Перейти к:
Объем и структура образовательной активности врачей-гериатров в рамках непрерывного образования
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4477
EDN: LGLEFB
Аннотация
Цель. Изучение объема и структуры образовательной активности специалистов, имеющих допуск к специальности "Гериатрия", в рамках непрерывного образования.
Материал и методы. Исследование проводилось на основании данных Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (Портал НМФО) о зарегистрированных на нем специалистах здравоохранения и результатах освоения ими образовательных элементов непрерывного образования.
Результаты. Разработана методика выделения группы специалистов для анализа их образовательной активности на Портале НМФО по определенной специальности (Методика). В соответствии с разработанной Методикой выделена группа врачей-гериатров, максимально использующих для учета своей образовательной активности Портал НМФО. Выявлены высокие показатели объема образовательной активности врачей выделенной группы и количества осваиваемых ими образовательных элементов всех видов: дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК), образовательных мероприятий и интерактивных образовательных модулей. Отмечено распределение освоения образовательных элементов по всем годам обучения до прохождения периодической аккредитации с повышением активности на пятом году обучения. Проанализированы трудоемкость, форма обучения и направление содержания ДПП ПК, наиболее часто выбираемых врачами-гериатрами.
Заключение. Полученные результаты могут свидетельствовать о достаточно высокой степени вовлеченности врачей-гериатров в систему непрерывного образования, приверженности их к выполнению рекомендаций по обучению и максимальному использованию существующих возможностей выбора образовательных элементов различных видов, их трудоемкости, а также форм и графика обучения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Природова О.Ф., Фомина М.А., Прыткова Ю.С. Объем и структура образовательной активности врачей-гериатров в рамках непрерывного образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(2S):4477. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4477. EDN: LGLEFB
For citation:
Prirodova O.F., Fomina M.A., Prytkova Yu.S. The amount and structure of geriatric physicians' educational activities in continuing education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(2S):4477. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4477. EDN: LGLEFB
Введение
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030г1 определяет высокую значимость для поддержания здоровья и качества жизни граждан старшего поколения раннего выявления у них заболеваний и факторов риска, а также повышения доступности для них медицинской помощи, что невозможно без повышения доступности и качества медицинского образования для соответствующих специалистов. Вопрос непрерывного образования врачей-гериатров не является специфичным. Система непрерывного образования медицинских работников уже более десяти лет является одной из наиболее обсуждаемых тем кадровой политики в сфере здравоохранения [1][2]. Методические рекомендации о принципах и механизмах реализации системы непрерывного медицинского образования для специалистов отрасли здравоохранения (Методические рекомендации)2 Федерального центра развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования предлагают стажированным специалистам ежегодно осваивать различные виды образовательных элементов непрерывного образования, включая дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) и интерактивные образовательные модули (ИОМ), а также участвовать в образовательных мероприятиях (ОМ), проводимых или контролируемых соответствующими профессиональными сообществами, таким образом, чтобы общая образовательная активность по специальности за 5 лет составляла не менее 250 академических часов. При этом в соответствии с действующим положением об аккредитации специалистов3 для прохождения периодической аккредитации медицинскому работнику достаточно предоставить портфолио, образовательная часть которого включает сведения о не менее чем 144 ч или зачетных единицах трудоемкости4 (ЗЕТ) образовательной активности за отчетный период.
В связи с необязательностью выполнения рекомендаций по объему, графику и разнообразию образовательных элементов для обучения довольно часто в медиапространстве появляются предложения о формальном разовом обучении по ДПП ПК с акцентом на помощь в прохождении аккредитации. Но у самого специалиста есть возможность самостоятельно или совместно с работодателем включать в траекторию обучения образовательные элементы, соответствующие его потребностям и возможностям, выбирать реализующие их организации и график обучения. Возникают вопросы об использовании этих возможностей медицинскими работниками: какие программы они выбирают и удовлетворяются ли только одной программой по всем разделам специальности? как часто осваивают иные элементы непрерывного образования? действительно ли готовы учиться постоянно, или вся их образовательная активность формируется непосредственно перед периодической аккредитаций? как часто превышают минимальный объем обучения для допуска к профессиональной деятельности, и насколько востребованным оказывается дистанционное обучение?
Современные публикации по непрерывному образованию специалистов здравоохранения чаще рассматривают проблемы применения различных образовательных технологий, организации образовательного процесса в отдельных учреждениях [3][4]. Исследованием объемных и структурных показателей образовательной активности врачей и среднего медицинского персонала, а также анализом содержательных аспектов их обучения занимаются лишь немногие авторы [5-7], а работы по изучению количественных и качественных показателей непрерывного образования стажированных специалистов, имеющих допуск к специальности "Гериатрия", в настоящее время отсутствуют.
Цель исследования — изучить объем и структуру образовательной активности специалистов, имеющих допуск к специальности "Гериатрия", в рамках непрерывного образования.
Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
— разработать методику выделения группы специалистов здравоохранения для анализа их образовательной активности по определенной специальности;
— выделить группу лиц и период для корректного анализа их образовательной активности по специальности "Гериатрия";
— изучить объем образовательной активности лиц выделенной группы по специальности "Гериатрия";
— изучить структуру образовательной активности лиц выделенной группы по специальности "Гериатрия";
— определить основные характеристики образовательных элементов, включенных в образовательную активность лиц выделенной группы по специальности "Гериатрия", а также частоту их освоения.
Материал и методы
Исследование проводилось на основании данных Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (Портал НМФО) о зарегистрированных на нем физических лицах, сведений об их допуске к профессиональной деятельности и трудоустройстве на должности медицинских работников, передаваемых из Федерального регистра медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ФРМР), а также об их образовательной активности. Под образовательной активностью специалиста понимали сведения об освоении им образовательных элементов непрерывного образования различных видов (ДПП ПК, ОМ и ИОМ), включенных в списки Портала НМФО и непосредственно на нем формируемые. При этом в сведениях Портала НМФО отсутствовали данные, идентифицирующие конкретных физических лиц, вместо них использовался специально формируемый уникальный код.
Часть анализируемых данных являлась параметрическими, для остальной части применялись непараметрические методы описательной статистики. Обработка данных осуществлялась с использованием пакета программ Microsoft Office Excel 2019.
Результаты
Методика выделения группы специалистов здравоохранения для анализа их образовательной активности по определенной специальности
Выделение группы для анализа образовательной активности производилось из совокупности физических лиц, зарегистрировавшихся на Портале НМФО в качестве специалистов, и обучавшихся, обучающихся или планирующих обучаться по определенной медицинской или фармацевтической специальности, что подтверждается формированием ими соответствующего индивидуального пятилетнего цикла (ИПЦ) на основании сведений о допуске к профессиональной деятельности по этой специальности, подтвержденных ФРМР. Под ИПЦ следует понимать период от одной пройденной процедуры допуска к профессиональной деятельности до второй планируемой или пройденной процедуры допуска к профессиональной деятельности по определенной специальности, сформированный самим специалистом на Портале НМФО с целью планирования обучения.
Так как в соответствии с Положением об аккредитации специалистов освоение ДПП ПК и другое образование, подтвержденное на Портале НМФО, является одним из условий формирования портфолио для периодической аккредитации, то оценивать объем и структуру образовательной активности по любой специальности целесообразно за период между двумя успешными процедурами допуска к профессиональной деятельности по данной специальности, т.е. за так называемый "завершенный ИПЦ". Достоверность наличия у специалиста завершенного ИПЦ должна быть подтверждена наличием на Портале НМФО информации о двух последовательных успешных процедурах допуска к профессиональной деятельности по определенной специальности, подтвержденной ФРМР. Даты начала и окончания завершенного ИПЦ должны соответствовать датам вышеуказанных процедур. Так как при отсутствии значимых перерывов в профессиональной деятельности у большинства специалистов указанный период максимально приближен к пятилетнему, то в дальнейший анализ было предложено включать лиц с длительностью завершенного ИПЦ от 4,5 до 5,5 лет. При этом дата его начала не должна предшествовать дате начала функционирования Портала, т.е. июлю 2016г. В этих случаях первой анализируемой процедурой допуска к профессиональной деятельности может являться сертификация, первичная или первичная специализированная аккредитация, а второй — исключительно периодическая аккредитация.
Все специалисты, прошедшие периодическую аккредитацию, должны были иметь образовательную активность, соответствующую требованиям к портфолио. Было предложено для анализа обучения в рамках непрерывного образования оставить только лиц с подтверждением на Портале НМФО набора по аккредитуемой специальности не менее 144 ЗЕТ, из них не менее 72 ЗЕТ — за освоение одной или нескольких ДПП ПК.
Вышеуказанные рассуждения позволили авторам предложить методику выделения группы специалистов здравоохранения и определения периода анализа их образовательной активности по определенной специальности с использованием данных Портала НМФО (Методика). Основные этапы Методики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методика выделения группы специалистов здравоохранения и определения периода анализа их образовательной активности
Этап |
Содержание этапа |
0 |
Определить специальность, образовательная активность по которой будет анализироваться |
1 |
Сформировать совокупность физических лиц, имеющих на Портале НМФО ИПЦ по соответствующей специальности, подтвержденный ФРМР (совокупность лиц с подтвержденным допуском к специальности) |
2 |
Из сформированной совокупности выделить группу лиц с завершенным ИПЦ по соответствующей специальности (группа завершенного ИПЦ) |
3 |
Из группы завершенного ИПЦ исключить лиц с длительностью ИПЦ <4,5 и >5,5 лет (группа завершенного ИПЦ корректной длительности) |
4 |
Из группы завершенного ИПЦ корректной длительности выделить лиц с достаточной для прохождения периодической аккредитации образовательной активностью на Портале НМФО (группа активных пользователей Портала НМФО) |
Примечание: ИПЦ — индивидуальный пятилетний цикл, НМФО — портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, Портал ФРМР — Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Выделение группы лиц и периода анализа их образовательной активности по специальности "Гериатрия"
В рамках этапа I Методики была сформирована совокупность из 4347 специалистов здравоохранения, зарегистрировавшихся на Портале НМФО не позже апреля 2025г и сформировавших ИПЦ по специальности "Гериатрия" на основании сведений из ФРМР о пройденной процедуре допуска к профессиональной деятельности по гериатрии. 85% специалистов были женщинами, средний возраст всех лиц составлял 50,9±12,8 лет5. На момент анализа 4126 лиц (94,9%) работали в должностях медицинских работников, из них только 1828 врачей (42,1%) — в должностях, соответствующих специальности "Гериатрия", включая руководящие: врач — гериатр, заведующий (начальник) структурного подразделения медицинской организации — врач-гериатр, врач соответствующего приемного отделения6), и 1651 — непосредственно в должностях врачей-гериатров.
На втором этапе Методики была выделена группа завершенного ИПЦ, включавшая 775 специалистов с подтвержденными в ФРМР сведениями о не менее двух последовательных успешных процедурах допуска к профессиональной деятельности по данной специальности. Длительность завершенного ИПЦ по специальности "Гериатрия" у данной категории лиц колебалась от 12 до 90 мес. с медианой в 59 мес.
Третий этап Методики позволил выделить из предыдущей группы 512 врачей с длительностью завершенного ИПЦ от 4,5, до 5,5 лет и аналогичной медианой в 59 мес. (группа завершенного ИПЦ корректной длительности).
На этапе IV Методики была выделена группа активных пользователей Портала НМФО, включавшая 321 специалиста, объем образовательной активности по специальности "Гериатрия" которых соответствовал требованиям к портфолио для периодической аккредитации. Общая характеристика лиц данной группы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Общая характеристика врачей группы активных пользователей Портала НМФО
Название параметра |
Значение |
Доля, % |
Общее число лиц, физические лица |
321 |
100 |
Женщины/мужчины*, физические лица |
275/46 |
85,7/14,3 |
Возраст* (среднее±стандартное отклонение), годы |
51±11,98 |
|
Имеют любую должность, подтвержденную в ФРМР на момент анализа, физические лица |
311 |
96,9 |
Имеют должность по специальности "Гериатрия" в соответствии с квалификационными требованиями, подтвержденную в ФРМР на момент анализа, физические лица |
235 |
73,2 |
Примечание: * — данные заполняются непосредственно физическим лицом, могут не подтверждаться другими информационными системами. ФРМР — Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Объем образовательной активности лиц группы активных пользователей Портала НМФО по специальности "Гериатрия"
Объем образовательной активности рассчитывался в ЗЕТ. Частота образовательной активности различного объема среди специалистов группы активных пользователей Портала НМФО представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Гистограмма объемов образовательной активности врачей группы активных пользователей Портала НМФО по специальности "Гериатрия" в завершенном ИПЦ по всем образовательным элементам.
Примечание: ЗЕТ — зачетная единица трудоемкости.
При фиксированном минимальном объеме обучения не менее 144 ЗЕТ максимальная сумма ЗЕТ по ДПП ПК, ИОМ и ОМ у лиц данной группы достигала 922 ЗЕТ, значения 25-го, 50-го и 75-го перцентиля составляли соответственно 189, 250 и 309 ЗЕТ, а 11 специалистов (3,4%) набрали за этот период >500 ЗЕТ.
Объем образовательной активности по каждому виду образовательных элементов завершенного ИПЦ по специальности "Гериатрия" у лиц анализируемой группы представлен на рисунке 2.
Рис. 2 Объем образовательной активности врачей группы активных пользователей Портала НМФО по специальности "Гериатрия" в завершенном ИПЦ по видам образовательных элементов.
Примечание: ДПП ПК — дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, ЗЕТ — зачетная единица трудоемкости, ИОМ — интерактивные образовательные модули, ОМ — образовательные мероприятия.
Образовательная активность по ДПП ПК у лиц исследуемой группы в завершенном ИПЦ по специальности "Гериатрия" находилась в пределах 72-720 ЗЕТ, а по ОМ и ИОМ минимальные и максимальные ее объемы составляли соответственно от 0 до 351 ЗЕТ и от 0 до 251 ЗЕТ. Половина врачей группы активных пользователей Портала НМФО за ИПЦ освоили одну или несколько ДПП суммарной трудоемкостью в ≥180 ЗЕТ, а также имели образовательную активность по освоению ОМ и ИОМ в объеме не менее 19 ЗЕТ и 17,0 ЗЕТ, соответственно. Анализ суммарного объема образовательной активности по всем образовательным элементам в рамках завершенного ИПЦ по специальности "Гериатрия" всех лиц анализируемой группы показал, что наибольшая доля его представлена ДПП ПК (74,6%), как наиболее длительными по сроку освоения элементами, а вклад в него трудоемкости ОМ и ИОМ составил 14,7% и 10,7%, соответственно.
Структура образовательной активности активных пользователей Портала НМФО по специальности "Гериатрия"
Достаточно большой объем образовательной активности специалистов обеспечивался освоением ими нескольких образовательных элементов каждого вида в рамках одного ИПЦ. Их максимальное число у одного врача достигало 263, а значения 25-го, 50-го и 75-го перцентиля составляли 14, 27 и 47, соответственно. При этом 22 специалиста (6,9%) освоили за этот период >100, а четверо из них (1,2%) — >200 образовательных элементов. Число случаев освоения образовательных элементов различных видов в образовательной активности врачей анализируемой группы представлено на рисунке 3.
Рис. 3 Количество случаев освоения образовательных элементов различных видов врачами группы активных пользователей Портала НМФО по специальности "Гериатрия" в завершенном ИПЦ.
Примечание: ДПП ПК — дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, ИОМ — интерактивные образовательные модули, ОМ — образовательные мероприятия.
3 врача исследуемой группы за завершенный ИПЦ по специальности "Гериатрия" освоили 11 ДПП ПК, еще 23 специалиста включили в образовательную часть своего портфолио от 7 до 10 ДПП ПК. Всего 162 из 321 врача (50,5%) подошли к периодической аккредитации с освоенными ≥4 ДПП ПК. Медианы количества освоенных за то же время ОМ и ИОМ составили 4 и 13 элементов, соответственно. При этом максимальное число ОМ, в которых по данным Портала НМФО участвовал один специалист, могло достигать 237 единиц, а наибольшее число освоенных ИОМ у одного врача составило 163 единицы. Более половины суммы всех случаев освоения образовательных элементов по специальности "Гериатрия" в рамках соответствующего завершенного ИПЦ всех лиц группы были представлены освоенными ИОМ, а второе и третье место по частоте освоений занимали соответственно ОМ (39,7%) и ДПП ПК (10,0%).
Были проанализированы возможные комбинации видов образовательных элементов, включаемых в образовательную активность в рамках завершенного ИПЦ по гериатрии, и частота их выбора специалистами анализируемой группы. Всего одну образовательную программу за ИПЦ имели только 2 врача (0,6%) анализируемой группы. Еще 3 специалиста (0,9%) за период между двумя допусками к профессиональной деятельности прошли обучение по нескольким ДПП ПК без освоения других образовательных элементов. Большинство врачей (220 специалистов; 68,5%) осваивали образовательные элементы всех трех видов: ДПП ПК, ОМ и ИОМ. 88 врачей (27,5%) кроме ДПП ПК включали в свое портфолио по специальности "Гериатрия" только освоенные ИОМ, и только 8 лиц (2,5%), участвуя в ОМ, не имели сведений об изучении ИОМ.
Для исследования графика освоения образовательных элементов период завершенного ИПЦ был разделен на пять последовательных этапов (далее — годы ИПЦ). Каждый из первых четырех этапов имел длительность в 12 мес. Пятый год ИПЦ мог иметь длительность от 6 до 18 мес. в зависимости от длительности самого завершенного ИПЦ. На рисунках 4 и 5 представлены распределения по годам ИПЦ суммарного объема образовательной активности и суммарного количества случаев освоения образовательных элементов по специальности "Гериатрия", соответственно, всех врачей исследуемой группы.
Рис. 4 Распределение суммарного объема образовательной активности по специальности "Гериатрия" всех врачей группы активных пользователей Портала НМФО по годам ИПЦ.
Примечание: ДПП ПК — дополнительные профессиональные программы повы
шения квалификации, ЗЕТ — зачетная единица трудоемкости, ИОМ — интерактивные образовательные модули, ИПЦ — индивидуальный пятилетний цикл, ОМ — образовательные мероприятия.
Рис. 5 Распределение суммарного количества случаев освоения образовательных элементов по специальности "Гериатрия" всех врачей группы активных пользователей Портала НМФО по годам ИПЦ.
Примечание: ДПП ПК — дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, ИОМ — интерактивные образовательные модули, ИПЦ — индивидуальный пятилетний цикл, ОМ — образовательные мероприятия.
Отмечается значимое нарастание суммарного объема образовательной активности специалистов от первого к пятому году ИПЦ преимущественно за счет ДПП ПК, суммарный срок освоения которых за это время увеличивается более чем в 5 раз, а количество — в 2,5 раза. Суммарная трудоемкость других образовательных элементов (ОМ и ИОМ) достигает своего максимума на четвертом году ИПЦ. Также четвертый год ИПЦ характеризуется максимальным числом случаев освоения образовательных элементов, превышающим таковое в первый год обучения в 2,5 раза. Отдельно было проанализировано распределение по годам ИПЦ случаев обучения на ДПП ПК различных форм. Если число ДПП ПК в очной форме на пятом году ИПЦ по сравнению с первым увеличилось в 1,7 раз, то число заочных ДПП ПК увеличилось в 8,7 раз.
Основные характеристики и частота освоения образовательных элементов, включенных в образовательную активность по специальности "Гериатрия"
В рамках завершенного ИПЦ по специальности "Гериатрия" врачи группы активных пользователей Портала НМФО освоили 2789 уникальных образовательных элементов непрерывного образования, из них 664 ДПП ПК, 1606 ОМ и 519 ИОМ.
Из 12168 случаев освоения всех образовательных элементов по специальности "Гериатрия" всеми лицами группы на долю ДПП ПК пришлось 1213 случаев. Характеристика выбираемых ДПП ПК и частота их освоения врачами-гериатрами анализируемой группы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика ДПП ПК, включенных в образовательную активность в рамках завершенного ИПЦ по специальности "Гериатрия" врачами группы активных пользователей Портала НМФО, и частота их освоения
Особенности ДПП ПК |
Количество ДПП ПК |
Количество случаев освоения ДПП ПК |
Всего ДПП ПК по специальности "Гериатрия" — из них со специальностью "Гериатрия" в качестве основной |
664 (100%) 166 (25,0%) |
1214 (100%) 381 (31,4%) |
ДПП ПК трудоемкостью: — не более 36 ЗЕТ — от 37 до 72 ЗЕТ — от 73 до 144 ЗЕТ — более 144 ЗЕТ |
508 (76,5%) 65 (9,7%) 90 (13,6%) 1 (0,2%) |
955 (78,7%) 90 (7,4%) 168 (13,8%) 1 (0,08%) |
ДПП ПК по форме: — очная — очно-заочная — заочная |
263 (39,6%) 65 (9,8%) 336 (50,6%) |
563 (46,4%) 129 (10,6%) 522 (43%) |
Примечание: ДПП ПК — дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, ЗЕТ — зачетная единица трудоемкости.
Всего менее чем в трети случаев врачи-гериатры выбирали ДПП, разработанные непосредственно по специальности "Гериатрия". Наиболее часто в их образовательную активность включались программы небольшой трудоемкости в очной или заочной формах. Только 11 программ соответствовали условным критериям так называемых ранее "сертификационных циклов": разрабатывается по основной специальности, название соответствует специальности ("Гериатрия" "Актуальные вопросы гериатрии"), трудоемкость — 144 ч, очная форма обучения. Из 321 врача исследуемой группы только 37 специалистов (11,5%) включали такие программы в свою образовательную активность. Среди других программ, разработанных непосредственно по специальности "Гериатрия", специалисты выбирали ДПП ПК по профилактике преждевременного старения, особенностям диагностики и лечения различных нозологий в пожилом и старческом возрасте, вопросам гериатрии отдельно в амбулаторной и стационарной практике. Из программ, разработанных в рамках других специальностей в образовательную активность лиц анализируемой группы наиболее часто попадали ДПП ПК по диагностике и лечению коронавирусной инфекции, вопросам ведения пациентов с различной терапевтической патологией, профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, проблемам коморбидности, когнитивных расстройств, паллиативной помощи, а также правовой грамотности врача.
Общее число случаев освоения 519 ИОМ врачами анализируемой группы в рамках их завершенного цикла по специальности "Гериатрия" составило 6126. При этом на 97 ИОМ, для которых "Гериатрия" являлась основной специальностью, пришлось только 1003 случая освоения (16,4%). Среди них врачи-гериатры наиболее часто выбирали ИОМ по утвержденным клиническим рекомендациям по гериатрии, а также посвященные организации гериатрической помощи и отдельным вопросам специальности. Среди ИОМ, разрабатываемых в рамках других специальностей, в образовательную активность лиц исследуемой группы чаще всего включались ИОМ по вопросам коронавирусной инфекции, отдельным аспектам паллиативной помощи, этическим и деонтологическим проблемам, правовым основам деятельности врача.
Самое большее число уникальных образовательных элементов (1606 единиц) относилось к ОМ, а число их освоений врачами группы активных пользователей Портала НМФО составило 4828 единиц. При этом "Гериатрия" являлась основной специальностью почти половины мероприятий (798 ОМ), доля случаев участия в которых составила 65,7% (3172 единиц). К указанным мероприятиям относились как крупные гериатрические конгрессы и форумы, так и отдельные тематические вебинары по отдельным вопросам специальности.
Обсуждение
Единственным источников данных для настоящего исследования являлся Портал НМФО. Целесообразность его использования для изучения образовательной активности врачей-гериатров подтверждается максимальной представленностью работающих в этих должностях специалистов на данном ресурсе. Так, по данным "Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2030 года", утвержденной в 2025г, в России работают 1690 врачей-гериатров, а на Портале НМФО на апрель 2025г зарегистрировано 1645 специалистов (97,3%), имеющих в ФРМР подтверждение о соответствующей должности. Высокая доля регистрации на Портале НМФО специалистов различных специальностей подтверждается исследованиями других авторов [5][6][8].
Разработанная Методика выделения группы для анализа образовательной активности по определенной специальности позволяет оставить в исследовании только лиц, имеющих допуск к данной специальности и максимально использующих Портал НМФО для формирования образовательной части портфолио. Сформулированные требования к периоду анализа образовательной активности минимизируют попадание в группу специалистов со значимыми перерывами в профессиональной деятельности, отсутствием мотивации или возможности подтверждения допуска к ней.
Анализ сведений о 321 специалисте выделенной по разработанной Методике группы показал, что их половозрастные характеристики, а также доля работающих в любой медицинской должности сопоставимы с таковыми всей совокупности специалистов с подтвержденным допуском к специальности "Гериатрия", а более высокий процент лиц, работающих в должностях врачей-гериатров и соответствующих руководителей (73,2% по сравнению с 42,1%), по мнению авторов, не является недостатком метода. При этом численность группы активных пользователей Портала НМФО составляет 62,7% от всех лиц с завершенным ИПЦ корректной длительности. Это означает, что почти две трети врачей-гериатров максимально используют Портал НМФО для планирования и учета своей образовательной активности.
Впервые отдельные этапы Методики были применены для изучения образовательной активности врачей, имеющих специальность "Лечебное дело" [7]. По сравнению с врачами-гериатрами специалисты лечебного дела были значительно моложе, среди них было меньше женщин, а также лиц, работающих в любых медицинских должностях, что определяется особенностями данной специальности. Тем не менее лица обеих групп имели сопоставимый объем образовательной активности в завершенном ИПЦ по исследуемой специальности: 25-й, 50-й и 75-й перцентили у врачей-гериатров и врачей по специальности "Лечебное дело" были соответственно 189, 250 и 309 ЗЕТ и 196, 241 и 285 ЗЕТ. Наибольший вклад в суммарный объем образовательной активности по всем образовательным элементам в обоих исследованиях вносили ДПП ПК, однако специалисты, получившие допуск по специальности "Лечебное дело", меньше, чем врачи-гериатры, участвовали в различных ОМ (6,3% и 14,7% суммарного объема, соответственно) и в большем объеме осваивают ИОМ (24,4% и 10,7% суммарного объема, соответственно). Это может быть связано как с разницей в представленности образовательных элементов различных видов по разным специальностям на Портале НМФО, так и с возрастными особенностями анализируемых групп и различной приверженности их к дистанционному обучению. Более чем 98% врачей-гериатров образовательная активность была представлена не только ДПП ПК, но и другими видами образовательных элементов, относящихся, в соответствии с Концепцией развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации7, к компонентам непрерывного образования. А почти 70% специалистов осваивали за ИПЦ образовательные элементы всех трех видов. Более половины лиц анализируемой группы освоили за ИПЦ 4 и более ДПП ПК, а среди специалистов лечебного дела этот показатель составил 41,6% [7].
И в настоящем исследовании, и в других работах [5][7] ИОМ остаются наиболее часто выбираемыми образовательными элементами. Такая востребованность определяется их собственными особенностями (асинхронные, бесплатные, с минимальной трудоемкостью, разрабатываемые экспертами ведущих организаций) [9], а также значимостью освоения некоторых из них, определенной нормативными правовыми актами8, а также рекомендациями органов исполнительной власти или работодателей.
Доля суммарного объема образовательной активности врачей-гериатров в первые четыре года пятилетнего периода составила 60,1% от общей суммы ЗЕТ, а доля суммы всех образовательных элементов за тот же период — 78,9%. С одной стороны, это указывает на приверженность специалистов к обучению в течение всего ИПЦ, а с другой — на значимое повышение мотивации в увеличении объемных показателей портфолио непосредственно перед периодической аккредитацией. Обращает внимание редкий выбор ДПП ПК, соответствующих критериям так называемых ранее "сертификационных циклов". Только менее чем в трети случаев обучения выбираемая ДПП ПК была разработана непосредственно по специальности "Гериатрия". Гораздо чаще врачи-гериатры включали в свое портфолио программы, разрабатываемые для лиц других специальностей, или программы с широким спектром специальностей целевой аудитории, например, по ведению пациентов с коронавирусной инфекцией, по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, по вопросам паллиативной помощи и т.д. Почти в 80% случаев обучения по ДПП ПК трудоемкость программы была не более 36 ЗЕТ, что, вероятно, являлось достаточным для совершенствования компетенций по вышеуказанным тематикам, а также по отдельным вопросам специальности.
Приверженность медицинских работников к дистанционному обучению ранее подтверждалась проводимыми опросами9 и может обосновываться его доступностью. Однако резкое повышение востребованности в заочных ДПП ПК именно на пятом году ИПЦ может свидетельствовать о влиянии на их выбор мотивации в увеличении, прежде всего, объемных показателей портфолио. Наиболее вероятно, что в таких условиях сам специалист и его работодатель будут выбирать обучение с наименьшими трудозатратами и невысокой стоимостью на ДПП ПК с минимальным организационно-педагогическим обеспечением и низкой степенью контроля достижения результата.
В феврале 2025г в 283-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения10, направленные на повышение качества программ в области здравоохранения, в т.ч. путем разработки требований к их реализации в типовых дополнительных профессиональных программах, включая возможность применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Проведенный анализ образовательной активности врачей-гериатров по ДПП ПК указывает на целесообразность сохранения возможности для стажированных специалистов выбора более коротких программ по отдельным вопросам гериатрической помощи, смежным специальностям и общепрофессиональным компетенциям, а также реализации их теоретической части с применением дистанционного обучения.
Заключение
Почти десятилетняя история внедрения рекомендаций по непрерывному образованию медицинских и фармацевтических работников требует подтверждения использования предоставляемых им возможностей. Выполненная работа позволила изучить образовательную активность специалистов, имеющих допуск к специальности "Гериатрия", и сделать следующие выводы:
- Изучение образовательной активности в рамках непрерывного образования специалистов здравоохранения различных специальностей целесообразно проводить на основании данных Портала НМФО, применяя разработанную Методику выделения группы для исследования.
- Специалисты, имеющие допуск к специальности "Гериатрия", обучаются преимущественно в объеме, превышающем минимальные требования к портфолио для периодической аккредитации.
- В рамках завершенного ИПЦ врачи-гериатры чаще осваивают по несколько образовательных элементов всех видов. Их образовательная активность распределяется между всеми годами ИПЦ, достигая максимального объема в последний год перед периодической аккредитацией.
- Врачи-гериатры выбирают для освоения образовательные элементы как непосредственно по вопросам гериатрической помощи, так и направленные на получение/совершенствование общепрофессиональных компетенций. Отмечается их приверженность к коротким ДПП ПК, в т.ч. в заочной форме, и к участию в ОМ, преимущественно разработанных непосредственно по специальности "Гериатрия". При этом самым часто выбираемым образовательным элементом остаются ИОМ.
Сопоставление полученных результатов образовательной активности врачей-гериатров с результатами ранее проведенных исследований с использованием данных Портала НМФО, позволяет говорить о достаточно высокой степени вовлеченности специалистов здравоохранения в систему непрерывного образования, их приверженности к выполнению рекомендаций по обучению и максимальному использованию возможностей выбора различных образовательных элементов для формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.04.2025. № 830-р об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года.
2. Методические рекомендации о принципах и механизмах реализации системы непрерывного медицинского образования для специалистов отрасли здравоохранения. Москва, 2024. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/spo0/spravochnie-materali/dlja-specialistov-zdravookhranenija/.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022. № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".
4. Здесь и далее 1 ЗЕТ приравнена к 1 академическому часу образовательной активности.
5. Данные заполняются непосредственно физическим лицом, могут не подтверждаться другими информационными системами.
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023г № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием".
7. Приказ Минздрава России от 21.11.2017. № 926 "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".
8. Приказ Минздрава России от 19.03.2020. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
9. Большинство врачей не хотят менять действующую систему непрерывного медицинского образования. Российская газета URL: https://rg.ru/2022/09/20/bolshinstvo-vrachej-ne-hotiat-meniat-dejstvuiushchuiu-sistemu-nepreryvnogo-medicinskogo-obrazovaniia.html.
10. Федеральный закон от 28.02.2025 № 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Список литературы
1. Свистунов А. А., Улумбекова Г. Э., Балкизов З. З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014;1(15):21-31. EDN SLQVHL.
2. Семенова Т. В., Природова О. Ф. Промежуточные итоги реализации федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" в части непрерывного образования медицинских работников. Вестник Росздравнадзора. 2021;1:61-70. EDN LZAKQI.
3. Мякотных В. С., Боровкова Т. А., Сиденкова А. П. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в системе подготовки врачей по вопросам геронтологии и гериатрии. Успехи геронтологии. 2019;32(6):1045-51. EDN VTUQGB.
4. Буслаева Г. Н., Полунин В. С., Оприщенко С. А. Опыт организации процесса непрерывного медицинского образования медицинских работников по общественному здоровью и здравоохранению. Здравоохранение Российской Федерации. 2024;68(1):72-7. doi:10.47470/0044-197X-2024-68-1-72-77.
5. Конюхова С. Б., Баштавой А. А., Вагнер В. Д. Анализ вовлеченности врачей-стоматологов-терапевтов в образовательный процесс на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Стоматология. 2021;100(2):28-31. doi:10.17116/stomat202110002128.
6. Семенова Т. В., Природова О. Ф. Траектории непрерывного образования врачей по специальности "Лечебное дело". Часть I. Менеджмент качества в медицине, 2024;3:70-6. EDN VCMCRQ.
7. Семенова Т. В., Природова О. Ф. Траектории непрерывного образования врачей по специальности "Лечебное дело". Часть II. Менеджмент качества в медицине. 2024;4:106-11. EDN LRQRWO.
8. Мовсисян А. Б., Куроедов А. В., Завадский П. Ч. и др. Дополнительное профессиональное образование врачей и результаты клинической практики (аналитическое онлайн-исследование). Национальный журнал глаукома. 2022;21(1):62-70. doi:10.53432/2078-4104-2022-21-1-62-70.
9. Семёнова Т. В., Природова О. Ф. Электронное обучение в непрерывном медицинском образовании: акцент на интерактивные образовательные модули. Вестник Росздравнадзора. 2020;3:70-7. doi:10.35576/2070-7940-2020-3-70-77.
Об авторах
О. Ф. ПриродоваРоссия
К.м.н., доцент, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию, и.о. директора Института непрерывного образования и профессионального развития (ИНОПР), зав. кафедрой организации профессионального образования и образовательных технологий ИНОПР
Москва
М. А. Фомина
Россия
Д.м.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования и профессионального развития (ИНОПР), начальник отдела методической поддержки и менеджмента качества непрерывного образования ИНОПР, профессор кафедры организации профессионального образования и образовательных технологий ИНОПР
Москва
Ю. С. Прыткова
Россия
Зав. лабораторией технологий обучения и оценивания в непрерывном образовании ИНОПР
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Природова О.Ф., Фомина М.А., Прыткова Ю.С. Объем и структура образовательной активности врачей-гериатров в рамках непрерывного образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(2S):4477. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4477. EDN: LGLEFB
For citation:
Prirodova O.F., Fomina M.A., Prytkova Yu.S. The amount and structure of geriatric physicians' educational activities in continuing education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(2S):4477. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4477. EDN: LGLEFB