Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Подведены итоги IV Всероссийского конкурса педагогических идей преподавателей терапии 2024 года

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4321

EDN: NGYPIL

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Подведены итоги IV Всероссийского конкурса педагогических идей преподавателей терапии 2024 года. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(4S):4321. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4321. EDN: NGYPIL

For citation:


The results of the IV All- Russian competition of pedago gical ideas of internal medicine teachers in 2024 have been summed up. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(4S):4321. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4321. EDN: NGYPIL

Победителем Конкурса признана Балинян Диана Борисовна, ассистент кафедры факультетской терапии ФГАУ ВО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет" г. Белгород за конкурсную работу "Единый урок по подготовке к оказанию первой помощи для будущих врачей-­терапевтов медицинского института на приграничных территориях в зоне СВО".

Лауреатами Конкурса стали:

  • Григоричева Елена Александровна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры поликлинической терапии и клинической фармакологии, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск за конкурсную работу "Поликлиника будущего".
  • Останко Валентина Леонидовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии с курсом реабилитации, физиотерапии и спортивной медицины ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, г. Томск за конкурсную работу "Интеграции современных технологий в процесс преподавания терапии".
  • Королёва Лилия Юрьевна, старший преподаватель кафедры внутренних болезней Медицинского института "ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева", г. Орел за конкурсную работу "Метод творческой аналогии" в преподавании дисциплин медицинского профиля (на примере изучения раздела "Физикальное обследование пациента".
  • Кулакова Наталья Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент Института терапии и инструментальной диагностики ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток.
  • Потапова Елена Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент Института терапии и инструментальной диагностики ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток.
  • Бондарева Жанна Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент Института терапии и инструментальной диагностики ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток за конкурсную работу "Конкурс на звание "Лучший молодой клиницист" для студентов и молодых учёных".

Поздравляем победителя и лауреатов Конкурса и желаем им профессиональных успехов, вдохновения и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

Конкурсная работа Победителя:

Единый урок по подготовке к оказанию первой помощи для будущих врачей-­терапевтов медицинского института на приграничных территориях в зоне СВО

Введение: данный проект основан на реализации вводных знаний первой помощи будущих врачей-­терапевтов, планирующих работать на приграничных территориях в зоне СВО.

Проблема проекта: недостаточность знаний и умений по оказанию первой помощи пострадавшим у будущих врачей-­терапевтов вне своего рабочего места.

Цель: подготовить будущих врачей-­терапевтов к оказанию первой помощи, к четким и быстрым их действиям в случае происшествия с наличием пострадавших.

Задачи:

  1. Повышение уровня знаний по методике обу­чения для инструкторов первой помощи.
  2. Формирование навыков оказания первой помощи.
  3. Воспитание у будущих врачей-­терапевтов морально-волевых, патриотических, гуманных качеств, в том числе повышение мотивации к ее оказанию.

Принципы. Опыт в приобретении умений и навыков по оказанию первой помощи в зоне СВО зависит от способности преподавателя сделать обу­чение доступным и полезным. Для того, чтобы обу­чение было эффективным, необходимо следовать некоторым принципам обучения:

— Мотивирования. Студенты лучше всего обу­чаются когда: они хорошо мотивированы; осведомлены о целях и задачах обучения — имеют опыт структурированного обучения; вовлечены в активное участие; осознают привязку обучения к реальной практике; изучаемый материал представлен позитивно.

— Эффективность обратной связи. На занятии необходимо устанавливать с обучающимися обратную связь с помощью вопросов и рефлексии выполняемых заданий.

— Связь теории и практики. Основы подготовки обучающихся по оказанию первой помощи — совокупность теоретических и практических занятий.

— Развитие самостоятельной рефлексии у обу­чающихся. Необходимо поощрять обучающихся к самостоятельному выявлению собственных недочетов в готовности к оказанию первой помощи.

— Психологического комфорта в процессе обу­чения. Преподаватели первой помощи не должны допускать того, чтобы обучающиеся ощутили себя в неловком положении в глазах группы. Это скажется на эффективности обучения отрицательно.

Особенности проведения теоретических и практических занятий по первой помощи:

Эффективность проведения теоретических занятий зависит от тщательной подготовки со стороны преподавателя. Поэтому строгая и понятная структуризация на этапы: введение, обсуждение, закрепление и заключение — позволяет повысить качество занятий.

Теоретические занятия (лекции):

1) Введение. Для того, чтобы занятие прошло успешно, в первую очередь преподавателю необходимо решить некоторые организационные вопросы — в аудитории должна быть комфортная температура, достаточное количество источников света, хорошая слышимость, удобное для контакта расположение мест и т.д. Перед самим занятием преподаватель должен подробным образом проработать материал, чтобы логично изложить его обучающимся. Непосредственно в начале самого занятия нужно создать психологическую атмосферу для обучения, дать мотивированное объяснение необходимости изучения основ первой помощи, а также рассказать о положительных последствиях этого обучения.

2) Обсуждение. В процессе обсуждения преподаватель должен регулярно проверять понимание излагаемого материала. Это легко выяснить, задавая аудитории вопросы или беседуя с ней. При этом нельзя критично реагировать на неправильные ответы обучающихся. Заметим, что преподаватели должны сохранять спокойствие, быть уверенными и коммуникабельными. Преподаватель-­инструктор должен демонстрировать аудитории, что он получает удовольствие от работы с обучающимися, что, в свою очередь, повышает мотивацию учеников и улучшает уровень восприятия учебного материала.

3) Заключение. Заключение должно быть ясным, конкретным и организованным. В первую очередь на занятии должен быть период для вопросов, на которые необходимо дать четкий ответ. Далее необходимо подвести итог по двум-трем наиболее важным аспектам изученной темы. В последнюю очередь делается вербальное обобщение.

Таким образом, обучение первой помощи будет максимально эффективным в том случае, если преподаватель будет планировать и организовывать занятия на основе вышеперечисленных правил. В связи с тем, что курсы первой помощи построены в основном на отработке практических умений и навыков, вопросы методики обучения первой помощи являются наиболее важными.

Практические занятия:

1) Введение. В связи с тем, что первую помощь изучают одновременно несколько человек, помещение должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым. В противном случае, обучающиеся будут отвлекаться на физический дискомфорт, и занятие будет испорчено. Так как обучение первой помощи проходит с использованием манекена, преподаватель должен быть хорошо ознакомлен с его особенностями, а также следить за его состоянием перед началом занятия. Перед первой "встречей" с манекеном преподаватель должен подбодрить обучающихся, понимая тот факт, что они обеспокоены серьезностью данного вопроса. Преподаватель должен убедиться, что обучающиеся готовы к обучению.

2) Обсуждение. Данный этап включает в себя четыре ступени:

I. Демонстрация определенного действия первой помощи преподавателем без остановок и объяснения. Цель данного этапа состоит в том, чтобы обучающиеся поняли, чего им следует достичь в ходе обучения. Они наблюдают за действиями преподавателя. Пояснения с его стороны могут их отвлечь, в связи с чем они могут пропустить что-то важное. Смысл данной ступени заключается в том, что обучающиеся увидели выполнение действий по первой помощи так, как это и должно быть.

II. Повторная демонстрация действий первой помощи инструктором, сопровождаемая его пояснениями.

На этом этапе мероприятия первой помощи выполняются медленнее, с остановками для описания каждого этапа. Задача данного этапа заключается в том, чтобы начать смещение акцента с собственного выполнения действий по первой помощи на обучающихся. При этом повторение манипуляций способствует улучшению их запоминания, а пояснения позволяют предупредить незапланированные вопросы.

III. Демонстрация действий по первой помощи преподавателем под руководством самих обучающихся. На этой ступени обучающиеся невольно вовлекаются в процесс. Будущие участники оказания первой помощи начинают принимать на себя ответственность за знания, обосновывающие их действия, поскольку они сами говорят о том, что нужно делать при оказании первой помощи в том или ином случае. При этом действия по первой помощи продолжает выполнять только преподаватель. Обучающиеся в третий раз наблюдают за техникой выполнения мероприятий первой помощи в деталях.

IV. Демонстрация манипуляций обучающимися и самостоятельное комментирование своих действий по оказанию первой помощи. Цель этого этапа — формирование умений по оказанию первой помощи каждым обучающимся. Необходимо, чтобы все участники курса прошли данный этап при возможности не один раз. Задачей преподавателя в данном случае выступает контроль и практические рекомендации по улучшению отработки технических умений.

3) Заключение. Перед подведением итогов занятия обучающиеся должны иметь возможность задать вопросы преподавателю. После того, как преподаватель ответит на них, необходимо совместно с обучающимися сформулировать короткое заключение по изученной теме.

Средства обучения, использующиеся для качественной подготовки обучающихся по оказанию первой помощи:

Средства обучения определены "Примерными программами подготовки водителей". Указанные средства позволяют повысить наглядность обучения, провести полноценные практические занятия (включая решение ситуационных задач). За счет этого качество подготовки может значительно улучшиться. Перечислим знания и умения, получаемые потенциальным участником оказания первой помощи в ходе подготовки, в соответствии с Приказом № 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи".

Обучающиеся должны знать, как выполняются следующие мероприятия первой помощи, и уметь выполнять их:

  1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи: 1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья; 2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья; 4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего; 5) оценка количества пострадавших; 6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест; 7) перемещение пострадавшего.
  2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
  3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
  4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего: 1) запрокидывание головы с подъемом подбородка; 2) выдвижение нижней челюсти; 3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
  5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни: 1) давление руками на грудину пострадавшего; 2) искусственное дыхание "Рот ко рту"; 3) искусственное дыхание "Рот к носу"; 4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания.
  6. Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей: 1) придание устойчивого бокового положения; 2) запрокидывание головы с подъемом подбородка; 3) выдвижение нижней челюсти.
  7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения: 1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; 2) пальцевое прижатие артерии; 3) наложение жгута; 4) максимальное сгибание конечности в суставе; 5) прямое давление на рану; 6) наложение давящей повязки.
  8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний: 1) проведение осмотра головы; 2) проведение осмотра шеи; 3) проведение осмотра груди; 4) проведение осмот­ра спины; 5) проведение осмотра живота и таза; 6) проведение осмотра конечностей; 7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении груди; 8) проведение фиксации (с по­мощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения); 9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения); 10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой); 11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
  9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.
  10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание пси­хологической поддержки.
  11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

Оценка результатов подготовки обучающихся к оказанию первой помощи пострадавшим:

Во время проведения занятий осуществляются следующие виды контроля:

— входной контроль в виде фронтального и ин­дивидуального устного опроса;

— текущий контроль в виде беседы;

— текущий контроль с решением ситуационных задач;

— итоговый контроль (тестовый);

— итоговый контроль (демонстрация навыков оказания первой помощи).

По окончании курса обучающиеся сдают тест на знание правил и владение навыками оказания первой помощи.

Оценка навыков обучающихся, приобретенных по итогам обучения, является очень важным элементом как на самом занятии, так и по завершении курса. Для того, чтобы оценка была выставлена объективно, процесс ее выставления должен соответствовать следующим правилам:

— тестировать можно только то, что было объявлено объектом тестирования;

— форма тестирования должна быть определена и проверена до того, как будет применяться на практике;

— проверка знаний должна минимизировать субъективный подход к выставлению оценки преподавателем;

— обучающиеся должны быть знакомы с тем оборудованием, на котором будут в конечном итоге сдавать практический экзамен по оказанию первой помощи, поскольку демонстрация практических навыков на незнакомом манекене может привести к низким результатам.

Оценка во многом зависит от "реалистичности" обстоятельств, в которых находится обучающийся. Эффективным рычагом успеха является имитация реальной ситуации, когда обучающийся ведет себя так, как вел бы себя при реальных обстоятельствах.

Для подведения итогов обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки на практике. Их можно оценивать как на протяжении самого курса, так и в конце курса в виде экзамена.

Можно выделить два основных способа выставления оценки — оценка постоянная и оценка в конце курса. Оценка постоянная подразумевает оценивание навыков обучающегося на протяжении всего курса. Плюсом этого способа является то, что обучающиеся оказанию первой помощи демонстрируют практические навыки в комфортных для них условиях (в учебном классе). Преподаватель, в свою очередь, обязан контролировать технику и указывать на недочеты обучающегося. В случае, если после нескольких попыток обучающийся не показывает требуемых навыков, он не может закончить курс успешно. Оценка в конце курса подра­зумевает экзамен в конце обу­чения. В данном случае инструктор не указывает на недочеты в ходе самого экзамена — экзаменуемый получает результаты уже после окончания испытания. Если экзаменуемый не сдал экзамен — ему предоставляется возможность пересдачи. Однако оценивать в данном случае будет другой преподаватель. В случае, если не преуспел и в этот раз, считается, что обучающийся не овладел необходимыми знаниями и навыками.

 

Презентационный материал к теоретическому занятию

Об авторе

статья Редакционная

Россия


Рецензия

Для цитирования:


Подведены итоги IV Всероссийского конкурса педагогических идей преподавателей терапии 2024 года. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(4S):4321. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4321. EDN: NGYPIL

For citation:


The results of the IV All- Russian competition of pedago gical ideas of internal medicine teachers in 2024 have been summed up. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(4S):4321. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4321. EDN: NGYPIL

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)