Эффект терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией на приверженность лечению
Аннотация
Цель. Оценка влияния терапевтического обучения в школе для больных артериальной гипертонией (АГ) на приверженность пациентов лечению.
Материал и методы. Эффективность обучения пациентов с АГ для повышения приверженности лечению оценивалась по общепринятым критериям регулярности самоконтроля артериального давления (АД) и приема антигипертензивных препаратов. Был разработан оригинальный критерий оценки приверженности лечению – готовность больных АГ в полном объеме выполнять рекомендации врача по приобретению антигипертензивных препаратов.
Результаты. Под влиянием обучения подавляющее большинство больных осознают необходимость регулярного приема антигипетензивных лекарств. После обучения в школе для больных АГ стойкая мотивация к регулярному измерению АД возникает лишь у части пациентов. После терапевтического обучения пациенты демонстрируют большую готовность следовать рекомендациям врача, приобретая антигипертензивные средства с доказанной эффективностью.
Заключение. Терапевтическое обучение больных с АГ повышает их приверженность лечению.
Об авторах
С. Е. УшаковаРоссия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
А. В. Концевая
Россия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
О. В. Княжевская
Россия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
Т. Б. Концевая
Россия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
О. А. Назарова
Россия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
А. М. Калинина
Россия
Тел.: (0932) 32-51-48
Факс: (0932) 32-51-81
Список литературы
1. McCormack PM, Lawlor R, Donegun L, еt. al. Knowledge and attitudes to prescribed drugs in young and olderly patients. Irish Med J 1997; 90: 29-30.
2. Allegra L. Deliberate non-compliance due to dislike of medications. Eur Resp Rew 1995; 5(28): 170-2.
3. Brus SH, van der Laar M, Tool E, et al. Compliance in rheumatoid arthritis and the role of formal patient education. Semin Arthr Rheum 1997; 26(4): 702-10.
4. Chemlic F, Doughty A. Objective measurement of compliance in asthma treatment. Ann Allergy 1994; 73(6): 527-32.
5. Терапевтическое обучение больных. Программа непрерывного обучения для работников здравоохранения в области профилактики хронических заболеваний. Отчет рабочей группы ВОЗ. Москва 2001.
6. Mashida K. Efficacy of pulmonary rehabilitation. Nippon Rinsho 1999; 7(9): 2069-73.
7. McDonald HP, Gard AX, Haynes RB. Intervention to enhance patient adherence to medication prescription. JAMA 2001; 288: 2868-79.
8. Zernike W, Henderson A. Evaluating the effectiveness of two teaching strategies for patients hypertension. J Clin Nyrs 1998; 7: 37-44.
9. Ehlebraht-Kohig I, Bonish A. Basic principles in rheumatoid patient education. Theoretical principles and didactic aspects. Z Rheamat 2002; 61(1): 39-47.
10. Конради А.О., Собалева А.В., Максимова П.А. и др. Обучение больных гипертонической болезнью – бессмысленная трата времени или реальный инструмент повышения качества контроля заболевания. Артер гиперт 2002; 8(6): 217-20.
11. Weingarten SR, Henning JM, Banamgarav E, et al. Intervention used in disease management programmes for patients with chronic illness – which ones work? BMJ 2002; 325: 925-8.
12. Моисеев В.С., Кобалава Ж. Д. Комбинированная фармакотерапия артериальной гипертонии. Сердце 2002; 1(5): 228-31.
13. Metry JM. Measuring compliance in clinical trials and ambulatory care. In: Metry JM, Meyer UA, eds. Drug regimen compliance: issues in clinical trials and patients management. Chichester: Wiley 1999: 1-21.
14. Nuesch R, Schroeder K, Dieterle T, et al. Relation between insufficient response to antihypertensive treatment and poor compliance with treatment: a prospective case-control study. BMJ 2001; 323: 142-6.
15. Cleemut I, Kesteloot K, DeGeest S. A review of the literature on the economics of noncompliance. Room for methodological improvement. Health Policy 2002; 59: 65-94.
16. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. «Вильямс» 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Ушакова С.Е., Концевая А.В., Княжевская О.В., Концевая Т.Б., Назарова О.А., Калинина А.М. Эффект терапевтического обучения пациентов с артериальной гипертонией на приверженность лечению. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2005;4(1):32-35.
For citation:
Ushakova S.E., Kontsevaya A.V., Knyazhevskaya O.V., Kontsevaya T.B., Nazarova O.A., Kalinina A.M. Therapeutic education and treatment compliance in hypertensive patients. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2005;4(1):32-35. (In Russ.)