Перейти к:
Единое образовательное пространство врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) — путь к повышению качества подготовки специалистов
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4152
EDN: DMONRD
Аннотация
В статье рассматриваются: реализация принципа единства образовательного пространства, обеспечивающего качество образования на всей территории Российской Федерации, взаимозависимость потребностей практического здравоохранения в специалистах первичного звена, способных к оказанию качественной первичной медико-санитарной помощи, и функций целостной системы единого образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (ВОП), ориентированной на социальный заказ общества.
Цель. Анализ концептуальных основ системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП как путей к повышению качества подготовки специалистов.
Материал и методы. В рамках настоящего исследования использовались: анализ образовательных тенденций современного мира и медицинского образования в частности; структурно-функциональный анализ при изучении законодательства, регламентирующего подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; системный подход, определяющий компоненты системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; метод прогнозирования изменений в развитии системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП.
Результаты. Рассмотрев потенциальные возможности системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, были: выявлены нормативно-правовые, социально-педагогические, организационно-управленческие факторы, влияющие на развитие подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП; определены стратегии развития системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП на уровне целей, содержания, процессов и результатов; установлена взаимосвязь между подготовкой врачей-лечебников, врачей-терапевтов, ВОП и потребностями практического здравоохранения; выявлены и обоснованы внутренние компоненты и функции системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, определены системообразующие факторы. Создана теоретическая модель системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП, включающая в себя внешние факторы, целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, организационно-управленческий и оценочно-результативный компоненты, планируемые результаты, проявляющиеся в функциях.
Заключение. Подводя итог, можно констатировать: для того, чтобы подготовка врачей-лечебников, врачей-терапевтов и ВОП была эффективной, для качественного управления ею, важнейшее значение имеет формирование системы единого образовательного пространства врачей вышеуказанных квалификаций, позволяющей сохранение лучших традиций терапевтической школы страны и развитие ее в будущем.
Ключевые слова
Для цитирования:
Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Единое образовательное пространство врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) — путь к повышению качества подготовки специалистов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4152. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4152. EDN: DMONRD
For citation:
Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. A unified educational space for internists and general practitioners (family doctors) as a way to improve the quality of training. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4152. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4152. EDN: DMONRD
Введение
Медицина как система состоит из двух неравных по весу компонентов. Один — это собственно система здравоохранения, а второй компонент — система высшего и среднего медицинского образования. Оба компонента, объединяясь друг с другом, образуют неделимое целое. Меньший по объему и кажущийся, на первый взгляд, менее значимым компонент — система медицинского образования оказывается фундаментом практического здравоохранения, его подпитывающим источником, поставляющим кадры, технологии, поддерживающим уровень готовности специалистов к решению профессиональных задач [1].
Учитывая, что подготовка кадров здравоохранения — это важнейший элемент национальной безопасности страны, то обеспечение высокого качества образовательного процесса является необходимым требованием к системе медицинского образования.
По этой причине в системе медицинского образования наблюдается процесс стандартизации требований к условиям образовательного процесса, к структуре образовательных программ, к результатам освоения программ. Но вместе с тем образовательные системы подготовки врачей по профилю "терапия" различных регионов остаются глубоко неоднородными, что не может не вызывать обеспокоенность и необходимость поиска решений сложившейся ситуации.
Как любая открытая система — медицинское образование подвержено влиянию факторов внешней среды и напрямую зависит от социально-экономических, государственно-политических условий, а также от запросов общества к качеству подготовки врача. Сфера образования непрерывно меняется под воздействием радикальных перемен в экономической, политико-идеологической, социально-культурной областях. В свою очередь, само образование, результаты образования оказывают существенное воздействие на развитие экономики, формирование и реализацию политики, развитие или деградацию культуры. Наиболее значимые изменения в сфере образования связаны с трансформацией целей, переосмыслением познавательных возможностей обучающихся, а также с изменением места и роли образования в социуме1.
По мнению многих авторов, медицинское образование XXIв находится на перепутье. Меняется понимание такого явления, как профессионализм врача, его роль в обществе [2].
Большое влияние на развитие медицинского образования оказывают результаты научных исследований.
На роль науки в развитии современных образовательных систем обращают внимание академик Тряпицына А. П. и академик Писарева С. А.:
"Методология построения современного образовательного процесса подразумевает учет парадигмальных изменений в науке рубежа ХХI века, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки. Новая организация образовательного процесса требует понимания новых целей образования, сути компетентности как качественной характеристики деятельности личности, признания многовариантности как сущностной черты современного образовательного процесса, современного понимания методологии педагогической науки" [3].
Многоаспектный учет факторов, влияющих на образовательный процесс, определяет рассмотрение процесса не изолированно от этих факторов, а в совокупности с ними, как единое образовательное пространство.
В последние десятилетия понятие "образовательное пространство" получило достаточно широкое распространение в научно-педагогической литературе на национальном и международном уровнях. В России оно употребляется с начала 90-х гг XXв [4].
Позднее академик Новиков А. М. (2013) уточнил дефиницию этого понятия, рассматривая его как "совокупность всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них, либо влияющих на них" [5].
При этом Новиков А. М. обращает внимание на взаимообусловленность влияний пространства как объектного мира и пространства как предмета субъектной деятельности.
Терминологический анализ понятия "образовательное пространство" даёт представление о сложности как самого явления, так и о его высоком потенциале для решения задач развития системы образования вообще и медицинского образования в частности1 [6-9].
Мы в своей работе придерживаемся определения: образовательное пространство — это объектный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающийся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство.
Результат подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) проявляется в их способности и готовности к полноценному выполнению трудовых функций вне зависимости от территориальной расположенности. Тем самым изменяется и основная цель организации медицинского образования, заключающаяся в создании единого образовательного пространства, функционирующего в соответствии едиными методологическими подходами и принципами.
Для достижения этой цели следует учитывать, что на образовательное пространство влияют различные факторы, как внешние, так и внутренние. При этом образовательное пространство находится в прямом взаимодействии с социальным заказом на образование, отражающим происходящие в обществе изменения, и затрагивающим процесс формирования и развития образовательного пространства [10].
Рассмотрим различия в понятиях "образовательное пространство" и "образовательная среда", ставших широко употребляемыми в педагогической науке и образовательной практике.
Первым об образовательной среде как о создании условий для деятельности "живого существа" заговорил Дьюи Д. ещё в начале XXв. Этот вопрос был исследован им во многих его работах. При этом воздействие окружающей среды рассматривается как сложное явление, имеющее разнонаправленные векторы, влияющие на человека и общество как в позитивном, так и в негативном плане [11].
Среда как "некий комплекс условий для осуществления или протекания определённого процесса" подробно была исследована в работах Елкиной И. М. [12]. Кулюткин Ю. Н.2 рассматривает образовательную среду как возможность развития личности обучающегося. В работе Иванова О. Б. [13] образовательная среда представляет собой инновационную систему непрерывного корпоративного обучения кадров. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений раскрыта в работе Беляева Г. Ю. [14].
Обобщая содержание работ, можно сделать вывод, что образовательная среда — это совокупность всех условий (внешних и внутренних), влияющих и обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
Образовательная среда как модус образовательной политики глубоко рассмотрен в монографии Ивановой С. В., Иванова О. Б.:
"Образовательная среда — это социальное окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединёнными общностью педагогической и учебной деятельности" [11].
При этом следует обратить внимание на то, что образовательная среда обладает качественными характеристиками, проявляющимися в оценке качества образования. К качественной характеристике образовательной среды относятся [11]:
— деятельность (совместная деятельность субъектов среды);
— субъектность (наличие субъектов — участников образовательного процесса);
— ситуативность (возникновение различных ситуаций под влиянием различных факторов);
— оценочность (возможность качественной оценки среды);
— формирующее влияние на субъекты среды;
— проективность (способность к созданию новой среды или воспроизведению основных черт имеющейся среды при необходимости тиражирования опыта);
— изменчивость, неопределённость (способность к постоянному изменению);
— связанность со временем и пространством.
Факторы, влияющие на образовательную среду, нужно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1).
Рис. 1 Факторы образовательной среды [11].
Взаимосвязь образовательного пространства и образовательной среды проявляется в организации педагогической деятельности, в формировании единого образовательного пространства, в развитии инновационных процессов в системе образования, в уточнении специфики современных дидактических подходов.
В этой взаимосвязи образовательная среда выступает дидактическим концептом, позволяющим выстраивать образовательный процесс с учётом особенностей образовательного пространства. Образовательная среда оказывает влияние как на обучающихся: в формировании их личности, в достижении учебных результатов, так и на педагогов — посредством приобретения ими педагогического опыта в конкретной образовательной среде.
Образовательное пространство выступает базисом для проявления качественных характеристик образовательной среды каждой образовательной организации. Единое образовательное пространство объединяет различные образовательные среды организаций, что обеспечивает целостность системы образования.
Понятие "единство образовательного пространства" нашло отражение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (статьи 3 и 11)3.
В статье 3 (п. 4) Федерального закона указывается принцип "единства образовательного пространства" — единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а в статье 11 (п. 1) уточняется: "федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают "единство образовательного пространства Российской Федерации". И, конечно, не случайно этот пункт в статье 11 стоит первым, что показывает его государственную и политическую значимость, выступая руководящей идеей в организации образовательного пространства.
Готовность педагогического состава образовательных организаций к реализации принципа единства образовательной среды выступает ключевым фактором достижения целей и решения задач в подготовке специалистов.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации4 в 2022г Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена "Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года"5, где раскрыты функции единого образовательного пространства — единство образовательного пространства на территории Российской Федерации осуществляется через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций.
Однако регламентированный Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.01.2012г принцип единства образовательного пространства практически не реализуется. И тут стоит обратить внимание на ряд рисков, мешающих реализации этого принципа.
Во-первых, отсутствие научно-методического обоснования путей руководства принципом создает невозможность его реализации образовательными организациями. Профессорско-преподавательский состав не может и не должен самостоятельно создавать механизмы достижения требуемых результатов. Научно-методическое обоснование реализации этого принципа должно охватывать не только локальный (образовательные организации), но и региональный (образовательные пространства всех регионов страны) уровни.
Во-вторых, образовательные программы, в соответствии с федеральным законом разрабатываются каждой организацией (или кафедрой) самостоятельно. Но, как справедливо отмечают авторы [11]:
"Архисложная задача создания образовательной программы возложена на образовательные организации (см. статью 12, пункт 5), к решению которых они не готовы. И, как следствие, эта функция выполняется формально".
В-третьих, методическое обеспечение образовательного процесса некоторым образом отстаёт от ресурсного, что является ярким признаком постиндустриальной эпохи. В настоящее время очевидна увлечённость технологическими процессами, порождаемая стремлением к информатизации, развитию и углублению инфокоммуникационных технологий, формированию особых сред общения по телекоммуникационным каналам. Но, одновременно, следует учитывать риски, несущие за собой технологические процессы, в обучении и воспитании студентов [11].
Многие авторы отмечают такие тревожные ситуации, как уменьшение учебных часов на те дисциплины, которые формируют как общую культуру и эрудицию будущего врача, так и логическое мышление, приверженность основам медицинской этики (философия, биоэтика). Крайне малое количество часов остается на развитие физической культуры будущих врачей. Вместе с тем высвободившиеся учебные часы идут на введение в блок обязательных учебных дисциплин новых предметов, необходимость которых в подготовке специалиста — врача весьма спорна (основы бизнеса, основы финансовой грамотности и т.д.). Эти замечания можно отнести не только к учебному плану подготовки специалиста по специальности "Лечебное дело", но и к компетентностно-ориентированному учебному плану ординатуры. К примеру, в план подготовки ординатора-хирурга включены следующие учебные дисциплины: "Бизнес-мастерство", "Формирование механизма противодействия социально-деструктивному поведению" [1].
Обращают на себя внимание такие проблемы, как недостаточность материально-технического обеспечения учебного процесса. С одной стороны, в рабочих кабинетах имеется компьютерная техника, но клинические базы не всегда обеспечиваются современной диагностической техникой, оборудованием для лечебного процесса, что в совокупности и является основой для процесса учебного [6].
Таким образом, теоретический анализ сущностных характеристик понятий "единое образовательное пространство" и "образовательная среда", взаимосвязь функций образовательной среды и единого образовательного пространства, определили актуальность исследования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), как пути к повышению качества подготовки специалистов.
В ходе исследования были выявлены противоречия: между требованиями нормативных документов в необходимости руководствоваться принципом единства образовательного пространства, обеспечивающим качество образования на всей территории Российской Федерации, и отсутствием научно-методического обоснования применения этого принципа в практике образовательного процесса; между потребностями практического здравоохранения в специалистах первичного звена, способных к оказанию качественной первичной медико-санитарной помощи, и отсутствием целостной системы единого образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), ориентированного на социальный заказ общества.
Цель нашего исследования: анализ концептуальных основ системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) как пути к повышению качества подготовки специалистов.
Материал и методы
В рамках настоящего исследования использовались:
- анализ образовательных тенденций современного мира и медицинского образования в частности;
- структурно-функциональный анализ при изучении законодательства, регламентирующего подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей);
- системный подход, определяющий компоненты системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей);
- метод прогнозирования изменений в развитии системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей).
Результаты и обсуждение
1. Нормативно-правовые основы реализации принципа единого образовательного пространства в системе подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)
Изучение законодательства с использованием структурно-функционального анализа позволило определить пять групп нормативно-правовых документов, относящиеся к организации образовательного процесса подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей): 1) федеральные законы Российской Федерации; 2) документы Правительства Российской Федерации; 3) документы Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России); 4) документы Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России); 5) документы Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации (Минтруд России).
К первой группе документов относятся: федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"3 и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"6.
Ко второй группе, в аспекте предмета нашего исследования, относится Распоряжение Правительства Российской Федерации по утверждению "Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года"5.
К третьей группе — документы Минобрнауки России, устанавливающие единые требования к единому образовательному пространству по конкретной специальности — федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования7.
К четвертой группе — документы Минздрава России, определяющие порядок оказания медицинской помощи по тому или иному профилю, клинические рекомендации (протоколы лечения), а также приказ об аккредитации специалистов8.
К пятой группе — документы Минтруда России, регламентирующие профессиональные стандарты врачей определенной квалификации, приказ Минтруда России — Положение об оценке квалификации9.
Формирование единого образовательного пространства в России предполагает включение в этот комплексный процесс всей системы власти — законодательных и исполнительных органов федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, отраслевых образовательных блоков и структур бизнес-образования, а также негосударственных образовательных организаций и общественных профессиональных объединений [11].
Стоит подчеркнуть, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, а "также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании)" (статья 4, пункт 1)3.
Таким образом, в Законе подчеркивается, что "Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, правовых актах органов самоуправления, должны соответствовать настоящему федеральному закону..." (статья 4, пункт 4). В полномочия федеральных органов исполнительской власти входит "разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования" (статья 6, пункт 1) и, соответственно, государственный контроль (надзор) за реализацией федерального законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации3.
Рассмотрим каким образом принцип единства образовательного пространства закреплен в ряде нормативных и правовых документов Российской Федерации, регулирующих организацию медицинского образования (таблица 1).
Таблица 1
Анализ нормативно-правовых документов
по отношению реализации принципа единства образовательного пространства
Группа документов | Наименование нормативного документа | Позиция в документе, регламентирующая единое образовательное пространство | Отношение к принципу единства образовательного пространства | Состояние документа (утвержден/не утвержден/рекомендовано) |
Федеральные законы Российской Федерации | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" | Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования | п. 4. Регламентируется единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства | Утвержден |
Ст. 11. ФГОС и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования | п. 1. ФГОС обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации | |||
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Утвержден | |
Ст. 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности | п. 1. Регламентируется право на медицинскую деятельность без упоминания единства образовательного пространства | |||
Документы Правительства Российской Федерации | Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена "Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года" от 24 июня 2022г № 1688-р | III. Цель, принципы и задачи Концепции | Раскрываются функции единого образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций | Утверждена |
Документы Минобрнауки России | ФГОС ВО по специальности "Лечебное дело" | Отсутствует позиция | Нет единой группы профессиональных компетенций | Утвержден |
Нет единых индикаторов сформированности компетенций | ||||
Нет единых требований к условиям реализации практической подготовки требования | ||||
ФГОС ВО по специальности "Терапия" | Отсутствует позиция | Нет единой группы профессиональных компетенций | Утвержден | |
Нет единых индикаторов сформированности компетенций | ||||
Нет единых требований к условиям реализации практической подготовки требования | ||||
ФГОС ВО по специальности "ОВП" | Отсутствует позиция | Нет единой группы профессиональных компетенций | Утвержден | |
Нет единых индикаторов сформированности компетенций | ||||
Нет единых требований к условиям реализации практической подготовки требования | ||||
Документы Минздрава России | Приказы "Порядки оказания медицинской помощи по профилю" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Утверждены |
Клинические рекомендации | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Рекомендованы | |
Группа документов | Наименование нормативного документа | Позиция в документе, регламентирующая единое образовательное пространство | Отношение к принципу единства образовательного пространства | Состояние документа (утвержден/не утвержден/рекомендовано) |
Документы Минтруда России | Профессиональный стандарт "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Утверждены |
Профессиональный стандарт "Врач-терапевт" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Не утвержден | |
Профессиональный стандарт "Врач общей практики (семейный врач)" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Не утвержден | |
Приказ № 410 "Об оценке квалификаций" | Отсутствует позиция | Нет упоминания | Утвержден |
Примечание: ВО — высшее образование,
ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.
Анализ вышеуказанных документов показывает примеры вольной интерпретации исполнения нормы федерального закона, о чем свидетельствуют материалы (таблица 1).
Стоит отметить, что при наличии четких требований на уровне Конституции Российской Федерации и федерального закона, наблюдается определенная бессистемность в организации их исполнения.
Отсутствует согласованность нормативных положений по отношению реализации принципа единого образовательного пространства не только между федеральными законами, но и между Федеральным законом3 и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
В действующих ФГОС по специальностям "Лечебное дело", "Терапия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)" отсутствуют единые требования к определению профессиональных компетенций, индикаторам сформированности компетенций. В соответствии с ФГОС (п. 3.4)7: "Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии)" и далее (п. 3.5): "При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда...".
Определение профессиональных компетенций врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) на основе трудовых функций соответствующих профессиональных стандартов невозможно, т.к. профессиональные стандарты не только не утверждены, но и сроки их утверждения не определены, что в большей степени создаёт неопределенность в требованиях к результату подготовки специалистов и риски к качеству их подготовки.
Ориентированность на анализ рынка труда без единых критериев для проведения этого анализа — увеличивает ситуацию неопределенности в геометрической прогрессии.
Без преувеличения можно утверждать, что количество "наборов" профессиональных компетенций выпускников по каждой специальности будет равно количеству образовательных организаций, обеспечивающих подготовку этих специалистов. При этом между этими "наборами" нет единства, что приводит к разночтению квалификационных требований к врачам вышеуказанных специальностей.
Подобная неопределенность свойственна и для требований к условиям проведения практической подготовки обучающихся, что не позволяет реализовывать принцип единства образовательного пространства врачей-терапевтов, врачей общей практик (семейных врачей), врачей-лечебников.
Нельзя недооценивать значение образовательных программ. Образовательные программы определяют содержание профессионального образования по каждой специальности. Однако напомним, что Закон об образовании — это важнейшее средство передаёт в руки каждого преподавателя, тем самым нарушается единство в содержательном компоненте системы образования [11].
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что принцип единства образовательного пространства, заложенный в федеральном законодательстве, не нашел системного отражения в документах органов исполнительной власти, что создает риски для ведомственной согласованности в решении проблемы.
Содержание примерных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей по специальностям "Лечебное дело", "Терапия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)" должно способствовать созданию системы единого образовательного пространства, но на данный момент эти программы не утверждены.
Таким образом, несовершенство нормативного регулирования создаёт сложности в реализации принципа единства образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и представляется одной из актуальнейших проблем, требующих незамедлительного решения.
2. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей)
Все области профессиональной деятельности людей можно с определенной долей условности подразделить на: практическую деятельность, научную деятельность, искусство, философию, религию. Деятельность, где человек может раскрыть все свои потенциальные возможности — это такая деятельность, в которой будут достаточно полно представлены в единстве все перечисленные виды деятельности. При этом ведущим видом деятельности в соответствии с природой человека выступает преобразовательная (продуктивная) деятельность [15].
Известно, что преобразовательная деятельность может осуществляться в двух аспектах — реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия — природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении — это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция — обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами.
Проектирование образовательного пространства в целом позволяет минимизировать риски, определить точки фрустрации в обществе, устранить неопределённости в целях и реализации замыслов. Очевидно, что это в соответствии с закономерностями науки управления повышает управляемость процессами в образовательном пространстве с учётом специфики данного периода времени и социальных условий.
Проектирование образовательного пространства — это создание целостного, масштабного, скоординированного плана (проекта) деятельности различных структур управления образованием, на которые возлагается решение современных задач в области образования с учётом социальных условий и специфики постиндустриального общества [13].
Стремление создать целостную теорию, способную содержательно обосновать тот или иной аспект педагогического процесса и в связи с этим раскрыть ключевые процедуры эффективного оперирования им в условиях современного образования зачастую приводит исследователей к необходимости построения различных концепций [16].
Проведенный нами анализ определений и философских подходов к данному вопросу [17-19] показал, что концепция представляет собой определенную теоретическую конструкцию и потому должна иметь четко выраженную логическую структуру.
В этой связи будем придерживаться следующего определения: "концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности или практической деятельности человека" [20].
Источниками создания Концепции формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) (Концепция), разработанной специалистами ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, выступали:
– социальный заказ, реализованный в нормативных документах и объективных потребностях общества во врачах, вышеуказанных специальностей;
— потребности практического здравоохранения к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития медицинского образования;
— отечественный и международный опыт в подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— требования к квалификации и компетентности врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— требования к компетентности педагогических кадров, обеспечивающих подготовку врачей к выполнению трудовых функций.
Основная цель Концепции — определение основных принципов, задач, мероприятий, механизмов и этапов формирования и развития системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — единое образовательное пространство) [21].
Структура Концепции включает следующие разделы:
— Общие положения (цель Концепции, нормативное обоснование, функции);
— Принципы Концепции;
— Задачи Концепции;
— Основные мероприятия по решению задач Концепции;
— Механизмы и этапы развития Концепции;
— Ожидаемые результаты реализации Концепции.
Формирование системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) относится к проблемам, изучение которых требует системного подхода как в силу многофункциональности самой проблемы, так и его практической, образовательной, социальной значимости.
Теоретический анализ показал, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, элементов; всякая система способна к развитию; каждая система функционирует и имеет связи с внешней средой [21].
Система единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) является подсистемой целостной системы медицинского образования, этим объясняется наличие общих компонентов с целостной системой медицинского образования, к которым относятся: цели, содержание образования, организация процесса, методы и средства формирования компетенций врачей, управление образовательным процессом, оценка сформированности компетенций и компетентности, результат обучения.
В свою очередь, система единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) подразделяется на подсистемы: кафедры терапевтических дисциплин вузов, образовательные организации подготовки специалистов со средним медицинским образованием, медицинские организации и ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России. Между указанными подсистемами существуют связи, определяемые трудовыми функциями специалистов каждой подсистемы.
Несмотря на относительную независимость компонентов системы единого образовательного пространства, что объясняется их разнородностью, между ними существуют системообразующие связи, которые объединяют компоненты в единое целое — систему. Эти связи многочисленные и разнообразны: между теоретическим и практическим обучением; между целями каждой подсистемы образования; между процессами конструирования содержания и процессами реализации; между содержанием подготовки врачей, указанных выше специальностей; между содержанием подготовки специалистов со средним медицинским образованием, чьи трудовые функции взаимосвязаны с трудовыми функциями врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей); между формами, методами и средствами обучения; между целями и результатами обучения. Функционируют эти связи как между компонентами системы, так и на уровне системы в целом.
Главными (системообразующими) связями являются те связи, которые исходят из идей, целей и задач системы — они объединяют и пронизывают все компоненты системы. К этим связям относятся — взаимосвязь между практическим здравоохранением и образованием, синтез и интеграция фундаментальных, профессиональных и акмеологических знаний, умений и навыков, компетенций; объединение процессов профессионализации и социализации на разных уровнях образования.
Опираясь на результаты исследований10 [22], мы исходили из того, что организация образовательного процесса обучающихся основывается на решении учебно-профессиональных задач, образованных от профессиональных задач, обеспечивающих выполнение системы трудовых функций врачей, регламентированные профессиональными стандартами [23], что позволило выявить — единство профессионализации и социализации личности обучающегося является ведущей закономерностью профессионального образования. Эта закономерность имеет многофакторный спектр проявления и оказывает значительное влияние на моделирование системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием [24].
Ввиду высокой практической значимости исследуемой проблемы, требующей прогнозирования и проектирования структуры и функционирования системы, была разработана теоретическая модель системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (рисунок 2).
Рис. 2 Теоретическая модель системы единого образовательного пространства
врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
Примечание: ВОП — врач общей практики, МО — медицинская организация,
НПШ — научно-педагогическая школа, ОО — образовательная организация,
ППС — профессорско-преподавательский состав, ФОС — фонд оценочных средств.
При построении теоретической модели системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) на основе системного подхода мы исходили из следующих положений:
— подготовка врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) рассматривается как организованная, функционирующая система, имеющая сложную структуру, интегрирующая закономерности педагогических, психологических, социологических и медицинских наук; включающая теоретическое и практическое обучение как отдельные, но взаимосвязанные виды обучения, соответствующие формированию универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций врачей вышеуказанных специальностей;
— содержание профессионального образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) и взаимосвязи между его компонентами отражают объективно существующие зависимости структурно-функциональных элементов фундаментальной, профессиональной и акмеологической подготовки врачей;
— оптимальные результаты системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) достигаются при сочетании элементов системы в их взаимосвязи;
– единство теоретического и практического обучения в подготовке врачей вышеуказанных специальностей выступает как важный системообразующий фактор процесса системы.
При построении системы опирались на принципы:
— приоритет равной доступности качественного образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;
— совместная деятельность образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), общественно-профессиональных сообществ, работодателей практического здравоохранения с учетом задач и потребностей системы здравоохранения Российской Федерации;
— единство требований к результатам подготовки обучающихся по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных организаций;
— открытость и независимость оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— непрерывность и преемственность профессионального развития врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— совершенствование компетентности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
Отдельная проблема — влияние экономического развития общества на образовательное пространство. Это связано прежде всего с возможностями создания необходимой материально-технической базы образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
ФГОС регламентирует унифицированные требования к материально-техническому оснащению кабинетов и помещений без учета квалификационных требований вышеуказанных специалистов. В медицинском образовании большое значение имеет не только наличие клинических баз, но и соответствующее клиническим рекомендациям их оснащение. Однако ни в аккредитационные требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), ни в критерии ежегодного образовательного мониторинга, вопросы оснащённости кабинетов и клинических баз не входят, что приводит к разнородности материально-технического оснащения образовательных организаций в различных регионах страны.
3. Организация системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей правщики (семейных врачей)
Создание системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) начинается с заключения Соглашения о научно-практическом сотрудничестве (Соглашение) между ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и образовательной организацией.
В целях реализации этого Соглашения Сторонами разрабатывается Программа научно-практического сотрудничества преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций (Программа) (Приложение). Программа определяет направления научно-практического сотрудничества Сторон, а также порядок организации взаимодействия Сторон с другими участниками научно-практического сотрудничества.
Программой определяются: цели и задачи Программы, механизмы и этапы развития системы единого образовательного пространства, ожидаемые результаты функционирования системы единого образовательного пространна, периодичность этапов планирования, ответственных за развитие и координацию развития системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (Приложение 1).
В рамках реализации Программы создается рабочая группа — Координационный совет. Координационный совет действует на основании Положения, определяющего функциональные обязанности его членов (Приложение 2).
В соответствии с п. 4 Соглашения для реализации Программы Стороны заключают Договор на проведение научно-практических мероприятий и иной деятельности, обеспечивающей создание благоприятных условий для реализации Программы.
Таким образом, следуя положениям Соглашения между ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и образовательными организациями, появляется механизм реализации принципа единства образовательного пространства, регламентированный федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
Заключение
В ходе исследования концептуальных основ системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) были:
- выявлены нормативно-правовые, социально-педагогические, организационно-управленческие факторы, влияющие на развитие подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей);
- определены стратегии развития системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) на уровне целей, содержания, процессов и результатов;
- установлена взаимосвязь между подготовкой врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и потребностями практического здравоохранения;
- выявлены и обоснованы внутренние компоненты и функции системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), определены системообразующие факторы.
Создана теоретическая модель системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), включающая в себя внешние факторы, целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, организационно-управленческий и оценочно-результативный компоненты, планируемые результаты, проявляющиеся в функциях: мировоззренческая, профилактическая, профессиональная, просветительская, социальная, педагогическая.
Подводя итог, можно констатировать: для того, чтобы подготовка врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) была эффективной, для качественного управления ею, важнейшее значение имеет формирование системы единого образовательного пространства врачей вышеуказанных квалификаций, позволяющей сохранение лучших традиций терапевтической школы страны и развитие ее в будущем.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
Приложение 1
Приложение
к Договору о реализации программы
научно-практического сотрудничества преподавателей
кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций
№_________ от " "_____________2024 г.
Программа
научно-практического сотрудничества преподавателей кафедр терапевтических дисциплин
образовательных организаций
1. Цель программы научно-практического сотрудничества преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций (далее — Программа): формирование и развитие системы единого (общего) образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — система единого образовательного пространства).
2. Задачи Программы:
— обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— обеспечение единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры и ответственности врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач;
— разработка единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ для подготовки специалистов указанных специальностей на всех уровнях образования;
— совершенствование системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— развитие кадрового потенциала образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
3. Программа регламентирует следующие принципы системы единого образовательного пространства:
— приоритет равной доступности качественного образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;
— совместная деятельность образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), общественно-профессиональных сообществ, работодателей практического здравоохранения с учетом задач и потребностей системы здравоохранения Российской Федерации;
— единство требований к результатам подготовки обучающихся по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных организаций;
— открытость и независимость оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— непрерывность и преемственность профессионального развития врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— совершенствование компетентности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, обеспечивающих подготовку врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
4. Программа определяет следующие механизмы и этапы развития системы единого образовательного пространства:
— ответственными за деятельность по развитию системы единого образовательного пространства являются ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и Центр компетенций подготовки врачей-терапевтов;
— координация деятельности по развитию системы единого образовательного пространства осуществляется коллегиальным органом — Координационным советом преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций (далее — Координационный совет);
— Координационный совет создается и функционирует в соответствии с целю и задачами Программы;
— деятельность Координационного совета определяется Положением о Координационном совете преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций системы единого (общего) образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — Положение) (Приложение);
— развитие системы единого образовательного пространства осуществляется на основе планирования (далее — План развития системы единого образовательного пространства), разрабатываемого ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России совместно с Центром компетенций подготовки врачей-терапевтов и Координационным советом;
— мониторирование результатов функционирования системы единого образовательного пространства;
— План развития системы единого образовательного пространства разрабатывается на каждый временной этап:
- первый этап — 2024-2026 годы;
- второй период — 2027-2029 годы;
- третий период — 2030-2032 годы.
5. Ожидаемые результаты функционирования системы единого образовательного пространства к 2032 году:
— единство методологических подходов к проектированию и организации системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— ориентированность образовательного процесса на трудовые функции врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), регламентированные профессиональными стандартами по каждой квалификации;
— соответствие образовательного процесса требованиям федеральных государственных образовательных стандартов подготовки врачей вышеуказанных специальностей;
— единство принципов и установок в формировании профессиональной культуры врача;
— единство теоретико-методологических основ содержания и образовательного процесса подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— внедрение единой базовой части образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— внедрение единых требований к результатам освоения базовой части образовательных программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в рамках квалификационных требований каждой указанной специальности;
— внедрение единых образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся приобретать дополнительные квалификации в сфере здравоохранения;
— внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— внедрение в систему подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) промежуточной оценки профессиональных компетенций, обучающихся в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации;
— рекомендации к проведению профессионально-общественной аккредитации программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), проводимой с участием работодателей;
— обеспечение повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), по актуальным вопросам развития образования;
— доступность качественного образования врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности.
Приложение 2
Приложение к Программе
научно-практического сотрудничества
преподавателей кафедр терапевтических дисциплин
образовательных организаций
Положение
о Координационном совете преподавателей кафедр терапевтических дисциплин
образовательных организаций системы единого образовательного пространства
врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)
I. Общие положения
1.1. Координационный совет преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — Координационный совет) является коллегиальным органом.
1.2. Нормативным обоснованием создания Координационного совета являются Договор о реализации Программы научно-практического сотрудничества преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций, в рамках заключенных Соглашений о научно-практическом сотрудничестве Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее — ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России) и образовательных организаций.
1.3. Координационный совет создается на основе общности интересов преподавателей кафедр терапевтических дисциплин с целью координации деятельности по развитию системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
1.4. Координационный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по профилю подготовки, Договорами реализации программы научно-практического сотрудничества преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций, Соглашениями о научно-практическом сотрудничестве ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и образовательных организаций, также настоящим Положением.
1.5. Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 (одного) раза в полгода.
1.6. Структура Координационного совета представлена:
— главными внештатными специалистами по терапии Минздрава России (далее — ГВС);
— ГВС по общей врачебной практике (семейной медицине) Минздрава России;
— ГВС по терапии федеральных округов Минздрава России;
— ГВС по общей практике (семейной медицине) федеральных округов Минздрава России;
— ГВС по среднему медицинскому образованию Минздрава России;
— заведующие кафедр терапии и общей врачебной практики образовательных организаций, желающие войти в состав Координационного совета;
— преподаватели кафедр терапевтических дисциплин, желающие войти в состав Координационного совета.
1.7. Включение в состав Координационного совета носит заявительный характер.
1.8. Заявление о включении в Координационный совет согласовывается с руководителем образовательной организации или руководителем медицинской организации.
1.9. Члены Координационного совета выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе.
1.10. Координационный совет:
— избирает Председателя Координационного совета;
— организует текущую деятельность по развитию системы единого образовательного пространства в рамках целей и задач Программы.
1.11. Заседание Координационного совета правомочно, если на нем присутствуют более половины его членов. При отсутствии кворума заседание Координационного совета откладывается и Председателем Координационного совета устанавливается следующая дата заседания.
1.12. Решения принимаются простым большинством голосов членов Координационного совета, присутствующих на заседании.
1.13. Решения Координационного совета доводятся до профессорско-преподавательского состава кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций.
II. Цель и задачи Координационного совета
2.1. Цель Координационного совета — координация деятельности по формированию и развитию системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — система единого образовательного пространства).
2.2. Основными задачами Координационного совета являются:
— выработка предложений по реализации целей и задач системы единого образовательного пространства:
- обеспечение единых методологических подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
- обеспечение единых подходов к процессу воспитания и формирования профессиональной культуры и ответственности врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) в решении профессиональных задач;
- разработка единых требований к обязательной части содержания программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и определение единых требований к результатам освоения образовательных программ для подготовки специалистов указанных специальностей на всех уровнях образования;
- совершенствование системы оценки качества подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— управление приоритетностью задач развития системы единого образовательного пространства с привлечением/с участием образовательных организаций;
— разрешение проблемных ситуаций, возникающих в системе единого образовательного пространства;
— координация деятельности образовательных организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное образование врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей);
— определение задач развития кадрового потенциала образовательных организаций, обеспечивающих реализацию программ подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
III. Функции Координационного совета
Координационный совет с целью выполнения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
3.1. Планирует развитие системы единого образовательного пространства совместно с ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и Центром компетенций подготовки врачей-терапевтов.
3.2. Координирует деятельность кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций в соответствии целями и задачами Программы, способствующую:
— свободному приобщению обучающихся к ценностям национальных культур народов Российской Федерации;
— сохранению исторически сложившейся традиций российских научно-педагогических школ терапии и общей врачебной практики (семейной медицины);
— созданию условий и возможностей для подготовки квалифицированных специалистов (врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), соответствующих единым, согласованным квалификационным требованиям в рамках каждой указанной специальности);
— расширению возможностей непрерывного профессионального развития для врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей врачебной практики (семейных врачей) вне зависимости от территориальной отдаленности и социального благополучия;
— расширению возможностей в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса в соответствии с актуальными запросами практического здравоохранения Российской Федерации.
IV. Права и обязанности Координационного совета
4.1. Координационный совет в пределах своей компетенции имеет право:
— представлять информацию о своей деятельности;
— совместно с ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России и Центром компетенций подготовки врачей-терапевтов представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
— выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих целей, вносить предложения по совершенствованию подготовки специалистов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— привлекать для участия в своей работе представителей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций, входящих в состав системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей);
— взаимодействовать с образовательными организациями разной ведомственной принадлежности;
— взаимодействовать с некоммерческими профессиональными организациями в рамках решения проблемных ситуаций.
4.2. Решения Координационного совета в соответствии с целями и задачами Программы являются обязательными для всех членов системы единого образовательного пространства.
4.3. По предложению Координационного совета могут формироваться рабочие группы, состоящие из числа членов Координационного совета, а также преподавателей системы единого (общего) образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей).
4.4. По предложению Координационного совета может формироваться рабочая группа по дополнительному профессиональному образованию врачей и специалистов со средним медицинским образованием.
4.5. Руководители рабочих групп Координационного совета назначаются и освобождаются от должности Председателем Координационного совета.
V. Обеспечение деятельности Координационного совета
5.1. Информационное, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Координационного совета осуществляет ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России.
5.2. Форма заявления в Приложении.
ЗАЯВЛЕНИЕ
о включении в состав Координационного совета
преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций
системы единого (общего) образовательного пространства подготовки
врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей)
Я, (фамилия, имя отчество полностью)
Ученая степень
Ученое звание
Название организации-места работы
(полное название)
Сокращенное название
Руководитель образовательной организации
(ФИО)
Название кафедры
(полное название кафедры)
Заведующий кафедрой
(ФИО)
ЗАЯВЛЯЮ
о своем желании принять участие в работе Координационного совета преподавателей терапевтических кафедр образовательных организаций по реализации Концепции формирования системы единого (общего) образовательного пространства подготовки врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) (далее — Координационного совета).
Контактная информация
Телефон:
+7 (_______) _______ _______ ________
+7 (_______) _______ _______ ________ (при наличии)
Электронная почта:
Дата подачи заявления:
(число, месяц, год)
ФИО Подпись
Подпись руководителя организации
ФИО Подпись
Информация о работе Координационного совета будет направляться на адрес электронной почты, пожалуйста, укажите тот адрес, который Вы сможете регулярно просматривать.
1. Черных С. И. Изменение образовательного пространства в информационную эпоху: социально-философский анализ. Диссер. На соиск. ученой степени доктора философских наук.
2. Кулюткин Ю. Н. Образовательная среда и развитие личности [Электронный ресурс]. URL: http://znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html (дата обращения: 25.07.24).
3. Федеральный закон от 29.01.2012г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017г № 208. "Стратегии экономической безопасности Российской Фе¬дерации на период до 2030 г."; Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020г № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022г № 1688-р "Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года".
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.01.2023 № 15 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.49 Терапия".
8. Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012г № 923н "Об утвер¬ждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия""; Приказ Мин¬здравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 03.12.2019) "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726); Приказ Минздрава России от 28 октября 2022г № 709н "Положение об аккредитации специалистов".
9. Приказ Минтруда России от 11 июля 2022г № 410н "Об утвер¬ждении Положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации"; Приказ Минтруда России 21.03.2017 № 293н "Профессиональный стандарт "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован № 46293 06.04.2017); Проект профессионального стандарта "Врач-терапевт". https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809203/ (дата обращения 17.07.2024); Проект профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)". https://org.gnicpm.ru/wp-content/uploads/2019/01/Profstandart-vrach-obshhey-praktiki.pdf (дата обращения 17.07.2024).
10. Балахонов А. В. Фундаментализация высшего медицинского образования на основе системного естественнонаучного знания / диссертация доктора педагогических наук по специальности ВАК 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. 2007. г. Санкт-Петербург.; Казанцев С. Я. Дидактические основы и закономерности фундаментализации обучения студентов в современной высшей школе / диссертация доктора педагогических наук по специальности ВАК 13.00.01 — Общая педагогика. 2000, г. Казань.
Список литературы
1. Балахонов А. В., Бубнова Н. А., Варзин С. А. и др. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России. Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020;(1):40-6. doi:10.37468/2307-1400-2020-1-40-46.
2. Толкачева И. В. Современные вызовы медицинского образования и их отражение в учебной программе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022;28(3):143-50. doi:10.34216/2073-1426-2022-28-3-143-150.
3. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020;9(3): 281-8. doi:10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288.
4. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления"). Вопросы психологии. 1993;(1):24.
5. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.
6. Пешев Л. П., Ляличкина Н. А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России. Современные проблемы науки и образования. 2017;(5):URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26826 (дата обращения: 23.07.2024).
7. Ефремова Л. И. Философские основания формирования образовательного пространства государств СНГ. Вестник РУДН, серия Философия, 2008;(3):15-25.
8. Фролова С. В., Илалтдинова Е. Ю. Образовательное пространство как феномен философского знания. Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019;(1):223-5. doi:10.24411/9999-036A-2019-00080.
9. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство: Монография. М.: МАКС Пресс, 2014. 100 с.
10. Логинова О. А. Факторы формирования образовательного пространства учебного заведения: история и современность. Сибирский педагогический журнал. 2013;(6):237-43.
11. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО "Русское слово — учебник", 2020. 160 с.
12. Клименко И. Л., Елкина И. М. Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку. ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014;(1):94-103.
13. Иванов О. Б. Инновационная система непрерывного корпоративного обучения кадров. Понятийный аппарат педагогики и образования. Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 9. Екатеринбург: изд-во Уральского государственного педагогического университета. 2016. 484 с.
14. Беляев Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2006.
15. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ. 2007. 668 с.
16. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
17. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учеб. пособие. Ростов н/Д: "Феникс", 2002. 448 с.
18. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 317 с.
19. Рыжко В. А. Научные концепции: социокультурный, логикогносеологический и практический аспекты. Киев: Наукова думка, 1985. 182 с.
20. Социальный менеджмент: Учебник. Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999. 384 с.
21. Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Шепель Р. Н. Концепция формирования системы единого образовательного пространства врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(1S):4041. doi:10.15829/1728-8800-2024-4041. EDN: ZZVXUD.
22. Андреева Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 111 с.
23. Астанина С. Ю. Типы и виды учебно-профессиональных задач в фундаментальной подготовке врачей. Самарский научный вестник. 2018;7(4):293-9. doi:10.17816/snv201874302.
24. Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2001. 343 с: ил.
Об авторах
О. М. ДрапкинаРоссия
Драпкина О. М. — академик РАН, д.м.н., профессор, директор, главный внештатный специалист по терапии и общемедицинской практике Минздрава России, зав. кафедрой терапии и профилактической медицины ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России.
Москва
С. Ю. Астанина
Россия
Астанина С. Ю.* — к.пед.н., доцент, с.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра, зав. кафедрой медицинской педагогики Института профессионального образования и аккредитации.
Москва
Р. Н. Шепель
Россия
Шепель Р. Н. — к.м.н., зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности, руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, в.н.с. отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения, доцент кафедры терапии и профилактической медицины ФГБОУ ВО "Российский университет медицины" Минздрава России.
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Единое образовательное пространство врачей-лечебников, врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) — путь к повышению качества подготовки специалистов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4152. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4152. EDN: DMONRD
For citation:
Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Shepel R.N. A unified educational space for internists and general practitioners (family doctors) as a way to improve the quality of training. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4152. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4152. EDN: DMONRD