Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Сбалансированная система показателей качества деятельности городской поликлиники

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3809

EDN: EGJUSC

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Система контроля качества оказания медицинской помощи (МП) в различных странах основывается на показателях качества оказания медицинской услуги, удовлетворенности пациента и его родственников, а также на качестве оформления медицинской документации. В то же время, когда речь идет о показателях качества деятельности медицинской организации (МО), то к критериям качества оказания МП добавляются еще критерии социальной и экономической эффективности процессов. Часто данные группы показателей рассматриваются исследователями отдельно друг от друга, и в доступной нам литературе не показано сбалансированных подходов к объединению показателей из разных групп в рамках одного процесса, что и послужило основанием для настоящей работы.

Цель. Статья посвящена выявлению специфики системы сбалансированных показателей качества деятельности городской поликлиники на примере результатов проведения процесса профилактического осмотра для детей первого года жизни.

Материал и методы. Исследование показателей качества деятельности городской поликлиники осуществлялось с 2019 по 2023гг. Базой исследования выступала ГБУЗ НСО "Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27" г. Новосибирска. Изучение устойчивого развития МО проводилось в период с 2012 по 2023гг. В работе использовались данные социологического и экспертного опроса руководителей (2012-2018), а также сравнительное моделирование, общелогические методы и приемы.

Результаты. Наиболее длительной многоуровневой и сложной в организационном плане медицинской услугой является процесс профилактического осмотра детей первого года жизни. Поэтому на его примере была разработана сбалансированная система показателей качества деятельности городской поликлиники. На первом этапе были определены медицинские критерии качества процесса. Проведено интервьюирование пациентов и определены критерии качества, важные для родителей пациентов. Сложность, многоэтапность и короткие сроки оказания медицинской услуги определили критерии экономической эффективности процесса. На втором этапе были разработаны критерии организационной эффективности процесса и критерии контроля качества процесса, которые позволяют руководителям подразделений отслеживать ключевые показатели деятельности, а также выстраивать согласованную работу между участковой службой, консультативно-диагностической службой и вспомогательными подразделениями. На третьем этапе были разработаны критерии качества деятельности МО, которые, с одной стороны, отражают работу поликлиники, а с другой стороны, не являются избыточными и могут быть использованы для оценки эффективности работы организации в целом.

Заключение. Проведенное исследование показало, что для повышения устойчивости развития МО необходим эффективный мониторинг, основанный на ключевых показателях эффективности деятельности. Классический подход к определению эффективности деятельности МО строится от общих показателей работы к критериям качества отдельных процессов, что не позволяет определить нарушения в отдельных медицинских и вспомогательных процессах, и, соответственно, не позволяет выявить пути их решения. А также не указывает, на каком уровне произошло нарушение: лечебно-диагностическом, вспомогательном или организационном. Использование процессного и системного подхода при разработке критериев качества деятельности МО позволяет разработать систему показателей, сбалансированную относительно критериев различных групп, что в итоге отражает эффективность процессов в целом, дает понимание причинно-следственных связей и выявляет коренную причину дестабилизации процесса при необходимости.

Для цитирования:


Латуха О.А., Сон И.М., Бравве Ю.И., Калиниченко А.В., Пушкарева Е.А., Толстова К.С. Сбалансированная система показателей качества деятельности городской поликлиники. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3809. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3809. EDN: EGJUSC

For citation:


Latukha O.A., Son I.M., Bravve Yu.I., Kalinichenko A.V., Pushkareva E.A., Tolstova K.S. Quality balanced scorecard for the outpatient clinic. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3809. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3809. EDN: EGJUSC

Введение

В настоящее время системы здравоохранения в мире ориентированы на качество оказания медицинской помощи (МП), но используют принципиально различные подходы к формулированию критериев качества [1-5].

Система контроля качества в медицинской организации (МО), основанная на стандарте ISO 9001 (International Organization for Standardization), по данным различных исследований [6-8], обеспечивает ~55% эффективности деятельности МО, ориентированной на устойчивое развитие [9][10].

Модель международного стандарта JCI (Joint Commission International) основана преимущественно на показателях, повышающих удовлетворенность пациентов условиями пребывания в МО [10][11]. Так, критерии качества клиники Мэйо основаны на принципе "нужды пациента превыше всего", которые ориентированы на комфортное пребывание пациента в МО и достигаются организацией командной работы персонала [3][12-14]. Триада Донабедиана включает качество структуры, технологий и результата, объединяя медицинскую и организационную эффективность [15-18].

Система бережливого производства, активно внедряющаяся в МО, оказывающие первичную медико-санитарную помощь с 2017г в России, ориентирована на показатели комфортного пребывания пациента в поликлинике, прием строго по времени и по предварительной записи, что повышает удовлетворенность пациента и его родственников, однако не может служить показателем качества оказания МП [19-24]. Тем не менее одним из критериев новой модели является создание инфоцентра, позволяющего контролировать качество деятельности МО в режиме реального времени [25-27].

В настоящее время в нашей стране критериями качества служат: отсутствие обоснованных жалоб от пациентов, правильное заполнение медицинской документации, отсутствие врачебных ошибок, соответствие условий оказания услуги порядкам оказания МП, объем оказания МП установлен стандартами и клиническими рекомендациями [1][28-30].

Данные подходы к организации качества деятельности МО рассматриваются исследователями отдельно друг от друга и в доступной нам литературе не отражают сбалансированных подходов к объединению показателей из разных источников в рамках одного процесса, что и послужило основанием для исследования.

Статья посвящена выявлению специфики системы сбалансированных показателей качества деятельности городской поликлиники на примере результатов проведения процесса профилактического медицинского осмотра для детей первого года жизни.

Материал и методы

Исследование показателей качества деятельности городской поликлиники осуществлялось с 2019 по 2023гг. Изучение устойчивого развития МО проводилось в период с 2012 по 2023гг. В работе использовались данные социологического и экспертного опроса руководителей (2012-2018), а также сравнительное моделирование, общелогические методы и приемы.

Базой для исследования и внедрения системы контроля качества послужило ГБУЗ НСО "Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27" г. Новосибирска (ГБУЗ НСО "ККДП № 27").

Результаты и обсуждение

При исследовании управленческих моделей, повышающих потенциал устойчивого развития МО, была выделена группа показателей, отвечающих за мониторинг эффективности деятельности отдельных процессов. Все исследуемые организации изучают удовлетворенность пациентов и стремятся повысить эффективность лечебно-диагностических и вспомогательных процессов. Но проводят систематический мониторинг и анализ результатов деятельности устойчиво развивающиеся МО на 29,4% чаще, чем альтернативная группа. Кроме того, развивающиеся организации на 43,6% чаще выстраивают систему менеджмента качества, основанную на процессном и системном подходе, чем МО, не демонстрирующие устойчивый рост (рисунок 1).

Рис. 1 Сравнительный анализ управленческих моделей,
способствующих устойчивому развитию МО, по сравнению с организациями,
не демонстрирующими устойчивый рост (баллы).

Примечание: МО — медицинские организации,
СМК — серия международных стандартов.

Руководители устойчиво развивающихся МО чаще: проводили оценку хода работ по достижению запланированных результатов — в 3 раза; оценку эффективности и результативности принятия решения — в 3,3 раза; определяли лучший опыт работы подразделений для тиражирования — в 2,8 раза; систематически повышали эффективность и результативность всех процессов МО — в 1,9 раза, чем руководители МО, не демонстрирующих устойчивый рост. Оценка роста в группе МО, ориентированных на устойчивый рост показателей эффективности долгосрочного планирования, была на 27,8% выше; оценка эффективности деятельности всех подразделений — на 22,2% выше; и регулярный анализ деятельности организации — на 28% выше, чем в альтернативной группе (рисунок 2).

Рис. 2 Сравнительный анализ управленческих моделей,
способствующих устойчивому развитию МО, по сравнению с организациями,
не демонстрирующими устойчивый рост (%).

Примечание: МО — медицинские организации.

Поскольку исследуемые управленческие модели основываются на ключевых показателях эффективности деятельности, то разработка критериев, отражающих качество деятельности, представляет интерес для руководителей МО.

В большинстве исследуемых МО эффективность деятельности оценивается по достижению плановых показателей, оценивающих всю работу организации в целом. В государственных МО такими показателями являются государственное задание и плановые показатели работы, а в частной системе здравоохранения — преимущественно экономические показатели работы.

Данный подход приводит к тому, что оценка эффективности деятельности всей МО сводится к ограниченному числу показателей, которые не связаны между собой. Например, количество обоснованных жалоб на МО и количество законченных случаев оказания неотложной помощи детскому населению. Кроме того, общие показатели не указывают на нарушения работы в отдельных медицинских и вспомогательных процессах и, соответственно, не дают понимания путей их решения. Часто эффективность лечебно-диагностического процесса зависит от вспомогательных процессов и общей организационной работы. И нарушение может лежать не в зоне ответственности медицинского работника, а, например, в зоне обеспечения процесса расходными материалами (рисунок 3).

Рис. 3 Классический подход к определению эффективности деятельности МО.

В ГБУЗ НСО "Клиническая консультативно-диагностическая поликлиника № 27" (г. Новосибирск) разрабатывалась система показателей качества деятельности МО, основанием которого являлись процессный и системный подходы.

Для исследования был выбран процесс прохождения первого этапа профилактического осмотра детей в возрасте 12 мес.

Особенностями этого процесса являются (рисунок 4):

  • организация оказания МП в срок 20 рабочих дней от даты рождения ребенка;
  • большое количество врачей, принимавших участие в процессе;
  • согласованность работы участковой, консультативной и диагностической служб;
  • значительный объем работы вспомогательных подразделений, включая работу статистической службы;
  • возраст пациентов, который увеличивает время проведения ряда лечебно-диагностических процедур и др.

Рис. 4 Процесс оказания медицинской услуги по проведению
профилактического осмотра детей первого года жизни.

Примечание: ПО — профилактический осмотр, ЭКГ — электрокардиография.

В первую очередь была сформирована группа (М) медицинских критериев качества процесса (см. выше) прохождения первого этапа профилактического осмотра детей первого года жизни, в основу которой были положены следующие показатели:

  1. Количество детей, получивших медицинскую услугу в полном объеме (М 1);
  2. Количество детей, направленных на 2 этап профилактического осмотра (М 2);
  3. Формирование реестра диспансерных групп (М 3);
  4. Преемственность оказания МП за счет размещения данных профилактического осмотра в медицинской информационной системе (М 4).

В связи с внедрением в работу поликлиники критериев новой модели, кроме медицинских критериев качества, фокус внимания рабочей группы был направлен на удовлетворенность родителей пациента условиями и качеством оказания медицинской услуги. После детального интервьюирования родителей детей в возрасте 1 года, были сформированы критерии (П) качества процесса для пациента:

  • Количество посещений поликлиники пациентами (П 1);
  • Количество дней оказания медицинской услуги (П 2);
  • Удовлетворенность родителей пациента качеством и условиями предоставления медицинской услуги (П 3);
  • Доступность врачей для проведения профилактического осмотра (П 4);
  • Доступность врачей для консультации по заболеванию (П 5);
  • Удовлетворенность комфортом пребывания в МО (П 6).

В связи с тем, что процесс профилактического осмотра многоэтапный с включением в работу как медицинского, так и немедицинского персонала, границы процесса были расширены от этапа подготовки к профилактическому осмотру до оплаты законченного случая (рисунок 5).

Рис. 5 Контроль качества процессов при организации
профилактического осмотра детей первого года жизни.

Примечание: ПО — профилактический осмотр.

В данном случае к критериям качества основного процесса добавляется группа (Э) экономических критериев качества процесса профилактического осмотра детей в возрасте одного года:

  1. Количество детей, получивших медицинскую услугу в полном объеме и в срок 20 рабочих дней (Э 1);
  2. Количество законченных случаев (Э 2);
  3. Количество оплаченных случаев (Э 3);
  4. Количество штрафных санкций по результатам проверок (Э 4);
  5. Выполнение плановых показателей участковым врачом (Э 5).

Описанные группы критериев качества относятся к процессному управлению и формируют группы показателей следующего уровня, демонстрирующих системный подход и распределяясь от частного к общему. Особенность показателей второго и третьего уровня в том, что они отражают эффективность процессов в целом, и в случае нарушения работы в отдельных элементах процесса дают понимание причинно-следственных связей и выявляют коренную причину дестабилизации процесса. При таком подходе система показателей сбалансирована относительно критериев из разных групп (рисунок 6).

Рис. 6 Сбалансированная система показателей качества деятельности МО.

В случае процесса проведения профилактического осмотра критериями контроля качества МП (КМП) будут следующие показатели:

  1. Количество дней оказания медицинской услуги (КМП 1);
  2. Удовлетворенность родителей пациента качеством и условиями предоставления медицинской услуги (КМП 2);
  3. Количество детей, получивших медицинскую услугу в полном объеме и точно в срок (КМП 3);
  4. Качество оформления документации амбулаторных карт (КМП 4);
  5. Количество отказов родителей от продолжения прохождения профилактического осмотра по причине заболевания (КМП 5);
  6. Количество законченных случаев профилактического осмотра детей в возрасте 12 мес. (КМП 6);
  7. Доля пациентов, получивших медицинскую услугу, относительно плановых показателей по участкам (КМП 7).

Оплата законченного случая за услугу профилактического осмотра осуществляется только при полном цикле лечебно-диагностических процедур, и в случае заболевания (увольнения) одного из специалистов или несвоевременной статистической отчетности проведенная работа не считается оказанной услугой. Поэтому возникла необходимость разработки критериев организационной эффективности (КОЭ) деятельности МО:

  1. Количество посещений поликлиники пациентами (КОЭ 1);
  2. Полный цикл оформления медицинской документации по подразделениям (КОЭ 2);
  3. Доступность врачей для проведения профилактического осмотра (КОЭ 3);
  4. Доступность врачей для консультации по заболеванию (КОЭ 4);
  5. Доступность врачей участковой службы для проведения профилактического осмотра (КОЭ 5);
  6. Повышение доступности врачей для других категорий детей (КОЭ 6);
  7. Удовлетворенность пациента комфортом пребывания в МО по подразделениям (КОЭ 7);
  8. Удовлетворенность персонала качеством, безопасностью и условиями проведения профилактического осмотра (КОЭ 8).

Данные критерии позволяют системно решать вопросы доступности врачей консультативного отделения для разных потоков пациентов за счет согласованности работы лечебно-диагностических подразделений, организовывать зоны комфортного пребывания пациентов в различных филиалах поликлиники, контролировать качество и своевременность оформления медицинской документации, повышая общую результативность процесса. Такие показатели находятся в зоне внимания заместителей главного врача.

В то же время главный врач контролирует достижение только стратегически важных показателей (КМД) качества деятельности МО:

  1. Выполнение государственного задания (КМД 1);
  2. Формирование своевременной и полной статистической отчетности (КМД 2);
  3. Количество законченных и оплаченных случаев (КМД 3);
  4. Количество штрафных санкций по результатам проверок (КМД 4);
  5. Количество посещений поликлиники пациентами (КМД 5);
  6. Доступность врачей-специалистов для проведения профилактического осмотра и для консультации по заболеванию (КМД 6);
  7. Количество обоснованных жалоб пациентов, поступивших со стороны внешних организаций (Минздрава России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья) (КМД 7).

В случае, если нарушение идет на ранних этапах прохождения процесса, то это влияет на итоговые показатели работы МО в целом. Поэтому задача сбалансированной системы показателей вовремя выявить нарушения качества оказания МП и провести корректирующие и предупреждающие мероприятия.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало следующее:

  1. Для повышения устойчивости развития МО необходим эффективный мониторинг, основанный на ключевых показателях эффективности деятельности.
  2. Классический подход к определению эффективности деятельности МО строится от общих показателей работы к критериям качества отдельных процессов, что не позволяет определить нарушения в отдельных медицинских и вспомогательных процессах и, соответственно, не дает понимания путей их решения. А также не указывает, на каком уровне произошло нарушение: лечебно-диагностическом, вспомогательном или организационном.
  3. Использование процессного и системного подхода при разработке критериев качества деятельности МО позволяет разработать систему показателей, сбалансированную относительно критериев из разных групп, что отражает эффективность процессов в целом, дает понимание причинно-следственных связей и выявляет коренную причину дестабилизации процесса при необходимости.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Список литературы

1. Микерова М. С., Каровайкина Е. А., Гараева А. С. Разработка и стандартизация критериев оценки удовлетворенности пациента как компонента качества медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019;(5-6):24-9. doi:10.26347/1607-2502201905-06024-029.

2. Артамонова Г. В., Попсуйко А. Н., Бацина Е. А. и др. Возможности применения критериев премии правительства российской федерации в области качества для повышения качества медицинской помощи. Здравоохранение Российской Федерации. 2022;66(3):195-200. doi:10.47470/0044-197X-2022-66-3-195-200.

3. Бударин С. С., Эльбек Ю. В. Влияние качества управления ресурсами на доступность медицинской помощи. Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020;15(3(59)):88-93. doi:10.12737/2073-0462-2020-88-93.

4. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Вишнёва Е. А. Комплексный подход к оценке качества медицинской помощи в педиатрии. Педиатрическая фармакология. 2015;12(5):51723. doi:10.15690/pf.v12i5.1451.

5. Орлов А. Е., Еремеев А. Е., Прошина О. А. и др. Современное состояние проблемы качества оказания медицинской помощи. Наука и инновации в медицине. 2022;7(2):116-23. doi:10.35693/2500-1388-2022-7-2-116-123.

6. Латуха О. А., Сон И. М., Бравве Ю. И. и др. Анализ управленческих моделей, способствующих устойчивому развитию медицинских организаций. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023;(2):719-39. doi:10.24412/2312-2935-2023-2719-739.

7. Латуха О. А. Проблема эффективности управления качеством в медицинской организации: международный аспект. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017;7(1):230-45. doi:10.15293/2226-3365.1701.16.

8. Латуха О. А. Современные подходы к управлению устойчивым развитием медицинской организации. Новосибирск, 2019. ISBN: 978-5-00104-522-9.

9. Железнякова И. А., Серяпина Ю. В., Михайлов И. А. и др. Методологические подходы к внедрению системы контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020;4(42):13-20. doi:10.17116/medtech20204204113.

10. Смирнова Е. В., Волкова О. А. Жалобы граждан на доступность и качество медицинской помощи как инструмент оценки эффективности внедрения "новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению". Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;(3-4):312. doi:10.26347/1607-2502202103-04003-012.

11. Меньшикова Л. И., Дьячкова М. Г., Мордовский Э. А. Оценка удовлетворенности родителей пациентов первичной медико-санитарной помощью, оказанной в детских поликлиниках. Экология человека. 2017;(12):15-20. doi:10.33396/1728-0869-2017-12-15-20.

12. Лукъянце ва Д. В., Сухоруких О. А., Омельяновский В. В. Обзор мирового опыта разработки показателей оценки качества медицинской помощи для амбулаторного этапа ее оказания. Фар макоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2018;11(1):45-9. doi:10.17749/2070-4909.2018.11.1.045-049.

13. Латуха О. А. Совершенствование системы внутреннего контроля качества работы медицинской организации на основе проектного управления. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017;7(5): 225-40. doi:10.15293/2226-3365.1705.15.

14. Латуха О. А., Сон И. М., Бравве Ю. И. и др. Анализ эффективности деятельности медицинских организаций, реализующих стратегию развития. Менеджер здравоохранения. 2023;(9):46-51. doi:10.21045/1811-0185-2023-9-46-51.

15. Шаповалов К. А., Каторкин В. И., Слуцкий С. И. Оптимизация работы регистратуры городской детской поликлиники в рамках проекта "бережливая поликлиника". Педиатрический вестник Южного Урала. 2022;(1): 18-31. doi:10.34710/Chel.2022.50.21.004.

16. Латуха О. А. Ключевые факторы успеха развития организации в современных условиях. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016;(3):131-9. doi:10.15293/2226-3365.1603.12.

17. Латуха О. А., Калиниченко А. В., Бравве Ю. И. и др. Опыт применения концепции устойчивого развития в бережливой поликлинике. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2021;7(2):66-76. doi:10.33029/24118621-2021-7-2-66-76.

18. Жабина У. В., Агафонова Ю. В., Деменко ва В. В. Совершенствование управления доступности и качества медицинской помощи как приоритетное направление модернизации системы здравоохранения. Медицина и физическая культура: наука и практика. 2019;1(3):51-9. doi:10.20310/2658-7688-2019-1-3-51-59.

19. Бедорева И. Ю., Латуха О. А., Бравве Ю. И. и др. Система контроля качества в устойчиво развивающейся медицинской организации. Новосибирск, 2020. ISBN: 978-500104-544-1.

20. Латуха О. А. Оценка потенциала устойчивости развития организации. Science for Education Today. 2021;(6):14259. doi:10.15293/2658-6762.2106.08.

21. Латуха О. А. Обучение менеджменту устойчивого развития руководителей организации. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018;(3):225-36. doi:10.15293/2226-3365.1803.16.

22. Щепин В. О., Дьячкова А. С. Сроки ожидания амбулаторно-поликлинической помощи как показатель ее доступности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014;22(4):23-6. EDN SMGIZZ.

23. Волкова О. А., Бударин С. С., Смирнова Е. В. и др. Изучение удовлетворенности пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, состоящих на диспансерном наблюдении, доступностью и качеством первичной медико-санитарной помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021;(1112):22-30. doi:10.26347/1607-2502202111-12022-030.

24. Иванов И. В., Швабский О. Р., Минулин И. Б. и др. Всемирный день безопасности пациентов: повышение осведомленности граждан о вопросах качества и безопасности медицинской деятельности. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021;7(1):92-100. doi:10.33029/2411-8621-2021-7-1-92-100.

25. Смирнова Е. В., Волкова О. А., Черкасов С. Н. О необходимости стандартизации организации учета и контроля качества медицинской помощи при оказании платных медицинских услуг. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019;(56):3-16. doi:10.26347/1607-2502201905-06003-016.

26. Суслин C. А., Гиннятулина Р. И., Вавилов А. В. и др. Стандартизация управления качес твом медицинской помощи. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019;(5-6):51-7. doi:10.26347/16072502201905-06051-057.

27. Шарапова О. В., Кича Д. И., Рукодайный О. В. и др. Качество профилактики в структуре оказания медицинской помощи. Вестник Медицинского института непрерывного образования. 2021;(1): 36-9. doi:10.46393/2782-1714_2021_1_36_39.

28. Рассказова В. Н., Кику П. Ф., Пак О. И. и др. Оценка качества ме дицинской помощи в высокотехнологичном медицинском центре. Здравоохранение Российской Федерации. 2019;63(5): 228-36. doi:10.18821/0044-197X-2019-63-5-228-236.

29. Мунтян И. А., Архипова С. В. Опыт внедрения новой организационной модели деятельности сестринского персонала в детском отделении городской поликлиники. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022;(5):684-701. doi:10.24412/2312-2935-2022-5-684-701.

30. Чагаева Н. В., Пономарева О. В., Петров Б. А. и др. Опыт применения многомерного статистического анализа для изучения профилактической работы регионального детского здравоохранения. Вятский медицинский вестник. 2020;(4):69-73. doi:10.24411/2220-7880-2020-10134.


Об авторах

О. А. Латуха
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

к.э.н., доцент ВАК, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья.

Новосибирск



И. М. Сон
ФГБОУ  ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Минздрава России; Пензенский институт усовершенствования врачей — филиал ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного  профессионального образования" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, советник Ректора, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом управления сестринской деятельностью.

Москва, Пенза



Ю. И. Бравве
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей.

Новосибирск



А. В. Калиниченко
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения лечебного факультета.

Новосибирск



Е. А. Пушкарева
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический  университет"
Россия

д.ф.н., профессор кафедры права и философии.

Новосибирск



К. С. Толстова
ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

ассистент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей.

Новосибирск



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Латуха О.А., Сон И.М., Бравве Ю.И., Калиниченко А.В., Пушкарева Е.А., Толстова К.С. Сбалансированная система показателей качества деятельности городской поликлиники. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(9S):3809. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3809. EDN: EGJUSC

For citation:


Latukha O.A., Son I.M., Bravve Yu.I., Kalinichenko A.V., Pushkareva E.A., Tolstova K.S. Quality balanced scorecard for the outpatient clinic. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(9S):3809. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3809. EDN: EGJUSC

Просмотров: 544


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)