Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Результаты исследования приоритетности компетенций в профессиональной деятельности врачей общей практики (семейных врачей)

  О. М. Драпкина,   С. Ю. Астанина,   Р. Н. Шепель,   О. Ю. Кузнецова,   Т. В. Самойлов,   Д. В. Осипова,   Н. С. Алексеева,   И. В. Бахарева, Т. В. Болотнова,   М. Е. Балашова, В. П. Бурякова,   А. В. Виноградов,   И. А. Викторова,   О. Н. Герасименко,   В. В. Горбань,   Е. Д. Голованова,   Г. В. Губанова,   М. С. Григорович,   И. В. Друк,   М. В. Доютова,   А. А. Донская, А. С. Ефимов,   Н. И. Жернакова,   Т. А. Загромова,   А. Г. Закроева,   Н. С. Коноваленко,   И. Л. Кляритская,   В. И. Купаев, Н. В. Красникова, С. С. Купчикова,   Е. А. Лавренова, Е. Г. Матвеева,   Н. В. Медведев, Ю. А. Мошко, М. Е. Можейко,   О. А. Назарова,   В. Н. Неустроева,   М. М. Петрова, А. А. Попова,   У. С. Портнягина,   О. Ю. Позднякова,   А. О. Поздняк,   А. И. Рябошапко,   М. Ю. Сергеева- Кондраченко, Е. Е. Седелкова,   И. Н. Стеценко,   Е. А. Старовойтова,   Е. А. Титов,   Л. В. Трибунцева,   О. В. Фатенков,   Я. Б. Ховаева,   Н. Л. Шапорова,   Г. В. Шавкута,   Г. Н. Шеметова,   Ю. А. Шарапова,   Р. Р. Яхина

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4153

EDN: TFIVLU

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Функциональные обязанности врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП) значительно изменились за последнее десятилетие. Расширилось количество трудовых функций, выполняемых ВОП. Несмотря на усложняющуюся профессиональную деятельность ВОП — в теории и практике подготовки врачей-специалистов отсутствует научное обоснование квалификационных характеристик ВОП, выраженных в знаниях, умениях, навыках, компетенциях. В этой связи было проведено исследование по определению приоритетности компетенций ВОП, составляющих квалификационную характеристику врача-специалиста. Цель. Анализ и обобщение результатов исследования, теоретическое обоснование результатов, разработка предварительных рекомендаций для подготовки ВОП. Материал и методы. Информационной базой исследования послужили результаты ранжирования компетенций по их значимости в профессиональной деятельности ВОП Российской Федерации, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, реализуемого с использованием метода Дельфи (дельфийский метод), как метода экспертного оценивания и стратегического планирования деятельности по подготовке специалистов. Заключение. Анализ перечня компетенций, разработанного и согласованного экспертами, показал его соответствие трудовым функциям ВОП, требованиям ФГОС по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", рекомендациям WONCA.

Обобщение результатов исследования по определению приоритетности компетенции в деятельности ВОП показало: — все компетенции (25) были определены как необходимые и составляющие квалификацию ВОП; — 21 компетенция при ранжировании определена как высокой значимости и значимости в деятельности ВОП; — 4 компетенции определены как средней значимости и ниже средней значимости. Анализ приоритетности компетенции врачами выявил недостаточность методического обеспечения подготовки ВОП в соответствии с социальным заказом общества. Полученные результаты показали необходимость продолжения исследования в рамках проекта "Управления качеством подготовки врачей общей практики (семейных врачей)".

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н., Кузнецова О.Ю., Самойлов Т.В., Осипова Д.В., Алексеева Н.С., Бахарева И.В., Болотнова Т.В., Балашова М.Е., Бурякова В.П., Виноградов А.В., Викторова И.А., Герасименко О.Н., Горбань В.В., Голованова Е.Д., Губанова Г.В., Григорович М.С., Друк И.В., Доютова М.В., Донская А.А., Ефимов А.С., Жернакова Н.И., Загромова Т.А., Закроева А.Г., Коноваленко Н.С., Кляритская И.Л., Купаев В.И., Красникова Н.В., Купчикова С.С., Лавренова Е.А., Матвеева Е.Г., Медведев Н.В., Мошко Ю.А., Можейко М.Е., Назарова О.А., Неустроева В.Н., Петрова М.М., Попова А.А., Портнягина У.С., Позднякова О.Ю., Поздняк А.О., Рябошапко А.И., Сергеева- Кондраченко М.Ю., Седелкова Е.Е., Стеценко И.Н., Старовойтова Е.А., Титов Е.А., Трибунцева Л.В., Фатенков О.В., Ховаева Я.Б., Шапорова Н.Л., Шавкута Г.В., Шеметова Г.Н., Шарапова Ю.А., Яхина Р.Р. Результаты исследования приоритетности компетенций в профессиональной деятельности врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4153. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4153. EDN: TFIVLU

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N., Kuznetsova O.Yu., Samoilov T.V., Osipova D.V., Alekseeva N.S., Bakhareva I.V., Bolotnova T.V., Balashova M.E., Buryakova V.P., Vinogradov A.V., Viktorova I.А., Gerasimenko O.N., Gorban V.V., Golovanova E.D., Gubanova G.V., Grigorovich M.S., Druk I.V., Doyutova M.V., Donskaya A.A., Efimov A.S., Zhernakova N.I., Zagromova T.A., Zakroeva A.G., Konovalenko N.S., Klyaritskaya I.L., Kupaev V.I., Krasnikova N.V., Kupchikova S.S., Lavrenova E.A., Matveeva E.G., Medvedev N.V., Moshko Yu.A., Mozheiko M.E., Nazarova O.A., Neustroeva V.N., Petrova M.M., Popova A.A., Portnyagina U.S., Pozdnyakova O.Yu., Pozdnyak A.O., Ryaboshapko A.I., Sergeeva-Kondrachenko M.Yu., Sedelkova E.E., Stetsenko I.N., Starovoitova E.A., Titov E.A., Tribuntseva L.V., Fatenkov O.V., Khovaeva Ya.B., Shaporova N.L., Shavkuta G.V., Shemetova G.N., Sharapova Yu.A., Yakhina R.R. Priority of competencies in the professional activities of general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4153. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4153. EDN: TFIVLU

Введение

Современные реалии, происходящие в первичном звене практического здравоохранения, оказывают влияние на здоровье населения России в целом.

Специальность врача общей практики (семейной медицины) (ВОП) становится все более востребованной в здравоохранении. Главное преимущество ВОП состоит в том, что он имеет возможность комплексно подходить к здоровью своих пациентов и наблюдать их в течение длительного времени [1].

Реорганизация системы первичной медико-санитарной помощи по принципу работы ВОП позволяет повысить доступность медицинской помощи населению, усилить профилактическую направленность работы врача, обеспечить более раннее выявление заболеваний и предупреждение осложнений, улучшить преемственность в ведении пациентов [2][3].

ВОП в системе здравоохранения включен в междисциплинарную команду не только как ее неотъемлемое звено, но и в качестве врача-координатора, что способствует повышению престижа специальности и востребованности ее среди пациентов. Участие ВОП в работе междисциплинарных команд — дополнительная гарантия их высокого квалификационного уровня [4].

В системе здравоохранения на ВОП, как правило, возлагаются некие функции по длительному ведению пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, и основные цели делегирования этому врачу полномочий других специалистов — это:

1) уменьшение нагрузки на стационары,

2) уменьшение нагрузки на специалистов.

Каждая из указанных функций требует специальной подготовки ВОП, где результат выражается в компетенциях.

Результат обучения, выраженный в компетенциях (Competency-based medical education, CBME), приобретает все большее значение, особенно для ВОП.

Им определяют планируемые результаты обучения (International Labour Organization, ILO), основанные на реальных умениях выполнять трудовые функции на рабочем месте. Согласно анализу зарубежных источников — квалификация практикующего специалиста определяется сформированными у него профессиональными компетенциями [5].

Одной из функций Всемирной организации семейных врачей (World Organization of Family Doctors, WONCA) является образование врачей, призывающее все страны мира увеличить количество подготовленных ВОП для достижения качественной комплексной первичной медицинской помощи и всеобщего охвата услугами здравоохранения населения стран. WONCA, принимая идею компетентностного подхода, определила направления в развитии компетенций ВОП1.

И хотя компетенции, разработанные WONCA, носят рекомендательный характер, их значимость для медицинского образования очень высока.

Во-первых, рекомендуемые компетенции представляют собой открытую систему, где все компоненты этой системы взаимосвязаны между собой и факторами внешней среды, что способствует достижению основного результата — качественной подготовки ВОП.

Во-вторых, разработанные направления развития компетенций акцентируют внимание педагогических работников на значимость многогранной подготовки ВОП, обеспечивающей развитие не только когнитивной, но и аффективной сферы личности врача, отвечающей запросам современного общества.

В-третьих, рекомендации по формированию компетенций ВОП, разработанные WONCA, выступают общим целевым компонентом в мировой системе медицинского образования, что способствует созданию единого образовательного пространства подготовки ВОП, обеспечивает унификацию требований к результатам подготовки врачей к оказанию первичной медицинской помощи населению во многих странах мира.

Особый интерес представляет опыт реализации компетентностного подхода в подготовке ВОП, накопленный в Российской Федерации. В системе отечественного медицинского образования компетенции специалистов рассматриваются как способность и готовность к решению профессиональных задач, на основе имеющихся у него знаний, умений, навыков, опыта деятельности [6].

По мнению исследователей [7][8]:

"В ряде международных и российских документов последнего десятилетия, посвященных анализу основных тенденций развития образования, подчеркивается важность формирования готовности обучающихся к непрерывному образованию (образованию в течение жизни — life long learning), обеспечение современного качества образования, гибкости и разнообразия образовательных программ в связи с расширением и усложнением сферы трудовой деятельности человека. При этом отмечается, что образовательные программы все больше ориентированы на подготовку не к конкретной профессии, а к профессиональной деятельности в условиях неопределенности, постоянного возникновения новых профессий. Эта тенденция проявляется в уточнении универсальных ("надпрофессиональных") и общепрофессиональных компетенций в новых стандартах высшего образования".

На значимость компетенций, относящихся к личностной характеристике ВОП, обращают внимание и зарубежные исследователи [9]. В процессе исследования было выявлено, что аффективные компетенции вызвали наибольшее обсуждение и показали самый низкий балл среди различных категорий компетенций.

Все больше внимания уделяется не отдельным компетенциям, а их интеграции, приводящей к состоянию компетентности специалиста. Под "компетентностью" понимается мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

В отличии от термина "квалификация" (квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника2) — понятие "компетентность" включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие личностные качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умения учиться и учить других, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать необходимую информацию.

Можно заключить, что понятие "компетентность" представляет собой интегральную способность специалиста решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Именно поэтому в "новых" федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС) по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"3 в качестве обязательных требований к результатам освоения программы ординатуры указывается система универсальных и общепрофессиональных компетенций, характеризующих личностные качества, среди которых такие как (пример):

УК-2 — Способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им;

УК-3 — Способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению;

ОПК-1 — Способен использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и соблюдать правила информационной безопасности;

ОПК-2 — Способен осуществлять педагогическую деятельность.

Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии).

Сравнение требований к результату подготовки специалистов, выраженному в компетенциях на разных уровнях подготовки специалистов (специалитет, ординатура и дополнительное профессиональное образование), показывает наличие преемственности в определении профессиональной компетентности, основанной на интеграции сугубо профессиональных знаний, умений и личностных характеристик врача.

Таким образом, можно заключить, что формирование профессиональной компетентности — это процесс, растянутый во времени, требующий постоянного самообразования, куда входит и период обучения в вузе (в меньшей степени), и вся последующая образовательная и практическая деятельность (в большей степени) врача.

Анализ триады понятий: "компетенция", "компетентность", "квалификация" показывает их взаимосвязь и соподчиненность, где компетентность представляет собой интегративное качество личности специалиста, характеризующая его готовность решать задачи со знанием дела [10].

Учитывая системообразующую роль компетентностного подхода в медицинском образовании, а именно в подготовке ВОП, ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с Российским обществом профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) было проведено исследование по определению приоритетности компетенций в профессиональной деятельности ВОП Российской Федерации [11]. Научное исследование проведено в рамках проекта "Управление качеством подготовки врачей общей практики (семейных врачей)".

Актуальность исследования: функциональные обязанности ВОП значительно изменились за последнее десятилетие. Наблюдающееся расширение спектра трудовых функций ВОП вызывает неопределенность, стрессовую ситуацию и перегрузку врачей, особенно эти негативные состояния проявляются у молодых специалистов. Необходимость формирования устойчивой готовности врачей к выполнению трудовых функций способствует повышению их мотивации к профессиональной деятельности.

Проблема исследования: несмотря на усложняющуюся профессиональную деятельность ВОП — в теории и практике подготовки врачей-специалистов отсутствует научное обоснование квалификационных характеристик ВОП, выраженных в знаниях, умениях, навыках, компетенциях.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определение приоритетности компетенций ВОП, составляющих квалификационную характеристику врача-специалиста.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• предварительный этап: определение проблемы, объекта, предмета исследования; формирование группы экспертов; формирование предварительного перечня компетенций;

• первый раунд: ранжирование компетенций по их значимости в деятельности ВОП (семейного врача), обсуждение новых предложенных компетенций; формирование уточненного перечня компетенций;

• второй раунд: ранжирование компетенций в уточненном перечне; по их значимости в деятельности ВОП (семейного врача), обсуждение новых предложенных компетенций; формирование окончательного перечня компетенций;

• заключительный этап: анализ и обобщение результатов исследования; теоретическое обоснование результатов; разработка предварительных рекомендаций для подготовки ВОП — стали целью исследования этой статьи.

Материал и методы

Информационной базой исследования послужили результаты ранжирования компетенций по их значимости в профессиональной деятельности ВОП Российской Федерации, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, реализуемого с использованием метода Дельфи (дельфийский метод), как метода экспертного оценивания и стратегического планирования деятельности по подготовке специалистов.

Отличительной чертой метода Дельфи является итеративный процесс: респонденты отвечают на вопросы в несколько раундов, при этом каждый последующий раунд строится на результатах предыдущего. Это позволяет участникам пересматривать свои мнения, учитывая анонимные ответы других экспертов, что способствует более взвешенному и обдуманному выводу.

В описываемом исследовании метод Дельфи включал в себя серию компетенций. Каждому респонденту (респондентами выступали ВОП, врачи-ординаторы второго года обучения по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина), преподаватели кафедр терапевтических дисциплин, занимающихся подготовкой ВОП) предстояло ранжировать компетенции в отношении их необходимости в выполнении трудовых функций ВОП. Ранжирование осуществлялось в установленном диапазоне: от 1 балла, как наиболее значимое значение, до 7 баллов, как наименее значимое значение. Компетенции, оцениваемые 6 или 7 баллами — исключались из перечня.

Предварительно, до начала раундов, была организована группа экспертов, в задачи которой входил анализ результатов каждого раунда и обобщение полученных результатов.

Анализ полученных результатов исследования осуществлялся с использованием методов сопоставительного и статистического анализа, включающий в себя расчет показателей распределения компетенций по их значимости в работе ВОП в аспекте современных тенденций развития первичной медико-санитарной помощи.

Результаты и обсуждение

Исследование приоритетности компетенций в работе ВОП регулярно проводится во многих странах мира [9]. В Российской Федерации такое исследование проводилось впервые.

На подготовительном этапе был определен состав рабочей группы и экспертов, куда вошли 53 эксперта, из них: 18 экспертов — это главные внештатные специалисты по общей врачебной практике федеральных округов и субъектов Российской Федерации; 32 эксперта — представители профессорско-преподавательского состава кафедр образовательных организаций; 3 эксперта — представители органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации. По территориальному принципу эксперты являлись представителями 38 субъектов Российской Федерации (рисунок 1).

Рис. 1 Распределение экспертов по территориальному принципу.

Перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций был определен на основании требований ФГОС3. Перечень профессиональных компетенций был определен рабочей группой на основании трудовых функций ВОП, регламентированных профессиональным стандартом "Врач общей практики (семейный врач)"4.

Учитывая профессиональные задачи, стоящие перед врачом при выполнении той или иной трудовой функции, были определены профессиональные компетенции. Дальнейший анализ совокупности всех компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных) в отношении трудовых функций и требований ФГОС показал их взаимосвязь и системный характер в деятельности ВОП (таблица 1).

Таблица 1

Взаимосвязь компетенций и трудовых функций врачей
по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"

Трудовые функции

Универсальные компетенции (УК)

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Профессиональные компетенции (ПК)

ОТФ

ТФ

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Диагностика

+

+

+

+

+

+

 

+

+

           

+

                 

Лечение

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

           

+

               

Реабилитация

+

+

+

+

+

+

+

+

   

+

           

+

             

Профилактика

• Мероприятие

+

+

+

+

+

+

 

+

       

+

         

+

           

• Диспансеризация

+

+

+

+

+

+

 

+

                     

+

         

• Диспансерное наблюдение

+

+

+

+

+

+

 

+

                       

+

       

• Физкультура и спорт

+

+

+

+

+

+

 

+

                         

+

     

Неотложная помощь

+

 

+

+

 

+

               

+

             

+

   

Помощь женщинам

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

       

+

+

+

             
 

Анализ МСИ

+

+

+

+

+

+

+

+

     

+

 

+

                     

В

Экстренная помощь

+

 

+

+

 

+

                                 

+

 

С

Паллиативная помощь

+

 

+

+

 

+

 

+

+

                             

+

D

Помощь детям

• Диагностика и лечение

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

         

+

+

               

• Профилактика и контроль

+

+

+

+

 

+

 

+

   

+

 

+

       

+

             

Примечание: * — Приказ Минобрнауки России от 09.01.2023 № 16 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)" (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2023 № 723). ** — Проект профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)". URL: https://org.gnicpm.ru/wp-content/uploads/2022/11/ps_vop-s-izmen-ot-06.09.22.pdf (дата обращения: 17.07.2024). ОТФ — общая трудовая функция, ТФ — трудовая функция, ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Диагностика — проведение обследования пациентов с целью установления диагноза.

Лечение — лечение пациентов и контроль его эффективности и безопасности.

Реабилитация — проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность.

Профилактика — проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике заболеваний (состояний), формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению.

Мероприятия — проведение мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции выявленных факторов риска, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения; проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции.

Диспансеризация — организация и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Диспансерное наблюдение — проведение диспансерного наблюдения за пациентами с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и другими заболеваниями и/или состояниями, в соответствии с Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения.

Физкультура и спорт — медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта в соответствии с порядком организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом.

Неотложная помощь — оказание медицинской помощи в неотложной форме.

Помощь женщинам — оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и при гинекологических заболеваниях.

Анализ МСИ — проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала, использование информационных технологий.

Экстренная помощь — оказание медицинской помощи в экстренной форме взрослому населению.

Паллиативная помощь — паллиативная первичная врачебная медицинская помощь взрослому населению.

Помощь детям — оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому при вызове медицинского работника и в условиях дневного стационара.

Разработаны на основе проекта профессионального стандарта**

Утверждены ФГОС ВО*

Учитывая, что ФГОС регламентируют различные области и сферы профессиональной деятельности врача в выполнении трудовых функций — рабочей группой была проведена экспертиза компетенций по отношению к областям и видам профессиональной деятельности ВОП3 (таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязь компетенций и областей профессиональной деятельности врачей,
регламентированных ФГОС ВО по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"*

Области профессиональной деятельности

Универсальные компетенции (УК)

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Профессиональные компетенции (ПК)

Код

Название

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

01

Образование и наука

Образование

+

+

 

+

+

+

 

+

       

+

   

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Научные исследования

+

+

 

+

+

+

 

+

         

+

 

+

+

+

+

+

+

+

     

02

Здравоохранение: семейная медицина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

07

Административно-управленческая и офисная деятельность: здравоохранение

+

+

+

+

+

+

+

+

   

+

+

+

+

       

+

+

+

+

     

Примечание: * — Приказ Минобрнауки России от 09.01.2023 № 16 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)" (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2023 № 723).

Проведенная экспертиза содержания компетенций (универсальных, общепрофессиональных и профессиональных) по отношению к возможности решения задач различных типов (медицинских; научно-исследовательских; организационно-управленческих; педагогических) показала, что выявленный перечень компетенций обеспечивает возможность выполнения трудовых функций в рамках регламентированных областей профессиональной деятельности.

Стоит признать, что претворение в жизнь положений компетентностного подхода по-прежнему затруднено, что связано со спецификой обучения в различных профессиональных сферах, особенностью национальных традиций, отсутствием достаточного опыта у профессорско-преподавательского состава по реализации компетентностного подхода, а иногда и его явным неприятием, отсутствием понятной для всех участников образовательного процесса компетентностной модели ВОП. Выявленные затруднения могут приводить к усилению формализации учебного процесса.

В соответствии с рекомендациями WONCA был проведен анализ содержания компетенций ВОП1 (таблица 3).

Таблица 3

Содержание компетенций ВОП
по отношению к рекомендациям Всемирной организации семейных врачей WONCA

Направления основных компетенций

Универсальные компетенции (УК)

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

Профессиональные компетенции (ПК)

Название

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общение с пациентами

• Помощь, ориентированная на пациента и контент

+

+

 

+

+

+

+

+

       

+

   

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

• Взаимоотношения врач-пациент

+

+

+

+

+

+

 

+

       

+

   

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

• Длительная и непрерывная помощь

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

   

+

   

+

+

+

+

+

+

       

Управление практикой

• Целостный подход (физиологический, психологический, социально-культурный и экзистенциальный)

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

   

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

• Комплексный подход (острые и хронические заболевания; способствует здоровью и благополучию)

+

+

     

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

• Помощь населению (ответственность за здоровье населения)

+

 

+

+

 

+

   

+

+

+

+

+

   

+

+

+

+

+

+

+

   

+

• Управление первичной медицинской помощью (координация помощи и защита; первый контакт, открытый доступ, все проблемы здоровья)

+

+

+

+

 

+

+

+

+

               

+

+

+

+

       

• Навыки решения конкретных проблем (принятие решений основано на распространенности заболеваний; ранние недифференцированные стадии)

+

+

+

+

+

+

   

+

 

+

+

+

+

+

 

+

   

+

+

       

Результаты проведенного анализа показали, что разработанный перечень компетенций отвечает целям и задачам первичной медико-санитарной помощи в объеме, рекомендуемым WONCA.

Следующий шаг в определении предварительного перечня компетенций ВОП состоял в распределении компетенций на группы в соответствии с результатами ранжирования.

В основу распределения компетенций на группы по доминированию особенностей личностной сферы деятельности: аффективных компетенций, когнитивных компетенций и психомоторных компетенций был положен принцип их соответствия триединству личностных сфер специалиста: аффективной, когнитивной и психомоторной [12].

Педагогическая значимость такой классификации объясняется возможностью учета психологических особенностей обучающихся врачей при формировании компетенций и выполнении ими трудовых функций. Рассмотрим подробнее каждую из сфер личности в аспекте образовательных достижений обучающихся:

— аффективная сфера личности отражает процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Компетенции, относящиеся к этой группе, способствуют развитию способности врача взаимодействовать в системе "человек-человек";

— когнитивная сфера личности определяет познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Компетенции, относящиеся к этой группе, обеспечивают способность врача выполнять медицинскую деятельность преимущественно с использованием интеллектуальных умений: анализировать, интерпретировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать и т.д.;

— психомоторная сфера личности — это интеграция психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств. Под психомоторными способностями понимается совокупность свойств психики, обеспечивающих точность управления движениями. Компетенции, относящиеся к этой группе, обеспечивают способность врача выполнять медицинскую деятельность с использованием умений: сбора жалоб и анамнеза, физикального осмотра, использования диагностического оборудования, проведения диагностических процедур, документирования, в т.ч. цифрового документирования.

Анализ содержания компетенций по отношению к трудовым функциям ВОП, требованиям ФГОС, международным рекомендациям WONCA, а также психологическим особенностям личности специалиста, показал репрезентативность содержания всех компетенций целям и задачам подготовки врачей по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)".

Формирование предварительного перечня компетенций осуществлялось методом дихотомического анкетирования компетенций ВОП в количестве 25 компетенций, из них: 15 компетенций, регламентированных ФГОС ВО по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" и 10 профессиональных компетенций, разработанных рабочей группой исследования.

Результаты первого этапа анкетирования показали: 21 компетенция набрала больше 85% от общего количества участников анкетирования и вошла в предварительный перечень компетенций; 4 компетенции набрали меньше 85%, среди них:

— Способен осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-3);

— Способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им (ОПК-2);

— Способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и/или состояниях, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (ПК-3);

— Способен обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей (ПК-9).

Результаты второго этапа анкетирования: больше 85% от общего количества участвующих в анкетировании набрала одна компетенция (способность проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и/или состояниях, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (ПК-3), меньше 85% набрали:

— Способен осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-3);

— Способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им (ОПК-2);

— Способен обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей (ПК-9).

Результаты третьего этапа анкетирования: все участвовавшие компетенции набрали меньше 85%, это:

— Способен осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-3);

— Способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им (ОПК-2);

— Способен обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей (ПК-9).

Таким образом, три компетенции из общего списка набрали меньше 85% и по условиям исследования должны были быть удалены из предварительного перечня. При этом следует учитывать, что две компетенции (ОПК-2 и ОПК-3) являются обязательными для освоения ВОП (семейным врачом), т.к. регламентированы приказом Минобрнауки России3, одна компетенция (ПК-9) соответствует требованиям приказа Минздрава России5.

На открытом общем совещании экспертов, состоявшемся 15 ноября 2023г, по предложению главных внештатных специалистов по общей врачебной практике Минздрава России было принято решение утвердить следующий состав предварительного перечня компетенций ВОП — таблица 4.

Таблица 4

Перечень компетенций ВОП (семейных врачей), рекомендованный группой экспертов

Группа

Компетенции

Индекс компетенции*

АК

Способен критически и системно анализировать, определять возможности и способы достижения в области медицины и фармации в профессиональном контексте

УК-1

АК

Способен осуществлять педагогическую деятельность

ОПК-3

АК

Способен руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению

УК-3

АК

Способен выстраивать взаимодействие в рамках своей профессиональной деятельности

УК-4

АК

Способен планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития, включая задачи изменения карьерной траектории

УК-5

КК

Способен разрабатывать, реализовывать проект и управлять им

УК-2

КК

Способен применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей

ОПК-2

КК

Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и/или состояниях, контролировать его эффективность и безопасность

ОПК-5

КК

Способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и/или состояниях, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

ОПК-6

КК

Способен проводить в отношении пациентов медицинскую экспертизу

ОПК-7

КК

Способен участвовать в оказании неотложной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства

ОПК-10

КК

Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов в объеме оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым, включая оказание медицинской помощи женщинам, и детям

ОПК-4

КК

Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и/или состояниях, контролировать его эффективность и безопасность в объеме первичной медико-санитарной помощи взрослым, включая оказание медицинской помощи женщинам, и детям

ПК-2

КК

Способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и/или состояниях, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов в объеме первичной медико-санитарной помощи взрослым, включая оказание медицинской помощи женщинам, и детям

ПК-3

КК

Способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике заболеваний, противоэпидемических мероприятий, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению взрослого населения и детей

ПК-4

КК

Способен проводить и контролировать эффективность диспансерного наблюдения пациентов с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и другими заболеваниями и/или состояниями среди взрослого населения и детей

ПК-6

КК

Способен обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей

ПК-7

КК

Способен оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, пациентам разных возрастных групп

ПК-8

ПМК

Способен использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности и соблюдать правила информационной безопасности

ОПК-1

ПМК

Способен проводить клиническую диагностику

ОПК-4

ПМК

Способен проводить анализ медико-статистической информации, вести медицинскую документацию и организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала

ОПК-9

ПМК

Способен проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению

ОПК-8

ПМК

Способен организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию определенных групп взрослого населения и детей

ПК-5

ПМК

Способен оказывать медицинскую помощь в экстренных формах пациентам разных возрастных групп при заболеваниях, состояниях, угрожающих жизни

ПК-9

ПМК

Способен оказывать паллиативную первичную врачебную медицинскую помощь взрослому населению и детям

ПК-10

Примечание: * — индексы универсальных компетенций (УК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК) регламентированы ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 09.01.2023 № 16 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)" (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2023 № 723)); индексы профессиональных компетенций (ПК) был определен группой экспертов на основании проекта профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (Проект профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)". URL: https://org.gnicpm.ru/wp-content/uploads/2022/11/ps_vop-s-izmen-ot-06.09.22.pdf (дата обращения: 17.07.2024)). АК — группа аффективных компетенций, КК — группа когнитивных компетенций, ПМК — группа психомоторных компетенций.

Таким образом, на подготовительном этапе был определен предварительный перечень, включающий универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Для участия врачей в раундах была разработана анкета, размещенная на сайте РОПНИЗ с использованием электронной среды Yandex Forms.

Исследование проводилось в соответствии с основными принципами этики научного исследования:

1. Принципом пользы от исследовательской деятельности,

2. Принципом справедливого отбора участников исследования,

3. Принципом уважения к личности и автономии испытуемого [13].

В соответствии с первым принципом, планируемый эксперимент не несет никакого вреда его участникам, а польза от участия в исследовании намного превосходит временные затраты от участия в нем.

Участие в эксперименте добровольное. Всех участников заранее информировали о дизайне исследования перед участием. Сбор анонимных данных получали в цифровом виде через Yandex Forms (бесплатная версия). Опрос осуществлялся на протяжении двух недель.

В первом раунде приняли участие 999 врачей из 55 субъектов Российской Федерации (рисунок 2).

Рис. 2 Распределение респондентов по территориальному принципу.

Графическое отображение распределения участников анкетирования по субъектам Российской Федерации представлено на рисунке 3.

Рис. 3 Распределение участников анкетирования по субъектам Российской Федерации
(цифровые показатели, изображенные на карте,
отображают численность участников каждого региона).

Результаты первого и второго раундов показали, что мнения врачей расходятся по определению приоритетности компетенций в профессиональной деятельности ВОП. Ни одна из компетенций не была оценена в 7 баллов. Поэтому все компетенции, указанные в предварительном перечне, участвовали в процессе ранжирования и не были исключены из списка. Состав окончательного перечня остался неизменённым.

Однако распределение приоритетности компетенций в практике ВОП позволило определить четыре группы:

— компетенции, как наиболее значимые (серединное значение показателей (медиана) оценки значимости компетенции расположено на показателе в 1 балл);

— компетенции, как значимые (медиана оценки компетенций расположена на показателе 2 балла);

— компетенции, как менее значимые (медиана оценки компетенций расположена на показателе 3 балла);

— компетенции, как низкой значимости (медиана оценки компетенций расположена на показателе в 4 балла).

Рассмотрим особенности каждой группы компетенций по отношению психологическим особенностям сферы личности врача (таблица 5).

Таблица 5

Группы ранжированных компетенций
по отношению к психологическим особенностям сферы личности врача

Индекс

Содержание

Медиана (в баллах)

Доля участников от общего количество респондентов (999 чел.)

Группа психологическая

Компетенции, как наиболее значимые

ОПК-2

способность назначать лечение пациентам при заболеваниях и/или состояниях, контролировать его эффективность и безопасность

1

74,00%

КК

ОПК-1

способность проводить клиническую диагностику и обследование пациентов

1

69,6%

КК

ПК-1

способность проводить клиническую диагностику и обследование пациентов в объеме оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым, включая оказание медицинской помощи женщинам, и детям

1

69,5%

КК

ПК-2

способность назначать лечение пациентам при заболеваниях и/или состояниях, контролировать его эффективность и безопасность в объеме первичной медико-санитарной помощи взрослым, включая оказание медицинской помощи женщинам, и детям

1

66,7%

КК

ОПК-10

способность участвовать в оказании неотложной медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства

1

62,1%

КК

ПК-9

способность оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам разных возрастных групп при заболеваниях, состояниях, угрожающих жизни

1

60,3%

ПМК

ПК-8

способность оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, пациентам разных возрастных групп

1

58,4%

КК

УК- 4

способность выстраивать взаимодействие в рамках своей профессиональной деятельности

1

53,6%

АК

ПК-6

способность проводить и контролировать эффективность диспансерного наблюдения пациентов с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и другими заболеваниями и/или состояниями среди взрослого населения и детей

1

52,0%

КК

Компетенции, как значимые

ПК-5

способность организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию определенных групп взрослого населения и детей

2

47,5%

ПМК

ОПК-7

способность проводить в отношении пациентов медицинскую экспертизу

2

44,3%

КК

УК- 5

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития, включая задачи изменения карьерной траектории

2

44,1%.

АК

УК-1

способность критически и системно анализировать, определять возможности и способы достижения в области медицины и фармации в профессиональном контексте

2

41,1%

АК

ОПК-6

способность проводить и контролировать эффективность мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и/или состояниях, в т.ч. при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов

2

43,0%

КК

ОПК-8

способность проводить и контролировать эффективность мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению

2

41,2%

ПМК

ПК-10

способность оказывать паллиативную первичную врачебную медицинскую помощь взрослому населению и детям

2

41,4%

ПМК

ОПК-1

способность использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности и соблюдать правила информационной безопасности

2

37,8%

ПМК

ОПК-8

способность проводить анализ медико-статистической информации, вести медицинскую документацию и организовывать деятельность находящегося в распоряжении медицинского персонала

2

37,7%

ПМК

УК-3

способность руководить работой команды врачей, среднего и младшего медицинского персонала, организовывать процесс оказания медицинской помощи населению

2

36,3%

АК

Компетенции средней значимости

ПК-7

способность обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей

3

21,3%

КК

ОПК-2

способность применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей

3

21,4%

КК

УК-2

способность разрабатывать, реализовывать проект и управлять им

3

20,2%

КК

Компетенции ниже средней значимости

ОПК-3

способность осуществлять педагогическую деятельность

4

19,9%

АК

Примечание: АК — группа аффективных компетенций, КК — группа когнитивных компетенций, ОПК — общепрофессиональные компетенции, ПК — профессиональные компетенции, ПМК — группа психомоторных компетенций, УК — универсальные компетенции.

Анализ групп компетенций, выявленных при ранжировании и психологических особенностей личности врачей, показывает — первая группа компетенций (медиана равна 1 баллу), как наиболее важных в деятельности врача, относится преимущественно к когнитивным компетенциям. И только компетенция — способность выстраивать взаимодействие в рамках своей профессиональной деятельности (УК-4) — относится к аффективной сфере личности.

Во вторую группу компетенций (медиана равна 2 баллам) вошли 10 компетенций, из них 5 компетенций (50%) взаимосвязаны с психомоторной деятельностью специалиста, что говорит о необходимости включения в образовательный процесс технологий, позволяющих формировать навыки безошибочного действия.

Третью группу составляют компетенции, отмеченные при ранжировании как средней значимости (медиана равна 3 баллам).

И в четвертую группу вошла компетенция — способность осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-3) (медиана равна 4 баллам), как значимость ниже средней.

Посмотрим на графическое распределение компетенций по их значимости (рисунок 4).

Рис. 4 Графическое распределение компетенций по их значимости в деятельности ВОП.

Примечание: ОПК — общепрофессиональные компетенции,
ПК — профессиональные компетенции, УК — универсальные компетенции.

Ранжирование компетенций по их значимости в деятельности ВОП показывает, что из 25 компетенций, включенных экспертами в предварительный перечень, 21 компетенция была оценена как значимая и наиболее значимая.

Линия тренда графически показывает среднее значение анализируемых показателей и расположена на уровне 2 баллов, что подтверждает объективность состава предварительного перечня компетенций и их соответствие выполняемым трудовым функциям ВОП.

Однако четыре компетенции не вошли в группы значимых, т.к. при ранжировании получили большее количество баллов.

Компетенция — способность осуществлять педагогическую деятельность (ОПК-3) — при ранжировании получила наибольшее количество баллов и попала в группу "ниже средней значимости". Медиана выставленных баллов оказалась равна 4 баллам. Из 999 врачей, участвовавших в ранжировании, 444 человека оценили эту компетенцию как средней значимости, а 555 человек (55,5%) не увидели ее значимость, что несомненно вызывает обеспокоенность. Ведь педагогическая деятельность врача лежит в основе профилактического консультирования, формирования приверженности пациента к следованию рекомендациям врача, профилактики аддитивного поведения пациентов, встречающихся в практике врачей первичного звена, возможности использовать технологию эмпатии при взаимодействии с коллегами и пациентами и многое другое.

Почему более половины врачей, участвовавших в ранжировании компетенций, не увидели значимость этой компетенции для своей профессиональной деятельности? Ведь большая часть компетенций была оценена как высокой значимости, что говорит об ответственности врачей за результаты своей работы.

Подобная ситуация сложилась с оценкой такой компетенции, как способность разрабатывать, реализовывать проект и управлять им (УК-2). И хотя эта компетенция была оценена 3-мя баллами (медиана расположена на показателе 3 баллов) и попала в категорию средней значимости, этот факт не может не вызывать обеспокоенность.

В начале статьи мы указывали на консолидирующую и руководящую роль ВОП в функционировании междисциплинарных бригад врачей и специалистов со средним медицинским образованием [4]. Но для выполнения этой функции врач должен быть хорошо подготовлен. И именно компетенция УК-2 обеспечивает врачу безошибочность действий.

Учитывая, что из 999 человек, участвовавших в исследовании, 530 человек (53%) — это респонденты, относящиеся непосредственно к образовательному процессу подготовки ВОП, то выявленные результаты позволяют говорить о недостаточной теоретической обоснованности компетенций, об отсутствии научно-методической обеспеченности образовательного процесса, приводящие к отсутствию понимания у обучающихся современной роли ВОП в решении профессиональных задач.

Конечно, в этом исследовании мы выявили ряд проблем, среди которых остро стоят вопросы формирования компетентности врача, основывающейся не только на сугубо профессиональных знаниях и умениях, характеризующих квалификацию, но и на таких личностных качествах, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, потребность учиться и учить других.

Заключение

Анализ перечня компетенций, разработанного и согласованного экспертами, показал полное его соответствие трудовым функциям ВОП, требованиям ФГОС по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)", рекомендациям WONCA, что позволяет использовать разработанные профессиональные компетенции ВОП в качестве рекомендуемых.

Обобщение результатов исследования по определению приоритетности компетенции в деятельности ВОП показало:

— все компетенции (25) были определены как необходимые и составляющие квалификацию ВОП;

— 21 компетенция при ранжировании определена как высокой значимости и значимости в деятельности ВОП;

— 4 компетенции (ПК-7 — способность обеспечивать медицинское сопровождение массовой физкультуры и спорта среди взрослого населения и детей; ОПК-2 — способность применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан и оценки качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей; УК-2 — способность разрабатывать, реализовывать проект и управлять им) определены как средней значимости и ниже средней значимости (ОПК-3 — способность осуществлять педагогическую деятельность).

Анализ приоритетности компетенции выявил:

— недостаточную теоретическую обоснованность значимости полного спектра компетенций в практической деятельности ВОП;

— отсутствие научно-методической обеспеченности процесса формирования компетенций (ПК-7; ОПК-2; УК-2; ОПК-3), приводящее к затруднению понимания обучающимися современной роли ВОП в решении профессиональных задач.

Полученные результаты показали необходимость продолжения исследования в рамках проекта "Управления качеством подготовки врачей общей практики (семейных врачей)".

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. WONCA Working Party on Education Activity Plan for 2016-2018 https://www.globalfamilydoctor.com/site/DefaultSite/filesystem/documents/Groups/Education/WP education priorities 16.pdf.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024), Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения: 11.07.2024).

3. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2023 № 16 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.54 Общая врачебная практика (семейная медицина)" (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2023 № 723).

4. Проект профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)". URL: https://org.gnicpm.ru/wp-content/uploads/2022/11/ps_vop-s-izmen-ot-06.09.22.pdf (дата обращения: 17.07.2024).

5. Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лица, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнять нормативы испытания (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях".

Список литературы

1. Балашова М. Е., Шеметова Г. Н., Карачурина Г. В. Значение Центра общей врачебной практики в профилактике заболеваний. Бюллетень медицинских Интернет‐конференций. 2014;4(10):1156-9.

2. Помаз А. П., Дубикайтис Т. А., Кузнецова О. Ю., Матюшева А. В. Качество оказания медицинской помощи в амбулаторной практике. Точка зрения пациентов центра семейной медицины городской поликлиники. Российский семейный врач. 2008;13(4):63.

3. Шеметова Г. Н., Балашова М. Е., Ульянова А. С. Опыт развития общеврачебной практики в условиях муниципального здравоохранения. Саратовский научномедицинский журнал. 2009;5(1):87.

4. Фомин В. В. Врач общей практики в составе междисциплинарной команды. М. Московская медицина. 2023;(1):56-8. EDN APBCUF.

5. Frank JR, Snell LS, Ten Cate O, et al. Competency-based medical education: theory to practice. Medical Teacher. 2010;32(8):63845. doi:10.3109/0142159X.2010.501190.

6. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Нелинейность образовательного процесса в высшей школе. Научные школы института педагогики: сборник статей Третьих Всероссийских педагогических (Герценовских) чтений, Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. сс. 61-65. EDN HEZFHJ.

7. Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С. и др. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии. Современная аналитика образования. 2018;(3):78.

8. Батракова И. С., Тряпицын А. В. Социальные технологии в компетентностном образовательном процессе современного педагогического вуза. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019;(193):24-33.

9. Junge H, Poppleton A, Sun S, et al. What competencies do European general practice trainees value the most? A prioritisation exercise using a Delphi-informed approach. Education for Primary Care. 2023;34(4):192-8. doi:10.1080/14739879.2023.2222718.

10. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России. 2005;(4):23-30.

11. Астанина С. Ю., Шепель Р. Н., Кузнецова О. Ю. и др. Определение приоритетности компетенций врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации: обоснование и протокол исследования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(3S):3859. doi:10.15829/1728-88002023-3859. EDN YQYHMC.

12. Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2-х томах. Т. 1. Учебник для студентов высших учебных заведений. М; Издательский центр Академия. 2009. 416 с. ISBN: 978-5-7695-5308-0.

13. Харламов В. Э., Харламова Т. М. Этика научного исследования: зарубежный опыт. Фундаментальные исследования. 2014;(5-2):402-5.


Об авторах

О. М. Драпкина
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

Академик РАН, д.м.н., профессор, директор, главный внештатный специалист по терапии и общемедицинской практике Минздрава России, зав. кафедрой терапии и профилактической медицины, ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России

Москва



С. Ю. Астанина
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

к.пед.н., доцент, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра, зав. кафедрой медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации.

Москва



Р. Н. Шепель
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

к.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, в.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, доцент кафедры терапии и профилактической медицины ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России.

Москва



О. Ю. Кузнецова
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины.

Санкт-Петербург



Т. В. Самойлов
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

Руководитель группы по разработке и реализации профильных образовательных программ Отдела организационно-методического управления и анализа качества медицинской помощи.

Москва



Д. В. Осипова
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

Эксперт группы по разработке и реализации профильных образовательных программ Отдела организационно-методического управления и анализа качества медицинской помощи.

Москва



Н. С. Алексеева
НГИУВ — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой общей врачебной практики и поли Кардиоваскулярная клинической терапии.

Новокузнецк



И. В. Бахарева
ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Россия

Консультант отдела организации медицинской помощи взрослому населению; доцент кафедры факультетской терапии, Министерство здравоохранения Алтайского края, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике.

Барнаул



Т. В. Болотнова
ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, главный внештатный специалист по общей врачебной практике (семейной медицине).

Тюмень



М. Е. Балашова
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



В. П. Бурякова
ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

Ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



А. В. Виноградов
Министерство здравоохранения Свердловской области
Россия

к.м.н., главный специалист отдела первичной и скорой медицинской помощи, , главный внештатный специалист по терапии.

Екатеринбург



И. А. Викторова
ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии и внутренних болезней.

Омск



О. Н. Герасименко
ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России; ГБУЗ НСО "НОКГВВ № 3"; Минздрав Новосибирской области
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой факультетской терапии им. проф. Г. Д. Залесского (лечебный факультет); главный врач; главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине) Минздрава Новосибирской области.

Новосибирск



В. В. Горбань
ФПК и ППС, ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой поликлинической терапии с курсом ОВП (семейная медицина).

Краснодар



Е. Д. Голованова
ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики, поликлинической терапии с курсом гериатрии ФДПО.

Смоленск



Г. В. Губанова
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



М. С. Григорович
ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой семейной медицины и поликлинической терапии.

Киров



И. В. Друк
ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, главный врач; главный внештатный специалист Минздрава Нижегородской области по общей врачебной практике (семейной медицине).

Омск



М. В. Доютова
ГБУЗ НО "Городская поликлиника № 50"; Минздрав Нижегородской области
Россия

д.м.н., главный врач; главный внештатный специалист Минздрава Нижегородской области по общей врачебной практике (семейной медицине).

Нижний Новгород



А. А. Донская
ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
Россия

д.м.н., доцент, профессор кафедры "Внутренние болезни и общеврачебная практика (семейная медицина)" факультета последипломного обучения врачей Медицинского института.

Якутск



А. С. Ефимов
ГБУЗ "Центральная поликлиника г. Южно-Сахалинска", Министерство здравоохранения Сахалинской области
Россия

Главный врач, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине).

Южно-Сахалинск



Н. И. Жернакова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

д.м.н., профессор, зам. директора по научной и международной деятельности Медицинского института, зав. кафедрой семейной медицины.

Белгород



Т. А. Загромова
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии.

Томск



А. Г. Закроева
ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней.

Екатеринбург



Н. С. Коноваленко
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Россия

Ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



И. Л. Кляритская
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапии, гастроэнтерологии, кардиологии и общей врачебной практики (семейной медицины) Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С. И. Георгиевского.

Симферополь



В. И. Купаев
ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, профессор кафедры амбулаторно-поликлинической помощи с курсом телемедицины.

Самара



Н. В. Красникова
ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



С. С. Купчикова
ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского" Минздрава России
Россия

Ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



Е. А. Лавренова
ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России
Россия

Врач-эндокринолог, диетолог, н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России; ассистент кафедры терапии и профилактической медицины.

Москва



Е. Г. Матвеева
ГБУЗ ПОКБ им. Н.Н. Бурденко; Минздрав Пензенской области
Россия

Зам. главного врача по медицинскому обслуживанию населения; главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине).

Пенза



Н. В. Медведев
ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, зав. кафедрой поликлинической терапии и общей врачебной практики.

Курск



Ю. А. Мошко
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры терапии, гастроэнтерологии, кардиологии, общей врачебной практики (семейной медицины) Ордена Трудового Красного Знамени Медицинского института им. С. И. Георгиевского.

Симферополь



М. Е. Можейко
Минздрава Ярославской области
Россия

д.м.н., зам. главного врача по медицинской работе, инновациям и национальным проектам; главный внештатный специалист Минздрава Ярославской области по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине).

Ярославль



О. А. Назарова
ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии, кардиологии и общей врачебной практики.

Иваново



В. Н. Неустроева
ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
Россия

к.м.н., доцент кафедры "Внутренние болезни и общеврачебная практика (семейная медицина)" факультета последипломного обучения врачей Медицинского института.

Якутск



М. М. Петрова
ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии и семейной медицины с курсом ПО.

Красноярск



А. А. Попова
ФГБОУ ВО "НГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой поликлинической терапии и общей врачебной практики (семейной медицины).

Новосибирск



У. С. Портнягина
ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
Россия

к.м.н., доцент кафедры "Внутренние болезни и общеврачебная практика (семейная медицина)" факультета последипломного обучения врачей Медицинского института.

Якутск



О. Ю. Позднякова
ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, профессор кафедры клинической фармакологии.

Ставрополь



А. О. Поздняк
КГМА — филиал ФГБОУ ДПО "РМАНПО Минздрава России"
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой терапии, гериатрии и общеврачебной практики.

Казань



А. И. Рябошапко
ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



М. Ю. Сергеева- Кондраченко
ПИУВ — филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапии, общей врачебной практики (семейной медицины), эндокринологии, гастроэнтерологии и нефрологии.

Пенза



Е. Е. Седелкова
ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



И. Н. Стеценко
ГБУ "ЦПМСП № 2 г. Донецка"
Россия

Главный врач; внештатный республиканский специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава Донецкой Народной Республики.

Донецк



Е. А. Старовойтова
ФГБОУ "ВО СибГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой общей врачебной практики и поликлинической терапии.

Томск



Е. А. Титов
ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

Ассистент (преподаватель) кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



Л. В. Трибунцева
ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко" Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, зав. кафедрой терапевтических дисциплин ИДПО.

Воронеж



О. В. Фатенков
ФГБОУ ВО "СамГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, зав. кафедрой факультетской терапии.

Самара



Я. Б. Ховаева
ФГБОУ ВО "ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней и семейной медицины.

Пермь



Н. Л. Шапорова
ФГБОУ ВО "ПСПбГМУ им. И.П. Павлова" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, декан факультета послевузовского образования, зав. кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины).

Санкт-Петербург



Г. В. Шавкута
ФГБОУ ВО "РостГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) (с курсами гериатрии и физиотерапии).

Ростов-на-Дону



Г. Н. Шеметова
ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



Ю. А. Шарапова
Департамент здравоохранения Воронежской области; ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, ведущий советник отдела оказания медицинской помощи взрослому населению; доцент кафедры госпитальной терапии и эндокринологии, Департамент здравоохранения Воронежской области; ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России; главный внештатный специалист по терапии.

Воронеж



Р. Р. Яхина
ФГБОУ ВО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России
Россия

Ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины.

Саратов



Рецензия

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н., Кузнецова О.Ю., Самойлов Т.В., Осипова Д.В., Алексеева Н.С., Бахарева И.В., Болотнова Т.В., Балашова М.Е., Бурякова В.П., Виноградов А.В., Викторова И.А., Герасименко О.Н., Горбань В.В., Голованова Е.Д., Губанова Г.В., Григорович М.С., Друк И.В., Доютова М.В., Донская А.А., Ефимов А.С., Жернакова Н.И., Загромова Т.А., Закроева А.Г., Коноваленко Н.С., Кляритская И.Л., Купаев В.И., Красникова Н.В., Купчикова С.С., Лавренова Е.А., Матвеева Е.Г., Медведев Н.В., Мошко Ю.А., Можейко М.Е., Назарова О.А., Неустроева В.Н., Петрова М.М., Попова А.А., Портнягина У.С., Позднякова О.Ю., Поздняк А.О., Рябошапко А.И., Сергеева- Кондраченко М.Ю., Седелкова Е.Е., Стеценко И.Н., Старовойтова Е.А., Титов Е.А., Трибунцева Л.В., Фатенков О.В., Ховаева Я.Б., Шапорова Н.Л., Шавкута Г.В., Шеметова Г.Н., Шарапова Ю.А., Яхина Р.Р. Результаты исследования приоритетности компетенций в профессиональной деятельности врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4153. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4153. EDN: TFIVLU

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N., Kuznetsova O.Yu., Samoilov T.V., Osipova D.V., Alekseeva N.S., Bakhareva I.V., Bolotnova T.V., Balashova M.E., Buryakova V.P., Vinogradov A.V., Viktorova I.А., Gerasimenko O.N., Gorban V.V., Golovanova E.D., Gubanova G.V., Grigorovich M.S., Druk I.V., Doyutova M.V., Donskaya A.A., Efimov A.S., Zhernakova N.I., Zagromova T.A., Zakroeva A.G., Konovalenko N.S., Klyaritskaya I.L., Kupaev V.I., Krasnikova N.V., Kupchikova S.S., Lavrenova E.A., Matveeva E.G., Medvedev N.V., Moshko Yu.A., Mozheiko M.E., Nazarova O.A., Neustroeva V.N., Petrova M.M., Popova A.A., Portnyagina U.S., Pozdnyakova O.Yu., Pozdnyak A.O., Ryaboshapko A.I., Sergeeva-Kondrachenko M.Yu., Sedelkova E.E., Stetsenko I.N., Starovoitova E.A., Titov E.A., Tribuntseva L.V., Fatenkov O.V., Khovaeva Ya.B., Shaporova N.L., Shavkuta G.V., Shemetova G.N., Sharapova Yu.A., Yakhina R.R. Priority of competencies in the professional activities of general practitioners (family doctors). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4153. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4153. EDN: TFIVLU

Просмотров: 699


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)