Перейти к:
Индивидуально-типологический подход в анализе функционального состояния организма студентов-медиков
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3800
EDN: SOBIWP
Аннотация
Цель. Научное обоснование индивидуально-типологического подхода в анализе функционального состояния организма студентов-медиков.
Материал и методы. У студентов с умеренным (I группа) и выраженным (II группа) преобладанием центральной регуляции, с умеренным (III группа) и выраженным (IV группа) преобладанием автономной регуляции проведен сравнительный анализ показателей вариабельности сердечного ритма, функционального состояния миокарда и центральной нервной системы.
Результаты. Установлено, что у 53,3% студентов III группы отсутствовали отклонения в функциональном состоянии миокарда, регистрировались максимальные значения устойчивости нервной реакции (2,0 [1,5-2,3] ед.), уровня функциональных возможностей нервной системы (3,3 [2,7-3,5] ед.) относительно данных студентов других групп, формирование нормальной и незначительно сниженной умственной работоспособности (93,6%), удовлетворительной биологической адаптации (33,3%). У студентов II группы относительно данных студентов III группы выявлено увеличение индексов "миокард" в 1,2 раза, "ритм" в 1,8-1,9 раза, альтернации Т зубца в 1,3 раза и электрической нестабильности миокарда в 2 раза, а также снижение устойчивости нервной системы в 2,5 раза, уровня ее функциональных возможностей в 1,7 раза, формирование сниженной работоспособности (55,6%) и неудовлетворительной биологической адаптации (35,2%). У студентов IV группы функциональное состояние характеризовалось развитием нарушений регуляции сердечного ритма (94,1%) пограничными отклонениями в функциональном состоянии миокарда (76,5%), снижением относительно студентов III группы устойчивости нервной реакции в 1,7 раза и уровня функциональных возможностей нервной системы в 1,3 раза, сниженной работоспособностью (38,5%) и неудовлетворительной биологической адаптацией (58,8%).
Заключение. Дифференциация студентов в зависимости от индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма позволяет выявлять студентов "группы риска" с выраженным доминированием автономной и центральной регуляции сердечного ритма, что становится отправной точкой для реализации дифференцированных методов здоровьесберегающей педагогики.
Ключевые слова
Для цитирования:
Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Индивидуально-типологический подход в анализе функционального состояния организма студентов-медиков. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2):3800. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3800. EDN: SOBIWP
For citation:
Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Individual typological approach to the analysis of the body function of medical students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2):3800. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3800. EDN: SOBIWP
Введение
В последние десятилетие многочисленными научными исследованиями регистрируется прогрессирующее ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи, что приобретает особую актуальность в контексте медицинского образования, где учебный процесс характеризуется определенной спецификой [1-7]. Так, высокие академические нагрузки, психоэмоциональное напряжение, обусловленное прямым взаимодействием студентов с пациентами, различными клиническими ситуациями, приводят к значительному напряжению функциональных систем организма обучающихся, ухудшению их здоровья и, соответственно, к снижению качества профессиональной подготовки [1-7].
Сохранение здоровья студенческой молодежи возможно путем раннего выявления начальных признаков напряжения регуляторных систем организма и своевременной их коррекции. В современном научном контексте высокоинформативным и неинвазивным методом количественной оценки степени напряжения регуляторных систем выступает анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), который находит свою активную интеграцию в многочисленные сферы медицины и прикладной физиологии. Однако бóльшая часть российских исследователей в своих научных работах не учитывают индивидуально-типологические особенности регуляторных систем, о которых можно судить по данным анализа ВСР. Теоретической основой данного методологического подхода является 2-контурная модель регуляции ритма сердца, предложенная Баевским Р. М., в рамках которой система регуляции синусового узла может быть представлена как 2 взаимодействующих контура: центрального и автономного [8]. Исследования подтверждают, что автономный контур играет критическую роль в формировании дыхательной модуляции сердечного ритма, где рабочими структурами (парасимпатической регуляции) выступают синусовый узел, блуждающие нервы и ассоциированные с ними ядра в продолговатом мозгу [8][9]. Центральный контур участвует в обеспечении недыхательной модуляции сердечного ритма и представляет собой сложно организованную многоуровневую нейрогуморальную структуру, включающую в себя разнообразные компоненты от подкорковых областей продолговатого мозга до гипоталамо-гипофизарного комплекса и коры головного мозга [8][9].
Основываясь на концепции 2-контурной модели регуляции сердечного ритма, Шлык Н. И. выделила 4 типа вегетативной регуляции: с умеренным (I тип) и выраженным (II тип) преобладанием центрального контура и умеренным (III тип) и выраженным (IV тип) преобладанием автономного контура управления сердечного ритма. Этот подход акцентирует внимание не столько на отдельных отделах вегетативной нервной системы, таких как симпатический и парасимпатический, сколько на центральных и автономных контурах вегетативного управления физиологическими функциями, что подчеркивает интегративное участие различных компонентов в едином регуляторном механизме и представляет собой системный подход к изучению сложного механизма регуляции физиологических функций [10].
Инновационная методология анализа ВСР с учетом индивидуально-типологических характеристик регуляторных систем, предложенная Шлык Н. И. (2009), прошла верификацию своей эффективности при диагностике функционального состояния спортсменов и представлена в многочисленных научных публикациях [11-16]. Однако исследования, направленные на выявление особенностей функционального состояния студентов в контексте дифференцированных типов вегетативной регуляции, в научной литературе представлены лишь спорадически [14-16]. По-прежнему актуальными и недостаточно изученными остаются аспекты, связанные с влиянием индивидуально-типологических характеристик регуляторных систем на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные процессы студентов.
В связи с этим целью настоящего исследования стало научное обоснование индивидуально-типологического подхода в анализе функционального состояния организма студентов-медиков.
Материал и методы
В рамках данного исследования приняли участие 214 студентов (120 девушек и 94 юноши) старших курсов медицинского университета в возрасте от 21 до 23 лет. Критерии отбора студентов в исследование включали следующие параметры: принадлежность к I-II группе здоровья, наличие добровольного письменного согласия на участие в обследовании, а также отсутствие острой патологии на момент начала исследования и в предшествующие две недели. Схема формирования выборки представлена на рисунке 1. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (протокол № 46 от 10.09.2021). Расчет размера выборки предварительно не проводился.
Рис. 1 Схема формирования выборки.
Исследование выполнено в несколько этапов. На первом этапе у всех исследуемых студентов проведена оценка вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы на аппаратно-программном комплексе "Здоровье-Экспресс", методом вариационной пульсометрии, основанной на регистрации временных интервалов R-R зубцов электрокардиограммы (ЭКГ), построении кардиоритмограммы и анализе полученных данных математическими методами с определением статистических параметров: частоты сердечных сокращений, амплитуды моды, вариационного размаха (ΔX), стандартного отклонения SD величин нормальных интервалов R-R (NN) (SDNN), квадратного корня из средней суммы квадратов разностей между соседними NN интервалами величин последовательных пар интервалов (RMSSD), числа пар кардиоинтервалов с разностью >50 мс в % к общему числу кардиоинтервалов в массиве (pNN50) и стресс-индекса (SI); а также спектральных характеристик ВСР: общая мощность спектра (TP) ВСР, мощность волн высоких (HF), низких (LF), очень низких (VLF) и ультранизких (ULF) частот, процентное соотношение мощности спектра низкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности от общей мощности колебаний (LF и HF, соответственно), на основе которых рассчитаны: индексы централизации (IC) и вагосимпатического взаимодействия (LF/HF) [8]. Диагностическая процедура проводилась утром в период учебной деятельности, не ранее, чем через 2 ч после приема пищи и физической активности. Перед началом исследования студенты находились в покое в положении лежа с приподнятым изголовьем в течение 5-10 мин. В процессе диагностики были исключены все возможные внешние раздражители, способные провоцировать эмоциональные реакции, такие как разговоры или телефонные вызовы. Запись регистрировалась в течение 3 мин.
На втором этапе выполнено определение типа вегетативной регуляции студентов по методике Шлык Н. И. [10], согласно которой умеренному преобладанию центральной регуляции (I тип) соответствовали значения SI>100 ед., VLF>240 мс²; выраженному преобладанию центральной регуляции (II тип) — SI>100 ед., VLF<240 мс²; умеренному преобладанию автономной регуляции (III тип) — SI от 30 до 100 ед., VLF>240 мс²; выраженному преобладанию автономной регуляции (IV тип) — SI до 30 ед., VLF>240 мс², ТР>8000 мс². В соответствии с типами вегетативной регуляции сердечного ритма сформированы 4 группы наблюдения: студенты с умеренным (I группа, 28 девушек и 14 юношей) и выраженным (II группа, 41 девушка и 33 юноши) преобладанием центральной регуляции, с умеренным (III группа, 31 девушка и 29 юношей) и выраженным (IV группа, 20 девушек и 16 юношей) преобладанием автономной регуляции. В процессе набора групп наблюдения были исключены студенты, показатели ВСР которых не соответствовали ни одному из типов регуляции.
На третьем этапе у студентов 4-х групп проведен сравнительный анализ показателей ВСР, функционального состояния миокарда и ЦНС. Скрининговая оценка функционального состояния миокарда студентов выполнена методом дисперсионного картирования ЭКГ, с использованием программного обеспечения "Кардиовизор"1 [17-19]. Метод основан на компьютерном формировании карты электрических микроальтернаций ЭКГ-сигнала, отнесенных к определенным камерам сердца (два предсердия, два желудочка). Эта карта получается в результате расчета электрических напряжений между близко расположенными поверхностными точками с использованием в процессе этих расчетов оригинальной модели биоэлектрического генератора сердца, учитывающей электромагнитное излучение миокарда. Прибор регистрирует ЭКГ-сигнал, анализирует низкоамплитудные апериодические осцилляции, которые интегрально отражают электрофизиологическое состояние миллионов кардиомиоцитов.
Числовые значения дисперсионных характеристик состояния миокарда представлены интегральным индексом "Миокард" и индексами "Ритм", Т-альтернация, электрической нестабильностью миокарда и 9-ю показателями кода "Детализации" (G1-G9). Индекс "Миокард", отражающий отклонения дисперсионных характеристик низкоамплитудных микроальтернаций ЭКГ от нормы, и индекс нарушений ритма сердца изменялись в диапазоне от 0 до 100%, где значение 0-14% соответствовало норме, 15-18% (15-50% для индекса "Ритм") — пограничным изменениям, а >19% (>51% для индекса "Ритм") считалось значимым отклонением. Индекс Т-альтернация, отражающий изменение формы, полярности или амплитуды зубца Т в нескольких, следующих друг за другом, кардиоциклах, оценивался согласно 3-уровневой шкале, где значение 0-12 мкВ соответствовало норме, 12-20 мкВ — пограничным изменениям, ≥21 мкВ — значимым отклонениям. Индикатор электрической нестабильности миокарда, как показатель электрической неустойчивости колебательного электрохимического механизма миокарда, выражен в 3-уровневой шкале, где 1 ед. соответствовала норме, 2 ед. или 4 ед. — пограничным изменениям, 3 ед. или 5 ед. — значимым отклонениям.
Показатели G1-G9 характеризуют изменения по различным сегментам сердца, а также по интервалам деполяризации и реполяризации: индексы G1 и G2 представляют области дисперсионных отклонений ЭКГ-сигнала при завершении процесса деполяризации миокарда правого (G1) и левого (G2) предсердия; G3 и G4 соответствуют финальной фазе комплекса QRS, окончанию деполяризации правого (G3) и левого (G4) желудочков; G5 и G6 описывают реполяризацию правого (G5) и левого (G6) желудочков; G7 соответствует средней части комплекса QRS в пике электрического возбуждения миокарда желудочков; G8 — показатель нарушения внутрижелудочкового проведения; индекс G9 отражает процессы в начале QRS-комплекса. Индексы детализации G1-G9 являются ранговыми: чем больше величина, тем значительнее отклонение от нормы.
Оценка функционального состояния ЦНС проведена методом вариационной хронорефлексометрии с помощью программного обеспечения "Способ диагностики работоспособности человека". В основе метода лежит регистрация латентных периодов простой зрительно-моторной реакции, где испытуемый при предъявлении зрительных раздражителей на экране монитора должен нажимать на соответствующие клавиши клавиатуры пальцами обеих рук одновременно. На основе анализа временных показателей зрительно-моторных реакций, отражающих основные свойства нервной системы, проводился автоматический расчет функциональных показателей: функционального уровня нервной системы, устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей нервной системы с определением умственной работоспособности2.
Статистический анализ был выполнен с применением программного обеспечения StatTech v. 3.1.8 (ООО "Статтех", Россия). Проверка выборки на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова показала несоответствие количественных показателей закону нормального распределения, что послужило основанием для использования непараметрических методов статистического анализа. Количественные показатели представлены с помощью медианы (Me) и интерквартильного размаха (Q25-Q75), категориальные указаны в процентах. Для сравнения ≥3 групп по количественным данным использовался критерий Краскела-Уоллиса, для апостериорных сравнений критерий Данна с поправкой Холма. Сравнение процентных долей при анализе многопольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия χ² Пирсона.
Результаты
Показано, что число студентов с умеренным преобладанием автономного контура вегетативной регуляции, которое можно рассматривать как состояние физиологической нормы, отражающее высокие адаптационные возможности, не превышало 28,5%, тогда как у преобладающей части обучающихся регистрировалось напряжение регуляторных систем различной степени, о чем свидетельствовало выраженное преобладание автономного контура управления у 16,9% обследуемых, умеренное и выраженное преобладание центральной регуляции у 19,7 и 39,4% студентов, соответственно.
Установлено, что у студентов III группы с умеренным преобладанием автономного контура в сравнении с данными студентов I и II групп с преобладанием центрального контура вегетативной регуляции выявлено увеличение временных показателей парасимпатической нервной системы ΔX на 31,2-43,4% (p<0,05), SDNN на 31,3-50,0% (p<0,05), RMSSD на 46,6-48,8% (p<0,05), pNN50 на 71,1-74,7% (p<0,05), на фоне умеренного снижения SI на 51,2-69,9% (p<0,05) (таблица 1).
Таблица 1
Показатели временного анализа вариабельности сердечного ритма студентов
Показатели |
Группа студентов |
Me |
Q25-Q75 |
Показатель активности регуляторных систем (ПАРС), ед. |
I |
4,0 |
3,0-5,0 |
II |
5,0 |
5,0-6,0a |
|
III |
5,0 |
4,0-6,0a |
|
IV |
6,0 |
5,0-6,0a |
|
Частота сердечных сокращений, уд./мин |
I |
76,1 |
71,2-79,4 |
II |
77,7 |
72,8-83,7 |
|
III |
67,7 |
63,0-74,0a,b |
|
IV |
61,4 |
58,7-66,5a,b |
|
Амплитуда моды (AМо), % |
I |
43,1 |
40,3-45,9 |
II |
51,3 |
48,4-54,2a |
|
III |
32,6 |
30,7-34,5a,b |
|
IV |
20,3 |
18,8-21-7a,b,c |
|
Вариационный размах (ΔX), мс |
I |
199,4 |
186,3-221,0 |
II |
164,2 |
128,7-196,9a |
|
III |
289,9 |
267,5-338,4a,b |
|
IV |
408,0 |
397,4-439,9a,b,c |
|
Среднее квадратичное отклонение (SDNN), мс |
I |
44,0 |
39,0-46,0 |
II |
32,0 |
28,0-39,0a |
|
III |
64,0 |
58,0-71,0a,b |
|
IV |
102,0 |
92,0-109,0a,b,c |
|
Квадратный корень из среднего квадратов разностей величин последовательных пар интервалов (RMSSD), мс |
I |
33,7 |
25,6-42,4 |
II |
32,3 |
23,7-41,6 |
|
III |
63,1 |
48,6-84,8a,b |
|
IV |
101,9 |
89,8-128,2a,b,c |
|
Число пар кардиоинтервалов с разностью >50 мс в % к общему числу кардиоинтервалов в массиве (pNN50), % |
I |
12,9 |
4,2-24,4 |
II |
11,3 |
2,9-21,4 |
|
III |
44,6 |
26,4-55,8a,b |
|
IV |
62,8 |
58,2-69,4a,b,c |
|
Стресс индекс (SI), ед. |
I |
124,1 |
116,8-143,8 |
II |
201,2 |
138,6-253,9a |
|
III |
60,5 |
48,0-77,5a |
|
IV |
24,8 |
20,0-27,2a,c |
Примечание: a — p<0,05 — при сравнении с данными студентов I группы,
b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы,
c — p<0,05 — при сравнении с данными студентов III группы.
Спектральный анализ показателей ВСР позволил установить более высокое значение у студентов III группы относительно данных студентов I и II групп общей мощности спектра (TP) на 48,2-76,1%, ее ультранизкочастотного компонента (ULF) на 45,8-72,9%, высокочастотного компонента (HF) на 70,7-80,2% и низкочастотного компонента (LF) на 54,3-74,8%, а также преобладание абсолютных и относительных значений мощности высокочастотного компонента над низкочастотным, что свидетельствовало об оптимальном балансе между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы и центральными структурами регуляции сердечного ритма (таблица 2).
Таблица 2
Показатели спектрального частотного анализа ВСР студентов
Показатели |
Группа студентов |
Me |
Q25-Q75 |
Суммарная мощность спектра ВСР (TP), мс² |
I |
1921,4 |
1549,5-2170,9 |
II |
887,6 |
645,9-1256,0a |
|
III |
3711,9 |
2473,0-4534,6a,b |
|
IV |
11060,8 |
8628,4-15362,4a,b,c |
|
Значение суммарной мощности ультранизкочастотного компонента спектра (ULF), мс² |
I |
230,4 |
135,6-423,8 |
II |
115,1 |
52,2-223,3a |
|
III |
425,1 |
211,5-688,1b |
|
IV |
2206,2 |
628,1-3178,7a,b,c |
|
Значение суммарной мощности спектра высокочастотного компонента ВСР (HF), мс² |
I |
416,6 |
362,9-639,2 |
II |
282,5 |
167,4-552,7 |
|
III |
1423,6 |
798,5-2125,9a,b |
|
IV |
2101,6 |
1536,2-5167,0a,b |
|
Значение суммарной мощности спектра низкочастотного компонента ВСР (LF), мс² |
I |
468,6 |
349,2-663,0 |
II |
258,6 |
166,2-402,9a |
|
III |
1024,8 |
628,7-1621,2a,b |
|
IV |
2220,0 |
1393,6-4478,6a,b,c |
|
Значение суммарной мощности спектра очень низкочастотного компонента ВСР (VLF), мс² |
I |
390,3 |
298,8-543,4 |
II |
88,9 |
65,7-149,2a |
|
III |
431,5 |
327,6-522,0b |
|
IV |
1513,7 |
765,1-2439,7a,b,c |
|
Мощность спектра низкочастотного компонента вариабельности в % от суммарной мощности колебаний (LF), % |
I |
34,4 |
24,6-43,3 |
II |
41,0 |
25,9-53,3 |
|
III |
39,9 |
21,6-48,2 |
|
IV |
37,7 |
29,6-48,6 |
|
Мощность спектра высокочастотного компонента вариабельности в % от суммарной мощности колебаний (HF), % |
I |
28,2 |
24,9-40,8 |
II |
38,7 |
29,6-62,1a |
|
III |
48,7 |
33,8-63,6a |
|
IV |
36,7 |
30,4-44,5 |
|
Индекс вагосимпатического взаимодействия (LF/HF), ед. |
I |
1,2 |
0,7-1,7 |
II |
1,1 |
0,5-1,8 |
|
III |
0,9 |
0,3-1,4 |
|
IV |
1,0 |
0,8-1,4 |
|
Индекс централизации (IC), ед. |
I |
2,5 |
1,6-3,0 |
II |
1,6 |
0,6-2,4a |
|
III |
1,2 |
0,6-2,0a |
|
IV |
1,7 |
1,2-2,3 |
Примечание: a — p<0,05 — при сравнении с данными студентов I группы,
b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы,
c — p<0,05 — при сравнении с данными студентов III группы.
У студентов II группы относительно данных студентов I, III и IV групп регистрировались минимальные величины временных показателей, отражающих активность парасимпатической нервной системы, ΔX 164,2 [ 128,7-196,9] мс, SDNN 32,0 [ 28,0-39,0] мс, RMSSD 32,3 [ 23,7-41,6] мс, pNN50 11,3 [ 2,9-21,4]%, при максимальных значениях стресс индекса 201,2 [ 138,6-253,9] ед. и минимальных спектральных показателей TP 887,6 [ 645,9-1256,0] мс², ULF 115,1 [ 52,2-223,3] мс², HF 282,5 [ 167,4-552,7] мс², LF 258,6 [ 166,2-402,9] мс² и особенно VLF 88,9 [ 65,7-149,2] мс², что указывало на выраженное напряжение надсегментарных уровней управления и формирование энергодефицитного состояния у студентов этой группы.
У студентов IV группы в сравнении с данными студентов I-III групп, напротив, на фоне максимальных временных показателей парасимпатической активности — ΔX 408,0 [ 397,4-439,9] мс, SDNN 102,0 [ 92,0-109,0] мс, RMSSD 101,9 [ 89,8-128,2] мс, pNN50 62,8 [ 58,2-69,4]% и выраженного снижения SI до 24,8 [ 20,0-27,2] ед., установлено резкое повышение суммарной мощности спектра TP до 11060,8 [ 8628,4-15362,4] мс² за счет увеличения всех ее составляющих: ULF до 2206,2 [ 628,1-3178,7] мс², HF до 2101,6 [ 1536,2-5167,0] мс², LF до 2220,0 [ 1393,6-4478,6] мс² и VLF до 1513,7 [ 765,1-2439,7] мс², отражающих выраженное утомление, срыв вегетативной регуляции сердечного ритма.
Полученные данные анализа ВСР студентов с различными типами вегетативной регуляции нашли свое отражение в формировании у обследуемых дисперсионных отклонений миокарда (таблица 3). Так, показано, что у студентов II группы с выраженным преобладанием центрального контура регуляции Ме индекса "миокард" была статистически значимо выше данных студентов I (15,3 [ 14,7-15,7]%) и III групп (15,2 [ 12,3-14,8]%) (p<0,05) и составляла 17,0 [ 15,1-17,8]%, что, вероятно, было связано с повышением у студентов этой же группы индекса "Ритм" в 1,8-1,9 раза, альтернации Т зубца в 1,3 раза и индекса электрической нестабильности миокарда в 2 раза относительно данных студентов I и III групп.
Таблица 3
Показатели дисперсионного картирования ЭКГ студентов
Показатели |
Группа студентов |
Me |
Q25-Q75 |
Индекс "Миокард", % |
I |
15,3 |
14,7-15,7 |
II |
17,0 |
15,1-17,8a |
|
III |
15,2 |
12,3-14,8b |
|
IV |
15,5 |
15,0-15,7 |
|
Индекс "Ритм", % |
I |
15,0 |
10,9-27,9 |
II |
28,2 |
20,1-40,2a |
|
III |
15,8 |
13,0-21,4b |
|
IV |
25,3 |
18,5-34,5 |
|
G1. Деполяризация правого предсердия, ед. |
I |
1,7 |
0,0-3,2 |
II |
0,0 |
0,0-3,2 |
|
III |
0,0 |
0,0-3,4 |
|
IV |
1,0 |
0,0-5,0 |
|
G2. Деполяризация левого предсердия, ед. |
I |
0,0 |
0,0-1,9 |
II |
0,0 |
0,0-2,2 |
|
III |
0,0 |
0,0-1,5 |
|
IV |
0,0 |
0,0-2,7 |
|
G3. Деполяризация правого желудочка, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,3 |
|
G4. Деполяризация левого желудочка, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
G5. Реполяризация правого желудочка, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-0,3 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0b |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
G6. Реполяризация левого желудочка, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-1,2 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0b |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
G7. Электрическая симметрия желудочков, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
G8. Внутрижелудочковые блокады, ед. |
I |
0,0 |
0,0-0,0 |
II |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
III |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
IV |
0,0 |
0,0-0,0 |
|
G9. Компенсаторная реакция миокарда желудочков, ед. |
I |
0,3 |
0,0-2,9 |
II |
0,0 |
0,0-9,3 |
|
III |
0,0 |
0,0-5,1 |
|
IV |
2,5 |
0,0-5,0 |
|
Т-альтернация, мкВ |
I |
11,3 |
3,0-15,0 |
II |
15,0 |
9,4-16,5a |
|
III |
11,3 |
7,0-15,0b |
|
IV |
13,0 |
5,0-15,0 |
|
Индекс электрической нестабильности миокарда, ед. |
I |
1,0 |
1,0-1,0 |
II |
2,0 |
2,0-2,0a |
|
III |
1,0 |
1,0-1,0b |
|
IV |
1,0 |
1,0-1,0b |
Примечание: a — p<0,05 — при сравнении с данными студентов I группы,
b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы,
c — p<0,05 — при сравнении с данными студентов III группы. ЭКГ — электрокардиограмма.
При этом число студентов II группы с соответствующими физиологической норме индексами "Миокард" было меньше в 1,6-2,3 раза, "Ритм" в 4,3-5,3 раза, альтернации Т зубца в 1,5 раза, электрической нестабильности миокарда в 3,6-4,1 раза, чем среди студентов I и III группы (таблица 4).
Таблица 4
Распределение студентов в зависимости от выраженности отклонений дисперсионных индексов (%)
Показатель |
Группа студентов |
Степень выраженности отклонений дисперсионных индексов |
||
Норма |
Пограничное состояние |
Значимое отклонение |
||
Индекс "Миокард" |
I |
30,0 |
70,0 |
– |
II |
18,5 |
77,8 |
3,7 |
|
III |
53,3 |
46,7 |
– |
|
IV |
23,5 |
76,5 |
– |
|
Индекс "Ритм" |
I |
48,1 |
51,9 |
– |
II |
11,1a |
79,6a |
9,3 |
|
III |
58,5b |
41,5b |
– |
|
IV |
5,9 |
94,1 |
– |
|
G1. Деполяризация правого предсердия |
I |
85,2 |
14,8 |
– |
II |
83,3 |
16,7 |
– |
|
III |
89,7 |
10,3 |
– |
|
IV |
82,4 |
17,6 |
– |
|
G2. Деполяризация левого предсердия |
I |
92,6 |
7,4 |
– |
II |
87,0 |
13,0 |
– |
|
III |
97,4 |
2,6 |
– |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G3. Деполяризация правого желудочка |
I |
88,9 |
3,7 |
7,4 |
II |
77,8 |
14,8 |
7,4 |
|
III |
82,1 |
12,8 |
5,1 |
|
IV |
82,4 |
17,6 |
– |
|
G4. Деполяризация левого желудочка |
I |
96,3 |
3,7 |
– |
II |
92,6 |
7,4 |
– |
|
III |
97,4 |
2,6 |
– |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G5. Реполяризация правого желудочка |
I |
100,0 |
– |
– |
II |
79,6 |
20,4 |
– |
|
III |
100,0b |
– |
– |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G6. Реполяризация левого желудочка |
I |
85,2 |
14,8 |
– |
II |
74,1 |
25,9 |
– |
|
III |
97,4b |
2,6 |
– |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G7. Электрическая симметрия желудочков |
I |
96,3 |
3,7 |
– |
II |
90,7 |
5,6 |
3,7 |
|
III |
97,4 |
– |
2,6 |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G8. Внутрижелудочковые блокады |
I |
100,0 |
– |
– |
II |
100,0 |
– |
– |
|
III |
100,0 |
– |
– |
|
IV |
100,0 |
– |
– |
|
G9. Компенсаторная реакция миокарда желудочков |
I |
81,5 |
3,7 |
14,8 |
II |
64,8 |
5,6 |
29,6 |
|
III |
71,8 |
7,7 |
20,5 |
|
IV |
70,6 |
17,6 |
11,8 |
|
Т-альтернация |
I |
51,9 |
48,1 |
– |
II |
35,2 |
61,1 |
3,7 |
|
III |
53,8 |
43,6 |
2,6 |
|
IV |
47,1 |
52,9 |
– |
|
Индекс электрической нестабильности миокарда |
I |
96,3 |
– |
3,7 |
II |
23,5a |
76,5 |
– |
|
III |
84,6b |
12,8b |
2,6 |
|
IV |
98,1 |
1,9 |
– |
Примечание: a — p<0,05 — при сравнении с данными студентов I группы,
b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы,
c — p<0,05 — при сравнении с данными студентов III группы.
Следует отметить, что у студентов IV группы при сравнении с данными студентов I и III групп установлено незначительное увеличение индексов "Миокард" до 15,5 [ 15,0-15,7]%, "Ритм" до 25,3 [ 18,5-34,5]% и Т-альтернации до 13,0 [ 5,0-15,0] мкВ, которое имело недостоверный характер, однако могло отражать начальные изменения в функциональном состоянии миокарда на фоне выраженного утомления у студентов этой группы.
Анализ функционального состояния ЦНС студентов с различными типами вегетативной регуляции показал увеличение у студентов II группы относительно обследуемых III группы скорости реакции с 0,29 [ 0,28-0,30] до 0,32 [ 0,29-0,34] мс (p<0,05), а также снижение функционального уровня с 2,5 [ 2,5-2,6] до 2,4 [ 2,2-2,5] ед. (p<0,05), устойчивости с 2,0 [ 1,5-2,3] до 0,8 [ 0,6-1,5] ед. (p<0,05) и уровня функциональных возможностей нервной системы с 3,3 [ 2,7-3,5] до 2,0 [ 1,7-2,6] ед. (p<0,05) (таблица 5).
Таблица 5
Показатели функционального состояния центральной нервной системы студентов
Показатель |
Группа студентов |
Me |
Q25-Q75 |
Время реакции (T), мс. |
I |
0,30 |
0,28-0,33 |
II |
0,32 |
0,29-0,34 |
|
III |
0,29 |
0,28-0,30b |
|
IV |
0,30 |
0,29-0,35 |
|
Функциональный уровень нервной системы, ед. |
I |
2,5 |
2,3-2,6 |
II |
2,4 |
2,2-2,5 |
|
III |
2,5 |
2,5-2,6b |
|
IV |
2,4 |
2,3-2,5 |
|
Устойчивость нервной реакции, ед. |
I |
1,3 |
0,8-1,9 |
II |
0,8 |
0,6-1,5 |
|
III |
2,0 |
1,5-2,3b |
|
IV |
1,2 |
0,7-1,5c |
|
Уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы, ед. |
I |
2,7 |
2,0-3,2 |
II |
2,0 |
1,7-2,6 |
|
III |
3,3 |
2,7-3,5b |
|
IV |
2,5 |
1,7-2,8c |
Примечание: a — p<0,05 — при сравнении с данными студентов I группы,
b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы,
c — p<0,05 — при сравнении с данными студентов III группы.
Вероятно, это стало причиной формирования сниженной умственной работоспособности более чем у половины студентов II группы (55,6%), число которых в 2,6 и 7,8 раза превышало количество студентов среди I (21,7%) и III (7,1%) групп (рисунок 2).
Рис. 2 Распределение студентов в зависимости от уровня умственной работоспособности (%).
Примечание: b — p<0,05 — при сравнении с данными студентов II группы.
Важно отметить, что у студентов IV группы с выраженным преобладанием автономного контура в сравнении со студентами III группы с умеренным преобладанием автономного контура вегетативной регуляции определено снижение устойчивости нервной системы в 1,7 раза и уровня ее функциональных возможностей в 1,3 раза, в связи с чем лишь 15,4% студентов IV группы имели нормальную умственную работоспособность, при данных 57,1% среди студентов III группы.
При оценке уровня биологической адаптации организма студентов установлено, что в III группе регистрировалось максимальное число обследуемых с удовлетворительной адаптацией (33,3%), при данных 9,2% среди студентов II группы и отсутствии таких студентов в IV группе (рисунок 3). Причем число студентов III группы с неудовлетворительной адаптацией составляло лишь 7,4%, в то время как каждый третий обследуемый II группы (35,2%) и более половины студентов IV группы (58,8%) имели неудовлетворительную адаптацию.
Рис. 3 Распределение студентов в зависимости от уровня биологической адаптации (%).
Обсуждение
Анализ ВСР детей и подростков показал, что индивидуально-типологические особенности вегетативной регуляции сердечного ритма играют ключевую роль в функционировании сердечно-сосудистой системы [8-13]. Полученные в настоящей работе результаты подтверждают данные отечественных научных исследований, в которых показано, что дети и подростки с центральным типом регуляции для обеспечения оптимального функционирования сердечно-сосудистой системы затрачивает больше усилий, чем их сверстники с автономным типом регуляции [10]. У исследуемых с выраженной централизацией вегетативной регуляции сердечного ритма (II тип) значительно снижены функциональные и адаптационные резервы организма, имеются различные дизрегуляторные проявления [10-16]. У исследуемых с IV типом регуляции наблюдается высокая ВСР вследствие выраженного доминирования парасимпатического воздействия и слабой активности симпатической регуляции, что свидетельствует о дефиците центрального контроля и вегетативных нарушениях [10-16]. В то же время III тип, при котором наблюдается умеренное преобладание автономной регуляции, по данным различных авторов, считается физиологической нормой и характеризуется высокими функциональными и адаптационными возможностями по сравнению с другими типами вегетативной регуляции [10-16].
Несмотря на потенциальный научный интерес и значимость метода Шлык Н. И., его применение в зарубежных исследованиях, по всей видимости, ограничено. Поиск зарубежных источников, использующих подходы Шлык Н. И. для анализа ВСР не принёс результатов. Однако зарубежными исследователями были получены схожие результаты, свидетельствующие о том, что симпатическая гиперактивация связана с ухудшением когнитивных функций, низкой работоспособностью, и, наоборот, в условиях парасимпатической активности увеличивалась ВСР с улучшением когнитивных функций у здоровых людей [20][21]. Доказана роль вегетативной регуляции в инициировании и прогрессировании патологических состояний сердца — сверхнизкая и очень низкочастотная мощность ВСР тесно связана сердечными аритмиями, с высоким риском внезапной сердечной смерти [22-24].
В зарубежных исследованиях активно применяются нелинейные методы анализа ВСР, которые включают фрактальные измерения, Poincaré-плоты (графики, отображающие взаимосвязь между последовательными RR-интервалами), энтропию, масштабирование спектра Фурье на 1/f и другие [23-27]. Несмотря на то, что нелинейные методы показали себя мощными средствами исследования, с их помощью не удалось получить крупных достижений при обработке медицинских данных, в т.ч. при анализе ВСР. Использование нелинейных методов ограничено их сложностью, отсутствием унифицированных стандартов и специализированного программного обеспечения, необходимостью проведения более длительных записей ВСР [24-29], что непрактично во многих клинических и исследовательских условиях, в связи с чем нами применялись линейные методы анализа ВСР.
Полученные нами данные акцентируют внимание на необходимости отнесения студентов с выраженным доминированием автономной и центральной регуляции сердечного ритма к "группе риска", и обуславливают необходимость разработки персонифицированных рекомендаций, направленных на коррекцию функциональных отклонений и оптимизацию учебного процесса, с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов, что может быть достигнуто через:
- Диагностику и мониторинг: оценка вегетативной регуляции с использованием анализа ВСР студентов, что позволит выявлять студентов "группы риска" с выраженным доминированием автономной и центральной регуляции сердечного ритма, а также регистрировать состояние регуляторных систем обучающихся в динамике учебного процесса.
- Оптимизацию учебного процесса:
- Информирование преподавателей об особенностях функционального состояния студентов "группы риска" и необходимости индивидуального подхода в образовательном процессе. Разработка информационных материалов, проведение лекций для всего профессорско-преподавательского состава с целью повышения осведомленности о важности индивидуального подхода к обучению и внимания к физиологическим и психологическим аспектам здоровья студентов.
- Использование различных образовательных подходов, таких как интерактивные методы обучения — групповые дискуссии, ролевые игры, кейс-методы, интерактивные лекции и другие, которые по сравнению с традиционным обучением позволяют создать благоприятную психологическую атмосферу на занятиях за счет снижения психоэмоционального напряжения, дружественного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, и могут быть более эффективны для студентов с различными типами вегетативной регуляции.
- Включение в учебный процесс занятий по управлению стрессом и эмоциональному самоконтролю, чтобы помочь студентам "группы риска" справляться с высоким уровнем нагрузки в медицинской сфере.
- Учет индивидуальных особенностей студентов "группы риска" при общении с ними, особенно в стрессовых ситуациях, таких как экзамены и зачеты.
- Организация спортивных занятий, таких как плавание или легкая атлетика, для улучшения физического здоровья и снижения стресса студентов "группы риска".
В соответствии с представленными данными о новом методе оценки типов вегетативной регуляции на основе анализа ВСР, следует обозначить потенциальные ограничения настоящего исследования: 1) специфичность исходной выборки, которая охватывала лишь определенную возрастную группу студентов медицинского университета, что не позволяет экстраполировать полученные данные на более широкую студенческую популяцию, представленную различными возрастными категориями и учебными заведениями. 2) применение методов оценки вегетативной регуляции ритма сердца, развиваемых только российскими учеными, что не позволяет сопоставить результаты с аналогичными исследованиями, проведенными зарубежными учеными, использующими другие методы анализа ВСР.
Заключение
Результаты исследования позволили научно обосновать индивидуально-типологический подход в анализе функционального состояния организма студентов-медиков и разработать персонифицированные рекомендации, направленные на коррекцию функциональных отклонений и оптимизацию учебного процесса, с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Система скрининга сердца компьютерная "Кардиовизор". Руководство пользователя по программному обеспечению. Медицинские компьютерные системы. 2014;60.
Рябыкина Г. В., Сула А. С. Использование прибора "Кардиовизор-06с" для скрининговых обследований. Пособие для врачей. Минздрав РФ. Российский кардиологический научно-производственный комплекс. Москва, 2004;44.
Глазачев О. С., Гуменюк В. А., Дудник Е. Н., Асымбекова Э. У., Сула А. С., Рева М. П. Метод экспресс-оценки функционального состояния миокарда. Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Системный подход в физиологии. 2004;12.
2. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека. Методическое руководство. М. 2003;25. ISBN 978-5-7822-0085-5.
Список литературы
1. Евсевьева М. Е., Ерёмин М. В., Сергеева О. В. и др. Проспективный анализ основных факторов риска и сосудистого статуса у студентов за время обучения в медицинском вузе. Российский кардиологический журнал. 2023;28(2):5143. doi:10.15829/1560-4071-2023-5143.
2. Аминова О. С., Тятенкова Н. Н., Соколова С. Б. Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023;(1):9-15.
3. Медведева О. В., Кирюшин В. А., Максимова Е. С. Интегральная оценка уровня здоровья и здоровьесберегающего поведения студентов медицинского вуза. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;(1):572-9. doi:10.24412/2312-2935-2023-1-570-579.
4. Меерманова И. Б., Седач Н. Н., Большакова И. А. и др. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. Медицина и экология. 2019;(2):5-11.
5. Грошева Е. С., Соколова Н. В., Губина О. И. Изучение влияния экзаменационного стресса на показатели умственной работоспособности студентов вуза. Гигиена и санитария. 2019;98(5):527-33 doi:10.18821/0016-9900-2019-98-5-527-533.
6. Бобрищева-Пушкина Н. Д., Кузнецова Л. Ю., Попова О. Л. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика. Гигиена и санитария. 2018;97(5):456-60. doi:10.18821/0016-9900-2018-97-5-456-460.
7. Попов В. И. Актуализация проблемы охраны здоровья студенческой молодежи. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021;(4):46-7.
8. Баевский Р. М., Иванов Г. Г., Чирейкин Л. В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем. Вестник аритмологии. 2001;(24):69-85.
9. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику. М.: Слово. 2008. 220 c. ISBN: 978-5-900228-77-8.
10. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. Ижевск. 2009. 259 с. ISBN: 978-5-904524-24-1.
11. Севостьянова М. С., Логинова И. О., Семичев Е. В. Специфика психологических переживаний спортсменов 7-11 лет с различными типами вегетативной регуляции. Современные вопросы биомедицины. 2021;5(4):100-11. doi:10.51871/2588-0500_2021_05_04_10.
12. Сатаркулова А. М., Шаназаров А. С. Вариабельность сердечного ритма и типологические особенности вегетативной регуляции у иностранных студентов при ортостатической пробе. Вестник Ошского государственного университета. 2018;(1):167-73.
13. Шлык Н. И., Алабужев А. Е., Шумихина И. И. Индивидуальный подход к анализу тренировочного процесса по данным вариабельности сердечного ритма у легкоатлетов-бегунов в условиях среднегорья. Теория и практика физической культуры. 2017;(1):15-8.
14. Сатаркулова А. М. Функциональное состояние и адаптационный потенциал у иностранных студентов с различным типом вегетативной регуляции в процессе обучения. Ульяновский медико-биологический журнал. 2020;(1):118-26.
15. Шлык Н. И., Зуфарова Э. И. Нормативы показателей вариабельности сердечного ритма у исследуемых 16-21 года с разными преобладающими типами вегетативной регуляции. Вестник Удмуртского университета. 2013;(4):97-105.
16. Мальцев В. П., Говорухина А. А., Мальков О. А. Особенности вариабельности сердечного ритма студентов в зависимости от пола и типа вегетативной регуляции. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. 2022;8(4):126-35.
17. Сула А. С., Рябыкина Г. В., Гришин В. Г. ЭКГ-анализатор КардиоВизор-06с: новые возможности выявления ишемии миокарда при скрининговых обследованиях и перспективы использования в функциональной диагностике. Функциональная диагностика. 2003;(2):69-77.
18. Иванов Г. Г., Ткаченко С. Б., Баевский Р. М. и др. Диагностические возможности характеристик дисперсии ЭКГ-сигнала при инфаркте миокарда (по данным ЭКГ-анализатора "КардиоВизор-06сИ"). Функциональная диагностика. 2005;(4):1-17.
19. Иванов Г. Г., Сула А. С. Дисперсионное ЭКГ-картирование: теоретические основы и клиническая практика. Москва: Техносфера. 2009. 192 с. ISBN: 978-5-94836-225-0.
20. Forte G, Favieri F, Casagrande M. Heart Rate Variability and Cognitive Function: A Systematic Review. Front Neurosci. 2019; 13:710. doi:10.3389/fnins.2019.00710.
21. Hilgarter K, Schmid-Zalaudek K, Csanády-Leitner R, et al. Phasic heart rate variability and the association with cognitive performance: A cross-sectional study in a healthy population setting. PLoS One. 2021;16(3):e0246968. doi:10.1371/journal.pone.0246968.
22. Maheshwari A, Norby FL, Soliman EZ, et al. Low heart rate variability in a 2-Minute electrocardiogram recording is associated with an increased risk of sudden cardiac death in the general population: the atherosclerosis risk in communities study. PLoS One. 2016;11:e0161648. doi:10.1371/journal.pone.0161648.
23. He Z. The control mechanisms of heart rate dynamics in a new heart rate nonlinear time series model. Sci Rep. 2020;10:4814. doi:10.1038/s41598-020-61562-6.
24. Goldberger JJ, Arora R, Buckley U, et al. Autonomic nervous system dysfunction: JACC focus seminar. J Am Coll Cardiol. 2019;73:1189-206. doi:10.1016/j.jacc.2018.12.064.
25. Henriques T, Ribeiro M, Teixeira A, et al. Nonlinear Methods Most Applied to Heart-Rate Time Series: A Review. Entropy (Basel). 2020;22(3):309. doi:10.3390/e22030309.
26. Barthelemy J-C, Pichot V, Hupin D, et al. Targeting autonomic nervous system as a biomarker of well-ageing in the prevention of stroke. Front Aging Neurosci. 2022;14:969352. doi:10.3389/fnagi.2022.969352.
27. Agorastos A, Mansueto AC, Hager T, et al. Heart Rate Variability as a Translational Dynamic Biomarker of Altered Autonomic Function in Health and Psychiatric Disease. Biomedicines. 2023; 11(6):1591. doi:10.3390/biomedicines11061591.
28. Борисенко Т. Л., Снежицкий В. А., Фролов А. В. Клиническое значение нелинейных параметров вариабельности сердечного ритма у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2020;18(3):223-9. doi:10.25298/2221-8785-2020-18-3-223-229.
29. Носовский А. М., Поздняков С. В., Каминская Е. В. Математические методы оценки вариабельности сердечного ритма (обзор). Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018;16(1):22-39.
Об авторах
Н. П. СеткоРоссия
Сетко Нина Павловна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины.
460000, Оренбург
О. М. Жданова
Россия
Жданова Олеся Михайловна — ассистент кафедры профилактической медицины.
460000, Оренбург
А. Г. Сетко
Россия
Сетко Андрей Геннадьевич — д.м.н., профессор, заведующий отделом гигиены питания.
Москва
Дополнительные файлы
Что известно о предмете исследования?
- Преобладание автономного контура регуляции связано с лучшей адаптацией к учебной нагрузке и стрессу, в то время как преобладание центрального контура может указывать на повышенное напряжение регуляторных систем.
Что добавляют результаты исследования?
- Установлено влияние типа вегетативной регуляции на функциональное состояние миокарда и центральной нервной системы.
- У студентов с выраженным доминированием автономной и центральной регуляции сердечного ритма выявлено ухудшение функционального состояния миокарда и центральной нервной системы, снижение умственной работоспособности.
Рецензия
Для цитирования:
Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Индивидуально-типологический подход в анализе функционального состояния организма студентов-медиков. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2):3800. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3800. EDN: SOBIWP
For citation:
Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Individual typological approach to the analysis of the body function of medical students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2):3800. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3800. EDN: SOBIWP