Перейти к:
Наставничество в структуре содержания федеральной инновационной площадки "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении"
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4111
EDN: WQETHN
Аннотация
Цель. Статья посвящена анализу проблемы персонализированной подготовки через призму системы наставничества в медицинском университете.
Материал и методы. В исследовании участвовали 211 студентов 1-6 курсов очной формы обучения Волгоградского государственного медицинского университета, был применен социологической опрос в форме анкетирования.
Результаты. В статье раскрывается роль наставничества в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении". Авторы обосновывают необходимость внедрения модели наставничества для оптимизации учебного процесса и раскрытия потенциала студентов, ординаторов, а также педагогов. Статья рассматривает концептуальные основы наставничества, его цели и задачи, а также механизмы реализации в рамках ФИП. Кроме того, представлены преимущества модели наставничества, включая улучшение академической успеваемости, повышенную мотивацию студентов, развитие профессиональных навыков и карьерное консультирование. Также подчеркивается важность мониторинга и оценки эффективности модели наставничества для обеспечения ее постоянной модернизации.
Заключение. Статья подчеркивает, что внедрение модели наставничества в ФИП "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" является важным шагом для достижения целей персонализированной подготовки. Авторы рекомендуют будущие исследования по внедрению и оценке моделей наставничества в различных контекстах высшего образования.
Ключевые слова
Для цитирования:
Артюхина А.И., Шишкина Е.В., Чумаков В.И., Рыбин А.А., К. В.А. Наставничество в структуре содержания федеральной инновационной площадки "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении". Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4111. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4111. EDN: WQETHN
For citation:
Artyukhina A.I., Shishkina E.V., Chumakov V.I., Rybin A.A., Kuznetsova V.A. Mentoring within the federal innovation platform System of Personalized Training in a Higher Education Establishment. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4111. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4111. EDN: WQETHN
Еще в 2017г Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО заявила, что доступ к качественному образованию означает доступ к персонализированному обучению. Позднее, в 2021г, Минобрнауки Российской Федерации (РФ) запустило программу "Приоритет 2030", одной из задач которой является именно персонализация высшего образования в России1. "Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда", — отметил Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ при утверждении новых перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступили в силу 1 сентября 2024г.
Политика РФ в социальной сфере направлена на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития страны. Волгоградский государственный медицинский университет формирует приоритеты развития образовательной среды в соответствии со Стратегическими приоритетами в сфере реализации государственной программы РФ "Развитие образования" до 2030г. Приоритеты данной программы заключаются в: формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся; развитии системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности; повышении доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего — одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.
В контексте указанных приоритетов персонализированное обучение — ведущий тренд высшего образования в РФ, следует отметить, что отечественные эксперты относят разработку персонализированного обучения к сложным проблемам, которые педагогическое сообщество понимает, но решение пока не найдено. Поиск решения для высшего медицинского образования особенно актуален, поскольку образовательный процесс в высшей медицинской школе постоянно модернизируется под воздействием, с одной стороны, постоянного реформирования системы отечественного здравоохранения, с другой стороны — существенных преобразований в педагогике высшей школы. Цель персонализированной подготовки в медицинском высшем учебном заведении (вуз) состоит в том, чтобы дать обучающимся возможность самим повысить эффективность и рациональность процесса обучения за счет повышения автономности в обучении, однако без адекватного наставничества при этом все равно не обойтись, т.к. мануальные навыки и нравственные ценности в медицине традиционно передаются из рук в руки.
В связи с вышеуказанными целями государственной политики в ВолгГМУ был разработан инновационный образовательный проект "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении", инициаторами и авторами которого выступили проректор по научной деятельности, д.м.н., профессор С. В. Поройский, заместитель директора Центра дополнительного образования профессор кафедры медико-социальных технологий института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко, д.м.н. А. И. Артюхина, преподаватель Центра дополнительного образования, доцент кафедры медико-социальных технологий института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко, к.п.н. В. И. Чумаков.
Область деятельности инновационного образовательного проекта. Разработка, апробация и/или внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации, в т.ч. педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий. Цель инновационного образовательного проекта — разработка системы персонализированной подготовки студентов и преподавателей высшей медицинской школы с опорой на механизм интеграции формального и неформального образования, создание механизмов персонализированной подготовки абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов и научно-педагогических кадров для масштабирования в медико-фармацевтических вузах России, а также в вузах и колледжах Волгоградской области, повышение уровня профессионально-педагогической компетентности преподавателей вузов в контексте готовности к реализации персонализированной подготовки за счет разработки и внедрения дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации, интегрирующих вопросы практической медицины и педагогики высшей школы.
Задачами инновационного образовательного проекта являются: создание инновационной площадки — системы персонализированной подготовки в вузе — для интеграции довузовского, высшего, постдипломного образования. Административно-организационная трансформация образовательного процесса в вузе в русле методологии персонализированного обучения. Разработка и внедрение многовариантной модели педагогической технологии наставничества как базовой в персонализированном образовании — от студента до профессионала. Вовлечение преподавателей медицинского вуза в диссеминацию инновационного педагогического опыта персонализированной подготовки кадров. Создание площадок на региональном уровне (научно-методические круглые столы по тематике педагогики высшей школы, мастер-классы), на всероссийском уровне (публикации, конференции, форумы).
Основной идеей инновационного образовательного проекта по задумке авторов выступило следующее: в рамках проекта разрабатывается, внедряется и апробируется система персонализированной подготовки абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов и научно-педагогических кадров вузов и колледжей, которая в основных чертах уже отчасти существует в ВолгГМ У. Это, во-первых, создаст условия для личностно-профессионального развития абитуриентов и обучающихся вуза и, как следствие, обеспечит инновационное развитие образовательного процесса университета, а во-вторых, может стать основой для модернизации системы повышения педагогической квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вузов Волгограда и других регионов. Срок реализации проекта — 2024-2026гг.
Инновационное преобразование подготовки специалистов, переход к персонализированному обучению будет способствовать ранней профессионализации выпускников, что позволит легче адаптироваться в коллективе лечебно-профилактического учреждения, подготовит к работе в условиях персонализированной медицины, снизит отток кадров из системы здравоохранения с учетом национальных целей развития РФ.
Инновационность решения заключается в том, что создаётся система персонализированной подготовки абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов и научно-педагогических кадров в вузе, объединяющая административно-организационную трансформацию образовательного процесса и многовариантную модель наставничества, интегрирующая формальное и неформальное образование, развивающая творческое начало, позволяющая аккумулировать и диссеминировать опыт педагогических инноваций. Ввиду отсутствия сформированной системы персонализированной подготовки в вузе, разработка, апробация и внедрение такой системы в дальнейшем могут использоваться для её создания в вузах как медицинского, так и других профилей подготовки.
Целевой аудиторией инновационного проекта выступают администрации университетов, сотрудники управления образовательных программ, преподаватели системы повышения педагогической квалификации как медицинских и фармацевтических вузов, так и вузов других профилей, а также преподаватели, вовлечённые в процесс непрерывного профессионального развития. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта будет заключаться в создании российской системы персонализированной подготовки, внедрении модели многовариантного наставничества в вузе.
Мониторинг качества реализации проекта проводится 1 раз в семестр, определяется соответствие реализованных мероприятий с планом-графиком. Проводится анкетирование педагогов ВолгГМУ — участников Школы педагогического мастерства по реализации системы персонализированной подготовки кадров в вузе, анкетирование студентов, участников проекта "Диалог на равных" и др.
Федеральная инновационная площадка (ФИП) инновационный образовательный проект "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" в 2024г был реализован в рамках значительного количества мероприятий (таблица 1).
Таблица 1
План мероприятий ФИП
"Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" в 2024г
Тема мероприятия |
Вид мероприятия (вебинар, семинар, конференция, прочие аналогичные мероприятия) |
Дата проведения |
Опыт проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе |
Межрегиональный круглый стол |
21.03.2024 |
"Трудовая деятельность студентов как часть программы воспитательной работы" |
Межрегиональный круглый стол |
16.04.2024 |
"Охрана здоровья детей" |
Межрегиональный круглый стол |
16.05.2024 |
Инклюзивное обучение и сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ |
Межрегиональный круглый стол |
23.05.2024 |
Персонализация, персонификация, кастомизация обучения в высшей школе Межрегиональный круглый стол |
Межрегиональный круглый стол |
14.11.2024 |
Проблемы и перспективы воспитания и обучения иностранных студентов Межрегиональный круглый стол |
Межрегиональный круглый стол |
12.12.2024 |
Занятие в ШМ "Ортодонтия — современные аспекты науки и практики" |
Семинар-мастер-класс |
Согласно календарно-тематическому плану с 17:00 |
Занятие в ШМ "Школа молодого стоматолога" |
Семинар-мастер-класс, итоговое заседание, контроль освоения теоретических знаний и практических навыков |
02.10.2023, 06.11.2023, 04.12.2023, 15.01.2024, 05.02.2024, 04.03.2024, 01.04.2024 на базе |
Занятие в ШМ "Детская стоматология без страха и боли" |
Практическая работа |
СКДЦ ВолгГМУ, ул. Герцена, 10, Аудитория 310 |
Занятие в ШМ "Будущее эпидемиологии" |
Лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы, конференции, внеаудиторная работа |
Согласно календарно-тематическому плану с 17:00 до 19:00 |
Занятие в ШМ "Кожные заболевания с позиций междисциплинарного подхода" |
Лекции, семинары, круглые столы, деловые игры |
Согласно календарно-тематическому плану |
Занятие в ШМ "Оценка психического состояния больного, психотерапевтические приемы создания терапевтического альянса с пациентом" |
Практическая работа в отделениях в виде совместной с наставником курации больных |
ГАУЗ "ВОКСП", ул. Коммунистическая, 31 |
Занятие в ШМ "Школа педиатра" |
Практическая работа в отделениях в виде совместной с наставником курации больных |
СКДЦ ВолгГМУ, ул. Герцена, 10 |
Занятие в ШМ "Лабораторно-техническая школа" |
Лабораторно-практические |
ГАУЗ "Стоматологическая поликлиника № 9" г. Волгограда, ул. Козловская, 25 |
Занятие в ШМ "Экспериментальная морфология" |
Интерактивные лекции, практические занятия, семинары, мастер-классы, конференции, внеаудиторная работа |
Согласно календарно-тематическому плану с 17:00 |
Занятие в ШМ "Современные аспекты атеросклероза" |
Интерактивные лекции, разбор клинических случаев |
04.10.2023, 11.10.2023, 18.10.2023, 25.10.2023, 01.11.2023, 15.11.2023, 29.11.2023, 06.12.2023, 13.12.2023, 20.12.2023, 07.02.2024, 14.02.2024, 28.02.2024, 13.03.2024, 20.03.2024, 27.03.2024, 03.04.2024, 10.04.2024, 14.05.2024, 21.05.2024, 28.05.2024 |
Занятие в ШМ "Клиническая фармакология" |
Лекции онлайн и оффлайн, семинары практических занятий, практические клинические занятия, участие в клинических разборах и врачебных конференциях |
На базах кафедры в СКДЦ (Герцена 10) и ГАУЗ ДКСП № 2 (7 Гвардейская 19а), также выездные занятия в Центре соцзащиты и школе |
Занятие в ШМ "Школа первичного звена: сюрпризы и секреты амбулаторной практики" |
Практические занятия в малых группах, ролевые игры |
Согласно календарно-тематическому плану с 17:00 |
Занятие в ШМ "Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ" |
Практические занятия |
17.10.2023, 31.10.2023, 14.11.2023, 28.11.2023, 12.12.2023, 26.12.2023, 16.01.2024, 30.01.2024, 13.02.2024, 27.02.2024, 12.03.2024, 26.03.2024, 09.04.2024, 09.04.2024, 23.04.2024, 07.05.2024 на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения, каб. 4-21 |
Летние образовательные форумы: МСО "МОЛОТ", Новая смена, Проекториум, КОД НОМУС, ССК "Импульс" |
Практические занятия |
1.07.2024-17.08.2024 |
Практические занятия |
1.07.2024-17.08.2024 |
|
Проектный офис СтС |
Практические занятия Написание и сопровождение социальных проектов студентов и молодых ученых ВолгГМУ |
В течение учебного года |
Школа молодого исследователя |
Практические занятия |
В течение учебного года |
СОК "Диалог на равных" |
В течение учебного года |
|
Университетская суббота |
Открытые экскурсии на ведущие кафедры по всем специальностям с возможностью прикосновения к профессии (фантомы, микроскопы, фрезерные станки) |
В течение учебного года |
Школа "Юный медик" ВолгГМУ |
Выступление учащихся на итоговой научно-исследовательской конференции ВолгГМУ |
В течение учебного года |
Межрегиональная научно-практическая конференция Юность и здоровье 2024 |
Выступления школьников. Конференция |
26.04.2024 |
Всероссийская олимпиада школьников 9-11 классов "Будущее медицины" |
Олимпиада |
24.03.2024 |
СОК "Диалог на равных" |
Согласно календарно-тематическому плану с 17:00 |
Примечание: вуз — высшее учебное заведение, СОК — студенческий образовательный клуб.
В рамках деятельности проекта были реализованы мероприятия: межрегиональные круглые столы "Опыт проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе", "Трудовая деятельность студента как часть программы воспитательной работы", "Инклюзивное обучение и сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ", международный круглый стол "Охрана здоровья семьи и детей", объединившие несколько сотен участников из десятков вузов РФ и зарубежных стран. Инновационный образовательный проект "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" был представлен на III Всероссийском научном конгрессе с международным участием педагогика и психология в медицине: "Проблемы образования и воспитания — вопросы и обсуждение", прошедшем 6-7 июня 2024г в городе Санкт-Петербурге.
В связи с тем, что будет выстроена работа по реализации системы персонализированной подготовки, охватывающей абитуриентов, студентов, ординаторов, аспирантов и научно-педагогических кадров вузов и колледжей Волгоградской области, качество преподавания будет повышено, в т.ч. во внеучебной образовательной деятельности, а участие в работе Центра педагогических инноваций университета позволит педагогам как ВолгГМУ, так и вузов-партнеров — РостГМУ, КрасГМУ, ДонГМУ и др. освоить разработанную систему подготовки, создавая и внедряя инновационные педагогические технологии (таблица 2).
Таблица 2
Предложения по распространению и внедрению результатов
инновационного образовательного проекта,
включая предложения по внесению изменений в законодательство
Общие требования |
Предложения организации-соискателя |
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и/или на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей организаций (при наличии)* — (количественные показатели) |
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП, на сайте ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России, включая размещение информации об участии в социальной сети ВК |
Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) и/или выступление на всероссийских, межрегиональных мероприятиях (не менее одного выступления) |
Презентация опыта ФИП (6 презентаций) и выступление на 6 всероссийских мероприятиях |
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП в 2024г |
Разрабатывается концепция и начинается апробация системы персонализированной подготовки в вузе и с учётом возможностей для освоения данной системой — те, что доступны исключительно онлайн, например, Академия повышения квалификации преподавателей при NMC, и доступные офлайн-участие в событийном образовании, в т.ч. в работе межрегиональных круглых столов, в деятельности Центра педагогических инноваций (создание новых педагогических продуктов, электронных образовательных ресурсов, методических приёмов, внедрение новых педагогических подходов и технологий, отражающих специфику системы персонализированной подготовки, диссеминация инновационного опыта на образовательном портале, выставках, семинарах, мастер-классах, внеучебной образовательной деятельности, форумах). |
Подготовка монографии "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" |
Рефлексия педагогического опыта персонализированной подготовки в вузе с применением интерактивных средств обратной связи |
Примечание: * — методическая сеть организаций — форма добровольного объединения и взаимодействия организации, осуществляющей образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения (далее — организации), независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии), реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования, в установленном Порядком формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования статусом ФИП.
вуз — высшее учебное заведение, РФ — Российская Федерация, ФИП — федеральная инновационная площадка.
Таким образом, инновационное преобразование подготовки специалистов, переход к персонализированному обучению будет способствовать ранней профессионализации выпускников, что позволит легче адаптироваться в коллективе лечебно-профилактического учреждения, подготовит к работе в условиях персонализированной медицины, снизит отток кадров из системы здравоохранения с учетом национальных целей развития РФ. Персонализация подготовки специалистов является мировым трендом, в русле которого начинает функционировать и отечественная система образования. Медицинским организациям нужны выпускники, не просто обладающие дипломом о высшем образовании, но прежде всего, нужны люди, знакомые с профессиональной средой, её ценностями, мотивированные на труд. Авторы проекта считают — эту задачу можно решить с помощью методологии персонализированного обучения и внедрения данного подхода на этапе подготовки к поступлению абитуриента в вуз, обучения студентов, постдипломного образования, адаптации молодого специалиста в медицинской организации в качестве ординатора и повышения квалификации преподавателей.
Тема наставничества в ВолгЕМУ является одним из главных трендов педагогического проектирования и значимой темой для историко-культурного анализа [1-3]. Однако следует признать, что традиции наставничества в отечественной медицине средневековья до сих пор слабо изучены наукой и слабо представлены в историко-культурологической и педагогической литературе, общественном дискурсе, в масс-медиа и других сферах. Между тем, данные традиции несут серьезный педагогический потенциал и могут быть использованы в воспитании студентов — будущих медиков, а также в построении отечественной модели медицинского наставничества. На сегодняшний день одной из ключевых тенденций в педагогической сфере для повышения эффективности образовательного процесса является внедрение технологий наставничества в систему высшей школы. Педагогика в медицинской сфере реализует акмеологическую задачу — формирует мотивацию к дальнейшему самообучению врачей и развивает коммуникативные навыки, расширяя кругозор, способствуя повышению профессиональных навыков за счет постоянной актуализации материала в ходе его объяснения. Модель преподавания по линии студент — наставник при взаимодействии в форме диалога повышает эффективность усвоения знаний. А при стремительных изменениях научных данных и происходящей на этом фоне постоянной трансформации и модернизации уже имеющихся знаний определяет необходимость гибкой и моментальной реакции от всех участников образовательных отношений. Наставничество соединяет в себе профессиональный рост, высокий уровень адаптации к изменениям, формирование новых компетенций, а также взаимный социальный обмен в процессе комплексного подхода к участникам образовательного процесса.
На этом фоне выявляется необходимость создания разноплановых форм наставничества в вузах, где собирается группа инициативных студентов и преподавателей, объединенная деятельностью, которая направлена на формирование педагогических компетенций у студентов, повышая научную заинтересованность обучающихся, чему способствуют формирование метанавыков в процессе реализации совместных проектов. Чтобы выяснить результативность персонализированного подхода в образовании, в ходе 2023/2024 учебного года был реализован анонимный опрос обучающихся ВолгГМУ. Методом исследования для данного вида научной работы был выбран опрос в форме анкетирования. В нем принял участие 211 человек — студенты ВолгГМУ, из них 75,7% женского пола и 24,3% мужского пола.
Обучающимся было предложено изложить собственные представления о персонализированном подходе в подготовке студентов-медиков. Персонализированный подход в подготовке студентов-медиков — это образовательная модель, которая адаптируется к индивидуальным потребностям, интересам и целям каждого студента. В его основе лежит признание того, что каждый студент уникален и требует индивидуального подхода к обучению. Ключевыми характеристиками персонализированного подхода опрошенные назвали анализ сильных и слабых сторон учащихся, гибкие учебные планы, самостоятельный темп обучения, тьюторство и менторство, технологии адаптивного обучения, оценочная система на основе компетенций, работа в малых группах, индивидуальные консультации. Студенты отметили, что результатом персонализированного подхода являются повышение мотивации и вовлеченности, лучшая подготовка к практике, усовершенствование метакогнитивных навыков, а также улучшение клинических результатов.
Также респондентам был предложен вопрос об индивидуальной образовательной траектории. Большинство понимают ее как план обучения, разработанный специально для конкретного учащегося. Она учитывает индивидуальные потребности, интересы, цели и темп обучения учащегося, обеспечивает гибкий и персонализированный подход к образованию, который позволяет учащимся добиваться успехов на своем собственном пути. Для реализации индивидуальной траектории, по мнению опрошенных, необходимо разработать гибкий план обучения и индивидуальную систему оценивания, в процессе обучения педагог должен оказывать поддержку и направлять студента.
Мы предложили обучающимся установить взаимосвязь между персонализированным обучением и индивидуальным подходом врача к пациенту. 65% опрошенных уверены, что между обучением и последующей трудовой деятельностью присутствует четкая взаимосвязь. 3,4% респондентов не видят прямой зависимости и считают, что стандартного подхода к пациентам вполне достаточно (рисунок 1).
Рис. 1 Наличие взаимосвязи между персонализированным обучением
и индивидуальным подходом специалиста к пациентам/клиентам.
Специалисты считают, что оптимальным возрастом для начала реализации персонализированного подхода в обучении является ранний детский возраст, поскольку именно в это время происходит быстрое физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие, закладываются основы для будущих навыков и знаний, происходит адаптация к конкретным стилям, интересам и ритмам обучения. Среди ответов на данный вопрос большинство респондентов (36,4%) указали школьный возраст, второй по популярности ответ (28,3%) — первый курс вуза, когда происходит смена учебного заведения, окружения, увеличивается нагрузка. Студенты-первокурсники нуждаются в помощи со стороны педагогов, наставников, студентов старших курсов. Почти 15% считают, что персонализированный подход также важен на первом курсе ординатуры/аспирантуры, что, несомненно, логично, поскольку данный этап характеризуется сменой деятельности, увеличением нагрузки, новыми задачами, требующими гибкости и концентрации.
С какими задачами должно справляться наставничество? В первую очередь это помощь в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Так считают 80,5% опрошенных. Большинство респондентов (почти 90%) ожидают от тьюторов поддержки в проектной и научно-исследовательской деятельности. Многие обучающиеся сталкиваются с данным видом работы впервые в вузе. реализация научных и грантовых проектов требует от студентов самостоятельного и критического осмысления информации, формулирования вопросов и поиска решений. Это развивает их способность мыслить независимо, анализировать проблемы и находить нестандартные решения. Участие в исследованиях и проектах позволяет студентам углубляться в темы, которые их интересуют, и открывать новые области знаний. Это повышает их любознательность, мотивацию и желание учиться, развивает письменные, устные и межличностные коммуникативные навыки. Каждый второй опрошенный (54,8%) видит в наставнике человека, способного оказать социально-психологическую помощь на этапе адаптации в вузе. 37,6% не могут самостоятельно определиться с будущей сферой деятельности. Студенты ВолгГМУ положительно оценивают адаптационное наставничество на 1 курсе университета (61,7%) (рисунок 2). Как правило, такой вид поддержки осуществляется педагогами и студентами старших курсов. Кроме того, самыми востребованными видами помощи среди обучающихся ВолгГМУ являются академическое и научное наставничество. В вузе функционируют многочисленные моложеные научные общества, которые позволяют студентам начать исследовательскую работу в любой интересной для них сфере. Заседания моложеных научных обществ проходят на каждой кафедре университета примерно один раз в месяц. Кроме того, активную деятельность ведут школа волонтеров, школа педагогического мастерства, студенческий образовательный клуб (СОК) "Диалог на равных".
Рис. 2 Взаимодействие обучающихся с различными видами наставничества в университете.
Персонализированное обучение сопряжено с рядом трудовых и финансовых затрат. Учебному заведению необходимо создать среду и обучить специалистов. Эффективному наставнику необходимы хорошие коммуникативные навыки, поскольку они должны уметь четко и эффективно общаться со своими подопечными, задавать вопросы, поощряющие рефлексию и самоанализ. Тьюторы должны уметь поставить себя на место своих подопечных и понять их перспективу, проявлять сострадание, поддержку и способность создать безопасное и доверительное пространство. Эффективные наставники умеют активно слушать своих подопечных, уделяя внимание не только тому, что они говорят, но и невербальным сигналам и эмоциям. Они должны быть терпеливыми и отзывчивыми, поддерживая своих подопечных в их прогрессе и преодолении трудностей, а также обладать знаниями и опытом в той области, в которой они наставляют. Это позволяет им предоставлять ценные рекомендации и поддержку в конкретных областях. Наставники должны уметь применять методы коучинга, помогая студентам ставить цели, выявлять сильные и слабые стороны и разрабатывать планы действий, уважая при этом уникальные сильные стороны, потребности и цели каждого учащегося. Они должны адаптировать свой подход в соответствии с индивидуальным стилем обучения и предпочтениями. Кроме того, наставники должны придерживаться высоких этических стандартов, быть честными, конфиденциальными и заслуживающими доверия.
Каждый третий обучающийся взаимодействовал с педагогом в рамках персонализированного подхода в период обучения. Однако 65% респондентов отметили, что никогда не сталкивались с данным видом обучения в университете. По мнению опрошенных, персонализированный подход в обучении и воспитании проявился во время учебы в индивидуальных образовательных планах, которые разрабатывались с учетом индивидуальных потребностей, интересов и целей обучения. Эти планы включают адаптированные программы обучения, соответствующие темпы и стили преподавания. Кроме того, многие преподаватели используют различные методы обучения и материалы для удовлетворения различных потребностей учащихся. Студентам предоставляются гибкие возможности обучения, такие как смешанное обучение, самостоятельное обучение и обучение в индивидуальном темпе. Педагоги ВолгГМУ признают и ценят культурное многообразие учащихся и адаптируют свои методы обучения с учетом различных культурных перспектив и языковых потребностей. Учащимся предоставляется наставничество и поддержка от преподавателей, консультантов или сверстников. Это помогает им устанавливать цели, преодолевать трудности и развивать навыки саморегуляции.
Более 90% респондентов считают, что студенту/ординатору/аспиранту необходим официальный наставник. Однако почти каждый второй опрошенный утверждает, что не имеет закрепленного за ним официального наставника. Лишь 12% опрошенных сами в студенческие годы выступали в роли наставника. Каждый четвертый был задействован в волонтерской деятельности в качестве тьютора или рядового волонтера. Те, кому удалось во время обучения сотрудничать с наставником, отмечают бесценный опыт, полученный за этот период:
"Вместе с педагогом-наставником мы в первые месяцы обучения наметили "траекторию", по которой будем двигаться. Представлено это может быть в виде составления "Индивидуального образовательного маршрута". "Индивидуальный образовательный маршрут" (ИОМ) — структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций. Этот наставник мне помог так же в ускоренном формировании общекультурных и профессиональных компетенций (усвоении знаний, формировании умений и навыков)" (орфография и пунктуация автора сохранены).
Те, кому не удалось получить тьютора, весьма сожалеют об этом:
"Как таковое отсутствие наставника непосредственно в вузе вызвало множество трудностей и упущений. К примеру, такие сферы как волонтерская, общественная, научная, такие организации как Студенческий совет, НОМУС; проекты и гранты — ничего из этого толком никто не донес до студентов, а в основном передача информации происходит из уст в уста от студента к другому студенту. Что же делать не коммуникабельным студентам? За счет всего этого обучение в вузе кажется не полноценным. Не говоря уже об адаптации студентов в медицине как таковой, студентам, у которых в семьях нет врачей, достаточно тяжело освоиться и адаптироваться. Наставник необходим во всех сферах!"
Практическим примером реализации наставничества служат ряд проектов ВолгГМУ, одним из которых является СОК "Диалог на равных". Данный проект объединяет систему наставничества, а также подготовку будущих преподавателей высшей медицинской школы, что решает проблему переподготовки клинических специалистов к преподавательской деятельности, т.к. уже в период студенчества формируются базовые педагогические компетенции. При формировании материала применяется междисциплинарный подход, что делает его актуальным как для младших курсов, так и для выпускников, за счет освещения клинической составляющей приглашенными преподавателями — наставниками. СОК является формой студенческого самоуправления ВолгГМУ и был создан в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития её социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив, развития научно-исследовательской деятельности, направленной на получение и применение новых знаний.
Цели деятельности СОК, заложенные его создателями: формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в научной и общественной сфере общества, повышение общей культуры обучающихся; подготовка новых кадров для профессорско-преподавательского состава ВолгГМУ. Сплочение обучающихся ВолгГМУ в единое сообщество, развитие у представителей молодого поколения высоких личных и профессиональных качеств, способности плодотворно трудиться, повышение общественной значимости молодежи в ВолгГМУ; содействие реализации потенциала обучающихся ВолгГМУ, в интересах решения актуальных проблем в социальной, научной, экономической и культурной сферах. Повышение качества профессионального образования путем развития неформального и информального (самостоятельного) образования, программ социального образования; создание условий для развития научного потенциала и формирования исследовательских компетенций у обучающихся; вовлечение обучающихся в научно-просветительскую деятельность; содействие организации процесса образовательной деятельности обучающихся; повышение качества подготовки по основным образовательным программам обучающихся, создание условий для включения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в управление образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития её социальной активности.
Сформированы следующие СОК задачи: реализация комплекса образовательно-просветительских, информационно-аналитических и иных мер, направленных на вовлечение обучающихся в актуальную научно-образовательную деятельность ВолгГМУ; организация и проведение мероприятий СОК в рамках своей компетенции, обеспечение доступности качественного образования для молодежи на всех его уровнях; расширение практики наставничества (менторства, тренерства) как технология, практика неформальной передачи успешными взрослыми лучших практик, опыта, ценностей для персонального развития молодых людей; привлечение обучающихся ВолгГМУ к решению вопросов, связанных с организацией учебной деятельности в ВолгГМУ; разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся; содействие в решении образовательных вопросов, затрагивающих интересы обучающихся ВолгГМУ; содействие органам управления ВолгГМУ со стороны СОК в решении образовательных и научных задач; содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив; привлечение внимания общественности и государственных органов к нуждам и потребностям студенческой молодежи ВолгГМУ, содействие интеграции обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду Университета.
Проект решает несколько основных задач образовательного процесса, развивая надпрофессиональные компетенции у обучающихся. В частности, для медицинских специальностей — развитие клинического мышления, за счет междисциплинарного подхода, позволяющего посмотреть на изучаемую область с разных сторон и определить точку клинического приложения знаний. Получение знаний в формате диалога способствует более эффективному усвоению сложного материала, делая акцент на проблемных моментах темы. Системный подход определяет формирование комплексных знаний и возможность их широкого применения. Навык ведения научно-образовательных дискуссий позволяет провести постоянное повторение и углубление знаний. Практика публичных выступлений и доступного объяснения материала способствует развитию педагогических компетенций, на этом фоне решается вопрос подготовки нового преподавательского состава для организаций высшего образования.
Цели и задачи кейса: представить СОК "Диалог на равных" ВолгГМУ в качестве системы наставничества в высшей медицинской школе с использованием междисциплинарного подхода к обучению. Оценить эффективность педагогической модели студент — студент — наставник.
Материалы и методы кейса: Проведение опроса среди студентов ВолгГМУ, принимающих участие в реализации мероприятий СОК "Диалог на равных" как в роли спикеров, так и в роли слушателей для оценки уровня эффективности педагогической модели и определения уровня удовлетворенности подготовкой образовательного материала. Анализ отечественной и иностранной литературы по системе наставничества. СОК "Диалог на равных" начал вести свою активную деятельность в университете с марта 2020г. В первый год существования СОК в его состав входили 7 студентов лечебного и педиатрического факультета ВолгГМ У. В первый год своего существования было организовано 6 заседаний для студентов 1-3 курсов лечебного и педиатрического факультета медико-биологической направленности. Средняя посещаемость мероприятий составила 15 студентов. Все заседания проводились как в очном, так и в онлайн форматах. Обязательными условиями для студентов-спикеров заседаний СОК были: ведение постоянного диалога со студенческой аудиторией и постановка проблемно-ориентированных вопросов, исходя из тематик заседаний. На каждом заседании СОК присутствовал преподаватель ВолгГМУ, который являлся профильным экспертом по теме заседания, вступая в дискуссию как со спикерами мероприятия, так и с участниками. Одним из главных элементов наставничества, который реализовывался в ходе каждого из мероприятий СОК, стал сам формат проведения образовательных мероприятий. Большая часть образовательного материала излагалась от студентов старших курсов (членов СОК "Диалог на равных") студентам младших курсов, которые пришли на заседание. Донесение материала по принципу "равный равному" стало важным звеном в цепочке образовательного внеучебного процесса студенческой среды. В конце каждого из образовательных мероприятий участникам предлагался краткий конспект всего заседания с обязательным включением кратких схем, разработанных спикерами клуба, совместно с преподавателями-экспертами.
За первый год существования СОК, заседания, организованные членами СОК "Диалог на равных", посетили 95 студентов. Из них 58 (61,5% от общего числа участников мероприятий за 1-й год) были студентами 1 курса ВолгГМУ, что объясняется потребностью "вчерашних школьников" к адаптации в университетской среде и помощью в образовательном компоненте.
По завершению семестра всем участникам мероприятий СОК "Диалог на равных" предлагалось заполнить специальную анкету оценки удовлетворенности обучающихся качеством образовательной деятельности, проводимой СОК. На каждый вопрос необходимо было дать оценку по шкале от 1 до 10, где 1 — полностью не удовлетворён(а), 10 — полностью удовлетворён(а).
За 2021-2024гг СОК начал активно вовлекать в свою образовательную среду студентов из различных факультетов. Так, к сентябрю 2021г в СОК состояли 36 студентов из 4 факультетов ВолгГМУ, а к сентябрю 2023г активистов СОК насчитывалось 69, представляющие 6 специальностей ВолгГМУ. В занятиях СОК в 2023-2024 учебном году приняли участие студенты направления социальная работа и специальности "Клиническая психология". В связи с включением в СОК студентов, представляющих фундаментальные специальности, принято решение расширить спектр предлагаемых тематик для занятий со студентами. Были включены темы из медицинской психологии, педагогики, генетики и молекулярной биологии, основ медицинской статистики. Это позволило привлечь на мероприятия, проводимые СОК, студентов из всех специальностей и направлений подготовки в вузе (рисунки 3, 4).
Рис. 3 Динамика численности участников мероприятий СОК "Диалог на равных"
в период 2020-2023гг.
Рис. 4 Рост количества членов СОК "Диалог на равных" в период 2020-2023гг.
Одним из нововведений в образовательных занятиях СОК стал междисциплинарный характер. Каждая медико-биологическая тема рассматривалась с позиции разных дисциплин с обязательным логическим переходом от фундаментальных к клиническим. По завершению каждого из занятий участниками мероприятия совместно с приглашенным преподавателем-экспертом решался клинический кейс, связанный с темой занятия. Внедрение междисциплинарного подхода позволило студентам проанализировать связь между дисциплинами, а решение клинического кейса помогло применить свои теоретические знания на практике. Помимо этого, все клубные мероприятия транслировались в социальных сетях, что позволяло интересующимся студентам или молодым ученым подключаться к занятиям из других городов и стран. Онлайн-трансляции заседаний СОК "Диалог на равных" за 2021-2024гг посмотрели из 11 городов России, а также из Казахстана и Белоруссии. Участники заседаний, подключившиеся к трансляции, могли непосредственно участвовать в самом мероприятии, задавая интересующие вопросы экспертам и спикерам, участвовать в научной дискуссии.
Данные нововведения отразились и на анализе ежегодного анкетирования участников заседаний СОК по удовлетворенности образовательным процессом (рисунок 5).
Рис. 5 Оценка качества мероприятий СОК "Диалог на равных" участниками
в период 2021-2023гг.
Таким образом, СОК "Диалог на равных" является инновационной площадкой для реализации системы наставничества в процессе непрерывного медицинского образования в университете, реализуя как образовательный компонент, так и профориентационный [4].
Несомненно, что традиции наставничества могут быть использованы в педагогическом процессе и реализуются, к примеру, в академическом наставничестве студентов ВолгГМУ, что способствует более успешной адаптации обучающихся к образовательной среде вуза [5]. Тема наставничества является одной из ключевых в инициированной ВолгГМУ ФИП "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении"2, наставничество активно реализуется не только в образовательной среде вуза, но также ВолгГМУ является вузом-проектировщиком, базой для обучения медицинских работников системы здравоохранении по теме наставничества [6].
Заключение
Подводя итоги, авторы считают, что основная идея инновационного образовательного проекта заключается в модернизации системы высшего медицинского и фармацевтического образования за счет разработки, апробации и внедрения системы персонализированной подготовки студентов и преподавателей в вузе, переходу к "штучному" обучению профессионалов, что, во-первых, создаст условия для выбора индивидуальной траектории профессионального самоопределения и развития студентов и формирования у них профессионально-субъектной позиции, и как следствие подготовит к работе в сфере персонализированной медицины, во-вторых, создаст условия для личностно-профессионального развития преподавателей медицинского вуза и как следствие обеспечит инновационное развитие образовательного процесса университета, в-третьих, может стать основой для реорганизации обучения в высшей школе в русле персонализированной подготовки. Авторам исследования хочется верить, что в современной России удастся вывести развитие института наставничества на качественно новый уровень, учитывая все самые полезные и актуальные для современности примеры и техники.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Программа "Приоритет-2030" URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 20.06.2024).
2. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.01.2023 № 28 "Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2024 год". URL: https://fip.ru.net/documents (дата обращения: 2.03.2024).
Список литературы
1. Артюхина А. И., Великанов В. В., Великанова О. Ф. Контуры многовариантной модели наставничества в университете. Современные проблемы науки и образования. 2023;(4):33. doi:10.17513/spno.32790.
2. Артюхина А. И., Великанов В. В., Великанова О. Ф. Поддержка института наставничества в повышении педагогической квалификации преподавателей вуза. Современные проблемы науки и образования. 2024;(1). doi:10.17513/spno.33244.
3. Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(1S):3160. doi:10.15829/1728-8800-2022-3160.
4. Артюхина А. И., Чижова В. М., Чумаков В. И. и др. Технология пиртьюторинга в профессиональном развитии специалиста. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024; 23(1S):3961. doi:10.15829/1728-8800-2024-3961. EDN: KYVIZE.
5. Чумаков В. И., Шишкина Е. В., Чумаков И. В. Социокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском ВУЗе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5S):3497. doi:10.15829/1728-8800-2022-3497. EDN LPIUBI.
6. Быков А. В., Мяконький Р. В. Начинающий хирург и его наставник. Монография. Волгоград. Изд. ВолгГМУ; 2022. 172 с. ISBN: 978-5-9652-0792-0.
Об авторах
А. И. АртюхинаРоссия
Александра Ивановна Артюхина — д.пед.н., профессор кафедры медико-социальных технологий Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко.
Волгоград
Е. В. Шишкина
Россия
Екатерина Викторовна Шишкина — к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка Института общественного здоровья им. Н.П. Григоренко.
Волгоград
В. И. Чумаков
Россия
Вячеслав Игоревич Чумаков — к.пед.н., доцент кафедры медико-социальных технологий Института общественного здоровья им. Н. П. Григоренко.
Волгоград
А. А. Рыбин
Россия
Александр Александрович Рыбин — студент 6 курса лечебного факультета.
Волгоград
В. А. К.
Россия
Валентина Андреевна Кузнецова — студент 6 курса лечебного факультета.
Волгоград
Рецензия
Для цитирования:
Артюхина А.И., Шишкина Е.В., Чумаков В.И., Рыбин А.А., К. В.А. Наставничество в структуре содержания федеральной инновационной площадки "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении". Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4111. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4111. EDN: WQETHN
For citation:
Artyukhina A.I., Shishkina E.V., Chumakov V.I., Rybin A.A., Kuznetsova V.A. Mentoring within the federal innovation platform System of Personalized Training in a Higher Education Establishment. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4111. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4111. EDN: WQETHN