Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Образовательные приоритеты и программы развития исследовательских компетенций в науко-ориентированном медицинском образовании

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3481

Аннотация

Стремительное развитие технологий c середины ХХв изменило требования к образованию ввиду востребованности наукоемких специальностей. Современный подход ориентирован на межпредметность и комплексность решения задач, проектную организацию обучения и практическую направленность учебных курсов. Подготовка специалистов, способных решать качественно новые задачи, возможна только в специальной среде, где формируются личностные и профессиональные компетенции. Трансформация образования в медицинской сфере привела к активной интеграции научных исследований и клинического опыта. Существенный импульс для перехода на новый уровень дает развитие когнитивных компетенций, критического мышления, тесно связанного с развитием доказательной медицины. Новые программы обучения позволяют получить помимо классического клинического образования исследовательские, управленческие, предпринимательские и коммуникационные компетенции. В настоящее время будущее за междисциплинарными командами на базе развитых кластеров.

Об авторах

Ч. С. Павлов
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Павлов Чавдар Савов — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии Института профессионального образования, заместитель директора по научно-организационной работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.

Москва



В. И. Ковалевская
РОО "По развитию научной практической деятельности в сфере комплексного изучения печени врачами различных специальностей"
Россия

Ковалевская Виктория Исааковна — кандидат культурологии, руководитель образовательных проектов.

Москва



Н. В. Киреева
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Киреева Наталья Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института по учебно-методической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.

Москва



Е. Н. Дудник
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Дудник Елена Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института по учебно-методической работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.

Москва



Е. И. Воронова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Воронова Евгения Ивановна — кандидат медицинских наук, заместитель директора по научно-организационной работе Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.

Москва



Т. М. Литвинова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Литвинова Татьяна Михайловна — кандидат физических наук, доцент, заведующий кафедрой фармации Института фармации им. А.П. Нелюбина, проректор по учебной работе.

Москва



Б. А. Волель
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия

Волель Беатриса Альбертовна — доктор медицинских наук, профессор, директор Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.

Москва



Список литературы

1. Bowen J. A History of Western Education. Volume Three. The Modern West Europe and the New World. 1st ed. London: Methuen & Co. Ltd, 1981:664. ISBN: 9781315016245.

2. Wissema JG. Towards the third-generation university: managing the university in transition. Cheltenham (UK): Edward Elgar Publishing, 2009:252. ISBN: 9781848442160.

3. Snow ChP. The Two Cultures. London: Cambridge University Press, 1959:198. ISBN: 0521457300.

4. Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. p. 415. ISBN: 5-85374-001-6.

5. Altbach PG. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 2016:332. ISBN: 9781421419268.

6. Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях. Вопросы образования. 2009;4:257-72. EDN KXRWCF.

7. Bahl A. Von Schlussel qualifikationen zu globalen "key competencies": Stationen einer anhaltenden Debatteuber den Stellenwertfach uber greifen der Kompetenz en. In A. Bahl (Hrsg.) Kompetenzen fur die globale Wirtschaft: Begriffe -Erwartungen — Entwicklungsansatze. Bielefeld: W. Bertelsmann Verlag. 2009:19-39. doi:10.25656/01:2540.

8. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: "рефлексии" как инструмент формирования компетенций. Вопросы образования. 2020;2:152-74. doi:10.17323/1814-9545-2020-2-152-174.

9. Abrami Ph, Bernard RM, Borokhovski E. Strategies for Teaching Students to Think Critically: A Meta-Analysis. Review of Educational Research. 2015;85,2:275-314. doi:10.3102/0034654314551063.

10. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым, М.: Прогресс, 1987. p. 368. ISBN: 9-78547-500-0168.

11. Уотсон Дж. ДНК. История Генетической Революции. Москва: Питер, 2019. p. 512. ISBN 9785-4461-0549-6.

12. Коллинз Р. Анализ интеллектуальных сетей и русская мысль в европейском контексте. Отечественные записки. 2002;3(4).

13. Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. Москва: Смысл, 2000. p. 476. ISBN: 5-89357-081-2.

14. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. Москва: АСТ, 2014. р. 653. ISBN: 978-5-17-080053-7.

15. Richards JB, Hayes MM, Schwartzstein RM. Teaching Clinical Reasoning and Critical Thinking: From Cognitive Theory to Practical Application. Chest. 2020;158(4):1617-28. doi:10.1016/j.chest.2020.05.525.

16. Daniel M, Rencic J, Durning SJ, et al. Clinical Reasoning Assessment Methods: A Scoping Review and Practical Guidance. Acad Med. 2019;94(6):902-12. doi:10.1097/ACM.0000000000002618.

17. Norman GR, Monteiro SD, Sherbino J, et al. The Causes of Errors in Clinical Reasoning: Cognitive Biases, Knowledge Deficits, and Dual Process Thinking. Acad Med. 2017;92(1):23-30. doi:10.1097/ACM.0000000000001421.

18. Бородулин В. И., Тополянский А. В. Московские терапевтические школы (1920-е — 1940-е годы). Терапевтический архив. 2013;85(8):101-4. EDN RBMNND.

19. Richards JB, Schwartzstein RM. Promoting Critical Thinking in Your Intensive Care Unit Team. Crit Care Clin. 2022;38(1):113-27. doi:10.1016/j.ccc.2021.08.002.

20. Sackett DL, Rosenberg WM, Gray JA, et al. Evidence based medicine: what it is and what it isn't. BMJ. 1996;312(7023):71-2. doi:10.1136/bmj.312.7023.71.

21. Jenicek M. Towards evidence-based critical thinking medicine? Uses of best evidence in flawless argumentations. Med Sci Monit. 2006;12(8):RA149-A153.

22. Варганова Д. Л., Павлов Ч. С., Свистунов А. А. Кокрейновская методология оценки эффективности лекарственных препаратов, отечественный вклад в работу международного Кокрейновского сотрудничества. Сеченовский Вестник. 2019;10(4):31-7. doi:10.47093/22187332.2019.4.31-39.


Рецензия

Для цитирования:


Павлов Ч.С., Ковалевская В.И., Киреева Н.В., Дудник Е.Н., Воронова Е.И., Литвинова Т.М., Волель Б.А. Образовательные приоритеты и программы развития исследовательских компетенций в науко-ориентированном медицинском образовании. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S):3481. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3481

For citation:


Pavlov Ch.S., Kovalevskaya V.I., Kireeva N.V., Dudnik E.N., Voronova E.I., Litvinova T.M., Volel B.A. Educational priorities and programs for the development of research competencies in science-based medical education. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(4S):3481. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3481

Просмотров: 567


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)