Донорство как компонент гуманистического воспитания студентов медицинских ВУЗов
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3414
Аннотация
Цель. Гуманистическое воспитание студентов через привлечение к донорству крови.
Материал и методы. Проведено анкетирование 4020 участников Дня доноров в ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ с последующим анализом и статистической обработкой полученных данных.
Результаты. Развитие донорства в рамках воспитательной внеучебной деятельности позволило увеличить количество доноров в РНИМУ им. Н.И. Пирогова до 2 тыс. человек. По данным анкетирования: 88,6% опрошенных на первое место выдвигают мотивацию оказания помощи нуждающимся, 44,2% считают донорство полезным для здоровья, а 24,4% считают донорство своим гражданским долгом, 9,2% сдают кровь в связи с тем, что друзьям или родственникам помогло переливание крови. Наилучшим форматом признан выезд в университет бригады специалистов учреждений службы крови. Причины отказа от участия в донорском движении: 17,5% не знают, где и как можно стать донором, 16,0% уверены, что во время донации ухудшится самочувствие, 14,4% не находят свободного времени и 11,4% не устраивает расположение учреждений службы крови, а 13,7% избегает проблем с работодателем или ВУЗом. С 2020г создан собственный регистр доноров костного мозга, входящий в состав Федерального регистра доноров костного мозга. Более 1 тыс. студентов вступили в Регистр, 9 сдали костный мозг для пациентов.
Заключение. Воспитательная работа со студентами-медиками должна включать популяризацию донорства, как формирование морально-этической нормы и гражданского долга. Необходимо информирование студентов о донорстве, создание комфортных условий и маршрутизация доноров.
Ключевые слова
Об авторах
Л. И. ИльенкоРоссия
Ильенко Лидия Ивановна — доктор медицинских наук, профессор, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии № 2 педиатрического факультета.
Москва
Т. Г. Мурадян
Россия
Мурадян Тигран Гагикович — начальник лечебного отдела, руководитель Донорского движения, начальник отдела по развитию регистра доноров костного мозга.
Москва
Н. В. Орлова
Россия
Орлова Наталья Васильевна — доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры факультетской терапии педиатрического факультета.
Москва
М. A. Нечмирь
Россия
Нечмирь Мария А. — старший инспектор отдела по развитию регистра доноров костного мозга.
Москва
А. М. Некрасова
Россия
Некрасова Александра М. — старший инспектор отдела по развитию регистра доноров костного мозга.
Москва
Список литературы
1. Кирюхина А. М. Система донорства крови в развитых странах (на примере США). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. 2021;(2):109-15. doi:10.31249/rsoc/2021.02.09.
2. Чечеткин А. В., Данильченко В.В., Григорян М.Ш. и др. Основные итоги деятельности Службы крови в Российской Федерации в 2015 году. Трансфузиология. 2016;(3):4-12. EDN: ZHJYQN.
3. Орловецкая А. Г. Донорство крови как социальная практика: российская специфика. Журнал исследований социальной политики. 2017;(14):7-20. doi:10.17323/1727-0634-2017-15-1-7-20.
4. Кислякова Л. П. Направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. 2014;(5). doi:10.12731/2218-7405-2014-5-13.
5. Баткаева Р., Малинина Д. Отношение студентов медицинского вуза к проблеме донорства крови в России. Bulletin of Medical Internet Conferences. 2017;(7):124-5.
6. Khatun R, Otaibi BW, Ssentongo A, et al. Medical Student Attitudes Toward Blood Donation in Times of Increased Need. Am Surg. 2021:31348211011083. doi:10.1177/00031348211011083.
7. Joseph N, Khaitan S. Awareness, Perception, and Practices Towards Blood Donation Among Undergraduate Health Science Students of India During the COVID-19 Pandemic. Indian J Hematol Blood Transfus. 2022:1-8. doi:10.1007/s12288-022-01548-8. Epub ahead of print.
8. Melku M, Asrie F, Shiferaw E, et al. Knowledge, Attitude and Practice Regarding Blood Donation among Graduating Undergraduate Health Science Students at the University of Gondar, Northwest Ethiopia. Ethiop J Health Sci. 2018;28(5):571-82. doi:10.4314/ejhs.v28i5.8.
9. Gomes MJ, Nogueira AJ, Antao C, et al. Motivations and attitudes towards the act of blood donation among undergraduate health science students. Transfus Apher Sci. 2019;58(2):147-51. doi:10. 1016/j.transci.2018.12.018.
10. Edwards TM, Essman C, Thornton JD. Assessing racial and ethnic differences in medical student knowledge, attitudes and behaviors regarding organ donation. J Natl Med Assoc. 2007;99(2):131-7.
11. Zeiler K. Neither property right nor heroic gift, neither sacrifice nor aporia: The benefit of the theoretical lens ofsharing in donation ethics. Medicine, Health Care and Philosophy. 2014;17:171-81. doi:10.1007/s11019-013-9514-0.
12. Richard M. Titmuss, The Gift Relationship: From Human Blood to Social Policy, Allen and Unwin. London. 1970. p. 339. doi:10.1017/S004727940000221X.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Ильенко Л.И., Мурадян Т.Г., Орлова Н.В., Нечмирь М.A., Некрасова А.М. Донорство как компонент гуманистического воспитания студентов медицинских ВУЗов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3414. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3414
For citation:
Ilyenko L.I., Muradyan T.G., Orlova N.V., Nechmir M.A., Nekrasova A.M. Donorship as a component of humanistic education of medical students. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(4S):3414. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3414