Эмпатия: умение слышать пациента как инструмент работы врача
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4429
EDN: RSVFRY
Аннотация
В статье представлены прикладные аспекты эмпатии — инструмента психологического консультирования, в его практической значимости для соматического врача. Описаны механизмы эмпатии, эмпатического понимания. Хотя врач не является психологом и не обязан обладать всеми компетенциями психолога, именно врач — тот специалист, в чьей власти управлять нарративом заболевания пациента, вести к конструктивному совладанию с ситуацией заболевания. В кардиологической практике психосоматическая составляющая имеет значительную долю: от регулирования стресса до модификации поведенческих факторов риска. Умение создавать благоприятную эмоциональную среду, не проникаясь ситуацией в той степени, чтобы растратить собственный ресурс, — есть коммуникативный навык высокого уровня. Его базовые составляющие — эмпатия и эмпатическое понимание.
Ключевые слова
Об авторах
Е. О. ТаратухинРоссия
Таратухин Евгений Олегович — к.м.н., доцент, магистр психологии, зав. кафедрой медицинского права, этики и антропологии ИММ
Москва
Е. К. Павлова
Россия
Павлова Елена Константиновна — магистр психологии, старший преподаватель кафедры медицинского права, этики и антропологии ИММ
Москва
Я. Э. Шнайдер
Россия
Шнайдер Янина Эдуардовна — к.м.н., доцент кафедры медицинского права, этики и антропологии ИММ
Москва
Список литературы
1. Ларина В. Н., Замятин К. А., Гудиев Ч. Г. Уровень приверженности лечению пациентов с хронической сердечной недостаточностью: пилотное обсервационное исследование в амбулаторной практике. Российский кардиологический журнал. 2024;29(12S):6180. doi:10.15829/1560-4071-2024-6180.
2. Таратухин Е. О. "Биология и биография": к вопросу о биосоциальном патогенезе неинфекционной патологии. Российский кардиологический журнал. 2023;28(11):5640. doi:10.15829/1560-4071-2023-5640.
3. Таратухин Е. О., Полевиченко Е. В., Замятин К. А. и др. Этическая сторона принятия решений при оказании паллиативной помощи ребёнку с врождённым пороком сердца, ассоциированным с синдромом фронтоназальной дисплазии. Российский кардиологический журнал. 2023;28(5):5449. doi:10.15829/1560-4071-2023-5449.
4. Carrard V, Bourquin C, Berney S, et al. Trajectories of medical students' empathy nowadays: a longitudinal study using a comprehensive framework of empathy. BMC Med Educ. 2025;25(1):534. doi:10.1186/s12909-025-07051-8.
5. Kurtz SM, Silverman JD. The Calgary-Cambridge Referenced Observation Guides: an aid to defining the curriculum and organizing the teaching in communication training programmes. Med Educ. 1996;30(2):83-9. doi:10.1111/j.1365-2923.1996.tb00724.x.
6. Daniel T. The Stubborn persistence of grief stage theory. Omega (Westport). 2023;13:302228231184290. doi:10.1177/00302228231184290.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Таратухин Е.О., Павлова Е.К., Шнайдер Я.Э. Эмпатия: умение слышать пациента как инструмент работы врача. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(2S):4429. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4429. EDN: RSVFRY
For citation:
Taratukhin E.O., Pavlova E.K., Shnaider Ya.E. Empathy: the ability to hear a patient as a professional tool for a physician. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(2S):4429. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4429. EDN: RSVFRY