Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск
Том 22, № 3S (2023): Профессиональное образование
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-S3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

3665 800
Аннотация

Подготовка медицинских специалистов нуждается в системной трансформации. В образовательных организациях должны быть созданы условия для формирования исследовательских компетенций и способностей развития инновационной деятельности у будущих специалистов отрасли здравоохранения; реализация сквозных форматов по привлечению и управлению талантливой молодежью на всех этапах профессионального развития. Для формирования паспорта компетенций образовательной программы и описания результатов образовательной деятельности разработана база данных "Стандарт компетенций". Необходимость уточнения классификации групп и категорий компетенций, включающей компетенции субъекта деятельности (как образовательной, так и проектной), компетенции развития деятельности и сквозные компетенции, применимые в любом виде образовательной и проектной деятельности, является целью данной работы. Проектное обучение студентов позволяет в процессе разработки и реализации проектов сформировать компетенции по востребованным приоритетным направлениям развития науки в области медицины и фармации: аналитических, исследовательских, профессиональных, коммуникативных, цифровых, управленческих и предпринимательских компетенций будущих врачей. Проектное обучение и новые образовательные форматы используются в качестве сквозной технологии при реализации инновационных программ, целевой аудиторией которых выступают обучающиеся с повышенным образовательным потенциалом, претендующие на портфолио компетенций предельного качества.

3718 677
Аннотация

Цель. Разработать алгоритм обучения пациентов, используемый в образовательном процессе медицинских работников. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента), а также метод статистической обработки количественных результатов исследования. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения приоритетов национального проекта "Здравоохранение" — формирование у населения навыков соблюдения здорового образа жизни, изменение поведения и отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Материал и методы. Исследование проводилось на базе многопрофильной поликлиники государственного автономного учреждения здравоохранения (ГАУЗ) "Городская поликлиника № 7" города Казани. Исследование проводилось в терапевтическом отделении поликлиники, дневном стационаре. В эксперименте участвовало 20 медицинских сестер, 15 врачей и 60 пациентов этих отделений. Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе анализировалось современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, разрабатывалась программа методики исследования, проводилось анкетирование медицинских сестер лечебного учреждения. На втором этапе корректировалась теоретическая концепция исследования, проводился обучающий эксперимент с врачами, старшими медицинскими сестрами, внедрялась структурно-функциональная модель педагогической подготовки медицинских работников к осуществлению обучения пациентов. На третьем этапе проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление результатов исследования.

Результаты. Разработанная образовательная программа — алгоритм обучения пациентов, состоящая и трех этапов (планирование, реализация, контроль процесса обучения), и содержащая различные методы, формы обучения, способствует формированию психолого-педагогической компетентности медицинских работников. Специфика авторской методики при разработке алгоритма обучения состоит в том, что акцент при повышении педагогической компетентности медицинских работников делается на формирование умения излагать информацию в доступной форме, и, главное, научить пациента и членов его семьи конкретным приёмам по самоконтролю, самоуходу и самопомощи.

Заключение. Исследование доказало эффективность предложенного алгоритма обучения пациентов медицинскими работниками, что подтверждалось сформированностью навыков и умений пациентов по самоконтролю своего состояния и уровню самопомощи. У пациентов изменились поведенческие привычки, возросла мотивация на оздоровление, они стали ответственно относиться к своему здоровью.

3804 1037
Аннотация

Цель. Выявление специфики выраженности личностных характеристик, определяющих особенности деструктивного поведения субъекта.

Материал и методы. В исследовании приняли участие студенты СтГМУ и СКФУ (609 человек). Использованы следующие методы диагностики: склонность к отклоняющему поведению (А. Н. Орёл), тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев), исследование самоотношения (С. Р. Пантелеев), опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова).

Результаты. Установлено, что выборка испытуемых соответствует особенностям возрастно-психологического и социальнопрофессионального развития. Наибольшая выраженность по видам отклоняющегося поведения выявлена у респондентов, склонных к преодолению норм и правил, и у имеющих сниженную склонность к контролю эмоциональных реакций. Наименее выражены склонности к делинквентному и аддиктивному поведению, склонность к агрессии и насилию. Доминирующими тенденциями в этом контексте является понимание студентами эмоциональной насыщенности своей жизни, а усреднённый психологический портрет респондента отражает направленность на себя при реализации жизненных задач. Установлено, что в среднем студенты открыты к изменениям, принимают и ценят себя, ориентируются на свои силы при планировании и реализации будущей деятельности; ориентированы на настоящее, понимают необходимость формулирования целей жизни и деятельности, настойчивы в их достижении. Исследование отдельных параметров комплекса личностных особенностей и выраженности видов деструктивного поведения позволило описать модели взаимосвязи этих феноменов.

Заключение. Проведенное исследование показало, что современная ситуация развития общества сопровождается факторами риска, вызывающими у людей состояния эмоционального напряжения и дезадаптацию, что оказывает негативное влияние на их психику и поведение. Диагностика комплекса личностных особенностей и выраженности видов деструктивного поведения у студентов обеспечила возможность описать модели связи этих двух ведущих феноменов посредством использования метода регрессионного анализа. Рефлексивный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о существовании инвариантной части личностных характеристик в моделях деструктивного поведения субъекта и о наличии определенных личностных характеристик, способных проявляться в вариативной части модели деструктивного поведения.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

3738 349
Аннотация

Цель. Определение объективных предпосылок, содержания и стратегических приемов реализации авторского видеоэкологического подхода к использованию инфографики в образовании.

Материал и методы. В качестве предмета исследования выступил видеоэкологический подход как педагогическая система, определяющая особенности использования инфографики в образовании. Теоретическими методами, задействованными в процессе разработки структурно-содержательного наполнения видеоэкологического подхода, стали методы: идеализации, абстрагирования, дедукции, экстраполяции. Применялись также эмпирические методы исследования: выборочное наблюдение, экспериментальная беседа, анкетный опрос. Методы востребованы в контексте соотнесения цифровизации и экологизации как современных тенденций развития образовательного процесса.

Результаты. Видеоэкологический подход к использованию инфографики в образовании презентуется с учетом других, получивших распространение на современном этапе, подходов: исследовательского, повествовательного, компетентностного, функционально-деятельностного, психодидактического. Статья содержит определение и характеристику структурно-содержательного наполнения эпистемических пространств видеоэкологического подхода. Особое значение придается изучению объективных предпосылок разработки видео-экологического подхода, в связи с чем приводятся результаты диагностики уровня развития видео-экологических представлений обучающихся и отношения педагогов к видео-экологическим аспектам организации образовательного процесса. Экологические принципы зрительного мировосприятия экстра-полируются в стратегических приемах реализации видео-экологического подхода в образовательной практике: интерпретации инфографики, визуализации данных, критическом анализе инфографики, создании инфографики.

Заключение. Видеоэкологический подход рассматривается авторами статьи как действенная теоретико-методологическая основа использования инфографики в образовании. Результаты работы представляют интерес для научно-педагогического сообщества, практикующих педагогов, административных работников образовательных организаций, студентов — будущих педагогов.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

3859 477
Аннотация

Результат обучения, выраженный в компетенциях (Competencybased medical education, далее — CBME), приобретает все большее значение, особенно для врачей общей практики (ВОП). Исследовательским коллективом ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (далее — РОПНИЗ) было инициировано научное исследование "Управление качеством подготовки врачей общей практики (семейных врачей)". Цель: определение приоритетности компетенций по их значимости в профессиональной деятельности врачами общей практики (семейными врачами) Российской Федерации. В качестве основного метода исследования в процессе констатирующего этапа эксперимента предполагается использовать метод Дельфи (дельфийский метод), как метод экспертного оценивания и стратегического планирования деятельности, в частности планирования деятельности по подготовке специалистов. В качестве респондентов выступают ВОП, имеющие опыт работы в практическом здравоохранении, врачи-ординаторы по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", преподаватели кафедр общей врачебной практики.

Заключение. Планируемое исследование имеет высокую значимость для теории и практики профессионального образования, в частности подготовки ВОП. Научное обоснование квалификационных характеристик ВОП, выступающих целевым компонентом образовательной системы подготовки ВОП, позволит определить закономерности образовательного процесса и принципы отбора содержания образовательных программ, а также особенности методических систем и условий подготовки ВОП. Ранжирование компетенций по их значимости в профессиональной деятельности ВОП (семейными врачами) Российской Федерации будет содействовать определению ключевых компетенций и позволит увидеть позицию врачей в приоритетности видов деятельности ВОП, что имеет прямое отношение к оценке качества оказания медицинской помощи.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕДИЦИНЫ

3858 388
Аннотация

5 октября 2023г по инициативе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) был проведен III Международный научнопрактический форум "Научно-педагогические школы терапии и профилактической медицины". Организация Форума включала два направления: симпозиумы, посвященные лучшим практикам высших учебных заведений; круглые столы, посвященные обсуждению проблем интеграции образования и практики. Были представлены научно-педагогические школы Дальневосточного ГМУ, Сибирского ГМУ, Самарского ГМУ, Северного ГМУ, Смоленского ГМУ, Ордена Трудового Красного знамени медицинского института им. С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского". В обсуждении проблем интеграции медицинского образования и практического здравоохранения приняли участие ученые, практикующие врачи, представляющие образовательные организации Белгородского ГНИУ, Кемеровского ГМУ, Медицинского института Тамбовского ГУ им. Г. З. Державина, Красноярского ГМУ им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Академии постдипломного образования Федерального научно-клинического центра ФМБА; Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский медицинский центр "Геронтология", Многофункционального медицинского центра (Ташкент, Республика Узбекистан), больницы Улан-Батор Сонго (Улан-Батор, Монголия), Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова, Ярославского ГМУ, Волгоградского ГМУ, ГБУЗ Волгоградской областной клинической больницы № 3, НМИЦ ТПМ Минздрава России. Проведенный Форум позволил сделать вывод о том, что во многих медицинских высших учебных заведениях страны сформировались как самостоятельные, имеющие всероссийское и международное признание научно-педагогические школы фундаментальных медико-биологических наук, терапии, профилактической медицины, так и интенсивно развивающиеся в соответствии с российскими и международными принципами и запросами практического здравоохранения. Наличие в медицинском образовании авторитетных научнопедагогических школ терапии и профилактической медицины является одним из показателей эффективности деятельности университетов и академий в подготовке врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).

3766 812
Аннотация

В статье поднимается вопрос о выявлении паттернов эйджизма среди студентов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ), где данные паттерны противопоставляются "мягким навыкам", которые так востребованы в современном мире, особенно у работников в системе "Человек-Человек". Современные студенты медицинского ВУЗа являются представителями поколения зумеров и именно это поколение определит тренды развития общества и здравоохранения, в частности, на ближайшие десятилетия. Понимание этих тенденций даст возможность прицельно управлять гибкими навыками, вносить коррективы в учебные программы при подготовке специалистовмедиков, повышая их конкурентоспособность на рынке труда.

3727 410
Аннотация

Цель. Выполнить анализ опыта разработки и апробации таргетной программы улучшения возрастной жизнеспособности и качества жизни людей старших возрастных групп через развитие межпоколенческих связей, которая заключается в вовлечении младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность; повышение знаний младших школьников в области процессов старения и старости и уменьшение степени эйджизма пожилых людей.

Материал и методы. Исследование состояло из 3 последовательных этапов. Все этапы носили характер проспективного когортного исследования. Для исследования использовались оригинальные опросники для изучения уровня знаний в области процессов старения и определения степени эйджизма среди людей различного возраста. В исследовании участвовали 138 респондентов — школьники младших классов, родители школьников, учителя.

Результаты. Был разработан и реализован Проект "Геронтологическое воспитание младших школьников", который включал в себя отдельные блоки. Доказано, что совместное времяпрепровождение благоприятно влияет на уровень воспитанности младших школьников: высокий уровень воспитанности вырос на 30,6%, средний и низкий уменьшились на 13,9% и 66,7%, соответственно. Учитывая интерпретацию данных, полученных в процессе анкетирования за 4 года исследования (2019-2023г), разработанная система успешно прошла апробацию.

Заключение. Впервые разработана таргетная программа для старших возрастных групп через развитие межпоколенческих связей, которая заключается в вовлечении младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность.

НОВОСТИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)