Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Готовность студентов факультета высшего сестринского образования к педагогической деятельности как результат эффективной профессиональной подготовки в медицинском высшем учебном заведении

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3875

EDN: CGZLKA

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Проблема готовности выпускников факультета высшего сестринского образования (ВСО) к осуществлению профессионально-педагогической деятельности является ключевой составляющей в организации эффективного образовательного процесса. Сформированность педагогических компетенций оказывает положительное влияние на различные типы последующей профессиональной деятельности медицинской сестры в практическом здравоохранении.

В нашем исследовании оценена готовность выпускников факультета ВСО к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, разработана усовершенствованная модель процесса формирования необходимых навыков.

Для цитирования:


Мутигуллина А.А. Готовность студентов факультета высшего сестринского образования к педагогической деятельности как результат эффективной профессиональной подготовки в медицинском высшем учебном заведении. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(4S):3875. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3875. EDN: CGZLKA

For citation:


Mutigullina A.A. Readiness of students of the Faculty of Higher Nursing Education for teaching activities as a result of effective professional training in a Medical University. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(4S):3875. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3875. EDN: CGZLKA

Подготовка медицинской сестры, владеющей знаниями по основам сестринского дела во всем его многообразии (как научными основами организации и управления сестринскими службами, так и психолого-педагогическими основами обучения), является основополагающей задачей, определяющей эффективность функционирования системы высшего сестринского образования (ВСО)1. Конечной целью подготовки специалистов на факультетах ВСО любого медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) страны является формирование у обучающихся готовности к деятельности, позволяющей решать все профессиональные задачи, стоящие перед ними согласно стандарту образования, среди которых особое место занимает профессионально-педагогическая деятельность (ППД)2. Готовность к педагогической деятельности, как одна из задач профессионального обучения в медицинском ВУЗе и неотъемлемая составляющая их будущей профессиональной деятельности, требует от учебного заведения обеспечения образовательной среды, способствующей формированию готовности студентов к выполнению профессионально-педагогических задач.

Готовность у студентов факультета ВСО к осуществлению ППД рассматривается нами как результат целенаправленной профессиональной подготовки, характеризующейся профессионально-педагогической направленностью и сформированностью соответствующих компетенций (знаний, умений и навыков), обеспечивающих студенту успешность в выполнении профессиональных, в частности педагогических, задач3. При анализе основного перечня видов деятельности выпускников ВСО, перечисленных в приказе № 1456 от 26.11.2020 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело", мы выделили задачи, выполнение которых требует от специалиста с ВСО наличия педагогических компетенций:

— организационно-управленческая деятельность: способность проектировать организационные структуры, планировать и осуществлять мероприятия по управлению персоналом, с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;

— медико-профилактическая деятельность: способность разрабатывать и проводить профилактические мероприятия, распространять знания о здоровом образе жизни с целью повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний пациента (населения); обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

— педагогическая деятельность: осуществление педагогической деятельности в системе подготовки и профессионального развития сестринских кадров; способен разрабатывать методические и обучающие материалы для подготовки и профессионального развития сестринских кадров;

— научно-исследовательская деятельность: способен применять современные методики сбора и обработки информации, необходимой для проведения научного исследования.

Таким образом, можно подытожить, что педагогические знания пронизывают всю профессиональную деятельность медицинской сестры с ВСО, вне зависимости от выбранного направления деятельности. Мы согласны с мнением Лаптиевой Л. Н., Рублевской Е. И. [1], что "…медицинский работник, приступив к самостоятельной работе, должен быть готов к осуществлению педагогической деятельности с разными категориями пациентов и их родственниками". Поэтому студентов ВСО необходимо целенаправленно ориентировать к готовности осуществлять профессиональные задачи, связанные с педагогическими аспектами деятельности.

В течение последних лет учёные (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. А. Лаврова, Е. В. Максименко, Л. С. Подымова, Е. Г. Поздеева, В. А. Сластёнин и др.) в своих исследованиях рассматривали разные компоненты готовности студентов к педагогической деятельности:

— М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, рассматривают готовность как совокупность мотивационного, ориентационного, операционального, волевого, оценочного;

— мотивационный, креативный, рефлексивный (В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова);

— мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, деятельностный (Е. В. Максименко);

— когнитивный, деятельностный, мотивационный, праксеологический (И. В. Дмитриева);

— мотивационный, когнитивный, деятельностный, праксиологический (Е. А. Лаврова, Е. Г. Поздеева). Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно утверждать, что большинство исследователей в готовности к ППД выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Для всестороннего рассмотрения понятия готовности к выполнению профессионально-педагогических задач необходимо более подробно рассмотреть ее структуру:

Мотивационный компонент определяется тем, что самым первым необходимым условием для формирования готовности к педагогической деятельности, конечно же, является формирование у студентов мотивации на изучение педагогических дисциплин1. Критерием мотивационного компонента готовности мы считаем наличие у обучающегося интереса к изучению педагогических аспектов деятельности, понимание их значения в профессио-
нальной подготовке и практической работе, формирование интереса и стремления к самосовершенствованию в овладении данным видом деятельности.

Когнитивный компонент определяется совокупностью знаний, на основе которых формируется педагогическая компетентность студентов с проекцией на ее будущую профессиональную деятельность [2]. Данный компонент включает в себя непосредственно профессионально-педагогические знания и выступает в качестве базового составляющего готовности, т.к. именно на основе знаний в дальнейшем вырабатываются педагогические умения и профессионально важные качества, которые, в свою очередь, влияют на результативность взаимодействия их с пациентами, медицинским персоналом, студентами (в зависимости от выбранного вида деятельности) в процессе обучения.

Как мы ранее уже отметили, специалисту с ВСО в процессе профессиональной деятельности приходится консультировать пациентов и членов их семей по вопросам профилактики заболеваний и их обострений и осложнений, травматизма, организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки; обучать пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей [1]; проводить обучение и воспитание молодых специалистов и студентов и т.д. Практика показывает, что наличие у медсестер с ВСО знаний по технологии общения, по способам воспитательного воздействия на человека, по методикам обучения и воспитания пациента, медперсонала, студента; умение влиять на них, убеждать их и др. позволяют наиболее успешно выполнять обозначенные выше функции.

Деятельностный компонент — это совокупность умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи с использованием психолого-педагогических знаний. Он связан с базовым когнитивным компонентом и включает степень владения умениями и навыками видеть личность пациента в лечебно-диагностическом процессе; умение планировать обучение пациента и медперсонала; умение обучать, воспитывать и убеждать; умение контролировать процесс обучения и воспитания пациента, персонала, студента; умение оценивать других и результаты процесса обучения и воспитания. То есть данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения 4.

Рефлексивный компонент включает в себя профессионально важные качества и способности осмысления своих собственных действий и убеждений, являющиеся основанием мышления и деятельности и состоящие из трех этапов: анализ деятельности с затруднением, ее субъективная критическая реконструкция и обращение к новой норме деятельности [3]. В работе этот компонент заключается в том, что, управляя деятельностью, обучая, воспитывая, студент ВСО смотрит на себя, свои действия и оценивает их как бы глазами персонала, студентов, пациентов, их родственников и таким образом развивает в себе адекватное представление о достоинствах и недостатках собственной педагогической грамотности, что в последствии помогает корректировать цели и задачи профессиональной деятельности.

Таким образом, структура готовности медицинских сестер с ВСО к выполнению педагогических задач в рамках своей профессиональной деятельности рассматривается как сложное целостное образование, включающее мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты, и как неотъемлемое составляющее их профессиональной деятельности на современном этапе.

Анализ традиционного опыта профессиональной подготовки студентов в системе ВСО в аспекте формирования педагогической компетентности показал, что часть учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом, направлены на формирование профессионально-педагогической готовности у студентов. В ходе анализа также отмечено отсутствие базовой дисциплины, предусматривающей "вхождение" студентов в аспекты сестринской педагогики. Проведенное эмпирическое исследование (анкетирование) и детальный анализ результатов сформированности структурных компонентов профессионально-педагогической готовности у студентов факультета ВСО показали следующее:

— у большинства респондентов отмечается оптимальный уровень сформированности мотивационного компонента в структуре профессионально-педагогической готовности;

— при анализе сформированности когнитивного компонента у большинства респондентов отмечена ясность в понимании того, при каких ситуациях будущие специалисты ВСО могут использовать профессионально-педагогические знания; наличие базовых знаний по основным этапам, а также разнообразию методов обучения и воспитания, которые можно использовать в их повседневной профессиональной деятельности;

— анализ сформированности деятельностного компонента показал недостаточное овладение респондентов навыками и умениями для правильной организации процесса обучения и медперсонала, и пациентов. Об этом свидетельствует низкая доля респондентов, справившихся с приведенными в анкете ситуационными задачами и составлением плана обучения пациента (в среднем справились лишь треть респондентов);

— анализ рефлексивного структурного компонента готовности респондентов выявил низкий уровень значения самооценочного показателя готовности у большинства к осуществлению различных направлений работы в рамках ППД;

— большинство студентов факультета ВСО нуждаются в усилении профессионально-педагогической подготовки и испытывают большую потребность в практических умениях и навыках, связанных с ППД.

Нами была разработана усовершенствованная модель процесса формирования профессионально-педагогической готовности у студентов в системе ВСО, целью которой является формирование разносторонней профессионально-педагогической готовности; а задачами: обеспечение студентов ВСО системой профессионально-педагогических теоретических и практических знаний в контексте будущей профессиональной деятельности; выработка у студентов адекватных представлений о роли и месте педагогических знаний, как части их будущей профессиональной компетентности.

На основе анализа теоретических и практических аспектов подготовки студентов к ППД нами были выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия эффективности процесса становления профессионально-педагогической готовности, а именно:

— внедрение в педагогический процесс медицинских ВУЗов элективного курса "Введение в сестринскую педагогику";

— обеспечение как теоретической, так и практической подготовки студентов к ППД на всех этапах обучения путем интеграции образовательных задач, направленных на формирование профессионально-педагогической готовности, в рабочие программы клинических, организационно-управленческих дисциплин, учебных и производственных клинических, организационно-управленческих практик. Формирование готовности обучающихся к осуществлению ППД не должно происходить не только в рамках изучения исключительно профильной педагогической дисциплины. Это непрерывный процесс обучения аспектам педагогического взаимодействия в ходе изучения профессионально-педагогических, сестринских клинических и управленческих дисциплин, а также в процессе прохождения соответствующих практик;

— использование образовательных технологий, направленных на активизацию деятельности студентов (активные и интерактивные методы обучения).

Заключение

Создание такого базового комплекса организационно-педагогических условий и реализация данных условий позволит органично включить в образовательную программу профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела педагогические аспекты деятельности, тем самым формировать у них разностороннюю профессионально-педагогическую готовность к деятельности к моменту завершения учебы.

Отношения и деятельность: автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. Павленко Т. Н., Сергеев И. Н., Каменева В. А., Заришняк Н. В. Технологии психолого-педагогической подготовки специалистов сестринского дела на факультете высшего сестринского образования. Современные достижения и разработки в области педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Оренбург, 25 сентября 2017 года. Том Выпуск II. Оренбург: Федеральный центр науки и образования "ЭВЕНСИС", 2017. С. 19-22.

2. Тагаева Т. В. Формирование готовности студентов медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Великий Новгород, 2015. С. 101-112.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2017г № 971 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020 https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/340301_B_3_15062021.pdf.

4. Шутова В. В. Особенности проявления рефлексии у будущих педагогов. Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. И.: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2016. С. 265.

Список литературы

1. Лаптиева Л. Н., Рублевская Е. И. Педагогические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников. Вестник УО МГПУ. 2014;(1):88.

2. Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2014;(4):21.

3. Метаева В. А. Профессиональная рефлексия в управленческой деятельности. Образование и наука. 2007;(5):75.


Об авторе

А. А. Мутигуллина
ФГБОУ ВО "Казанский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

Мутигуллина Айгуль Азатовна — к.пед.н., начальник Отдела инновационных проектов и программ, доцент кафедры психиатрии и медицинской и психологии.

Казань



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Мутигуллина А.А. Готовность студентов факультета высшего сестринского образования к педагогической деятельности как результат эффективной профессиональной подготовки в медицинском высшем учебном заведении. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(4S):3875. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3875. EDN: CGZLKA

For citation:


Mutigullina A.A. Readiness of students of the Faculty of Higher Nursing Education for teaching activities as a result of effective professional training in a Medical University. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(4S):3875. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3875. EDN: CGZLKA

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)