Preview

Кардиоваскулярная терапия и профилактика

Расширенный поиск

Сестринское дело в Ливане: историческая эволюция, современные вызовы и профессиональная подготовка

https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4430

EDN: VHMIMA

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Сестринское дело в Ливане представляет собой уникальный пример медицинской профессии, сформированной под влиянием многовековой истории, богатого социокультурного разнообразия и сложной геополитической обстановки. Эта область здравоохранения прошла путь от традиционных практик ухода за больными в семейных и общинных структурах до высококвалифицированной деятельности, основанной на современных научных знаниях и международных стандартах. Ливанские медсестры сталкиваются с нехваткой ресурсов и необходимостью работы в мультикультурной среде в условиях социальной и экономической нестабильности, что требует от них не только профессиональных навыков, но и исключительной психологической устойчивости, этической компетентности и культурной чувствительности. Одной из наиболее острых проблем является массовая миграция медсестер за рубеж, которая представляет критическую кадровую угрозу системе здравоохранения страны. Сравнение с опытом российских медсестер позволяет выделить как общие черты, так и различия, обусловленные национальными особенностями, что обогащает понимание глобальных вызовов этой профессии.

Для цитирования:


Валькова В.Г., Золотухина Е.Н., Ищук Т.Н., Саада М. Сестринское дело в Ливане: историческая эволюция, современные вызовы и профессиональная подготовка. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(2S):4430. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4430. EDN: VHMIMA

For citation:


Valkova V.G., Zolotukhina E.N., Ishchuk T.N., Saada M. Nursing in Lebanon: historical evolution, modern challenges, and professional training. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(2S):4430. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4430. EDN: VHMIMA

Дефицит медицинских сестер является проблемой охраны здоровья подавляющего большинства стран в мире. В то же время причины нехватки кадров различны и представляют исследовательский интерес для минимизации их влияния на рынок труда. В данной статье представлена сравнительная характеристика общегосударственных условий и профессиональной среды медсестер Ливана и России. Особое внимание уделено оттоку медицинских сестер из профессии и миграционным процессам. Представлены особенности систем подготовки медсестер в обеих странах, сходство и различия функционала и компетентности, которые могут стать залогом успешного обмена опытом и технологиями. Межгосударственное взаимодействие, а также сотрудничество профессионального сообщества медсестер Ливана и России и образовательных организаций позволит внести вклад в решение проблем кадрового обеспечения здравоохранения медсестрами.

Сестринское дело в Ливане представляет собой уникальный пример медицинской профессии, сформированной под влиянием многовековой истории, богатого социокультурного разнообразия и сложной геополитической обстановки. Эта область здравоохранения прошла путь от традиционных практик ухода за больными в семейных и общинных структурах до высококвалифицированной деятельности, основанной на современных научных знаниях и международных стандартах. Ливанские медсестры сталкиваются с нехваткой ресурсов и необходимостью работы в мультикультурной среде в условиях социальной и экономической нестабильности, что требует от них не только профессиональных навыков, но и исключительной психологической устойчивости, этической компетентности и культурной чувствительности. Одной из наиболее острых проблем является массовая миграция медсестер за рубеж, которая представляет критическую кадровую угрозу системе здравоохранения страны. Сравнение с опытом российских медсестер позволяет выделить как общие черты, так и различия, обусловленные национальными особенностями, что обогащает понимание глобальных вызовов этой профессии.

Исторические корни сестринского дела в Ливане уходят в доинституциональный период, когда уход за больными был прерогативой женщин в семьях и общинах. В традиционном ливанском обществе, где семейные ценности и тесные социальные связи играли центральную роль, медицинская помощь сводилась к применению народных средств и передаваемых из поколения в поколение знаний. Женщины использовали травяные отвары, например, ромашки для лечения лихорадки или мяты для облегчения желудочных болей, а также простые компрессы и массаж для снятия боли. В горных деревнях Ливана, таких как Бшарре, женщины применяли масло оливы для заживления ран, что отражало сочетание практического опыта и местных традиций. В исламской и христианской культурах забота о больных воспринималась как духовный долг и акт милосердия, что способствовало активному участию религиозных общин. Христианские монашеские ордена, такие как сестры милосердия, организовывали приюты для бедных и больных еще в Средние века, а мусульманские благотворительные группы предоставляли помощь в мечетях. Во время эпидемий чумы XVIIв религиозные женщины в Бейруте изолировали больных в отдельных помещениях, используя примитивные методы карантина, что демонстрировало ранние попытки организации ухода за инфекционными больными.

С приходом Османской империи (1516-1918) медицинская практика в Ливане оставалась ограниченной и неформальной. В XIXв влияние европейских миссионеров усилилось, что привело к созданию современных медицинских учреждений. Одним из ключевых стал госпиталь Святого Георгия в Бейруте, основанный в 1878г православной общиной, что отражало рост медицинских учреждений на фоне миссионерской деятельности, начатой в 1830-х годах протестантами и иезуитами [1]. Со временем в таких учреждениях начали развиваться роли медсестёр, что заложило основу для сестринского дела.

Значительный прогресс наступил в XIX-XXвв с проникновением западных медицинских традиций. Основание Американского университета Бейрута (AUB) в 1866г стало поворотным моментом в организации подготовки кадров для здравоохранения. В 1905г при университете открылась первая школа медсестёр в регионе1, предложившая структурированное образование, включавшее анатомию, физиологию, фармакологию и клиническую практику [1]. Радикальное изменение статуса медсестёр из помощниц врачей в полноправных участников лечебного процесса существенно повысило качество медицинской помощи, хотя женщины долгое время сталкивались с гендерными стереотипами, ограничивавшими их роли в основном уходом и помощью врачам-мужчинам [2]. В 1920-х годах выпускницы AUB начали ассистировать в операционных, устанавливать катетеры, обрабатывать послеоперационные раны и вести записи о состоянии пациентов. В период французского мандата (1920-1943) влияние европейских стандартов усилилось: французские медицинские школы в Бейруте внедрили курсы по санитарии, антисептике и базовым хирургическим навыкам, а в 1930-х годах медсестры в госпитале Сен-Жозеф начали вакцинацию против оспы и дифтерии, что способствовало снижению детской смертности.

После обретения Ливаном независимости в 1943г сестринское дело вступило в новую фазу. В 1950-х годах начали открываться национальные медицинские колледжи, такие как школа при Университете Святого Иосифа (USJ), предлагающие программы, ориентированные на практические и теоретические навыки. Ключевую роль в профессионализации сыграла созданная в 1960-х годах Ассоциация медсестер Ливана, к заслугам которой относятся: разработка кодекса профессиональной этики, утверждение стандартов сестринской практики и повышение квалификации медсестёр. В 1960-х годах в сельских клиниках долины Бекаа медсестры проводили кампании по вакцинации против полиомиелита, обучая матерей уходу за детьми, что способствовало снижению заболеваемости. Образовательные программы с включенными модулями по интенсивной терапии, неотложной помощи и сестринскому менеджменту были соотнесены с программами США и Европы, а западные стандарты [1], внедрённые с начала XXв, заложили основу для международной конкурентоспособности ливанских медсестёр [2].

Современное сестринское дело в Ливане функционирует в условиях хронической нестабильности. Политические конфликты, такие как гражданская война 1975-1990гг, война 2006г между Израилем и "Хезболлой", экономический кризис с 2019г и гуманитарные катастрофы, включая взрыв в порту Бейрута в августе 2020г, создают экстремальные вызовы здравоохранению. Во время взрыва медсёстры работали в разрушенных госпиталях, таких как Святого Георгия, где использовали фонарики мобильных телефонов для освещения операционных из-за отключения электричества. В первые часы после катастрофы медсёстры обрабатывали раны пострадавших с ограниченными запасами медикаментов. Исследования показывают высокий уровень профессионального выгорания среди ливанских медсестёр, связанный с перегрузкой, эмоциональным стрессом и моральным истощением [3]. Экономический кризис обесценил зарплаты: если до 2019г средний доход медсестры составлял около $1000 в месяц, то к 2023г он упал до $100-200 2 из-за девальвации ливанского фунта, что стало одной из причин массовой миграции медперсонала.

Миграция медсестер за рубеж превратилась в системную проблему для Ливана. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 20% медсестер — примерно 2000 человек — покинули страну в период с 2020 по 2023гг [4], продолжая традицию мобильности выпускников медицинских факультетов, начавшуюся в начале XXв [1]. Основные направления включают страны Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар), Европу (Франция, Германия, Великобритания) и Северную Америку (Канада, США). Причины очевидны: низкие зарплаты ($100-200 vs $2000-3000 за рубежом), отсутствие карьерных перспектив, политическая нестабильность и ухудшение условий труда и жизни [5]. Исследование El-Jardali, et al. (2008), проведенное до кризиса, показало, что 59% уехавших медсестер были готовы вернуться при условии повышения доходов и улучшения инфраструктуры [6], но в 2022г согласно опросам Ливанского Красного Креста этот показатель упал до 10%. В 2021г некоторые медсестры уезжали в Катар, увеличив свой доход в 15 раз и получив доступ к современному оборудованию [7], которого не было в их родной больнице. В госпитале AUB Medical Center в том же году уволились 40% опытных медсестер, большинство из которых уехали в ОАЭ и Саудовскую Аравию, где предлагают не только высокие зарплаты, но и социальные гарантии в виде жилья и страховки [8].

Последствия миграции катастрофичны для системы здравоохранения Ливана. Уход опытных специалистов оставляет госпитали с молодыми, недостаточно подготовленными кадрами, что снижает качество медицинской помощи3. В крупных больницах соотношение пациентов к медсестрам значительно возросло, что привело к увеличению медицинских ошибок и задержкам в уходе. В сельских районах нехватка медсестёр обостряет кризисы, такие как возможные отравления, где отсутствие опытного персонала замедляет помощь и ухудшает состояние пациентов. Обучение новичков также страдает: без наставников молодые медсестры учатся методом проб и ошибок, что опасно в условиях нестабильности. В условиях кризиса в Бейруте медсёстры, работающие по 12-16 ч в сутки, сталкивались с серьёзным переутомлением, что могло приводить к случаям физического истощения, включая обмороки на смене.

Однако миграция имеет и положительные стороны. Уехавшие медсестры отправляют домой денежные переводы, которые составляют значительную часть валютного притока: по данным Центрального банка Ливана, в 2022г такие переводы достигли 15% внешних поступлений, поддерживая семьи и местную экономику. Некоторые возвращаются с новыми навыками, обогащая практику. Например, вернувшиеся медсестры внедрили системы телемедицины [9], позволив консультировать пациентов в труднодоступных районах, а также привезли методики ухода за хронической болью, улучшив реабилитацию в госпитале Hôtel-Dieu de France с использованием техник физиотерапии и психологической поддержки. Такие примеры редки, но демонстрируют потенциал для реинтеграции.

Правительство Ливана пытается противодействовать оттоку медицинских сестер, что также поддерживается международными стратегиями4. В 2023г Министерство здравоохранения запустило программу субсидий, предлагая дополнительно $300 в месяц медсестрам в государственных госпиталях, но из-за бюджетного дефицита охват составил лишь 10% персонала. В 2022г Ассоциация медсестер Ливана предложила план поддержки медсестер на государственном уровне [10], включающий повышение зарплат до $800-1000, сокращение смен до 8 ч, улучшение условий труда, закупку оборудования, но он остался нереализованным из-за отсутствия финансирования. Эксперты, такие как профессор здравоохранения AUB Фади Эль-Джардали, считают, что без международной помощи и системных реформ, включая налоговые льготы для медсестер и гранты на обучение, миграция продолжит разрушать систему здравоохранения Ливана.

В условиях кризиса медсёстры в Ливане выполняют расширенные функции, особенно в сельских районах, где врачей мало. Они диагностируют простые заболевания, такие как инфекции дыхательных путей, назначают базовые лекарства, проводят процедуры вроде инъекций и обработки ран, а также обучают пациентов управлению хроническими состояниями, такими как диабет и гипертония. Мультикультурная компетентность является неотъемлемой частью их работы из-за разнообразия населения Ливана, включающего христиан, мусульман (шиитов и суннитов), друзов, армян и другие меньшинства. Медсёстры адаптируют процедуры под культурные и конфессиональные особенности: во время Рамадана они корректируют приём лекарств для постящихся пациентов, а в случае отказа от переливания крови, как у свидетелей Иеговы, используют альтернативные методы лечения, такие как эритропоэтин для стимуляции кроветворения. Учёт культурных традиций повышает доверие пациентов и способствует улучшению исходов лечения.

Образовательные программы в Ливане, такие как в AUB и USJ, уделяют мультикультурной компетентности особое внимание5. Студенты изучают культурную антропологию, эмоциональный интеллект и эмпатию на практических тренингах. Например, в AUB симуляции обучают работе с друзами, где родственники присутствуют при родах, требуя от медсестер координации с семьей. В USJ курс "Мультикультурный уход" включает разбор кейсов, таких как помощь женщинам из мусульманских общин, где требуется уважение к строгим гендерным нормам — осмотр только медсестрами-женщинами. Эти навыки позволяют налаживать доверительные отношения с пациентами и снижать их стресс, что особенно важно в условиях нестабильности, хотя культурные барьеры могут затруднять такой подход [11].

Психологическая подготовка приобрела критическую значимость из-за частых кризисов. Гражданская война, конфликт 2006г и взрыв в Бейруте оставили высокий уровень посттравматического стрессового расстройства среди населения и медперсонала [12]. Программы включают обучение оказанию первой психологической помощи (PFA): после взрыва в порту медсёстры из Hôtel-Dieu de France использовали PFA, проводя беседы с пострадавшими, чтобы снизить их тревогу и шок. В USJ курс "Кризисная психология" обучает управлению эмоциями и активному слушанию: в 2021г медсёстры применяли эти навыки в лагерях сирийских беженцев, помогая детям с травмами войны. Профилактика профессионального выгорания также в фокусе: тренинги по медитации, дыхательным упражнениям и планированию отдыха помогают медсёстрам сохранять психологическую устойчивость. В клинике Рафик Харири медсёстры организовали группы поддержки, где обсуждают стресс и делятся опытом по минимизации эмоционального истощения, что в 2022г помогло многим вернуться к работе после перегрузки.

Среди арабских стран Ливан занимает лидирующие позиции по качеству медсестринского образования благодаря сильным университетам, таким как AUB, который входит в топ-50 медицинских школ региона по рейтингу QS Arab Region University Rankings (2023). Это делает Ливан привлекательным для студентов из соседних стран — Сирии, Иордании, Палестины и даже Египта, где образовательные стандарты оставляют желать лучшего, а доступ к западным программам ограничен. Например, в AUB ежегодно обучается около 15% иностранных студентов из этих стран, привлеченных репутацией и англоязычными курсами. Профессия медсестры в Ливане считается престижной благодаря исторической роли женщин в уходе и высокому уровню подготовки, но экономический кризис, наряду с исторически сложившимся восприятием профессии как непрестижной из-за гендерных стереотипов, снизил её популярность среди молодёжи, которая видит в ней нестабильный доход и тяжёлые условия труда [2]. Тем не менее около 30% выпускников сестринских программ (примерно 200 из 600 ежегодно) продолжают обучение на врачей, поступая на медицинские факультеты в Ливане или за рубежом, что, безусловно, отражает амбиции и стремление к росту.

В Ливане медсестер готовят около 10 учреждений, включая AUB, USJ, Ливанский университет (государственный) [13], Университет Баламанд и несколько частных колледжей, таких как Saint George University. В отличие от России, где получение профильных квалификаций (рентген-лаборант, педиатрическая медсестра, операционная медсестра) требует дополнительного обучения после базовой подготовки по сестринскому делу, в Ливане специализация интегрирована в бакалавриат: студенты выбирают направления (неотложная помощь, педиатрия, интенсивная терапия) на старших курсах. Однако отдельные сертификаты, как и в России, также доступны через короткие курсы (3-6 мес.). Студенты медицинских вузов Ливана могут работать медсестрами во время учебы, получая практический опыт, что поддерживается университетами как часть подготовки.

Несмотря на кризис, технологии играют важную роль в сестринской практике Ливана. В клинике Рафик Харири медсёстры используют цифровые системы для мониторинга пациентов [13], но перебои с электричеством часто вынуждают возвращаться к бумажным записям. Мобильные приложения для отслеживания хронических заболеваний, внедряемые в Бейруте, помогают сокращать визиты в стационар. Этические дилеммы остаются острыми: во время пандемии COVID-19 медсёстры сталкивались с необходимостью принимать сложные решения, например, о распределении кислорода, что иногда вызывало споры среди коллег, но могло спасать жизни.

Сравнение с российскими медсестрами выявляет различия и сходства. Ливанские медсестры осваивают программу бакалавриата (BSN, 4 года) с 18 лет после 12 лет школы, с упором на мультикультурность и психологию из-за разнообразия населения и кризисов. В России образование более гибкое: среднее профессиональное (3-4 года) доступно после 9 класса (с 15 лет) или 11 класса, а бакалавриат — после школы. Например, в Московском медицинском колледже № 1 учеба после 9 класса сейчас занимает 2 года 10 мес., позволяя специалистам быстро войти в профессию, тогда как в Ливане ранний старт невозможен. Российские программы сосредоточены на клинических навыках и стандартизации, с меньшим вниманием к культурным аспектам, обусловленным высокой общностью населения.

В России около 450 колледжей и 160 вузов готовят медсестер, что значительно больше, чем в Ливане. Специализация (рентген-лаборант, педиатрия, анестезиология и т.д.) относится к системе дополнительного профессионального образования в отличие от интегрированного подхода в Ливане. Около 10% российских выпускников сестринских программ (ежегодно несколько тысяч) идут учиться на врачей, что меньше, чем в Ливане, из-за доступности среднего образования и меньшей мотивации к дальнейшему обучению. Студенты-медики в России могут работать медсестрами во время учебы только после сдачи специального экзамена со строгими требованиями6, тогда как в Ливане это обычная практика.

Карьерный рост медсестёр в Ливане ограничен: без эмиграции они редко поднимаются выше старшей позиции из-за экономического кризиса и нехватки возможностей. За рубежом, особенно в странах Персидского залива, они могут стать руководителями отделений или преподавателями. В России путь шире — от старшей медсестры до главной или преподавателя, хотя бюрократия и низкая оплата тормозят развитие. В Москве главной медсестрой можно стать, имея 10-15 лет стажа и пройдя курсы повышения квалификации, а альтернативой является высшее сестринское образование с интернатурой. Зарплаты в Ливане составляют $100-200 в месяц, в России — 40000-60000 рублей ($400-600), в Москве — до $1000, что, согласно исследованиям, является фактором нехватки кадров [14]. Перегрузка в России достигает 15 пациентов на медсестру7, а в кризисном Ливане — до 20:1.

Миграция в России внутренняя (регионы → города) или в СНГ, с небольшим оттоком за рубеж (дипломы легализуются через NCLEX). В Ливане уход 20% медсестер — системная потеря. Условия труда в Ливане экстремальны (войны, катастрофы), в России — рутинная перегрузка. В России профсоюзы медсестер, такие как "Действие", добиваются повышения зарплат, в Ливане таких структур нет. Например, в 2022г профсоюз в Екатеринбурге увеличил оплату на 10%, чего в Ливане невозможно достичь без внешней помощи.

Ливанская диаспора привозит инновации: медсестра из США внедрила симуляторы в AUB. В России приток из СНГ менее технологичен. Сестринское дело в Ливане — адаптация к хаосу, в России — к системным ограничениям. Миграция требует реформ в Ливане, Россия решает проблему внутренне, но обе страны могут учиться друг у друга.

Заключение

Сестринское дело в Ливане и России представляет собой яркий пример адаптации медицинской профессии к уникальным вызовам каждой страны. В Ливане историческое развитие, мультикультурное разнообразие и хроническая нестабильность сформировали профессиональный портрет медсестер, способных работать в экстремальных условиях, сочетая высокий профессионализм с психологической устойчивостью и культурной чувствительностью. Однако массовая миграция, вызванная экономическим кризисом, ставит под угрозу систему здравоохранения, требуя срочных реформ — повышения зарплат, улучшения условий труда и международной поддержки. В России сестринское дело развивается в рамках более стабильной, но перегруженной системы, где гибкость образовательных путей и внутренние ресурсы позволяют справляться с кадровыми вызовами, хотя проблемы низкой оплаты и бюрократии остаются актуальными. Сравнение этих моделей подчеркивает как различия — экстремальность ливанского контекста против системных ограничений в России, — так и общие черты, включая необходимость борьбы с профессиональным выгоранием и повышения престижа профессии.

Ливан сохраняет лидерство в медсестринском образовании среди арабских стран, привлекая студентов из региона, но его потенциал ограничен текущими кризисами. Россия, напротив, обладает масштабной образовательной базой, но уступает в инновациях и международной мобильности кадров. Обе страны демонстрируют устойчивость медсестер, чья роль выходит за рамки традиционного ухода, охватывая профилактику, реабилитацию и психосоциальную поддержку. Перспективы развития лежат в обмене опытом: Ливан может вдохновить Россию на усиление психологической подготовки, а Россия — предложить Ливану модели внутренней стабилизации кадров. В конечном итоге, сестринское дело в обеих странах остается жизненно важным элементом здравоохранения, требующим инвестиций, признания и адаптации к современным реалиям, чтобы продолжать служить своим обществам даже в самые сложные времена.

Отношения и деятельность: все авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

1. "Women at AUB: The Beginnings 1905-1947: A Photo Essay." Academia.edu. [Электронный ресурс] https://www.academia.edu/100314788/Women_at_AUB_The_Beginnings_1905_1947_A_Photo_Essay_?uc-sb-sw=73179416.

2. Abu-Saad Huijer H, Noureddine S, Dumit N. Nursing in Lebanon. Applied Nursing Research. 2005;18:63-4.

3. Abu-Saad Huijer H. Developing the Nursing Workforce: Challenges and Opportunities in Lebanon. Academia.edu. [Электронный ресурс] https://www.academia.edu/24044288/Developing_the_Nursing_Workforce_Challenges_and_Opportunities_in_Lebanon.

4. WHO EMRO, 2020 "Стратегия сотрудничества ВОЗ для Ливана" [Электронный ресурс] https://applications.emro.who.int/docs/9789292740092-eng.pdf?ua=1&ua=1.

5. Lebanese American University School of Nursing, 2023 "Подробности образовательных программ." [Электронный ресурс] https://www.lau.edu.lb/study/schools.php.

6. "Authorities to strengthen control over the quality of medical education". Vedomosti. 2024. May, 14. [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/05/14/1036908-vlasti-usilyat-kontrol-za-kachestvom-meditsinskogo-obrazovaniya.

7. Vologzhina M.I. Personnel shortage of medical workers with secondary education at the present stage: Problems and solutions. Molodoi uchenyi. 2023;(17):185-7. (In Russ.) [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/464/102063/.

Список литературы

1. Verdeil C. Birth of a new Ottoman elite. Training and careers of graduated physicians in Beirut at the end of the XIXth century. Review of the Muslim worlds and the Mediterranean. 2008;121-122:217-37. doi:10.4000/remmm.4983.

2. Kozma L, Khayat N. Gendered Struggles over the Medical Pro­fession in the Modern Middle East. Journal of Middle East Wo­men's Studies. 2022;18(1):1-11. doi:10.1215/15525864-9494108.

3. Clinton M, Bou-­Karroum K, Doumit MA, et al. Determining levels of nurse burnout during the COVID-19 pandemic and Lebanon’s political and financial collapse. BMC Nursing. 2022;21(1):11. doi:10.1186/s12912-021-00789-8.

4. Ali A. Displacement and health workforce challenges in Le­banon amid financial collapse. Journal of Refugee Studies. 2024; 37(1):201-19. doi:10.1093/jrs/fead076.

5. Alameddine M, Kharroubi SA, Dimassi H. What made Lebanese emigrant nurses leave and what would bring them back? A cross-­sectional survey. International Journal of Nursing Studies. 2020;103:103497. doi:10.1016/j.ijnurstu.2019.103497.

6. El-­Jardali F, Dumit N, Jamal D, et al. Migration of Lebanese nur­ses: A questionnaire survey and secondary data analysis. Inter­national Journal of Nursing Studies. 2008;45(10):1490-500. doi:10.1016/j.ijnurstu.2007.10.012.

7. El-­Jardali F, Alameddine M, Dumit N, et al. Nurses' work envi­ronment and intent to leave in Lebanese hospitals: Implications for policy and practice. International Journal of Nursing Studies. 2011;48(2):204-14. doi:10.1016/j.ijnurstu.2010.07.009.

8. Nassar M, Abdallah W, Najib B, et al. Weakening of the Le­ba­nese health sector. Eastern Mediterranean Health Journal. 2023;29(3): 168-9. doi:10.26719/emhj.23.022.

9. Madi M, Clinton M, Doumit M, et al. Transitioning to nursing practice in Lebanon: Challenges in professional, occupational and cultural identity formation. Journal of Nursing Education and Practice. 2018;8(6):38-48. doi:10.5430/jnep.v8n6p38.

10. El-­Jardali F, Hammoud R, Younan L, et al. The making of nursing practice law in Lebanon: a policy analysis case study. Health Re­search Policy and Systems. 2014;12:52. doi:10.1186/1478-4505-12-52.

11. Kavuran E, Türkoğlu N, Al-­Nuqaidan H, Fawaz M. Lebanese nursing students' perceptions of barriers to the implementation of person-­centered care in clinical settings: A qualitative study. Nursing Open. 2024;11(2):1234-42. doi:10.1002/nop2.2116.

12. Abouzeid M, Halwani DA, Mokdad AH, Habib RR. A Generation at Risk: The Impacts of Lebanon's Escalating Humanitarian Crisis on Children. Frontiers in Public Health. 2021;9:704678. doi:10.3389/fpubh.2021.704678.

13. Alameddine M, Chamoun N, Btaiche R, et al. The workforce trends of nurses in Lebanon (2009-2014): A registration database ana­lysis. PLoS ONE. 2017;12(8):e0182312. doi:10.1371/journal.pone.0182312.

14. Опрятнов А. С., Са­фо­нов А. С., Омельченко И. Б. Современные тенденции в оплате труда работников как фактор риска кадрового дефицита в медицинских учреждениях здравоохранения. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022;12(10A):547-57.


Об авторах

В. Г. Валькова
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России
Россия

Валькова Виктория Геннадьевна — ассистент Образовательного центра по постдипломному сестринскому образованию

Санкт-­Петербург



Е. Н. Золотухина
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России
Россия

Золотухина Елена Николаевна — зав. отделом платной медицинской помощи, сервиса и экспорта медицинских услуг

Санкт-­Петербург



Т. Н. Ищук
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России
Россия

Ищук Татьяна Николаевна — к.м.н., доцент кафедры организации, управления и экономики здравоохранения

Санкт-­Петербург



М. Саада
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России
Россия

Саада Мухамад — медицинский брат отделения детской хирургии и пороков развития и приобретенной патологии для новорожденных и детей грудного возраста

Санкт-­Петербург



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Валькова В.Г., Золотухина Е.Н., Ищук Т.Н., Саада М. Сестринское дело в Ливане: историческая эволюция, современные вызовы и профессиональная подготовка. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2025;24(2S):4430. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4430. EDN: VHMIMA

For citation:


Valkova V.G., Zolotukhina E.N., Ishchuk T.N., Saada M. Nursing in Lebanon: historical evolution, modern challenges, and professional training. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2025;24(2S):4430. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2025-4430. EDN: VHMIMA

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1728-8800 (Print)
ISSN 2619-0125 (Online)