Перейти к:
Коммуникативные умения врача-терапевта участкового в проведении профилактического консультирования (методологический аспект)
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3559
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции врачей-терапевтов участковых в проведении профилактического консультирования (ПК). Проведенное исследование показало, что процесс ПК представляет собой интеграцию лечебно-диагностической, профилактической и психолого-педагогической деятельности врача-терапевта участкового.
В работе представлено содержание коммуникативной компетенции врача, представляющей собой способность и готовность к информированию пациента о результатах обследования, к разъяснению информации с учетом индивидуальных особенностей пациента, формированию приверженности пациента к рекомендациям и советам врача.
Определены индикаторы (показатели) достижения планируемого результата, выраженного в сформированности коммуникативной компетенции, представленные коммуникативными умениями, составляющими 3/4 от общего количества формируемых умений, и умениями врача в лечебно-диагностической и профилактической деятельности, составляющими 1/4 часть от общего количества необходимых умений. Полученные результаты позволили прогнозировать наиболее эффективные методы подготовки врачей к проведению краткого ПК и определить требования к контрольно-оценочным материалам, обеспечивающим объективное оценивание уровня сформированности выявленных умений.
Полученные материалы могут служить основой для разработки методики формирования коммуникативных умений врачей в проведении ПК, дальнейшего мониторинга качества подготовки специалистов.
Ключевые слова
Для цитирования:
Астанина С.Ю., Калинина А.М., Шепель Р.Н., Деринова Е.А., Михайлова Н.А., Драпкина О.М. Коммуникативные умения врача-терапевта участкового в проведении профилактического консультирования (методологический аспект). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3559. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3559
For citation:
Astanina S.Yu., Kalinina A.M., Shepel R.N., Derinova E.A., Mikhailova N.A., Drapkina O.M. Communication skills of a local general practitioner in conducting preventive counseling (methodological aspect). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3559. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3559
Введение
В профессии врача важно каждое решение — это здоровье и жизнь пациента. Поэтому и взаимодействие между врачом и пациентом носит особый характер. Известно, что общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера [1-3].
Решение этих задач требует от специалиста владение коммуникативной компетентностью в общении. Под коммуникативной компетентностью понимают способность специалиста осуществлять эффективное общение, т.е. владение приемами и навыками передачи информации, эмоций, высоким уровнем точности межличностного восприятия и понимания партнера по общению, способствующее успешности совместной деятельности [4].
Исследования проблем коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности позволяют выделить этапы, каждый из которых направлен на решение профессиональных задач, решение которых возможно при наличии у специалиста знаний, умений и навыков [4-8]:
— прогностический этап: профессиональная задача состоит в осуществлении моделирования общения. Решение задачи возможно при наличии у специалиста умений: определения целей и задач предстоящего общения; анализа психологических особенностей участников общения;
— начальный этап: профессиональная задача заключается в организации непосредственного взаимодействия, начала общения, определяющего успешность дальнейшего развития диалога. Решение этой задачи требует от специалиста умений установления психологического контакта, удержания внимания, навыков самопрезентации и др.
— этап управления общением: профессиональная задача направлена на достижение основных задач организованного общения. На этом этапе каждый специалист должен владеть навыками эмпатии, умениями управления межличностным взаимодействием, умениями развития познавательной деятельности участников общения и др.;
— этап рефлексии: профессиональная задача специалиста состоит в необходимости анализа состоявшегося общения, определения его эффективности.
На особенности общения врача и пациента обращал внимание академик И. А. Кассирский: "В жизни всякая истина, всякое явление требует конкретизации, ибо абстрактной истины нет. Положение медицинского работника в обществе, его отношения с людьми, с коллективом имеют свою специфику и, конечно, отличаются от аналогичных отношений с клиентами, например, у работника прилавка или судьи" [9].
Результаты исследований ряда ученых [6][8] показывают, что особенности коммуникативной компетентности врача определяются как общими психологическими закономерностями общения, так и специальными, зависящими от проблем врачебной деонтологии, в "орбиту" которой входят вопросы врачебной этики, профессиональные вопросы, вопросы лечебной тактики, психотерапевтического воздействия личности врача на больного, вопросы поведения пациента по отношению к врачу и т.д.
Однако проблема развития коммуникативной компетентности врача в общении с пациентом остается не охваченной. Изучение таких дисциплин, как этика и деонтология медицинской деятельности, и биоэтика не может в полной мере подготовить специалистов к грамотному поведению в различных практических ситуациях, с которыми практикующий врач сталкивается ежедневно. При этом, по данным российских исследователей, 76% врачей утверждают, что число пациентов, негативно или с недоверием относящихся к врачам, с каждым годом увеличивается. У 78% врачей возникали конфликты с пациентами, а 29% врачей в качестве наиболее частых причин конфликтов указывают низкую грамотность и культуру населения, негативный настрой пациентов в качестве причины конфликтов указывают 12,9% врачей, 10% — особенности личности пациентов. В свою очередь пациенты регулярно жалуются в руководящие и контролирующие органы учреждений системы здравоохранения, что врачи не умеют общаться с больными, лечат "не тем и не так" [10].
В современное время диагностика заболеваний, лечение, отражая достигнутый уровень развития естествознания, поднялись на новую, качественно высшую ступень. Восстанавливая здоровье, медицина сегодня, как и вся наука, стала своего рода производительной силой, умножающей материальные ценности общества.
Роль и авторитет врача-лечебника, врача-терапевта, врача общей практики, интегрирующие в своей деятельности профилактические функции, особенно выросли, поскольку именно в профилактическом консультировании (ПК) проявляется в полной мере коммуникативная компетентность врача.
Не случайно Федеральным законом № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 12) профилактическая деятельность определена как приоритетная1: "Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В этой связи задачи, направленные на профилактику заболеваний, регламентированы приказом Минздрава России № 404н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения"2, где Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения предусматривает проведение врачом-терапевтом участковым ПК граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и факторами риска их развития.
Учитывая нормативные требования к компетентности врачей в проведении краткого ПК, нами было проведено исследование с целью: определения содержания коммуникативной компетенции врача в проведении краткого ПК и индикаторов сформированности компетенции, а также требований к контрольно-измерительным материалам, обеспечивающим оценку готовности врача к проведению краткого ПК определенных групп взрослого населения.
Методы исследования
Теория компетентного подхода в профессиональном образовании. Проектирование и моделирование процессов краткого ПК определенных групп взрослого населения.
Анализ содержания коммуникативной компетенции с определением индикаторов достижения планируемых результатов.
Результаты и обсуждение
Учитывая, что современное законодательство (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования) делегирует образовательной организации функцию самостоятельного определения как профессиональных компетенций выпускников, так и определения индикаторов сформированности этих компетенций, то следует обратить внимание на основополагающие свойства компетенций [11]:
- профессиональную компетентность нужно понимать как способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, умений, профессионального опыта;
- компетенции проявляются только в деятельности;
- содержание понятия "компетентность" шире не только знаний, умений или навыков, но и даже их суммы;
- системообразующим условием формирования компетенций выступает ценностно-мотивационная характеристика обучающегося, т.е. его потребность в непрерывном совершенствование имеющихся компетенций;
- компетентность имеет кумулятивный характер, т.е. усиление в развитии одного типа компетенции непременно вызывает совершенствование других типов;
- компетенции характеризуются принципиальной незавершенностью.
Учитывая, что компетентность всегда проявляется в деятельности [11][12], коммуникативную компетенцию врача-терапевта участкового в проведении ПК можно "увидеть" только при решении им профессиональных задач, содействующих выполнению трудовой функции "Проведение медицинских, профилактических медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, диспансеризации, диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями по профилю "терапия" и контроль эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению"3.
Исследования, проведенные в ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, позволили выявить, что индикаторами достижения планируемого результата, выраженного в профессиональных компетенциях специалиста, всегда выступают необходимые умения, относящиеся к определенной трудовой функции. Необходимые умения, выступая структурной единицей содержания образовательных программ, оценочных материалов, обеспечивают взаимосвязь между трудовыми функциями профессионального стандарта и содержанием подготовки врачей-терапевтов [13].
Индикаторами сформированности коммуникативной компетенции врача-терапевта участкового в проведении ПК выступают необходимые умения, регламентируемые профессиональным стандартом3. Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения2, методическими рекомендациями [14] и национальным руководством по профилактике неинфекционных заболеваний [15].
В соответствии с вышеуказанными документами в проведении краткого ПК, осуществляемого по окончании первого этапа диспансеризации, выделяется пять последовательно сменяющих друг друга этапов: Начало приема (консультирования) → Информирование пациента → Объяснение пациенту → Контроль усвоения/понимание советов и готовность к их выполнению → Завершение консультирования (рисунок 1).
Также есть два непрерывных процесса, идущих от начала до конца консультации: структурирование врачом информации и выстраивание отношений с пациентом, подробно рассмотренные в клиническом руководстве к ведению медицинской консультации (Калгари-Кембриджское руководство по медицинской консультации) [16].
На каждом этапе перед врачом стоят профессиональные задачи, которые необходимо решить, используя определенные коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность решения задач ПК и выступающие индикаторами достижения планируемого результата, выраженного в компетенции врача — способности и готовности к проведению краткого ПК.
Умения врача, выступающие индикаторами, в проведении краткого ПК являются сложными способами выполнения действий, опирающиеся на умения общения с пациентом в процессе информирования пациента о выявленных отклонениях в его здоровье (при наличии) и факторах риска, предоставления рекомендаций по основам здорового образа жизни и, в зависимости от имеющихся заболеваний и факторов риска, предоставления кратких и конкретных рекомендаций (таблица 1).
Определение необходимых умений врача в решении профессиональных задач на каждом этапе краткого ПК позволило выявить соотношение числа коммуникативных умений и умений, относящихся к лечебно-диагностической деятельности врача (таблица 2).
Количественный анализ необходимых умений врача-терапевта участкового в проведении краткого ПК показывает необходимость специальной психолого-педагогической подготовки врачей, т.к. 73,9% умений, необходимых при решении профессиональных задач, приходится на категорию коммуникативных умений, что составляет почти 3/4 часть от общего количества умений врачей-терапевтов участковых в проведении ПК.
Исследования, проведенные экспертами Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, показали, что выявленные коммуникативные умения врачей-лечебников у большей части обучающихся ординаторов отсутствуют, что вызывает серьезные затруднения врачей в осуществлении профилактической деятельности на практике4.
Таким образом, эффективное краткое ПК требует целой системы взаимосвязанных коммуникативных умений, которым необходимо специально и систематизировано обучать студентов ВУЗов (специальность "Лечебное дело") и ординаторов по специальностям "Терапия" и "Общая врачебная практика (семейная медицина)".
В рамках реального учебного процесса формирование коммуникативных умений возможно в форме тренинга, направленного на достижение практических результатов.
Обучение в тренинговой группе при интенсивном взаимообмене чувствами, мыслями и действиями имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1) обучающиеся начинают легче принимать точку зрения своих партнеров и обнаруживают готовность к изменению собственных установок; 2) возрастает социальная активность и инициатива в поиске оригинальных решений; 3) создаются условия для формирования общепонятного психологического языка, что позволяет участникам тренинга описывать свои переживания, стремления, цели и ожидания; 4) данная форма работы позволяет выявлять структурно-функциональные взаимоотношения в группе. Наблюдая взаимоотношения в группе, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, специфику вербальной и невербальной самоподачи и т.д. Объектом наблюдения может быть и выполнение профессиональных задач. Однако сверхзадачей активного социально-психологического обучения должна быть не столько концентрация участников тренинга на технике общения, сколько пробуждение интереса к пациенту как личности.
Конечно, не менее значимым элементом системы формирования коммуникативной компетенции врача в проведении краткого ПК выступает контрольно-оценочный компонент. Содержание этого компонента должно соответствовать целевым установкам процесса подготовки врачей к консультированию, а поскольку выявленные умения являются индикаторами достижения планируемых результатов, то эти умения должны выступать структурными единицами контрольно-оценочных материалов. Так, например, по окончании обучения врача на определенном этапе возможно использование специально разработанного оценочного листа (чек-листа) (таблица 3).
Использование специально-разработанного чек-листа для оценки сформированности необходимых умений обеспечивает объективность оценки и персонифицирует процесс контроля, что является необходимым условием построения реализации обратной связи в системе подготовки обучающихся.
Рис. 1 Модель проведения ПК.
Таблица 1
Взаимосвязь этапов краткого ПК, профессиональных задач каждого этапа и коммуникативных умений (индикаторов)
№ |
Этап краткого профилактического консультирования |
Профессиональная задача |
Умения, обеспечивающие решение профессиональной задачи (индикаторы) |
1. |
Начало консультирования |
Знакомство с пациентом и установление с ним психологического взаимодействия |
— приветствие пациента; — сопоставление информации о личных данных пациента с информацией в амбулаторной карте; — уточнение формы обращения к пациенту; — проявление заинтересованности и заботы об удобстве пациента; — одобрение пациента за ответственное отношение к своему здоровью и организованность в прохождении диспансеризации; — уточнение наличия у пациента желания познакомиться с результатами обследования |
2. |
Информирование пациента |
Сообщение пациенту информации о результатах обследования и подведение пациента к убеждению возможности решения существующей проблемы |
— сообщение пациенту о результатах обследования (выявленных/не выявленных ХНИЗ; ФР; суммарном ССР; основных показателях (артериальное давление, частота сердечных сокращений, общий холестерин, глюкоза и др.); результатах клинико-инструментальных исследований; рекомендуемых целевых уровнях ФР/показателях здоровья); — обращение внимания пациента на возможность положительного решения существующей проблемы или одобрение состояния пациента при отсутствии проблем |
3. |
Объяснение пациенту |
Разъяснение пациенту информации о результатах обследования с учетом его индивидуальных особенностей, конкретной клинической ситуации, уровня его подготовленности к восприятию информации; психологического типа пациента; возрастных характеристик |
— объяснение пациенту механизма негативного влияния выявленных ФР на его здоровье; — объяснение пациенту причины необходимости снижения риска и поддержания здорового образа жизни; — уточнение у пациента, что ему известно о влиянии этого ФР; — информирование пациента о возможности углубленного персонифицированного консультирования по рациональному питанию, физической активности, выявленных ФР — использование понятных для пациента терминов, доводов, примеров, соответствующих интересам пациента; — использование различных средств визуальной передачи информации (таблицы, диаграммы, графики, примеры из опыта профессиональной деятельности и пр.); — обращение к пациенту с уточняющими вопросами; — установления пауз по мере разъяснения информации и уточнения наличия вопросов у пациента |
4. |
Контроль усвоения/понимания советов и готовность к их выполнению |
Создание условий |
— содействие активному выражению пациентом мнения по предложенным советам или рекомендациям; — формулирование уточняющих вопросов; — вовлечение пациента в принятие решения; — рекомендации для пациента по ознакомлению с информационным раздаточным материалом (памятки, брошюры и пр.); — регистрация в амбулаторной карте ФР, величины ССР, рекомендаций, сроков повторных посещений; — одобрение согласия пациента следовать рекомендациям и советам |
5. |
Завершение консультирования |
Подведение итогов консультирования: уточнение понимания пациентом рекомендаций, советов, данных врачом |
— уточнение готовности пациента следовать советам — подведение итогов консультации; — пояснение пациенту процедуры записи на второй этап диспансеризации (по показаниям) |
Примечание: ССР — сердечно-сосудистый риск, ФР — факторы риска, ХНИЗ — хронические неинфекционные заболевания.
Таблица 2
Соотношение численности коммуникативных умений и умений, относящихся к лечебно-диагностической деятельности врача
№ |
Коммуникативные умения |
№ |
Умения, относящиеся к лечебно-диагностической деятельности |
1. |
приветствие пациента |
1. |
сопоставление информации о личных данных пациента с информацией в карте |
2. |
уточнение формы обращения к пациенту, — проявление заинтересованности и заботы об удобстве пациента, — одобрение пациента за ответственность и организованность в прохождении диспансеризации |
2. |
сообщение пациенту о результатах обследования |
3. |
уточнение наличия у пациента желания познакомиться с результатами обследования |
3. |
объяснение пациенту механизма негативного влияния выявленных ФР на его здоровье |
4. |
обращение внимания пациента на возможность положительного решения существующей проблемы |
4. |
объяснение пациенту причины необходимости снижения риска и поддержания здорового образа жизни |
5. |
информирование пациента о возможности углубленного персонифицированного консультирования по рациональному питанию, физической активности, выявленных ФР (при показаниях) |
5. |
уточнение у пациента, что ему известно о влиянии этого ФР |
6. |
использование понятных для пациента терминов, доводов, примерами, соответствующих интересам пациента |
6. |
регистрация в амбулаторной карте ФР, величины ССР, рекомендаций, сроков повторных посещений |
7. |
использование различных средств визуальной передачи информации (таблицы, диаграммы, графики, примеры |
7. |
– |
8. |
обращение к пациенту с уточняющими вопросами |
8. |
– |
9. |
установление пауз по мере разъяснения информации и уточнение наличия у пациента вопросов |
9. |
– |
10. |
содействие активному выражению пациентом мнения |
10. |
– |
11. |
формулирование уточняющих вопросов |
11. |
– |
12. |
вовлечение пациента в принятие решения |
12. |
– |
13. |
рекомендации для пациента по ознакомлению с информационным раздаточным материалом (памятки, брошюры и пр.) |
13. |
– |
14. |
одобрение согласия пациента следовать рекомендациям и советам |
14. |
– |
15. |
уточнение готовности пациента следовать советам |
15. |
– |
16. |
подведение итогов консультации |
16. |
– |
17. |
пояснение пациенту процедуры записи на второй этап диспансеризации (по показаниям) |
17. |
– |
Итого |
73,9% от общего количества умений |
26,01% от общего количества умений |
Примечание: ССР — сердечно-сосудистый риск, ФР — факторы риска.
Таблица 3
Фрагмент оценочного листа (чек-листа) по контролю сформированности умений в проведении информирования пациента
№ п/п |
Действие аккредитуемого лица |
Критерии оценки |
Информирование пациента |
||
4. |
Врач сообщил пациенту о результатах обследования |
√ да □ нет |
5. |
— выявленных/не выявленных ХНИЗ |
√ да □ нет |
6. |
— ФР |
√ да □ нет |
7. |
— суммарном ССР |
√ да □ нет |
8. |
— основных показателях (артериальное давление, общие холестерин, частота сердечных сокращений, глюкоза и др.) |
√ да □ нет |
9. |
— результатах клинико-инструментальных исследований |
√ да □ нет |
10. |
— рекомендуемых целевых уровнях ФР/показателях здоровья |
√ да □ нет |
11. |
Врач обратил внимание пациента на возможность положительного решения существующей проблемы или одобрил состояние пациента при отсутствии проблем |
√ да □ нет |
Примечание: ССР — сердечно-сосудистый риск, ФР — факторы риска, ХНИЗ — хронические неинфекционные заболевания.
Заключение
- Результаты исследования показали, что процесс ПК представляет собой интеграцию лечебно-диагностической, профилактической и психолого-педагогической деятельности врача-терапевта участкового.
- С целью повышения эффективности проведения краткого ПК врач-терапевт участковый должен владеть коммуникативной компетенцией, представляющей собой способность и готовность к информированию пациента о результатах обследования, к разъяснению информации с учетом его индивидуальных особенностей пациента, формированию приверженности пациента к рекомендациям и советам врача.
- Индикаторами (показателями) достижения планируемого результата, выраженного в сформированности коммуникативной компетенции, выступают коммуникативные умения, составляющие 3/4 от общего количества формируемых умений, и умения врача в лечебно-диагностической деятельности, составляющие 1/4 часть от общего количества необходимых умений.
- При формировании коммуникативной компетенции врачей рекомендовано использовать систему взаимосвязанных тренингов, направленных на достижение практических результатов — формирование коммуникативных умений, которым необходимо систематизировано обучать студентов ВУЗов (специальность "Лечебное дело") и ординаторов по специальностям "Терапия" и "Общая врачебная практика (семейная медицина)".
- Оценку сформированности коммуникативной компетенции врачей в проведении краткого ПК необходимо осуществлять поэтапно с ис-
пользованием специально разработанного чек-листа, где структурными единицами должны выступать выявленные коммуникативные умения и умения врача в лечебно-диагностической деятельности.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).
2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.04.2021 № 404н "Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения" (Зарегистрирован 30.06.2021 № 64042).
3 Проект профессионального стандарта "Врач-терапевт" URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=124550 (дата обращения: 09.03.2023).
4 Драпкина О. М., Астанина С. Ю., Калинина А. М., Шепель Р. Н., Деринова Е. А., Михайлова Н. А. Модель формирования умений профилактического консультирования. РОСОМЕД-2022-XI съезд общества РОСОМЕД и Международная конференция "Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации". https://rosomed.ru/theses/941 (дата обращения: 20.02.2023).
Список литературы
1. Бордовская Н. В., Раен А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2007.
2. Кулагин Б.В. Коммуникативные способности и методы их развития. СПб.: Питер, 2004. 418 с.
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2011. 432 с.
5. Кочеткова Т. В., Барсукова М. И., Ремпель Е.А., Рамазанова А.Я. Медицинский дискурс: специфика профессиональной коммуникации врача. Мир науки, культуры, образования. 2018;(3):466-7. EDN XUNFTF.
6. Андриянова Е. А., Носкова С. В. Компетентностная модель выпускника медицинского вуза. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современном медицинском образовании. Сборник статей межрегион. науч.-практич. конференции. Саратов.: Изд-во СГМУ. 2009. с. 9-18.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 42 с.
8. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компетентности врача. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015; 5(2):115-21. EDN TOLQYP.
9. Кассирский И.А. О врачевании (проблемы и раздумья). Ответственные редакторы: Р. И. Воробьев, Г. И. Кассирский. Изд-во "Аслан", М. 1995. 204 с.
10. Гринберг М. П., Архипов А. Н., Кузнецова Т. А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика "стандартизированный пациент". М.: Литтерра, 2015. 176 с.
11. Заир-Бек Е., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования. Под редакцией Бордовского Г. А. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. 63 с. ISBN 5-8064-1011-0. EDN QVCRWL.
12. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. 2006;(1):75. EDN SDDSYX.
13. Астанина С.Ю., Драпкина О.М., Шепель Р.Н. Взаимосвязь качества подготовки врачей-терапевтов и содержания образовательных программ. Самарский научный вестник. 2022;11(1):265-72. doi:10.55355/snv2022111301.
14. Драпкина О. М., Дроздова Л.Ю., Калинина А.М. и др. Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации. Издание 2-е. М.: ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, 2020. 232 с.
15. Драпкина О. М., Концевая А.В., Калинина А. М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4):3235. doi:10.15829/1728-8800-2022-3235.
16. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. Пер. с англ. М.: ГРАНАТ, 2018. 304 с. ISBN: 978-5- 906456-33-5.
Об авторах
С. Ю. АстанинаРоссия
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования Института профессионального образования и аккредитации, старший научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра
Москва
А. М. Калинина
Доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний в системе здравоохранения
Москва
Р. Н. Шепель
Кандидат медицинских наук, заместитель директора по перспективному развитию медицинской деятельности, ведущий научный сотрудник, руководитель отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи
Москва
Е. А. Деринова
Кандидат медицинских наук, доцент, эксперт Методического аккредитационно-симуляционного центра
Москва
Н. А. Михайлова
Кандидат медицинских наук, доцент, эксперт Методического аккредитационно-симуляционного центра
Москва
О. М. Драпкина
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Астанина С.Ю., Калинина А.М., Шепель Р.Н., Деринова Е.А., Михайлова Н.А., Драпкина О.М. Коммуникативные умения врача-терапевта участкового в проведении профилактического консультирования (методологический аспект). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(1S):3559. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3559
For citation:
Astanina S.Yu., Kalinina A.M., Shepel R.N., Derinova E.A., Mikhailova N.A., Drapkina O.M. Communication skills of a local general practitioner in conducting preventive counseling (methodological aspect). Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(1S):3559. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3559