Перейти к:
Формирование навыков социальной коммуникации у студентов медицинского факультета в системе профессионального образования. Опыт Республики Казахстан
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3616
EDN: IXKTJJ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования навыков социальной коммуникации (СК) у специалистов здравоохранения с целью определения ее места в профессиональной деятельности.
Был проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и научно-методической литературы, связанной с изучаемой проблемой, проанализирован национальный педагогический опыт в развитии СК через призму культурно-нравственных образцов, заложенных в национальной литературе, использованы: беседы со студентами, медицинскими работниками, обсуждение, опрос.
По мнению авторов, невысокий интерес к национальной литературе и культуре является существенной причиной низкого уровня навыков СК у работников социально-медицинской службы и при профессиональном групповом общении. Опрос среди студентов показал низкий интерес к национально-культурным образцам СК, в том числе – выраженным в национальной литературе.
По мнению авторов, в развитии навыков СК у будущих специалистов системы здравоохранения большое значение имеет опыт отечественной педагогики, направленный на повышение нравственного воспитания, необходимого для адекватного поведения и общения, не только в условиях местных и национальных реалий, но и включающих в себя уважение к культуре других народов
Ключевые слова
Для цитирования:
Кидирбаева К., Сатиева Ш., Куанышбаев Ж., Исхакова А., Асанова Г., Поваляшко Г., Дуйсенбекова Ж. Формирование навыков социальной коммуникации у студентов медицинского факультета в системе профессионального образования. Опыт Республики Казахстан. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2S):3616. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3616. EDN: IXKTJJ
For citation:
Kidirbayeva K., Satiyeva Sh., Kuanyshbayeva Zh., Iskakova A., Assanova G.I., Роvalyashko G., Duisenbekova Zh. Formation of social communication skills among students of the Faculty of Medicine in the system of professional education. Experience of the Republic of Kazakhstan. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2S):3616. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3616. EDN: IXKTJJ
Что представляет собой социальная коммуникация?
Особое значение в профессиональной деятельности специалиста общественного здравоохранения, гигиены и эпидемиологии придается дополнительным знаниям и умениям в сфере социальной коммуникации (СК). В повседневной деятельности специалиста могут возникать конфликты, связанные с непониманием, нежеланием приятия чужого критического взгляда, сокрытием недостатков. В этом отношении необходимы не только принципиальность, умение организовать общение и наблюдение, но и наличие специфических навыков СК при осуществлении организационно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия могут быть связаны с созданием и применением методологии комплексной системы оценки единой профилактической среды для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни на муниципальном уровне с использованием сочетания объективных методов исследования (GIS-технологий, инструментальных и лабораторных тестов) и субъективных методов оценки (персональный опрос) [1]; проведением опроса населения, разработкой и использованием опросников [2]; онлайн-опросов специалистов здравоохранения, оказывающих первичную медикосанитарную помощь [3].
Для осуществления СК также необходимо учитывать этнические, возрастные, культурные и социальные связи между людьми, традиционные гендерные различия, разный уровень образования, личностные предпочтения. Необходимо отметить, что организация здорового образа жизни, декларируемая среди населения на государственном уровне, оказывает эффективное влияние на качество жизни и непосредственно зависит в т.ч. от навыков СК у работника организации здравоохранения при проведении профилактического консультирования [4].
Проведение мероприятий по эффективному общественному здравоохранению в амбулаторных условиях также требует межличностного общения и профессионального индивидуального подхода, соответственно, каждый работник системы здравоохранения должен иметь навыки СК [5].
Согласно определению, взятому из учебного пособия для студентов высших учебных заведений (ВУЗ) [6]: "социальная коммуникация" понимается как "процесс передачи многопрофильной и многоканальной информации в определенной социальной среде и с помощью символов, принятых в этом обществе. СК относится к процессу взаимосвязи в осуществлении передачи социально значимой информации между сообществами, группами, слоями".
В коммуникации задействованы две стороны — коммуникатор и реципиент. А в социуме этими сторонами могут быть два человека, группы, сообщества. При наличии обратной связи коммуникатор одновременно становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором.
По мнению Ермекбаевой Г., под СК понимается коммуникативная деятельность людей, за которой в обществе закреплены "конкретные ситуации с социально значимыми ценностями, нормы общения с коммуникативными сферами" [7].
Еще один исследователь, Подгорецки Ю., рассматривает СК как разновидность коммуникативной деятельности людей, которая "обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе" [8]. В типологии СК ее виды классифицируются им по различным общественным сферам и в зависимости от профессиональной деятельности, а также с учетом особенностей экономики, политики, социальной сферы. В целом следует помнить, что СК играет важную роль в совершенствовании сознания человека, психологии его личности, мышлении, регулировании общественных отношений в современном обществе.
СК в процессе реализации выполняет следующие задачи, взаимосвязанные между собой [8]: 1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, которые, в свою очередь, объединяются в единую и целостную систему общества; 2) внутреннюю дифференциацию общества по группам, общностям, организациям и институтам; 3) самоопределение сообществ и различных групп; 4) создание предпосылок для осуществления групповой и индивидуальной деятельности.
В СК выделяют следующие функции: контактоустанавливающую (умение устанавливать и поддерживать контакт), функцию самопрезентации (умение представиться и рассказать о себе, представить другого человека), апеллятивную (умение выбирать дифференцированную форму обращения — к людям разного социального статуса), побудительную (умение стимулировать мотивацию к действию у собеседника), волеизъявительную (умение выражать желание или интенцию к определенному действию), регулирующую (умение разрешать конфликтную ситуацию, организовать деятельность), ритуальную (умение выполнять коммуникативные задачи по заданному ритуалу как официальная церемония, религиозные обряды и т.д.), перформативную (умение докладывать о происходящем или выполняемом действии) и др.1
СК в медицинской организации
СК в области здравоохранения имеет различные формы. Врачи общаются с другими медицинскими работниками и поставщиками медицинских услуг, формально и неформально — между собой внутри и вне медицинского учреждения.
Внутренние коммуникации предполагают обмен информацией в пределах одной больницы или медицинского учреждения. Врач обеспечивает пациенту необходимый доступ к клиническим данным и другой важной информации, включая назначенные встречи (визиты), анализы, операции, а также — эффективно и беспрепятственно предоставляет его заинтересованным лицам в цепочке управления медицинской помощью.
С другой стороны, предполагается и налаженная межведомственная коммуникация с другими больницами, обеспечивающая перевод пациента на дальнейшее лечение — амбулаторное или стационарное2.
На сегодняшний день у медицинских работников существует возможность по-разному участвовать в повседневной работе системы государственного здравоохранения, в которой наблюдается многообразие каналов коммуникации. В последнее время мы наблюдаем значительный рост использования цифровых инструментов и облачных коммуникационных платформ [1], обучение и привлечение новых специалистов и других медицинских работников для повышения эффективности и качества медицинской помощи. Медицинские работники должны знать, как правильно использовать средства коммуникации: ошибки в выборе метода связи могут нанести серьезный ущерб безопасности пациента.
Согласно результатам исследования профессионально важных качеств будущего врача в контексте цифровизации человеческой деятельности [9], будущим специалистам "недостает уверенности, знаний цифрового этикета и практического опыта работы в цифровом пространстве", "информационная компетентность студентов, являющаяся базовым компонентом для развития профессиональной компетентности, сформирована на недостаточном уровне".
В связи с этим организации здравоохранения и учебные учреждения должны уделять больше внимания обучению выбору различных каналов связи, которые используются для обмена информацией, и правильному обращению с информацией.
СК в профессиональном и межличностном общении
СК является непременным условием межличностного общения, она является элементом повседневной деятельности. Формирование и развитие необходимой СК у студентов помогает в дальнейшем совершенствовать профессиональную деятельность молодого специалиста. В настоящее время СК рассматривается как основа качественного развития личности [10][11]. Формирование социальных знаний и их усвоение студентами предполагает развитие и определение уровня способностей. Основные признаки таких знаний — это умение эффективного социального взаимодействия (в общении, работе в коллективе), способность разрешать конфликты (выслушивать, убеждать, строить и искать конструктивное решение, качественно аргументировать); умение конструктивно критиковать и принимать критику, уметь организовывать (планировать и контролировать), умение личного общения, вербально и невербально, умение поддерживать рабочие отношения, выступления публично перед коллегами, отстаивать собственную точку зрения [12].
СК — это сочетание эффективного использования целевой технологии личности и методики тренировки личных качеств, развитие и формирование мыслительного процесса специалиста в отношении общепрофессиональной этики общения. Необходимо упомянуть и навыки управления внешними конфликтами и самоуправления внутриличностными конфликтами, которые являются частью СК. Проведенное Белашевой И. В. и др. исследование [13] позволило определить 5 компетенций (интра- и интерперсонально ориентированных) в структуре конфликтологических компетенций, отражающих мотивационные, когнитивные и поведенческие компоненты конфликтоустойчивости и конфликтологической готовности, обеспечивающие восприятие и анализ конфликтных ситуаций, организацию поведения и коммуникации в конфликтных ситуациях и готовность их решать.
Современная социально-экономическая ситуация предполагает формирование у студентов видения будущей профессиональной деятельности, а также знаний о грамотном структурированном процессе как личности, так и специалиста с потребностью в знаниях. Конструктивное профессиональное общение проявляется в способности понимать необходимость использования и реализации СК в области применения профессиональных правил в индивидуальных ситуациях, в умении работать в коллективе, для профессионально-личностного роста [14].
Профессиональное общение включает в себя и эффективное применение принципов биоэтики в бесконфликтном общении с коллегами, пациентами, их родственниками, медицинской этики, умение общаться (бизнес), умение организовать лечебно-профилактический и санитарно-эпидемиологический надзор, а также — снизить психологический риск профессии врача, эмоциональные нагрузки, анализ эмоционального выгорания [15].
Таким образом, медицинские работники должны обладать умением планирования, понимать вопросы медико-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи, системно применять свои управленческие способности в системе здравоохранения, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, уметь эффективно общаться в командной работе, брать на себя управление, принимать решения, доверять и быть открытыми друг другу на нужном уровне.
Улучшение коммуникации между отдельными лицами, медицинскими работниками и органами здравоохранения помогает укрепить доверие к органам государственной власти и спасать жизни (например, хорошо развитая коммуникация в секторе здравоохранения во время кризисов общественного здравоохранения может способствовать соблюдению мер общественного здравоохранения).
Создание условий для равноправного общения и искреннего диалога между пациентами и медицинскими работниками является ключом к обеспечению того, чтобы как доступные варианты лечения, так и предоставляемый уход были понятны, актуальны и значимы для жизни пациентов. Общение должно быть открытым и честным в том, что известно и неизвестно, и быть последовательным, простым и понятным, а также чутким [16].
Четкая и широкая коммуникация, основанная на участии (двусторонняя), позволяет людям (группам и сообществам) делать выбор. Для этого требуется общий язык, который включает в себя использование слов, концепций, возможности задавать уточняющие вопросы и получать ответы на одном уровне. Стиль общения медицинского работника связан с улучшением самоконтроля пациента и расширением его возможностей. Понимание пациентами того, что такое "уход", "забота", "милосердие", "участие", и его уверенность в собственной способности позаботиться о себе могут усилить воздействие позитивного контакта с медицинским работником [16].
Согласно опросу на платформе Sermo, в Европе в среднем 15% взрослых говорят о трудностях понимания того, что говорят врачи, 18% взрослых говорят о трудностях мышления и оценки того, связана ли информация, предоставляемая врачами, с их жизнью, и 28% взрослых просто говорят, что проблема коммуникации существует, не уточняя [17]. У людей имеются индивидуальные различия в способности к коммуникации с организациями-представителями медицинских услуг и органами здравоохранения. Врачи могут переоценивать свои коммуникативные навыки. Однако проблемы, связанные с возросшей рабочей нагрузкой на медицинских работников и нехваткой врачей, также могут повлиять на эффективность СК между отдельными лицами, поставщиками медицинских услуг и органами здравоохранения. Трудности в общении из-за социальных факторов являются препятствием для эффективного общения между пациентами и лечащими врачами.
Медицинские термины, указанные в печатных материалах для пациентов и используемые медицинскими работниками в профессиональной сфере, могут привести к неправильному пониманию информации. Кроме того, ограниченное время, отведенное на визит к врачу, может привести к тому, что не останется времени на обсуждение важных вопросов и диалог, которые являются неотъемлемой частью процесса оказания медицинской помощи. Медицинский работник должен обладать навыком анализа причины, которая оказывает отрицательное влияние на процесс коммуникации, и проявить умение к диалогу с пациентом на понятном ему уровне, т.е. проявить свои социальные знания или умения СК для выбора индивидуального подхода к пациенту [16][17].
Развитие СК в медицинском образовании Республики Казахстан
Республика Казахстан является суверенным государством, и все меры, предпринимаемые в области науки и культуры, способствуют поднятию уровня образования и воспитания молодежи на основе всеобщих и индивидуальных общегосударственных благ. Поэтому в условиях демократизации и гуманизации общественной жизни необходимость повышения уровня культуры общения, определяющей нашу национальную идентичность, становится актуальной задачей. Формирование государственного самосознания Республики Казахстан, укрепление суверенитета страны, восстановление национального самосознания и воспитания, выход в рейтинги развитых цивилизованных стран — одно из главных условий становления национального государства3.
Проблема формирования СК молодежи имеет общемировое значение. В контексте подготовки профессионально компетентного специалиста совершенствованию навыков СК может способствовать "развитие основных качеств личности, которыми должен обладать каждый медицинский работник среднего звена, при этом огромное значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника деятельностного процесса" [18].
В республике Казахстан навыки СК имеют большое значение в понимании сущности национальных и личностных ценностей, воспитании всесторонне развитой, нравственно и профессионально культурной личности [19].
В связи с этим одним из самых основных требований является знание коммуникативных привычек (особенностей), на основе которых мы формируем национальную СК. Уметь познать себя и показать себя другим, т.е. поднять свой общеобразовательный уровень за счет систематизации, обогащения, развития и распространения национальных особенностей и ценностей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — наша государственная задача. В связи с этим формирование СК в процессе подготовки будущих медицинских кадров в ВУЗах следует рассматривать как неотъемлемую часть профессионального образования на государственном уровне.
По нашему мнению, СК — это владение знаниями, навыками и умениями, поэтому может рассматриваться еще как культурная грамотность человека. Общение — составная часть образования и культуры, неотъемлемая ее часть, особый способ совершенствования мировоззрения и сознания человека. СК, основанная на национальных ценностях, включающих в себя уважение к культуре других народов, позволяет учащимся выстраивать сознательное мироощущение, гуманное общение, формировать нравственные ценности, вести систематическую деятельность.
Влияние национальной педагогики на развитие СК
Великие мыслители аль-Фараби4, Ю. Баласагун5, К. А. Ясави6 и др. уделяли особое внимание проблеме человеческих отношений, культуры, значению воспитательной деятельности в ее формировании. Идеи, высказанные по этому вопросу в наследии средневековых ученых, получили продолжение во второй половине XIXв в произведениях Ибрая7, Абая8, Шакарима9, в работах М. Жумабаева10, Ж. Аймаутова11, М. Дулатова12 и др.
Современные специалисты в Республике Казахстан обращают внимание на проблему развития навыков СК и проводят различные исследования. Например, в трудах М. Х. Балтабаева13, Д. Кишибекова14 и др. рассматривалась философская основа общения, а психологические возможности общения — в работах К. Б. Жарыкбаева15, А. Алдамуратова16, С. Бабаева17, и др.
Таким образом, теоретический анализ научной, педагогической и учебно-методической литературы доказывает, что в процессе подготовки специалиста в ВУЗах проблема развития навыков СК до конца не изучена и требует исследования, как условие повышения квалификации, на родном языке. Поэтому необходимость развития СК у молодежи на этапе модернизации общественной культуры, в условиях отсутствия полноценного системного изучения этой проблемы в педагогической науке, предполагает нахождение разрешения противоречия между организацией обучения и программой обучения, усовершенствованной в соответствии с требованиями современности.
СК в восточной и западной культурах
Стоит отметить, что навыки СК представляют собой прекрасную основу для межкультурного общения, т.к. социальное общение может рассматриваться не только с позиции однообразного уникультурного общественного явления, но и с позиции мультикультурного обмена ценностями, уважения к культурно-нравственным эталонам поведения представителей другой общности, диаспоры как социальной группы, неотъемлемой от нашего нынешнего многомерного общественного образования "нация". Следовательно, воспитывать будущее поколение специалистов нужно не только на основе образцовых произведений литературы одного народа, но и других народов, делая анализ и отбор лучших лингвакультурных качеств каждого народа, близкого по духовным и нравственным идеям. К примеру, если опираться на гипотезу лингвистической относительности Сепира-Уорфа18, в восточной и западной культуре разные подходы в восприятии времени, жизненного течения, ценностей: в восточной культуре всегда ценится коллективная форма жизни, которая пораждает уважение к слову старшего человека, умение найти индивидуальный подход к разному возрасту собеседников (ласково с детьми, уважительно со стариками, поучительно с подростками, с приставкой к имени при обращении — в значении "брат" или "сестра", даже, если человек старше на пару лет и т.д.), а в западной культуре высоко ставится вопрос уважения индивидуальности и частной жизни — уважение к статусу человека (при обращении к мужчине, замужней или незамужней женщине), чужому времени (например: просьба "Не могли бы Вы уделить минуту Вашего времени?", хотя этого недостаточно во многих случаях), личному пространству (например, соблюдение очереди; фразы, такие как "Могу ли я к Вам обратиться/подойти/позвонить Вам?") и т.д.
Национальная педагогика через литературу казахского народа
По данным опроса, который был нами проведен среди студентов разных специальностей в КазНМУ им. Асфендиярова в 2021г, 70% старшекурсников не читают произведений национальной литературы, только 11-12% знают наизусть поговорки и пословицы; 65% не обращают внимания на сообщения о нашем национальном наследии по телевидению и радио; 37% не помнят об образовательных мероприятиях, 82% не считают нужным уделять вопросу культуры особого внимания в ВУЗах.
Теоретическая основа проблемы формирования СК студентов ВУЗов связана с определением сущности и содержания понятий "культура", "социальная коммуникация". Поэтому важно, чтобы эти понятия обсуждались в научно-педагогической, методической литературе.
Культура — это совокупность жизненного опыта, обучения и воспитания, образа жизни, накопленного на родной почве народа [20].
В восточной культуре большое значение имеет мироощущение Абая, не отождествляющего Запад и Восток. Он впервые изучил систему мышления казахского народа в отношении развития и изменения мира и диалектики. "Если сравнить человеческую культуру с течением, впадающим в Мировой океан, то преемственность традиций можно объединить в силовую силу". Поиск истока человеческой культуры продолжается через творчество Абая [21].
Шакарим Кудайбердиев также внес большой вклад в культуру казахского народа. Он указывал, что казахский народ был великим народом, проявляющимся в обычаях, традициях и устной письменности, богатстве. Поэтому его потомки могут достичь наивысшего уровня развития только в сочетании с культурой, путем познания и сохранения своих традиций, языка, религии, истории, унаследованных от предков.
Бесценным сокровищем является педагогическое наследие нашего ученого-энциклопедиста аль-Фараби, внесшего неоценимый вклад в "золотой фонд" мировой науки и культуры. Можно с уверенностью сказать, что особое место в поиске решения изучаемой проблемы занимают трактаты "Пути к счастью", "Взгляды людей благодетельного города". В основе педагогической системы аль-Фараби лежит его учение о человеке, его тяготение к гуманистическим взглядам, непосредственно связанное с анализируемой нами СК. Он отмечает: "человек должен сначала признать первотворца, познать законы небесного мира и явлений природы, понять свою и чужую душу, овладеть государственными и политическими науками" [22].
В основе морально-этической концепции аль-Фараби лежит достижение счастья на основе усвоенных человеком знаний и умений, культуры, всестороннего улучшения окружающего мира. В своем трактате "О достижении счастья" он писал: "Устойчивость (самообладание) есть главное условие счастья. Некоторые люди легко теряют свое счастье в руках и даже терпят несчастье" [22]. В этом высказывании подчеркивается важность культуры поведения. В то же время аль-Фараби отмечал, что СК необходимо закладывать с раннего возраста: "научить человека преодолевать негативное поведение его характера и сделать его способным к формированию положительных привычек, чего можно достичь путем этического воспитания человека с юных лет" [22].
Работа по воспитанию человека является основным принципом педагогики. Поэтому включение этнопедагогических знаний в образовательный процесс, на наш взгляд, следует считать актуальной проблемой на сегодняшний день. Необходимо научно рассмотреть пути применения этнопедагогического процесса нашего народа в системе образования. Эти принципы должны занять соответствующее место в учебниках, которые вскоре будут опубликованы.
Мы рассматриваем целью педагогики — воспитание высших нравственных качеств, таких как подготовка будущих поколений к труду, жизни, приобщение искусства к знаниям, проявление заботы о стране, на основе образовательного процесса, который длится уже несколько столетий. Таким образом, очень важна роль приобщения подрастающего поколения к глубоким педагогическим, психологическим мыслям, теориям, богатому опыту нашего народа.
Общение, являясь необходимой человеческой потребностью, становится самостоятельной ценностью. В процессе общения одного человека с другим проявляется сущность человека. Общение становится одним из важнейших факторов социализации, охватывая все стороны жизни общества. Жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Под определением "навыки СК" нами также понимается качественная оценка поведения людей (в зависимости от культуры общения, набора правил поведения в разных ситуациях и т.д.).
Общение, основанное на идеях педагогики, на наш взгляд, представляет собой сложный тип человеческих отношений. Оно привносит смыслы в определения товарищества, дружбы, национального духа, сознательности, любви, нравственного успеха и т.д. В процессе СК с окружающими ее группами (семья, родственники, коллектив) отдельная личность усваивает сложившиеся формы выражения общественного и индивидуального сознания, эмоций, чувств, норм поведения посредством аналогий, примеров, обучения, "здравого смысла" и идентификации, культурные ценности, традиции и обычаи народов.
Таким образом, навыки молодых специалистов, получивших специальность "Общественное здравоохранение" в СК — это комплексный высокий уровень знаний стратегии и тактики взаимоотношений с обществом (умение использовать навыки и средства СК в различных ситуациях), необходимых для эффективного решения задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора и управления здравоохранением.
Заключение
Считаем важной задачей изучать основы идей народной педагогики и ставить целью — воплощение их в жизнь. Для этого ВУЗам следует широко использовать программы, учебники, дополнительную литературу в соответствии со спецификой национальной истории и культуры, традициями, бытом, семейным воспитанием.
Использование идей педагогики, основанной на избранном народном опыте, общественных ценностях нации, включающих в себя уважение к культуре своего народа и культуре других народов в образовательном процессе, предполагает подготовку государственных документов и программ, учебно-методических указаний и их практическую реализацию в ВУЗах медицинского направления. В процесс профессиональной подготовки будущих медицинских работников в ВУЗах необходимо интегрировать развитие национального образования, национальной культуры и навыков СК.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Социологическая энциклопедия. Веб-сайт. Режим доступа: URL: https://voluntary.ru/. Дата обращения 23.06.2023г.
2. Об утверждении Правил оказания первичной медико-санитарной помощи Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24 августа 2021г № ҚР ДСМ-90. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 августа 2021г № 24094. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024094.
3. In the law of the Republic of Kazakhstan dated July 27, 2007 № 319 "On education" "Egemen Kazakhstan" 2007. Access mode: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400001051 [Date of access 01.06.2023].
4. Аль-Фараби (870-950) — философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, чьи труды оказали влияние на Авиценну, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Аверроэса, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.
5. Юсуф Баласагуни (1016-1077) — тюркский поэт и мыслитель, автор поэмы "Кутадгу Билиг" ("Благодатное знание").
6. Ходжа Ахмед Ясави (1103-1166) — среднеазиатский философ, исламский проповедник, суфийский поэт, автор цикла стихов "Дивани хикмат".
7. Ибрай Алтынсарин (1841-1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: Казахская хрестоматия (1879; 2 изд., 1906) и "Начальное руководство к обучению казахов русскому языку" (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.
8. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) — казахский поэт, философ, музыкант, народный просветитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе культуры просвещённого ислама.
9. Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) — казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Племянник и ученик Абая, автор книги "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек".
10. Магжан Жумабаев (1893-1938) — казахский поэт, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы, автор сборника научных статей "Педагогика" (1922), стихов "Шолпан", "Стихи Магжана Жумабаева" и др.
11. Джусупбек Аймаутов (1889-1930) — казахский и советский общественный деятель, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог и психолог, автор пьесы "Рабига", "Шернияз", спектакля "Биржан и Сара", романа "Карткожа".
12. Мыржакып Дулатов (1885-1935) — казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства "Алаш-Орды" и национально-освободительного движения Казахстана. Автор поэтического сборника "Оян, қазақ!" (Проснись, казах!), книги "Бақытсыз Жамал".
13. М. Х. Балтабаев. Педагогическая культурология [Текст]: учеб. пособие. М. Х. Балтабаев. Алматы: РИК, 2000. 268 с. ISBN: 5838019050.
14. Д. Кишибеков. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. Алма-Ата: Наука, 1984. 238 с.
15. К. Б. Жарыкбаев. Этнопсихология, А., 1998.
16. А. Алдамуратов. Жалпы психология ("Общая психология"), А., 1996.
17. С. Бабаев (Бап-Баба). Жалпы психология ("Общая психология"), А.: Nurpress, 2007.
18. Гипотеза лингвистической относительности предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Лингвистическая относительность широко известна как гипотеза Сепира-Уорфа. Выделяют две формулировки этой гипотезы:
1. Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.
2. Мягкая версия: язык только влияет на мышление, и наряду с лингвистическими категориями мышление формируется также под влиянием традиций и некоторых видов неязыкового поведения.
Список литературы
1. Попович М. В., Концевая А. В., Зиновьева В. А. и др. Разработка и апробирование инструмента оценки муниципальной инфраструктуры, влияющей на поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(6):3268. doi:10.15829/1728-8800-2022-3268.
2. Евстифеева С. Е., Капустина А. В., Никонов Е. Л. и др. Возрастные и гендерные характеристики поведенческих факторов риска и приверженности здоровому образу жизни у москвичей. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020;19(5):2670. doi:10.15829/1728-8800-2020-2670.
3. Драпкина О. М., Шепель Р. Н., Дроздова Л. Ю., Орлов Д. О. Профилактический континуум: оценка профилактических аспектов сердечно-сосудистых заболеваний по данным медико-социологического опроса врачей. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(8):3090. doi:10.15829/1728-8800-2021-3090.
4. Драпкина О. М., Карамнова Н. С., Концевая А. В. и др. Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ). Алиментарно-зависимые факторы риска хронических неинфекционных заболеваний и привычки питания: диетологическая коррекция в рамках профилактического консультирования. Методические рекомендации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(5):2952. doi:10.15829/1728-8800-2021-2952.
5. Анциферова А. А., Концевая А. В., Худяков М. Б. и др. Опыт внедрения корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте в Российской Федерации: результаты опроса работодателей на платформе АТРИЯ. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(6):3266. doi:10.15829/1728-8800-2022-3266.
6. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов. "Высшее образование" (гриф). М.: Дрофа. 2009:204. ISBN 978-5-358-05970-2.
7. Ермекбаева Г. Коммуникация түсінігі және әлеуметтік коммуникацияның қазіргі қоғамдағы рөлі. Вестник КазНУ. Серия филологическая, [S.l.]. 2015:138(4).
8. Подгорецки Ю. Социальная коммуникация — наука XXI века. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(2):157-63.
9. Корнилова О. А., Авдеева Е. А. Как меняется востребованность профессионально-важных качеств будущего врача в условиях цифровизации? Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3133. doi:10.15829/1728-8800-2022-3133.
10. Зорина А. А. Социальная коммуникация в системе общественных отношений. Гуманитарный вестник. 2018;(12):7. doi:10.18698/2306-8477-2018-12-577.
11. Хабибуллина З. Н. Роль коммуникации в социализации личности. Бюллетень науки и практики. 2018;4(11):537-41.
12. Алимов А. Применение интерактивных методов в высших учебных заведениях. Алматы, 2009. 263 с. ISBN: 9965-9805-7-8.
13. Белашева И. В., Плугина М. И., Есаян М. Л. Конфликтологическая компетентность студентов образовательной среды высшего учебного заведения: исследование динамики становления. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3486. doi:10.15829/1728-8800-2022-3486.
14. Галеева И. И. Интеркультура — это третий этап межкультурного взаимодействия. Актуальные проблемы человеческого общения. М. МГЛУ, 1999. ISBN: 5-88022-224-1.
15. Неплюева Г. А., Соловьева А. Е., Кривополенова С. Д. и др. Распространенность синдрома профессионального выгорания среди практикующих кардиологов в субъектах Российской Федерации. Российский кардиологический журнал. 2023;28(1S):5320. doi:10.15829/1560-4071-2023-5320.
16. Таратухин Е. О., Мирошниченко М. Д., Часовских Г. А., Павлова Е. К. Основы отношений врач-пациент. Курс лекций. Под общей редакцией Е. О. Таратухина. Москва: ООО "Силицея-Полиграф", 2021. 174 с. ISBN: 978-5-9907556-4-2. EDN QDJEZL.
17. Health literacy. The solid facts. World Health Organization (Regional office for Europe). Ed. Ilona Kickbusch, Jürgen M. Pelikan, Franklin Apfel & Agis D. Tsouros. Copenhagen, 2013. ISBN: 978-92-890-00154.
18. Васильева Л. А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена. Вестник Оренбургского государственного университета. 2011;(5):19-22.
19. Бимурзаева Ф. А., Бурибаева Ж. К., Сапаралиева А. М., Туктибаева С. А. Современные проблемы подготовки специалистов общественного здравоохранения Казахстана. Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2021;(1):329-34. doi:10.53065/kaznmu.2021.79.51.069.
20. Imankulova L, Kurmanbay A, Bakirova L, et al. Enhancement of scientific research function of future teachers in modern education system. Cypriot Journal of Educational Sciences. 2022;17:741-51. doi:10.18844/cjes.v17i3.6936.
21. Ospanova Zh, Tolybayeva K, Nurkenova S, et al. Lingua and culture study research on indirect communication cognitive metaphor. XLinguae. 2020;13:157-65. doi:10.18355/XL.2020.13.02.13.
22. Ibrahim T. Al-Farabi’s treatise "On Intellect" (Transl., foreword and comm. by T. Ibrahim). Orientalistica. 2020;(2):954-82. doi:10.31696/2618-7043-2019-2-4-954-982.
Об авторах
К. КидирбаеваКазахстан
Шымкент
Ш. Сатиева
Казахстан
Кандидат психологических наук, профессор
Семей
Ж. Куанышбаев
Казахстан
Кандидат политических наук
Шымкент
А. Исхакова
Казахстан
Алматы
Г. Асанова
Казахстан
Кандидат медицинских наук, руководитель отделения терапии и кардиологии
Шымкент
Г. Поваляшко
Казахстан
Кандидат философских наук
Астана
Ж. Дуйсенбекова
Кыргызстан
Аспирант
Бишкек
Рецензия
Для цитирования:
Кидирбаева К., Сатиева Ш., Куанышбаев Ж., Исхакова А., Асанова Г., Поваляшко Г., Дуйсенбекова Ж. Формирование навыков социальной коммуникации у студентов медицинского факультета в системе профессионального образования. Опыт Республики Казахстан. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2S):3616. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3616. EDN: IXKTJJ
For citation:
Kidirbayeva K., Satiyeva Sh., Kuanyshbayeva Zh., Iskakova A., Assanova G.I., Роvalyashko G., Duisenbekova Zh. Formation of social communication skills among students of the Faculty of Medicine in the system of professional education. Experience of the Republic of Kazakhstan. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2S):3616. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3616. EDN: IXKTJJ