АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТОНИЯ
Цель. Провести анализ ассоциаций -308G/A полиморфизма гена фактора некроза опухолей альфа (TNFА) с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ).
Материал и методы. В исследование были включены 354 пациента с ЭАГ и 295 здоровых людей. Дезоксирибонуклеиновую кислоту выделяли из венозной крови. Генотипирование проводили методом полимеразной цепной реакции в сочетании с рестрикционным анализом ампликонов.
Результаты. Частота генотипа TNFА -308*G/*G среди больных ЭАГ, перенесших инсульт, была значительно ниже, чем в контрольной группе – 60,98% vs 78,98% (p=0,015). У больных ЭАГ с генотипом TNFА -308*G/*G понижен относительный риск развития инсульта.
Заключение. Полученные результаты позволяют предположить, что полиморфизм -308G/A гена TNFА вносит вклад в развитие инсульта у больных ЭАГ.
Цель. Сравнить клиническую эффективность и переносимость оригинального (Козаар®) и генерического (Лозап®) лозартана у больных артериальной гипертензией (АГ) I-II ст. тяжести высокого и очень высокого риска.
Материал и методы. Исследование было слепым, рандомизированным («метод конвертов»), с параллельными группами (n=20 в каждой). После 14 дней «отмывочного периода» больные получали в течение 3 месяцев по 1 таблетке утром Козаар® или Лозап® в дозе 50 мг/сут.
Результаты. Козаар® и Лозап® снижали систолическое АД (САД) на 11,6% и 12,0%, соответственно, (р<0,05) и диастолическое (ДАД) на 8,3% и 8,2%, соответственно, (р<0,05) по результатам офисного измерения. Коэффициент T/P для САД (по данным суточного мониторирования АД) в группе больных, лечившихся Козааром® и Лозапом® составил 67,1% и 66,3%, соответственно (p<0,05). Оба препарата практически в одинаковой степени снижали толщину миокарда задней стенки левого желудочка, каротидно-феморальную и каротидно-радиальную скорости распространения пульсовой волны – на 16,6%, 9,9%, 12,8% vs 16,6% и 10,1% и 12,2%, соответственно.
Заключение. По своей антигипертензивной активности и влиянию на суррогатные конечные точки оригинальный и генерический препараты лозартана были практически эквивалентны между собой.
Цель. Изучить клиническую эквивалентность двух препаратов бисопролола (Конкор® и Бисогамма®) у больных мягкой и умеренной артериальной гипертонией (АГ).
Материал и методы. В исследование были включены 32 больных АГ (15 мужчин и 17 женщин): 66 % с АГ I ст. и 34 % – II ст.; средний возраст – 60 лет; средняя длительность заболевания АГ – 17,9 лет. Большая часть пациентов были с АГ среднего и высокого риска. После 2-недельного периода отмены антигипертензивной терапии пациентам назначали 5 мг/сут. бисопролола или его дженерика. Последовательность назначения препаратов определялась путем рандомизации. При недостаточном эффекте каждые 2 недели доза препарата увеличивалась до 10 мг/сут. или добавляли 12,5–25 мг/сут. гидрохлортиазида (ГХТ). После окончания 1 этапа и 2 недель отмывочного периода начинался 2 этап исследования.
Результаты. Две недели терапии оригинальным бисопрололом и его дженериком достоверно снижали САД, ДАД и ЧСС. Целевого уровня САД достигли 62,5 % больных в группе Конкора® и 43,7 % в группе Бисогаммы®, ДАД – 71,9 % и 62,5 %, соответственно. На терапии увеличенной дозой бисопролола ± ГХТ целевого уровня САД достигли 90,1 % больных в группе оригинального бисопролола и 75 % в группе дженерика. Монотерапия Конкором® оказалась эффективна в 84,4 %, Бисогаммой® в 62 % случаев (для межгруппового различия p<0,05). Целевого уровня САД и ДАД в результате 6 недель терапии достигли 96,9 % больных в обеих группах. Для обеспечения одинакового антигипертензивного эффекта в двух группах потребовались большие дозы бисопролола и ГХТ у больных, принимавших Бисогамму®.
Заключение. Таким образом, сравнение двух препаратов бисопролола – оригинального и дженерика, у больных АГ выявило большую эффективность первого при одинаковой их переносимости.
ОСТРЫЙ КОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ И ИНФАРКТ МИОКАРДА
Цель. Изучить структуру догоспитальной летальности при остром коронарном синдроме (ОКС) с учетом пола больных; выявить факторы, влияющие на прогноз.
Материал и методы. В исследование включены больные (n=531) с признаками острой ишемии миокарда с различными исходами на догоспитальном этапе. Проведена статистическая обработка клинического материала с привлечением корреляционного и регрессионного анализов.
Результаты. Вероятность летального исхода на догоспитальном этапе выше у мужчин > 60 лет, женщин > 80 лет, у пациентов с нетипичной клинической картиной ОКС, развитием заболевания и вызовом скорой медицинской помощи с 21:00-09:00, у пациентов, не получающих специализированной помощи и без предшествующего амбулаторного наблюдения.
Заключение. На вероятность летального исхода ОКС на догоспитальном этапе могут оказывать влияние биологические, хронобиологические, организационные факторы, индивидуальные особенности заболевания, уровень взаимодействия пациента с медицинскими службами. Имеют место некоторые признаки полового диморфизма.
Цель. Проверить гипотезу: у больных инфарктом миокарда (ИМ) с окклюзией инфаркт‑связанной коронарной артерии (ИСКА) рутинное чрескожное коронарное вмешательство имеет преимущества перед медикаментозным лечением в снижении кумулятивного риска смерти вследствие всех причин, повторного нефатального ИМ или тяжелой сердечной недостаточности (СН).
Материал и методы. В исследование были отобраны 2166 больных ИМ со стабильным течением, у которых при коронарной ангиографии на 3‑28 сутки заболевания сохранялась окклюзия ИСКА. Больные были рандомизированы в 2 группы: группу медикаментозного (n=1084) и группу инвазивного лечения (n=1082). Первичный оценочный критерий исследования был композитным и включал развитие смерти вследствие любых причин, или нефатального ИМ, или тяжелой СН c госпитализацией. Основными вторичными оценочными критериями служили отдельные составляющие первичной «конечной точки».
Результаты. Частота развития первичной «конечной точки» к концу 4 года наблюдения составила 17,2% в группе инвазивного лечения и 15,6% в группе медикаментозного лечения (р=0,2). Отсутствовали какие‑либо преимущества одной стратегии перед другой в зависимости от возраста, пола, расовой принадлежности, локализации коронарной окклюзии, сократительной функции левого желудочка, наличия сахарного диабета, тяжести, давности заболевания. Частота смертей вследствие любых причин была практически идентичной в обеих группах. Частота всех случаев повторного ИМ в группе инвазивного лечения имела отчетливую тенденцию к увеличению по отношению к группе медикаментозной терапии.
Заключение. Позднее «открытие» окклюзированной ИСКА в случаях стабильного течения заболевания не снижало риска смерти, повторного ИМ, развития тяжелой СН в течение последующих 4 лет наблюдения.
ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Цель. Изучить частоту и динамику депрессивных нарушений у больных пожилого и старческого возраста с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).
Материал и методы. У 105 стационарных больных с I‑III ФК (NYHA) ХСН (средний возраст – 77,5±4,7 лет) оценивались выраженность депрессивных нарушений (шкала CES‑D), качество жизни (КЖ) по миннесотскому опроснику КЖ, физическая работоспособность по 6‑минутному тесту ходьбы (6МХ) при поступлении и через 3 недели терапии ХСН без применения антидепрессантов.
Результаты. Депрессия выявлена у 32,4% больных; в целом депрессивные расстройства – у 56,2%. С увеличением ФК ХСН растет процент пациентов с депрессией (р<0,05). У больных с депрессией наиболее худшие показатели по опроснику КЖ и наиболее низкие результаты теста 6МХ (p<0,05). В отличие от других пациентов, у больных с депрессией не наблюдалось изменений эмоционального компонента КЖ и имела место наименьшая положительная динамика теста 6МХ (p<0,05).
Заключение. Более 30% пациентов пожилого и старческого возраста с ХСН страдают депрессией. В процессе стационарного лечения у пожилых пациентов с депрессией улучшались только физических параметры КЖ и наблюдалась наименее выраженная динамика 6МХ теста.
ДИСЛИПИДЕМИИ
Цель. Определить характер и частоту мутаций гена аполипопротеина (апо) В-100 у пациентов с клиническим диагнозом гетерозиготной семейной гиперхолестеринемии (СГ) и охарактеризовать фенотипические проявления у носителей мутации.
Материал и методы. Скрининг на мутации в 26-м экзоне гена апо В-100 был проведен среди 111 пациентов с клиническим диагнозом гетерозиготной СГ. При анализе дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) использовали аллельспецифическую полимеразную цепную реакцию, рестрикционный анализ, анализ полиморфизма конформации одноцепочечного фрагмента ДНК (SSCP) и секвенирование участков ДНК с аномальной электрофоретической подвижностью.
Результаты. Среди больных с клиническими проявлениями гетерозиготной СГ у 4,5% была обнаружена мутация гена апо В-100. Мутация R3500Q была единственным видом нарушения в структуре гена апо В-100 у обследованных пациентов. Больные с дефектом апо В-100 по сравнению с носителями мутации рецептора липопротеина низкой плотности (ЛНП-рецептора) характеризовались менее выраженной ГХС.
Заключение. Мутация R3500Q гена апо В-100 наряду с мутациями ЛНП-рецептора является одной из причин высокого уровня ХС у российских пациентов, в то время как другие мутации 26-го экзона гена этого белка, по-видимому, очень редки.
ПРОФИЛАКТИКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Цель. Изучить влияние симвастатина на липидный обмен и когнитивные функции больных с различными формами ишемического нарушения мозгового кровообращения.
Материал и методы. Обследованы 210 пациентов с цереброваскулярными заболеваниями и различными видами дислипидемии, они разделены на три группы. Больные группы А (n=108) с первичным ишемическим инсультом в каротидном бассейне и группы В (n=68) с I-II стадиями дисциркуляторной энцефалопатии (ДЦЭ) непрерывно получали симвастатин в течение 24 месяцев. Больным группы С (n=34) I-II стадиями ДЦЭ терапия симвастатином не проводилась. Исследовали липидный спектр (ЛС), проводили ультразвуковую допплерографию экстракраниальных артерий, реоэнцефалографию, нейровизуализацию, нейропсихологический анализ. Изучали параметры ЛС исходно и на протяжении 6, 12, 24 месяцев наблюдения, церебральной гемодинамики и когнитивного статуса – исходно и через 24 месяца.
Результаты. Анализ результатов 2-летнего наблюдения и лечения больных с цереброваскулярной недостаточностью симвастатином в дозе 10-20 мг/сут. имел положительную оценку. Получено статистически значимое снижение концентрации общего холестерина, холестерина липопротеидов низкой плотности и триглицеридов; уменьшение индекса атерогенности и повышение холестерина липопротеидов высокой плотности. Обнаружены плеотропные эффекты симвастатина. Отмечено улучшение речевых функций больных (р<0,05).
Заключение. Симвастатин обладает выраженным и стойким гиполипидемическим эффектом, улучшает функции когнитивной сферы. Препарат показал эффективность и хорошую переносимость.
МНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ
Развитие артериальной гипертонии (АГ) у беременных сопровождается генерализованным повреждением эндотелия с вазоконстрикцией и нарушением реологических свойств крови, что нарушает микроциркуляцию и вызывает ишемию органов и тканей. Необходимо учитывать влияние антигипертензивной терапии на эндотелий и клетки крови у беременных при АГ. Последние экспериментальные и клинические исследования доказывают, что нифедипин обладает эффективным антигипертензивным эффектом при беременности, безопасен и способен положительно влиять на эндотелий, агрегацию тромбоцитов и эритроцитов. Дополнительные, негемодинамические свойства препарата позволяют рекомендовать нифедипин в качестве препарата первой линии при различных АГ у беременных.
Результаты крупных эпидемиологических исследований позволили установить, что частота сердечных сокращений (ЧСС) является независимым фактором риска, повышающим общую, внезапную смертности и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Ивабрадин специфически связывается с f-каналами клеток синусового узла (СУ), обеспечивая снижение ЧСС. Благодаря специфическому действию на СУ и избирательному подавлению токов If ивабрадин дозозависимо снижает ЧСС в покое и при максимальной физической нагрузке без изменения среднего артериального давления. В крупных, клинических исследованиях было показано, что ивабрадин наряду с благоприятным профилем переносимости обладает значительной антиангинальной и антиишемической эффективностью, по крайней мере, такой же, как и у существующих в настоящее время препаратов для лечения стенокардии – E-адреноблокаторов и антагонистов кальция.
Эналаприл – один из наиболее хорошо и всесторонне изученных ингибиторов ангиотензин-превращающего фермента (ИАПФ), доказавший свою высокую эффективность при лечении артериальной гипертонии, хронической сердечной недостаточности и дисфункции левого желудочка, в т.ч. после перенесенного инфаркта миокарда. Одним из лучших дженериков эналаприла является Берлиприл® – ИАПФ с уникальной структурой, обеспечивающей 100% биодоступность действующего вещества.
В настоящем обзоре изложены современные принципы гиполипидемической терапии, приводящие к снижению риска сердечно-сосудистых осложнений. Обозначены основные группы пациентов, требующие раннего и активного назначения гиполипидемической терапии, в первую очередь, статинов. Изложена новая тактика назначения статинов, основанная на результатах последних завершенных крупных исследований. В обзоре приведены данные клинических исследований, изучающих гиполипидемические и антиатеросклеротические эффекты розувастатина – статина новой генерации; обозначены его фармакологические особенности и определены перспективы применения в клинической практике.
Эффективность и хорошая переносимость блокаторов ангиотензиновых рецепторов при артериальной гипертонии (АГ) доказаны в рандомизированных, широкомасштабных, клинических исследованиях. Установлены существенные фармакодинамические различия между препаратами, блокирующими ангиотензиновые рецепторы, что имеет потенциально важное клиническое значение. Доказано преимущество кандесартана по степени и длительности снижения артериального давления (АД) при АГ и уменьшение частоты сердечно-сосудистых осложнений при длительном лечении АГ кандесартаном. Благоприятное влияние кандесартана на метаболизм отмечено у пациентов с сахарным диабетом, независимо от антигипертензивного эффекта. В контролируемых исследованиях с применением кандесартана при хронической сердечной недостаточности полностью доказана их эффективность как в комплексной терапии при назначении кандесартана в комбинации с E-адреноблокатором, так и при дополнительном присоединении к комбинации E-адреноблокатора с ингибитором ангиотензин-превращающего фермента.
Результаты исследования ASCOT в значительной степени повлияли на содержание Британских национальных рекомендаций по артериальной гипертонии (АГ) 2006 и Европейского общества АГ 2007. Исследование показало, что лечение АГ «новыми» антигипертензивными препаратами, блокаторами кальциевых каналов и ингибиторами ангиотензин-превращающего фермента, более эффективно и в метаболическом отношении более безопасно, чем лечение «старыми» препаратами: диуретиками и E-адреноблокаторами. Продемонстрировано, что понятие «органопротекция сосудов» должно предполагать торможение развития не только атеросклероза, но и снижение жесткости артерий. При этом снижение артериального давления (АД) в аорте прогностически более значимо, чем снижение АД в плечевой артерии; способность уменьшать жесткость артерий относится к важнейшим свойствам антигипертензивных препаратов. Несмотря на факты меньшей эффективности E-адреноблокаторов в профилактике осложнений АГ, этот класс препаратов сохраняет свое место среди основных антигипертензивных средств.
ОБЗОРЫ
Статья содержит обзор литературы по весьма важной проблеме – лечение артериальной гипертонии (АГ) у больных сахарным диабетом 2 типа (СД-2). Известно, что АГ встречается в три раза чаще у пациентов с СД-2, а сочетание этих патологий опасно и повышает риск поражения органов-мишеней (ПОМ). В работе дан анализ различных исследований, результаты которых объясняют причины дополнительного увеличения риска ПОМ, и делается вывод, что контроль артериального давления является важным аспектом в лечении больных СД-2. Обсуждаются вопросы о важности метаболических эффектов различных антигипертензивных средств в плане долгосрочного сердечно-сосудистого прогноза.
Артериальная гипертония (АГ) относится к одним из самых распространенных заболеваний. Несмотря на значительные успехи в изучении патогенеза АГ, результаты лечения больных остаются весьма удовлетворительными. Во многом это связано с низкой приверженностью больных длительной терапии антигипертензивными препаратами (АГП). В настоящее время приоритет при лечении АГ отдается комбинированной терапии несколькими АГП. Перспективным направлением является использование комбинированных АГП с фиксированными дозами компонентов, входящих в их состав. В обзоре анализируются исследования, посвященные изучению эффективности наиболее распространенных в России комбинированных АГП.
Гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ) рассматривается как основной предиктор сердечно-сосудистой смертности. Под термином «ремоделирование», пришедшим на смену понятию ГЛЖ, подразумевают весь комплекс изменений, возникающих на различных уровнях: от макроскопического до биохимического и генетического, неизбежно сопровождающихся нарушением диастолической и систолической функций миокарда, нарушением его кровоснабжения и сердечного ритма. На современном этапе основное в подборе препарата для лечения и профилактики ГЛЖ – его органопротективный эффект, в частности обеспечение регресса ремоделирования. Одной из наиболее перспективных в этом плане фармакологических групп являются блокаторы ангиотензина (АТ) II (БРА), в частности ирбесартан. Это обусловлено ведущей ролью ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в патогенезе ГЛЖ и наличием альтернативного пути образования АТII, неподконтрольного ингибиторам ангиотензин-превращающего фермента. Эффективность ирбесартана при артериальной гипертензии доказана в многочисленных исследованиях. Новые данные, касающиеся патогенеза гипертрофической кардиомиопатии, позволяют надеяться на успешное использовании БРА и при этом заболевании.
Обсуждаются современные аспекты вовлечения сердца в патологический процесс на различных стадиях периодической болезни (ПБ). Воспаление, возникающее во время приступов, субклинически протекающее в межприступном периоде и при развитии амилоидоза, рассматривается как основа функциональных и органических изменений сердца при ПБ. Ряд иммунных нарушений наряду с активацией симпатоадреналовой и других систем и органов рассматриваются как предпосылка истощения функциональных резервов сердца. Миокардиальная дисфункция вследствие расстройств микроциркуляции и отложения амилоидного вещества выдвигаются на первый план, несмотря на то, что поражение остальных структур сердца также имеет место при ПБ. Внимание уделено основным направлениям диагностики поражения сердца на различных стадиях болезни.
В обзоре литературы освещены вопросы терминологии, распространенности, диагностики, клиники, особенностей течения, лечения больных с миокардиальными мостиками (ММ) коронарных артерий. Особое внимание уделено механизму развития ишемии, клинической значимости и неинвазивной диагностике ММ с помощью внутрисосудистого ультразвукового исследования. Проанализированы основные исследования, касающиеся прогноза жизни больных с клиникой подобной стенокардии и ММ, с длительностью наблюдения 3,4 – 11 лет.
ПИШУТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВРАЧИ
ЮБИЛЕИ
2 июня 2007г исполнилось бы 110 лет со дня рождения одного из крупных отечественных ученых-клиницистов, терапевта-кардиолога, профессора, генерал-майора медицинской службы, начальника кафедры госпитальной и военно-морской терапии Военно-морской медицинской академии (ВММА) Зиновия Моисеевича Волынского.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ISSN 2619-0125 (Online)