Перейти к:
Разработка и апробирование инструмента оценки муниципальной инфраструктуры, влияющей на поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3268
Аннотация
Цель. Представление первых результатов проведенного исследования по оценке фактического состояния инфраструктуры муниципалитетов с помощью специализированного программного обеспечения в пилотном субъекте РФ (Свердловская область).
Материал и методы. Проведена оценка элементов инфраструктуры (спортивные объекты, продуктовые магазины, ярмарки/ рынки с выбором свежих овощей и фруктов, отделы алкогольной продукции в магазинах и супермаркетах, отдельные магазины, специализирующиеся на продаже алкоголя, точки продажи табака и табачных изделий, точки быстрого питания) 4-х муниципальных образований Свердловской области в январе-марте 2022г. Инструмент оценки — специализированное программное обеспечение, разработанное с использованием карт Open Street Map (OSM), позволяющее в режиме реального времени фиксировать объекты, подлежащие оценке с последующей их визуализацией на интерактивных картах муниципалитетов.
Результаты. Плотность точек продажи табака, алкоголя, свежих овощей и фруктов составила 2,3, 3,4 и 2,4 на 1 км², соответственно; плотность спортивных объектов, быстрого питания и ресторанов — 1,3, 0,9 и 0,5, соответственно. Количество точек продажи табака, алкоголя, свежих овощей и фруктов в пересчете на 100 тыс. населения составило 111,6, 167,7 и 116,5, соответственно, число спортивных объектов, быстрого питания и ресторанов — 63,5, 44,1, 25,0, соответственно.
Заключение. Создание и применение методологии комплексной системы оценки единой профилактической среды для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни на муниципальном уровне с использованием сочетания объективных методов исследования (GIS-технологий, инструментальных и лабораторных тестов) и субъективных методов оценки (персональный опрос), а также внедрение интерактивных карт инфраструктуры муниципалитетов, влияющих на здоровье населения, позволит использовать фактические данные для принятия обоснованных решений по разработке и внедрению программ профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья и их оперативного управления на региональном/муниципальном уровне.
Ключевые слова
Для цитирования:
Попович М.В., Концевая А.В., Зиновьева В.А., Глуховская С.В., Савчук А.Н., Муканеева Д.К., Анциферова А.А., Усова Е.В., Драпкина О.М. Разработка и апробирование инструмента оценки муниципальной инфраструктуры, влияющей на поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(6):3268. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3268
For citation:
Popovich M.V., Kontsevaya A.V., Zinovieva V.A., Glukhovskaya S.V., Savchuk A.N., Mukaneeva D.K., Antsiferova A.A., Usova Е.V., Drapkina O.M. Development and approbation of a tool for assessing municipal infrastructure affecting behavioral risk factors for cardiovascular and other noncommunicable diseases. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(6):3268. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3268
Введение
Формирование социально-комфортной здоровьесберегающей среды имеет большое значение для уменьшения рисков развитие сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и других хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). В настоящее время большое внимание уделяется изучению “Neighborhood Environment” (NE) [1], которое определяют как пространство в непосредственной близости от места жительства (построенная среда обитания) человека и социальные характеристики района проживания, его инфраструктура, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на здоровье человека. “Построенная среда” (англ.: builtenvironment) — это всеобъемлющий термин, используемый в литературе для описания объективных и субъективных особенностей инфраструктуры проживания человека. В редакции Всемирной организации здравоохранения “построенная среда” включает в себя строительный и транспортный дизайн города, в т.ч. открытые зеленые насаждения, велосипедные дорожки/тротуары, торговые центры, бизнес-комплексы и жилые помещения1.
Влияние инфраструктуры на состояние здоровья проживающего населения является предметом научных исследований на протяжении последних 30 лет и интерес к оценке “влияния места проживания на здоровье” растет в геометрической прогрессии. Эта тенденция связана с эпидемиологическими исследованиями, направленными на объяснение различий в состоянии здоровья, заболеваемости и смертности от ССЗ и других ХНИЗ в разных географических районах и группах населения, а также с признанием того факта, что на здоровье человека влияют не только индивидуальные характеристики, но и групповой контекст проживания. Результаты многих зарубежных исследований, посвященных оценке городской инфраструктуры, свидетельствуют о значительном влиянии элементов окружающей среды: застройки, транспорт, дизайн улиц, общественные пространства, а также доступ к таким ресурсам инфраструктуры, как здоровое питание, зоны для отдыха и места для занятий физической активностью на здоровье проживающего населения [2-5].
Анализ инфраструктуры проживания, согласно зарубежному опыту, базируется на методах, определяемых специалистами как объективные, субъективные и экспертные. К объективным методам относят оценку инфраструктуры, проводимую с помощью геоинформационных технологий (GIS-технологий), которые представляют многоуровневый информационный анализ, например, дорожные сети, зоны для отдыха, места для занятий физической активностью и спортом, торговые центры и магазины, структуры общественного питания и др. К субъективным и экспертным методам оценки относятся анкетирование населения, непосредственно проживающего на изучаемой территории, и экспертное заключение специалистов, которые используются в зарубежной практике довольно часто [6].
Представленные в зарубежных публикациях методологические подходы к оценке влияния инфраструктуры на здоровье проживающего населения стали важным ориентиром для разработки универсального инструмента оценки существующей инфраструктуры муниципальных образований в субъектах Российской Федерации (РФ) и ее влияния на здоровье человека с последующей разработкой муниципальных программ укрепления здоровья населения.
В России такая научно-исследовательская работа проводится впервые, целью данного исследования, проводимого в рамках государственного задания Федерального центра, является создание модели комплексной оценки фактического состояния инфраструктуры, влияющей на здоровье, с анализом ассоциации с образом жизни населения с целью формирования единого профилактического пространства на уровне муниципального образования субъекта РФ.
Цель настоящей публикации — представление первых результатов проведенного исследования по оценке фактического состояния инфраструктуры муниципалитета с помощью разработанного специализированного программного обеспечения в пилотном субъекте РФ (Свердловской области).
Материал и методы
Настоящее исследование, проведенное в пилотном субъекте РФ — региональном центре (РЦ) в январе-марте 2022г, является частью основного исследования по оценке фактического состояния инфраструктуры муниципалитетов и анализу ассоциации элементов муниципальной инфраструктуры с распространенностью поведенческих факторов риска (ФР) ХНИЗ в 4-х РЦ — пилотных субъектах РФ. В соответствии с поставленной целью настоящее исследование по дизайну является наблюдательным, на первом этапе которого проводилось изучение фактической инфраструктуры муниципалитетов, на втором этапе запланировано проведение анализа ассоциации элементов инфраструктуры с частотой ФР ХНИЗ. В связи с этим критерием включения муниципалитетов в исследование было максимальное количество респондентов, вошедших в базу ЭССЕ-РФ3 (Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах Российской Федерации, третье исследование), проживающих на указанных территориях, краткая характеристика которых представлена в таблице 1. В пилотном субъекте РФ были отобраны в 4 пилотных муниципалитета: три района г. Екатеринбурга и одно муниципальное образование Свердловской области, соответствующие критерию включения.
Таблица 1
Краткая характеристика муниципалитетов-участников исследования
Примечание: ЭССЕ-РФ3 — Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах Российской Федерации, третье исследование.
Объектом основного исследования были выбраны следующие элементы инфраструктуры муниципалитета:
- Медицинские организации, в т.ч. негосударственные: поликлиники, сосудистые центры, центры здоровья, отделения/кабинеты медицинской профилактики, многопрофильные клинико-диагностические центры, медицинские лаборатории, аптеки.
- Средняя протяженность (расстояние в км) между остановками общественного транспорта в пилотных муниципалитетах.
- Спортивные объекты: воркауты, физкультурнооздоровительные комплексы, бассейны, стадионы, скверы, парковые зоны с возможностями для бега, спортивной ходьбы, прогулок, велодорожками, баскетбольными, волейбольными площадками, фитнес-клубы, спортивные залы, пункты велопроката.
- Магазины: продуктовые магазины, ярмарки/рынки с выбором свежих овощей и фруктов, отделы алкогольной продукции в магазинах и супермаркетах, отдельные магазины, специализирующиеся на продаже алкоголя, точки продажи табака и табачных изделий, в т.ч. кальянов и продукции для кальянов, кальянные.
- Предприятия общественного питания: точки быстрого питания (фастфуды, стритфуды) рестораны, кафе, столовые.
- Реклама: билборды на транспорте, в магазинах, в объектах питания.
- Промышленные предприятия: заводы, энергокомплексы (ГЭС, ТЭЦ).
В настоящей статье представлены результаты оценки следующих элементов инфраструктуры: спортивные объекты, продуктовые магазины, ярмарки/рынки с выбором свежих овощей и фруктов, отделы алкогольной продукции в магазинах и супермаркетах, отдельные магазины, специализирующиеся на продаже алкоголя, точки продажи табака и табачных изделий, точки быстрого питания (фастфуды, стритфуды).
Этапы настоящего исследования включали: формирование и тренинг команды исследователей и супервайзеров, разработку алгоритма и плана организации проведения исследования, включающих формирование территориальных элементов выбранных муниципалитетов, построение оптимального маршрута и прохождение маршрута с фотофиксацией всех инфраструктурных объектов, подлежащих изучению.
Для проведения оценки существующей инфраструктуры было разработано специальное программное обеспечение (СПО) с использованием карт Open Street Map (OSM), обеспечивающее выполнение задач по сбору первичных данных в соответствии с требованиями протокола одномоментного наблюдательного исследования, как типовое решение, позволяющее последующее тиражирование СПО в субъектах РФ в процессе расширения масштаба охвата мониторируемых территорий. В рамках создания СПО были разработаны экранные формы, печатные формы и структура базы данных при адаптации алгоритмов протокола настоящего исследования, проведено конфигурирование и выполнены необходимые настройки интерфейсов и экранных форм на аппаратных средствах сбора первичных данных, подготовлены упрощенные инструкции и проведено онлайн-обучение сотрудников подразделений по работе с СПО.
Для обеспечения возможности работы с данными технологических процессов сбора и обработки первичных данных исследования, а также обеспечения качественной и надежной передачи данных и служебной информации РЦ подключен к сети Интернет по стандартному сетевому протоколу TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). В качестве протокола передачи данных в специализированном программном обеспечении используется протокол прикладного уровня — HTTP (Hypertext Transfer Protocol). В качестве протокола, обеспечивающего защищённую передачу результатов исследования в базу данных (БД) Федерального центра, используется протокол защиты транспортного уровня — TLS (Transport Layer Security).
СПО предназначено для ввода первичных данных по инфраструктуре и предоставления исследователям инструментов для проведения дальнейшего анализа данных, получаемых из муниципалитетов, участвующих в наблюдательном исследовании. СПО было разработано на основе опросника, построенного на базе картографического модуля (OSM) с использованием функционала сбора данных, который позволяет при необходимости включать в опросник дополнительные модули в интересах муниципалитетов.
Функционирование рабочих мест пользователей в составе СПО осуществляется в сопровождении следующего системного программного обеспечения2, 3:
- Microsoft Windows 7/8/10, Android 8.0, iOS 12;
- Средства работы с документами Microsoft Office 2007/2010/2016;
- Google Chrome версии 94 и выше;
- TLS 1.2 — протокол защиты транспортного уровня.
Рабочие места пользователей СПО функционируют на персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах с разрешением экрана не <1280×1024 px.
Спецификация комплекса аппаратных средств, необходимых для эксплуатации СПО:
- персональный компьютер, планшет или мобильное устройство;
- оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) — не <4 Гбайт;
- объем жесткого диска — не <10 Гбайт;
- непосредственное подключение к Интернет средствами Wi-Fi, 4G/LTE или локально-вычислительной сети (ЛВС) РЦ.
Информационное обеспечение СПО включает в себя следующие подсистемы:
- Системный раздел (map.regions, map.logins);
- Информационный раздел БД (map.objects);
- Раздел сбора и хранения фотографических материалов (map.objects.photo).
Системный раздел предназначен для хранения данных и системной информации, настроек и конфигураций, к которой пользователи непосредственно не обращаются, но которая необходима для функционирования специализированного программного обеспечения и его составных частей: системная информация по структуре учетных форм и шаблонов для ввода данных, справочникам и словарям, методам проверки и валидации данных, информация о пользователях системы, их ролям и принадлежности РЦ, целевым показателям РЦ и т.д.
Информационный раздел БД предназначен для хранения первичных данных, собираемых в рамках одномоментного исследования в пилотном субъекте РФ.
Хранение первичных данных в информационном разделе БД предусматривает следующие информационные блоки:
- Общие сведения. Технологические базы и наборы данных Общесистемного программного обеспечения не включены в информационное обеспечение, т.к. описаны в документации производителя данного программного обеспечения.
- Раздел сбора и хранения фотографических материалов предназначен для хранения фотографий объектов инфраструктуры.
Результаты
Сводные данные по результатам исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Элементы инфраструктуры (сводные данные)
Точки продажи табака. В раках настоящего исследования проводился учет всех существующих точек продажи табака, включающих как отдельные точки (магазины, киоски и др.), специализирующиеся на продаже табачной продукции, так и отделы в продуктовых магазинах, супермаркетах, а также точки продажи табака в торговых центрах. Общее количество точек продаж табака составляет 299, при этом на долю отдельных магазинов, специализирующихся на продаже табака, приходится 14%, торговых центров — 4% и на долю отделов по продаже табака в продуктовых магазинах и супермаркетах — 82% (таблица 2). Привлекает внимание тот факт, что из 357 продуктовых магазинов и супермаркетов пилотных муниципалитетов отделы продажи табака имеются в 247 (69%).
Точки продажи алкоголя. Учет точек продажи алкоголя производился согласно алгоритму, аналогичному для учета точек продажи табака. По результатам оценки всего было установлено 449 точек продажи алкогольных напитков, 41% которых — это отдельные магазины, специализирующиеся на продажи алкогольных напитков, 2% — точки продажи в торговых центрах и 57% — отделы алкоголя в продуктовых магазинах и супермаркетах. 71% магазинов и супермаркетов имеют в структуре отделы по продаже алкоголя.
Точки продажи свежих овощей и фруктов. Доступность для населения свежих фруктов и овощей в непосредственной близости от места проживания — одно из значимых условий, определяющих выбор в пользу здорового питания, являющегося ключевым фактором в профилактике избыточной массы тела, ожирения, диабета и других ХНИЗ. В настоящем исследовании учету подлежали все возможные точки продажи свежих фруктов и овощей: отделы в продовольственных магазинах и супермаркетах, ярмарки, рынки, отдельно стоящие киоски/павильоны, а также любые точки продажи свежих фруктов и овощей в торговых центрах. Общее число выявленных в пилотных муниципалитетах точек продажи свежих фруктов и овощей составляет 312, что ненамного превышает число точек продажи табака и в 1,4 раза меньше числа точек продажи алкоголя (таблица 2). Продуктовые магазины и супермаркеты являются ожидаемо основными элементами торговой сети, обеспечивающими население свежими фруктами и овощами, они составляют 75%, однако следует отметить, что только в 66% продуктовых магазинов и супермаркетов имеются отделы по продаже свежих фруктов и овощей; для сравнения отделы табака и алкоголя имеют 69 и 71% таких магазинов, соответственно. На отдельно стоящие киоски/павильоны, торгующие свежими фруктами и овощами, приходится еще 20%, 4% — на точки продажи в торговых центрах и 1% составляют стационарный круглогодичный рынок и ярмарка.
Предприятия общественного питания. Пространственное расположение, тип и плотность точек питания влияет на рацион питания населения, определяя индивидуальное пищевое поведение. В настоящей работе учитывались все предприятия общественного питания в пилотных муниципалитетах: фастфуды, столовые, кафе и рестораны. Всего было определено 340 предприятий общественного питания, среди которых большинство составляют фастфуды (35%) и кафе (37%), рестораны и столовые составляют 20 и 8%, соответственно (таблица 2).
Спортивные сооружения. Всего по результатам исследования было выявлено 170 спортивных объектов: стадионы (7%), спортивные залы (3%), бассейны (2%), фитнес-центры (12%), физкультурно-оздоровительные комплексы (10%), ледовые/спортивные коробки (27%), воркауты (34%), спортивные объекты и велодорожки парков и скверов (27%). С целью оценки соблюдения нормативов обеспечения спортивными объектами все спортивные сооружения, подлежащие учету, в настоящем исследовании были сгруппированы по категориям в соответствии с Методическими рекомендациями “Организационно-методические основы обеспечения физкультурно-спортивной работы в муниципальных образованиях, по месту жительства и отдыха граждан и в трудовых коллективах”, утвержденными Приказом Минспорта России от 25 сентября 2020г № 7184 (таблица 3).
Таблица 3
Обеспеченность населения пилотных муниципалитетов спортивными объектами
Примечание: * — Приказ Минспорта России от 25 сентября 2020г № 718. ФОК — физкультурно-оздоровительный комплекс.
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о недостаточной обеспеченности спортивными объектами проживающего в изучаемых муниципалитетах населения, за исключением стадионов. В таблице 4 представлены данные о плотности элементов инфраструктуры в пересчете на 1 км2 и на 100 тыс. населения пилотных муниципалитетов.
Обсуждение
Фокус настоящей публикации направлен на изучение элементов фактической инфраструктуры среды проживания и обитания (количество точек продажи алкоголя, табака, фастфуда, свежих овощей и фруктов, объектов для занятий физической культурой и спортом), которые ассоциированы с распространенностью поведенческих ФР ССЗ и других ХНИЗ (потребление табака, алкоголя, недостаточный уровень физической активности, нездоровое питание) среди населения, проживающего в пилотных муниципальных образованиях.
Совершенно очевидно, что доступность алкоголя для населения пилотных муниципалитетов выше по сравнению с доступностью спортивных сооружений и свежих овощей и фруктов, а, учитывая возможность употребления алкоголя в ресторанах (n=67) и кафе с алкогольными напитками в меню (n=120), доступность алкоголя становится еще выше (таблица 4). Высокая плотность точек по продаже алкоголя ассоциирована с увеличением потребления алкоголя как среди взрослого населения [7], так и среди подростков [8], с вождением в нетрезвом виде и количеством дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [9][10], травм [11], насильственных преступлений [12], риском развития острых и хронических заболеваний [13], с уменьшением ожидаемой продолжительности жизни [14]. Увеличение количества магазинов по продаже алкоголя на 10% связано с увеличением общего количества ДТП на 2,8%, а увеличение количества баров на 10% было ассоциировано с повышением общего количества ДТП на 1,5%, в т.ч. в состоянии алкогольного опьянения, — на 4,3% и ДТП с одной машиной в ночное время — на 10,3%5 [15].
Таблица 4
Плотность элементов инфраструктуры пилотных муниципалитетов
Обращает на себя внимание довольно большое число точек продажи свежих овощей и фруктов в изучаемых пилотных муниципалитетах, что повышает доступность этих значимых для профилактики ССЗ и других ХНИЗ продуктов, и является важным фактором соблюдения рекомендации Всемирной организации здравоохранения по потреблению свежих фруктов и овощей.
По результатам настоящего исследования 35% предприятий общественного питания представлено фастфудами и 37% — ресторанами. В ряде исследований сообщалось о связи между потреблением нездоровой еды, неблагоприятными последствиями для здоровья и средой, где преобладают рестораны быстрого питания, еда навынос и небольшие магазины с меньшим выбором продуктов питания. В свою очередь, среда с преобладанием таких типов торговых точек, как супермаркеты, продуктовые магазины и рестораны, была связана с более здоровыми питанием и пищевым поведением и снижением показателей избыточной массы тела и ожирения [16][17]. Доказана статистически значимая ассоциация недостаточного потребления фруктов (отношение шансов (ОШ) =1,36; 95% доверительный интервал: 1,04-1,78) и овощей (ОШ =1,72; 95% доверительный интервал: 1,11-2,68) с высокой плотностью размещения ресторанов быстрого питания [18].
Обращает на себя внимание и выявленная в настоящем исследовании плотность точек по продаже табачной продукции, которая представляет значимое препятствие для снижения распространенности курения среди проживающего в пилотных муниципалитетах населения, поскольку плотность точек по продаже табачной продукции, в т.ч. электронных сигарет и систем нагревания табака, ассоциирована с увеличением интенсивности курения среди взрослого и подросткового населения, а также с увеличением вероятности пассивного курения [19-21]. Кроме того, каждая дополнительная точка на 16 км дороги ассоциирована с увеличением риска курения на 13% [22].
Обеспеченность и доступность спортивной инфраструктуры для населения пилотных муниципалитетов недостаточна, что является существенным барьером для повышения уровня физической активности проживающего на этих территориях населения (таблицы 2 и 3). Согласно данным обзоров и метаанализов, выявлена достоверная положительная ассоциация между наличием возможностей для занятий спортом в пешей доступности и уровнем физической активности [23].
Ограничения исследования. В качестве ограничения настоящего исследования следует отметить, что при оценке числа спортивных объектов пилотных муниципалитетов учету не подлежали ведомственные стадионы, спортивные залы и площадки предприятий и образовательных учреждений, учет которых мог повлиять на результирующую оценку. Принимая во внимание важность учета этих объектов с точки зрения достоверности результатов исследования (расчет, согласно Приказу Минспорта России, осуществляется на 100 тыс. населения и такими спортивными объектами пользуются разные возрастные группы населения), авторы внесли эти спортивные сооружения в обновленное СПО для проведения исследования в других пилотных субъектах РФ.
Заключение
В настоящей публикации представлены первые результаты исследования по оценке фактической инфраструктуры муниципалитетов пилотного субъекта РФ (Свердловская область) с использованием СПО, которая является частью комплексной системы оценки среды проживания/обитания, влияющей на здоровье населения.
Оценка элементов фактической инфраструктуры муниципалитетов, а также анализ ассоциаций их с ФР ССЗ и других ХНИЗ — это перспективное с научной и практической точек зрения направление станет предметом последующих публикаций результатов исследования.
Создание и применение методологии комплексной системы оценки муниципальной инфраструктуры с использованием сочетания объективных (GISтехнологий, инструментальных и лабораторных тестов) и субъективных (персональный опрос) методов оценки, а также внедрение интерактивных карт инфраструктуры муниципалитетов, влияющей на здоровье населения, позволит использовать фактические данные для принятия обоснованных решений по разработке и внедрению программ профилактики ССЗ и других ХНИЗ на региональном/муниципальном уровне.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1 World Health Organization. Interventions on diet and physical activity: what works: summary report. 2009. URL: http://www.who.int/dietphysicalactivity/summary-report-09.pdf. (21 July 2021).
2 ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200006921 (11 апреля 2022).
3 ГОСТ 24.701-86. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Надежность автоматизированных систем управления. Основные положения. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200022035 (11 апреля 2022).
4 Методические рекомендации организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха граждан и в организациях различных форм собственности (Приказ Минспорта России от 25 сентября 2020 г. № 718). URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/%D0%A4%D0%98%D0%97%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90%20%D0%98%20%D0%A1%D0%9F%D0%9E%D0%A0%D0%A2/Metodisheskie-rekomendacii.pdf (11 апреля 2022).
5 Алкоголь и вождение: смертельно опасный праздничный коктейль. URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/diseaseprevention/alcohol-use/news/news/2011/drinkdriving-still-a-deadlyseasonalcocktail (07 апрель 2021).
Список литературы
1. Estruch R, Ruilope LM, Cosentino F. The year in cardiovascular medicine 2020: epidemiology and prevention. Eur Heart J. 2021;42(8):813-21. doi:10.1093/eurheartj/ehaa1062.
2. Анциферова А. А., Концевая А. В., Муканеева Д. К. и др. Neighborhood environment: влияние доступности точек по продаже алкоголя и табака на здоровье людей, проживающих на определенной территории. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2021;20(6):2959. doi:10.15829/1728-88002021-2959.
3. Муканеева Д. К., Концевая А. В., Анциферова А. А. и др. Влияние факторов среды обитания человека на формирование пищевых привычек. Профилактическая медицина. 2021;11:12631. doi:10.17116/profmed202124111126.
4. Максимов С. А., Артамонова Г. В. Городское планирование, инфраструктура проживания и физическая активность: постановка проблемы и методические подходы (сообщение 1). Профилактическая медицина. 2020;23(1):135-41. doi:10.17116/profmed202023011135.
5. Максимов С. А., Артамонова Г. В. Городское планирование, инфраструктура проживания и физическая активность: основные эффекты (сообщение 2). Профилактическая медицина. 2020;23(2):117-23. doi:10.17116/profmed202023021117.
6. Попович М. В., Усова Е. В., Зиновьева В. А. и др. Обзор методических подходов к изучению влияния городских инфраструктур на здоровье проживающего населения. Профилактическая медицина. 2021;24(8):23-30. doi:10.17116/profmed20212408123.
7. Connor J, Kypri K, Bell ML, et al. Alcohol outlet density, levels of drinking and alcohol-related harm in New Zealand: a national study. Journal of Epidemiology and Community Health. 2011;65(10):841-6. doi:10.1136/jech.2009.104935.
8. Finan LJ, Lipperman-Kreda S, Grube JW, et al. Alcohol Marketing and Adolescent and Young Adult Alcohol Use Behaviors: A Systematic Review of Cross-Sectional Studies. Journal of Studies on Alcohol and Drugs. 2020;19:42-56. doi:10.15288/jsads.2020.s19.42.
9. Ponicki WR, Gruenewald PJ, Remer LG. Spatial panel analyses of alcohol outlets and motor vehicle crashes in California: 1999-2008. Accident analysis and prevention. 2013;55:135-43. doi:10.1016/j.aap.2013.03.001.
10. Lipton R, Ponicki WR, Gruenewald PJ, et al. Space-Time Analyses of Alcohol Outlets and Related Motor Vehicle Crashes: Associations at City and Census Block-Group Levels. Alcoholism: Clinical and Experimental Research. 2018;42:1113-21. doi:10.1111/acer.13758.
11. Hobday M, Meuleners L, Liang W, et al. Associations between alcohol outlets and emergency department injury presentations: effects of distance from the central business district. Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2016;40(1):43-8. doi:10.1111/1753-6405.12492.
12. Zhang X, Hatcher B, Clarkson L, et al. Changes in Density of On-Premises Alcohol Outlets and Impact on Violent Crime, Atlanta, Georgia, 1997–2007. Preventing Chronic Disease. 2015;12:140317. doi:10.5888/pcd12.140317.
13. Maheswaran R, Green M, Strong M, et al. Alcohol outlet density and alcohol related hospital admissions in England: a national small-area level ecological study. Addiction. 2018;113(11):20519. doi:10.1111/add.14285.
14. Furr-Holden CDM, Nesoff ED, Nelson V, et al. Understanding the relationship between alcohol outlet density and life expectancy in Baltimore City: The role of community violence and community disadvantage. Journal of Community Psychology. 2019;47(1):6375. doi:10.1002/jcop.22099.
15. Cunradi CB, Mair C, Ponicki W, et al. Alcohol outlets, neighborhood characteristics, and intimate partner violence: ecological analysis of a California city. Journal of Urban Health. 2011;88(2):191-200. doi:10.1007/s11524-011-9549-6.
16. Caldwell EM, Kobayashi MM, Dubow WM, et al. Perceived access to fruits and vegetables associated with increased consumption. Public Health Nutr. 2009;12(10):1743-50. doi:10.1017/S1368980008004308.
17. Lee H. The role of local food availability in explaining obesity risk among young school-aged children. Soc. Sci. Med. 2012;74(8):1193-203. doi:10.1016/j.socscimed.2011.12.036.
18. Zhang T, Huang B. Local Retail Food Environment and Consumption of Fruit and Vegetable among Adults in Hong Kong. J Environ Res Public Health. 2018;15(10):2247. doi:10.3390/ijerph15102247.
19. Finan LJ, Lipperman-Kreda S, Abadi M, et al. Tobacco outlet density and adolescents’ cigarette smoking: a metaanalysis. Tobacco Control. 2019;28(1):27-33. doi:10.1136/tobaccocontrol-2017-054065.
20. Marsh L, Vaneckova P, Robertson L, et al. Association between density and proximity of tobacco retail outlets with smoking: A systematic review of youth studies. Health Place. 2021;67:102275. doi:10.1016/j.healthplace.2019.102275.
21. Bostean G, Sanchez L, Lippert A. Sociodemographic disparities in e-cigarette retail environment: Vape stores and census tract characteristics in Orange County, CA. Health Place. 2018;50:6572. doi:10.1016/j.healthplace.2017.12.004.
22. Li W, Land T, Zhang Zi, et al. Small-area estimation and prioritizing communities for tobacco control efforts in Massachusetts. Am J Public Health. 2009;99:470-9. doi:10.2105/AJPH.2007.130112.
23. Максимов С. А., Артамонова Г. В. Городское планирование, инфраструктура проживания и физическая активность. Сообщение 3: углубленные исследования основных эффектов. Профилактическая медицина. 2020;23(3):3541. doi:10.17116/profmed20202303135.
Об авторах
М. В. ПоповичРоссия
Марина Викторовна Попович — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории интегрированных программ профилактики.
Москва. SPIN: 8255-0059
А. В. Концевая
Россия
Анна Васильевна Концевая — доктор медицинских наук, зам. директора по научной и аналитической работе.
Москва. SPIN:241921
В. А. Зиновьева
Россия
Вероника Анатольевна Зиновьева — младший научный сотрудник лаборатории интегрированных программ профилактики.
Москва. Тел.: +7 (903) 758-48-18. 809852
С. В. Глуховская
Россия
Светлана Владимировна Глуховская — заслуженный работник здравоохранения РФ, руководитель научно-исследовательской группы отдела развития.
Екатеринбург
А. Н. Савчук
Россия
Анна Николаевна Савчук — специалист по связям с общественностью Центра общественного здоровья для молодежи.
Екатеринбург
Д. К. Муканеева
Россия
Динара Кямиловна Муканеева — научный сотрудник отдела укрепления общественного здоровья.
Москва. 3050-1199
А. А. Анциферова
Россия
Александра Александровна Анциферова — младший научный сотрудник отдела укрепления общественного здоровья.
Москва. 7087-7198
Е. В. Усова
Россия
Екатерина Витальевна Усова — старший научный сотрудник лаборатории интегрированных программ профилактики.
Москва. 736816
О. М. Драпкина
Россия
Оксана Михайловна Драпкина — доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор.
Москва, SPIN: 4456-1297
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Попович М.В., Концевая А.В., Зиновьева В.А., Глуховская С.В., Савчук А.Н., Муканеева Д.К., Анциферова А.А., Усова Е.В., Драпкина О.М. Разработка и апробирование инструмента оценки муниципальной инфраструктуры, влияющей на поведенческие факторы риска сердечно-сосудистых и других неинфекционных заболеваний. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(6):3268. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3268
For citation:
Popovich M.V., Kontsevaya A.V., Zinovieva V.A., Glukhovskaya S.V., Savchuk A.N., Mukaneeva D.K., Antsiferova A.A., Usova Е.V., Drapkina O.M. Development and approbation of a tool for assessing municipal infrastructure affecting behavioral risk factors for cardiovascular and other noncommunicable diseases. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(6):3268. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3268