Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск
Том 22, № 2S (2023): Профессиональное образование
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-S2

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

3648 630
Аннотация

Наблюдается противоречие между потребностью преподавателей терапевтических кафедр в методике формирования коммуникативной компетенции (КК) врачей-терапевтов в проведении краткого профилактического консультирования (ПК) и отсутствием научно обоснованной организации учебных занятий по формированию КК врачей-терапевтов в проведении краткого ПК.

Существующее противоречие позволило обозначить проблему исследования — необходимость разработки методики формирования КК врачей-терапевтов в проведении краткого ПК.

В контексте исследуемой проблемы определена цель исследования — определить методические особенности формирования КК врача-терапевта в проведении краткого ПК.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретические — теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы; проектирование образовательного процесса; экспериментальные — прямое и косвенное педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, проведение конт­рольных срезов.

Методическими особенностями формирования КК врача-терапевта участкового в проведении краткого ПК являются одновременное развитие: интеллектуальной и эмоциональной сферы личности врача (формирование коммуникативных умений в проведении всех этапов краткого ПК); волевой сферы личности врача (формирование убеждений в необходимости владения врачом КК взаимодействия "врач-пациент").

Методика формирования КК врача основывается на технологии учебного тренинга. Содержание тренинга представляет собой систему из трех компонентов: когнитивный компонент — совокупность знаний нормативно-правовой основы проведения краткого ПК; знаний о критериях его эффективности; особенностях организации и принципах реализации; эмоционально-мотивационный компонент — формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте профессионального общения в процессе проведения краткого ПК; поведенческий компонент — формирование убеждений врача в необходимости освоения коммуникативных умений, обеспечивающих формирование компетенции в проведении краткого ПК.

Результаты экспериментального внедрения методики формирования КК врача показали высокий уровень развития: умений в проведении всех этапов краткого ПК; убеждений в необходимости владения врачом КК взаимодействия "врач-пациент".

3609 779
Аннотация

Статья посвящена изучению факторов социальной привлекательности российского высшего медицинского образования для иностранных студентов. Освещена значимость продвижения образовательных услуг российских высших учебных заведений (ВУЗ) на мировом рынке. Реализовано исследование оценки потребителей образовательных услуг — иностранных студентов о критериях выбора ВУЗа для обучения. Определена важность современных и эффективных каналов коммуникации ВУЗа и абитуриентов из-за рубежа, современной инфраструктуры и технологий обучения. Работа содержит рекомендации по улучшению привлекательности медицинских университетов для иностранцев.

  • Определена встречаемость проявлений эмоционального нездоровья (симптомов эмоционального выгорания и невротизации) и выявлены их взаимосвязи с показателями эмоционального интеллекта в группе медицинских работников.
  • Эмпирически выделена и описана система эмоциональных компетенций на основе факторного анализа показателей саморегуляции, эмпатии, рефлексии и эмоционального интеллекта.
  • Показана протективная роль внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций с зрелым регулятивным компонентом поведения и деятельности в поддержании эмоционального здоровья медицинских работников.
3610 792
Аннотация

Цель. Изучение протективной роли эмоциональных компетенций (ЭК) в поддержании эмоционального здоровья медицинских работников.

Материал и методы. Выборку составили 170 медицинских работников. Использованы методики диагностики уровня эмоционального выгорания личности и эмпатических способностей В. В. Бойко, эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, стиля саморегуляции поведения В. И. Моросановой, дифференциального типа рефлексии Д. А. Леонтьева, невротических состояний К. К. Яхина, Д. М. Менделевича; статистические методы: корреляционный анализ (r-критерий Пирсона), иерархический факторный анализ.

Результаты.  Определены достоверные двусторонние корреляционные связи между широким спектром отдельных симптомов эмоционального выгорания и невротических состояний, являющимися проявлениями эмоционального нездоровья, и характеристиками эмоционального интеллекта медицинских работников. По результатам факторного анализа показателей саморегуляции, эмпатии, рефлексии и эмоционального интеллекта, теоретически входящих в структуру ЭК, было выделено 4 ЭК: внутриличностная арефлексивная Эго-центрированная, внутриличностная инфантильная, регулятивная, внутриличностная рефлексивная. Определено, что у эмоционально здоровых медицинских работников, характеризующихся отсутствием или начальной стадией эмоционального выгорания и отсутствием невротических симптомов, наиболее выражена регулятивная ЭК. У сотрудников с первыми признаками эмоционального нездоровья одновременно представлены внутриличностные разнонаправленные по рефлексивности ЭК (арефлексивная Эго-центрированная и рефлексивная). У эмоционально нездоровых медицинских работников обнаружена несформированность всех ЭК.

Заключение. Определенные в исследовании позитивные связи регулятивно зрелых внутриличностных и межличностных ЭК с благополучным состоянием эмоционального здоровья медицинских работников позволяют говорить о необходимости разработки коррекционно-обучающих программ, апеллирующих к ЭК как фактору поддержания эмоционального здоровья медицинских работников.

3566 2354
Аннотация

Технологические инновации в современном мире привели к смене парадигмы медицинского образования, обозначив новые задачи. Необходимость решения поставленных задач потребовала внедрения доказательной клинической практики, которая позволяет использовать имеющиеся доказательства наилучшего качества для обеспечения оптимальной помощи пациентам и повышения эффективности здравоохранения. Получение доказательств эффективности и безопасности лекарственных препаратов и медицинских технологий, диагностической точности вмешательств стало возможным благодаря внедрению методологии систематического обзора и метаанализа. Данная методология формирует клиническое мышления параллельно с развитием исследовательских и аналитических компетенций, что является одной из актуальных задач современного медицинского образования. В статье отражен опыт кафедры терапии Института профессионального образования Сеченовского Университета по внедрению практико-ориентированного исследовательского модуля, направленного на формирование критического мышления с использованием методов доказательной медицины у студентов и ординаторов. Включение исследовательских компетенций в образовательный процесс позволит качественно трансформировать медицинское образование и сформировать поколение конкурентоспособных грамотных специалистов, востребованных в мире постоянно развивающихся технологий.

3612 627
Аннотация

Статья посвящена изучению места исторических дисциплин в формировании общекультурных компетенций студентов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ), обучающихся на медицинских и гуманитарных специальностях. Осуществлен теоретической анализ темы в отечественной и зарубежной историко-педагогической науке. Обоснована необходимость наличия исторических дисциплин в системе высшего профессионального медицинского образования. На основе многолетнего педагогического опыта представлены педагогические технологии, разработанные авторами, наиболее полно формирующие общекультурные и профессиональные компетенции в рамках исторических дисциплин. Приведены данные педагогического исследования по заявленной теме, эксплицированы мнения обучающихся о содержании исторических дисциплин, о процессе формирования знаний, умений и навыков в общей подготовке студента медицинского ВУЗа. Отражена практическая значимость проведенного исследования для совершенствования педагогического процесса на занятиях в медицинском ВУЗе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3613 626
Аннотация

Цель. Выявить проблемы в организации проведения медицинских профилактических осмотров и диспансеризации в местностях, удаленных от регионального центра, на примере Хвойнинского района Новгородской области, и поиск путей усовершенствования данных мероприятий. В статье раскрываются проблемы организации проведения профилактических мероприятий в районах Российской Федерации, удаленных от регионального центра.

Материал и методы. Использовались наблюдения и опыт проведения сотрудниками СПбГПМУ профилактических мероприятий в указанном населенном пункте в рамках проекта "ВУЗ — регион", данные электронной медицинской документации пациентов, записавшихся на диспансеризацию — 178 медицинских карт.

Результаты. Отмечена высокая доля неявки предварительно записанных лиц — 99 из 278 (36%), из явившихся основную массу составляли пациенты старше 40 лет, которые по состоянию здоровья были отнесены к группе IIIа. Трудность проведения диспансеризации в малонаселенной местности связана с недостаточной информированностью населения в сочетании с низкой заинтересован-ностью, дефицитом специалистов, несвоевременным проведением исследований в количестве, необходимом для реализации программ диспансеризации, значительным количеством бюрократической работы, нестабильным интернет-соединением, недостаточной онкологической настороженностью у медицинских работников.

Заключение. Расширение пропаганды и информационного компонента профилактических мероприятий, повышение пациентоориентированности, объединение первого и второго этапов диспансеризации в один с последующей удобной маршрутизацией пациентов, внедрение телемедицинских технологий и портативных диагностических комплексов, совершенствование профессиональных знаний и компетенций врачей первичного звена — все эти мероприятия направлены на максимальный охват населения диспансеризацией, повышение приверженности пациентов с последующей организацией эффективного диспансерного наблюдения.

МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ

3595 577
Аннотация

Цель. Выявление проблем, имеющихся в отечественном естественнонаучном образовании и патриотическом воспитании (как мотивационной составляющей личности), негативно влияющих на профессиональную подготовку специалистов медицинских профессий.

Материал и методы. При работе над статьей нами использовались следующие методы:

теоретические: анализ современных нормативно-правовых документов среднего общего образования, анализ рекомендованной учебной литературы по предметам, и эмпирические: анализ опыта работы учителей биологии в современных условиях по рекомендованным программам дисциплин и стандартам; анализ результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) за 2021-2022гг и научное обобщение.

Результаты. Представлен анализ основных проблем, имеющихся в естественнонаучном образовании в настоящее время. Наиболее существенными из них авторы считают изменение содержания школьного образования, недопустимое сокращение часов на естественнонаучные дисциплины, игнорирование при составлении программ и написании новых учебников отечественной традиции и дидактических принципов научности и системности знаний, практического опыта, накопленного отечественными учителями и педагогами-методистами. Рассматриваются причины отсутствия специальных знаний и способности к предметному мышлению у большой части обучающихся, что подтверждается результатами ЕГЭ за период 2015-2022гг. Указывается на практическую невозможность осуществлять планомерное освоение содержания учебного предмета и развитие мыслительных навыков, опираясь на современные учебники. Совокупность этих проблем привела к снижению развивающего и воспитательного потенциала естественнонаучных дисциплин и качества образования в целом.

Заключение. В статье предложены возможные способы преодоления этой нежелательной тенденции, обоснована необходимость переосмысления значения школьного естественнонаучного образования как ресурса развития науки, народного хозяйства, медицины и оборонной промышленности. Указывается на необходимость создания у учащейся молодежи "образа будущего" как системообразующего фактора социального и культурного развития российского общества.

3616 691
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы формирования навыков социальной коммуникации (СК) у специалистов здравоохранения с целью определения ее места в профессиональной деятельности.

Был проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и научно-методической литературы, связанной с изучаемой проблемой, проанализирован национальный педагогический опыт в развитии СК через призму культурно-нравственных образцов, заложенных в национальной литературе, использованы: беседы со студентами, медицинскими работниками, обсуждение, опрос.

По мнению авторов, невысокий интерес к национальной литературе и культуре является существенной причиной низкого уровня навыков СК у работников социально-медицинской службы и при профессиональном групповом общении. Опрос среди студентов показал низкий интерес к национально-культурным образцам СК, в том числе – выраженным в национальной литературе.

По мнению авторов, в развитии навыков СК у будущих специалистов системы здравоохранения большое значение имеет опыт отечественной педагогики, направленный на повышение нравственного воспитания, необходимого для адекватного поведения и общения, не только в условиях местных и национальных реалий, но и включающих в себя уважение к культуре других народов

3600 822
Аннотация

В настоящее время в программу обязательного постдипломного медицинского образования все чаще вводятся дополнительные курсы, в которых содержатся рассуждения на тему личностных качеств врача и о функциях медицинской профессии. Из биографий врачей «прошлого» выбираются некие морально-нравственные ориентиры, которые возносятся в идеал и повторяются в каждой биографической статье без должной профессиональной оценки. Происходит мифологизация образа врача среди профессионального сообщества и причина этой тенденции, отчасти, кроется в ложном представлении о том, что история медицины может быть написанной без специализированных знаний и без инструментов, которыми пользуются историки при анализе информации биографического характера.

В статье дается общий обзор развития медицинского знания, на который влияли не только политические и экономические, но и религиозные факторы. Рассматривается специализированный подход, который используют историки при анализе биографической информации. Предлагается иной взгляд на возможности трактования образа врача, оценки деятельности врачей прошлого и формирования примеров для врачей будущего, которые были бы востребованы в современном профессиональном образовании.

ИСТОРИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ

3601 785
Аннотация

Семен Семенович Зимницкий — выдающийся русский терапевт начала XXв. Он создал функциональное направление в клинике внутренних болезней, внес существенный вклад во многие разделы терапии, клинику инфекционных болезней, иммунологию и микробиологию, но основополагающими являются его в гастроэнтерологии. Интересны работы ученого по гепатологии, исследованиям поджелудочной железы, бальнеологии. С. С. Зимницкий открыл 5 типов желудочной секреции, которые оказались обратимыми, предложил "двойной завтрак". Вершиной творчества С. С. Зимницкого является его проба — "проба Зимницкого", которая позволяет определить функциональное состояние почек, не прибегая ни к каким инвазивным процедурам и ни в какой мере не обременяя пациента. Начало создания этой пробы было заложено С. С. Зимницким в докторской диссертации, посвященной исследованиям в гастроэнтерологии.

3492 629
Аннотация

Вершиной научного наследия С. С. Зимницкого является его проба — "проба Зимницкого", которая позволяет определить функциональное состояние почек, не прибегая ни к каким инвазивным процедурам и ни в какой мере не обременяя пациента. Предложенная сто лет назад, проба Зимницкого показывает свою эффективность и в настоящее время. С. С. Зимницкий предложил оригинальную классификацию гидронефрозов, описал особую форму нефрита — так называемую "форму Зимницкого" и отверг фильтрационную теорию мочеобразования, настаивая на том, что она должна быть секреторной. В своих сугубо научных нефрологических статьях С. С. Зимницкий выступает как искренний и пламенный патриот своей великой родины.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)