ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
В статье анализируются результаты мониторинга качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей), проводимого на протяжении 2020-2022гг. В этой связи была определена цель исследования, состоящая в объективной необходимости разработки методики проведения мониторинга качества содержания программ, реализуемых коллективами терапевтических кафедр ВУЗов, субъектов Российской Федерации.
Мониторинг качества содержания образовательных программ выявил, что качество содержания программ подготовки определяется соответствием их содержания требованиям профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций. Оценка качества содержания программ позволяет определить перспективные направления. Адресные методические рекомендации содействуют развитию единого образовательного пространства подготовки врачей-терапевтов.
Современное образование молодых специалистов в ординатуре характеризуется все более ограниченным временем обучения из-за растущей клинической нагрузки вследствие эпидемиологической ситуации, новых требований к медицинской документации, отсутствия четкого графика рабочего времени и других учебных особенностей. Кроме того, сегодняшние ординаторы ожидают, что учебные занятия предоставят целенаправленный контент, интегрированный в их клиническую работу. Одним из классических методов обучения, который конгруэнтен удовлетворению этих потребностей, является сфокусированное тематическое учебное занятие, обычно проводимое с помощью простых, но доступных наглядных пособий и широкого участия аудитории. Тем не менее большинству обучающихся будет полезен структурированный контент и руководство по актуализации этого содержания, также известное как сценарий обучения. Хороший учебный план предвосхищает неверные представления обучающихся, выделяет определенное количество учебных моментов, использует стратегии учебной вовлеченности и обеспечивает когнитивную основу для преподавания темы, которую преподаватель может со временем совершенствовать. Мы предлагаем педагогическую концепцию обучения клинической гемостазиологии ординаторов по специальности "Терапия", ведущим принципом которой является активизация профессионально-познавательного интереса молодого врача на фоне постоянно обновляемых новых знаний в данной области с интеграцией сценариев содержания обучения в клиническую практику.
Цель. Статья посвящена анализу опыта разработки и апробации системы акмеологической подготовки студентов медицинского университета, основанной на технологии Школы молодого преподавателя. Цель заключается в обобщении педагогического опыта преподавателя куратора Школы мастерства и Школы молодого преподавателя медицинского университета, раскрытии стратегии и методики саморазвития обучающихся в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа.
Материал и методы. Применение методов теоретического анализа и оценки информации, полученной в процессе изучения научно-методической литературы, сравнения, группировки данных, обобщения позволило обосновать акмеологические основы Школы молодого преподавателя и Школы мастерства кафедры как элемента персонализированного обучения студентов 1-5 курсов медицинского университета. В исследовании участвовали 239 респондентов — студентов очной и заочной форм обучения.
Результаты. Представленная система образовательной траектории, основанной на акмеологической модели саморазвития студента, интегрирует характеристики, присущие персонализированному обучению: самомотивацию, двойное целеполагание занятия, самопознание и самопрогнозирование. Экспертная оценка (профессоров и доцентов ВолгГМУ) и самооценка результатов педагогического опыта, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования студентов, свидетельствуют, что разработанная система успешно прошла апробацию.
Заключение. Разработан персонализированный акмеологический подход к обучению студентов-медиков педагогике и студентов направления "социальная работа" дисциплинам, при котором индивидуальная траектория освоения профессионально-педагогических компетенций обусловливается результатами формирования субъектной позиции студента, организации учебного процесса как акмеологическая персонализированная педагогическая технология, которая может рассматриваться как инновационный педагогический подход в медицинском ВУЗе.
Цель. Статья посвящена анализу проблемы социокоммуникативной адаптации студентов первого курса в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа. Цель заключается в обобщении и систематизации научных взглядов на тему адаптации студентовпервокурсников, выделении критериев адаптированности студента, обосновании перспективы дальнейшего исследования избранной области научного поиска.
Материал и методы. Применение методов изучения научно-методической литературы, оценки информации, полученной в процессе теоретического анализа, сравнения, группировки данных, обобщения позволило составить авторский опросник "Оценка социокоммуникативной адаптации студентов первого курса в медицинском ВУЗе". В исследовании участвовали 338 студентов первого курса очной и заочной формы обучения Волгоградского государственного медицинского университета.
Результаты. Теоретический анализ научной литературы позволил выделить особенности функционирования студента на первом курсе в медицинском ВУЗе, обосновать социокоммуникативную адаптацию индивида как необходимое условие становления будущего специалиста. Указана роль психологического здоровья личности в процессе достижения необходимого уровня адаптированности обучающегося в условиях учебного процесса медицинского университета. Нами эксплицированы внешние и внутренние критерии адаптации обучающегося ВУЗа, на основе которых был составлен опросник. Проведенный опрос студентов, интерпретация данных, полученных в процессе анкетирования студентов-первокурсников, свидетельствует как о позитивных результатах, так и о том, что многие первокурсники ставят под сомнение свои академические успехи в начале обучения и отмечают свою недостаточную домашнюю подготовку, а также нехватку времени для различной внеучебной деятельности.
Заключение. Социально-культурная адаптация студента-первокурсника представляет собой длительный многофакторный процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в медицинском ВУЗе. С другой стороны, современные профессиональные стандарты требуют от специалиста высокого уровня сформированности коммуникативных компетенций. Выявлена взаимосвязь между академической успеваемостью студента истепенью его адаптированности вспецифических условиях педагогического процесса образовательной среды медицинского университета. Перспективой исследования считаем разработку модели студенческого сообщества спривлечением профессиональных психологов для организации психосоциальной помощи дезадаптированным студентам.
ИСТОРИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ШКОЛ
Лев Львович Фофанов— выдающийся представитель Казанской терапевтической школы, возглавлявший кафедру факультетской терапевтической клиники Императорского Казанского университета с1914 по 1920гг. Цель статьи — описать организацию подготовки кадров иоказания медицинской помощи населению Казани вгоды Первой Мировой войны (1914-1918) и Гражданской войны в России (1917-1922), показать роль профессора Л. Л. Фофанова, его врачебный инравственный подвиг впериод пандемии сыпного тифа 1919-1920гг.
Клинико-педагогическая школа Семёна Семёновича Зимницкого описана в неразрывной связи с эволюцией его академического статуса, изменениями клинических баз и социального устройства общества в начале XXв. С. С. Зимницкий принял участие в создании Клинического Института (ГИДУВ), открыл кафедру инфекционных болезней в нем, основал кафедру пропедевтики внутренних болезней в Казанском государственном университете. Незаурядный талант лектора и глубокие знания клинического материала снискали любовь студентов и врачей-стажеров. С. С. Зимницкий создает методики преподавания терапии у постели больного на практических занятиях и в лекционном курсе, имеет активную профессиональную позицию и ведет борьбу с профессорами-ретроградами университета.
В статье представлен краткий обзор истории развития терапевтических школ в России. Отмечена роль в их создании ученых-терапевтов Матвея Яковлевича Мудрова и Григория Антоновича Захарьина. Отражены ключевые моменты биографии Мирона Семеновича Вовси, основоположника советской терапевтической школы, внесшего огромный вклад в создание отечественной нефрологической школы. Освящена роль М. С. Вовси как клинициста и организатора военно-полевой терапии. В связи с тем, что Д. Д. Плетнев и Московская научная школа оказали определяющее влияние на становление М. С. Вовси как научного деятеля и клинициста, в статье представлена биографическая информация о Д. Д. Плетневе и его творческом пути. Освещены вопросы клинической медицины, изучению которых была посвящена научная и профессиональная деятельность Д. Д. Плетнева. Также в статье представлена информация о последователях М. С. Вовси, его учениках, продолживших лучшие традиции терапевтической школы великого учителя.
Цель— проанализировать вклад кафедры пропедевтики внутренних болезней Саратовского государственного медицинского университета впрактическое здравоохранение взависимости от исторического контекста ее работы. Проанализированы статьи, содержащиеся вбазах eLibrary иКиберЛенинка, атакже данные из открытых интернетисточников об истории кафедры. Полученные данные сопоставлены систорическими событиями соответствующего периода. Показано, что взаимовыгодное сотрудничество клиники, кафедры иНИИ представляется надежной иэкономичной формой внедрения новых технологий медицинской помощи впрактическое здравоохранение.
ISSN 2619-0125 (Online)