Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Особенности гражданского самосознания студентов вуза на современном этапе развития образования

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4084

EDN: NDBUFA

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель. Изучить особенности гражданского самосознания у современных студентов высшего учебного заведения.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 467 студентов. Для достижения поставленной цели использовалась авторская анкета (И. В. Кольцова, 2024), направленная на выявление особенностей гражданского самосознания студентов.

Результаты. Проведенное исследование показало, что большинство студентов считают, что активное участие в формировании гражданского самосознания молодежи должна принимать общеобразовательная школа; студенческая молодежь ведет себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами, знает историю Российской Федерации (РФ), ее традиции и обычаи, выдающихся деятелей, владеет знаниями о своих правах и обязанностях, владеет родным языком и активно его использует в общении с представителями своей национальности; после обучения большая часть выпускников планируют остаться жить и работать в РФ. Однако ~30% испытуемых имеют низкие показатели по таким вопросам, как участие в выборах Президента РФ и депутатов Государственной думы; осведомленность и оценка общественно-политических событий, принимаемых законов, что говорит о низкой социальной активности этой группы респондентов.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить как позитивные тенденции в отношении гражданского самосознания студентов, так и проблемные зоны, требующие целенаправленной воспитательной работы.

Для цитирования:


Кольцова И.В., Долганина В.В., Плугина М.И. Особенности гражданского самосознания студентов вуза на современном этапе развития образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4084. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4084. EDN: NDBUFA

For citation:


Koltsova I.V., Dolganina V.V., Plugina M.I. Features of civic consciousness of university students at the present stage of educational development. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4084. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4084. EDN: NDBUFA

На современном этапе в российском обществе достаточно динамично развиваются многие сферы человеческой жизнедеятельности. В контексте происходящих изменений все большую актуальность приобретают вопросы формирования гражданского общества и возрождения патриотического сознания молодежи. В связи с этим одной из главных целей образования рассматривается формирование патриотизма, гражданской позиции и нравственных качеств личности, что требует подробного анализа вопросов, связанных с формированием и развитием гражданского самосознания, которое определяется в качестве неотъемлемой составляющей структуры личности.

Проблемой гражданского самосознания, гражданской идентичности и гражданского потенциала молодежи занимались как отечественные Артюхина Т. С.1[1], Баева Л. В. [2], Ворошилова А. И., Бледнова Н. Д. [3], Павленко Л. И.2, Попова Н. В. [4], Тишков В. А. и др. [5], Сахневич И. Д.3, Фарафонова Л. [6], Шестопалова О. Н. [7], так и зарубежные ученые Baer ВЕ [8], Der-Karabetian A, et al. [9].

Большинство исследователей отмечают, что гражданское самосознание отражает как личный, так и социальный опыт человека; оно помогает воспринимать собственную личность как часть государства (страны), целостный образ себя в качестве гражданина, а также систему отношений и установок в совокупности этического, правового и политического аспектов. Кроме этого, сформированность определенного уровня гражданского самосознания обеспечивает личности возможность осознать собственную идентичность, проявить личную готовность к выполнению дела для общего блага [2]. Исходя из данных суждений, исследователи делают вывод, что ключевыми вопросами, от которых может зависеть гражданское самосознание, чувство гордости за свою страну, ощущение сопричастности, являются особое отношение к своему государству, осознание необходимости нести ответственность за собственные поступки перед обществом, активно выражать собственную гражданскую позицию и проявлять чувство патриотизма [4]. Однако все это возникает не сразу, а на протяжении всего процесса социализации личности. И практика показывает, что наиболее сенситивным для формирования гражданского самосознания является юношеский возраст, к которому относится студенческая молодежь.

Целью исследования стало выявление особенностей гражданского самосознания у современных студентов. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

— разработка анкеты, направленной на выявление уровня осведомленности студентов по вопросам гражданского самосознания;

— проведение анонимного анкетирования среди студентов 1-2 курсов обучения разных специальностей и уровней обучения в высшем учебном заведении (вуз) — бакалавриат, специалитет, магистратура;

— проведение сравнительного анализа ответов студентов, имеющих высокие и низкие показатели осведомленности по рассматриваем проблемам;

— разработка рекомендаций по организации воспитательной работы в вузе, направленной на повышение уровня осведомленности студентов в вопросах гражданского самосознания, формирования соответствующих установок и социально одобряемых личностных позиций.

Материал и методы

Решение поставленных задач осуществлялось посредством проведения анонимного анкетного опроса студентов.

Анкета "Оценка сформированности гражданского самосознания у студентов" включала структурно-организованный набор из 34 вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Анкета включала как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позицией других людей) вопросы. По характеру вопросы анкеты подразделялись: открытые, которые предлагали респонденту дать письменный ответ в произвольной форме; закрытые вопросы, позволяющие респонденту выбрать из нескольких сформулированных исследователем вариантов ответа; полузакрытые вопросы содержали наряду с набором предлагаемых ответов, так называемую открытую часть, в которой респондент может дать свой ответ, если ни один из предложенных его не устраивает.

В содержание анкеты входили следующие компоненты: обращение к респонденту; сообщение о целях исследования; инструкция о заполнении. Текст анкеты адаптирован с учетом уровня культуры и образования респондентов. Анкетирование носило массовый характер, контакт с респондентами был заочный посредством компьютерной сети.

В анонимном анкетном опросе приняли участие 467 студентов (417 девушек и 50 юношей) различных специальностей и уровней обучения (бакалавриат, специалитет, магистратура) из городов Ставрополь, Ростов-на-Дону, Тверь, Москва и Санкт-Петербург в возрасте от 17 до 25 лет.

Результаты

Количественный и качественный анализ по каждому из предложенных вопросов позволил диагностировать следующие результаты.

В процессе исследования было установлено, что наибольшую активность при опросе проявили студенты 1 и 2 курсов обучения. Среди них 80,7% — обучаются на первой ступени высшего образования (бакалавриат); 6% — студенты, обучающиеся по программам магистратуры; 13,3% — учатся по программам специалитета.

Анализ результатов исследования показал, что принявшие участие в опросе студенты обучаются по следующим направлениям подготовки высшего образования: образование и педагогические науки — 77,1%, гуманитарные науки — 9,6%, математические и естественные науки — 7,5%, искусство и культура 3,9%, инженерное дело, технологии и технические науки — 1,3%, здравоохранение и медицинские науки — 0,6%.

Вопросы были объединены в несколько групп. Так, в первую группу были включены вопросы, направленные на выявление осведомленности студентов о том, кто должен заниматься формированием гражданского самосознания, в чем заключаются их права и обязанности и в какой мере они имею возможность их реализовать.

На вопрос "Какие социальные институты и организации должны участвовать в формировании гражданского самосознания?" студенты, выбирая значимые с их точки зрения организации (имели возможность выбрать 1-3 ответа из предложенных вариантов), участвующие в этом процессе, назвали следующее: 80,5% опрошенных на первое место поставили общеобразовательную школу; 70,7% анкетируемых ответили, что это дело семьи; 62,5% испытуемых заявили, что ведущую роль в этом процессе должно выполнять государство; 49,7% — указали на общественные организации; 39,4% опрошенных в списке таких организаций и учреждений назвали кружки и секции. Далее в порядке убывания были названы: музеи — 26,3%; 21,2% — художественные школы и т.д. (рисунок 1).

Рис. 1 Социальные институты и организации,
участвующие в формировании гражданского самосознания молодежи.

Анализ мнений студентов о правах и обязанностях показал, что 84,4% респондентов владеют знаниями о своих правах и обязанностях; 15% опрошенных не в полной мере осведомлены в этих вопросах. В частности, некоторые испытуемые отмечали, что не знают, к каким специалистам можно обратиться за помощью при возникновении проблем относительно своих прав. 0,6% студентов заявили, что вообще не имеют представления о собственных правах и обязанностях и живут так, как и все остальные.

Следующий вопрос из этой группы позволил установить, что более половины опрошенных студентов — 72,6% студентов имеют представление о перспективах реализации своих гражданских прав и обязанностей; 3,9% испытуемых дали отрицательный ответ; 23,5% — затруднились ответить на поставленный вопрос. Это позволяет сделать вывод о необходимости проводить целенаправленную просветительскую работу со студенческой молодежью в этом направлении. Такая работа будет способствовать формированию гражданской позиции, на что и был направлен следующий вопрос.

При ответах на вопрос относительно гражданской позиции были получены такие ответы: 65,6% респондентов ответили, что имеют и всегда выражают, отстаивают свою гражданскую позицию; 29,5% испытуемых заявили, что делают это не во всех ситуациях; 4,9% студентов из представленной выборки заявил, что не задумываются об этом и не демонстрируют свою гражданскую позицию.

Вторая группа вопросов в анкете, предложенной студентам, была направлена на выявление уровня их знаний об истории страны, в которой они проживают, а также истории малой родины — этнической общности, к которой они принадлежат.

Первый вопрос этой группы предполагал выявить мнение студентов относительно их знаний по истории России. Ответы показали, что 64% респондентов отметили, что владеют такими знаниями на высоком уровне; 36% представителей молодого поколения отметили, что слабо ориентируются в этом, не знают своих корней и того, что происходит в мире. И это несмотря на то, что эти студенты учатся по направлению педагогические науки и образование. В качестве одной из причин опрашиваемые назвали недостаточный уровень подготовленности учителей истории и/или отсутствие у них желания интересно преподавать этот предмет.

Действительно, практика показывает, что некоторые школьные учителя смогли "взрастить" в учениках безразличие к данному предмету, преподнося его как гору цифр, дат и терминов, которые, несмотря на их значимость для понимания материала, мало используются молодыми людьми в обыденной жизни. Такой формальный подход к изучению дисциплины не обеспечивает запоминание материала. Поэтому студенты, изучая этот предмет в вузе после школьного обучения, редко проявляют к нему интерес, рассматривая занятия по истории как необходимость подготовиться и сдать экзамен. И это несмотря на то, что именно эта дисциплина имеет важное значение для формирования мировоззренческой системы личности, ее гражданского самосознания.

Интересными оказались ответы на вопрос об известных людях нашей страны. В частности, полученные ответы свидетельствуют об уровне знаний студентов по истории России и основам Российской государственности. В качестве положительного момента можно отметить тот факт, что 65,9% студентов ответили, что знают выдающихся деятелей нашей страны, получивших мировое признание; 31,4% респондентов на этот вопрос ответили — "частично". Вызывает недоумение тот факт, что 2,7% не смогли назвать ни одного из выдающихся российских деятелей, идеи и труды которых признаны во всем мире. Но, несмотря на то, что не все они знают или могут назвать имена выдающихся людей нашей страны, среди ответов на вопрос о знании ее исторического прошлого в целом доминируют положительные показатели: 50,8% опрошенных обсуждают со сверстниками те или иные исторические события своей страны и свою роль в ее созидании; 42,4% студентов проявляют интерес и гордятся историческим прошлым своего Отечества. Однако и здесь имеет место негативный момент, в частности, 6,8% участников анкетирования отметили, что мало интересуются историей и культурой своего Отечества.

В контексте этой группы вопросов студентам был задан вопрос о знании законов Российской Федерации (РФ). При этом было выявлено, что более половины опрошенных — 69,4% ответили, что знают законы своего государства, а в будущем это даст им возможность отстаивать собственные права на спокойную и достойную жизнь. Однако в ходе исследования прослеживается тревожная тенденция — граждане, проживающие на территории РФ, лишь частично знакомы с его законами, на что указали 29,5% анкетируемых. Отрицательные ответы дали 1,1% испытуемых. Возможно, это обусловлено тем, что в данной группе были представители возрастной категории 17-18 лет. Безусловно, возраст не является оправданием для такого положения дел, а поэтому данный вопрос требует повышенного внимания со стороны специалистов образовательных систем.

Вопрос о символике РФ показал следующее: большинство опрошенных — 95,2% ответили, что хорошо знают символику РФ; 3,9% студентов не смогли дать полный ответ на вопрос о знании и значении государственных символов; незначительная часть опрошенных студентов — 0,9% ответили, что не владеют подобными знаниями.

Другой вопрос позволил выявить то, в какой мере студенты знают гимн России. Выяснилось, что 94,4% опрошенных ответили утвердительно; 4,8% юношей и девушек признались в том, что знают, но не весь текст; 0,8% опрошенных дали отрицательный ответ.

Важное значение для понимания особенностей гражданского самосознания современных студентов имел вопрос об их отношении к собственной стране, о готовности жить в этой стране независимо от экономической, политической, социальной и других ситуаций.

Результаты ответов: 67,9% студентов связывают свою последующую жизнь именно с этой страной, планируют работать в ней и ни при каких условиях не уедут из страны. Такую позицию испытуемые этой группы объясняют патриотизмом, а также большими перспективами для карьерного роста в своей стране.

32,1% респондентов предполагают после завершения обучения уехать работать за рубеж (большинство их опрошенных — студенты 1 курсов). Можно предположить, что в процессе обучения и по мере взросления жизненные и профессиональные цели представителей как первой, так и второй группы могут существенно измениться. Безусловно, многое зависит от того, какие установки и ценности будут доминировать в воспитательном процессе образовательных учреждений.

Ответы студентов на вопросы 2 группы разработанной анкеты делают необходимым пересмотр запланированных в вузах мероприятий, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием молодежи. Практика показывает, что необходимо не просто привлекать всех студентов к участию в них, а перевести такие мероприятия из разряда формальных в статус социально и личностно значимых для каждого субъекта образовательной среды.

Третий блок вопросов анкеты позволил выявить знание студентов относительно их "малой родины", т.е. культуры той этнической группы, с которой они идентифицируют себя; определить отношение студентов к существующим традициям, нормам и т.д.

Обобщенный анализ ответов показал, что 52% респондентов хорошо владеют этой информацией; 43% опрошенных отметили, что частично владеют данными знаниями; 5% студентов подчеркнули, что не проявляют интереса к истории своей этнической общности в целом, не знают традиций, обычаев своей этнического общности или региона (например, история казачества), более того, они безразличны к этим вопросам.

Относительно знания родного языка было установлено, что 93,4% испытуемых знают родной язык, т.к. он, по мнению студентов, является главным средством самовыражения, идентификации, развития личности и народа как субъекта исторической деятельности (следует подчеркнуть, что большая часть участников анкетирования — русские); 6% опрошенных ответили, что недостаточно хорошо знают родной язык; 0,6% студентов указали на то, что не знают своего родного языка. В качестве причины, связанной с таким низким уровнем знаний, называлось то, что они относятся к поколению, которое знает русский язык лучше родного в силу проживания среди населения, являющегося носителями русской культуры (находились в русскоязычных детских садах и обучались в русскоязычных школах). При этом подчеркивалось, что во многих семьях родители между собой говорят на родном языке, а с детьми общаются на русском языке, мотивируя это тем, что общение без акцента поможет младшему поколению более успешно адаптироваться в социуме, когда как наличие акцента у представителей старшего поколения часто мешает в работе и жизни.

Ответы на следующий вопрос из этого блока анкеты позволили выявить то, как молодежь воспринимает традиции, обычаи своего народа и как относится к ним. Выяснилось, что 81,2% студентов уверены, что знают традиции и обычаи своего народа. Ответ "частично" дали 17,5% участников анкетирования; 1,3% респондентов выказали мнение, что традиции и обычаи постепенно уходят из повседневной жизни. Последние ответы правомерно связать с отсутствием четкого понимания того, что может быть отнесено к традициям и обычаям. Это соотносится с данными, полученными Ворошиловой А. И. и Бледновой Н. Д., в которых доказано, что практически треть респондентов аналогичного исследования затрудняются с ответом на вопрос: что такое "традиция", а что — "обычай" [3].

Следующий вопрос выявил некоторое противоречие. Несмотря на то, что 81,2% опрошенных заявили о том, что хорошо знают традиции своего народа, только 54,4% испытуемых согласны с тем, что надо вести себя в соответствии с этими традициями (даже если это противоречит нормам местного населения); 45,6% участников анкетирования не были согласны с данным мнением.

Еще одни вопрос позволил выявить отношение студентов к представителям других культур в ситуациях возникновения напряжения или противодействия. Оказалось, что 63% испытуемых готовы отстаивать эти традиции и сделают замечания тем, кто выскажется негативно об их культуре; 25% респондентов отметили, что им станет неприятно, но они промолчат, чтобы не усиливать конфликт; 12% студентов заявили, что не станут придавать этому факту большого значения.

Встречались такие единичные ответы на поставленный вопрос как: постараюсь понять точку зрения участника спора, объяснить причины такого отношения, а при необходимости вступлю в дискуссию; постараюсь открыто выяснить причину такого отношения и буду защищать свой народ, доказывая ошибочность позиции другого; буду реагировать исходя из ситуации, но обязательно сделаю для себя выводы; буду приводить аргументы в защиту своей культуры и существующих традиций; попрошу не говорить так при мне, а если человек открыт для дискуссии, то мы можем обсудить его и мои взгляды и т.д. В ответах встречались и более агрессивные высказывания, указывающие на готовность физического воздействия по отношению к оппонентам.

Не менее значимой составляющей, рассматриваемой нами в качестве компонента гражданского самосознания, является способность личности к сотрудничеству с другими субъектами социальных отношений поликультурной среды. Поэтому мы в анкету включили вопрос, направленный на выявление этой способности, т.е. на изучение способности и готовности студентов конструктивно взаимодействовать, сотрудничать с представителями других культур. В результате анализа ответов по данному вопросу было установлено, что 89,3% испытуемых готовы к сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.п.; 9,6% опрошенных указали на то, что готовы к этому в исключительных случаях, обосновывая свой ответ тем, что наблюдали случаи унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания, видели подобные случаи по телевидению, слышали о подобных случаях от знакомых. 1,1% анкетируемых заявили о нетерпимости к другим из-за пола, расы, национальности, религии, традициям и т.п.

Еще один вопрос из этой группы был направлен на выявление способов и норм поведения студенческой молодежи в социуме независимо от этнической принадлежности. 93,2% в своих ответах указали, что в обществе они ведут себя в соответствии с принятыми нормами поведения; 5,1% опрошенных подчеркнули, что способны иногда их нарушать в общественных местах или при общении друг с другом, родителями, преподавателями; 1,7% отметили, что не ориентируются на существующие нормы, образцы поведения, что, возможно, связано с уже имеющейся склонностью этой группы студентов к деструктивному поведению.

Содержание вопросов в четвертой группе анкеты предполагало выявление ряда личностных характеристик студентов, имеющих существенное значение для формирования и проявления гражданского самосознания: активность, ответственность, заботливость, уважение, такт, честь, достоинство и др.

Одной из важных характеристик субъекта общественных отношений, отражающих уровень гражданского самосознания, на наш взгляд, является ответственность (социальная и личностная), на выявление которой и был направлен первый вопрос этого блока анкеты.

Анализ ответов, полученных на этот вопрос, показал, что 78,6% студентов готовы взять на себя ответственность в трудной социальной ситуации; 19,5% не всегда проявляют требуемый уровень ответственности в системе социальных отношений по причине отсутствия доверия к лидеру, команде и желания рисковать. При этом студенты этой подгруппы обвиняют других в собственных неудачах. Отрицательные ответ дали 1,9%, т.к. уверены, что от них ничего не зависит в обществе, они ничего не смогут изменить и ни на что не могу повлиять.

Вопрос социальной ответственности имеет непосредственную связь с личной ответственностью. Исследование показало, что среди опрошенных 95,5% анкетируемых готовы отвечать за свои поступки и осознавать их последствия; 3,4% студентов заявили, что не в полной мере освоили статус взрослого человека, который позволяет им действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки; у 1,1% опрошенных выявлена низкая личная ответственность, что, возможно, обусловлено стилем семейного воспитания, полным отсутствием способности самостоятельно решать жизненные задачи, преодолевать возникающие факторы риска на пути достижения своих целей. Следствием несформированной личной ответственности является снижение самооценки и уверенности в себе, отсутствие потребности в успехе и т.д. Этих студентов следует рассматривать как "группу риска" и проводить с ними соответствующую работу.

Следующий важный показатель гражданского самосознания — активность субъекта деятельности. Вопрос о готовности проявлять активность показал, что 34% респондентов достаточно активно выполняют отдельные общественные поручения; 27,3% испытуемых отметили, что не всегда имеют возможности для участия в общественных мероприятиях (недостаток времени и материальных средств, большая учебная нагрузка, собственная инерция и пр.); 16% из группы анкетируемых заявили, что стараются найти причины для отказа выполнять общественные поручения; 15,1% студентов подчеркнули, что всегда активно участвуют в жизни вуза; 7,6% — указали на то, что у них другие приоритеты, а именно, они вынуждены подрабатывать, т.к. живут в другом городе самостоятельно, практически не пользуются помощью родителей, в связи с чем им необходимо частично себя обеспечивать.

Для полного понимания роли активности в жизни человека, мы в анкету включили вопрос о политической активности современной молодежи. Поставленный вопрос показал следующее: 39,5% опрошенных проявляют высокий уровень социально-политической активности во время выборов Президента РФ и депутатов Государственной думы; 32,5% респондента заявили о том, что они следят за новостями, смотрят дебаты, но в голосовании не участвуют; 25,5% студентов ответили, что не проявляют интерес к политической жизни страны и на выборы не ходят; 2,5% отметили, что проявляют активность в голосовании, но не призывают к этому других.

Но, как известно, политическая активность человека проявляется не только в период избирательных кампаний. Поэтому анкета была дополнена вопросом, позволившим выявить степень активности студентов и их отношение к другим политическим событиям, происходящим в нашей стране. Результаты ответов: 45% анкетируемых ответили, что осведомлены об общественно-политических событиях и имеют собственные аргументированные оценки относительно происходящих событий; 37,9% — следят за происходящим, обсуждают политические события со сверстниками и близкими людьми; 8,6% не проявляют интереса к политическим вопросам; 8,5% опрошенных заявили, что недостаточно осведомлены в этих вопросах, не имеют собственных суждений и не дают оценок происходящему, а поэтому чаще всего ориентируются на мнение других.

Такое качество личности, как уважительность, способность проявлять уважение к другим является показателем зрелости и рассматривается нами в качестве элемента гражданского самосознания. В связи с этим в этот блок анкеты мы включили вопрос о способности студентов проявлять уважение к традициям и культуре своей страны и к представителям других культур.

В результате обобщения полученных данных было установлено, что 53,3% анкетируемых уважают культуру и традиции других национальностей и всегда пресекают неуважительное отношение к ним; 39,8% — проявляют интерес и уважение к культуре и традициям других национальностей; 5,6% испытуемых дали отрицательный ответ; 0,9% студентов заявили, что к культуре и традициям других национальностей относятся пренебрежительно; 0,2% отпрошенных отметили, что проявляют интерес к чужой культуре, если она не противоречит мировоззрению, 0,2% испытуемых затруднились в выборе ответа. Несмотря на то, что доминировали положительные ответы, педагогическим коллективам, общественности следует обратить внимание на некоторые показатели с целью постановки и решения задач, связанных с организацией поликультурного воспитания студентов.

Наличие такого качества, как "заботливость", при анкетировании выявлялось в контексте проблемы готовности студентов проявлять заботу о своих родителях, т.к. это ближе им в данный момент времени. Ответы обучаемых позволили установить, что 96,8% студентов готовы заботиться о своих родителях (о старшем поколении) и детях (несмотря на отсутствие собственных детей в силу возраста); 3,2% ответили, что это не входит в их жизненные планы. Возможно, данное обстоятельство можно объяснить условиями депривации, в которых находились эти молодые люди: не сложившиеся отношения с близкими, разрыв семейных отношений по причине неразрешенных семейных конфликтов, воспитание в детских домах или в приемных семьях и др. Такие результаты требуют проведения дополнительных исследований, направленных на выявление особенностей эмоционального интеллекта, семейных и социальных отношений среди этих студентов а, возможно, и о начале формирования склонности к деструктивному поведению.

Выявление такого качество, как тактичность и вежливость, показало, что среди студентов 88% проявляют их при общении со старшими и товарищами, одобряют и поддерживают эти качества у других; 9,3% анкетируемых отметили, что тактичны, но равнодушны к бестактности других людей; 1,9% опрошенных соблюдают вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов; 0,8% студентов заявили, что могут быть бестактными, отвечая на грубость грубостью.

В качестве важного показателя гражданского самосознания личности мы рассмотрели способность бережно относиться к материальным и не материальным предметам окружающего мира, а также к себе самому. С этой целью в анкету был включен ряд вопросов, который позволил вывить, что 62,5% студентов берегут общественное достояние; 35,8% — уважают чужую собственность, стимулируют к этому других; 1,7% признались, что могут нанести ущерб чужой и общественной собственности, что объясняют желанием привлечь внимание той социальной группы, с которой они идентифицируют себя.

Способность к бережному отношению в контексте анализа собственной личности выявлялась посредством вопроса об отношении к своему здоровью. Исследование показало, что 62,4% студентов этой выборки ведут здоровый образ жизни, укрепляют здоровье, оберегают от вредных привычек себя и друзей; 29,5% — соблюдают все правила ведения здорового образа жизни, но к здоровью других относятся равнодушно; 8,1% анкетируемых отметили, что к своему здоровью относятся безответственно, имеют вредные привычки, нуждаются в контроле и поддержке со стороны взрослых. На наш взгляд, не все студенты дали честный ответ и здесь имеет место фактор социальной привлекательности. Иначе говоря, всем известно, что сегодня "модно" быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Однако отсутствие жизненного опыта и знаний в области здоровьесберегающих технологий не позволяет молодым людям в полной мере бережно относиться к своему здоровью. Кроме этого, юношеский возраст часто характеризуется вовлеченностью в социальные сети и онлайновую коммуникационную среду, формирующие интернет-зависимость, что негативно сказывается на их психическом и физическом здоровье.

Следующий вопрос касался более значимой, по мнению самих студентов, составляющей гражданского самосознания — честь и достоинство. Полученные ответы показали, что 94,3% участников анкетирования ответили, что берегут свои честь и достоинство, а также уважают достоинство других; 5,1% студентов отметили, что не всегда ведут себя так, каким должно быть поведение человека и его отношение к другим с позиции их понимания категорий "честь" и "достоинство"; 0,6%, заявили об отсутствии уважения к себе как личности и о том, что они не заботятся о своих чести и достоинстве. Последние ответы позволяют отнести этих студентов к "группе риска" и предложить им консультации практических психологов.

Безусловно, данные анкетирования требуют дополнительных исследований. Однако и эти результаты делают необходимым организацию и проведение системы мероприятий, направленных на поддержку тех студентов, ответы которых позволяют включить их в "группу риска", а также пересмотра воспитательной работы в образовательных учреждениях в целом, начиная с диагностики первокурсников. Это позволит выделить тех студентов, которым нужна психолого-педагогическая помощь и поддержка, а также наметить направление работы по формированию социально одобряемых, востребованных в будущем качеств и характеристик, в т.ч. составляющих и основу гражданского самосознания группы.

Рекомендации

С целью формирования гражданского самосознания студентов не только как будущих специалистов, но и как будущего поколения российского общества, следует акцентировать внимание на тех мероприятиях, которые позволят обучаемым стать их активными участниками с сформировать собственную жизненную позицию.

1. Усиление роли социально-гуманитарных дисциплин в системе подготовки будущих специалистов

Одной из возможностей возрождения идеи российского величия является преподавание социально-гуманитарных дисциплин в школах и вузах с целью формирования таких важных, социально одобряемых качеств, как патриотизм, гражданственность, гуманизм, толерантность. Ведущее значение в этом процессе принадлежит таким дисциплинам, как история, социология, религиоведение, политология, культурология, педагогика и психология, воспитательный потенциал которых в полной мере можно использовать при воспитании будущих граждан нашей страны. Безусловно, важное значение здесь имеет уровень профессиональной компетентности учителей и преподавателей, степень осознания представителями педагогического сообщества о тенденциях развития общества и образовательных организаций, о целях и задачах подготовки молодежи к жизни в сложном, постоянно меняющимся поликультурном мире.

2. Актуализация целей и задач, направленных на популяризацию традиций и обычаев народов, проживающих в нашей стране

Для популяризации народных традиций и обычаев важно проводить мероприятия, активными участниками которых будут сами студенты. В этом случае они смогут не просто взаимодействовать с представителями других культур, но и делиться с ними культурно-историческим опытом своего народа. Это важно по причине того, что, несмотря на доминирование в России представителей русской культуры, важно заинтересовать студентов в познании обычаев и традиций тех народов, которые проживают и учатся в одном социокультурном пространстве.

Результаты исследования позволяют утверждать, что проблема утраты национальной истории и прошлого по-настоящему актуальна и возрастает с каждым днем. Однако у нынешнего поколения есть шанс предотвратить национальную амнезию через знакомство с культурой, традициями, праздниками в школах и вузах, проведение ознакомительных тематических экскурсий и выставок, создание самими студентами фильмов об истории и традициях своего народа, его традициях и праздниках.

Безусловно, работа с целью популяризации традиционных ценностей тех или иных народов должна и может проводиться в общеобразовательных организациях. Но при этом следует учитывать, что основным первичным агентом социализации личности в плане формирования представлений о национальных традициях является семья, что подтверждается результатами проведенного исследования. Поэтому при организации работы образовательных учреждений важно устанавливать и поддерживать связь с семьями студентов, культивировать в первую очередь ценность семьи вне зависимости от национальной принадлежности обучаемых.

3. Использование интегративного подхода в процессе подготовки будущих специалистов как субъектов поликультурного социума

С целью совершенствования не только профессионализма деятельности, но и профессионализма личности будущих специалистов, в образовательном процессе необходимо использовать интегративный подход, который позволит объединить усилия представителей различных научных направлений, методических служб, принимающих непосредственное участие в обучении студентов, в направлении формирования у них социально одобряемой профессиональной позиции, способной обеспечить выпускникам успех в личностно-профессиональной самореализации с учетом тенденций развития современного общества, где одними из важных сегодня являются внедрение идей патриотизма, гражданственности, поликультурности, личной и социальной ответственности не только за себя, но и за судьбу своей страны. Важным в этом процессе является диагностический этап, позволяющий выявить актуальный уровень сформированности тех или иных качеств, характеристик, свойств и способностей обучаемых.

4. Применение традиционных и новых воспитательных технологий, направленных на формирование гражданского самосознания обучаемых

Сегодня в образовательном процессе образовательных учреждений должны использоваться и успешно сочетаться как новые (проектная технология, кейс-технология, ТРИЗ-технология, арт-педагогическая технология и пр.), так и получившие свое признание традиционные методы, технологии воспитательного воздействия (беседы, трудовые акции, волонтерское движение и пр.). Применение всего многообразия разработанных и апробированных методов, способов воспитательного воздействия обеспечит студентам приобретать новые и совершенствовать имеющиеся личностные качества, имеющие не только профессиональную значимость, но и возможность успешно функционировать в социуме; выбрать и реализовывать наиболее приемлемые, социально одобряемые стратегии личностно-профессиональной самореализации, что также станет еще одним вкладом в процесс формирования их гражданского самосознания.

Обсуждение

Наши результаты согласуются с данными исследований Артюхиной Т. С., которая подчеркивает необходимость развития гражданского самосознания через обеспечение определенных педагогических условий; Баевой Л. В., указывающей на то, что гражданское самосознание соотносится с чувством сопричастности с народом своей страны, государством, а также с отношением к самому государству, в данном случае к России; Павленко Л. И., которая заявляет о значимости формирования гражданского самосознания специалиста в связи с тем, что именно гражданское самосознание составляет стержневую основу социально ценных качеств специалиста (гражданственность, ответственность, толерантность, справедливость и др.), следовательно, его можно рассматривать как профессионально важное качество личности.

Полученные данные позволяют определить круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к применению различных психолого-педагогических технологий, направленных на совершенствование знаний студентов, связанных: с историей России; основными законами РФ; историческим прошлым своей этнической общности; общественно-политическими событиями в стране; выдающимися деятелями страны, получившими мировое признание, и т.д.

Важное значение для образовательных учреждений имеет и организация работы по развитию личностных качеств, составляющих основу гражданского самосознания (активность, ответственность, уважение, толерантность и др.), которые способны обеспечить будущим специалистам выбор социально одобряемых стратегий личностно-профессиональной самореализации.

Заключение

Анализ вопросов, связанных с выявлением особенностей гражданского самосознания современных студентов, позволил выявить не только позитивные тенденции в отношении рассматриваемого феномена, но и проблемные зоны, требующие целенаправленной и системной работы в образовательных учреждениях.

Результаты проведенной диагностики позволяют определить направления дальнейших исследований по выбору и использованию воспитательных технологий, обеспечивающих эффективность процесса формирования и последующего развития личностных качеств и характеристик студентов, представленных в структуре гражданского самосознания. Практика показывает, что здесь должны применяться как традиционные, подтвердившие свою эффективность, так и новые воспитательные технологии. В качестве рекомендаций предложено: акцентировать внимание на роли социально-гуманитарных дисциплин при обучении молодежи; актуализировать вопросы, связанные с постановкой целей и задач, направленных на популяризацию традиций и обычаев народов, проживающих в нашей стране; использовать интегративный подход в процессе подготовки будущих специалистов как субъектов поликультурного социума; активно применять в образовательном процессе как традиционные, так и новые воспитательные технологии, обеспечивающие формирование гражданского самосознания обучаемых.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. Артюхина Т. С. Развитие гражданского самосознания студентов колледжа во внеучебной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Артюхина Татьяна Сергеевна. Казань, 2020. 232 с.

2. Павленко Л. И. Формирование гражданского самосознания специалиста социальной сферы в процессе его профессионализации (На материалах исторического краеведения): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2002 208 c. РГБ ОД, 61:02-13/1707-6.

3. Сахневич И. Д. Гражданское самоопределения молодежи (современные воспитательные технологии). Пути внедрения инновационных технологий в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов ПТО: Материалы IV Международ. науч.-практ. конф., 27-28 ноября 2007 года. М.: ДИПО ИПП, 2012. Сб. 2. С. 38-42.

Список литературы

1. Артюхина Т. С. Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014;(4):29-34.

2. Баева Л. В. Гражданское самосознание молодежи в современной России и проблема культурной безопасности. Человек. Сообщество. Управление. 2013;(3):109-18.

3. Ворошилова А. И., Бледнова Н. Д. Сохранение традиций в уральских семьях в условиях трансформации социальных институтов. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VII Между народной научно-практической конференции: в 2-х томах, Екатеринбург, 19-20 апреля 2021 года. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Том 1. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. c. 253-6. EDN ZNKIKS.

4. Попова Н. В. Формирование гражданского самосознания студентов вузов. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2014;(7):9.

5. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал. Ред. Тишков В. А., Бараш Р. Э., Степанов В. В. Москва: ИЭА РАН, 2014. 342 с. ISBN: 978-5-4211-0120.

6. Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодежи. Высшее образование в России. 2012;(12):71.

7. Шестопалова О. Н., Злобина А. В. Оценка гражданского само сознания и патриотизма современных студентов. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: сборник материалов конференции, Екатеринбург, 17-18 марта 2016 года. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. Сс. 3161-7. EDN WGCHMZ.

8. Baer ВЕ. Socialization into, dominant VS. counter ideology among universities educated Canadians. Canadian Review of Sociology/ Revue canadienne de sociologie. 1990;27(4):487-504.

9. Der-Karabetian A, Alfaro M, Cao Y. Relationship of sustainable behavior,world-mindedness, national and global identities, perceived environmental risk and globalization impact among college students in the United States. Psychology and cognitive sciences. 2018;(4):8-13.


Об авторах

И. В. Кольцова
ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Россия

к.п.н., доцент, доцент кафедры общей и возрастной психологии.

Ставрополь



В. В. Долганина
ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Россия

к.п.н., доцент, зав. кафедрой общей и возрастной психологии.

Ставрополь



М. И. Плугина
ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет" Минздрава России
Россия

д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин.

Ставрополь



Дополнительные файлы

  • Определен круг вопросов, получивших максимальное количество положительных ответов сту­дентов современных вузов, отражающих высокий уровень их гражданской идентичности и самосознания.
  • Проведен подробный анализ вопросов анкеты.
  • Разработанная автором и апробированная в ходе проведения экспериментального исследования анкета имеет практическую ценность при диагностике особенностей гражданского самосознания студентов вуза на современном этапе развития общества и образовательных систем.

Рецензия

Для цитирования:


Кольцова И.В., Долганина В.В., Плугина М.И. Особенности гражданского самосознания студентов вуза на современном этапе развития образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(2S):4084. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4084. EDN: NDBUFA

For citation:


Koltsova I.V., Dolganina V.V., Plugina M.I. Features of civic consciousness of university students at the present stage of educational development. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2024;23(2S):4084. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4084. EDN: NDBUFA

Просмотров: 291


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)