Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Конфликтологическая компетентность студентов образовательной среды высшего учебного заведения: исследование динамики становления

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3486

Аннотация

Цель. Представление системно-уровневой структуры конфликтологической компетентности (КК) и изучение взаимосвязей, различий ее компонентов в проявлениях у студентов в процессе обучения в ВУЗе.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 150 студентов 1-4 курсов. По результатам факторного анализа значений психологических переменных было выделено 5 эмпирически репрезентируемых групп параметров, рассматриваемых в качестве КК. В эмпирическом исследовании использовались психодиагностические методики, направленные на определение стратегий поведения в конфликтных ситуациях; личностной агрессивности и конфликтности; стиля саморегуляции поведения; коммуникативной толерантности; уровня развития рефлексивности и методика копинг-механизмов.

Результаты. Анализ различий (H-критерий Краскала-Уолиса) по уровню выраженности статистически структурированных КК между студенческими курсами показал их значимость по 3 компетенциям: стенической интраперсонально-ориентированной конфликтологической готовности; интерперсонально-ориентированной КК; интраперсональной конфликтогенности. По эмотивно-личностной конфликтной готовности и конструктивно-деятельностной КК значимых различий не обнаружено.

Анализ частоты встречаемости высоких показателей сформированности выделенных КК на разных курсах показал, что на 1 курсе преобладает эмотивно-личностная конфликтная готовность, на 2 курсе — конструктивно-деятельностная КК, на 3 — интраперсональная конфликтогенность, на 4— интерперсонально-ориентированная КК. Таким образом, период обучения в ВУЗе может рассматриваться как этап формирования КК.

Заключение. Полученные данные позволяют определить 5 КК в структуре КК, отражающих мотивационные, когнитивные и поведенческие компоненты конфликтоустойчивости и конфликтологической готовности, обеспечивающих восприятие и анализ конфликтных ситуаций, организацию поведения и коммуникации в конфликтных ситуациях и готовность их решать; полученная пятифакторная статистическая модель КК детализирует предложенную двухфакторную теоретическую модель и уточняет ее в части механизмов; сравнительный анализ уровней представленности КК у студентов 1-4 курсов обучения определил динамику КК: от конфликтологической неустойчивости к конфликтологической готовности, что позволяет уточнить имеющиеся представления об этапах и особенностях формирования КК под влиянием образовательной деятельности в ВУЗе.

Об авторах

И. В. Белашева
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Кандидат психологических, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности.

Ставрополь



М. И. Плугина
Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин.

Ставрополь



М. Л. Есаян
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии личности психолого-педагогического факультета.

Ставрополь



Список литературы

1. Glasl F. Konfliktmanagement: Ein Handbuch fur Fuhrungskrafte, Beraterinnen und Berater. Bern: Haupt Verlag. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 2004, 523 c. ISBN: 978-3-531-92789-3.

2. Beck R, Schwarz G. Konfliktmanagement. Augsburg: Ziel Verlag. 2000.

3. Мельчук А. С. Конфликтологическая подготовка кадров государственной службы: акмеологический аспект. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2005;2:77-84.

4. Miller L, Rankin N, Neathy F. Competency frameworks in UK organisations: key issues in employers' use of competencies. L.: Chartered Institute of Personnel and Development, 2001.

5. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер, 2004, 224 с.

6. Егорова М. С. Исследование развития в психологии индивидуальных различий. Психологические исследования. 2014;7(36):12. EDN THSVTP.

7. Хасан Б. И. Конструктивна психология конфликта: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Б. И. Хасан. 2-е изд., стер. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 204 с. (Авторский учебник). ISBN: 978-5-534-06474-2.

8. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2019. 274 с. ISBN: 978-5-9270-0392-1.

9. Hoffmann T. The meanings of competency. Journal of European Industrial Training. 1999;23(6):275-86.

10. Deist le DFO, Winterton J. What Is Competence? Human Resource Development International. 2005;8(1):27-46.

11. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, с. 24.

12. Болтунова Г. М., Белова Т.В. Формирование готовности студентов-бакалавров к разрешению конфликтов в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015;1(2):203-13.

13. Cazal D, Dietrich A. Competences et savoirs: quels concepts pour quelles instumentations. Gerer les Competences: des Instruments aux Processus. A. Klarsfeld and E. Oiry (Eds). Paris: Vuibert, 2003, р. 241-62.

14. Комалова Л. Р. Лингвистическое исследование конфликтологической компетентности (На материале образовательного модуля "Организационный конфликт-менеджмент"). Конфликты в современной России: Исследование и регулирование: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. М.: Изд-во СГУ, 2010, сс. 135-41.

15. Щербакова О. И. Формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в контекстном обучении. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009; 3(38):15-9.

16. Митяева A.M. О необходимости формирования конфликтологической компетентности участников образовательного процесса в вузе. Социальная работа в условиях кризиса: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., 22 апр. 2010 г., Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010, сс. 62-64.

17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011, 512 с. ISBN: 978-5-459-00574-5.

18. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008, 544 с.

19. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Опросник В. И. Моросановой "Стиль саморегуляции поведения ССПМ-2020". Вопросы психологии. 2020;4:155-67. EDN XLPKCR.

20. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. СПб.: Питер, 2005, 84 с.

21. Бойко В. В. Энергия эмоций: Эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. М. 2004 (ГП Техн. кн.). 473 с. ISBN: 5-94723-888-8.

22. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал. 2003;24(5):45-57. EDN OOYBSN.


Рецензия

Для цитирования:


Белашева И.В., Плугина М.И., Есаян М.Л. Конфликтологическая компетентность студентов образовательной среды высшего учебного заведения: исследование динамики становления. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3486. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3486

For citation:


Belasheva I.V., Plugina M.I., Esayan M.L. Conflict competence of students of the educational environment of a higher educational establishment: a study of the formation dynamics. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(4S):3486. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3486

Просмотров: 425


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)