смены работников ОАО "РЖД" — 12 ч.

Тем не менее, сравниваемые группы не различались по частоте обращения к врачу, приема лекарственных препаратов и витаминных комплексов, выхода на работу в случае недомогания. Из 100 человек за последний год 5,1 человек в группе ОАО "РЖД" и 11,7 человек в группе Московского метрополитена обращались за СМП.

Обращает на себя внимание то, что большинство курящих респондентов в обеих группах хотели бы бросить курить, при этом сотрудники ОАО "РЖД" более мотивированы на отказ от курения. Следует отметить, что сотрудники ОАО "РЖД" чаще получают профилактическое консультирование в рамках корпоративной программы укрепления здоровья [11]. Можно предположить, что участники осведомлены о рисках и угрозах здоровью, которые влечет за собой курение сигарет, и испытывают трудности в преодолении своей зависимости. Поэтому программы, содействующие сотрудникам в отказе от курения, могут быть расширены [12].

Частота употребления алкоголя была выше у РЛБ ОАО "РЖД", однако полученные данные достаточно ограничены для корректной интерпретации. Для выявления расстройств, обусловленных употреблением алкоголя, рекомендованы специальные опросники, в частности, тест AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) [13].

Превалирующими поведенческими ФР ССЗ являются недостаточное потребление овощей и фруктов, а также низкая физическая активность на рабочем месте. Выявленные ФР подсказывают направление дальнейшей профилактической деятельности: массовое внедрение принципов рационального питания, повышение физической активности. Подобная профилактическая деятельность невозможна без проведения программ медико-санитарного просвещения. Наиболее эффективно подобные мероприятия реализуются в виде корпоративных программ здравоохранения, которые уже существуют в ОАО "РЖД" и должны быть разработаны для Московского метрополитена.

Средние значения ИМТ выше нормальных в сравниваемых группах являются отражением вышеперечисленных поведенческих ФР. Показатель ИМТ независимо повышает вероятность развития ХНИЗ [14].

Результаты анкетирования показали, что медицинскими работниками на приеме чаще подчеркиваются следующие ФР ССЗ: избыточный вес тела или ожирение, курение и нерациональное питание. Чаще рекомендации по модификации образа жизни получали сотрудники ОАО "РЖД", что может быть обусловлено более широким охватом медицинскими осмотрами.

Ограничения исследования. В исследовании согласились принять участие до 10% от общего числа РЛБ, что не позволяет с уверенностью говорить о репрезентативности полученных данных. Исследование базировалось на результатах опроса, который носит субъективный характер. При этом правдивость полученных ответов невозможно подтвердить объективными данными. Условия пандемии новой коронавирусной инфекции 2019г COVID-19 (COrona VIrus Disease 2019) обусловили применение дистанционных технологий, сбор объективной клинико-диагностической информации не проводился.

Помимо этого, опрос проводился не одномоментно: работники ОАО "РЖД" заполняли анкеты зимой, а работники ГУП "Московский метрополитен" — весной, что могло повлиять на результаты оценки физической активности, питания, ИМТ.

Заключение

Ведущими поведенческими ФР ССЗ у принявших участие в исследовании являются недостаточное потребление овощей и фруктов, низкая физическая активность, курение. Работники ОАО "РЖД" чаще питались в ресторанах быстрого питания, а также были менее физически активны. Работники ГУП "Московский метрополитен" питались менее регулярно, и потребляли недостаточное количество фруктов. Средние значения ИМТ у РЛБ обеих групп соответствуют избыточной массе тела.

Полученные результаты позволят усовершенствовать рекомендации по модификации образа жизни РЛБ, разработать и уточнить корпоративные программы и программы первичной профилактики ССЗ.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Gamboa Madeira S, Fernandes C, Paiva T, et al. The Impact of Different Types of Shift Work on Blood Pressure and Hypertension: A Systematic Review and Meta-Analysis. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(13):6738. doi:10.3390/ijerph18136738.

2. Jiang Y, Wu C, Hu T, et al. Association for combined exposure to job strain, shift work on mental health among Chinese railway workers: a cross-sectional study. BMJ Open. 2020;10(10):e037544. doi:10.1136/bmjopen-2020-037544.

3. Chapman J, Naweed A, Wilson C, et al. Sleep for heart health: investigating the relationship between work day sleep, days off sleep, and cardiovascular risk in Australian train drivers. Ind Health. 2019;57(6):691-700. doi:10.2486/indhealth.2018-0194.

4. Самарская Н.А. Анализ особенностей условий труда и разработка мероприятий по обеспечению безопасности работников метрополитена. Экономика труда. 2019;6(3):1271-84. doi:10.18334/et.6.3.41051.

5. Концевая А. В., Калинина А. М. Затраты системы здравоохранения России, ассоциированные с курением. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2011;7(3):306-12. doi:10.20996/1819-64462011-7-3-306-312.

6. Муканеева Д.К., Концевая А.В., Карамнова Н.С. и др. Экономический ущерб от недостаточного потребления овощей и фруктов в России. Экология человека. 2020;27(9):28-35. doi:10.33396/1728-0869-2020-9-28-35.

7. Баланова Ю.А., Концевая А.В., Мырзаматова А.О. и др. Экономический ущерб, ассоциированный с избыточным потреблением соли в Российской Федерации в 2016 году. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(4):62-8. doi:10.15829/1728-8800-2019-4-62-68.

8. Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Вильк М.Ф. и др. Приверженность здоровому образу жизни работников локомотивных бригад в зависимости от социально-демографических характеристик. Профилактическая медицина. 2020;23(6):2835. doi:10.17116/profmed20202306128.

9. Жидкова Е.А., Гутор Е. М., Ткаченко Ю.А. и др. Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад, работающих на железных дорогах г. Москвы. Профилактическая медицина. 2022;25(2):26-31. doi:10.17116/profmed20222502126.

10. Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Калинин М.Р. и др. Анализ факторов, ассоциированных с заболеваемостью работников локомотивных бригад. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019;18(1):102-6. doi:10.15829/1728-8800-2019-1102-106.

11. Жидкова Е.А., Гуревич К.Г., Концевая А.В. и др. Особенности реализации корпоративных программ здоровья для работников рельсового транспорта. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(4):2900. doi:10.15829/1728-88002021-2900.

12. Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Найговзина Н.Б. и др. Модифицируемые факторы риска у работников локомотивных бригад. Профилактическая медицина. 2019;22(1):74-8. doi:10.17116/profmed20192201174.

13. Lange S, Shield K, Monteiro M, et al. Facilitating Screening and Brief Interventions in Primary Care: A Systematic Review and Meta-Analysis of the AUDIT as an Indicator of Alcohol Use Disorders. Alcohol Clin Exp Res. 2019;43(10):2028-37. doi:10.1111/acer.14171.

14. Khan SS, Ning H, Wilkins JT, et al. Association of Body Mass Index With Lifetime Risk of Cardiovascular Disease and Compression of Morbidity. JAMA Cardiol. 2018;3(4):280-7. doi:10.1001/jamacardio.2018.0022.


Об авторах

Е А Жидкова
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО "РЖД"
Россия

Кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни — залог успешного развития", ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; начальник, Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО "РЖД"

Москва



К Г Гуревич
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
Россия

Доктор медицинских наук, профессор РАН, зав. кафедрой ЮНЕСКО "Здоровый образ жизни — залог успешного развития", ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; старший научный сотрудник, ГБУ Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

Москва



Е М Гутор
Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО "РЖД"
Россия

Начальник отдела медицинского обеспечения безопасности движения поездов и производственной медицины

Москва



В В Жельвис
ГУП «Московский метрополитен»
Россия

Главный врач – начальник медицинской службы

Москва



О Н Джиоева
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии и профилактической медицины, руководитель, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; старший научный сотрудник лаборатории адаптивной диагностики и визуализирующих методов исследования, ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России

Москва

 

 

 



А А Орлова
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

Младший научный сотрудник отдела фундаментальных и прикладных аспектов ожирения

Москва



О М Драпкина
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России; ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Минздрава России
Россия

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заведующая кафедрой терапии и профилактической медицины, директор, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Москва



Дополнительные файлы

Что известно о предмете исследования?

  • Здоровье машинистов и их помощников — крае­угольный камень безопасности перевозок на рельсовом транспорте.
  • Совокупное воздействие производственных факторов на рельсовом транспорте, поведенческих факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний приводит к увеличению заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями среди машинистов и их помощников и наносит значительные экономический ущерб.

Что добавляют результаты исследования?

  • Ведущими поведенческими факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний явились недостаточное потребление овощей и фруктов, низкая физическая активность, курение.
  • Именно на модификацию вышеназванных факторов риска могут быть направленны практические рекомендации и корпоративные программы здравоохранения.

Рецензия

Для цитирования:


Жидкова Е.А., Гуревич К.Г., Гутор Е.М., Жельвис В.В., Джиоева О.Н., Орлова А.А., Драпкина О.М. Модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад наземного и подземного рельсового транспорта города Москвы. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2):3479. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479

For citation:


Zhidkova E.A., Gurevich K.G., Gutor E.M., Zhelvis V.V., Dzhioeva O.N., Orlova A.A., Drapkina O.M. Modifiable risk factors for cardiovascular diseases in staff of aboveground and underground rail transport in Moscow. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2):3479. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479

Просмотров: 653


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)