Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Методические аспекты рекомендуемой рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Поликлиническая терапия»

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4395

EDN: HCXMPD

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Абдулганиева Д.И., Бакулин И.Г., Викторова И.А., Дроздова Л.Ю., Концевая А.В., Кузнецова О.Ю., Ливзан М.А., Ходакова О.В., Чесникова А.И., Шапорова Н.Л., Шепель Р.Н. Методические аспекты рекомендуемой рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Поликлиническая терапия». Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(1S):4395. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4395. EDN: HCXMPD

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Abdulganieva D.I., Bakulin I.G., Viktorova I.A., Drozdova L.Yu., Kontsevaya A.V., Kuznetsova O.Yu., Livzan M.A., Khodakova O.V., Chesnikova A.I., Shaporova N.L., Shepel R.N. Methodological aspects of Outpatient care module program. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(1S):4395. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4395. EDN: HCXMPD

Подготовка врачей по профилю "терапия" в различных образовательных организациях страны предполагает единых подходов к определению содержания образовательных программ, так как именно содержание программ определяет объем необходимых знаний, лежащих в основе формирования профессиональных умений, навыков и компетенций. Примерное содержание образовательных программ должно определяться примерными образовательными программами.

В 2021г в соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 № 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"1 (статья 1) были внесены следующие изменения в отношении примерных образовательных программ:

г) в части 9.1 слова "примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета)" исключить;

д) в части 11 второе предложение исключить.

Следуя положениям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", можно заключить, что реализация примерных образовательных программ на уровнях специалитета и подготовки кадров высшей квалификации (ординатура и аспирантура) исключена.

В тоже время положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 13.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации" (гл. 2.) регламентируют использование примерной программы в среднем профессиональном образовании:

10) примерная образовательная программа среднего профессионального образования — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Отсутствие примерных образовательных программ создает риски для реализации единых подходов к подготовке врачей-лечебников, врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), содействуя увеличению неопределенности в аспекте контроля и оценки результата образовательного процесса.

Учитывая нормативно-правовые изменения, решением Координационного совета преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций страны была разработана рекомендуемая рабочая программа учебной дисциплины (модуля) "Поликлиническая терапия" в объеме 11 зачетных единиц (далее — Рекомендуемая программа). Определен статус, цели, задачи и функции рекомендуемой программы.

Рекомендуемая программа учебной дисциплины (модуля" "Поликлиническая терапия" — это учебно-методический документ, включающий: рекомендуемый учебный план, рекомендуемые планируемые результаты, рекомендуемое содержание рабочих программ дисциплин (модулей), рекомендуемое учебно-методическое обеспечение реализации программы (оценочные средства, дидактический материал, литература), рекомендуемые нормативно-правовые акты, обеспечивающие правовую основу программы, что обеспечивает соответствие:

— положениям Федерального закона "Об основах охраны здравья граждан в Российской Федерации"2;

— требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности "Лечебное дело"3;

— требованиям профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"4;

— требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность врача-терапевтов участкового;

— позициям современных клинических и методических рекомендаций;

— требованиям дидактических принципов (соответствие потребностям практического здравоохранения, научности, доступности, взаимосвязь теории и практики, модульности).

Рекомендуемая программа — это коллективный труд представителей профессиональных объединений и сообществ и имеет рекомендательный характер, что позволяет преподавателям терапевтических дисциплин использовать программу при разработке образовательных в условиях конкретной образовательной организации.

В содержание Рекомендуемой программы включены следующие разделы:

— Медико-статистический анализ информации, организация деятельности медицинского персонала;

— Мероприятия по профилактике и формированию здорового образа жизни;

— Профилактические медицинские осмотры, диспансеризация;

— Диспансерное наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;

— Обращение пациентов по поводу заболеваний и (или) состояния (ий) по профилю "терапия";

— Экспертиза временной нетрудоспособности.

Организация учебной деятельности по освоению программы учитывает требования к реализации образовательных программ, регламентированные ФГОС ВО по специальности "Лечебное дело".

Рекомендуется реализовывать программу в течении 5 и 6 курса (семестры: 9, 10, 11, 12). Программа предусматривает следующие виды учебных занятий: 90 академических часов — лекции; семинарские занятия/практические занятия: 150 академических часов; самостоятельная внеаудиторная работа: 90 академических часов; текущий контроль успеваемости: 30 академических часов; промежуточная аттестация (экзамен): 36 академических часов (12 семестр). Таким образом, трудоемкость программы составляет 396 академических часов, что эквивалентно 11 зачётным единицам.

Стоит обратить внимание, 77% учебного времени отводится на контактную работу и 23% учебного времени отводится на самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся.

Сильной стороной программы является ее методическая проработанность по отношению к формированию у обучающихся компетенций в области профилактической деятельности (в рамках действующих приказов по диспансеризации, диспансерному наблюдения, информационной безопасности, экспертизе временной нетрудоспособности).

Все разделы рекомендуемой программы обеспечены современными оценочными материалами, соответствующие требованиям первичной аккредитации специалистов.

Отдельного внимания заслуживает раздел "Рекомендуемое учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы дисциплины (модуля)", включающий:

— Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

— Рекомендуемую литературу;

— Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность врача при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Разработанная рекомендуемая рабочая программа дисциплины (модуля) "Поликлиническая терапия" подготовлена рабочей и экспертной группами Координационного совета преподавателей кафедр терапевтических дисциплин образовательных организаций Российской Федерации в составе:

  1. Драпкина О. М. — д.м.н., профессор, академик РАН, директор ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Президент РОПНИЗ, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России;
  2. Астанина С. Ю. — к.пед.н., доцент, зав. кафедрой медицинской педагогики ИПОА, старший научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, руководитель секции "Развитие образовательной деятельности терапевтических кафедр в сфере профилактики неинфекционных заболеваний" РОПНИЗ;
  3. Абдулганиева Д. И. — профессор, д.м.н., проректор, зав. кафедрой госпитальной терапии ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России, главный терапевт Министерства здравоохранения Республики Татарстан;
  4. Бакулин И. Г.— д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С. М. Рысса, декан лечебного факультета ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И. И. Мечникова" Минздрава России, председатель Санкт-Петербургского городского отделения РОПНИЗ. главный внештатный специалист по терапии Северо-Западного федерального округа Минздрава России;
  5. Викторова И. А. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии и внутренних болезней ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине) Минздрава Омской области;
  6. Дроздова Л. Ю.— к.м.н., руководитель отдела стратегического планирования и внедрения профилактических технологий ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Медицинская профилактика", главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России;
  7. Концевая А. В. — д.м.н., профессор, зам. директора по научной и аналитической работе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Общественное здоровье и здравоохранение";
  8. Кузнецова О. Ю. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И. И. Мечникова" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Общая врачебная практика", главный внештатный специалист по общей врачебной практике Северо-Западного федерального округа Минздрава России;
  9. Ливзан М. А. — д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой факультетской терапии и гастроэнтерологии, ректор ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Гастроэнтерология", главный внештатный специалист по терапии Сибирского федерального округа Минздрава России;
  10. Ходакова О. В. — д.м.н., доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ "ЦНИОИИЗ" Минздрава России;
  11. Чесникова А. И. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней № 1 ФГБОУ ВО "РостГМУ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Кардиология", главный внештатный специалист по терапии Южного Федерального округа Минздрава России;
  12. Шапорова Н. Л. — д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) ФГБОУ ВО Первый СПб ГМУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России, главный внештатный специалист Минздрава России по общей врачебной практике (семейной медицине) Ленинградской области.
  13. Шепель Р. Н. — к.м.н., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, исполнительный директор РОПНИЗ, главный внештатный специалист по терапии Центрального Федерального округа Минздрава России.

Использование разработанной рекомендуемой программы в образовательном процессе позволит повысить практикоориентированность процесса подготовки врачей-лечебников, что будет содействовать повышению качества оказываемой медицинской помощи в реальных условиях практической работы выпускников вуза.

Не меньшее значение имеет возможность оказания методической помощи преподавателям при разработке образовательных программ в условиях конкретного образовательного учреждения.

Рекомендательный характер программы позволяет использовать содержание программы как полностью, так фрагментарно. Но наибольший образовательный эффект проявляется при максимальном использовании содержания программы.

1. Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 6, ст. 588).

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2020г., регистрационный № 59493).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 г. № 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2017 г., регистрационный № 46293).

Об авторах

О. М. Драпкина
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, академик РАН, директор ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Президент РОПНИЗ, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава России.

Москва



С. Ю. Астанина
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

к.пед.н., доцент, зав. кафедрой медицинской педагогики ИПОА, старший научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, руководитель секции "Развитие образовательной деятельности терапевтических кафедр в сфере профилактики неинфекционных заболеваний" РОПНИЗ.

Москва



Д. И. Абдулганиева
ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России
Россия

Профессор, д.м.н., проректор, зав. кафедрой госпитальной терапии ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России, главный терапевт Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Казань



И. Г. Бакулин
ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им. С. М. Рысса, декан лечебного факультета ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И. И. Мечникова" Минздрава России, председатель Санкт-Петербургского городского отделения РОПНИЗ. главный внештатный специалист по терапии Северо-Западного федерального округа Минздрава России.

Санкт-Петербург



И. А. Викторова
ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии и внутренних болезней ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике (семейной медицине) Минздрава Омской области.

Омск



Л. Ю. Дроздова
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

к.м.н., руководитель отдела стратегического планирования и внедрения профилактических технологий ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Медицинская профилактика", главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России.

Москва



А. В. Концевая
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зам. директора по научной и аналитической работе ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Общественное здоровье и здравоохранение".

Москва



О. Ю. Кузнецова
ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И. И. Мечникова" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Общая врачебная практика", главный внештатный специалист по общей врачебной практике Северо-Западного федерального округа Минздрава России.

Санкт-Петербург



М. А. Ливзан
ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой факультетской терапии и гастроэнтерологии, ректор ФГБОУ ВО "ОмГМУ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Гастроэнтерология", главный внештатный специалист по терапии Сибирского федерального округа Минздрава России.

Омск



О. В. Ходакова
ФГБУ "ЦНИОИИЗ" Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, начальник отдела научных основ организации здравоохранения ФГБУ "ЦНИОИИЗ" Минздрава России.

Москва



А. И. Чесникова
ФГБОУ ВО "РостГМУ" Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней № 1 ФГБОУ ВО "РостГМУ" Минздрава России, вице-президент РОПНИЗ по направлению "Кардиология", главный внештатный специалист по терапии Южного Федерального округа Минздрава России.

Ростов-на-Дону



Н. Л. Шапорова
ФГБОУ ВО Первый СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики (семейной медицины) ФГБОУ ВО Первый СПб ГМУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России, главный внештатный специалист Минздрава России по общей врачебной практике (семейной медицине) Ленинградской области.

Санкт-Петербург



Р. Н. Шепель
ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России
Россия

к.м.н., руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, зам. директора по перспективному развитию медицинской деятельности ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, исполнительный директор РОПНИЗ, главный внештатный специалист по терапии Центрального Федерального округа Минздрава России.

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Абдулганиева Д.И., Бакулин И.Г., Викторова И.А., Дроздова Л.Ю., Концевая А.В., Кузнецова О.Ю., Ливзан М.А., Ходакова О.В., Чесникова А.И., Шапорова Н.Л., Шепель Р.Н. Методические аспекты рекомендуемой рабочей программы учебной дисциплины (модуля) «Поликлиническая терапия». Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(1S):4395. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4395. EDN: HCXMPD

For citation:


Drapkina O.M., Astanina S.Yu., Abdulganieva D.I., Bakulin I.G., Viktorova I.A., Drozdova L.Yu., Kontsevaya A.V., Kuznetsova O.Yu., Livzan M.A., Khodakova O.V., Chesnikova A.I., Shaporova N.L., Shepel R.N. Methodological aspects of Outpatient care module program. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(1S):4395. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4395. EDN: HCXMPD

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)