Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Эйджизм как проблема молодого поколения

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3727

EDN: MUJKDQ

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Выполнить анализ опыта разработки и апробации таргетной программы улучшения возрастной жизнеспособности и качества жизни людей старших возрастных групп через развитие межпоколенческих связей, которая заключается в вовлечении младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность; повышение знаний младших школьников в области процессов старения и старости и уменьшение степени эйджизма пожилых людей.

Материал и методы. Исследование состояло из 3 последовательных этапов. Все этапы носили характер проспективного когортного исследования. Для исследования использовались оригинальные опросники для изучения уровня знаний в области процессов старения и определения степени эйджизма среди людей различного возраста. В исследовании участвовали 138 респондентов — школьники младших классов, родители школьников, учителя.

Результаты. Был разработан и реализован Проект "Геронтологическое воспитание младших школьников", который включал в себя отдельные блоки. Доказано, что совместное времяпрепровождение благоприятно влияет на уровень воспитанности младших школьников: высокий уровень воспитанности вырос на 30,6%, средний и низкий уменьшились на 13,9% и 66,7%, соответственно. Учитывая интерпретацию данных, полученных в процессе анкетирования за 4 года исследования (2019-2023г), разработанная система успешно прошла апробацию.

Заключение. Впервые разработана таргетная программа для старших возрастных групп через развитие межпоколенческих связей, которая заключается в вовлечении младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность.

Для цитирования:


Мельниченко А.А., Горелик С.Г. Эйджизм как проблема молодого поколения. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3727. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3727. EDN: MUJKDQ

For citation:


Melnichenko A.A., Gorelik S.G. Ageism as a problem of the younger generation. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(3S):3727. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3727. EDN: MUJKDQ

Введение

Негативные взгляды и отношение к пожилым людям могут зарождаться в раннем возрасте [1]. Когда детей школьного возраста спрашивают, что они думают о стариках, они часто раскрывают негативные взгляды и эйджистские стереотипы. Негативные установки среди членов разных возрастных групп препятствуют общению между поколениями. Стереотипы часто лежат в основе предрассудков и дискриминации, как в случае с сексизмом, расизмом и эйджизмом [2]. Хотя последний термин изначально был введен для описания негативных убеждений молодых людей о пожилых людях [3], он в равной степени может использоваться для описания негативных убеждений, которые пожилые люди имеют о молодых людях.

Материал и методы

Исследование состояло из 3 последовательных этапов. Все этапы носили характер проспективного когортного исследования. Для исследования использовались оригинальные опросники для изучения уровня знаний в области процессов старения и определения степени эйджизма среди людей различного возраста. В исследовании участвовали 138 респондентов — школьники младших классов, родители школьников, учителя.

Результаты и обсуждение

Мы провели анализ отношения к пожилым людям и изучение уровня знаний людей разного возраста в области процессов старения, потребностей и возможностей пожилого человека, отношения к людям старших возрастных групп с определением уровня эйджизма. В первой возрастной группе были школьники младших классов.

Когда мы проанализировали первый вопрос для оценки уровня старения с помощью шкалы негативности возрастных стереотипов, мы заметили, что в целом школьники имеют благоприятное представление о своих бабушках и дедушках. Детей попросили написать пять слов о том, как они воспринимают пожилых людей, оказалось, что 17,5% считают, что пожилым людям постоянно нужна помощь, 9,6% — что пожилые люди постоянно болеют. 15,8% младших школьников отметили, им общаться с пожилыми людьми очень тяжело и пожилые люди, в т.ч. их бабушки и дедушки, их не понимают. Примеры ответов: негативные стереотипы: тяжелая, сложная, плохая, грустная; позитивные стереотипы: мудрая, добрая, веселая, интересная.

Таким образом, можно сделать вывод, что у 76,8% младших школьников имеются проявления эйджизма по отношению к пожилым людям, которые не связаны со временем общения с пожилыми людьми и совместного проживания с ними. Это в большей степени связано с мнением детей о том, что в старости жить тяжело, сложно, грустно и жизнь пожилого человека очень плохая [4].

Во второй возрастной группе были родители школьников. Проанализировав ответы, нами выявлено, что большинство родителей младших школьников (91,3%) испытывают сочувствие при виде пожилого человека. Детям о необходимости помощи пожилым людям объясняет 87,0%, но только 73,9% сами готовы помочь и помогают им. Все родители (100%) считают, что совместное время препровождение поможет детям и старикам лучше понять друг друга и 95,7% родителей считают, что детям необходимо геронтологическое воспитание с целью лучшего понимания людей старшего возраста. Тем не менее согласие на общение детей с пожилыми людьми дал только 21 взрослый.

В третьей возрастной группе были учителя. При опросе учителей об уровне знаний в вопросах процесса старения и выявлении уровня эйджизма нами получены следующие результаты. Все учителя испытывают сочувствие при виде пожилого одинокого человека и считают, что ему надо помогать. Но, как оказалось, помогает из них только 75,0%. Тем не менее учителя средних образовательных школ считают, что детям интересно и необходимо геронтологическое воспитание для развития полноценной личности.

Все учителя отметили, что детям необходимо общение с пожилыми людьми. Но 85,0% считают, что дети могут пожилым помочь только написав письмо, нарисовав открытку и т.д. Личное общение с пожилыми людьми, проживающими либо в домашних условиях, либо в домах для пожилых людей, не отметил никто из учителей.

Полученные нами данные показали необходимость выявления причины появления эйджизских установок у детей младшего школьного возраста путем изучения уровня знаний в области геронтологии и проявления эйджизма у взрослых людей, а точнее у родителей школьников младших классов и учителей [3].

На основе полученных результатов был разработан и реализован Проект "Геронтологическое воспитание младших школьников" [5], который включал в себя отдельные блоки:

  • работа с младшими школьниками с разработкой программы внеурочной деятельности младших школьников "Юные волонтеры",
  • работа с родителями и старшим поколением младших школьников, направленная на укрепление межпоколенческих связей внутри семьи [6],
  • создание разновозрастного волонтерского отряда и вступление в ряды "Серебряных волонтеров Белгородчины", в рамках которого дети совместно с родителями и старшими членами семьи принимали активное участие в улучшении качества жизни, социального функционирования и жизнеспособности людей пожилого возраста, находящихся на обслуживании в Комплексных центрах социального обслуживания населения города Белгорода.

Доказано, что совместное времяпрепровождение благоприятно влияет на уровень воспитанности младших школьников: высокий уровень воспитанности вырос на 30,6%, средний и низкий уменьшились на 13,9% и 66,7%, соответственно.

Заключение

Разработанная таргетная программа для старших возрастных групп направлена на вовлечение младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность с целью развития межпоколенческих связей, улучшения возрастной жизнеспособности и качества жизни людей старших возрастных групп через развитие межпоколенческих связей, которая заключается в вовлечении младших школьников, их родителей в волонтерскую деятельность; повышение знаний младших школьников в области процессов старения и старости и уменьшение степени эйджизма пожилых людей.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Кукушкина А.Г. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям у студентов высших учебных заведений. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013;(2):36-40.

2. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков. Психологическая наука и образование. 2019;24(4):51-61. doi:10.17759/pse.2019240404.

3. Мельниченко А. А., Горелик С. Г., Кучеренко Н. И. и др. Изучение уровня геронтологических знаний младших школьников. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;(2):337-47. doi:10.24412/2312-2935-2023-2-337-347.

4. Мельниченко А.А., Горелик С.Г., Энхмандал С. и др. Старость VS молодость: геронтологические аспекты воспитания. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022;(4):131-43. doi:10.24412/2312-2935-2022-4-131-143.

5. Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразования. Мир науки, культуры, образования. 2018;(3):268-71.

6. Дорогина О.И., Лебедева Ю.В., Токарская Л.В. и др. В Геронтопсихология: учеб. пособие.; под общ. ред. Ю. В. Лебедевой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. p.131. ISBN: 978-5-7996-3048-5.


Об авторах

А. А. Мельниченко
НИУ БелГУ
Россия

Мельниченко Александра Анатольевна — кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья

Белгород

SPIN:6004-9459;



С. Г. Горелик
ФГАОУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"; АНО НИМЦ "Геронтология".
Россия

Горелик Светлана Гиршевна — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья

Белгород, Москва



Рецензия

Для цитирования:


Мельниченко А.А., Горелик С.Г. Эйджизм как проблема молодого поколения. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3727. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3727. EDN: MUJKDQ

For citation:


Melnichenko A.A., Gorelik S.G. Ageism as a problem of the younger generation. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(3S):3727. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3727. EDN: MUJKDQ

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)