Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск
Том 23, № 2S (2024): Профессиональное образование
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-S2

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

4152 493
Аннотация

В статье рассматриваются: реализация принципа единства образовательного пространства, обеспечивающего качество образования на всей территории Российской Федерации, взаимозависимость потребностей практического здравоохранения в специалистах первичного звена, способных к оказанию качественной первичной медико-санитарной помощи, и функций целостной системы единого образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП), ориентированной на социальный заказ общества.

Цель. Анализ концептуальных основ системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП как путей к повышению качества подготовки специалистов.

Материал и методы. В рамках настоящего исследования использовались: анализ образовательных тенденций современного мира и медицинского образования в частности; структурно-функциональный анализ при изучении законодательства, регламентирующего подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; системный подход, определяющий компоненты системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; метод прогнозирования изменений в развитии системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП.

Результаты. Рассмотрев потенциальные возможности системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, были: выявлены нормативно-правовые, социально-педагогические, организационно-управленческие факторы, влияющие на развитие подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; определены стратегии развития системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП на уровне целей, содержания, процессов и результатов; установлена взаимосвязь между подготовкой врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП и потребностями практического здравоохранения; выявлены и обоснованы внутренние компоненты и функции системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, определены системообразующие факторы. Создана теоретическая модель системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, включающая в себя внешние факторы, целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, организационно-управленческий и оценочно-результативный компоненты, планируемые результаты, проявляющиеся в функциях.

Заключение. Подводя итог, можно констатировать: для того, чтобы подготовка врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП была эффективной, для качественного управления ею, важнейшее значение имеет формирование системы единого образовательного пространства врачей вышеуказанных квалификаций, позволяющей сохранение лучших традиций терапевтической школы страны и развитие ее в будущем.

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

  • Определен круг вопросов, получивших максимальное количество положительных ответов сту­дентов современных вузов, отражающих высокий уровень их гражданской идентичности и самосознания.
  • Проведен подробный анализ вопросов анкеты.
  • Разработанная автором и апробированная в ходе проведения экспериментального исследования анкета имеет практическую ценность при диагностике особенностей гражданского самосознания студентов вуза на современном этапе развития общества и образовательных систем.
4084 324
Аннотация

Цель. Изучить особенности гражданского самосознания у современных студентов высшего учебного заведения.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 467 студентов. Для достижения поставленной цели использовалась авторская анкета (И. В. Кольцова, 2024), направленная на выявление особенностей гражданского самосознания студентов.

Результаты. Проведенное исследование показало, что большинство студентов считают, что активное участие в формировании гражданского самосознания молодежи должна принимать общеобразовательная школа; студенческая молодежь ведет себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами, знает историю Российской Федерации (РФ), ее традиции и обычаи, выдающихся деятелей, владеет знаниями о своих правах и обязанностях, владеет родным языком и активно его использует в общении с представителями своей национальности; после обучения большая часть выпускников планируют остаться жить и работать в РФ. Однако ~30% испытуемых имеют низкие показатели по таким вопросам, как участие в выборах Президента РФ и депутатов Государственной думы; осведомленность и оценка общественно-политических событий, принимаемых законов, что говорит о низкой социальной активности этой группы респондентов.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить как позитивные тенденции в отношении гражданского самосознания студентов, так и проблемные зоны, требующие целенаправленной воспитательной работы.

4111 468
Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу проблемы персонализированной подготовки через призму системы наставничества в медицинском университете.

Материал и методы. В исследовании участвовали 211 студентов 1-6 курсов очной формы обучения Волгоградского государственного медицинского университета, был применен социологической опрос в форме анкетирования.

Результаты. В статье раскрывается роль наставничества в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении". Авторы обосновывают необходимость внедрения модели наставничества для оптимизации учебного процесса и раскрытия потенциала студентов, ординаторов, а также педагогов. Статья рассматривает концептуальные основы наставничества, его цели и задачи, а также механизмы реализации в рамках ФИП. Кроме того, представлены преимущества модели наставничества, включая улучшение академической успеваемости, повышенную мотивацию студентов, развитие профессиональных навыков и карьерное консультирование. Также подчеркивается важность мониторинга и оценки эффективности модели наставничества для обеспечения ее постоянной модернизации.

Заключение. Статья подчеркивает, что внедрение модели наставничества в ФИП "Система персонализированной подготовки в высшем учебном заведении" является важным шагом для достижения целей персонализированной подготовки. Авторы рекомендуют будущие исследования по внедрению и оценке моделей наставничества в различных контекстах высшего образования.

4151 509
Аннотация

В статье анализируются результаты проведения в течение пяти лет ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) Всероссийской олимпиады врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и интернистов (Олимпиады).

Цель. Определить методические особенности процесса организации и проведения Олимпиады как вида неформального образования.

Материал и методы. Для проведения Олимпиады были разработаны практикоориентированные задания, соответствующие часто встречающимся профессиональным задачам в работе врача-терапевта участкового, а также опросник для оценки влияния участия в Олимпиаде на профессиональное развитие участников заключительного этапа. К участию приглашались терапевты и врачи общей практики с опытом работы не менее года и стажем до 10 лет, а также интернисты.

Результаты. Определены методические особенности процесса организации и проведения Олимпиады как вида неформального образования: практикоориентированные цели Олимпиады, направленные на совершенствование знаний, умений и навыков, компетенций участников; содержание олимпиадных заданий на основе принципов взаимосвязи теории и практики; соответствие заданий и реальных проблемных ситуаций в практике врача-терапевта, системный подход к организации Олимпиады.

Заключение. Результативность Олимпиады как вида неформального образования содействует профессиональному развитию ее участников, способствует формированию долгосрочных установок на совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для решения профессиональных задач.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

4153 756
Аннотация

Функциональные обязанности врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП) значительно изменились за последнее десятилетие. Расширилось количество трудовых функций, выполняемых ВОП. Несмотря на усложняющуюся профессиональную деятельность ВОП — в теории и практике подготовки врачей-специалистов отсутствует научное обоснование квалификационных характеристик ВОП, выраженных в знаниях, умениях, навыках, компетенциях. В этой связи было проведено исследование по определению приоритетности компетенций ВОП, составляющих квалификационную характеристику врача-специалиста. Цель. Анализ и обобщение результатов исследования, теоретическое обоснование результатов, разработка предварительных рекомендаций для подготовки ВОП. Материал и методы. Информационной базой исследования послужили результаты ранжирования компетенций по их значимости в профессиональной деятельности ВОП Российской Федерации, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, реализуемого с использованием метода Дельфи (дельфийский метод), как метода экспертного оценивания и стратегического планирования деятельности по подготовке специалистов. Заключение. Анализ перечня компетенций, разработанного и согласованного экспертами, показал его соответствие трудовым функциям ВОП, требованиям ФГОС по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", рекомендациям WONCA.

Обобщение результатов исследования по определению приоритетности компетенции в деятельности ВОП показало: — все компетенции (25) были определены как необходимые и составляющие квалификацию ВОП; — 21 компетенция при ранжировании определена как высокой значимости и значимости в деятельности ВОП; — 4 компетенции определены как средней значимости и ниже средней значимости. Анализ приоритетности компетенции врачами выявил недостаточность методического обеспечения подготовки ВОП в соответствии с социальным заказом общества. Полученные результаты показали необходимость продолжения исследования в рамках проекта "Управления качеством подготовки врачей общей практики (семейных врачей)".

4013 354
Аннотация

Цель. Статья посвящена исследованию эффективности виртуальной аптеки как элемента электронной информационной образовательной среды в учебном процессе на кафедре фармакологии.

Материал и методы. Обследовано 250 студентов 3 курса лечебного факультета и 196 студентов 2 курса стоматологического факультета ПСПбГМУ им. И. П. Павлова. Для достижения поставленных целей были использованы структурированное интервью, фокус-группы с последующим анализом. Проведена оценка успеваемости студентов третьего курса лечебного факультета до и после внедрения цифровых инструментов визуализации материала с использованием элементов виртуальной аптеки.

Результаты. Опрос студентов установил высокую заинтересованность в использовании наглядных методов и, в частности, виртуальной аптеки. Клинико-фармакологические задачи с использованием виртуальной аптеки значительно облегчали усвоение фармакологических знаний и большинством студентов были оценены положительно. Анализ академической успешности студентов, изучавших курс фармакологии с привлечением ресурса виртуальной аптеки, установил, что средний балл повысился и зачет в форме тестов они стали сдавать с первой попытки. При сборе данных использовались Google forms, которые за счет анонимности позволили получить от студентов развернутые предложения по совершенствованию виртуальной аптеки и методов обучения с использованием электронной информационной образовательной среды (ЭИОС).

Заключение. Исследование показало, что метод "Виртуальной аптеки" зарекомендовал себя как эффективный педагогический инструмент, позволивший повысить наглядность трудного учебного материала и эффективность усвоения новых знаний.

НОВОСТИ С СОВЕЩАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ КАФЕДР СТРАНЫ

 
92 170
Аннотация

26 июня 2024 года состоялось видеоселекторное совещание профессорско-преподавательского состава кафедр терапевтических дисциплин медицинских образовательных организаций высшего образования субъектов Российской Федерации Тема совещания: "Требования к подготовке врачей-терапевтов и врачей общей практики — социальный заказ общества)". В совещании приняли участие преподаватели 42 организаций (образовательных и медицинских) 31 субъекта Российской Федерации из 8 федеральных округов; 8 республик.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)