ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Подготовка врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) к оказанию медицинской помощи всегда представляла собой решение сложной, многоплановой задачи. И главную роль в решении этой задачи выполняют преподаватели терапевтических кафедр образовательных организаций.
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
Подготовка высококвалифицированного врача-терапевта в ординатуре представляет собой многоаспектную задачу, стоящую перед профессорско-преподавательским составом терапевтических кафедр Кубанского государственного медицинского университета. С учетом выявленных актуальных проблем определена цель исследования — анализ многолетнего опыта подготовки врачей-терапевтов (с 2019 по 2022гг), осуществляемой на терапевтических кафедрах федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Кубанского государственного медицинского университета" Минздрава России.
Заключение. Разработанная методическая система подготовки врачей-терапевтов, основанная на использовании персонализированного подхода, интеграции теоретического и практического обучения, реализации принципа "пациент-книга-пациент", активного использования индивидуальной самостоятельной работы обучающихся с последующим текущим контролем успеваемости каждого ординатора, разработанной и реализуемой системой школы наставничества, а также активное использование современного технического оснащения, новых методических приёмов, цифровых и симуляционных технологий, внедрение организационных мероприятий и материального стимулирования обучающихся позволяли достигать в последние годы 100%-го трудоустройства выпускников ординатуры Кубанского государственного медицинского университета по специальности "Терапия".
ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
Проблема готовности выпускников факультета высшего сестринского образования (ВСО) к осуществлению профессионально-педагогической деятельности является ключевой составляющей в организации эффективного образовательного процесса. Сформированность педагогических компетенций оказывает положительное влияние на различные типы последующей профессиональной деятельности медицинской сестры в практическом здравоохранении.
В нашем исследовании оценена готовность выпускников факультета ВСО к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, разработана усовершенствованная модель процесса формирования необходимых навыков.
Цель. Оценить важность отдельных аспектов проведения научно-практических конференций (НПК), организованных кафедрой поликлинической терапии РНИМУ им Н.И. Пирогова, а также значимость их работы в процессе подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности в рамках амбулаторного звена здравоохранения и влияние данных мероприятий на интерес участников и докладчиков к научно-исследовательской работе.
Материал и методы. Проведен анонимный онлайн опрос 37 участников обсуждаемых конференций, касающийся мотивации респондентов к посещению конференций, оценки освещения заявленной темы, практической применимости полученных знаний и других аспектов.
Результаты. Наиболее важными факторами мотивации к участию в работе НПК явились интерес к амбулаторной медицине (52,4% для конференции "Внутренние болезни на догоспитальном этапе" и 87,5% для конференции "Мультиморбидный пациент — преемственность стационара и поликлиники"), разбор интересных клинических случаев (66,7% и 75%, соответственно) и мультидисциплинарная направленность мероприятий (47,6% и 68,8%); немаловажным аспектом стало освещение актуальных проблем практического здравоохранения. К наиболее важным итогам посещения НПК большинство участников отнесли расширение медицинского кругозора (85,7% и 87,5%) и получение новых знаний по заявленной теме (90,5% и 75%). Практически половина опрошенных (52,4% и 56,3%) в качестве итога посещения НПК отметили подкрепление у них интереса к научной деятельности.
Заключение. Проведение НПК для студентов, ординаторов и аспирантов служит платформой для повышения уровня знаний и освоения профессиональных компетенций. Результаты опроса участников и докладчиков конференций говорят об актуальности привлечения обучающихся к работе конференций и о получении ими многочисленных преимуществ, подробно обсуждаемых в статье.
Цель. Анализ специфики подготовки будущих специалистов по Образовательной программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.54 "Общая врачебная практика (семейная медицина)" на кафедре медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ).
Материал и методы. Использованы теоретические (поиск и анализ доступных полнотекстовых статей в базе научной электронной библиотеке Еlibrary с использованием ключевых слов: ординатура, общая врачебная практика, методика преподавания, медицинское ВУЗ) и вербально-коммуникативный метод в виде онлайн-опроса 27 ординаторов с помощью анкеты, разработанной на базе Yandex Forms.
Результаты. За период с 2018г по настоящее время на кафедре прошли обучение по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" 68 ординаторов. Практикоориентированное направление обучения имеет важное значение для большинства ординаторов (77,8%). Теоретическая подготовка оказалась особенно интересной и полезной для 48,1%, научная деятельность — для 7,4% ординаторов. Среди трудностей в период обучения отмечены работа по медико-экономическому стандарту (51,9%), работа с пациентом (14,8%) и интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования (11,1%).
Заключение. Образовательный процесс в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" позволяет осуществить многостороннюю подготовку будущих специалистов к работе в условиях первичного звена здравоохранения. На кафедре созданы условия для дополнительного освоения ординаторами новых навыков и умений для успешной работы по этому профилю, но собственный опыт свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования образовательного процесса.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕДИЦИНЫ
Статья продолжает обзор развития медицинского знания в контексте развития образа врача в истории в русской и российской медицине. Рассматриваются современные теории о роли врача в будущем, которые в некоторой степени влияют на формирование в профессиональном образовании примеров образов врачей.
ПОБЕДИТЕЛИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕРАПИИ
Бурное развитие медицинской науки, из года в год возрастающий объем научно-технической информации, значительные успехи практического здравоохранения, все более широкое оснащение лечебно- профилактических учреждений сложной современной аппаратурой и оборудованием требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки врачебных кадров.
ISSN 2619-0125 (Online)