Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Педагогическое наставничество в процессе адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653

EDN: ZKVWDY

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Анализ характерных особенностей различных ролевых моделей взаимодействия наставников с молодым педагогом.

Материал и методы. В процессе исследования использовался метод анализа в соответствии со следующими критериями: целеполагание, индивидуальный характер, план поэтапного включения молодых педагогов в педагогическую, методическую, научноисследовательскую и воспитательную деятельность.

Результаты. В процессе исследования были определены следующие ролевые модели взаимодействия наставников с молодым педагогом: модель "Наставник-методист — молодой педагог"; модель "Наставник-предметник — молодой педагог"; модель "Флэшнаставничество". Результатом правильной организации работы наставников выступает высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, методическую, воспитательную работу молодого специалиста, а также в культурную жизнь образовательной организации.

Заключение. В процессе исследования выявлено — внедрение индивидуального подхода наставничества для молодых педагогов способствует обеспечению не только увеличения личных достижений молодого специалиста, но и включению их в педагогическую деятельность, общественную жизнь образовательной организации, усилению уверенности в собственных силах, развитию самореализации и адаптации к профессии. Эта методика позволяет не только подготовить педагога к своей основной работе, но и реализовать его в качестве полноценного участника Федерального проекта "Молодые профессионалы".

Для цитирования:


Мутигуллина А.А. Педагогическое наставничество в процессе адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):3653. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653. EDN: ZKVWDY

For citation:


Mutigullina A.A. Pedagogical mentoring in the process of adaptation of young teachers to professional activities. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):3653. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653. EDN: ZKVWDY

Введение

В рамках реализации основных приоритетов Федерального проекта "Молодые профессионалы" — совершенствование и повышение качества про­фессионального образования, считаем, что важным компонентом является формирование моло­дого педагога как конкурентоспособной личности с высоким уровнем профессионально-­личност­ных качеств, способной планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции на протяжении всей жизни, обеспечивая непрерывный профессиональный рост и профессиональное становление [1].

Ежегодно система профессионального меди­цинского образования пополняется молодыми пе­да­гогами, окончившими высшие учебные заведе­ния, но получение диплома не говорит о достижении достаточного уровня готовности к практической деятельности педагога, и требует длительного времени адаптации в профессии. Перед молодыми специалистами одномоментно возникает множество задач: вхождение в новый педагогический коллектив, организация образовательного и воспитательного взаимодействия со студентами и самое главное практическая реализация преподавательской деятельности. Данные факторы определяют возрастающий дефицит поддержки начинающих педагогов в их профессиональном начинании и требуют применение систематического подхода к наставничеству [2]. Хотелось бы также отметить, что именно от успешности трудовой адаптации молодого педагога на начальном этапе во многом зависит его уверенность в правильности совершенного профессиональной выбора, познавательная и воспитательная мотивация, стремление к овладению педагогическим мастерством [3].

Под наставничеством мы понимаем осуществление всесторонней поддержки молодого специа­листа, как способ быстрой профессиональной адаптации нового сотрудника под требования образовательной организации и как способ взаиморазвития и взаимообогащения обеих сторон — участников наставничества.

Считаем, что формат наставничества должен быть целеполагающим и носить индивидуальный характер с разработанным планом поэтапного включения молодых педагогов в научно-­педагогическую, общественную жизнь профессионального образовательного учреждения1. Применение индивидуального плана мероприятий по наставничеству молодого педагога должно включать комплексный подход и взаимодействие различных структур образовательного учреждения. И наиболее эффективной считаем реализацию нескольких ролевых моделей взаимодействия наставников с молодым педагогом.

Цель работы: анализ характерных особенностей различных ролевых моделей взаимодействия наставников с молодым педагогом.

Материал и методы

В процессе исследования использовался метод анализа в соответствии со следующими критериями: целеполагание, индивидуальный характер, план поэтапного включения молодых педагогов в педагогическую, методическую, научно-­исследовательскую и воспитательную деятельность.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свой­ств изучаемого объекта и цели исследования. Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных час­тей объекта, обнаружение его свой­ств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего2.

Результаты

В процессе исследования были определены следующие ролевые модели взаимодействия наставников с молодым педагогом:

Модель "Наставник-­методист — молодой педагог". Роль наставника-­методиста заключается в организации методологических подходов к педагогической деятельности молодого педагога: прояснение основных направлений деятельнос­ти образовательного учреждения, ознакомление с Программой развития, разъяснение необходимос­ти выполнения обязательств в рамках должностной инструкции, организация работы "Школа молодого педагога".

Работа методиста-­наставника должна быть построена по принципу долговременного группового, командного наставничества с несколькими молодыми педагогами. Практическая направленность методического наставничества заключается в сопровождении молодых педагогов при вхождении их в образовательный процесс: сопровождение молодого педагога в рамках организации и проведения занятий, при составлении и ведении методической документации, в формировании навыков самоанализа занятий.

Организация процесса методического наставничества должна проходить через механизм постоянной вовлеченности самих молодых педагогов: участие в конкурсах, конференциях, заседаниях методического совета, в "Школе педагогического мастерства", "Школа молодого педагога".

Модель "Наставник-­предметник — молодой педагог". Параллельно взаимодействию молодого педагога с наставником-­методистом, должно быть организовано и их предметное сопровождение под курацией опытного наставника-­предметника. Работа методиста-­наставника направлена на формирование у молодого педагога навыков применения основных методических подходов при организации образовательного процесса, умений моделирования занятий, проведения анализа педагогической деятельности. Ракурс деятельности наставника-­предметника направлен на методическую поддержку по конкретной дисциплине, повышение качества предоставляемой информации по преподаваемой дисциплине, на умение демонстрировать практические навыки выполнения манипуляций [3]. Молодой педагог должен ощущать полноценную помощь при вхождении в профессию и понимать, в каком объеме необходимо раскрывать ту ли иную тему, отработать практические навыки. Прежде чем подобрать пару предметного наставничества, методистом должна быть проведена предварительная подготовительная работа по подбору наставников из числа опытных преподавателей, проведено обучение с ними и затем организован процесс взаимодействия с опытными педагогами наставниками, направленный на создание благоприятного климата для вхождения молодых педагогов в образовательную среду.

Самым оптимальным вариантом предметного наставничества можно считать "Флэш-на­став­ничество" как самую гибкую форму наставничества, где есть возможность совместного взаимного сотрудничества и свобода выбора у участников процесса [1, 4]. Приоритет направлен на творческое использование в своей деятельности передового педагогического опыта и ускорение процесса профессионального становления педагога; наставник прививает молодому педагогу интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации. При этом функции наставника становятся разнообразными: от адаптации и передачи профессионального опыта к приобщению к корпоративной культуре и инновационному развитию [5]. Для педагога-­наставника это тоже своего рода формирование новых компетенций: умение выступать в качестве эксперта, систематизации имеющих знаний и навыков и передача практического опыта молодому педагогу [4]. Молодой педагог, в свою очередь, может внести новый взгляд на классический подход в образовании, предложить применение инновационных методов обучения. Таким образом и происходит процесс взаимообогащения и взаиморазвития участников процесса.

Формат наставничества — "наставник по воспитательной работе с молодежью — молодой педагог" должен включать элементы формирования данных навыков у молодого педагога, ориентировать начинающего педагога на умение построения не только образовательного процесса, но и организации методической, исследовательской и воспитательной работы с молодежью. Организация эффективной воспитательной среды является не менее важным элементов деятельности, с которой приходится столкнуться молодому педагогу при вхождении в профессиональную деятельность, что регламентируется федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"3. Зачастую молодого педагога при поступлении на работу сразу назначают куратором группы студентов и включают в воспитательную работу образовательной организации. Поэтому от наставника по воспитательной работе зависит целенаправленное построение воспитательной траектории обучения молодого педагога работе с молодёжью. Программа воспитания должна содержать описание системы возможных форм и способов взаимодействия с обучающимися; перечень внеаудиторных, культурно-­массовых и общественных мероприятий. Возможно взаимодействие не только наставника по воспитательной работе, но и педагога-­психолога, который тоже находится в тесной взаимосвязи со студентами.

Таким образом, в процессе исследования были определены следующие ролевые модели взаимодействия наставников с молодым педагогом: модель "Наставник-­методист — молодой педагог"; модель "Наставник-­предметник — молодой педагог"; модель "Флэш-наставничество". Результатом правильной организации работы наставников выступает высокий уровень включенности молодых и новых специалистов в педагогическую работу, методическую, воспитательную работу молодого специалис­та, а также в культурную жизнь образовательной организации.

Заключение

Анализируя результаты всестороннего индивидуального наставничества, мы можем сделать вывод, что этот способ обеспечивает адаптацию молодого специалиста в образовательной организации, погружает его в особенности профессиональной деятельности, повышает уровень профессионализма наставника (т.к. молодое поколение также готово делиться своим накопленным опытом, приобретенным для успешной личной и профессиональной самореализации), а также обеспечивает пространство для овладения наставляемым мета- и надпредметных компетенций.

Формирование методики наставничества должно быть основано на двустороннем взаимодействии: молодой педагог должен быть активным участником в решении задач, способным привносить в совместную с наставником деятельность новые идеи и решения. При эффективном взаимодействии наставника и молодого педагога наставничество ускорит процесс профессионального становления педагога, усилит уверенность в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации.

В процессе исследования выявлено — внедрения индивидуального подхода наставничества для молодых педагогов способствует обеспечению не только увеличения личных достижений молодого специалиста, но и включению их в педагогическую деятельность, общественную жизнь образовательной организации, усилению уверенности в собственных силах, развитию самореализации и адаптации к профессии. Эта методика позволяет не только подготовить педагога к своей основной работе, но и реализовать его в качестве полноценного участника Федерального проекта "Молодые профессионалы"4.

Отношения и деятельность: автор заявляет об от­сутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

 

1 Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей. Текст: электронный. URL: https://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html?ysclid=lw9pz069s0621582146.

2 Анализ и синтез как методы научного познания: материалы Междунар. науч. конф.: [в 4 ч.]. науч. ред.: В. П. Рыжов, В. П. Фе­досов. Таганрог: Таганрог. гос. радиотехн. ун-т, 2004. 21 с. ISBN: 5-88040-039-5. EDN QWLEWT.

3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.04.2024).

4 Федеральный проект "Молодые профессионалы" в рамках Национального проекта "Образование" URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Nach_proekty/molodye_prof/fp_molodye_professionaly_09102019.pdf (дата обращения: 25.04.2024).

 

Список литературы

1. Гукаленко О.В. Современное состояние и проблемы реализации системы наставничества в условиях непрерывного образования. Высшее образование сегодня. 2023;(3):18-23. doi:10.18137/RNU.HET.23.03.P.018. EDN KFDAAU.

2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019;(3):4-18. doi:10.24411/2307-4264-2019-10301. EDN XDEBKV.

3. Дудина Е. А. Наставничество одаренных как психолого-педагогическая проблема. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022;(2):39-49. doi:10.23951/1609-624X-2022-2-39-4.

4. Ичетовкина Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза. Преподаватель XXI век. 2019;(1-1):95-103. EDN ZDHRRJ.

5. Алиева С.В., Мардахаев Р.А. Технологии наставничества на государственной службе: новые контуры традиционной практики. Вестник экспертного совета. 2021;(2):3-8. EDN HACQAV.


Об авторе

А. А. Мутигуллина
ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Мутигуллина Айгуль Азатовна — к.пед.н., начальник Отдела инновационных проектов и программ, доцент кафедры психиатрии и медицинской и психологии

Казань



Рецензия

Для цитирования:


Мутигуллина А.А. Педагогическое наставничество в процессе адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):3653. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653. EDN: ZKVWDY

For citation:


Mutigullina A.A. Pedagogical mentoring in the process of adaptation of young teachers to professional activities. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(1S):3653. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653. EDN: ZKVWDY

Просмотров: 369


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)