Перейти к:
Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3738
EDN: SEMTZZ
Аннотация
Цель. Определение объективных предпосылок, содержания и стратегических приемов реализации авторского видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании.
Материал и методы. В качестве предмета исследования выступил видеоэкологический подход как педагогическая система, определяющая особенности использования инфографики в образовании. Теоретическими методами, задействованными в процессе разработки структурно-содержательного наполнения видеоэкологического подхода, стали методы: идеализации, абстрагирования, дедукции, экстраполяции. Применялись также эмпирические методы исследования: выборочное наблюдение, экспериментальная беседа, анкетный опрос. Методы востребованы в контексте соотнесения цифровизации и экологизации как современных тенденций развития образовательного процесса.
Результаты. Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании презентуется с учетом других, получивших распространение на современном этапе, подходов: исследовательского, повествовательного, компетентностного, функционально-деятельностного, психодидактического. Статья содержит определение и характеристику структурно-содержательного наполнения эпистемических пространств видеоэкологического подхода. Особое значение придается изучению объективных предпосылок разработки видео-экологического подхода, в связи с чем приводятся результаты диагностики уровня развития видео-экологических представлений обучающихся и отношения педагогов к видео-экологическим аспектам организации образовательного процесса. Экологические принципы зрительного мировосприятия экстра-полируются в стратегических приемах реализации видео-экологического подхода в образовательной практике: интерпретации инфографики, визуализации данных, критическом анализе инфографики, создании инфографики.
Заключение. Видеоэкологический подход рассматривается авторами статьи как действенная теоретико-методологическая основа использования инфографики в образовании. Результаты работы представляют интерес для научно-педагогического сообщества, практикующих педагогов, административных работников образовательных организаций, студентов — будущих педагогов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А., Головятенко Т.А. Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3738. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3738. EDN: SEMTZZ
For citation:
Podymova L.S., Podymov N.A., Alisov E.A., Golovyatenko T.А. Video-ecological approach to the infographics use in education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(3S):3738. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3738. EDN: SEMTZZ
Введение
Современные образовательные системы функционируют в условиях повышения интенсивности информационных потоков, увеличения визуального сегмента учебного материала. Участники образовательных отношений сталкиваются с необходимостью отбора, структурирования и интерпретации большого объема данных, не обладая способностью к их четкой, лаконичной и организованной презентации.
Доминирующей формой современной культуры становится культура визуальная, меняющая не только восприятие, но и мышление субъекта. Поиск новых методов развития визуального мышления привел к осознанию того, что эффективной педагогической технологией самого широкого образовательного поля применения является инфографика. Инфографика, в определенном смысле, предстает вариантом реализации на практике обновленного современными средствами принципа наглядности.
Однако использование педагогических ресурсов инфографики в ситуации повсеместной цифровизации образования может привести к противоречию с ценностными приоритетами экологизации, нацеленной на гармонию взаимодействия развивающейся личности и мира природы. Разрешению возможного противоречия будет способствовать обоснование теоретико-методологического подхода, учитывающего и оптимизирующего взаимовлияние двух тенденций — цифровизации и экологизации. Статусу такого подхода соответствует видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании.
Под "инфографикой" в литературе понимают "визуализацию данных или понятий, цель которой — представить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята" [1]. Основными признаками инфографики, определяющими ее специфику относительно иных визуальных способов представления информации [2], обозначаются: системная презентация фактов в их взаимосвязи, доступность и ясность информационного контента, нацеленность на инициирование аналитико-синтетического типа восприятия [3].
Инфографика рассматривается в самом широком контексте ее практической значимости, в связи с чем существует проблема проектирования разноуровневых по сфере применения подходов к ее использованию. Вне зависимости от вектора практического приложения инфографики, выделяется два наиболее общих подхода к ее дизайну — исследовательский и повествовательный [4]. Если первый из них подразумевает активизацию познавательной деятельности субъекта, направленную на поиск необходимой ему информации, то второй — преподносит знание "в готовом виде", делая акцент на привлечении к нему субъекта, благодаря действию специальных аттрактивных механизмов.
Принимающий деятельное участие в разработке идей применения инфографики Э. Тафти формулирует и характеризует несколько принципов эффективного представления информации [5]: принцип многомерного представления информации, принцип макро- и микроуровня восприятия информации, принцип размещения информации по слоям, принцип малых множеств, принцип рационального использования цвета, принцип пространственно-временной визуализации времени и места. Несмотря на то, что автором напрямую не рассматривается педагогический контекст действия перечисленных принципов, их роль в образовательном процессе очевидна [6].
В настоящее время получили распространение идеи, лежащие в основе нескольких подходов к использованию инфографики в образовании. Сторонниками компетентностного подхода обозначаются перспективы формирования "новых цифровых компетенций" как "компетенций будущего" [7], подчеркивается педагогический потенциал инфографики в формате дистанционного образования [8], отмечается удовлетворенность обучающихся предоставленными возможностями эффективной коммуникации с многочисленной онлайн-аудиторией [9].
Средства инфографики повышают эффективность процесса формирования универсальных учебных действий обучающихся [10], обогащают репрезентативные возможности проектной деятельности участников образовательных отношений. Благодаря использованию ресурса инфографики, в условиях виртуализации образовательного пространства [11], констатируется повышение уровня общей информационной грамотности обучающихся. Вышеперечисленные достоинства инфографики [12] как педагогической технологии используются в рамках функционально-деятельностного подхода, ориентированного на усиление практического вектора современного образования [13].
Психодидактический подход рассматривает визуальное обучение в соответствии с моделью VARK, учитывающей четыре основные стратегии обучения: зрительную, аудиальную, вербальную и кинестетическую [1], сопоставимые с доминирующей перцептивной модальностью [14].
Применяются два варианта использования инфографики в образовательном процессе. В первом случае активная роль принадлежит педагогу, который определяет содержание, место, роль инфографики, разрабатывая необходимое, на его взгляд, программное обеспечение [15]. Во втором случае — выбор наиболее действенных инфографических образовательных средств остается за обучающимися, которые могут выступить в т.ч. в роли проектировщиков, конструируя вспомогательный инфографический материал [16].
Экологический подход в современном образовании подразумевает реализацию тенденции экологизации [17] всей системы образования — приведение ее в соответствие экологическим принципам [18], нацеливающим на поиск и воплощение оптимума взаимоотношений развивающейся личности и мира природы. Экологизация образования не сводится к экологическому образованию, или насыщению экологическим содержанием преподаваемых дисциплин [19], а лишь включает в себя эти направления как значимые.
Одним из разделов современной экологической науки выступает сенсорная экология, рассматривающая взаимодействие живых организмов с миром природы по сенсорным каналам восприятия [20]. Сенсорная экология изучает, кроме прочего, экологическое "благополучие" информационного поля внешней среды [21], частью которой является образовательное пространство [22], в котором развивается личность.
Концентрация внимания на одном из сенсорных каналов мировосприятия — зрительном — актуализирует выделение видеоэкологии как самостоятельной области научно-экологических исследований. Основателем видеоэкологии Филиным В. А. [23] и его последователями [24] подчеркивается необходимость отношения к визуальной среде как полноценному социально-экологическому фактору. Особое значение этот фактор приобретает в контексте ограничения возможностей [25] и обеспечения комплексной безопасности участников образовательных отношений [26].
Несмотря на востребованность видеоэкологического подхода в условиях функционирования современного образовательного процесса, специальные исследования, посвященные конкретным аспектам его реализации как теоретико-методологической основы применения перспективных технологий обучения и воспитания (в т.ч. инфографики), практически отсутствуют, что определяет актуальность настоящего исследования.
Настоящее исследование подразумевает поиск ответов на несколько принципиальных вопросов:
- Каковы объективные предпосылки разработки видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании?
- Чем представлено содержательное наполнение структуры видеоэкологического подхода как педагогической системы, определяющей особенности использования инфографики в образовании?
- Каковы практические стратегии внедрения видеоэкологического подхода к использованию инфографики в функционирующий образовательный процесс?
Проблема исследования состоит в отсутствии необходимых теоретико-методологических оснований использования инфографики в образовательном процессе, с учетом соответствия экологическим принципам зрительного мировосприятия.
Цель исследования заключается в определении объективных предпосылок, содержания и стратегических приемов реализации видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании.
Материал и методы
Предметом исследования выступает видеоэкологический подход как педагогическая система, определяющая особенности использования инфографики в образовании.
С помощью методов идеализации и абстрагирования была определена сущность видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании. Применение метода дедукции позволило выявить структурно-содержательное наполнение эпистемических пространств видеоэкологического подхода. Метод экстраполяции способствовал отражению экологических принципов зрительного мировосприятия в стратегических приемах реализации видеоэкологического подхода.
Уровень развития видеоэкологических представлений обучающихся и отношение педагогов к видеоэкологическим аспектам организации образовательного процесса диагностировались с помощью выборочного наблюдения, экспериментальной беседы, анкетного опроса. В исследовании приняли участие 108 обучающихся 9-11 классов и 19 педагогов Школы № 1125 г. Москвы. Исследование проводилось в феврале 2023г, в течение одного месяца. В качестве испытуемых выступили старшеклассники, что в перспективе позволяет рассматривать результаты как значимые не только на уровне среднего общего образования, но и высшего, т.к. старшеклассники, в большинстве своем, — это будущие абитуриенты ВУЗов. Показателями развития видеоэкологических представлений старшеклассников были избраны: адекватность и полнота комплексной оценки видимой среды; осмысленность влияния окружающей видимой среды на жизнедеятельность человека; способность оценки воздействия человека на визуальную среду; сформированность личного идеала окружающей видимой среды, готовность к природотворческой деятельности; владение понятийным аппаратом видеоэкологической науки.
Педагогам было предложено согласиться (или не согласиться) с рядом предлагаемых в анкете позиций, напрямую не указывающих на исследовательскую задачу, но косвенно отражающих их готовность и предрасположенность к организации образовательного процесса в соответствии с видеоэкологическим подходом.
Результаты
С целью выявления степени востребованности образовательной практикой видеоэкологического подхода был проведен ряд диагностических исследований. Был проанализирован уровень развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Видеоэкологические представления выступают когнитивной основой развития целостного отношения к видимому миру и представляют собой систему образов, взглядов, в которых отражены наглядно-выразительные особенности объектов, определяющую характер зрительного восприятия мира. Видеоэкологические представления являются важнейшей составляющей структуры экологического сознания личности как одна из разновидностей экологических представлений (наряду с которыми экологическое сознание включает субъективное отношение к миру природы [27], а также технологии и стратегии взаимодействия с ним).
Видеоэкологические представления участников образовательных отношений детерминируют характер зрительного восприятия всего образовательного пространства, поэтому уровень их развития может расцениваться в качестве действенного критерия потенциальной эффективности использования инфографики в образовании. Итог диагностики уровня развития видеоэкологических представлений старшеклассников отражает таблица 1.
Таблица 1
Уровень развития видеоэкологических представлений старшеклассников
Показатели развития видеоэкологических представлений |
Уровни проявления (% от 108 испытуемых) |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
|
1. Адекватность и полнота комплексной оценки видимой среды |
4,6 |
27,8 |
39,8 |
27,8 |
2. Осмысление влияния окружающей видимой среды на жизнедеятельность человека |
1,9 |
25,9 |
41,7 |
30,6 |
3. Способность оценки воздействия человека на визуальную среду |
6,5 |
27,8 |
25,0 |
40,7 |
4. Сформированность личного идеала окружающей видимой среды, готовность к природотворческой деятельности |
1,9 |
38,0 |
40,7 |
19,4 |
5. Владение понятийным аппаратом видеоэкологической науки |
4,6 |
32,4 |
33,3 |
29,7 |
Общий уровень развития видеоэкологических представлений |
0,0 |
18,5 |
75,0 |
6,5 |
Результаты исследования показали превалирование (75%) общего низкого уровня развития видеоэкологических представлений у испытуемых старшеклассников (по всем показателям).
Также была исследована позиция педагогов в отношении перспектив реализации видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании. Полученные результаты (таблица 2) иллюстрируют признание большинством педагогов (57,9%) значимости установления гармонии зрительного освоения человеком окружающего мира. Обращает на себя внимание факт неспособности (84,2%) решения этой задачи в образовательном процессе с помощью находящихся в распоряжении педагогов технологий (а следовательно, необходимости поиска инновационных).
Таблица 2
Отношение педагогов к видеоэкологическим аспектам
организации образовательного процесса
Предлагаемая в анкете позиция педагога |
Количество педагогов |
|
Согласившихся с позицией |
Не согласившихся с позицией |
|
1) "Созерцание естественной красоты природы имеет особое воспитательное значение" |
78,9 |
21,1 |
2) "Окружающая школьников визуальная среда влияет на их психическое состояние" |
89,5 |
10,5 |
3) "Одна из актуальных задач педагогики сегодняшнего дня — установление гармонии зрительного освоения человеком окружающего мира" |
57,9 |
42,1 |
4) "Решение обозначенной (в позиции 3) задачи возможно с помощью используемых педагогических технологий" |
15,8 |
84,2 |
Видеоэкологический (как разновидность сенсорно-экологического) подход к использованию инфографики в образовании представляет собой педагогическую систему, ориентированную на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по зрительному сенсорному каналу за счет графического способа подачи информации, обеспечивающего системность, наглядность и доступность ее восприятия. Разработанный подход, как и любой методологический, может быть структурно представлен совокупностью трех эпистемических пространств: парадигмы, синтагмы и прагматики (таблица 3).
Таблица 3
Структура видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании
Эпистемические пространства видеоэкологического подхода |
Содержательное наполнение эпистемических пространств видеоэкологического подхода |
Парадигма |
Набор основных понятийных регулятивов — идейного базиса использования инфографики: феномен образования — экологическая культура — видеоэкологический идеал — видеоэкологические представления развивающейся личности — системность, наглядность и доступность зрительного восприятия учебной информации |
Синтагма |
Операционный базис подхода: соответствие особенностям зрительного восприятия как основы жизнедеятельности личности в образовательной среде. Аргументация педагогических целей: Язык понимания — профессиональный язык графического дизайна, нацеленного на всестороннюю и разноплановую визуализацию смысла |
Прагматика |
Критическая рецепция — ценностное "прочувствование" аспектов использования избранного методологического базиса. Разрешенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы — экофильная ориентация развивающейся личности. Запрещенный вектор употребления элементов синтагмы и парадигмы — некрофильная ориентация развивающейся личности |
Парадигма видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании отражает логику построения системы ценностно-целевых приоритетов педагогов, применяющих технологию инфографики. Профессиональные установки субъектов педагогического проектирования, реализующих видеоэкологический подход, подразумевают постоянное соотнесение предлагаемой для зрительного восприятия учебной информации с видеоэкологическим идеалом.
Синтагма видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании обозначает соответствие особенностям зрительного восприятия развивающейся личности в качестве операционного базиса подхода. Педагогические цели аргументируются с учетом интеграции видеоэкологической идеологии модернизации образовательного процесса с инфографическим технологическим сопровождением.
Прагматика видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании подразумевает критическую рецепцию избранной экофильной ориентации развивающейся личности и включает практические стратегии внедрения подхода в функционирующий образовательный процесс, на которых ниже остановимся подробнее.
Одним из практических стратегических приемов реализации видеоэкологического подхода является интерпретация инфографики. В данном случае осуществляется селекция уже существующих инфографических материалов (как среди уже педагогических средств, которыми учитель постоянно располагает: в кабинете, которые всегда "под рукой", так и среди (электронных) баз, доступных для заимствования, скачивания). Главное, с видеоэкологической точки зрения, — чтобы отобранная инфографика не противоречила видеоэкологическим представлениям о свете, цвете, пространстве и других наглядно-выразительных характеристиках изучаемых объектов; была бы, по возможности, максимально естественна, отражала природную гармонию зрительно воспринимаемого окружающего мира.
Стратегическим приемом реализации видеоэкологического подхода является также визуализация данных. Этот прием провозглашает использовать в инфографике минимум текста. Приветствуются самые разнообразные символы, знаки, таблицы, скобки, стрелки, фигуры (особенно хороши будут их авторские варианты). Видеоэкологическое ограничение накладывается на гомогенные (однородные, без видимых акцентов, ярких нюансов) и агрессивные (содержащие множество рядом расположенных одинаковых элементов) поля.
Следующий стратегический прием — критический анализ инфографики, или, согласно прагматике подхода, ценностное "прочувствование". Здесь ключевой становится направленность на обеспечение комфорта и безопасности зрительно воспринимаемой информации; предотвращение рисков, угроз и опасностей зрительного восприятия. Если инфографика не вписывается в личностную картину мира, она может привести к концентрации внимания только на негативных аспектах зрительно воспринимаемого материала, возникновению интенсивных эмоциональных переживаний.
Еще один стратегический прием реализации видеоэкологического подхода — создание инфографики самими обучающимися. Он возможен уже на стадии готовности к самостоятельному конструированию проработанной учебной информации. Безусловно, обращение к этому приему оправдано при условии соответствующего уровня готовности не только обучающихся, но и педагогов. Видеоэкологической базой создания инфографики может стать природотворческая деятельность, обладающая потенциалом целостной организации полученной информации, что дает возможность составить образ внешнего мира.
Обсуждение
Проявилась потребность в использовании адекватных современным образовательным реалиям педагогических средств, способствующих оптимизации взаимодействия обучающихся с видимой образовательной средой. Несформированность личного идеала окружающей видимой среды у старшеклассников свидетельствует об отсутствии экологически выверенных эталонов графического конструирования изучаемого материала. Видеоэкологический вектор применения инфографики в образовании задает ориентиры для устранения выявленных недостатков.
Зафиксированное преобладание проявления низкого уровня развития видеоэкологических представлений обучающихся, а также неготовность большинства педагогов к планомерному и систематическому использованию инновационных образовательных технологий, с учетом закономерностей взаимодействия развивающейся личности и мира природы по зрительному сенсорному каналу, актуализируют обоснование видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании.
Заключение
Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании — это педагогическая система, ориентированная на оптимизацию взаимодействия личности и окружающего мира по зрительному сенсорному каналу за счет графического способа подачи информации, обеспечивающего системность, наглядность и доступность ее восприятия. Парадигма видеоэкологического подхода отражает логику построения системы ценностно-целевых приоритетов педагогов, применяющих технологию инфографики, синтагма интегрирует видеоэкологическую идеологию модернизации образовательного процесса с инфографическим технологическим сопровождением, прагматика подразумевает критическую рецепцию избранной экофильной ориентации развивающейся личности.
Действенными стратегическими приемами реализации видеоэкологического подхода в образовательной практике выступают: интерпретация инфографики, визуализация данных, критический анализ инфографики, создание инфографики; все они подразумевают соответствие особенностям зрительного восприятия как основу жизнедеятельности личности в образовательной среде.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Список литературы
1. Smiciklas M. The Power of Infographics. IN: Que, 2012 р. 191. ISBN: 978-0-7897-4949-9.
2. Sahli A, Pei E, Manohar А, et al. Knowledge Visualization: A Design centered Framework. Procedia CIRP. 2022;109:629-34. doi:10.1016/j.procir.2022.05.305.
3. Калитина К.В. Использование инфографики в образовании. Проблемы высшего образования. 2013;(1):189-92.
4. Lankow J, Ritchie J, Crooks R.Infographics: The Power of Visual Storytelling. Hoboken, NJ: Wiley, 2012. р. 272. ISBN: 978-1-118-31404-3.
5. Tufte E.Envisioning Information. Cheshire, CT: Graphics Press, 1990. ISBN: 978-0-961-39211-6.
6. Vieira С, Parsons Р, Byrd V. Visual learning analytics of educational data: A systematic literature review and research agenda. Computers & Education. 2018;122:119-35. doi:10.1016/j.compedu.2018.03.018.
7. Averin SA, Alisov EA, Murodkhodzhaeva NS, et al. Information Technologies in Education: Forming the Competences of the Future. International Journal of Engineering & Technology. 2018;7(4.7):276- 82. doi:10.14419/ijet.v7i4.7.20562.
8. Alisov EA, Ivanova OA, Kunitsyna SM, et al. Information and technological support for inclusive education of people with special educational needs. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018;9(13):993-1001. Available at: http://iaeme.com/Home/issue/IJCIET?Volume=9&Issue=13 (23 March 2023).
9. Matrix S, Hodson J. Teaching with Infographics: Practicing New Digital Competencies and Visual Literacies. Journal of Pedagogic Development. 2014;4(2):17-27. Available at: https://www.beds.ac.uk/jpd/volume-4-issue-2/teaching-with-infographics (23 March 2023).
10. Назарова Е.А. Инфографика как средство формирования универсальных учебных действий обучающегося. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015;1(11):327-31.
11. Алисов Е. А., Куракина Е. С. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016;4(15):15-9. doi:10.20310/1810-231X-2016-15-4-15-19.
12. Young J, Bridgeman MB, Hermes-DeSantis ER. Presentation of scientific poster information: Lessons learned from evaluating the impact of content arrangement and use of infographics. Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 2019;11(2):204-10. doi:10.1016/j.cptl.2018.11.011.
13. Алексеева О.В. Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования. Наука и школа. 2016;(6):130-4.
14. Подлиняев О.Л. Проблема диагностики и учета психологических особенностей обучающихся в образовательном процессе современной школы. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014;(8):65-73.
15. Савенков А.И. Педагог как цифровой дизайнер образовательных программ: новые возможности и технологии. Hominum. 2023;(2):131-44. EDN WNHANV.
16. Голубев О.Б., Горохова Ю.А. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе. Ярославский педагогический вестник. 2018;(3):134-9. doi:10.24411/1813-145X-2018-10076.
17. Otto S, Pensini P. Nature-based environmental education of children: Environmental knowledge and connectedness to nature, together, are related to ecological behavior. Global Environmental Change. 2017;47:88-94. doi:10.1016/j.gloenvcha.2017.09.009.
18. Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу. Экология человека. 2017;24(4):42-50.
19. Хачатрян Э. А. Экологическое образование и экологизация образования. Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2015;(1):232-4. EDN TODXPZ.
20. Cronin TW. Visual Ecology. The Senses: A Comprehensive Reference (Second Edition). Elsevier. 2020;1:66-95. doi:10.1016/B978-0-12-809324-5.23902-3.
21. Дмитриева Т. М., Козлов Ю. П. Сенсорная экология. М.: РУДН, 2010. р. 404. ISBN: 978-5-209- 03167-3.
22. Iruka IU, DeKraai M, Walther J, et al. Examining how rural ecological contexts influence children’s early learning opportunities. Early Childhood Research Quarterly. 2020;52(В): 15-29. doi:10.1016/j.ecresq.2019.09.005.
23. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что — плохо. М.: Видеоэкология, 2006. р. 512. ISBN: 5-9900611-1-0.
24. Цухт А. Э., Купенков Е.Н. Видеоэкология в современном мире. Символ науки. 2018;(5):16-8.
25. Алисов Е.А. Ограничение возможностей и безопасность личности в образовательной среде. Провинциальные научные записки. 2015;(1):102-7.
26. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде. Интеграция образования. 2018;22(4):663- 80. doi:10.15507/1991-9468.093.022.201804.663-680.
27. Alisov EA, Cherdymova EI, Trubina GF, et al. Study of Dominant Type of Student Ecological Focus. Ekoloji. 2018;27(106):357-62.
Об авторах
Л. С. ПодымоваРоссия
Подымова Людмила Степановна — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования института педагогики и психологии
Москва
Н. А. Подымов
Россия
Подымов Николай Анатольевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования института педагогики и психологии
Москва
Е. А. Алисов
Россия
Алисов Евгений Анатольевич — доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования
Москва
Т. А. Головятенко
Россия
Головятенко Татьяна Альбертовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического образования гуманитарного института
Москва
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А., Головятенко Т.А. Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3738. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3738. EDN: SEMTZZ
For citation:
Podymova L.S., Podymov N.A., Alisov E.A., Golovyatenko T.А. Video-ecological approach to the infographics use in education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(3S):3738. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3738. EDN: SEMTZZ