Перейти к:
"Женщина — модель здоровья": федеральный проект по повышению грамотности населения в вопросах здоровья
https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3585
Аннотация
Состояние здоровья в значительной мере определяет качество жизни человека. Это значимый социально-экономический ресурс и основа национальной безопасности страны.
Ключевые слова
Для цитирования:
Лопатина М.В., Усова Е.В., Концевая А.В., Ипатов П.В., Драпкина О.М. "Женщина — модель здоровья": федеральный проект по повышению грамотности населения в вопросах здоровья. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(5):3585. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3585
For citation:
Lopatina M.V., Oussova E.V., Kontsevaya A.V., Ipatov P.V., Drapkina O.M. "Woman — Health Model": Federal Project for health literacy promotion. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(5):3585. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3585
Состояние здоровья в значительной мере определяет качество жизни человека. Это значимый социально-экономический ресурс и основа национальной безопасности страны [1]. Комплекс мер, направленных на профилактику и контроль заболеваний, сохранение и укрепление здоровья граждан является одной из приоритетных сфер государственной политики в РФ1.
Задачи, обозначенные Указом Президента РФ от 7 мая 2018г № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"2, а также национальным проектом "Демография", направленные на повышение числа граждан РФ, приверженных здоровому образу жизни (ЗОЖ)3, могут быть успешно реализованы, в значительной степени при условии формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, что также закреплено в поправках к Конституции РФ4. Этому способствует повышение уровня грамотности населения в вопросах здоровья [2].
Понятие термина "грамотность в вопросах здоровья" (health literacy) подразумевает умение находить информацию в отношении здоровья, понимать и критически ее оценивать, соотносить с собственной жизненной ситуацией и использовать в своих целях для поддержания и укрепления здоровья [3].
Развитие системы укрепления общественного здоровья населения в РФ определяет необходимость реализации эффективных мер в этой области, базирующихся на межсекторальном/межведомственном взаимодействии. Одним из основных уровней, позволяющих сформировать устойчивые межведомственные связи и эффективно интегрировать детерминанты ЗОЖ в социальный контекст, является муниципальный уровень.
С этой целью в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России) был разработан проект "Женщина — модель здоровья" при поддержке Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) и Евразийского Женского форума при Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Повышение грамотности в вопросах здоровья представляется важной задачей, затрагивающей все сферы общественной жизни и требующей широкого участия — сектора здравоохранения, образования, работодателей, науки, средств массовой информации, торговли, технологий и других социальных секторов общества. Это также обеспечивает реализацию справедливого подхода к укреплению здоровья и широкий охват населения там, где они живут, учатся, работают, делают покупки, отдыхают, чтобы никого не оставить без внимания5.
В связи с этим меры, направленные на формирование ценностного отношения к здоровью, повышение грамотности в вопросах здоровья различных групп населения, являются значимой деятельностью специалистов в области укрепления общественного здоровья.
Роль женщины в укреплении здоровья населения
В современном мире людей окружает изобилие информации о здоровье, как достоверной, так и ложной, которая может ввести в заблуждение и даже навредить здоровью [4]. В связи с этим требуется иметь навыки поиска надежной информации, ее понимания, критической оценки и использования в повседневной жизни, принятия решений в жизненных ситуациях в отношении здоровья своего и своих близких6. Эти навыки и решения определяются уровнем грамотности в вопросах здоровья, которая признана Всемирной организацией здравоохранения одной из важнейших детерминант здоровья [5, 6].
Грамотность в вопросах здоровья женщины является важным элементом ее участия в мероприятиях по укреплению здоровья и профилактике заболеваний как для себя, так и для своего окружения, своей семьи. Это позволяет женщинам замечать проблемы со здоровьем, своевременно обращаться за медицинской помощью, заботиться о здоровье в различных ситуациях и на разных этапах жизни: вступление во взрослую жизнь, замужество и создание семьи, беременность и рождение детей, работа и карьера, уход за родителями, выход на пенсию и т.д. [7].
Именно женщина способна стать проводником культуры ответственного отношения к здоровью в семье и выполнять следующие задачи:
— контроль и воздействие на факторы риска заболеваний (питание, физическая активность, контроль вредных привычек);
— формирование мотивации у всех членов семьи к соблюдению ЗОЖ и ответственному отношению к своему здоровью;
— контроль за своевременным прохождением членами семьи медицинских обследований и вакцинации;
— контроль приверженности к лечению в случае заболевания;
— формирование благоприятного комфортного психологического климата в семье.
Как отмечают социологи, женская модель поведения в отношении здоровья отличается большей гибкостью к изменению условий. Среди женщин в 1,4 раза больше, чем среди мужчин тех, кто всегда следует рекомендациям профилактического характера [8, 9].
Женщина является, своего рода, моделью здоровья в своем сообществе. Понятие "модель" здоровья подразумевает, что женщина, будучи сама приверженной ЗОЖ, является примером для своей семьи и близких, для своего окружения. Важно отметить, что слово "модель" женского рода, вместо таких широко применяемых в отношении женщин понятий мужского рода, как: "лидер", "амбассадор", "наставник", "мотиватор", "адепт" и т.д. Кроме того, понятие "модель здоровья" является своего рода противопоставлением привычному образу модели, которая не всегда представляет собой образ здоровья, а напротив, нездоровые модели поведения, моду на худобу и нарушения пищевого поведения.
Следовательно, повышение уровня грамотности женщин в вопросах здоровья влечет за собой повышение их ответственности и положительное влияние на здоровье семьи и общества.
Описание проекта
В 2023г в ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России разработан и проводится федеральный проект "Женщина — модель здоровья". Цель проекта — повышение грамотности женщин в возрасте ≥18 лет в вопросах здоровья, направленное на формирование ЗОЖ и здоровых привычек, обучение навыкам коммуникации с окружающими о здоровье в доступной форме и вовлечение их в ЗОЖ своим примером.
Проект соответствует одному из основных направлений Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030гг "Сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества", инициированной в рамках Евразийского Женского Форума и подготовленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Реализация проекта будет способствовать достижению задач Стратегии по данному направлению, в частности:
— формированию у женщин ценности здоровья и ответственного отношения к своему здоровью;
— формированию у женщин приверженности к соблюдению ЗОЖ посредством разработки и реализации программ, направленных на создание условий для ведения ЗОЖ;
— повышению уровня грамотности женщин в вопросах здоровья, а также формированию мотивации для соблюдения ЗОЖ;
— обеспечению доступа женщин к полной, достоверной и понятной информации о профилактике заболеваний и ведению ЗОЖ;
— развитию программ активного долголетия, в т.ч. направленных на укрепление практик ЗОЖ среди женщин старшего поколения;
— интеграцию женщин старшего поколения в жизнь общества;
— поддержку инициатив женщин в сфере культуры и спорта, добровольческой деятельности женщин, направленной на пропаганду спорта, ЗОЖ и активного долголетия;
— стимулированию и поддержке участия женщин со средним и высшим медицинским образованием в формировании здорового общества7.
Проект включает 4 основных этапа:
- Оценка ситуации: оценка уровня грамотности в вопросах здоровья участниц проекта;
- Образовательный этап: обучающий курс "Школа моделей здоровья" по основам ЗОЖ и навыкам вовлечения своего окружения;
- Конкурсный этап: конкурс моделей здоровья, на котором рассматриваются и выявляются инициативы женщин по реализации мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование ЗОЖ в своем окружении;
- Завершающий этап: оценка эффективности и влияния реализации проекта.
Маршрут реализации проекта "Женщина — модель здоровья" представлен на рисунке 1.
Рис. 1 Маршрут реализации проекта "Женщина — модель здоровья".
Оценка уровня грамотности женщин в вопросах здоровья проводится по валидированному опроснику "Грамотность в вопросах здоровья", включающему оценку навыков поиска, понимания, оценки и использования информации о здоровье в повседневной жизни, оценку поведения в отношении здоровья, опыта использования медицинских услуг, а также навыков ориентирования в услугах и специалистах системы здравоохранения [10].
Школа моделей здоровья
В рамках образовательного этапа ведущими экспертами ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России разработан и реализуется обучающий курс "Школа моделей здоровья" по практическим основам формирования ЗОЖ, навыкам обработки информации о здоровье и методам вовлечения в ЗОЖ окружающих. Слушательницы курса обучаются в доступной коммуникативной форме доносить информацию населению различных возрастных групп и социального положения о сохранении и укреплении здоровья. В своих лекциях и рекомендациях эксперты учитывают специфику региона и уровень грамотности участниц в вопросах здоровья, который оценивался до начала курса.
Отдельное направление школы моделей здоровья направлено на женщин-медиков с целью формирования культуры ЗОЖ среди медицинских работников.
Обучающий курс состоит из 5 основных блоков:
- Основы ЗОЖ.
- Основы здорового питания.
- Физическая активность.
- Жизнь без вредных привычек.
- Психическое здоровье и благополучие.
Школа моделей здоровья подразумевает онлайн-формат обучения, вебинары, мастер-классы (например, по сбору здоровой продуктовой корзины и приготовлению здоровых блюд, по рациональному наполнению холодильника и хранению в нем продуктов, по выполнению физических упражнений с учетом возраста и целей), семинары "вопрос-ответ". В рамках Школы женщинам предоставляется актуальная информация об основах укрепления здоровья и о том, что ЗОЖ — это просто и доступно. Проводятся тренинги по навыкам вовлечения окружения в ЗОЖ с адаптацией к контексту местного сообщества, навыкам цифровой и навигационной грамотности в вопросах здоровья.
После проведения обучающего курса проводится тестирование слушательниц и выдается соответствующий сертификат.
В дальнейшем слушательницы, прошедшие обучающий курс, могут участвовать в третьем этапе — "Конкурс моделей здоровья", на котором участницы представляют свои инициативы и проекты по приверженности к ведению ЗОЖ, внедрению полученных знаний и навыков в жизнь и вовлечению в ЗОЖ своего окружения. Призеры определятся по итогам конкурса и получат ценные призы и дипломы моделей здоровья.
В настоящее время пилотная версия проекта реализуется в 13 муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа в партнерстве с ГБУЗ "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики" Ямало-Ненецкого автономного округа среди >2 тыс. участниц, включая жительниц Крайнего Севера. В реализацию проекта активно включены главы муниципалитетов, которые обеспечивают информационную поддержку и призы победительницам конкурса. Женщин-моделей здоровья будут приглашать на общественные мероприятия, бесплатные медицинские обследования, предоставлять абонементы в спортзалы. А Ямальский центр общественного здоровья и медицинской профилактики будет и далее по окончании конкурса продолжать поддерживать созданное сообщество женщин, регулярно проводить для них встречи с врачами, мастер-классы по приготовлению блюд здорового питания, психологические тренинги.
Разработчики проекта планируют расширять географию реализации и масштабировать его на другие регионы России.
Заключение
Проект "Женщина — модель здоровья" представляет собой практику, направленную на повышение грамотности женщин в вопросах здоровья и формирование культуры ответственного отношения к здоровью через активных и приверженных ЗОЖ женщин на уровне местных сообществ. Проект имеет важное социальное значение как для самих женщин, так и их окружения.
Данная инициатива не имеет ограничений по возрасту, месту жительства, социально-экономическому статусу, уровню образования, происхождению и отвечает принципу справедливости и доступности информации для всех. Проект использует подход таргетирования информации под конкретную целевую группу населения и ее потребности, вовлечения и активного участия в разработке и реализации планируемых мероприятий, межсекторального подхода и использования простого и понятного языка — основополагающего принципа к повышению грамотности в вопросах здоровья, а также оценку и мониторинг эффективности проводимых мероприятий.
Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
1 Федеральный закон от 21 ноября 2011г № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". https://mvd.consultant.ru/documents/1056500.
3 Национальный проект "Демография"; Паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 .12. 2018г № 163). https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demograp.
4 Конституция Российской Федерации с изменениями 2022 года. http://duma.gov.ru/news/55446/.
5 Kickbusch I, Pelikan JM, Apfel F, Tsouros AD. Health literacy: the solid facts. Copenhagen: Regional Office for Europe, WHO; 2013. http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/254377/Health_Literacy_RU_web.pdf?ua=1.
6 United Nations. Tackling the health literacy challenge in an infodemic https://research.un.org.
7 Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы; утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022г. № 4356-р; https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/4.
Список литературы
1. Концевая А. В., Калинина А. М., Иванова Е. С. и др. Укрепление общественного здоровья и медицинская профилактика. Руководство для Центров общественного здоровья и медицинской профилактики. М.: ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, 2021. 296 с. ISBN: 978-5-6046966-1-3.
2. Лопатина М. В., Драпкина О. М. Грамотность в вопросах здоровья выходит на передовые позиции повестки дня в профилактике и контроле неинфекционных заболеваний. Профилактическая медицина. 2018;21(3):31-7. doi:10.17116/profmed201821331.
3. Лопатина М. В., Попович М. В., Концевая А. В., Драпкина О. М. Изучение зарубежного опыта по измерению грамотности в вопросах здоровья взрослого населения на популяционном уровне. Профилактическая медицина. 2019;22(6-2):106-13. doi:10.17116/profmed201922062106.
4. Zarocostas J. How to fight an infodemic. The Lancet. 2020;395,10225:676. doi:10.1016/S0140-6736(20)30461-X.
5. Marmot M, Friel S, Bell R, et al. Closing the gap in a generation: Health equity through action on the social determinants of health. The Lancet. 2008;372,9650:1661-9. doi:10.1016/S0140-6736(08)61690-6.
6. Nutbeam D, Lloyd JE. Understanding and Responding to Health Literacy as a Social Determinant of Health. The Annual Review of Public Health. 2021;42:3.1-3.15. doi:10.1146/annurev-publhealth-090419-102529.
7. Okan O, Bauer U, Levin-Zamir D, et al. International handbook of health literacy. Research, practice and policy across the lifespan. 2019. Policy Press Bristol. 764 р. ISBN: 978-1447344513.
8. Гордеева С. С. Гендерные различия в отношении к здоровью: социологический аспект. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010;(2):113-20. EDN NBRTRR.
9. Малаев Х. М., Коновалов О. Е., Филатова Е. В. Гендерные различия отношения к здоровью и медицинской активности пациентов с дорсопатиями "НАУКА МОЛОДЫХ". 2018;6(1):39-52. doi:10.23888/HMJ2018139-52.
10. Лопатина М. В., Попович М. В., Концевая А. В., Драпкина О. М. Адаптация европейского вопросника HLS19 по измерению грамотности в вопросах здоровья для России. Экология человека. 2021;(1):57-64. doi:10.33396/1728-0869-2021-1-57-64.
Об авторах
М. В. ЛопатинаРоссия
Кандидат медицинских наук, руководитель лаборатории интегрированных программ профилактики; руководитель секции "Грамотность в вопросах здоровья".
Москва
Е. В. Усова
Россия
Старший научный сотрудник лаборатории интегрированных программ профилактики.
Москва
А. В. Концевая
Россия
Доктор медицинских наук, доцент, заместитель директора по научной и аналитической работе.
Москва
П. В. Ипатов
Россия
Доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-организационного отдела.
Москва
О. М. Драпкина
Россия
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор.
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Лопатина М.В., Усова Е.В., Концевая А.В., Ипатов П.В., Драпкина О.М. "Женщина — модель здоровья": федеральный проект по повышению грамотности населения в вопросах здоровья. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(5):3585. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3585
For citation:
Lopatina M.V., Oussova E.V., Kontsevaya A.V., Ipatov P.V., Drapkina O.M. "Woman — Health Model": Federal Project for health literacy promotion. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(5):3585. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3585